Замминистра Ольга Стефанишина: До внедрения международных закупок Минздрав был «Министерством закупок». Благодаря этому нечестные чиновники получали прибыль, поэтому не секрет – это была очень коррумпированная система

26.09.2018 – Заместитель министра здравоохранения Украины по вопросам евроинтеграции Ольга Стефанишина рассказала УНИАН, как МИНЗДРАВ планирует реформировать службу крови и бороться с инфекционными заболеваниями, объяснила, почему нам нужно Национальное закупочное агентство, и как бюрократия мешает реформам.

На вопросы корреспондента УНИАН уже отвечали:

заместитель министра экологии и природных ресурсов Украины по вопросам европейской интеграции Николай Кузьо;

заместитель министра юстиции по вопросам евроинтеграции Сергей Петухов;

заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции Виктор Довгань;

заместитель министра аграрной политики и продовольствия Ольга Трофимцева.

Наш следующий собеседник – заместитель министра здравоохранения Украины по вопросам европейской интеграции Ольга Стефанишина в интервью УНИАН рассказала, как МИНЗДРАВ планирует реформировать службу крови и бороться с инфекционными заболеваниями, объяснила, почему нам нужно Национальное закупочное агентство, и как бюрократия мешает реформировать украинскую медицину.

Читайте также: Александр Сергиенко: Когда в правительстве узнали, что в службу крови надо 2 млрд. гривен, там спросили «а зачем?»

Арена боевых действий – «Охматдет». Кто с кем воюет в детской больнице

Как гормоны влияют на нас, наше тело и жизнь. Рассказывает врач-эндокринолог

Мне приходилось слышать утверждения, мол, тяга к самолечению является частью украинской ментальности. Действительно ли это так? По вашему мнению, можно ли это как-то менять, апеллируя к европейским практикам? 

Когда я еще работала в общественной организации «Пациенты Украины», то мы проводили определенные исследования. Оказалось, что львиная доля украинцев не обращаются к врачам, а лечатся самостоятельно. Впрочем, это не ментальность, а следствие обстоятельств, в которых вчера был украинец, так была построена система с очень слабым первичным звеном. Когда пациент не знает, что есть семейный врач или педиатр или терапевт – он сразу обращается в интернет, советуется со знакомыми, или в специализированные медицинские заведения.

Наша цель сейчас – полностью изменить эту систему. Мы стремимся, чтобы украинцы перестали заниматься самолечением, а знали, что семейный врач предоставит им рекомендации, сделает бесплатные анализы, потому что есть гарантированный пакет услуг, которые уже оплатила Нацслужба здоровья. В Европейском Союзе первичное звено является основным звеном медицины. Семейный врач, терапевт являются своеобразными воротами к лечению человека.

Что вы считаете главными победами министерства в контексте евроинтеграции прошлого года?

Если говорить в общем, то приближение системы здравоохранения к Европейскому Союзу. Даже, если это не закреплено в каких-то конкретных директивах – это наша цель.

В прошлом году был принят закон об изменении системы финансирования здравоохранения, в этом году уже создали Национальную службу здоровья и систему, в которой пациент поощряется к посещению специалиста первичного звена. Мы наблюдаем активное подписание деклараций с семейными врачами. По состоянию на сентябрь, подписано уже более семнадцати миллионов деклараций.

Украинцы, наконец-то поверили, что у нас есть первичное звено медицины. И это первое, что мы сделали, чтобы приблизить украинскую медицину к европейской.

Конечно, большой успех Украины — это государственные закупки через международные организации. Около сороки процентов средств дополнительно мы получили, по сути, в результате экономии и цен на лекарства, которые имеют международные организации. Наш опыт признан успешным и внедряется другими странами мира.

Новые лекарства против гепатита С, МИНЗДРАВ теперь будет покупать за самую низкую за всю историю государственных закупок цену, 89 долларов – это также последствия этой реформы? 

Скорее, сочетание. Это и большая работа, которая была проведена международными организациями с фармацевтическими компаниями, это и возможность упрощенной регистрации лекарств, которые закупает государство, и как следствие – успешные государственные закупки через международные организации. Потому что именно международные организации вели переговоры для Украины с этой компанией поставщиком. Если бы у нас не было такой системы государственных закупок, вряд ли смогли бы сейчас эти лекарства по таким ценам закупить.

Уже долгое время идет речь о необходимости создать Национальное торговое агентство по закупкам. Зачем оно нужно?

