Замминистра Ольга Онищук: В Минюсте борьба с рейдерством только начинается, заканчивать ее должны правоохранительные органы и суды

03.03.2020 – «Конец эпохи рейдерства». Именно так новое руководство Министерства юстиции характеризует начало своей работы. Факты рейдерства действительно были едва ли не на каждом шагу в течение прошлых лет. Любой мог проснуться и узнать, что потерял свое законное имущество.

Как? Действовали так называемые «черные» регистраторы, которые имели «ключи доступа» к реестрам и проводили незаконные регистрационные действия. По сути «переписывая» землю, офисные помещения, жилье и т.п. на другого человека или компанию. Обычно, такая цепочка была длинной, чтобы запутать следы и не дать возможности владельцу имущества быстро вернуть все обратно.

Часто случались случаи, когда последним приходилось идти к тем же «черным регистраторам», чтобы быстро вернуть свою собственность.

«На самом деле нужно еще очень много времени, чтобы разобрать все незаконные записи в государственных реестрах. Есть немало записей, которые были осуществлены с грубым нарушением законодательства, но не обжаловались», — говорит в интервью LB.ua заместитель министра юстиции по вопросам государственной регистрации Ольга Онищук.

После прихода в Минюст новой команды подобные «схемы» — сведены к минимуму, но утверждать о полном их уничтожении пока рано. Министерство через парламент, в частности, забрало доступ к реестрам у регистраторов, которые работали на коммунальных предприятиях. Именно они, как правило, «грешили» подобными нарушениями.

Сегодня факты откровенного рейдерства срочно может прекратить министр юстиции. Изменилась процедура рассмотрения подобных обращений, а всех государственных регистраторов министерство планирует проверить. И «отсеять» недобросовестных.

Когда была поставлена точка отсчета борьбы с рейдерством, почему посчитать все эти факты за пять лет невозможно, сколько в Украине «черных» регистраторов и от кого поступали угрозы, — в интервью с Ольгой Онищук.

«В течение первых 100 дней пришлось работать фактически без команды» 

В конце прошлого года министр Денис Малюська заявил, что проблема рейдерства в Украине закрыта на 90%. Очень громкое заявление, как по мне. Как можете оценить этот показатель сегодня?

Сегодня мы прорабатываем чрезвычайно большой объем статистических данных. Только после проведения полного комплексного анализа жалоб по 2019 году сможем увидеть четкую динамику в точных процентах. А на сегодня, по уже имеющейся статистике, количество обжалуемых регистрационных действий, проведенных государственными регистраторами в октябре-декабре 2019 года, имеем следующие данные: в октябре – 320, в ноябре – 183, в декабре – 99.

Точкой отсчета настоящей борьбы с рейдерством в Украине стало 2 ноября 2019 года. Тогда Минюст аннулировал доступ к государственным реестрам всем регистраторам, которые работали на коммунальных предприятиях (аккредитованных субъектах). После этой даты каждую жалобу на действия государственных регистраторов, которая содержит очевидные грубые нарушения закона, я контролирую лично.

Сколько жалоб сейчас поступает в Минюст?

На рассмотрении на сегодня находится около тысячи жалоб. Подавляющее большинство из них – на действия государственных регистраторов, которые осуществлены в предыдущие годы.

Количество жалоб на самом деле не всегда является индикатором масштабов рейдерства.

Скажем, в Минюст может поступить 80 жалоб на действия государственных регистраторов по регистрации права аренды на земельные участки с одного массива. Жалобщики подают эти обращения отдельно по каждому участку, хотя, по сути, речь идет об однотипных случаях, нарушениях, допущенных одним регистратором, по одному регистрационному алгоритму. В общей статистике нюанс сходства жалоб отразить сложно.

Почему сегодня у нас есть основания говорить, что эпоха рейдерства завершилась?

Прежде всего, потому, что после 2 ноября прошлого года мы зафиксировали фактически только семь случаев настоящего рейдерства в государственных реестрах. Учитывая масштабы последствий этой проблемы, над преодолением которых нам пришлось работать в начале работы в министерстве, — это чрезвычайно мало.

И на все эти семь случаев мы отреагировали мгновенно. С первыми тремя – справились в течение трех суток (учитывая то, что тогда действовали старые нормативные акты, решить проблему быстрее было не возможно), с остальными — в течение 24 часов.

И сегодня вы имеете возможность в течение суток прекратить факт рейдерства. 

Действует обновленный порядок рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации, которым, в частности, предусмотрено, что в случае установления наличия очевидных нарушений закона в решениях, действиях или бездействиях государственного регистратора, рассмотрение такой жалобы осуществляется Минюстом, собственно самим министром, безотлагательно – без рассмотрения ее коллегиально.

Речь идет о специальной коллегии по рассмотрению жалоб на решения, действия или бездействия государственного регистратора, субъектов государственной регистрации, территориальных органов Министерства юстиции, которая начала работать с 9 января?

Мы провели некий ребрендинг, поскольку орган, действовавший ранее, — так называемая антирейдерская комиссия, — к сожалению, себя дискредитировала.

Фактически были ликвидированы две комиссии: комиссия по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации и комиссия по вопросам аккредитации субъектов государственной регистрации и мониторинга соответствия таких субъектов требованиям аккредитации. Мы создали вышеупомянутую коллегию.

На самом деле кадровый состав департамента государственной регистрации претерпел не самые большие изменения среди всех структурных подразделений министерства. Для меня это стало серьезным испытанием, ведь в течение первых 100 дней пришлось работать фактически без команды. За это время произошла реорганизация департамента и проведены открытые конкурсы для заполнения вакантных должностей. Никаких других схем формирования кадрового состава, которые ранее могли использоваться в министерстве, мы не применяли.

В одном из своих интервью вы сказали, что выполняете функции всех: «Начиная от главного специалиста, заканчивая курьером, который мчится с приказом в НАИС (Государственное предприятие «Национальные информационные системы»), чтобы заблокировать регистратора лицом, которое контролирует все выводы комиссии».  

Означает ли это, что ранее руководство департамента саботировало вашу работу? У вас сложилась коммуникация с Владиславом Власюком, бывшим главой департамента? 

Когда я только начинала работать в министерстве, нужно было решить много насущных проблем, прежде всего кадровых. В этих вопросах я должна была действовать решительно, ведь многие специалисты, которые работали в департаменте раньше, в профессиональном смысле себя дискредитировали. В условиях отсутствия команды мне приходилось выполнять функции не только руководителя. Я работала со стопками не учтенных документов, разбиралась, на каких специалистов они были расписаны.

Часто мне в мессенджер приходили сообщения от жалобщиков, народных депутатов, общественных активистов относительно того или иного вопроса. Мне приходилось самостоятельно находить все эти документы, чтобы инициировать вопрос об их рассмотрении на заседаниях тогда еще так называемой «антирейдерской комиссии».

Все-таки, был ли у вас конфликт с Владиславом Власюком?

Наши профессиональные взгляды по многим рабочим вопросам не совпадали. Мы очень быстро поняли, что не сможем работать в одной команде. В конце концов, Владислав решил подать заявление на увольнение.

Насколько был обновлен руководящий кадровый состав департамента? 

Из «старых» руководителей в департаменте осталось четыре человека. Остальные были освобождены. Обновление произошло на около 85%.

Если действительно новой команде в министерстве удалось преодолеть, по крайней мере, половину (уже не говорю о 90%) фактов рейдерства через полгода, тогда как последние пять лет рейдерство процветало. Можно говорить, что это зависело фактически от воли министра?

Сложно сказать. Для меня некоторые вещи стали очевидны в первые месяцы работы в министерстве юстиции. Около шести недель понадобилось для того, чтобы понять, сколько именно государственных регистраторов, в том числе нотариусов, являются злостными нарушителями закона. В целом их количество на самом деле не такое уже значительное.

Сколько?

По моим подсчетам, не более 50 человек.

И нотариусов и регистраторов?

Да, полсотни человек из более десяти тысяч субъектов регистрации, которые работают в Украине. И даже сегодня нам приходится рассматривать жалобы на действия одних и тех же регистраторов из списка нарушителей. Мы знаем их фамилии наизусть. Нам интересно было собрать информацию об этих бесстрашных людях, у которых не срабатывал инстинкт самосохранения, и они сознательно прибегли к вопиющим нарушениям в сфере государственной регистрации.

Они находятся в Украине?

Мне это неизвестно. Министерство юстиции не является правоохранительным органом. Вместе с тем, по каждому регистратору или нотариусу, в работе которого мы выявляем очевидные нарушения закона, которые привели к рейдерскому захвату имущества или бизнеса, — подаем заявление о совершении преступления.

Сколько производств открыто по вашим заявлениям?

С этим вопросом я думаю, стоит обратиться в компетентные правоохранительные органы. Насколько мне известно, сейчас начато много уголовных производств, в отношении которых проводится досудебное расследование. Хотя пока никто не был привлечен к ответственности.

Конечно, если государственные регистраторы, вина которых доказана, будут наказаны, это поможет Министерству юстиции окончательно преодолеть проблему рейдерства в государственных реестрах.

Собственно, в Минюсте борьба с рейдерством только начинается, а заканчивать ее должны правоохранительные органы и суды.

Есть ли у вас информация, сколько случаев рейдерства было в течение последних пяти лет? 

Такой информации не может быть априори. Объясню почему.

Мы говорим только о так называемом рейдерстве в государственных реестрах. Если говорить юридическим языком, то мы — Министерство юстиции — осуществляем контроль над деятельностью государственных регистраторов. Мы можем говорить только о нарушении государственным регистратором положений законодательства в сфере государственной регистрации, а не о рейдерстве как явлении в целом.

Конечно, хотелось бы иметь статистику вопиющих фактов рейдерства в государственных реестрах, которые были зафиксированы на протяжении последних лет. Этой информации в обобщенном виде пока, к сожалению, нет. Если бы мы спустилась в наш архив, я бы могла продемонстрировать вам то, в каком состоянии находятся документы, полученные нами «в наследство» от предшественников, о каких, собственно, объемах бумажных носителей идет речь. Сегодня это – значительный объем документов, которые нужно упорядочить, как раз сейчас этим занимаемся.

Не так давно произошла реорганизация департамента, был сформирован отдел организационного обеспечения деятельности новой коллегии, который должен систематизировать все материалы, начиная с 2016 года, и будет работать с архивами. Мы не могли заниматься этим вопросом в течение первых трех месяцев работы. Все наши усилия были направлены на то, чтобы рассмотреть максимальное количество жалоб, защитить максимальное количество пострадавших от незаконных действий государственных регистраторов.

В начале ноября прошлого года министр Малюська заявил, что нашли несколько ящиков с письмами, которые фактически скрывались. Речь идет об этих документах? 

В том числе. На самом деле это действительно проблема. Ведь мы не понимаем, как нам в этом случае вычислить сроки по таким жалобам. Они были спрятаны в переулке Рыльском — в центральном административном здании Минюста.

Для рассмотрения жалобы законодателем определен 60-дневный срок, который отсчитывается с момента, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своих прав.

Фактически в случае пропуска срока для подачи жалобы они могут лишь апеллировать в суд?

Действительно, в таких случаях жалобщики могут обратиться за защитой своих прав в суд. Мы анализируем эту ситуацию и, возможно, будем инициировать вопрос о внесении законодательных изменений по увеличению сроков для подачи соответствующих жалоб. По крайней мере, для тех случаев, когда речь идет о нарушениях в сфере государственной регистрации, которые состоялись до 2 ноября 2019 года.

В этом вопросе важно найти разумный баланс, поскольку Министерство юстиции не может подменять собой суд. Мы рассматриваем жалобы в административном порядке в отношении действий государственных регистраторов. К сожалению, мы не можем исследовать доказательства, назначать экспертизы и прочее.

Бывают случаи, когда алгоритм регистрации был проведен идеально, то есть действия регистратора были законными, но стороны заявляют о том, что документы, на основании которых проведено регистрационное действие — поддельные. Давать правовую оценку таким фактам без подтверждающих документов министерство не имеет права.

Часто рейдерством называют и корпоративные конфликты. 

Мы всегда отказываем в удовлетворении жалобы, если речь идет о корпоративном конфликте. Поскольку в большей части случаев речь идет о споре, а право решать его – исключительная компетенция суда. Например, если жалобщик заявляет, что собрание акционеров на самом деле не состоялось или съезд был неправомочным.

Мы объясняем, что государственный регистратор не может установить, правда, это или нет. Если он получил все необходимые документы, выполнил алгоритм государственной регистрации, не нарушив закона, должны писать в заключении ответ на такую жалобу, что регистрационное действие совершено в соответствии с законодательством.

«Бывают случаи, когда, по сути, законный владелец воспользовался услугами «черного» регистратора, чтобы вернуть себе имущество» 

Чуть ли не под каждым вашим постом в Facebook пишут в отношении сельскохозяйственного производственного корпоратива «Новоселицкий», что на Киевщине. Там продолжается конфликт относительно смены руководства. 

Ситуация с «Новоселицким» является классическим примером пропуска сроков для обжалования действий регистратора. Первый пакет жалоб в отношении этого предприятия министерство получило в мае прошлого года. Сами же жалобщики в тексте жалоб указывают на то, что были пропущены сроки для обращения в Минюст. К сожалению, на момент обращения в жалобщиков было очень слабое юридическое обоснование. Фактически они собственноручно лишили нас возможности им помочь.

Я встречалась с представителями «Новоселицкого». Есть две группы лиц, между которыми происходит серьезный «земельный» конфликт. И в Facebook пишут как раз те, кто считает, что их права в связи со сменой руководства нарушены.

Мы проанализировали эту ситуацию и указали на то, что было откровенное нарушение законодательства со стороны государственного регистратора. Мы объяснили это жалобщикам. Фактически наш ответ они смогут использовать для защиты своих прав и законных интересов в суде. Но им сложно это принять, у людей «болит», они хотят быстрых решений.

Ситуация «обросла» многими мифами, поэтому не исключаю, что в ближайшее время нужно будет публично донести нашу официальную позицию. И не забываем, что события этого кейса состоялись еще весной 2019 года, когда еще не было нового руководства Минюста.

Еще один случай, который вышел в публичное пространство, — рейдерство компании друга Дмитрия Дубилета, о котором написал Владислав Сидоренко. Речь идет о компании «А-финанс» бизнесмена Виктора Николаева.

В мои мессенджеры за сутки «прилетает» минимум сто сообщений о старых фактах рейдерства в государственных реестрах от очень разных людей. Правду говоря, не получала ни звонков, ни просьб от самого Дмитрия Дубилета, хотя у меня с ним хорошие рабочие отношения.

Жалоба о случае, о котором вы говорите, уже давно была рассмотрена и решена в пользу законного владельца, хотя немало времени мы потратили на то, чтобы проанализировать все «тонкости». Нам не удалось тогда рассмотреть эту жалобу с первого раза, слушали ее две недели. Весьма запутанный случай. И со стороны рейдеров — людей, которые заказывали такие незаконные действия регистратора, было создано немало препятствий, которые не давали возможности нам должным образом отреагировать и принять правильное решение.

Сейчас таких ситуаций нет, поскольку субъекты регистрации при коммунальных предприятиях уже не работают. Тогда они еще работали и играли с нами в шахматы. Определенные действия совершали даже во время заседания «антирейдерской комиссии».

В первый день работы я была шокирована тем, что у членов комиссии не было компьютеров на столах, не было доступа к государственным реестрам в момент, когда мы обсуждаем и принимаем решения по конкретной жалобе. Тогда мы остановили заседание, я попросила немедленно подключить компьютеры, вошла в реестр с помощью своего «ключа» к доступу, и порядок рассмотрения жалоб с того же дня изменился коренным образом.

Достаточно часто документы и пояснения сторон не совпадают с тем, что отражено в государственных реестрах, а потому чрезвычайно важно для принятия решения иметь непосредственный доступ к государственным реестрам.

Правда ли, что владелец этой компании, который пострадал от действий рейдеров, пробовал «отмотать» ситуацию назад. Он при этом использовал услуги «черного» регистратора? Это неодиночные случаи, когда это — единственный способ вернуть свою собственность. 

Вы – абсолютно правы. К сожалению, бывают случаи, когда мы видим, что, по сути, законный владелец воспользовался услугами «черного» регистратора, чтобы вернуть себе имущество. Хотя таких случаев немного. Но это – самые сложные кейсы в нашей работе. Мы должны отменить соответствующее регистрационное действие.

А что после этого делать законному владельцу имущества?

Такое решение мы не принимаем поспешно. Ищем юридические возможности помочь человеку, пострадавшему от действий недобросовестного регистратора. Если есть возможность оставить запись в реестре «живой», то так и делаем.

Впрочем, все равно это большая проблема для владельцев, поскольку эта история остается в государственном реестре и влияет на стоимость актива. Когда лицо решает продать такое имущество или права, то юристы покупателя, исследуя историю актива, выявят эти недостатки, и соответственно покупатель не будет давать большой цены или вообще может отказаться от приобретения, несмотря на риски.

Поэтому иногда лучше отменить такое действие и повторно обратиться к государственному регистратору, чтобы он юридически грамотно провел всю регистрационную процедуру.

На самом деле нужно еще очень много времени, чтобы разобрать все незаконные записи в государственных реестрах. Есть немало записей, которые были осуществлены с грубым нарушением законодательства, но не обжаловались.

Не надо забывать, что после того, как коммунальные предприятия были лишены полномочий в сфере государственной регистрации, Министерство юстиции, к сожалению, утратило функцию контроля над ними. Мы не можем провести в отношении них никакой камеральной проверки (проверку законности проведения регистрационного действия).

Пытаемся найти пути решения этой проблемы, чтобы мы могли хотя бы в качестве экспертизы предоставлять ответ пострадавшим от незаконных действий, чтобы они могли использовать ее для защиты своих прав и интересов в суде. Но для этого нам нужны не только изменения в законодательстве, но и ресурсы, в том числе кадровые.

Сегодня в нашем управлении, которое осуществляет контроль над деятельностью государственных регистраторов, работает всего18 человек. Вы себе не представляете, насколько загружены работой эти специалисты…

А сколько должно быть?

Пока идет речь о таком количестве работников, поскольку государство не выделило средств для увеличения численности, в частности, этого департамента. Но мы уже нашли немало способов, как можно контролировать регистраторов не в ручном режиме — через проверки, а глобально.

В первую очередь, необходимо принять меры, чтобы все «черные» регистраторы не мигрировали в сельские советы. Для меня это стало серьезным вызовом. Сегодня, согласно нашей статистике, сельские регистраторы допускают больше всего нарушений.

Как раз хотела вас об этом спросить. Что с этим делаете?

После принятия закона «О внесении изменений в некоторые законы о противодействии рейдерства» мы не можем лишить сельских регистраторов полномочий. Тем более, государство движется в направлении децентрализации власти, территориальные общины настаивают на том, чтобы иметь своего государственного регистратора на местах. Поэтому мы стараемся установить более жесткий контроль над деятельностью таких регистраторов и минимизировать возможности для злоупотреблений.

Что конкретно делаете?

Прежде всего, Министерство юстиции повысило квалификационные требования к государственным регистраторам. Сегодня государственный регистратор, который осуществляет регистрацию прав на недвижимое имущество, должен иметь полное высшее юридическое образование и стаж работы в сфере права не менее трех лет. Раньше таких требований не было.

Следующее — чтобы трудоустроиться в сельский совет, регистратор должен пройти специальную проверку в Министерстве юстиции. Если такой регистратор за предыдущий период своей деятельности грубо или неоднократно нарушал закон, то он просто не пройдет ее, а, следовательно, доступа к реестру больше никогда не получит.

Эта процедура вызвала возмущение со стороны государственных регистраторов, поскольку после того, как Минюст заблокировал доступ к реестрам для государственных регистраторов коммунальных предприятий, они остались без работы. Хотя надо признать, что среди них есть много высококвалифицированных, порядочных специалистов, которые нужны государству и людям.

Сегодня наша задача – провести специальную проверку деятельности государственных регистраторов, чтобы предоставить доступ к государственным реестрам только тем, кто достойно работал, и чьи действия не несут опасности для граждан и бизнеса. Сейчас у нас 150 запросов на проведение такой проверки и только 25 дней для ее осуществления.

Каковы критерии проверки?

Всего мы разработали около 12 критериев. Среди прочего мы будем проводить мониторинг СМИ, Единого государственного реестра судебных решений, уголовных производств относительно незаконных действий того или иного регистратора, жалоб в сфере государственной регистрации и тому подобное. Конечно, будем сверять, это лицо, не изменило ли фамилию (такие случаи также случаются).

Единственный показатель, который мы не будем учитывать при проведении такой проверки, — применяли ли такую санкцию, как временная блокировка доступа в реестр, поскольку было много разной информации, что раньше этот механизм использовали и в отношении порядочных государственных регистраторов, которые просто отказывались платить определенные средства определенным лицам.

В том числе в центральном аппарате Минюста… Информация относительно тарифов, в том числе купить «ключ» доступа к реестрам, активно распространялась в юридической среде.

Мне тоже известна эта информация не только от коллег (нотариусов), но и от государственных регистраторов.

Незначительные технические нарушения использовали как повод для применения санкций. Такие нарушения допускают практически все, в том числе, возможно, и я допускала, когда работала с государственными реестрами.

Работать идеально в реестрах, которые не являются совершенными, сегодня невозможно.

Поэтому мы, в том числе и путем внедрения нового механизма контроля, четко дифференцировали санкции за нарушения в сфере государственной регистрации, что даст возможность привлекать к ответственности тех регистраторов, кто совершил грубое или неоднократное нарушение закона, и не применять жестких мер воздействия к тем, кто допустил технической ошибки.

Вместе с тем, у нас есть возможность отправить регистратора на курсы повышения квалификации. Ну, мы заблокируем работу регистратора, например, на полгода или на год. И что? Он будет получать заработную плату от государства, не совершая при этом своих полномочий. Если он чего не знает, его надо учить, а не блокировать ему доступ к реестру на длительные промежутки времени.

«Все те, кто мог быть причастным к незаконным действиям, уже давно уволены» 

Работают ли до сих пор в Министерстве те люди, которые были причастны к коррупционным схемам?

Я могу говорить о коррупции в юридической плоскости – только если соответствующие факты были доказаны. Но хочу заверить, что все те, кто мог быть причастным к незаконным действиям, уже давно уволены.

Новый случай рейдерства этого года: 21 января владелец и директор ООО «Профтем» Олег Смирнов получил от «Опендатабот» сообщение о том, что владельцем его компании стал неизвестный ему Максим Моисеев. Этот кейс есть на рассмотрении коллегии? 

Мы удовлетворили жалобу владельца фирмы. Если кратко, то фабула этого кейса следующая: в реестр были внесены недостоверные данные на основе поддельной доверенности и акта приема-передачи. Оперативно рассмотреть жалобу нам помогла, в том числе нотариус, которая подтвердила и представила нашей коллегии доказательства подделки документов под ее именем.

Мы активно реагируем, в том числе на информацию из интернета. Единственное то, о чем прошу пользователей соцсетей, — не сообщать о нарушениях лишь, таким образом, как они привыкли…

Имеете в виду, кричать о «предательстве»?

Да, безусловно. У меня возникает внутреннее возмущение, когда я узнаю об определенных фактах из сообщений, где меня обвиняют в каких-то действиях или бездействии. А я об этом кейсе даже не знаю.

В Минюсте работает офис противодействия рейдерству. Абсолютно прозрачное помещение, где нет турникетов, постов охраны и других препятствий для входа. Каждый может зайти, сообщить о факте рейдерства в государственных реестрах.

Если есть очевидные нарушения, то жалоба будет направлена на рассмотрение непосредственно министру юстиции, и он сможет в течение дня на нее отреагировать и отменить своим приказом незаконное регистрационное действие. И для этого нет нужды писать негативные сообщения о руководстве министерства в социальных сетях, нужно просто обратиться к нам за защитой своих прав определенным законом способом.

«Есть нотариусы, которые в течение длительного времени обслуживают весь криминальный мир» 

Вы опубликуете список «черных» регистраторов и нотариусов? 

Сейчас готовим список регистраторов, которым был аннулирован доступ в государственные реестры. Мы уже пересмотрели перечень таких лиц, сформированный предыдущим руководством министерства, поскольку среди них были принципиальные люди, в том числе публично заявляли об определенных нарушениях по отношению к ним со стороны предыдущего состава министерства.

Сколько таких людей, которым вы закрыли доступ к реестрам? 

Через несколько месяцев нашей работы мы аннулировали доступ к государственным реестрам около 400 регистраторам.

Сказать, что это будет исчерпывающий «черный» перечень регистраторов нельзя, ведь мы еще не всех успели проверить.

Сейчас мы собираем информацию о некоторых одиозных коммунальных предприятиях, где почти весь состав государственных регистраторов проводил подавляющее большинство незаконных регистрационных действий в государственных реестрах в масштабах всей Украины.

Позже все эти материалы мы обобщим и комплексно направим правоохранительным органам. Для меня, как юриста (несмотря на то, что я не специалист в области уголовного права и процесса), вполне очевидно, что действовала организованная преступная группа.

Значит, между этими «черными» регистраторами существует связь? 

Похоже на то. У них — один почерк, и, чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать документы, на основании которых они проводили регистрационные действия. А это значит, что были и руководители, и кураторы этой группы.

Вам угрожали, учитывая то, что вы задели значительные финансовые потоки, разрушив эту схему? 

Нет, откровенно мне не угрожали. Пытались перевести какую-то информацию через определенных людей, мол, за мной следят, прослушивают мое жилище, кабинет, автомобиль. Даже спрашивали, не боюсь ли я этого.

На самом деле я считаю, что у меня нет врагов. Враги есть тогда, когда воюешь с конкретными людьми. А я ни с кем не воюю, а просто выполняю свою работу.

Есть политическая воля министра юстиции — навести порядок в сфере государственной регистрации. Я получила карт-бланш – сделать все возможные и невозможные действия, чтобы в ближайшее время в государстве рейдерство в государственных реестрах было прекращено окончательно. В этом вопросе я имею полную поддержку и президента, и премьер-министра, и министра юстиции, поэтому мне нечего бояться.

А откровенные угрозы я получаю лишь относительно действий, направленных на аннулирование свидетельства недобросовестным нотариусам.

От ваших коллег? 

Очень мало нотариусов злоупотребляет своими полномочиями: из 6500 таких не более одного-двух десятков. Есть нотариусы, которые на протяжении длительного времени обслуживают весь криминальный мир. От таких людей я порой получаю открытые угрозы. Впрочем, я этого не боюсь, потому что со мной работает целая команда профессионалов, и я не свожу ни с кем личные счеты, а опять же просто выполняю свою работу.

Если говорить о том, чего боюсь, то я боюсь не успеть сделать все, что запланировала.

Очевидно, что система государственной власти должна работать таким образом, чтобы какие бы кадровые изменения в ней не происходили, она оставалась неизменной. Уверены ли вы, что строите именно такую систему? Смогут ли прийти новые руководители и вернуть эпоху рейдерства?

Министр сделает все, чтобы этого не произошло. Хотя я убеждена, что, так как раньше уже не будет никогда. Это выражение я часто повторяю своим работникам в ответ на реплику, мол, раньше они делали что-то по-другому.

Почему? Какие предпосылки?

Прежде всего, люди почувствовали изменения.

Ну, придут другие.

Людей невозможно ввести в заблуждение. Можно рисовать яркую картинку, писать красивые сообщения в соцсетях о победе, выставлять красноречивые фото, но при этом не давать результата.

Предохранители, которые мы предусмотрели, — это отмена доступа к государственным реестрам регистраторам коммунальных предприятий. Очистка системы от этих субъектов даст значительный положительный результат. Введена также защита нотариально заверенных документов, на основании которых проводится государственная регистрация, путем изложения на специальных бланках нотариальных документов, что является дополнительной защитой таких документов от подделки.

Внедрена дополнительная идентификация входа в государственные реестры путем многофакторной аутентификации, что значительно уменьшило риски несанкционированных доступов к реестрам из-за взлома компьютеров регистраторов.

На законодательном уровне установлена обязанность регистратора, определять объем гражданской дееспособности физических лиц и гражданской правоспособности и дееспособности юридических лиц, то есть регистратор обязан устанавливать, надлежащий человек обратился за совершением действия? Осознает ли этот человек значение своих действий? Есть ли у него полномочия обращаться за совершением такого действия?

Кроме того, в ближайшее время должны провести заседание Высшей квалификационной комиссии нотариата. Думаю, это будет историческое событие, поскольку на нем планируем рассмотреть аннулирование свидетельств в целом списке лиц, которых очень хорошо знают как правоохранители, так и вся страна.

Их лишат свидетельства?

Аннулировать свидетельство нотариуса гораздо сложнее, чем просто доступ в реестр. В ноябре прошлого года мы аннулировали свидетельство нотариуса — госпожи Павловской (Андреевой). Мы очень спешили с таким шагом, ведь опасно было оставлять ей полномочия хотя бы на день. Едва ли не наибольшее количество жалоб, которые когда-либо лежали на моем рабочем столе, касалась как раз действий госпожи Павловской: от описания случаев допущенных ею нарушений волосы вставали дыбом!

В отношении остальных нотариусов, готовим серьезное юридическое обоснование и сильные подачи, чтобы решение Высшей квалификационной комиссии нотариата не было впоследствии отменено судом.

Сколько нотариусов будет в этом списке?

Думаю, чуть больше десяти.

Как сообщество относится к такой очистке? Поддерживает?

Очень позитивно. Даже планируется часть контрольных функций передать Нотариальной палате Украины, как профессиональной самоуправляемой организации.

Уверенно могу сказать, что нотариусы заинтересованы в очищении сообщества от недобросовестных коллег. Именно такие нотариусы, несмотря на то, что их — единицы, дискредитируют всю институцию. Нотариат функционирует исключительно на доверии, если гражданин не будет доверять нотариусу, этот институт может просто погибнуть.

«Живу 24 часа в сутки с пониманием того, что, возможно, все мои разговоры записывают» 

Вы сказали о прослушивании… В вашем кабинете действительно есть прослушивание? 

Я не могу об этом знать.

А почему не попытались проверить это, обратившись в правоохранительные органы?

Говорят, после того, как проводят проверку…

Появляется прослушивание?

Да, но я спокойно к этому отношусь. Живу 24 часа в сутки с пониманием того, что, возможно, все мои разговоры записывают.

Но ваши записи могут смонтировать, использовать для провокации, как с прослушиванием Гончарука.

Конечно, ведь для того, чтобы кого-то дискредитировать, много не надо.

Я общаюсь со своими коллегами, даю им определенные задачи. Есть много информации, которую бы не хотелось выносить на всеобщее обозрение. И не потому, что мы стремимся что-то скрыть. Такого не бывало. Просто когда мы обсуждаем конкретные планы, скажем, как противодействовать незаконным действиям государственных регистраторов, не хотелось, чтобы о них стало известно. Понятно, что заботиться о такой информационной безопасности должны правоохранительные органы.

Вас в свою команду пригласил непосредственно министр Малюська. Как давно вы с ним знакомы? 

Я познакомились с Денисом Малюська во время моей работы в команде нотариальной палаты. Наше общение происходило всегда открыто, и исключительно в профессиональной плоскости. Основополагающей темой нашего сотрудничества тогда была, в том числе борьба с рейдерством в Украине.

Малюська просто вам позвонил и предложил должность заместителя? 

Относительно предложения занять должность заместителя министра по вопросам государственной регистрации – вы не поверите, ее просто не было. Денис пригласил меня поработать в команде Минюста. Во время этого приглашения не озвучивались должности, задачи, обязанности и другие детали «распределения портфелей». Это была одна теплая и дружеская встреча, во время которой говорили о том, как сделать жизнь в стране лучше, сломать схемы и построить образцовую и современную систему юстиции.

Я понимала, в каком именно направлении могу работать и быть полезной, поэтому название поста даже не уточняла. Учитывая, что профессиональная репутация и Алексея Гончарука, и Дениса Малюськи, не имеет ни единого пятна, без колебаний согласилась работать в такой команде. Хотя решение уйти с нотариата мне далось не просто. Но в министерство я пришла, в том числе, чтобы сохранить профессию и помочь нотариату развиваться.

Вы – жена племянника Николая Онищука, ректора Национальной школы судей, бывшего министра юстиции (2007-2010 годов). Играл ли он определенную роль в вашей карьере? 

Действительно, Николай Онищук — дядя моего мужа. Я имею с ним очень хорошие родственные отношения, отношусь к нему с большим уважением. Мы с мужем в браке 20 лет, поэтому, конечно, Николая Онищука я знаю давно. И могу вас заверить, что никакой протекции с его стороны относительно моей профессиональной карьеры не было.

Автор: Виктория Матола

Источник: LB.ua

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий