Еще в марте этого года в Верховную раду Украины был внесен законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании гидротехнической мелиорации земель» (далее – законопроект №5202).
По мнению авторов законопроекта №5202, передача функций содержания мелиоративной инфраструктуры нижнего уровня водопользователям, а также создание правовых механизмов для безопасного инвестирования в мелиоративную инфраструктуру, создание и развитие частных оросительных систем нижнего уровня, предоставит возможность развития орошения в Украине и уменьшения процента земель, которые нуждаются в сращении.
Так, законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» установит четкие и прозрачные механизмы для самостоятельного финансирования аграриями строительства, замены и ремонта объектов мелиоративной инфраструктуры.
Законопроект №5202 предлагает собственникам (пользователям) земельных участков сельскохозяйственного назначения, для эффективного проведения гидротехнической мелиорации земельных участков сельскохозяйственного назначения, создавать организации водопользователей (далее – организация).
Согласно тексту законопроекта №5202 организация водопользователей имеет следующие признаки:
является неприбыльным обществом, предоставляющим исключительно услуги связанные с гидротехнической мелиорацией земель сельскохозяйственного назначения, иная деятельность организации запрещена;
действует на соответствующей территории обслуживания, которая определяется способом, предусмотренным законопроектом №5202;
учредителями организации водопользователей могут быть как владельцы земельных участков сельскохозяйственного назначения, так и пользователи, при этом, пользователи земельными участками сельскохозяйственного назначения могут быть учредителями или членами организации без предварительного разрешения владельцев таких земельных участков;
членство в организации не обязательно, но оно является открытым — организация водопользователей обязана принять в члены любого водопользователя с территории своего обслуживания;
финансируется ее членами через взносы и плату за услуги, но и другие источники финансирования не запрещаются (кредиты и т.д.);
бесплатно приобретает право собственности на все элементы инженерной инфраструктуры мелиоративных систем (насосные станции, защитные дамбы, трубопроводы, каналы на оросительных и осушительных системах и т.д.), которые входят в территорию обслуживания.
Организация водопользователей – это неприбыльное юридическое лицо, созданное владельцами и/или пользователями земельных участков сельскохозяйственного назначения для обеспечения использования, эксплуатации и технического обслуживания объектов инженерной инфраструктуры мелиоративных систем с целью оказания услуг по гидротехнической мелиорации земельных участков на территории обслуживания организации.
Создание и вступление в организацию водопользователей
Во-первых, для создания организации водопользователей необходимо определиться с территорией ее обслуживания.
Для определения территории обслуживания организации водопользователей и состава владельцев (пользователей) земельных участков, входящих в территорию обслуживания организации, используются:
сведения документации по землеустройству, Государственного земельного кадастра, Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество,
сведения, предоставленные центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидротехнической мелиорации земель, учреждениями, организациями, относящимися в сферу его управления, и тому подобное.
В территорию обслуживания организации водопользователей включаются все земельные участки, подача (забор) или отвод воды, для гидротехнической мелиорации которых в день проведения учредительного собрания организации осуществляется с использованием одной или нескольких точек выделения воды.
Если на момент создания организации водопользователей гидротехническая мелиорация земельных участков не осуществляется из-за отсутствия или нахождения в нерабочем состоянии насосной станции или другого сооружения, которые ранее были построены для мелиорации, в территорию обслуживания включаются все участки, мелиорацию которых можно восстановить в случае ремонта насосной станции или другого технического сооружения.
Также, законопроектом №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусмотрено, что в случае отсутствия информации о земельных участках, гидротехническую мелиорацию которых возможно возобновить в случае капитального ремонта существующей насосной станции (другого гидротехнического сооружения) или строительства новой, учредители самостоятельно определяют земельные участки, которые включаются в территории обслуживания организации водопользователей.
Законопроектом №5202 определено, что данные о мелиоративной сети подлежат обязательному включению в Государственный земельный кадастр, в который включаются сведения о мелиоративной сети и территория его обслуживания.
Также законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусматривает, что в случае если на момент создания организации водопользователей, данные о мелиоративной сети, уже внесены в Государственный земельный кадастр, то повторно вносить данные не требуется. При этом, организация создается на территории, определенной в Государственном земельном кадастре, как территория обслуживания сети.
Во-вторых, для создания организации необходимо созвать учредительное собрание, на котором в обязательном порядке необходимо решить вопрос:
о создании организации водопользователей,
утвердить территорию обслуживания,
утвердить учредительные документы организации,
определиться с органами непосредственного управления организацией,
в необходимости проведения работ по землеустройству для определения (уточнения) мелиоративной сети и земельных участков, на которых проводится или может проводиться гидротехническая мелиорация,
другие вопросы, которые владельцы (пользователи) земельных участков решили вынести на рассмотрение учредительного собрания.
Сообщение о проведении учредительного собрания (приглашение) рассылается всем владельцам (пользователям) земельных участков, входящих в территорию обслуживания, не позднее, чем за 14 дней до даты проведения учредительного собрания. Дополнительно сообщение о проведении учредительного собрания публикуется на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере гидротехнической мелиорации земель, не позднее, чем за 10 дней до даты проведения учредительного собрания.
Каждый собственник (пользователь) земельного участка имеет один голос независимо от количества земельных участков, которые находятся в его собственности (пользовании) и дополнительные голоса, количество которых рассчитывается пропорционально площади земельного участка (участков) владельца (пользователя) к площади территории обслуживания организации водопользователей.
Решение о создании организации водопользователей и утверждении территории ее обслуживания считается принятым, если за него отдано одновременно более 50% основных голосов собственников (пользователей) земельных участков, которые приняли участие в учредительном собрании. И более 50% дополнительных голосов собственников (пользователей) земельных участков, которые приняли участие в учредительном собрании.
В-третьих, авторы законопроекта №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусмотрели, что автоматически членство в организации, по результатам проведения учредительного собрания, приобретают лишь владельцы (пользователи) земельных участков, которые проголосовали за создание организации водопользователей.
В свою очередь вступление в организацию собственников (пользователей) земельных участков, не принявших участие в учредительном собрании, или проголосовавших против создания организации в дальнейшем возможно на общих началах.
Организация водопользователей обязана принимать в члены всех собственников (пользователей) земельных участков, входящих в территорию обслуживания.
Законопроектом №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусмотрено, что во вступлении в организацию водопользователей может быть отказано исключительно владельцу (пользователю) земельного участка сельскохозяйственного назначения, который не входит в территорию обслуживания организации. При этом такой отказ в принятии к членам организации водопользователей может быть обжалован в суде.
Организация водопользователей считается созданной со дня ее государственной регистрации.
Собственность на мелиоративные системы для организации водопользователей
Законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусматривает:
для осуществления своих задач и функций, организации безвозмездно передаются в частную собственность сети инженерной инфраструктуры мелиоративных систем (насосные станции, защитные дамбы, трубопроводы, каналы на оросительных и осушительных системах и т.д.), которые входят в ее территорию обслуживания.
Так, передаче в собственность организации водопользователей подлежат все объекты соответствующей мелиоративной сети (насосные станции, каналы на оросительных и осушительных системах, трубопроводы и т.д.), которые находятся в государственной или коммунальной собственности или являются бесхозными и входящими в территорию обслуживания.
Такая передача объектов мелиоративной сети происходит на основании следующих решений:
относительно объектов государственной собственности — центральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законом функции по управлению соответствующими объектами государственной собственности;
относительно объектов коммунальной собственности и бесхозных объектов – исполнительным органом местного самоуправления, уполномоченным соответствующим сельским, поселковым, городским советом, а если такого органа не определено – соответствующим сельским, поселковым, городским, районным, областным советом.
При этом законопроект № 5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусматривает ограничение в распоряжении переданным в частную собственность организации водопользователей имуществом. А именно организация не может отчуждать, передавать в аренду, лизинг, управление, залог имущество, безвозмездно полученное в собственность, менять целевое назначение такого имущества и совершать в отношении него любые другие сделки, следствием которых может быть отчуждение.
На безвозмездно переданное организации водопользователей имущество, которое включает в себя объекты мелиоративных сетей, не может быть обращено взыскание по решению суда, наложен арест.
Однако организация водопользователей может отчуждать отдельные объекты, безвозмездно полученные в собственность, только в случае проведения замены устаревших или испорченных объектов или их отдельных составляющих новыми.
Деятельность организации водопользователей
Законопроектом №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусмотрено, что организация водопользователей имеет право оказывать следующие услуги: забор воды из источника орошения, ее доставку водопользователю для гидротехнической мелиорации и отвода воды.
За предоставление услуг организация получает соответствующую плату, размер которой зависит от тарифов на услуги организации водопользователей, состоящей из следующих составляющих:
расходы на содержание мелиоративной сети организации, которые включают: текущие затраты на техническое обслуживание и ремонт объектов инженерной инфраструктуры такой мелиоративной сети; капитальные затраты на замену и строительство (размещение) объектов инженерной инфраструктуры такой мелиоративной сети; расходы на возврат внешнего финансирования, которые включают, в том числе расходы на оплату обслуживания предоставленного финансирования, в том числе расходы на возврат возвратных целевых взносов, внесенных членами организации для финансирования замены и строительства (размещения) объектов инженерной инфраструктуры мелиоративной сети в соответствии с положениями статьи 18 настоящего закона;
расходы на забор, доставку воды водопользователю и ее отведение, которые включают расходы на оплату организацией стоимости услуг транспортировки воды и электроэнергии, необходимой для забора, доставки воды и ее отвода, а также другие расходы, размер которых зависит от объема воды, доставляемой конкретному водопользователю (объема отведенной воды);
расходы на содержание организации, которые включают расходы на оплату труда должностных лиц органов управления и работников организации, а также другие расходы, которые не предусмотрены пунктами 2, 3 этой части.
При этом, законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусматривает, что расходы на содержание организации и затраты на содержание мелиоративной сети организации водопользователей оплачиваются водопользователями пропорционально площади их земельных участков, входящих в территорию обслуживания организации.
Также организация обязана предоставлять свои услуги не только своим членам, но и другим водопользователям с территории обслуживания. С указанными водопользователями организация заключает договор об оказании услуг, вместо заключения договора о предоставлении услуг организацией со своими членами законопроектом №5202 определяется, как необязательное действие.
Важным также является предостережение в законопроекте о том, что насосные станции со связанными мелиоративными системами могут быть приватизированы кем-либо, если такие станции не использовались более 10 лет и в течение двух лет организация не обратится за их получением.
Итак, в целом законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» является положительным новшеством, поскольку предоставляет возможность увеличить количество орошаемых земельных участков, а также предоставит возможность даже малым аграрным производителям приобщаться к планированию, строительству, восстановлению и управлению мелиоративными сетями в Украине.
С принятием законопроекта №5202 землевладельцы (землепользователи) получат право и возможности для самостоятельной перестройки системы гидротехнической мелиорации земель, при этом указанный законопроект №5202 декларирует более прозрачный и понятный механизмы инвестирования в развитие указанных систем, а также порядок возврата инвесторам своих инвестиций.
Риски законопроекта об организации водопользователей
- Остается неурегулированной ситуация, когда организацию водопользователей могут использовать, как инструмент давления на владельцев (пользователей) земельных участков через механизм установления чрезмерных членских взносов или крупного размера оплаты за услуги организации.
- Блокироваться доступ к управлению сетями может и через отказ в принятие в члены, который конечно может быть оспорен, однако, как известно, украинская фемида пока работает не достаточно оперативно.
- Также, законодатели не предусмотрели эффективного пути решения вопроса с использованием мелиоративных сетей, которые в настоящее время уже находятся в частной собственности, и в основном разобранными лежат в заброшенном хлеву. Законопроект обычно предусматривает, что использование частных мелиоративных систем и их частей может осуществляться на договорной основе, однако обычно не указывает о конкретных условиях таких договоров. Более того, обязанность заключения такого договора почему-то возложена исключительно на владельцев трубопроводов.
- Остался неурегулированным и вопрос технического осуществления мелиорации конкретных массивов, где кое-где чересполосица (шахматка) не позволяет ее установку и использование.
Таким образом, законопроект №5202 подлежит тщательному рассмотрению с последующей доработкой, на что у парламентариев есть время, ведь определенный законопроект только принят за основу в первом чтении.
Автор: Валентин Бычек, юрист Kosovan Legal Group
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.