До внедрения международных закупок министерство здравоохранения было «Министерством закупок». Из всех средств, которые были у министерства, это была существенная строка в бюджете. Благодаря этому нечестные чиновники получали определенные доходы с этих закупок, поэтому не секрет – это была очень коррумпированная система. Плюс, это тяготило само министерство, которое должно формировать стратегические цели для государства, писать законы, а не заниматься закупками. Закупки — это сугубо техническая вещь.

Это не означает, что лекарства по всем программам, по которым их сейчас МИНЗДРАВ закупает (сорок одна программа) будут закупаться вновь созданным агентством. Агентство будет закупать по части стратегических национальных программ (сейчас определяем, какие именно). А часть программ может быть отдана на программу реимбурсации — возмещения стоимости лекарств государством по программе «Доступные лекарства».

Также мы сейчас анализируем все лекарственные средства и медицинские изделия, которые закупаем. Они тоже будут реформированы, вероятнее всего, стоимость многих из них может войти в тариф медицинской услуги. Больницы будут их покупать самостоятельно.

Агентство также будет инструментом для больниц – механизмом, который позволяет объединять их закупки в одну, таким образом, снижая стоимость благодаря большим объемам заказа. Оно будет готовить рамочные соглашения на несколько лет, к которым смогут присоединиться учреждения здравоохранения.

Это позволит снизить цены, и уменьшить административную нагрузку убрав от больниц не присущую им функцию закупок. Кроме того будет создан так называемый электронный каталог, в котором больницы, как в онлайн магазине смогут видеть цены на те или иные лекарства или медицинские изделия и сразу заказывать их себе с доставкой.

Когда стоит ждать объявления о конкурсе на должность главы агентства? Кого бы вы хотели видеть на посту председателя?

Концепция о создании закупочного агентства была принята год назад, еще до того, как были приняты законы о медицинской реформе. Поэтому сейчас уже в рамках реформы мы вносим некоторые изменения.

Чрезвычайно важно, чтобы на конкурс подавались специалисты, которые, во-первых, разбираются в закупках, а, во-вторых, без коррупционного шлейфа. От того, кто возглавит это агентство, будет многое зависеть для Украины. Мы не имеем права вернуться к прежним коррупционным схемам.

Месяц назад состоялась рабочая встреча в Антимонопольном комитете, где обсуждался совместный проект методических рекомендаций МИНЗДРАВА и Министерства экономического развития, разработанных во исполнение рекомендаций АМКУ. Объясните, к чему пришли? Как это повлияет на закупки лекарственных средств?

Итак, у нас сейчас имеются государственные закупки, МИНЗДРАВ осуществляет через международные организации. А есть местные закупки, в которых, по результатам работы контролирующих органов обнаружен ряд возможностей для злоупотреблений. Например, если сейчас сравнить цены закупок, проводимых международными организациями и тех закупок, которые происходят в разных регионах Украины, то разница на один и тот же препарат может достигать в четыреста процентов.

Даже в существующей системе публичных закупок через Prozorro есть недостатки, и мы хотим их предотвратить. Также есть вопросы относительно умышленного сужения конкуренции, вследствие формирования специфических технических заданий «от производителя».

И вот мы вместе с Министерством экономического развития прописали рекомендации, которые позволят превентивно избежать злоупотреблений именно в системе публичных закупок лекарств на местном уровне. Рекомендации, основанные на апробированных международных практиках. Например, по необъединенным лотам между собой — это обеспечит расширение конкуренции, будет предотвращать коррупцию и завышение цен закупок.

Кроме того, уже со следующего года украинские медучреждения начнут закупать медицинские изделия по признанным в развитых странах унифицированным классификаторам – GMDN. Это упростит процесс закупок, исключит коррупцию и в результате больницы смогут покупать больше необходимых качественных материалов, инструментов, имплантов и медицинского оборудования.

МИНЗДРАВ недавно опубликовало для обсуждения новый законопроект «О системе общественного здоровья». Почему он необходим и что предлагает в контексте евроинтеграции?

В нашей стране термин «общественное здоровье» – это вообще что-то непонятное для обычного человека. А, по сути, это профилактическая медицина. Мы хотим сфокусироваться на предотвращении болезней (как инфекционных так и неинфекционных), разработать программы скринингов для населения и определить механизмы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации (например, вспышки).

Раньше в медицине больше концентрировались уже на последствиях – то есть на выявлении болезней и их лечении. Плюс, ранее в системе надзора над санитарным и эпидемиологическим благополучием действовала Государственная санитарная эпидемиологическая служба (в народе ее называли «санстанция»).

Она устанавливала определенные нормы и стандарты, контролировала их выполнение, налагала штрафы. Механизм был, откровенно говоря, непрозрачным. После ликвидации Госсанэпидслужбы коррупционное звено было устранено, однако возник дисбаланс в осуществлении таких мероприятий.

Возьмем простой пример – ботулизм. В европейских странах такого количества случаев нет, а у нас ботулизм летом – это уже почти норма. Возникают домашние и семейные очаги болезни, люди заболевают и даже умирают. Одним из важных составляющих лечения ботулизма является применение лечебных сывороток, которые с 2018 года начал закупать МИНЗДРАВ (для справки – до этого их закупали за средства местных бюджетов). Но почему ботулизм возникает?

– Потому что люди потребляют в пищу, продукты ненадлежащего качества или такие, что не прошли соответствующей проверки. Для устранения такой проблемы должен существовать уполномоченный орган, который будет контролировать процесс производства и качество пищевых продуктов.

Но почему ботулизм возникает? – Потому что люди потребляют в пищу, продукты ненадлежащего качества или такие, что не прошли соответствующей проверки. Для устранения такой проблемы должен существовать уполномоченный орган, который будет контролировать процесс производства и качество пищевых продуктов.

Этим законом мы устанавливаем рамочные разграничения полномочий – МИНЗДРАВ должен формировать требования к производству и хранению пищевой продукции, местная власть на основании таких правил будет выдавать лицензии для осуществления деятельности, а Госпродпотребслужба (центральный орган исполнительной власти подчиненный Министерству аграрной политики) проверять соблюдение этих требований в процессе производства.

Это значит, что закон имеет целью упорядочить функции и ответственность всех органов и представителей власти, которые касаются системы общественного здоровья. Далее планируем утвердить подзаконные акты с четкими правилами и инструкциями к действию.

Читала, что в целом в медицине, в контексте евроинтеграции, имеем обязательства в определенных блоках – противодействие распространения табакокурения, безопасность крови, трансплантация, борьба с инфекционными заболеваниями, фитосанитарные меры. Хотелось бы больше обсудить текущее состояние дел по каждому блоку… 

Что касается контроля над табаком, то ключевой задачей для выполнения Соглашения об ассоциации является принятие законопроекта №2820, который еще три года назад был рекомендован к рассмотрению в первом чтении, но и сейчас находится в профильном комитете Верховной Рады по вопросам здравоохранения.

Законопроект вносит изменения в правила маркировки пачки сигарет – вводит большие и эффективные графические предупреждения, запрещает использование вкусовых добавок и ароматизаторов в сигаретах, вводит определения и нормы регулирования по электронным сигаретам и вводит новые стандарты отчетности табачных компаний, которые присутствуют на рынке Украины.

В целом эти нормы не требуют никаких затрат из госбюджета, а их эффективность признана в ЕС. Законопроект был зарегистрирован в мае 2015 года, и вот уже три года блокируется в парламенте. Поэтому надеемся, что осенью председатель Верховной Рады поставит его в повестку дня, и хотя бы в первом чтении законопроект будет принят. Минздрав заинтересован и готов приобщаться для эффективной доработки законопроекта ко второму чтению.

Вы сталкивались с сопротивлением табачных корпораций?

Я лично – нет. Но это наблюдается на тех этапах, которые от нас не зависят. Мы понимаем, что в профильном комитете Верховной Рады не просто так эти законы блокируются. Вероятно, это связано с тем, что табачные компании против.

А вообще, что можете сказать, о сопротивлении в парламенте изменениям, которые продвигает МИНЗДРАВ?

Определенное сопротивление отдельных комитетов и народных депутатов, которые на самом деле не хотят перемен в медицинской системе, мы видим. Это сопротивление идет от тех, кто хочет сохранить статус-кво в медицине, продолжить использовать ее ради собственной прибыли.

Закон об изменении финансирования здравоохранения, который улучшает вообще систему здравоохранения, принят. Но мы все помним, что очень трудно он шел в прошлом году. Помним позицию председателя профильного комитета Ольги Богомолец — против этого закона. Поэтому мы очень благодарны тем депутатам в комитете, которые нас поддержали.

Перейдем к вопросу безопасности крови. Какие имеем обязательства, что уже сделали? 

По безопасности крови у нас есть ряд обязательств перед Европейским Союзом. Министерство здравоохранения подготовило стратегию по созданию национальной системы крови. Она находилась в общественном обсуждении, а сейчас все еще на согласовании в Министерстве финансов.

Наша задача – изменить систему таким образом, чтобы компоненты крови, которые в Украине заготавливают, хранят и применяют для лечения пациентов, были качественными, безопасными и доступными. Сейчас этого нет, несмотря на то, что в стране насчитывается около четырехсот станций, центров крови и отделений переливания крови. И когда условному пациенту нужные препараты крови, то родственники или врачи начинают самостоятельно искать доноров.

Сейчас система хаотична, ее планируем урегулировать и контролировать. Замечу, в некоторых регионах есть достаточные запасы компонентов крови, однако система скорее работает для себя, а не для пациента или врача. Мы четко понимаем, что такого количества отделений трансфузиологии не нужно. Собранная кровь должна проверяться и храниться в контролируемых государством центрах с качественным тестированием, надлежащей маркировкой и соответствующими условиями для хранения (к сожалению должны констатировать, что нам далеко до европейских стандартов).

За два года, когда заработает реформа на вторичном и третичном звене здравоохранения, услуга по применению компонентов крови должна стать частью пакета государственных гарантий, таким образом, Национальная служба здравоохранения будет устанавливать тарифы на предоставление такой услуги.

Больницы будут закупать препараты крови в учреждениях службы крови, которые будут объединены единой автоматизированной системой для ведения реестра доноров и коммуникации с ними, к примеру, оповещение о необходимости или приглашение на консультацию, контроль компонентов крови и в целом отслеживание путей крови и возможных последствий после переливания.

Сегодня нет единого электронного регистра доноров. Создать его – это тоже наша задача. Кроме того, стратегия нацелена на то, чтобы донорство было понятным для населения, престижным, добровольным, максимально безвозмездным и регулярным.

Читала, что в конце мая в Украине началась самооценка заведений переливания крови. Уже есть первые результаты?

Эта самооценка охватила часть центров в около половине регионов. Наша задача – оценить центры крови, которые существуют, чтобы понять в целом ситуацию в стране. Пока нам трудно даже сделать расчеты, сколько нам нужно средств для реформирования системы крови, поэтому мы начали с самооценки. Потом будет глубокая оценка функционирования системы крови. Надеемся, что ЕС поможет в этой самооценке, а затем и в реформе. Результатов еще нет, первые ожидаем осенью.

Критерии, по которым происходит самооценка – это стандарты качества и безопасности заготовки, тестирования, переработки, хранения и распределения донорской крови и ее компонентов; стандарты и спецификации Сообщества относительно системы качества для пунктов заготовки крови и текущие практики, которые существуют в учреждении системы крови.

Параллельно мы запустили процесс инспектирования центров крови с целью оценить мощности, которые существуют, чтобы понять в целом ситуацию в стране. Пока нам трудно даже финансовые расчеты сделать, и понять, сколько нам нужно средств для реформирования системы крови и можем ли мы оптимизировать ее. Именно поэтому мы начали с анализов. Потом будет глубокая оценка функционирования системы крови. Надеемся, что ЕС поможет нам в этом, а потом и в реформе. Результатов обеих оценок еще нет, первые ожидаем осенью.

В своем блоге Ольга Богомолец сообщила, что готовится законопроект «О донорстве крови». Министерству есть, чем отстаивать свои позиции? 

Работники Центра общественного здоровья МИНЗДРАВА Украины принимали активное участие в заседаниях рабочей группы при комитете, который занимается разработкой этого законопроекта. По поручению Министерства они там отстаивают положения, которые мы определили в стратегии, наработанные вместе с международными экспертами, в том числе из Европейской Комиссии.

…поскольку раньше в этом же тексте госпожа Богомолец утверждает, что действия МИНЗДРАВА «не оставляют украинцам шансов на спасение…», вряд ли этот законопроект будет соответствовать стратегии Министерства. 

Мы не очень обращаем внимание на обвинения председателя комитета, а хотим работать с документами. Когда увидим проект закона, будем понимать, насколько в нем отражена Стратегия. А мы будем отстаивать именно то, что написано в тексте Стратегии, потому что это соответствует принципам Европейского Союза.

Следующий блок – трансплантация. Закон у нас уже есть, что еще надо?

Да, закон, который касается трансплантации, и от которого зависит выполнение наших обязательств перед ЕС, наконец-то был принят. Также у нас уже есть дорожная карта имплементации закона. Должны до конца года определить центральный орган власти, который будет координировать и, собственно, осуществлять эту деятельность.

Кроме того, и это очень важно, нужно создать ЕГИСТ (Единую государственную информационную систему трансплантации), которая будет объединять 9 реестров, среди которых реестр доноров (в том числе долгожданный реестр доноров костного мозга), пациентов, трансплант – координаторов и другие.

Сейчас составляем техническое задание, и Положение о единстве, чтобы такая система заработала. Установление порядка и форм документов о предоставлении согласия донора на изъятие у него анатомических материалов, проведение информационных кампаний на формирование общественного осознания, что донорство спасает жизни, и много других шагов, которые сейчас предпринимает министерство, и со временем приведет к созданию в Украине действенной системы трансплантации.

Поговорим о борьбе с инфекционными заболеваниями. На чем сосредоточено МИНЗДРАВ в этом блоке?

Очень большая работа в этом направлении ведется и министерством, и пациентскими организациями. У нас полностью обеспечены программы лечения СПИДа и туберкулеза. А лечение этих болезней – это и есть профилактика. Потому что люди, которые получают антиретровирусную терапию, не заражают других. Сейчас мы будем повышать доступность тестирования, чтобы выявлять случаи на ранних стадиях болезни.

Как мы уже упоминали, очень большой прорыв у нас произошел в лечении гепатита С. Ожидаем, что теперь гораздо больше людей сможем спасти. Потому что гепатит С – излечим. Гепатит С излечим поэтому ВОЗ рекомендует внедрять программы элиминации этой болезни, верю что эта проблема исчезнет из статистических данных системы здравоохранения Украины.

Мы существенно заинтересованы в изменениях и принятии вакцинации. Вакцинации являются самым действенным методом профилактики ряда инфекционных болезней. К сожалению, имеем очень низкий уровень охвата вакцинацией населения, кстати, мы это обсуждали на последней встрече с представителями Евросоюза. Для Украины это один из приоритетов – повысить уровень иммунизации населения, и показать европейским странам, что Украина является безопасной.

У нас сейчас есть все вакцины, согласно календарю прививок. Уже прекратились перебои с поставками, которые начались в 2014 году до введения международных закупок. В этом году правительство утвердило трехлетнее планирование закупок вакцин, и расчеты у нас сейчас происходят, согласно методике ВОЗ и детского фонда ЮНИСЕФ. Ожидаем, что у нас не будет проблем с вакцинами в государственных больницах. Сейчас важно, чтобы люди приходили вакцинироваться.

Вы знаете, что у нас в Украине вспышка кори – во всех государственных поликлиниках сейчас есть вакцины, мы призываем всех, вакцинироваться и даже приняли решение об использовании закупленных вакцин для прививок взрослого населения из групп риска (медицинские работники, работники образовательных учреждений, представители силовых структур, студенты без ограничения возраста).

Фитосанитарные нормы, что с ними? 

Есть определенные нормы Европейского Союза, которые устанавливают, уровень загрязняющих веществ (нитратов, пестицидов) которые могут быть в пищевых продуктах. Наша задача – гармонизировать наши нормативы с нормативами ЕС. При этом министерство работает в направлении защиты интересов, как отечественного потребителя, так и создавая условия для украинского производителя относительно беспрепятственного экспорта продукции.

Такая работа проводится сейчас совместно с Госпродпотребслужбой, Минагрополитики. Это сейчас делается на уровне приказов министерства, у нас уже есть проекты, которые на стадии обсуждения с центральными органами власти.

В работе также приказ по маркировке пищевых продуктов, цель которого — это чтобы информация на упаковках была полной и понятной для потребителя.

Также будем принимать европейские нормы добавления витаминов, минералов и других веществ в пищевые продукты, что также даст возможность отечественным производителям легче экспортировать свою продукцию, ведь она полностью будет отвечать европейским нормам.

В следующем году будем заниматься безопасностью упаковок для пищевых продуктов, чтобы те, потенциально опасные вещества, которые в них содержатся, не попадали в организм человека.

Каким образом необходимо повышать уровень региональной поддержки евроинтеграционных реформ? 

Не думаю, что лишь вопрос Соглашение об ассоциации будет важным для регионов. Для них более важны какие-то прикладные вещи, и необходимо доносить их суть. По вакцинации, например, мы, ввели совещания с представителями областей. Собираемся в министерстве каждую неделю несколькими областями и обсуждаем проблемы и решения.

Что является общим для регионов — что их волнует, что непонятно в работе министерства?

Когда они приезжают к нам, мы практически объясняем какие-то изменения, поэтому, им становится легче это делать.

Также многие важные вещи сами обнаруживаем. Например, по регионам распределение вакцин было неравномерным – имели в Киеве и Киевской области тысячу доз, а в Харьковской – сорок тысяч. Но Харьковская область не хотела делиться, потому что боялись, что у них самих не останется. Мы им говорили «» Не волнуйтесь, будут поставки через месяц, вам хватит…».

Сейчас мы упростили эту систему. Если в какой-то области есть избыток вакцин или лекарств, а в другой области их не хватает – они между собой могут обменяться, даже не спрашивая МЗ (нам просто сообщают). Или мы можем директивно перераспределять то или иное лекарственное средство.

Или, например, спрашиваем – почему у вас такой низкий уровень охвата вакцинацией? Каждая область имеет какие-то причины, и про некоторые из таких причин мы даже не могли догадываться, что такое может быть…

Например?

Например, говорят: «По туберкулезу у нас есть вакцина, которой есть десять доз. Не применяем одну дозу из десяти, которые есть в упаковке, ждем, пока родится десять детей. Потому что волнуемся, что нам не хватит, придет проверка, еще что-то…».

Мы им объясняем, что вакцин достаточно, не надо экономить. Когда у вас есть ребенок, которого надо вакцинировать – делайте это. Есть определенный процент возможных потерь. Вы можете не использовать часть вакцины – мы это учли в расчетах…

Вот такие технические вещи они не понимают – мы объясняем, развенчиваем мифы, проводим регулярные совещания с регионами.

Оцените эффективность «Центра общественного здоровья». Вы довольны?

Центр общественного здоровья призван быть имплементатором всех политических инициатив Министерства здравоохранения, в отношении общественного здоровья. Это касается и системы службы крови, инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Делать какие-либо оценки еще рано, потому что Центр был недавно переформатирован, пришел новый руководитель. Но могу сказать, что для нас это очень полезный ресурс. Центр выполняет большую часть технической работы. Например, если говорить о вакцинации, то расчеты по трехлетнему планированию делал для нас именно Центр. Также при их поддержке мы разрабатывали стратегию создания национальной системы крови, проект закона общественного здоровья.

Принимая во внимание, что сейчас Министерство находится в процессе трансформации, и мы все еще ищем людей в новый директорат общественного здравоохранения – для нас очень важно иметь партнера, который выполняет часть технической работы.

Что МЗ не удается сделать в контексте наших обязательств перед ЕС? 

Я не буду говорить, что министерству не удается, потому что не все от нас зависит. Но хочу сказать – около года МИНЗДРАВ не имел профильного заместителя по вопросам евроинтеграции, что, конечно, повлияло на выполнение работы.

Впрочем, за последние полгода нам удалось повысить уровень выполнения работы с четырех до двадцати четырех процентов (согласно с правительственным отчетом о выполнении Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом в 2017 году, в сфере общественного здоровья прогресс выполнения плановой работы – 4%). Ожидаем, что к концу года этот процент будет еще больше. Потому что у нас уже есть определенный прогресс.

Я вижу проблемы с выполнением наших обязательств по табаку, но это зависит от парламента. Все остальное – технические сложности, такая наша работа. Например, несколько месяцев мы не можем согласовать стратегию по созданию национальной системы крови, поскольку Министерство финансов нам не дает рекомендации. Но это просто бюрократическая процедура, она занимает определенное время. Я уверена, что мы найдем консенсус и в сентябре примем концепцию.

Какие в евроинтеграционном контексте имеются краткосрочные планы МИНЗДРАВА? Какие обязательства перед ЕС Украина должна выполнить в этом году?

Принять стратегию создания национальной системы крови, приказы по фитосанитарным мерам. Определить орган, который будет отвечать за трансплантацию, начать создание электронной системы по трансплантации. Будем надеяться, что нам удастся принять закон об общественном здоровье, начать реформу государственных закупок и создать агентство закупок.

Автор: Ирина Шевченко

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий