Кто ответственный за подготовку больниц к эпидемии, и какую медицину хотят видеть украинцы. Министерство здравоохранения заявило, что в Украине уже началась вторая волна COVID-19, которую ожидали осенью. Она видна невооруженным глазом — количество больных пересекло беспрецедентную отметку 1800 случаев в день.
В мире ситуация похожая, некоторые страны переживают не только второй, но и третий всплеск болезни. Это связано с неизбежным смягчением ограничений, ведь длительный жесткий карантин негативно влияет на экономику стран. Украинские власти традиционно перекладывают ответственность за распространение болезни на непослушных граждан, которые игнорируют правила безопасности. Граждане же считают ответственной власть.
Похоже, что этот замкнутый круг так просто не разорвать. Вместе с тем, вопрос медицинской реформы, которая развернулась в полном масштабе, когда пандемия уже продолжалась, отошел на второй план. Хотя социология показывает высокий запрос граждан на сдвиг в системе здравоохранения.
Врачи как современные герои
Согласно опросу Фонда «Демократические инициативы» и социологической службы Центра Разумкова, лишь 5% граждан заявили, что они или их родственники переболели COVID-19, а 92% считают, что не болели. Однако, этому исследованию уже более месяца, его провели 3-9 июля. В нем принимали участие 2022 респондента во всех регионах, за исключением неподконтрольных территорий, погрешность не превышает 2,3%, финансировало исследования посольство Нидерландов.
Новые данные центра Разумкова и центра СОЦИС по опросу, который состоялся 21-28 июля и охватил 4 тыс. респондентов, показывают, что переболело почти 14% населения. Для точности отметим, что вопрос звучал так: «Есть ли среди ваших близких, родственников, соседей или знакомых кто-то, кто заболел коронавирусом?».
Если отталкиваться от официального количества населения (41,7 млн. человек) и предположить, что данные социологии точны, то в Украине должно переболеть уже более 5 млн. человек. В то же время Минздраву известно лишь о 87 тыс. больных. Диагноз COVID-19 невозможно установить без проведения ПЦР-теста. Все лаборатории, которые проводят такие тесты, должны отчитываться в выявленных случаях в Центр общественного здоровья.
Даже если предположить определенное пересечение – разные респонденты знают того самого заболевшего человека, поэтому он несколько раз попадает в статистику, но все равно разрыв все же очень большой.
«Это говорит о том, что между официальной информации о заболеваемости на коронавирус и опасениями граждан есть пробел, он растет быстрее, чем официальная статистика. Давно известно, что когда между реальностью и опасениями растет разрыв, он заполняется слухами, сплетнями и целенаправленной дезинформацией. На этом пробеле может играть государство, политики, говоря много глупостей. Власть должна учитывать, что, очевидно, проводится мало информационной и практической работы, чтобы убедить граждан, что ситуация под контролем, и чтобы держать эту ситуацию под контролем», – говорит аналитик демократических инициатив Петр Бурковский.
Главные сдерживатели пандемии — врачи, так считает 35% опрошенных лиц. Усилия центральной и местной власти оценили 21% и 19% соответственно, почти столько же получили волонтеры и общественные организации (17%), сами граждане – 14%. СМИ получили 7%, местный крупный бизнес лишь 2%. В то же время 15% считает, что никто не прилагал усилий для сдерживания.
«Волонтеры и общественные организации, не имея тех полномочий и ресурсов, которые имеет власть, внесли вклад, который граждане оценили достаточно высоко. Этот результат свидетельствует о том, что волонтеры и общественные организации, работавшие «в поле», сыграли не менее важную роль, чем государство и местные власти. Усилия крупного бизнеса и местных ячеек политических партий украинцы оценили чрезвычайно низко. Можно подытожить, что все разговоры о социальной ответственности крупного бизнеса – лишь разговоры, украинцы в это не верят и не видят этого», – говорит Бурковский.
Главную ответственность за качество медицины и подготовку учреждений к эпидемии украинцы возлагают на МЗ (51%) и президента (17%). Лишь менее 9% считают ответственным Кабинет министров, 3% – Верховную Раду, и 6% вкупе – местные советы и местные администрации.
Запрос на медреформу
Самой большой проблемой для украинцев за последний год стал рост цен на лекарства, которые они принимают чаще всего – о таком отметил 41% опрошенных, показатель почти не изменился с прошлого года. «В возрастном разрезе наиболее остро воспринимают проблему цены на лекарства граждане в возрасте от 50 лет. Это не просто восприятие. Мы спросили, сколько денег они тратят, и обнаружили, что пожилые граждане больше тратят на лекарства», – говорит Бурковский.
Следующая проблема — нехватка квалифицированной врачебной помощи (26%). Кроме того, 20% опрошенных лиц заявили, что могли сдать анализы или пройти диагностику только за деньги, 19% отметили, что записаться к врачу или получить справку стало сложнее, 19% пожаловались на ухудшение ситуации с неотложной помощью.
Позитивным изменением для 40% опрошенных лиц стала возможность выбрать семейного врача, которому они доверяют. В 2019 году доля таких людей составляла более 45%. Разница может объясняться тем, что большинство людей выбрали своего врача еще в 2018 году, когда такая возможность появилась, поэтому в последний год это менее актуально.
Важнейшими мероприятиями в здравоохранении украинцы считают уменьшение стоимости лекарств (50%), установление ответственности врачей за результаты лечения (30%), обеспечение медучреждений качественным оборудованием (29%), обеспечение неотложной помощью во всех населенных пунктах (38%), увеличение количества профессиональных терапевтов и семейных врачей (28,5%).
В то же время снизилось внимание к таким вопросам: прекращение практики «добровольных взносов» в больницах, обеспечение вакцинации, контроль над качеством медицинского образования, установление прозрачных и доступных цен на медицинские услуги, повышение зарплат врачей, борьба с коррупцией среди руководителей медучреждений, противодействие подделке лекарств. Стоит отметить, что за последний год 35% опрошенных лиц, по их словам, доплачивали за прием у врача или медицинскую процедуру. 23% не доплачивали, а 39% не обращались за такими услугами.
Можно предположить, что эти почти 40% могли отвечать на вопросы, опираясь не на собственный опыт взаимодействия с медицинской системой, а на мейнстримные мысли из информационного пространства.
На это намекают и такие результаты: защитниками интересов граждан в процессе медреформы опрошенные назвали министра здравоохранения Максима Степанова (19%), президента Владимира Зеленского (16%), врача и блогера Евгения Комаровского (15%) и главного санитарного врача Виктора Ляшко (14%). Это самые медийные персоны, которые за последние полгода часто выступали в прайм-тайме крупнейших телеканалов. Кроме Комаровского – его аудитория еще и в Youtube, где он имеет более 2,5 млн. зрителей.
Среди вариантов были также бывшая и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун и председатель комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Михаил Радуцкий, им досталось по 6% и 3% соответственно. Если Радуцкий действительно не слишком медийный, то Супрун регулярно публикует информативные посты как про медреформу, так и о пандемии. Но это исключительно аудитория Facebook, которая в Украине не может соревноваться со зрителями телеканалов – у Ульяны Супрун там лишь 270 тыс. подписчиков.
Но наибольший процент скептиков: 35% считают, что интересы украинцев не защищает никто. Это может быть следствием общего недоверия к государству во время кризиса. Уже хрестоматийным стал пример странной коммуникации первых лиц государства относительно «психологического эффекта» запретов на посещение парков и мытье дорог антисептиками во время строгой фазы карантина, в то время как президент пьет кофе в закрытой для посетителей кофейне.
Кстати, за это его так и не наказали из-за неприкосновенности.
Изменения медленные, но уже идут
Исследование показало, что украинцев беспокоят проблемы, на решение которых создана программа медицинских гарантий, отметила директор департамента коммуникаций Национальной службы здоровья (НСЗУ) Татьяна Бойко. Программа медицинских гарантий — это перечень медицинских услуг, которые украинцы могут получить гарантированно и бесплатно в коммунальных или частных медицинских учреждениях, которые заключили соглашения с НСЗУ. Она начала действовать 1 апреля 2020 года.
Кроме того, в Украине действует программа «Доступные лекарства», которая позволяет получить препараты от сердечно-сосудистых болезней, диабета II типа и бронхиальной астмы бесплатно или с частичной доплатой. Именно эти болезни чаще всего являются причинами смертности и низкого качества жизни украинцев, а постоянный прием лекарств ощутимо давит на семейный бюджет.
Перечень таких лекарств постепенно увеличивается. «12 августа был утвержден обновленный реестр лекарств, подлежащих реимбурсации, то есть возмещению за счет государства. Перечень содержит 264 позиции, 80 из которых полностью бесплатные. Добавилось восемь препаратов, которых не было раньше», — рассказала Бойко.
По данным электронной системы здравоохранения, 61% пользователей программы – люди старше 65% лет.
«Статистика показывает, что благодаря «Доступным лекарствам» эти люди уменьшают личные расходы на лечение. По нашим данным, люди в возрасте от 65 лет, получающие минимальную пенсию, ежемесячно экономят в среднем 12% своего дохода, если пользуются программой. В следующем году мы предлагаем эту программу расширить и добавить лекарства для пациентов, которые перенесли инфаркт или инсульт – эти болезни первые в структуре смертности населения Украины. И добавить лекарственные средства для людей с расстройствами психики и поведения», – говорит Татьяна.
Кроме того, недавно были приняты два закона, которые должны повлиять на доступность лекарств, добавляет исполнительный директор центра гражданского представительства «Жизнь» Лилия Олефир.
«Один из них касается отмены вечнозеленых патентов. Когда разрабатывается инновационный медицинский препарат, то компания получает 20-летнюю монополию на продажу этого препарата. Генерики не имеют возможности зайти на рынок. Отмена этих патентов фактически изменяет ситуацию в Украине, когда компании на фармацевтическом рынке манипулировали и продолжали действие этих патентов даже после 20 лет, по сути, не меняя препарат, не придумывая больше ничего инновационного и не давая возможности более дешевым генерикам зайти на рынок.
Закон в перспективе позволит уменьшить стоимость лекарственных препаратов. Второй касается изменений в работе ГП «Медицинские закупки Украины». Были внесены изменения в налоговое законодательство о том, что лекарственные средства будут закупаться без уплаты НДС, а ГП «Медицинские закупки» сможет напрямую закупать лекарства через «Прозорро» от поставщика», – рассказала эксперт.
Экстренная медицинская помощь также находится в процессе реформирования, об этом «Неделя» писала в материале. Экстренная помощь в Украине бесплатна для всех независимо от наличия декларации с врачом. В каждой области создали центры экстренной медицинской помощи и увеличили им финансирование с 4,7 млрд. грн. до 6 млрд. грн. Однако финансирование – лишь половина решения.
Вторая половина — качество оказания помощи. Каждая местная власть ответственна за создание маршрута пациента для скорых, то есть она определяет, в какие заведения должны везти пациентов с конкретными диагнозами. Традиционно в Украине человека в состоянии, которое угрожает жизни или здоровью, везут прямо в ближайшую больницу, в которой может не быть ни нужного оборудования, ни специалистов. Наиболее опасно это для пациентов с инфарктом или инсультом – чтобы увидеть и ликвидировать препятствие в сосудах, нужна специальная диагностика.
Если в больнице нет ангиографа или компьютерного томографа – это потеря времени и предопределение человека на инвалидность или смерть. По словам Бойко, в 2019 году только одна из 10 больниц, в которые везли пациентов с подозрением на инфаркт или инсульт, имела необходимое оборудование, чтобы оказать помощь.
«В следующем году у нас запланирован повышающий коэффициент для оплаты врачам экстренной медицинской помощи при условии, что они придерживаются маршрута пациента и везут человека с определенными диагнозами именно в ту больницу, которая имеет контракт с НСЗУ. К примеру, чтобы «скорая помощь» везла пациента с инфарктом или инсультом в те учреждения, которые имеют контракт на предоставление приоритетных услуг. Потому что контракт означает, что там есть все необходимое оборудование и специалисты, чтобы быстро оказать эту помощь.
У нас есть такое понятие, как требования к медицинским учреждениям. Если больница имеет контракт с НСЗУ на определенные виды услуг, это означает, что мы проверили, что там есть все необходимое оборудование, чтобы оказать помощь, необходимые бригады специалистов», – рассказала Бойко.
Так же НСЗУ подписала соглашения с учреждениями на оказание помощи при COVID-19. «НСЗУ добавила четыре пакета, которые касаются помощи при COVID-19, мы быстро законтрактовали заведения на эти пакеты и по состоянию на 14 августа выплатили более 2,5 млрд. грн. за предоставление этой помощи.
В целом, по данным электронной системы, за апрель-июль в медучреждения было госпитализировано 30 тыс. 315 пациентов с COVID-19, из них 5 тыс. 447 пациентов получили медицинскую помощь в условиях интенсивной терапии. Часть пациентов, которые нуждались в интенсивной терапии, составляет 18-19%, в среднем в мире это около 25%», – говорит она.
Патернализм и недостаток коммуникации
Опрос показал, что украинцы считают ответственными за реформы и преодоление кризиса в большей степени исполнительную власть и в меньшей степени себя. Верховная Рада и местная власть, которую выбирают сами граждане, на шкале ответственности набрали мизерные 3-4%. По мнению руководителя школы здравоохранения Киево-Могилянской академии Татьяны Юрочко, любую ответственность следует рассматривать в трех плоскостях.
Политическая — создание законодательной основы вектора движения страны, организационная — центральные и местные органы власти, и персональная — формирование сознания и ответственности за собственное здоровье, образование: «Куда я пойду за медицинской помощью, соблюдаю ли я правила, которые устанавливает мне государство, чтобы получить результат».
«Третье звено о формировании сознания отобразилось в результатах. Это ответ на вопрос, почему украинцы не считают необходимой систему стимулов для здорового образа жизни (лишь 5% считают эту проблему актуальной). Патерналистские настроения — кто-то позаботится, обеспечит, принесет. При этом если спросить, кто придерживается режима лечения, масочного режима… Давайте выйдем на улицу, пойдем на базар, на вокзал, на поезда и посмотрим, какой процент носит маски. Это о результате лечения, распространения, сохранения собственного здоровья», – говорит г-жа Юрочко.
По словам Лилии Олефир, необходимо, чтобы в каждом регионе заработал Центр общественного здоровья, ведь он играет важную роль в профилактике и коммуникации с населением.
«В регионах мы увидели, что не хватает информационных материалов, коммуникации. Нужно информирование не только в соцсетях, но и по телевизору. Мы наблюдали, что граждане определенным образом негативно реагируют на напоминания носить маски, держать дистанцию. Мифы и фейки оказывают большое влияние на сознание. Надо усилить информационную составляющую, чтобы люди понимали, что они несут ответственность», – говорит она.
Люди плохо реагируют на запреты и ограничения, говорит Бурковский, но это зависит от уровня образования.
«Чем выше уровень образования и свободы в стране, тем выше уровень ответственности за собственное здоровье и здоровье других. Сопротивление, которое мы видим, говорит о том, что у нас люди, с одной стороны, склонны к авторитаризму, а с другой – не очень хорошо образованы. Мы сейчас проводим исследования, там есть вопрос: «Что такое коронавирус?». Подозреваем, что будет корреляция между уровнем образования и уровнем выбора ложных ответов», – говорит эксперт.
По его словам, решением в краткосрочном плане могло бы быть информирование, а в перспективе – повышение уровня образованности населения.
Автор: Анна Чабарай
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.