Время пенсионной реформы

15.08.2019 – Пенсионная система является одной из важнейших составляющих для общества и государства. Но сегодня она не устраивает почти никого в Украине.

Абсолютному большинству из 11,3 млн. пенсионеров не нравится низкий уровень выплат, которые они получают (средняя пенсия на 1 июля 2019 года составляла 3600 грн., минимальная – 1564 грн.). Тех, кто работает или еще учится, пугает перспектива остаться с мизерной пенсией, поскольку доминирующей тенденцией является неуклонное ежегодное ее уменьшение относительно зарплаты (по расчетам, до уровня 25% в 2030-м).

Работодателям не очень хочется платить пенсионные взносы, которые идут в «общий котел» и увеличивают нагрузку на бизнес, притом, что пенсия у людей небольшая. А работники нередко соглашаются на получение зарплаты в конвертах, ведь не надеются, что социальные отчисления в полном объеме существенно повлияют на их будущие пенсии. Государство не удовлетворяет высокий для него уровень расходов ПФ и трансфертов из бюджета для выплаты пенсий.

Международные финансовые институты, наши кредиторы, постоянно предостерегают от увеличения пенсионных расходов, тогда как государство должно реагировать на требования граждан по повышению пенсий.

Почему так?

Пенсионная система Украины является государственной солидарной, распределительной. В этой системе все работники платят пенсионные взносы на содержание нынешних пенсионеров в надежде, что когда-нибудь и в их пользу будущие поколения будут производить отчисления.

В основу солидарной системы положены реалии начала и середины ХХ века. Тогдашняя демографическая структура населения, когда количество работников существенно превышало количество пенсионеров, позволяла благодаря небольшому «пенсионному налогу» обеспечивать приличные пенсии.

Однако сегодня ситуация иная: снизилась рождаемость, произошел демографический переход к семье с одним ребенком или двумя, выросли продолжительность жизни и количество пенсионеров. Уменьшилась и дальше уменьшается численность работников, практически сравнявшись с численностью пенсионеров, а согласно прогнозам к 2030-му может упасть еще на 15%.

Непреодолимые, не зависящие от нашей воли проблемы в солидарной пенсионной системе создают ситуацию, когда она уже никогда не сможет обеспечить достойные пенсии нынешнему и будущему поколению граждан.

Параметрические изменения солидарной пенсионной системы, которые часто неправильно называют пенсионной реформой (увеличение страхового стажа и пенсионного возраста, перерасчет пенсий, коррекция пенсионной формулы) хоть и осуществляются периодически как «пожарные меры», но в долгосрочной перспективе ситуацию не спасут.

Правительство уже четыре раза «закручивало пенсионные гайки»: в 2004-м, 2011-м, 2014-м и 2017-м, однако это не помогло: хроническое кризисное состояние пенсионной системы преодолеть не удалось, проблемы не решаются, а только нарастают. Поэтому большинство граждан считают пенсионную реформу, сегодня самой необходимой, ставя ее на третье место после антикоррупционной и реформы здравоохранения.

Изменить модель

Согласно действующему законодательству пенсионная система страны с 2004 года, как ни странно, является не только солидарной, а трехуровневой. Она состоит из солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования (первый уровень), накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования (второй уровень) и добровольного, негосударственного пенсионного обеспечения (третий уровень). Это, так сказать, на бумаге, а реально сегодня в Украине действуют лишь первый (солидарная пенсионная система) и частично третий (негосударственное пенсионное обеспечение) уровень.

Если солидарная пенсионная система (далее ПС) работает в полной мере (расходы ПФ на 2019 год предусмотрены в сумме 438 млрд. грн., количество пенсионеров на 1 июля – 11,3 млн.), то без введения второго уровня и без должной поддержки государства активы третьего уровня – негосударственных пенсионных фондов (НПФ) – на начало 2019-го составили только 2,8 млрд. грн., а количество участников НПФ (будущих и нынешних пенсионеров НПФ) – всего 855 тыс. лиц.

Накопительная система общеобязательного пенсионного страхования (второй уровень), что должна была заработать еще в 2007-м, до сих пор не введена, хотя такие намерения звучали чуть, ли, не ежегодно, а задача ввести ее с 1 января 2019-го была закреплена в законе, принятом Верховной Радой в октябре 2017-го (пенсионная реформа Гройсмана).

Таким образом, за 21 год пенсионной реформы (1998-2019) в Украине так и не было сформировано всех институциональных составляющих целостной трехуровневой пенсионной системы. Фактически мы пользуемся «старой новой» ПС, отсюда основные наши проблемы, как и направление пенсионной реформы.

Пенсионная реформа — это не параметрические изменения солидарной системы, а изменение самой пенсионной модели. Для нас это фактический переход от одноуровневой солидарной системы к модели пенсионного обеспечения на основе трех равноправных и одинаково важных уровней.

Первый уровень новой пенсионной системы – реформированная солидарная пенсионная система, которая с развитием других двух уровней будет выполнять функцию социальной безопасности для граждан почтенного возраста. Возможные варианты реформирования:

1) Переход от солидарной системы к системе помощи после наступления старости, которая будет рассматриваться как вариант нетрудоспособности, что не требует медицинского заключения или отдельной проверки и автоматически наступает в 60-65 лет (предложение Владимира Дубровского);

2) Солидарная ПС (де-факто распределительная), где расчет пенсии зависит только от страхового стажа и основывается на прожиточном минимуме; например, за 15 лет страхового стажа пенсия будет составлять один прожиточный минимум, за 30 – два и т. д. (предложение Александра Индило);

3) Трансформация солидарной системы в условно-накопительную по примеру Швеции или Польши на основе индивидуальных счетов, где уплаченные взносы и начисленный на них доход учитываются по единой общенациональной методике (предложение Юрия Ганущака).

Второй и третий уровни ПС составляют ее накопительную составляющую.

Второй уровень – общеобязательная накопительная пенсионная система на основе персональных пенсионных счетов граждан при участии в уплате пенсионных взносов работников и работодателей (возможно, и государства).

Третий уровень – добровольное накопительное негосударственное пенсионное обеспечение на основе персональных пенсионных счетов граждан с различными налоговыми стимулами для уплаты пенсионных взносов, как для работников, так и для работодателей.

Пенсионные взносы, поступающие на персональные пенсионные счета граждан в накопительной системе, становятся их частной собственностью. Для сохранения и приумножения эти средства инвестируются в надежные активы, определенные законодательством, при адекватной системе государственного надзора и регулирования. Граждане, пользуясь реформированной пенсионной системой, получают не одну, а три пенсии с разных уровней, а ее совокупный размер существенно зависит от суммы средств, накопленных каждым лицом на собственных пенсионных счетах.

В этой системе нет места для патернализма и популизма. Человек становится ответственным за свое будущее пенсионное обеспечение, а государство гарантирует его минимальный уровень и заботится о социальной защите граждан почтенного возраста. Кроме того, накопительная пенсионная система позволит аккумулировать мощный внутренний инвестиционный ресурс для развития экономики.

Таким образом, с одной стороны, накопительная ПС аккумулирует пенсионные взносы, которые из года в год растут в объемах, и способствует экономическому развитию страны, а с другой – дает возможность накапливать полученный инвестиционный доход на персональных пенсионных счетах граждан и существенно увеличить размер будущей выплаты.

При этом накопительные пенсионные активы являются не только частным богатством граждан стран, которые провели пенсионные реформы, но и «финансовой подушкой», поддерживающей экономику в кризисный период. Именно в этом заключается особенность накопительной ПС, которая в отличие от обременительной государственной солидарной системы, сама создает ресурсы, которые активно работают на национальную экономику и в то же время являются основой для роста пенсий граждан.

Автозапись  

Принципиальное отличие между вторым и третьим уровнями накопительной ПС в том, как происходит уплата пенсионных взносов. На втором уровне она является обязательной, на третьем – добровольной, что предусмотрено действующим законом, принятым в 2003 году. Но за время, прошедшее с тех пор, пенсионные системы в мире пошли дальше в своем развитии.

Сегодня практически нет жесткого предела между вторым и третьим уровнем, как по уплате пенсионных взносов, так и по управлению активами и администрированию деятельности их субъектов. И в значительной мере эта граница стерлась так называемой системой автозаписи (аuto-enrolment), которая вводится для участников второго уровня.

Автоматическая пенсионная запись для всех работающих впервые была введена в Австралии в 1992 году, затем в Новой Зеландии, Израиле (соответствующее законодательство здесь было принято в 2007-м), Великобритании (ввела автозапись в 2012-м). Система автозаписи для государственных служащих достаточно давно работает в США. С 1 января 2019-го она действует в Грузии, Литве с 2018-го в Дании, с 2020-го стартует в Ирландии.

Суть системы вот в чем. Законодательство страны гарантирует, что все работающие в момент введения автозаписи автоматически становятся участниками накопительной пенсионной системы второго уровня. На их индивидуальные пенсионные счета работодатель и (в большинстве случаев) государство в обязательном порядке кладут первый установленный законом пенсионный взнос.

Обычно он небольшой (1-2% валовой зарплаты для работодателя и незначительный бонус от государства). Работник или по умолчанию принимает такую возможность и автоматически через один-два месяца присоединяется к системе накоплений собственным паритетным определенным вкладом на свой счет, или добровольно отписывается от такой возможности, теряя средства, которые уже есть на его счету, а на определенный период и саму возможность такого пенсионного накопления.

Уровень пенсионных взносов разнится по странам, но они периодически увеличиваются от относительно низких до тех, которые имеют целью обеспечить значительные пенсионные накопления. Например, взносы в Австралии с начальной ставкой 3% вырастут, как ожидается, до целевого уровня 12% к 2025 году. В Израиле начальная ставка увеличилась с 1,666% до сегодняшних 12,5% (6,5% для работодателя и 6% для работника).

Международная практика свидетельствует, что большинство людей, которые автоматически присоединяются к накопительной системе второго уровня, предпочитают не отказываться и не уменьшать своего взноса.

Это подтверждают статистические данные, опубликованные правительством Великобритании. Там с момента введения автоматического зачисления доля работников, активно участвующих в пенсионных накопительных программах, увеличилась с 55% в 2012-м до 84% в 2017-м. В сельском хозяйстве и рыбной промышленности динамика еще заметнее: с 18% до 68% в течение пяти лет (до 2017-го).

В США автоматическое зачисление также является активной стратегией поощрения людей к формированию своей собственной пенсии. Исследования показывают, что участие работников в программах автоматического зачисления составляет 87% против 52% для программ без указанной функции (добровольное накопление на третьем уровне).

Система автоматической записи: Польша

1 января 2019-го в Польше в рамках реформы второго уровня ПС введено автоматическое зачисление всех работающих плательщиками пенсионных взносов в имеющиеся фонды и другие субъекты третьего уровня, где им открываются персональные счета. Система обязательна для работодателей и добровольна для работников. Лица в возрасте до 55 лет прибавляются автоматически, но в течение 60 дней могут отказаться, теряя бонус от государства в размере 250 злотых (€58) и ежемесячные взносы работодателя в размере 1,5% заработной платы. Лица в возрасте от 55-70 лет записываются в систему по желанию.

Пенсионные взносы растут поэтапно, их паритетная уплата

Этап 1. Начало. Государство вносит первоначальный бонус в размере 250 злотых (€58) на персональный пенсионный счет работника, открытый в негосударственном пенсионном фонде или другом субъекте третьего уровня.

Работодатель обязан внести на этот же счет еще 1,5% валовой месячной заработной платы работника. Последний имеет 60 дней для того, чтобы определиться, ему отказаться от предложенной услуги и потерять все, что уже есть на счете, или по умолчанию стать участником системы, и тогда он автоматически будет платить ежемесячный пенсионный взнос в размере 2% валовой зарплаты на свой пенсионный накопительный счет.

Этап 2. Увеличение взносов. Работник может увеличить добровольный взнос еще на 2%. В этом случае работодатель обязан также увеличить свой вклад, теперь уже на 2,5%.

Таким образом, максимальный ежемесячный пенсионный взнос работодателя составляет 1,5 + 2,5 = 4% зарплаты работника. Максимальный ежемесячный взнос работника составляет 2 + 2 = 4% его зарплаты. Итого 8%. К этому добавляются первичный бонус от государства (€58) и ежегодная сумма 240 злотых (€55) на каждый действующий персональный пенсионный счет.

Работники, получающие менее 120% минимальной заработной платы, могут делать минимальный взнос 0,5%.

Согласно действующему законодательству работник может отказаться (отписаться) от участия в системе пенсионного накопления в любое время. Но через четыре года его вновь автоматически записывают на тех, же условиях, что и вначале. Существует система налоговых льгот для плательщиков пенсионных взносов, как и штрафы для работодателей за неуплату взносов, за давление на работника, чтобы он подписывался.

Участники второго уровня получают доступ к своим деньгам после наступления пенсионного возраста (60 лет) с возможностью взять 25% как одноразовую сумму. Оставшиеся 75% он получает, по меньшей мере, 120 ежемесячными платежами. Участники системы также могут в любое время иметь доступ к своим накоплениям в случае заболевания или воспользоваться своими деньгами для получения краткосрочного кредита на строительство или приобретение жилья.

Закон заработал в Польше с 1 января 2019 года, уплата взносов началась с 1 июля для крупных частных компаний, где работает минимум 250 человек. С 1 января 2020-го участниками системы автозаписи станут компании со штатом от 100 человек, еще через шесть месяцев – от 20 человек. Окончательный срок – для небольших частных компаний численностью менее 20 работников, а также для всех государственных учреждений – 1 января 2021-го.

Правительство считает, что к концу последнего этапа (2021 год) охват достигнет 75% работающих, а это примерно 11,4 млн. человек. Согласно недавнему опросу 66% поляков положительно оценили новую систему.

Европа и мир

Пенсионные реформы в странах Европы и мира, переход от одноуровневых солидарных систем к трехуровневым, а позже к четырех — и пятиуровневым моделям пенсионного обеспечения стартовали не так и давно, с начала 1990-х.

В Польше пенсионная реформа была начата, как и в Украине, в 1998 году и стала ключевым фактором роста. Это позволило полякам накопить более $120 млрд. внутренних инвестиционных ресурсов, безболезненно преодолеть мировой кризис 2008-го, развивать эффективную экономику, существенно повысить пенсии, построить современный фондовый рынок.

Поэтому лучшие украинские аграрные компании размещают свои акции не на Украинской бирже, где нет денег, прежде всего пенсионных, а на Варшавской, где есть ресурсы польских пенсионных фондов – крупнейших инвесторов в украинские акции.

При этом WIG Ukraine, совокупный индекс наших компаний, акции которых котируются на Варшавской бирже, за 2015-2018 годы год увеличился в долларовом эквиваленте на 44%. Однако вся эта огромная инвестиционная прибыль пошла на персональные пенсионные счета польских, а не украинских граждан.

В целом пенсионные активы мировой накопительной пенсионной системы (второго и третьего уровня) за последние 10 лет выросли почти вдвое и в начале 2019-го составили $40,2 трлн. Это огромное частное и общественное богатство граждан – будущих пенсионеров в странах, которые провели пенсионные реформы, и главный инвестиционный ресурс для их развития.

Завершить пенсионную реформу

Что значит завершить в Украине пенсионную реформу?

  1. Ввести второй уровень ПС на основе автозаписи всех, кто работает, по примеру других стран, прежде всего Польши.
  1. Стимулировать развитие третьего уровня пенсионной системы – добровольное негосударственное пенсионное обеспечение.
  1. Ввести профессиональную пенсионную систему.
  1. Завершить модернизацию первого уровня – солидарной пенсионной системы.

Каждый из этих пунктов одинаково важен. Однако введение второго уровня является ключевым, поскольку оно завершает формирование основных институциональных компонентов трехуровневой пенсионной системы. Это надо было сделать еще в 2007 году, иначе дальнейшее развитие пенсионной системы, активное функционирование третьего уровня и финансовая самодостаточность первого невозможны.

Накопительная система второго уровня является не только фундаментом будущего пенсионного обеспечения граждан, но и локомотивом становления третьего – негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного обеспечения собственной пенсии.

Развитие этих двух уровней увеличит и солидарную пенсию, и поступления в бюджет, потому что участие в накопительном пенсионном обеспечении работников не только будет побуждать их создавать личные пенсионные накопления, но и будет мотивировать к официальному трудоустройству, легализации зарплат и доходов, что увеличит поступления в ПФ и бюджет.

Ожидаемые результаты

Проведение пенсионной реформы может стать одним из реальных ожидаемых реформаторских шагов, ведь эти проблемы кардинально влияют на общественные настроения, финансы страны и экономику в целом. Иначе пенсионные вопросы станут основой для популистских спекуляций, которые будоражат общественное сознание и увеличивают политические риски.

  1. Новая пенсионная система будет основываться на простых и справедливых началах назначения пенсии. Введение трехуровневой ПС позволит заложить прочный фундамент достойной пенсии для нынешних и будущих поколений украинцев.
  1. Накопительными индивидуальными пенсионными счетами на втором и третьем уровнях ПС будет охвачено абсолютное большинство работников, которые уже через год получат первые выписки из них и будут связывать наличие реальных накоплений с пенсионной реформой и своим будущим в Украине.
  1. В стране появится собственный источник долгосрочных инвестиционных ресурсов, аккумулированных накопительной составляющей ПС. Введение накопительной системы обеспечит в ближайшие годы поступления десятков и сотен миллиардов гривен только пенсионных взносов. Эти средства, реальная сумма может быть еще большей благодаря инвестиционному доходу, можно будет рационально использовать как для развития экономики, усиления национальной безопасности, так и для уменьшения внешней долговой зависимости страны.
  1. Появление мощного внутреннего инвестора будет способствовать росту фондового рынка, привлечению других внутренних инвесторов, а впоследствии и иностранных.
  1. Наличие ресурсов накопительной системы даст возможность отечественным предприятиям, которые будут отвечать строгим требованиям пенсионного законодательства, уже в ближайшее время привлекать внутренние инвестиции в развитие собственного производства через размещение акций в Украине, а не за рубежом.

В то же время присутствие в акционерном капитале предприятий доли собственности, принадлежащей пенсионным фондам, за которыми стоят законные интересы миллионов граждан, создаст для владельцев корпоративного бизнеса систему дополнительной защиты от рейдерских захватов и корпоративных конфликтов. Это будет стимулировать их к привлечению пенсионных денег и прохождению надлежащих инклюзивных процедур.

  1. Внедрение современной ПС будет конкретным шагом по имплементации соглашения об ассоциации с ЕС, улучшит индекс бизнес-климата и другие рейтинги Украины. Государство получит дополнительное признание международного сообщества.
  1. Проявление политической воли в решении важного социально-экономического вопроса и многовекторное положительное влияние пенсионной реформы на всех ее участников, повысят имидж главных институтов государства в глазах его граждан.

Страшилки

Введение в Украине накопительной системы не ляжет бременем ни на государственные финансы, ни на ПФ, ни на финансы компаний. Надежные инструменты для инвестирования пенсионных денег тоже найдутся. Это объясняется такими факторами.

  1. Предложенная модель уплаты пенсионных взносов в накопительную пенсионную систему на основе автозаписи никоим образом не пересекается с платежами в солидарную ПС. Указанная модель не уменьшает размера этих платежей и не влияет на дефицит ПФ, поскольку имеет самостоятельный источник финансирования. Следовательно, вопрос введения ЧП не связан с наличием или отсутствием дефицита ПФ.
  1. Уплата взносов второго и третьего уровней не повлияет на пенсионное обеспечение по солидарной ПС, поскольку это не уменьшает базы начисления государственной пенсии. Выплаты со второго уровня является самостоятельным дополнением к солидарной пенсии.
  1. Риски инфляционного обесценивания пенсионных накоплений на втором и третьем уровнях перекрываются ростом инвестиционных доходов. Об этом свидетельствует доходность пенсионных активов в большинстве стран, которые имеют накопительную систему (средняя доходность 5,3% в долларах за последние 10 лет). Кроме того, защита и сохранение пенсионных активов должны мотивировать правительство и НБУ к таргетированию инфляции.
  1. Введение накопительной системы, реальный спрос с ее стороны на объекты инвестирования будет побуждать правительство и национальные комиссии, наконец-то, серьезно заняться вопросом увеличения предложений надежных инструментов для размещения пенсионных накоплений и как можно быстрее завершить процесс слияния двух национальных комиссий по регулированию финансового рынка.
  1. Значительная часть активов накопительной системы может быть направлена в систему государственных финансов, поскольку согласно действующему законодательству до 50% пенсионных накоплений могут размещаться в ОВГЗ.

У президента, новоизбранного парламента сейчас самый лучший период для проведения реформ – общий климат для этого очень благоприятный. Но если это не сделать быстро, люди могут разувериться. Времени не так и много.

Автор: Виталий Мельничук

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий