Законопроект №2289 – упрощение процедуры ввоза пестицидов и агрохимикатов в Украину

В парламенте предлагают изменить процедуру ввоза пестицидов и химикатов в Украину. Верховная рада поддержала в первом чтении законопроект №2289 о внесении изменений в статью 4 закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах» относительно ввоза пестицидов на таможенную территорию Украины. Об этом сообщает корреспондент AgroPolit.com. «За» отдали голос 239 народных депутатов.

Инициаторы законопроекта: Тарасов Олег Сергеевич, Чайковский Иван Адамович, Кучер Николай Иванович, Белозор Лариса Николаевна, Устенко Алексей Олегович, Юрчишин Петр Васильевич.

Авторы предлагают ввоз опытных образцов пестицидов без обязательной регистрации в стране производства. Ведь использование исследований проведенных в других странах не является целесообразным, считают они, из-за не соответствия условий использования препаратов (различные составы почв, климатические и географические условия, другие вредители и культуры). Именно эта норма критикуется экологическим сообществом.

AgroPolit.com собрал все мнения «за» и «против» этого документа и предлагает ознакомиться с ними (спикеры представлены в алфавитном порядке).

Глущенко Сергей Николаевич

Заместитель министра развития экономики

В первую очередь, этот законопроект выгоден для украинских сельхозпроизводителей. Мы сможем получить доступ к современным препаратам, которые используются в других странах. Например, это могут быть более эффективные препараты, которых нужно меньше вносить на поля, это могут быть препараты более безопасные для людей и окружающей среды.

Если еще 30-40 лет назад нормы расхода на гектар измерялись литрами и килограммами, то сегодня нормы меньше в десятки раз. Ну и, в конце концов, страдает потребитель, поскольку продукты питания могли бы быть еще безопаснее и качественнее. Значит, украинские аграрии получат доступ к инновационным средствам защиты растений!

Изменения предусматривают отмену нормы, в соответствии с которой в Украине невозможно зарегистрировать пестициды и агрохимикаты, если они производятся в другой стране, чем страна их государственной регистрации.

В частности, проектом закона предлагается:

разрешить применение, хранение, перевозку и продажу пестицидов, срок государственной регистрации которых истек, но которые по «сроку годности» все еще являются пригодными для использования;

изъять введенную с 01.01.2016 г. норму, в соответствии с которой обязательным условием государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов в Украине было обязательное документальное подтверждение их государственной регистрации в стране, где они производятся.

Существующие ограничения блокировали доступ украинских аграриев к новым и современным средствам защиты растений. Но принятие проекта закона позволит регистрировать в Украине инновационные препараты, что положительно повлияет на производительность и конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства. Украина получит более широкие возможности для удержания на мировом рынке продовольствия своих передовых позиций.

Чайковский Иван Адамович

Народный депутат Украины, член депутатской группы партии «За будущее», секретарь комитета Верховной рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики

Это узкоспециализированный закон для аграриев, сельхозпроизводителей и фермеров, которые в своей работе используют пестициды и агрохимикаты. Теперь этим продуктом можно будет пользоваться в Украине только на основе его регистрации в нашем государстве. Дополнительной регистрации в стране, где он изготовлен, не нужно.

И это логично. Потому что очень часто в одном государстве производятся товары, продукты и средства для другого. Где другой климат, другие технологии и другие возможности. Теперь мы избегаем двойной регистрации, чем делаем пестициды и агрохимикаты доступнее для использования на украинском рынке.

Другая важная норма касается уточнения слова «использование», где мы расширяем его смысл. Если раньше аграрии в течение 2-х лет после завершения срока регистрации пестицидов и агрохимикатов могли использовать их только для собственных нужд, то сейчас мы говорим и о других действиях: о хранении, транспортировке, продаже и тому подобное. Все это упрощает деятельность в агросекторе, конкретизирует законодательство и позволит избежать правовой неопределенности, которая существует сейчас.

Пономарь Ирина Александровна

Глава Ассоциации животноводов Украины, совладелица ГК «АгроВет Атлантик» 

Станет ли Украина могильником для утилизации опасных пестицидов? Сегодня власти хотят протолкнуть закон, по которому будет разрешаться ввозить в нашу страну не сертифицированные в Европе пестициды и агрохимикаты, а также осуществлять на нашей территории их утилизацию.

В частности, эти нормы предусматриваются в проекте закона о внесении изменений в статью 4 закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах» за № 2289 от 18.10.2019 г. относительно ввоза пестицидов на таможенную территорию Украины. Инициаторы законопроекта: Тарасов Олег Сергеевич, Чайковский Иван Адамович, Кучер Николай Иванович, Билозир Лариса Николаевна, Устенко Алексей Олегович, Юрчишин Петр Васильевич.

Среди предложений проекта — исключить третье предложение части второй статьи 4 закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах» следующего содержания: «Обязательным условием для ввоза и применения, незарегистрированных в Украине пестицидов для этих целей является документальное подтверждение их государственной регистрации в стране, где они производятся».

Наша Ассоциация животноводов Украины категорически не поддерживает исключение указанной нормы из законодательства! Ведь это означает, что пестициды непроверенного качества будут завозиться в Украину. Принятие этого проекта — это угроза экологической безопасности Украины.

Другая угроза проекта — национальной безопасности! На уровне ЕС предусмотрена очень сложная процедура государственной регистрации пестицидов, что длится много лет (до 10) и включает в себя огромное количество исследований, в том числе влияния на человека, животных, окружающую природную среду.

Украина же этим законопроектом открывает ворота для проведения на своей территории исследований зарубежных пестицидов, в том числе с вредным воздействием, перед запуском их в серийное производство, из-за чего наше государство может превратиться действительно в площадку для химических экспериментов.

Еще одна проблема — это хранение и утилизация пестицидов, которые произведены, но не прошли испытания (поскольку это серьезные финансовые затраты, которые тоже не хотят нести зарубежные корпорации). Украина может превратиться в полигон для хранения опасных пестицидов!

Напомним, что идея упрощения ввоза и применения, незарегистрированных в Украине пестицидов для научных и исследовательских целей, без документального подтверждения их государственной регистрации в стране, где они производятся — это копия законопроекта VIII созыва парламента за № 6606 от 21.06.2017 г. о внесении изменений в статью 4 закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах». Это относительно ввоза пестицидов на таможенную территорию Украины. Авторы: Кучер Николай Иванович, Бакуменко Александр Борисович, Ивченко Вадим Евгеньевич, Кулинич Олег Иванович.

На то время общественность (Ассоциация животноводов Украины, ГС «Украинская промышленная ассоциация защиты растений», Всеукраинская экологическая лига, Украинская бизнес ассоциация и другие) высказала жесткую критику по законопроекту №6606 и выступила против его принятия. Законопроект неоднократно включался в повестку дня работы парламента VIII созыва, но так и не был рассмотрен из-за сопротивления общественности.

Затем идею законопроекта №6606 народные депутаты пытались реализовать путем правок № 72 и 73 в проект закона об органическом производстве № 5448-д от 30.03.2018 г. (в редакции ко второму чтению), но общественность это увидела, и снова высказала критику, правки были изъяты. Велись дискуссии о доработке идеи законопроекта №6606, о выставлении предохранителей для защиты интересов Украины.

Однако сейчас в законопроекте №2289 мы видим ту же инициативу, которая удовлетворяет исключительно интересы глобальных корпораций, но вредит интересам Украины и ее народа! Возможно, эти корпорации в сговоре с нашими олигархами, которые действуя через «Слуг народа», которые голосуют, даже не читая законопроекты, хотят протянуть эти предательские инициативы!

Татьяна Тимочко, председатель Всеукраинской экологической лиги

Предложенные изменения преследуют одну цель — превратить территорию Украины в свалку непригодных пестицидов, отравляющих окружающую среду. Я сомневаюсь, что депутаты и члены ассоциаций, касательные к созданию законопроекта, знают следующие цифры, что в 2010-2011 гг. из государственного бюджета было потрачено 1,4 млрд. грн. на утилизацию непригодных пестицидов и агрохимикатов. Эти препараты были вывезены за пределы Украины, ведь у нас отсутствуют экологически безопасные технологии и предприятия, которые бы этим занимались.

Существует большая экологическая угроза из-за коррупционной составляющей в соответствующих органах (например, Минэкоэнерго), которые будут выдавать разрешения на регистрацию пестицидов и агрохимикатов, а это, в свою очередь, может привести к ужасным последствиям.

Кучер Николай Иванович

Народный депутат Украины, член депутатской группы «Доверие». Член комитета Верховной рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики

Основная цель законопроекта, это разблокировать ввоз образцов инновационных средств защиты растений для научных исследований и государственных испытаний с целью использования в сельском хозяйстве.

Проблема, которую призван решить законопроект, что в декабре 2015 года так называемым дерегуляционным законопроектом были внесены изменения в ЗУ «О пестицидах и агрохимикатах» (статья 4) о невозможности испытаний пестицидов в Украине без их предварительной регистрации в стране происхождения. Эта норма, во-первых, не действует ни в ЕС, ни в США, а, во-вторых, противоречит здравому смыслу.

Ведь, например, если Германия, имея научную базу и возможности разрабатывать препараты защиты для большого спектра растений, может создать СЗР для подсолнечника, то регистрировать его там никто не будет, потому что в Германии подсолнечник не выращивается. Подсолнечник выращивается в Аргентине и в Украине.

Таким образом, ограничение доступа к передовым мировым разработкам в сфере средств защиты растений приводит к тому, что на украинском рынке накапливается все больше «старых» препаратов.

Соответственно, украинские аграрии либо не получают доступа к современным СЗР одновременно со своими конкурентами (например, из ЕС и США), либо же не получают доступа к инновациям вообще в стране производства, в связи с отсутствием там целевых объектов (вредителей, болезней, сорняков). По расчетам экспертов, потери аграриев из-за недополучения урожайности при этом составляют около 3 млрд. грн. ежегодно. В случае принятия законопроекта №2289 эта проблема будет урегулирована.

Вокруг законопроекта №2289 создали такую атмосферу, что его принятие приведет к превращению Украины в полигон для испытаний некачественных вредных средств защиты растений. Я вас прошу подумать логически, что все будет как раз наоборот. Ведь старые препараты будут и в дальнейшем вноситься в украинские почвы, а новейшие препараты ввозиться не будут из-за действующих ограничений этого закона!

Другие положительные последствия от одобрения законопроекта №2289:

Уменьшение экологической нагрузки: инновационные СЗР нового поколения могли бы существенно снизить объемы внесения СЗР на 30-40%, то есть уменьшить нагрузку на окружающую среду. Инновационные СЗР позволят уменьшить объем рабочего раствора в 2 раза, значительно повысить профиль безопасности, ведь новые препараты не смываются дождем, не сносятся ветром, имеют гораздо меньший период полураспада и гораздо более эффективное целевое действие на объект.

Уменьшение потерь от вредителей: применение фунгицидов последнего поколения на зерновых приводит к увеличению их урожайности от 20 до 50% в зависимости от зоны выращивания, что приведет к увеличению прибыльности выращивания зерновых. С помощью инновационных препаратов удастся не только сохранить урожай культур, но и улучшить их качество.

Инвестиционная привлекательность: заблокированными остаются около 95% инновационных препаратов. Еще в начале 2018 года ведущие производители оригинальных СЗР были вынуждены сократить объем инвестиций в научно-исследовательскую деятельность в Украине на 60%, а в 2019 г. – более чем на 80% и остановили прямые инвестиции в отрасль СЗР.

Сохранение субъектности при регистрации СЗР: научные учреждения Украины, которые проводят испытания СЗР при регистрации, исторически получали значительную часть дохода от испытаний новых инновационных СЗР. При отсутствии таких доходов продолжение их работы может быть поставлено под сомнение, а Украина может потерять субъектность при регистрации СЗР, а фактически — и возможность проводить собственную политику.

Кроме этого, исследования инновационных химических и биологических веществ, которые потенциально могут использоваться в украинском сельском хозяйстве, являются одним из основных факторов развития отечественной науки в этой сфере в целом.

Богданец Андрей Владимирович

Депутат Верховной рады Украины, председатель межфракционного депутатского объединения «Депутатский аграрный совет»

Действующим законом предусмотрено, что основанием для ввоза в Украину и применения пестицидов и агрохимикатов является их государственная регистрация в стране производителя или в стране, в которую их ввозят после такой регистрации. Значит, на сегодня закон Украины гарантирует, что пестициды, которые ввозят в Украину в виде опытных партий, а также их качественные характеристики являются признанными, ведь они зарегистрированы в стране их производителя. Но законопроектом №2289 предусмотрено исключение этой нормы.

Значит, опрометчивое решение может привести к тому, что на территорию Украины будут ввозить пестициды и агрохимикаты, которые являются непризнанными ни в Украине, ни в стране, в которой их производят. Как следствие, наша страна может превратиться в полигон для испытания потенциально опасных веществ.

Потому что произойдет ввоз и применение в Украине пестицидов и агрохимикатов, которые не прошли государственную регистрацию в стране производителя по разным причинам, учитывая их вредное влияние. Это может иметь катастрофические последствия для экологии и здоровья наших граждан.

Тарасов Олег Сергеевич

Народный депутат, председатель подкомитета по вопросам усовершенствования структуры государственного управления в сфере агропромышленного комплекса 

Целью законопроекта является совершенствование отдельных положений статьи 4 закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах» относительно регулирования завоза и применения в Украине незарегистрированных пестицидов. А также использование остатков пестицидов и агрохимикатов, срок регистрации которых истек, предоставление возможности применения, хранения, торговли, рекламы и перевозки остатков препаратов в течение двух лет после окончания срока их регистрации.

Проектом закона предлагается два изменения.

Первое — изъять норму, согласно которой, обязательным условием завоза и применения в Украине опытных партий пестицидов, используемых для государственных испытаний и научных исследований, является документальное подтверждение их государственной регистрации в стране, где они производятся.

Такой шаг необходим, потому что во многих случаях выполнить на практике такое требование невозможно, по меньшей мере, по двум причинам. Первая – инновационные экспериментальные препараты могут еще не иметь регистрации в стране, где они производятся, и одновременно находиться в процессе государственных испытаний как в стране-производителе, в Украине, а также в других странах с высоким уровнем развития сельского хозяйства, для проверки действенности таких препаратов в различных условиях.

Второе — производители средств защиты растений обычно изготавливают на одном заводе в большом количестве различных препаратов, предназначенных для рынков разных стран. В то же время, из-за отсутствия в стране производства препарата против вредителей, болезней сельскохозяйственных культур, которые есть в стране назначения такого препарата, регистрация в стране производства компаниями не проводится в связи с фактической невозможностью полевых исследований.

Наличие такого требования фактически делает невозможным доступ новейших оригинальных средств защиты растений к государственным испытаниям и последующей регистрации, поэтому возникает риск потери украинской сельскохозяйственной продукцией своих передовых позиций в связи со снижением качества, безопасности и урожайности украинского зерна.

Поэтому украинские аграрии теряют возможность использовать передовые технологии защиты растений, а Украина теряет свои позиции в рейтинге ведения бизнеса из-за искусственно созданных дискриминационных условий входа международных инновационных технологий на рынок Украины.

Второе основное изменение законопроекта №2289 — это позволить не только использование остатков пестицидов и агрохимикатов, срок регистрации которых закончился, а их применение, хранение, торговлю, рекламу и перевозку. Такое уточнение необходимо, поскольку в разных частях статьи 4 применяются близкие по значению глаголы, а именно «применение» и «использование».

Под понятием «применение» понимается лишь внесение продукта для контроля вредителей. Понятие «использование» было введено в статью 4 закона в 2004 году с целью предоставления возможности как применять, так и торговать, хранить и перевозить остатки препаратов в течение двух лет после окончания срока их регистрации. Поэтому понятия требуют согласования и уточнения.

Принятие законопроекта №2289 обеспечит украинским аграриям возможность использовать передовые технологии защиты растений, позволит увеличить урожайность сельскохозяйственных культур, сохранить выращенный урожай, улучшит его качество и безопасность. Будет способствовать удержанию Украиной на мировом рынке продовольствия передовых позиций стабильного поставщика сельскохозяйственной продукции, а также исключит возможность злоупотребления со стороны контролирующих органов при проведении плановых проверок по соблюдению законодательства в сфере защиты растений.

Виталий Ильченко, директор компании «Укравит Агро» агрохолдинга UKRAVIT, основатель «Института здоровья растений» 

Начиная с июня 2017 года, продолжаются дискуссии относительно внесения изменений в статью 4 закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах». Суть изменений заключается в предоставлении разрешения на ввоз в Украину пестицидов, незарегистрированных в стране-производителе (законопроект №6606).

А недавно ситуация снова получила резонанс. В октябре прошлого года в парламенте зарегистрирован законопроект №2289, что практически дублирует предыдущий проект №6606 и позволяющий ввозить на таможенную территорию Украины незарегистрированные в стране-производителе пестициды, а также позволяет применение, хранение, торговлю, рекламу и перевозку остатков пестицидов и агрохимикатов, срок регистрации которых истек, в течение 2 лет.

Однако, как и в 2017 году, вопрос воспринимается неоднозначно, поскольку ряд мощных игроков национального рынка категорически не согласны с такими изменениями. Среди них – компания «UKRAVIT», которая работает на рынке уже 20 лет, Всеукраинская экологическая лига, Ассоциация животноводов Украины, Украинская бизнес ассоциация и другие. И мы можем аргументировать свою позицию.

Лоббисты законопроекта №2289 в своем требовании разрешить ввоз незарегистрированных в стране-производителе пестицидов опираются на отсутствие подобных требований в законодательстве США, ЕС и других развитых стран. Однако умалчивают тот факт, что именно для этих стран обязательной является регистрация каждого компонента препарата, независимо от того, является ли он действующим веществом, или вспомогательным (регламент ЕС №1907/2006 REACH и TSCA). Потому что развитые страны заботятся о своей экологии и безопасности своих граждан.

И требуя оставить ограничения на ввоз незарегистрированных пестицидов в Украину, мы стремимся к тому же. Наша страна – не полигон для испытания потенциально опасных веществ. Если же пестицид не зарегистрирован в стране-производителе и, ни в одной другой стране мира, он, вполне вероятно, может нанести вред экологии Украины и здоровью человека. Поэтому его, сначала необходимо всесторонне исследовать в условиях, которые делают невозможным его попадание в экосистему страны.

В пользу этой мысли говорит и тот факт, что негативное действие некоторых веществ может проявляться из-за термина, который существенно преобладает во времени, нужном на исследование и регистрацию. Поэтому ответственность за это будет на власти, которая позволит ввозить в Украину такие продукты.

Последствием запрета на ввоз незарегистрированных в стране-производителе пестицидов сторонники законопроекта №2289 считают создание искусственного барьера для использования инновационных продуктов и, соответственно, увеличение нагрузки пестицидов на экосистему. Однако запрет не касается на самом деле инновационных продуктов, которые прошли проверку в агроиндустрии ЕС и других странах, доказали свою эффективность и безопасность на практике.

Что же касается «потерь», которые из-за ограничений, якобы несет украинская наука, то хочу напомнить, что запрет распространяется исключительно на промышленные партии. Для нужд науки препараты ввозятся беспрепятственно.

Кроме того, ограничения на ввоз незарегистрированных в стране-производителе пестицидов дает возможность развиваться, привлекать инвестиции и создавать собственные инновационные разработки отечественным производителям и, соответственно, способствовать импортозамещению и развитию Украины. А это, конечно, совсем не интересует мультинациональных производителей.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что с незарегистрированными в стране-производителе пестицидами в Украину может хлынуть лавина фальсификата, контролировать который будет невозможно. Ситуацию существенно осложняет и несовершенство системы контроля и регистрации «химии» в Украине.

Поэтому пока мы не приведем действующие лаборатории к европейским нормам и стандартам, не выработаем эффективные методики, говорить о ввозе незарегистрированных пестицидов нет смысла. И ограничения в этом вопросе в нашем законодательстве сейчас являются едва ли не единственным «предохранителем», который отдаляет нас от вероятного экологического кризиса.

Владислав Седик, президент фитосанитарной ассоциации Украины (ФАУ)

Документ вносит изменения в часть вторую статьи 4 закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах». В сегодняшней редакции 4 статьи этого закона написано, что в Украине можно регистрировать только те препараты, которые уже где-то зарегистрированы. Здесь возникла юридическая коллизия.

Например, если где-то в Израиле производят препарат для повышения урожая условной черешни, то нам нужно будет сначала зарегистрировать препарат «на черешне в Израиле», и никого не интересует, что в Израиле этой черешни нет, и только потом мы должны приступать к регистрации препарата в Украине. Таким образом, создается проблема для рынка – это, во-первых.

Во-вторых, возникает вопрос относительно самой регистрации. Если препарат должен быть зарегистрирован сначала в другой стране и только потом у нас, то чем украинская регистрация отличается от иностранной? Почему мы не доверяем отечественной государственной регистрации?

В сегодняшнем законодательстве существует несколько противоречивых моментов, которые создают проблемы для рынка современных препаратов. Законопроект №2289 должен решить эти проблемы.

Например, в какой-то европейской стране появляется препарат. Он там испытывается, регистрируется, а этот процесс может занять до 5 лет, потом еще 2 года нужно для регистрации этого продукта в Украине. И только через 7 лет этот препарат может попасть на украинский рынок. По сути, отечественные фермеры лишены возможности получить инновационные продукты, ведь через 7 лет – это уже что угодно, но не инновации. И это огромная проблема.

Если мы говорим о заявлениях, типа – Украина станет свалкой токсичных отходов и все такое – это не правда. Опытная партия, которая предусматривает проверку препарата на токсикологические показатели (влияние на людей), экологические (на окружающую среду) и биологические показатели (эффективность препарата), завозится в незначительных объемах (несколько литров или килограмм).

Я думаю, что те экологи, которые забрасывают что-то об угрозе появления свалок или полигонов на территории Украины, они вряд ли читали текст законопроекта. Препараты в промышленных масштабах могут быть завезены к нам лишь при условии соответствующей регистрации в Украине с разрешениями на использование и реализацию препаратов.

Мы не можем завезти незарегистрированный в Украине препарат. К тому же, его сначала нужно зарегистрировать в той стране, где он был изготовлен, а потом у нас. Вы хотите завезти партию удобрений, которые изготавливаются в Китае. Зачем вам регистрировать это в Китае, а потом еще раз регистрировать в Украине, вам деньги некуда девать? Это чисто юридическая коллизия, которая создает дополнительные преграды для рынка.

Виктор Погорелый, руководитель агрохимического направления Европейской бизнес ассоциации (ЕВА)

Этот законопроект практически является копией законопроекта №6606, который мы активно поддерживали во время прошлого созыва Верховной рады и поддерживаем в этом созыве. Все «экологические» опасения не имеют под собой никакой почвы, ведь этим законопроектом снимаются ограничения на ввоз образцов пестицидов и агрохимикатов для государственных испытаний.

Это означает, что законом отменяется подтверждение регистрации в Украине для лимитированных партий образцов, которые будут исследоваться научно-исследовательскими институтами. Препараты не будут использоваться в промышленности до момента получения государственной регистрации.

Для того чтобы получить разрешение на ввоз образца, компания должна заключить договор с аккредитованным институтом, а иногда с несколькими, когда этого требуют к результатам государственных испытаний. Научно-исследовательский институт должен обосновать количество необходимого препарата для исследований (обычно от нескольких сотых мл до 5 л, если говорить об удобрениях – чуть больше). Далее, компания получает разрешение, завозит образец, передает его в исследовательский институт. Научно-исследовательское заведение его испытывает.

Результат опытов прорабатывается, но сам полученный материал уничтожается, например, если речь идет о средствах повышения и защиты урожая, после проведения опытов, урожай сжигается. Поэтому не понятно, о каких полигонах или могильниках на территории Украины могут говорить экологи.

Более того этой нормы (о запрете ввоза препаратов) не было более 20 лет. Она появилась лишь в 2016 году. С начала 1990–х годов и до 2016 года этой нормы не было. Очевидно, что эта норма была введена для того, чтобы создать торговые барьеры для международных производителей.

Мы выступаем «за» принятие законопроекта №2289, как и аграрный комитет, ведь он должен снять торговый барьер и приведет украинское законодательство в соответствие с нормами ВТО и с европейскими нормами законодательства.

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий