Быстрые изменения в обществе требуют быстрого приспособления личности к ним. Растет ценность времени, и осознание этого процесса становится основой формирования установок на определенную последовательность и время/возраст наступления важных событий в жизни человека, что должны развивать временную компетентность личности не только на уровне повседневных практик и выполнения профессиональных задач, но и на уровне всей жизни (жизненного пути).
Цель исследования – установить, может ли развитие временной компетентности личности и осознание ценности времени влиять на изменения возраста материнства. Научная новизна заключается в том, что в исследовании возраста матери при рождении ребенка как весомый фактор изменений рассматриваются: ценность времени и развитие временной компетентности личности.
В работе использованы научные методы сравнения, анализа, обобщения, аналогии, графический метод. К анализу были привлечены материалы международного «Европейского социального обследования» (ESS) третьего (2006-2007 гг.) и девятого (2018 г.) раундов, которые включали одинаковый модуль по изучению организации жизненного цикла человека. Теоретической основой исследования стала энергетическая концепция психологического времени, согласно которой в личностное время входит его энергетическая составляющая.
В статье проанализированы изменения, которые произошли за период между 3-м и 9-м раундами ESS в представлениях респондентов относительно возраста, когда женщину считают еще слишком молодой, чтобы стать матерью; возраста, когда женщине, по мнению респондентов, уже поздно рожать (еще одного) ребенка; идеальный возраст для того, чтобы стать матерью.
Выявлено смещение указанных возрастных характеристик в сторону старших возрастных групп почти во всех странах-участницах 3-го и 9-го раундов ESS.
Четкие ответы большинства опрошенных лиц об идеальном возрасте для женщины, чтобы стать матерью, и перейти к новому этапу жизни, свидетельствуют о наличии личностной временной компетентности в масштабе всей жизни. И в перенесении на уровень семьи или индивида ответственности как за выбор времени (возраста) для рождения ребенка/детей (а это по большей части стало возможным благодаря развитию планирования семьи), так и за использование времени до появления ребенка. Такие процессы отражают осознание ценности времени и еще больше усиливают его ценность.
Ключевые слова: рождаемость, возраст матери при рождении ребенка, ценность времени, временная компетентность личности, идеальный возраст, чтобы стать матерью.
Постановка проблемы. Ускорение ритма жизни неизбежно сопровождается осознанием ценности времени. Эту тенденцию усиливают присущие времени особенности: невозможность влиять на время, ограниченность временного ресурса, невозможность его накопления, невозможность передачи другому лицу, купли/продажи, замены, необратимость и беспрерывность течения времени.
По определению И. Канта, «время есть не что иное, как форма внутреннего чутья, то есть форма созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния». Восприятие молодым человеком времени, и осознание его ценности становится основой выстраивания определенных жизненных сценариев, желаемой последовательности важнейших событий в его жизни.
Несмотря на правильность тезиса И. Канта, что «время не является эмпирическим понятием, выделенным из какого-то опыта», все же необходимо отметить, что опыт использования, организации, планирования времени другими людьми может существенно влиять на принятие тех или иных решений.
Прежде всего, это касается созерцания молодыми людьми опыта в организации времени жизни предыдущих поколений и возможностью отмечать, насколько успешными оказались те или иные сценарии. Одним из моментов «организации жизни» является важнейшее событие – рождение ребенка/детей, а планирование возраста, в котором его/их родить, может зависеть от наблюдения за жизненными сценариями других семей и определение наиболее благополучных.
Актуальность исследования. Изучение вызовов, вызванных дальнейшим развертыванием глобализации, навели ученых на мысль, что в постиндустриальном обществе из-за роста скорости изменений, увеличения количества и плотности индивидуальных информационных событий в ежедневном процессе познания человека, время сжимается и уплотняется.
Взросление личности происходит в процессе планирования будущей жизни, постановки целей и расположения их в соответствии с приоритетами, осознанием, что для жизненной самореализации необходимо охватить немало сфер жизнедеятельности, гораздо больше, чем это было в поколениях родителей и прародителей.
В то же время меняется отношение ко времени, осознается его бесповоротность и решение лет молодости для наработок, формирующих надежную основу дальнейшей жизни. В связи с этим выяснение репродуктивных планов в целом и, в частности, времени – возраста рождения ребенка является актуальной задачей.
Еще одним свидетельством важности включения в исследование народной ценности времени в рождаемости и одновременно толчком к проведению нашего разговора, откуда стал опубликованный в Германии доклад о развитии семьи и семейной политики.
Внимание сосредоточено на временных нуждах семьи и типовых конфликтах семей из-за нехватки времени, а также в разработке политики времени для семьи, ведь для каждой семьи необходимо достаточно времени, чтобы развивать отношения, гармонизировать их, обеспечивать взаимную заботу и помощь между поколениями, и при этом выполнять социально необходимую работу.
В докладе также поднимался вопрос влияния времени как фактора на принятие решения о рождении детей и о развитии умения организовывать и использовать этот ценный ресурс.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопрос времени, его ценности, отношение человека ко времени по большей части находятся в сфере научного интереса психологов и философов. Исследования по восприятию человеком времени и его ценности характеризуются разнообразием направлений исследований.
Довольно широкий круг ученых сосредоточили внимание на изучении психологического времени личности. Я. Сухенко (J. Sukhenko) проанализировала результаты существующих на сегодня концептуальных подходов. Где «наиболее отчетливо выявляется содержательно-хронологическая логика исследования» психологического времени личности. Самым популярным исследованием этого сложного и многоуровневого явления до сих пор остается концепция Е. Головахи (E. Golovaha) и А. Кроник (A. Kronik).
В связи с усилением внимания к гендерному равенству актуализировались исследования использования времени. В частности, В. Макарова (О. Makarova) ставит вопрос «необходимости теоретического обоснования, и классификации способов траты времени» как для характеристики качества жизни населения, так и для «информационного обеспечения мониторинга ситуации относительно гендерного равенства».
Осознание ценности свободного времени и рационального его использования сформировало научное направление – ведение досуга.
Немало работ психологов посвящено проблемам личностной организации времени не только на уровне профессиональной и повседневной деятельности, но и на уровне жизни в целом, поскольку именно организация времени жизни является важнейшим условием чувствования его целесообразности и удовлетворенности им.
Рассуждения К. Абульхановой (К. Abulkhanova) и Т. Березиной (T. Berezina) об организации времени жизни основываются на убеждении, что время – это «ценность, поскольку нам удается наполнить его глубоким смыслом и реализоваться в нем».
Все популярнее становится тайм-менеджмент, который постепенно превращается в жизненную философию деловых людей.
Время в исследованиях демографов чаще всего предстает как возраст наступления определенных демографических процессов и их продолжительности. Ценность времени обычно отождествляют с ценностью человеческой жизни и направленностью удлинить его продолжительность.
В европейском социальном обследовании (ESS) третьей волны, проведенного в 2006-2007 гг., впервые был включен модуль, направленный на лучшее понимание распространенных среди европейцев мнений по организации жизненного цикла и стратегий планирования личной жизни.
В ходе обследования, в частности, выяснялось существование и устойчивость социальных норм отдельных событиях в жизни. А также рассуждения относительно идеального возраста, чтобы начать жить вместе с мужчиной/женщиной без женитьбы, вступить в брак и начать жить вместе со своим мужем/женой, стать матерью/отцом, в самом молодом и самом старом возрасте жизненных событий и др.
Статистические материалы этого обследования стали основой многих исследований. Среди них интересная работа Ф. Биллари (F. Billari) и его коллег. В ней представлены результаты изучения существующих социальных возрастных ограничений (дедлайнов) для деторождения и их вариации в разных странах. А также связь с фактическими биологическими пределами и вспомогательными репродуктивными технологиями.
В последние десятилетия в Украине, как и в большинстве европейских стран, наблюдают тенденцию повышения возраста материнства. Наиболее вероятным фактором этой тенденции является откладывание рождения ребенка на старший возраст матери, а вот причины такого откладывания все еще недостаточно изучены.
Цель исследования — установить, может ли развитие временной компетентности личности и осознание ценности времени влиять на изменения возраста материнства. Научная новизна работы заключается в том, что впервые в исследованиях возраста матери при рождении ребенка как весомого фактора изменений рассматриваются, ценность времени и временная компетентность личности.
Материалы и методы. Представленное исследование осуществлялось с помощью следующих методов: сравнения, анализа, обобщения, аналогии, графического метода.
В работе использованы материалы международного Европейского социального исследования (European Social Survey, ESS) третьей (2006– 2007 гг.) и девятой (2018 г.) волн (раундов), в программу которых входил одинаковый модуль по изучению организации жизненного цикла человека.
Участники, как третьего, так и девятого раундов придерживались одинаковых метаморфоз, что обеспечило корректность сравнений ответов граждан разных европейских стран в разные периоды обследования. К анализу также приобщены статистические материалы Европейской комиссии (Eurostat), со свободным доступом к ним.
Начиная с 9-го раунда, в интегрированном файле данных размещен вес anweight, который мы использовали при проведении расчетов. Что касается 3-го раунда, то подобный вес был вычислен в соответствии с рекомендациями в руководстве ESS по взвешиванию данных.
К сожалению, не все страны-участницы 9-го раунда принимали участие в 3-м раунде, и также были страны, которые не вошли в последнее обследование. В частности, Украина в 2018 г. осталась вне обследования, и поэтому нет возможности узнать, как изменено мнение наших граждан по организации жизненного цикла за период 2006-2018 гг., и соответствуют ли эти изменения тем, что имеют место в других европейских странах.
Для проведения демографического анализа важно обращать внимание на возрастные особенности. Однако при выделении определенных возрастных совокупностей в некоторых странах, число респондентов оказалось недостаточным для рассмотрения среды, поэтому эти страны изымались при построении графиков и проведении сравнений.
Изложение основного материала и результатов исследования. Отношение человека ко времени как ценности может определяться степенью его актуализации и проявляться уровнем развития временной компетентности личности. Последняя определяет способность человека выстраивать личную временную перспективу, конструктивно действовать в различных временных режимах, структурировать и соединять их в единые целые события настоящего, прошлого, будущего, и в немалой степени зависит от способа включения личности в социальные процессы.
Развитие временной компетентности у человека является одним из условий его активной жизненной позиции, определяет его общественную позицию, психологическое здоровье и благополучие. Временная компетентность личности может раскрываться в повседневности и в профессиональной сфере как такая организация деятельности, что дает возможность заблаговременно достичь лучших результатов.
В то же время ее можно рассматривать в масштабе всей жизни человека. В этом случае временная компетентность будет определяться организацией и последовательностью значимых (судьбоносных) событий в течение жизни, что в конечном итоге выстраивают благополучный (успешный) биографический путь человека. Это касается и женщин, и мужчин, поскольку рождение ребенка воспринимается ими обоими как значимое (этапное) событие в жизни.
Возможность планировать рождение ребенка (или еще одного ребенка) вызвала потребность для личности найти на своем жизненном пути «точку» или «отрезок» (иначе – возраст), когда это лучше всего осуществить.
Если в XIX веке господствующий настрой в репродуктивной сфере большинства семей мог охарактеризовать выражение «на то воля Божья», а значит и ответственность за время, когда родится ребенок, возлагалась на «высшие силы», то планирование семьи в ХХ, и тем более в XXI веках, переместило ответственность за рождение ребенка. Прежде всего, за выбор времени/возраста его рождения – на индивидуальный уровень или уровень супругов. Тогда личность несет ответственность также за использование времени, предшествующего рождению ребенка.
Прослеживается детерминация прошлого – успешность адаптации к новым условиям жизнедеятельности, связанной с рождением ребенка. Это в немалой степени зависит от предыдущих действий (в частности, решения жилищной проблемы, достижения устойчивой конкурентоспособности на рынке труда и тому подобное), – и детерминация будущим – планируемым (желаемым) событиям, целям. Например, планы родить трех детей с соблюдением определенных интервалов между их рождением, определить время рождения первого ребенка.
Все это вместе соответствует ценностно-смысловому компоненту временной компетентности личности, поскольку время воспринимается как ценность, осознается социальная значимость эффективной организации времени и личностная ответственность за реализацию своего времени как ресурса.
При принятии важных жизненных решений индивид руководствуется ценностями, которые в современном мире часто приобретают неоднозначный, текущий характер, и из-за их высокой динамики значимость времени, как психологического конструкта, растет и он становится своеобразным маркером специфики изменений ценностей личности и детерминант ее поведения.
К. Абульханова и Т. Березина сформулировали энергетическую концепцию психологического времени, согласно которой составляющими личностного времени является не только восприятие, переживание, осознание и организация времени, но и энергетика личностного времени. Последний компонент требует дальнейшего изучения, впрочем, это не отменяет возможности его использования, поскольку вряд ли можно ожидать жарких дискуссий относительно утверждения неравномерного энергетического наполнения разных периодов жизни человека.
Молодость — это наиболее динамичный период жизни, характеризующийся значительной энергией действий и стремлением как можно больше познать, испытать себя в различных сферах, чтобы определиться с интересами и целями. В этот период формируется основа будущего. Молодые люди приобретают навыки организовывать свое время, располагать цели в порядке приоритетности.
Согласно энергетической концепции психологического времени, время отдельной человеческой жизни превращается личностью в материальные и идеальные формы культуры (в широком смысле), потребление которых другими людьми дает возможность увеличить в них энергетический потенциал.
С этих позиций откладывание рождения ребенка можно рассматривать как стремление личности энергию (молодости) времени до появления детей превратить в материальные и мировоззренческие ценности и формы, которые будут способствовать накоплению энергетического потенциала у потомков.
Здесь имеет место не замена потребности в детях «удовлетворением, скажем, материальными потребностями, а сознательный или бессознательный перевод энергии времени в другие формы, которые поддаются (конечно, в определенной степени) хранению» и доступны для дальнейшего потенцирования другими людьми, в частности, детьми.
Как бы там ни было, но многочисленные социологические обследования показывают, что подавляющее большинство молодых людей осознает, что рождение ребенка – это ответственный шаг в их жизни, а уход и воспитание ребенка / детей потребует много времени и усилий и значительно усложнит повышение образовательного уровня, овладение профессией, обретение навыков настоящего мастера своего дела, что со своей стороны усилит уверенность в своих силах.
К тому же опыт тех, кто родил ребенка еще до окончания обучения, свидетельствует, что без посторонней помощи (например, родителей), неизбежным становится «отставание» в уровне социального и материального благополучия.
В программах 3-го и 9-го раундов Европейского социального обследования респондентам было предложено дать ответ на вопрос: «До какого возраста, по Вашему мнению, женщина слишком молода, чтобы стать матерью?» («Before what age would you say a woman is generally too young to become a mother?»).
В целом по странам средний возраст женщины, к которому, по мнению респондентов, она является слишком молодой, чтобы стать матерью, по результатам 9-го раунда были несколько выше, чем по данным 3-го раунда. Превышение имело место не во всех странах, принимавших участие в обследовании, а разница в большинстве случаев была в пределах 0,1–0,3 года.
Среди всех стран выделяются Кипр и Португалия, где за период между раундами представления относительно возраста, когда еще слишком рано рожать, сместились в сторону старших возрастных групп, вследствие этого средний показатель оказался на 0,9-1,2 года (соответственно) больше, чем он был в 2006-2007 гг.
А в Ирландии – стране с очень высокими показателями среднего возраста матери при рождении ребенка – значительное количество опрошенных, наоборот, были склонны указывать возрастные группы до 20 лет, что повлияло на обобщающий показатель, и средний возраст слишком ранней рождаемости стал ниже, чем он был в предыдущем опросе.
Важно отметить, что мало кто из респондентов сообщал о возрасте до 18 лет. Есть все основания считать, что не физиологическая способность родить ребенка, а социальная зрелость играла ключевую роль в раздумьях, к какому возрасту еще рано становиться матерью. Интересным фактом является то, что в большинстве стран Северной Европы мужчины более чем женщины указывали старший возраст, к которому женщина слишком молода, чтобы стать матерью.
Общественное «предписание» – когда еще рано становиться матерью/отцом, а когда уже можно – прямо или косвенно формирует детородное поведение, указывает на нижнюю границу, не достигнув которой, не стоит проявляться в новом качестве (материнства/ отцовства).
Такие предписания определенным образом «контролируют» рациональность использования времени до рождения ребенка. При этом одобряя затраты времени на обучение, овладение профессией, приобретение определенного уровня конкурентоспособности, материального обеспечения, финансовой независимости (прежде всего от родителей и социальных пособий), и осуждающе принимая затраты времени на реализацию желания «пожить для себя», путешествовать, изучать новое, иметь хобби и тому подобное.
Целесообразность того или иного репродуктивного поведения в конечном итоге определяется успешностью жизненного пути личности. Последствия ранней (а тем более, подростковой) рождаемости касаются не только непосредственно девушки и ее будущей жизни, но и сказываются на ее ребенке.
То, что подавляющее большинство респондентов (в том числе и среди молодежи) четко указали возраст, к которому женщина является еще слишком молодой, чтобы стать матерью, свидетельствует об умении расставлять подходящие для определенного возраста приоритеты, чувствовать неотделимость и целостность прошлого, настоящего и будущего.
Рядом с нижней чертой устанавливается еще и верхняя граница, что характеризует возраст, когда женщина воспринимается как «слишком старая», чтобы родить ребенка/еще одного ребенка. В ESS ответ на вопрос «Как Вы считаете, после какого возраста женщина, как правило, уже выходит из того возраста, чтобы рожать (еще) детей?» (Aft er what age would you say a woman is generally too old to consider having any more children?).
Результаты последнего обследования относительно возраста, до которого рождение ребенка у женщины соответствует норме, оказались довольно ожидаемыми: как и в случае «слишком рано рожать», средний возраст женщины, когда уже «слишком поздно рожать», был выше, чем аналогичный показатель по результатам обследования 12-летней давности.
Если различия в ответах респондентов относительно слишком молодого для рождения ребенка возраста женщины в 3-м и 9-м раундах были несущественными, то средний возраст, когда женщина воспринимается как «слишком старая» для рождения (еще одного) ребенка, согласно расчетам данных 9-го раунда, в Венгрии и Болгарии повысился более чем на 2 года. В Польше и Великобритании – на 1,7– 1,8 года, в Швеции, Бельгии, Франции – на 1,5 года по сравнению с соответствующими и показателями 3-го раунда.
Несмотря на повышение (а по совокупности всех стран оно достигало 1,3 года), средний возраст женщины, когда она, по мнению опрошенных, уже выходит из того возраста, чтобы рожать (еще) детей, все же остался в принятых пределах репродуктивного возраста – 43,1 года.
С одной стороны, развитие вспомогательных репродуктивных технологий, благодаря которым ослабляется зависимость от возрастной детерминации вероятности зачатия ребенка, уменьшает страх «не успеть» родить ребенка, с другой стороны, осознается нецелесообразность чрезмерного откладывания рождения ребенка на более старший возраст.
Последнее, скорее всего, связано с тем, что на успешность применения указанных технологий все же влияет возраст женщины. Крайне важно не только родить здорового ребенка, но и воспитать его, поддерживать, пока он не станет полностью самостоятельным, вспомним также, что возраст социальной зрелости смещается на старшие возрастные группы.
Попутно заметим, что средний возраст женщины, когда она уже выходит из того возраста, чтобы рожать (еще) детей, согласно результатам 9-го раунда ESS, был самый высокий в Италии и Латвии (44,7 года), а самый низкий в Словакии (39,8 года).
В ответах относительно «слишком старого» возраста для рождения ребенка у женщин мужчины были склонны указывать несколько старше возраст, чем это делали женщины, но гендерная разница в средних показателях оказалась в большинстве стран незначительной.
Промежуток времени от возрастной границы, до которой еще «слишком рано» рожать и до возрастной границы, за которой уже «слишком поздно», формирует «временное поле», где направленное на рождение ребенка поведение личности будет соответствовать социально принятым нормам. В целом такое «временное поле» свидетельствует об адекватном восприятии возраста/времени для выполнения материнской роли и указывает на наличие временной компетентности, но полностью не определяет ее.
По мнению А. Кузьминой (O. Kuzmina), развитие временной компетентности может осуществляться через создание образа идеальной модели поведения во времени. Через имитацию поведения согласно данной модели, внесение корректив в способы такого поведения и формирования к ней критического отношения.
Во время проведения Европейского социального обследования (как 3-го, так и 9-го раундов) выяснялись мнения респондентов относительно идеального возраста для женщин и мужчин для того, чтобы стать матерью или отцом. «Каков идеальный, по Вашему мнению, возраст для девушки или женщины (парня или мужа), чтобы стать матерью (отцом)?». «In your opinion, what is the ideal age for a girl or woman (a boy or man) to become a mother (a father)?».
Такая постановка вопроса позволяет выяснить личностную точку зрения, но не привязываться к конкретной жизненной ситуации. Впрочем, так или иначе, человек пытается следовать представлениям об идеале.
Вариация среднего идеального для женщины возраста для рождения ребенка между странами в новом обследовании оказалась меньше чем в предыдущем. От 24,6 года (в Латвии, Болгарии, Литве) до 28,1 года в Швейцарии. Тогда как у ESS в 2006 г. от 22,2 года в Украине – и это был самый низкий показатель (по мнению женщин, так и по ответам мужчин) среди стран, которые принимали участие в 3-м раунде ESS – до 26,8 года в Швейцарии.
Попутно заметим, что в 2006 г. в Украине средний идеальный возраст для мужчин, чтобы стать отцом, составил 25,4 года, то есть на 3,2 года превышал аналогичный возраст для женщин, причем такая гендерная разница оказалась крупнейшей на то время.
Значение среднего идеального для женщины возраста для рождения ребенка во всех странах, которые принимали участие как в 2006 г., так и 2018 г. (таких стран было 21), оказались ощутимо выше.
В частности, в Германии, Португалии, Эстонии, на Кипре средний идеальный возраст, чтобы стать матерью, рассчитанный по данным 9-го раунда, на 1,5 года превышал соответствующий показатель по результатам 3-го раунда, в Словении, Швейцарии, Польше, Франции – на 1,2–1,3 года.
Для последних десятилетий характерен рост среднего возраста материнства при рождении ребенка (как первенцев, так и всех очередностей) во всех европейских странах. Это справедливо для условных и реальных поколений. Повышение возраста материнства является одним из основных признаков второго демографического перехода.
За 12 лет между обследованиями средний возраст матери при рождении первого ребенка в Эстонии, Португалии, Дании вырос более чем на 2 года; в Швейцарии, Польши, Испании, Ирландии, Норвегии – более чем на 1,5 года.
В 2019 г. в Италии, Испании, Люксембурге, Швейцарии средний возраст матери при рождении первенца превышал 31 год, в Ирландии и Греции приближался к этой возрастной границе, в Нидерландах, Германии, Португалии, Дании, Австрии, Норвегии – почти достиг 30 лет.
По сравнению с фактическими показателями, идеальный возраст для рождения ребенка оказался моложе, а различия между показателями (по данным 2018 г.) в отдельных странах даже больше, чем на 3,5 года (Испания, Португалия, Дания, Норвегия, Финляндия).
Результаты 3-го и 9-го раундов ESS четко демонстрируют, что восприятие идеального возраста для рождения ребенка также смещается в сторону старших групп, но это происходит несколько медленнее, чем рост среднего возраста матери при рождении первенца, рассчитанного для условных поколений.
Впрочем, в топ-пятерку стран (среди тех, что принимали участие в обоих обследованиях) как с первыми, так и вторыми показателями вошли одни и те же страны: Испания, Швейцария, Ирландия, Нидерланды, Кипр; к тому же, последние четыре позиции в рейтинге по величине указанных показателей также аналогично занимали: Эстония, Польша, Словакия, Болгария.
Заметим, что в каждой стране была совокупность респондентов, убежденных в том, что идеального возраста для материнства не существует. В частности, об этом сообщал каждый пятый опрошенный в Италии и Австрии. Доля тех, кто считал, что идеального возраста для рождения ребенка нет, была значительно выше средней по всей совокупности респондентов в Испании, Португалии, Швейцарии, Чехии.
В связи с тем, что временная перспектива имеет возрастную обусловленность, а совокупность респондентов является неоднородной по возрасту – есть опрошенные, находящиеся в активном репродуктивном возрасте, а также те, чья детородная деятельность завершается или уже завершилась – целесообразно выяснить, как различаются представления об идеальном возрасте, чтобы стать матерью, в разных возрастных группах.
В целом по результатам обследования 9-го раунда сравнительно высокие значения среднего идеального возраста, чтобы стать матерью, были присущи группам респондентов самого молодого репродуктивного возраста (15-30 лет). Во всех странах, принимавших участие в ESS 2018 г., в группах респондентов до 30 лет указанный показатель оказался выше, чем тот, что был в общей с ней совокупности тех, кто дал четкий ответ на вопросы (в среднем на 0,6 года).
Среди пятилетних групп детородного возраста самый низкий средний идеальный возраст для материнства оказался у респондентов в возрасте 30-34 года (почти на год меньше, чем наибольшее значение в группе 20-24 года).
В таких странах, как Бельгия, Великобритания, Болгария обобщающий показатель идеального возраста, чтобы стать матерью, рассчитанный по ответам 30-34-летних опрошенных, превышал соответствующий показатель по ответам респондентов 15-30 лет.
Переход по 30-летнюю черту побуждает к переосмыслению целей, значимости их достижения, характеризуется большей, по сравнению с юностью, ориентацией на будущее, пониманием текучести и необратимости времени, возможности «не успеть совершить нечто важное».
Вероятно, также осознается и тот факт, что дальнейшее откладывание рождения ребенка (речь идет о первенце) будет иметь нежелательные последствия, в частности, проблемы с естественным зачатием, рождения меньшего, чем желаемого, количества детей, невозможность соблюдения необходимых интергенетических интервалов и тому подобное.
В этом случае ценность времени – это ценность «поймать» момент и «успеть» осуществить то важное, что станет залогом успеха в жизни.
У респондентов в возрасте 35-49 лет в целом оказалась небольшая вариация результирующих показателей идеального возраста для рождения ребенка. Интересны ответы старейших участников опроса – скорее всего, они отражают социальные нормы, царившие во времена их молодости, когда доминирующей была модель ранней рождаемости.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Ценность времени может проявляться как ценность отдельных его периодов: ценность молодости, когда определяются цели и способы их достижения, намечаются планы на будущее; ценность времени до рождения ребенка, от которого зависит, насколько легко и успешно пройдет адаптация к условиям, когда родится ребенок.
Время для рождения ребенка, когда следует учитывать биологические особенности человеческой репродуктивной системы и «успеть» родить желаемое количество детей; ценность времени материнства/отцовства, когда для выполнения этих ролей еще есть много сил, и это дает радость и удовлетворение.
Каждому человеку необходимо иметь возможность и уметь структурировать свое время, особенно, когда в семье появляются дети и возрастает напряженность из-за его нехватки. Ценность время осмысливается из-за его дефицита в повседневной работе и деятельности по реализации целей и предпочтений.
Анализ изменений в представлении респондентов относительно возраста, когда женщина считается еще слишком молода, чтобы стать матерью, возраста, когда женщине уже поздно рожать (еще одного) ребенка, идеального возраста для того, чтобы стать матерью, что произошли в течении периода 2006-2018 гг. между 3-м и 9-м раундами Европейского социального обследования, обнаружил сдвиг в сторону старших возрастных групп.
Само по себе наличие в подавляющем большинстве опрошенных четких мыслей об идеальном возрасте для рождения ребенка, а, следовательно, и для перехода к новому этапу жизни, указывает на развитие личностной временной компетентности в масштабе всей жизни. Повышение возраста материнства в условных и реальных поколениях может быть следствием влияния экономического кризиса, политической нестабильности, социальной напряженности и тому подобное.
Восприятие идеального возраста нивелирует влияние подобных факторов, поскольку априори принимается благополучность внешней среды (тем более что в вопросе не было уточнений относительно конкретных условий для идеального возраста), и внимание сосредотачивается на том, что будет способствовать достижению жизненного успеха.
В нашем случае это время – возраст, когда лучше начать детородную активность, чтобы материнство гармонично сочеталось с реализацией других планов, в том числе профессиональных, при условии отсутствия поддержки и помощи вне семьи.
Ценность времени и умение выстраивать свой жизненный путь приобретают приоритет. Результаты ESS 9-го раунда, согласно которым средний идеальный возраст, чтобы стать матерью, у респондентов до 30 лет оказался выше, чем у остальных опрошенных, показали, что модель рождаемости в старшем возрасте становится все популярнее.
Важному шагу в понимании роли времени как фактора принятия решения о рождении детей, было посвящено соответствующее социально-демографическое обследование. Особую ценность составляет систематичность проведения в Украине обследований бюджета времени.
Возобновление участия Украины в Европейском социальном обследовании будет способствовать расширению возможностей научного познания особенностей течения социальных и демографических процессов в нашей стране и их соответствию европейскому вектору развития.
Автор: С.Ю. Аксенова, кандидат экономических наук, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: Svitlana_Aksyonova@yahoo.com
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.