Закон «Об организации водопользователей»: развитие мелиорации земель, орошение и осушение

Еще в марте этого года в Верховную раду Украины был внесен законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании гидротехнической мелиорации земель» (далее – законопроект №5202).

По мнению авторов законопроекта №5202, передача функций содержания мелиоративной инфраструктуры нижнего уровня водопользователям, а также создание правовых механизмов для безопасного инвестирования в мелиоративную инфраструктуру, создание и развитие частных оросительных систем нижнего уровня, предоставит возможность развития орошения в Украине и уменьшения процента земель, которые нуждаются в сращении.

Так, законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» установит четкие и прозрачные механизмы для самостоятельного финансирования аграриями строительства, замены и ремонта объектов мелиоративной инфраструктуры.

Законопроект №5202 предлагает собственникам (пользователям) земельных участков сельскохозяйственного назначения, для эффективного проведения гидротехнической мелиорации земельных участков сельскохозяйственного назначения, создавать организации водопользователей (далее – организация).

Согласно тексту законопроекта №5202 организация водопользователей имеет следующие признаки:

является неприбыльным обществом, предоставляющим исключительно услуги связанные с гидротехнической мелиорацией земель сельскохозяйственного назначения, иная деятельность организации запрещена;

действует на соответствующей территории обслуживания, которая определяется способом, предусмотренным законопроектом №5202;

учредителями организации водопользователей могут быть как владельцы земельных участков сельскохозяйственного назначения, так и пользователи, при этом, пользователи земельными участками сельскохозяйственного назначения могут быть учредителями или членами организации без предварительного разрешения владельцев таких земельных участков;

членство в организации не обязательно, но оно является открытым — организация водопользователей обязана принять в члены любого водопользователя с территории своего обслуживания;

финансируется ее членами через взносы и плату за услуги, но и другие источники финансирования не запрещаются (кредиты и т.д.);

бесплатно приобретает право собственности на все элементы инженерной инфраструктуры мелиоративных систем (насосные станции, защитные дамбы, трубопроводы, каналы на оросительных и осушительных системах и т.д.), которые входят в территорию обслуживания.

Организация водопользователей – это неприбыльное юридическое лицо, созданное владельцами и/или пользователями земельных участков сельскохозяйственного назначения для обеспечения использования, эксплуатации и технического обслуживания объектов инженерной инфраструктуры мелиоративных систем с целью оказания услуг по гидротехнической мелиорации земельных участков на территории обслуживания организации.

Создание и вступление в организацию водопользователей 

Во-первых, для создания организации водопользователей необходимо определиться с территорией ее обслуживания.

Для определения территории обслуживания организации водопользователей и состава владельцев (пользователей) земельных участков, входящих в территорию обслуживания организации, используются:

сведения документации по землеустройству, Государственного земельного кадастра, Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество,

сведения, предоставленные центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидротехнической мелиорации земель, учреждениями, организациями, относящимися в сферу его управления, и тому подобное.

В территорию обслуживания организации водопользователей включаются все земельные участки, подача (забор) или отвод воды, для гидротехнической мелиорации которых в день проведения учредительного собрания организации осуществляется с использованием одной или нескольких точек выделения воды.

Если на момент создания организации водопользователей гидротехническая мелиорация земельных участков не осуществляется из-за отсутствия или нахождения в нерабочем состоянии насосной станции или другого сооружения, которые ранее были построены для мелиорации, в территорию обслуживания включаются все участки, мелиорацию которых можно восстановить в случае ремонта насосной станции или другого технического сооружения.

Также, законопроектом №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусмотрено, что в случае отсутствия информации о земельных участках, гидротехническую мелиорацию которых возможно возобновить в случае капитального ремонта существующей насосной станции (другого гидротехнического сооружения) или строительства новой, учредители самостоятельно определяют земельные участки, которые включаются в территории обслуживания организации водопользователей.

Законопроектом №5202 определено, что данные о мелиоративной сети подлежат обязательному включению в Государственный земельный кадастр, в который включаются сведения о мелиоративной сети и территория его обслуживания.

Также законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусматривает, что в случае если на момент создания организации водопользователей, данные о мелиоративной сети, уже внесены в Государственный земельный кадастр, то повторно вносить данные не требуется. При этом, организация создается на территории, определенной в Государственном земельном кадастре, как территория обслуживания сети.

Во-вторых, для создания организации необходимо созвать учредительное собрание, на котором в обязательном порядке необходимо решить вопрос:

о создании организации водопользователей,

утвердить территорию обслуживания,

утвердить учредительные документы организации,

определиться с органами непосредственного управления организацией,

в необходимости проведения работ по землеустройству для определения (уточнения) мелиоративной сети и земельных участков, на которых проводится или может проводиться гидротехническая мелиорация,

другие вопросы, которые владельцы (пользователи) земельных участков решили вынести на рассмотрение учредительного собрания.

Сообщение о проведении учредительного собрания (приглашение) рассылается всем владельцам (пользователям) земельных участков, входящих в территорию обслуживания, не позднее, чем за 14 дней до даты проведения учредительного собрания. Дополнительно сообщение о проведении учредительного собрания публикуется на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере гидротехнической мелиорации земель, не позднее, чем за 10 дней до даты проведения учредительного собрания.

Каждый собственник (пользователь) земельного участка имеет один голос независимо от количества земельных участков, которые находятся в его собственности (пользовании) и дополнительные голоса, количество которых рассчитывается пропорционально площади земельного участка (участков) владельца (пользователя) к площади территории обслуживания организации водопользователей.

Решение о создании организации водопользователей и утверждении территории ее обслуживания считается принятым, если за него отдано одновременно более 50% основных голосов собственников (пользователей) земельных участков, которые приняли участие в учредительном собрании. И более 50% дополнительных голосов собственников (пользователей) земельных участков, которые приняли участие в учредительном собрании.

В-третьих, авторы законопроекта №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусмотрели, что автоматически членство в организации, по результатам проведения учредительного собрания, приобретают лишь владельцы (пользователи) земельных участков, которые проголосовали за создание организации водопользователей.

В свою очередь вступление в организацию собственников (пользователей) земельных участков, не принявших участие в учредительном собрании, или проголосовавших против создания организации в дальнейшем возможно на общих началах.

Организация водопользователей обязана принимать в члены всех собственников (пользователей) земельных участков, входящих в территорию обслуживания.

Законопроектом №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусмотрено, что во вступлении в организацию водопользователей может быть отказано исключительно владельцу (пользователю) земельного участка сельскохозяйственного назначения, который не входит в территорию обслуживания организации. При этом такой отказ в принятии к членам организации водопользователей может быть обжалован в суде.

Организация водопользователей считается созданной со дня ее государственной регистрации.

Собственность на мелиоративные системы для организации водопользователей 

Законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусматривает:

для осуществления своих задач и функций, организации безвозмездно передаются в частную собственность сети инженерной инфраструктуры мелиоративных систем (насосные станции, защитные дамбы, трубопроводы, каналы на оросительных и осушительных системах и т.д.), которые входят в ее территорию обслуживания.

Так, передаче в собственность организации водопользователей подлежат все объекты соответствующей мелиоративной сети (насосные станции, каналы на оросительных и осушительных системах, трубопроводы и т.д.), которые находятся в государственной или коммунальной собственности или являются бесхозными и входящими в территорию обслуживания.

Такая передача объектов мелиоративной сети происходит на основании следующих решений:

относительно объектов государственной собственности — центральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законом функции по управлению соответствующими объектами государственной собственности;

относительно объектов коммунальной собственности и бесхозных объектов – исполнительным органом местного самоуправления, уполномоченным соответствующим сельским, поселковым, городским советом, а если такого органа не определено – соответствующим сельским, поселковым, городским, районным, областным советом.

При этом законопроект № 5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусматривает ограничение в распоряжении переданным в частную собственность организации водопользователей имуществом. А именно организация не может отчуждать, передавать в аренду, лизинг, управление, залог имущество, безвозмездно полученное в собственность, менять целевое назначение такого имущества и совершать в отношении него любые другие сделки, следствием которых может быть отчуждение.

На безвозмездно переданное организации водопользователей имущество, которое включает в себя объекты мелиоративных сетей, не может быть обращено взыскание по решению суда, наложен арест.

Однако организация водопользователей может отчуждать отдельные объекты, безвозмездно полученные в собственность, только в случае проведения замены устаревших или испорченных объектов или их отдельных составляющих новыми.

Деятельность организации водопользователей

Законопроектом №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусмотрено, что организация водопользователей имеет право оказывать следующие услуги: забор воды из источника орошения, ее доставку водопользователю для гидротехнической мелиорации и отвода воды.

За предоставление услуг организация получает соответствующую плату, размер которой зависит от тарифов на услуги организации водопользователей, состоящей из следующих составляющих:

расходы на содержание мелиоративной сети организации, которые включают: текущие затраты на техническое обслуживание и ремонт объектов инженерной инфраструктуры такой мелиоративной сети; капитальные затраты на замену и строительство (размещение) объектов инженерной инфраструктуры такой мелиоративной сети; расходы на возврат внешнего финансирования, которые включают, в том числе расходы на оплату обслуживания предоставленного финансирования, в том числе расходы на возврат возвратных целевых взносов, внесенных членами организации для финансирования замены и строительства (размещения) объектов инженерной инфраструктуры мелиоративной сети в соответствии с положениями статьи 18 настоящего закона;

расходы на забор, доставку воды водопользователю и ее отведение, которые включают расходы на оплату организацией стоимости услуг транспортировки воды и электроэнергии, необходимой для забора, доставки воды и ее отвода, а также другие расходы, размер которых зависит от объема воды, доставляемой конкретному водопользователю (объема отведенной воды);

расходы на содержание организации, которые включают расходы на оплату труда должностных лиц органов управления и работников организации, а также другие расходы, которые не предусмотрены пунктами 2, 3 этой части.

При этом, законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» предусматривает, что расходы на содержание организации и затраты на содержание мелиоративной сети организации водопользователей оплачиваются водопользователями пропорционально площади их земельных участков, входящих в территорию обслуживания организации.

Также организация обязана предоставлять свои услуги не только своим членам, но и другим водопользователям с территории обслуживания. С указанными водопользователями организация заключает договор об оказании услуг, вместо заключения договора о предоставлении услуг организацией со своими членами законопроектом №5202 определяется, как необязательное действие.

Важным также является предостережение в законопроекте о том, что насосные станции со связанными мелиоративными системами могут быть приватизированы кем-либо, если такие станции не использовались более 10 лет и в течение двух лет организация не обратится за их получением.

Итак, в целом законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании мелиорации» является положительным новшеством, поскольку предоставляет возможность увеличить количество орошаемых земельных участков, а также предоставит возможность даже малым аграрным производителям приобщаться к планированию, строительству, восстановлению и управлению мелиоративными сетями в Украине.

С принятием законопроекта №5202 землевладельцы (землепользователи) получат право и возможности для самостоятельной перестройки системы гидротехнической мелиорации земель, при этом указанный законопроект №5202 декларирует более прозрачный и понятный механизмы инвестирования в развитие указанных систем, а также порядок возврата инвесторам своих инвестиций.

Риски законопроекта об организации водопользователей

  1. Остается неурегулированной ситуация, когда организацию водопользователей могут использовать, как инструмент давления на владельцев (пользователей) земельных участков через механизм установления чрезмерных членских взносов или крупного размера оплаты за услуги организации.
  1. Блокироваться доступ к управлению сетями может и через отказ в принятие в члены, который конечно может быть оспорен, однако, как известно, украинская фемида пока работает не достаточно оперативно.
  1. Также, законодатели не предусмотрели эффективного пути решения вопроса с использованием мелиоративных сетей, которые в настоящее время уже находятся в частной собственности, и в основном разобранными лежат в заброшенном хлеву. Законопроект обычно предусматривает, что использование частных мелиоративных систем и их частей может осуществляться на договорной основе, однако обычно не указывает о конкретных условиях таких договоров. Более того, обязанность заключения такого договора почему-то возложена исключительно на владельцев трубопроводов.
  1. Остался неурегулированным и вопрос технического осуществления мелиорации конкретных массивов, где кое-где чересполосица (шахматка) не позволяет ее установку и использование.

Таким образом, законопроект №5202 подлежит тщательному рассмотрению с последующей доработкой, на что у парламентариев есть время, ведь определенный законопроект только принят за основу в первом чтении.

Автор: Валентин Бычек, юрист Kosovan Legal Group

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий