21 декабря вышла четвертая часть «Матрицы», что сейчас кажется лишь монетизацией продукта – оригинальной франшизы, которая вынырнула в Голливуде в конце 1990-х годов. Трудно ожидать от нового фильма такого же огромного влияния на индустрию и популярную культуру, как и в первом фильме трилогии.
А вот ожидать римейка «Матрицы» как раз было логично. Эта франшиза едва ли не лучше всего приспособлена к постоянной перезагрузке и за 22 года доказала, что является одним из самых качественных зеркал поп культуры.
«Матрица» вышла в конце марта 1999 года, то есть в то время сезона, когда студии обычно выбрасывают на рынок остатки: фильмы, которые не рассматриваются ни как крупные хиты, ни как серьезные претенденты хоть на какие-то премии и награды.
С фильмом тогда еще братьев Вачовски так не случилось. «Матрица» вела себя на рынке как типичный sleeper hit – фильм, сборы которого падают значительно медленнее, чем обычно, но в большем масштабе. Поддержан блестящей критикой и зрительским восторгом, фильм, в конце концов, стал большим хитом, собрав почти полмиллиарда долларов по всему миру.
Успех «Матрицы» быстро привел к разработке двух сиквелов. К счастью, фильм сразу рассматривался авторами как трилогия, поэтому идея сделать продолжение вызвала интерес. Тем более что история в первом фильме выглядела далекой от завершения.
Фильмы «Матрица: перезагрузка» и «Матрица: революция», вышедшие с промежутком в пять месяцев в 2003 году, собрали более миллиарда долларов суммарно. Но была признана значительно более слабой первая лента. И если второй фильм встретили с прохладным энтузиазмом, то третий фильм чаще рассматривают как провал. «Матрица: революция» будто бросила все свои посты (постмодернизм, постколониализм) в пользу простоты битвы между «реальным» и «виртуальным», к которой добавилась пословица о том, что враг моего врага – мой друг.
Вачовски собрали в этих лентах весь имеющийся пафос, прибегли к тяжелым христианским аллегориям и любую непонятную ситуацию завершали французским поцелуем между Нео и Тринити. Критика двух последних частей, особенно их пафоса правдива, но чего стоит правда в мире «Матрицы»? Трилогия была историей, которая подлежала своему логическому завершению.
Возможно, главной причиной того, что третья часть вызвала такую фрустрацию и даже злость критиков, было не то, что последний фильм трилогии все упростил, а то, что на многие вопросы он не дал однозначных и понятных ответов. Добро, как мы помним, не победило зло. Они заключили перемирие с туманными перспективами.
Предыстория
Это была странная фантастика для своего времени. Увидеть в этих фильмах влияние в кино Гонконга и японского АНИМЕ было значительно легче, чем, собственно, локальной кинофантастики. Американское фантастическое кино — во многом монокультура, которая с самого появления визуально и тематически имела тенденцию к воспроизведению самой себя. Это единство понемногу начинает распадаться лишь в 1980-х годах, когда в фантастике начинают появляться элементы очевидно европейского происхождения и очень робкого — азиатского.
В 1990-х годах глобализация ощущается в Голливуде гораздо больше. Там уже снимают свои ленты такие американские поклонники восточного кино, как Тарантино, а также, собственно, первое поколение режиссеров азиатского происхождения, как Энг Ли и Джон Ву.
Итак, в 1999 году широкое обращение «Матрицы» к неамериканским традициям уже не шокировало, но еще было странным. Американская фантастика и сегодня оказывает серьезное сопротивление глобализации, но, наверное, после «Матрицы» оно может спокойно инкорпорировать в себя любые импланты и сказать, что теперь я знаю кун фу.
Как и многие другие оригинальные фильмы, «Матрица» была смесью уже имеющихся элементов. Приключения героя в виртуальном мире впервые были сняты еще в 1982 году, в «троне» Стивена Лисбергера. А идея героя, который живет в среде, что является не реальной, а созданной внешними силами, регулярно находила те или иные воплощения в кино.
Последние два раза это произошло лишь за год до снятия «Матрицы». В «Шоу Трумэна» Питера Вира, персонаж Джима Керри живет в маленьком городке, который оказался впоследствии лишь бутафорией, созданной для реалити-шоу, в котором он был главным героем, не зная этого.
В стильном жанровом гибриде «Темный город» Алекса Прояса, который чаще всего упоминают как аргумент, все это уже было до Вачовски, симуляцией был целый город. В обоих фильмах ключевой целью героев было открытие происходящего «на самом деле». Точнее, «Матрица», «это» на самом деле надо писать еще без кавычек.
Помимо того, что «Матрица» была свежей комбинацией уже имеющихся элементов, два последних фильма трилогии ввели понятие подлинности «от простого дуализма» реальности и «иллюзии». Ровно настолько, чтобы «Матрица» вызвала бешеный восторг и сразу стала классикой. Этот фильм смог вовремя выразить в популярной форме вызовы самого времени. Как и каждая хорошая фантастика, «Матрица» была не выразителем идеологии, а лабораторией, в которой проверяются мысли, надежды и опасения настоящего относительно прошлого, современного и, самое главное, будущего.
Влияние на индустрию
Говоря о влиянии «Матрицы», невозможно не упомянуть о влиянии визуальных эффектов фильма на культуру кино. Об эффектах часто говорят как о косвенно важной черте фильма, впрочем, они тоже определяют философию создания экранной среды.
Первая «Матрица» выиграла «Оскар» из-за специальных эффектов – и это в тот год, который должен был бы стать триумфальным возвращением Джорджа Лукаса, который снова взялся за руль «Звездных войн». «Матрица» обошла лукасовскую «Призрачную угрозу» во всех трех номинациях на премию Оскар, где фильмы соревновались вместе, засвидетельствовав, что 1999 год в фантастике должен рассматриваться именно как год «Матрицы».
Наверное, главным преимуществом в соревновании за Оскар стал трюк, который был концентрацией вау-эффекта, вызванного первым фильмом. Это bullet-time, когда время в кадре застывает, но камера движется дальше. «Матрица» не изобрела этого эффекта: он был в экспериментальных видео-работах 1980-х британского художника Тима Макмиллана и появлялся в рекламе. Но так эффектно, еще и в мейнстримном кино, как его не делал еще никто. Не удивительно, что в начале 2000-х bullet-time столько раз повторяли и пародировали в других фильмах.
Однако длительное воздействие эффектов «Матрицы» – и тут уже надо говорить обо всей трилогии — не имеет никакого отношения к эффекту bullet-time. Это был аналоговый эффект, и для его воспроизведения, грубо говоря, необходимы математические расчеты и несколько десятков камер. Значение же «Матрицы» в том, что Вачовски и супервайзер эффектов Джон Гаэта протолкнули вперед виртуализацию среды в кино.
Настоящая революция в первой «Матрице» (в знаменитой сцене на крыше, когда Нео впервые пробует избежать пуль) происходит везде, но только не в центре кадра, где находится герой. Потому что в этом кадре была создана фотореалистичная виртуальная среда там, где авторы еще могли снять ее просто вживую.
Вторая и третья части «Матрицы» пошли еще дальше в сторону виртуализации среды и героев, которых зритель видит на экране.
«Матрица» в большой степени приобщилась к виртуализации эффектов в течение последних 20 лет. И тем, что добрая половина, к примеру, марвеловских «Мстителей» – это анимация, мы обязаны и Вачовски также. Но еще интереснее, что основной конфликт трилогии повторяется сегодня в индустрии визуальных эффектов.
В фильмах Вачовски речь идет о двух мирах — виртуальной машинной симуляции, идеально имитирующей наш с вами мир, и реальности – уничтоженной Земле, где властвуют машины, и пытается выжить Зион, последний город людей. В голливудской индустрии эффектов ровно такая же ситуация. Большинство пользуется почти исключительно CGI-эффектами (сгенерированными компьютером), но находятся бунтари, которые до сих пор хотят делать все «по-настоящему».
Как и до Нео в «Матрице», к ним все время цепляют мессианские эпитеты, как к «Спасителю кинопроката» Кристоферу Нолану – так он фактически назвал сам себя в 2020 году. Для своего последнего фильма «Тенет» режиссер решил, например, что ему надо взорвать настоящий «боинг» на съемках. «Матрица» в каком-то смысле была битвой контроля и эго.
Современное развитие визуальных эффектов в кино вполне ее повторяет. Как и в фильмах Вачовски, эта битва так же со временем начинает выглядеть нелепо, ибо ведется за методы создания, в конце концов, экранной иллюзии.
Это странно писать в 2021 году, но в год выхода первого фильма трилогии мировые сборы американского кино еще не определялись следующим раундом поединка двух супер гигантов индустрии кинокомиксов – «Марвел» и DC. Эта эпоха начнется через три года — с выходом первой части «Спайдермена» Сэма Рейми. Впрочем, неоднократно отмечалось, что «Матрица» тоже причастна к расцвету супер геройского фильма. С точки зрения классического американского комикса «Матрица» — даже не странное кино, а по-настоящему извращенное, но, тем не менее, одинаково оно супер геройское.
Это особенно интересно, поскольку «Матрица» была все же оригинальной лентой. Распространение же супер геройского фильма дает сегодня постоянные поводы говорить, что современная фантастика — это преимущественно сиквелы сиквелов, спинофы римейков, повторение повторений или разжевывание фильмов в сериальной каше, которой можно кормить зрителя уже и дома, при условии своевременной подписки на стриминговой платформе.
Это почти полная аналогия с самой «Матрицей», где мир машин сузил человеческое существо к функции батарейки, которую кормил внутривенно, даря ее сознанию реалистичную симуляцию.
Философия «Матрицы»
В этих словах нет священного гнева, ибо в тексте именно о «Матрице» это был бы сплошной бред. И здесь мы подходим к самому существенному влиянию трилогии. «Матрица» имела огромную способность имитировать любую философскую систему.
Недаром известный словенский философ и большой синефил Славой Жижек писал, что кто бы не смотрел «Матрицу»: лаканивец, представитель школы Франкфурта, адепт нью-эйджа, – каждый видел в фильме влияние именно его направлении. Кстати, и сам Жижек тоже попал в эту ловушку.
Если первый фильм «Внутри Матрицы» в своем докладе на симпозиуме в Карлсруэ он подытожил как «философию для идиотов», то о втором мыслитель-левак уже писал так: «Если следующая, третья часть «Матрицы» будет успешной, она спровоцирует не что иное, чем удовлетворительный ответ на дилеммы всех революционных политик современности, и это именно чертежи, которые так отчаянно ищут все левые».
В этих словах едва ли не полнее всего обнаружилась сила «Матрицы» — произведения, которое уже на каком-то несколько центмиллиардном круге намотки идей и смыслов все же смогло завоевать не последние умы и души. Трилогия Вачовски не могла дать ответа ни правым, ни левым. Но сознательно сделала своей сутью тот парадокс, который мы вспоминаем после просмотра каждого успешного фильма про борьбу с системой, который накачивает эту самую систему долларами зрителей.
Для «Матрицы» вообще не важно, существует эта «система» или нет — так же, как не было важно, существует ли та самая ложка. На каждый потенциальный упрек зрителя, природа «Матрицы» отвечает: я знаю. Если бы эта трилогия не была такой торжественной в своих трудных шагах, ее стоило бы назвать кощунством.
Поэтому на самом деле, когда мы говорим о «Матрице», то надо говорить не о влиянии, а о релевантности произведения самой поп культуры. «Матрица» была и является идеальной имитацией поп культуры, где все определяет ресайклинг идей и беспамятство, которое идеально приспособлено к постоянной перезагрузке.
Как мы узнали во второй части «Матрицы», Нео был не первым, а шестой мессией в соответствующей по номеру версии «Матрицы». Итак, пять приквелов мы пропустили. Сиквелов может быть сколько угодно, как и наслоений реальностей. Ведь «Матрица» дала нам достаточно, чтобы усомниться в том, что реальный мир в фильме не является еще одной симуляцией системы.
Впрочем, несмотря на некоторую финальную идеологическую пустоту фильма и возможную эмоциональную растерянность читателя, надо напомнить, что в «Матрице» было одно действительно положительное предложение. Все три ее части назойливо повторяли: единственное, что имеет значение – это акт выбора. Красная или синяя таблетка важны не тем, что было или будет после них, а как акт субъектности.
И в преддверии четвертой части «Матрицы», которая выглядит лишь монетизацией популярной трилогии фильмов, перед нами все тот же простой выбор – красная таблетка или синяя таблетка, идти или не идти. Причины и следствия так же не имеют значения. Мы глотаем эти таблетки всю нашу жизнь. Эта — просто следующая.
Автор: Сергей Ксаверов, кинокритик
Источник: LB.ua
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.