Замминистра Павел Кухта: Государству нет смысла не отдавать в частные руки аграрные предприятия

15.02.2020 – Сначала 2020 года Украина перешла в фазу активной подготовки и старта приватизации государственных предприятий. Аграрные ГП будут проданы в рамках большой приватизации путем конкурсов и малой приватизации – через электронные аукционы «Прозорро. Продажи».

Как происходит разгосударствление ГП, и какие из них в аграрном секторе пойдут с молотка первыми, AgroPolit.com рассказал первый заместитель министра экономразвития Павел Кухта.

Расскажите о правительственном плане приватизации аграрных госпредприятий на ближайшие годы.

Всего в стране более 3700 государственных предприятий, из которых тысяча определена на приватизацию, 530 — передано в прошлом году в Фонд госимущества. За два года на продажу должны уйти 111 аграрных предприятий – сельское и рыбное хозяйство.

Например, в рамках малой приватизации будет продан «Житомирский ликероводочный завод» в спиртовой отрасли, племрепродуктор «Степное», шелкорядгосп «Знаменский», рыбное хозяйство «Галицкое», Тульчинское производственное предприятие по племенному делу в животноводстве, ряд объектов большой приватизации.

Думаю, что половину, возможно, треть, продадим в этом году. В общем за 2-3 года проведем массовую приватизацию и ликвидацию того, что не работает, это время на наведение порядка, сужение государственного сектора до того реального, которым будет заниматься государство.

В каком порядке планируется осуществить в 2020 году большую приватизацию аграрных объектов? 

Приватизация спиртзаводов будет уже в этом году. Начал действовать закон № 318-IX «О государственном регулировании производства спирта».

Концерн «Укрспирт», имеет под сотню госпредприятий, которые включены в состав в разной форме. Процесс демонополизации уже запущен, он начинает действовать с середины года, будут допущены на рынок частные игроки.

Я думаю, будут инвесторы, профильные компании, которым будет интересно. Сейчас большая часть ГП спиртовой отрасли ничего не производит, оборудование на 16-18-ти заводах, на всех остальных и оборудования больше нет – это просто производственные площадки. Поэтому, если кому-то интересно производство, может туда приходить и работать.

На сегодня предприятия частично передаются под приватизацию, которые можно разделить – происходят процедуры по разделению и передаче. Также в ближайшее время передадим в Фонд госимущества ГП «Коневодство Украины» – это вроде концерна, объединение определенного количества предприятий. Их передача требует определенных процедур, которые сейчас проводятся.

Как и большинство аграрных ГП, ГП «Коневодство Украины» имеет земельный банк. Он пойдет в управление Фонда госимущества (земельный банк ГП «Коневодство Украины» самый большой среди аграрных ГП и составляет 50,6 тыс. га). Когда предприятия будут готовы и перейдут в Фонд госимущества, то только тогда будет открываться земельный рынок – их сразу можно будет приватизировать.

Какой будет судьба предприятий, которые имеют долги, как например, ГПЗКУ, которая имеет непогашенный кредит в китайском банке?

В отношении ГПЗКУ вопрос китайского кредита, еще нуждается в урегулировании, после чего можно будет дальше двигаться с предприятием. Относительно долгов, то они, хоть и небольшие, но есть почти на каждом крупном предприятии.

Сейчас в перечне первоочередной приватизации «Одесский припортовый завод», где есть конфликт из-за долгов по газу (по судебному иску компания Фирташа требует взыскания $250 млн.), и на других предприятиях есть определенный набор проблемных вопросов.

Почти каждый из объектов страдал от коррупции, относительно каждого были определенные интересы, пытались дергать эти предприятия, использовать их незаконным образом. Решать данный вопрос надо в индивидуальном порядке.

Какова процедура решения таких долговых вопросов? 

Все крупные предприятия приватизируются с инвестиционным советником. Советник находит определенные функции, как могут решиться те или иные проблемы, чтобы двигаться дальше. Если говорить о проблемах задолженности – могут быть и договоренности с кредиторами и распределение, создание системы, когда долги берутся на баланс отдельной компании, существуют принципиальные способы решения этого вопроса, а дальше можно двигаться.

Изменилась ли позиция по ГП «Артемсоль» – заместитель министра экономразвития по аграрной политике Тарас Высоцкий ранее сообщал, что это предприятие не идет на продажу из-за расположения вблизи линии разграничения и потребностей местных жителей в работе? 

В общем, «Артемсоль» логично было приватизировать, потому что оно не является стратегическим в смысле национальной безопасности, это не монополия, потому что соль легко импортируется, к тому же импортная соль конкурирует с «Артемсоль», предприятие спокойно может быть передано в частный сектор без последствий, опасных для государства и общества. Поэтому еще вопрос, нужно ли оставлять его в государстве.

У нас были установлены критерии отбора предприятий, которые не пойдут на приватизацию – не надо продавать то, что касается национальной, в частности, энергетической безопасности, то, что является естественной монополией, поскольку антимонопольное регулирование не работает эффективно, поэтому следует остановить злоупотребления, и то, что предоставляет уникальные сервисы, которые будет предоставлять частный сектор.

Все остальное – на приватизацию. Аграрные компании не отвечают ни одному из этих ограничений, поэтому их все можно спокойно продавать.

Учитывали ли вы критерий доходности при отборе объектов на приватизацию?

Критерий доходности не имеет особого смысла, потому что у нас нельзя сказать, что есть какие-то такие аграрные компании, которые были бы настолько прибыльными, которые приносили бы столько денег, что стоит их продавать. По большей части они убыточны или в очень плохом финансовом состоянии. Не будут продаваться предприятия, где предоставляются уникальные сервисы, в аграрном секторе среди крупных предприятий таких нет.

Государство может сохранить стандарт метрологии, сервисные вещи на небольших предприятиях, возможно, зерновых, институты с определенными наработками. Это небольшие системные компании, скорее, малые сервисные предприятия, предоставляющие государственные уникальные сервисы.

Будет изучаться вопрос о ПАО «Аграрный фонд» и государственное учреждение «Аграрный фонд» – это технические институты для определенных финансовых операций на аграрном рынке, связанные с резервом, попытками регулировать цены, интервенциями, и нельзя сказать, что они очень ценные объекты.

Также кандидатом на приватизацию является НАК «Украгролизинг».

Предприятие сдает в лизинг аграрную технику, тракторы. Если бы не было лизинговых компаний в частном секторе, тогда можно говорить, что это некое уникальное предприятие. А так, какой смысл государству заниматься лизинговыми услугами – монополии здесь нет, возможной потери безопасности для государства здесь нет.

Под конец 2019 года было объявлено о начале аудита государственных предприятий, которые готовятся на приватизацию, каковы результаты таких проверок? 

Обнаруживают очень много злоупотреблений. Эпический пример – это человек, который сам себя назначил директором одного из аграрных предприятий. Он был исполняющим обязанности и сам себя, собственной подписью, назначил директором предприятия – такой, например, кейс.

Много случаев хищений. Немало аграрных предприятий было в очень плохом состоянии, очень много разворованной земли, когда кто-то выращивал и собирал урожай на землях государственного предприятия, где продавал, что дальше происходило – непонятно, обычно руководители предприятий были в сговоре.

Это абсолютный миф, что государство может управлять всеми 3700 предприятиями в различных секторах, которые есть в стране. Их просто физически много… Не найти столько качественных руководителей, невозможно силами органов управления отследить. Еще имеются децентрализованные модели управления предприятий, которые сейчас есть в Украине, где все за всем наблюдают, 60 органов управления, у кого-то даже свои предприятия.

Когда произойдет создание Фонда национального богатства, будет организовано централизованное управление, действительно будет легче, но туда войдут несколько сотен реальных предприятий. Управлять тысячами предприятий ни одно государство мира, особенно таким, в откровенно плохом состоянии, с такой высокой коррупцией, как в Украине, не сможет.

Как происходит процесс реализации предприятий по планам малой приватизации? 

Продажи происходят, вполне быстро. В этом году во всех отраслях планируем продать как минимум 300 из тысячи всех объектов – это и предприятия, и отдельные отделенные от них объекты. Главное в системе «Прозорро. Продажи» – двухуровневость. Есть центральная база данных в государстве и десятки частных площадок, которые дают доступ в систему на конкурентных началах, предоставляя услуги бизнесу, привлекая и рекламируя, фактически они занимаются маркетингом.

Зайти в систему на конкурс можно через любую из этих площадок. Невозможно договориться одновременно с десятками площадок, что они не предоставят никому кроме тебя доступ к какому-то конкурсу. Соответственно, из-за этого конкурс всегда будет конкурентным. Если есть конкуренция, получаем рыночную адекватную цену за предприятие, поэтому нет рисков, что предприятие распилят, закроют, потому что деньги отбить тогда будет невозможно.

Единственный способ их отбить – использовать предприятие эффективным образом как бизнес. Всегда кто-то может оспаривать какие-то торги, но в целом наша практика показывает, что на «Прозорро. Продажи» успешно реализуют предприятия.

Какой будет судьба 315 государственных лесхозов – они попадут на малую приватизацию?

Лесхозы не продаются, мы их сейчас не трогаем. Встал вопрос управления ими, возможно, их стоит объединить. Но эту проблему стоит передать «Минэкоэнерго», которое ими управляет.

Как будете поступать с предприятиями-банкротами, которые не подлежат приватизации и продолжают работать в убыток?

По вопросу ликвидации предприятий, иногда их все же можно продать. Но имущество по стоимости должно превышать долги. Когда кто-то будет готов, условно, хотя бы за одну гривну купить обанкротившееся предприятие, которое имеет очень большие долги, оно будет продаваться. Но в целом имеется процесс ликвидации, когда долги в разы превышают активы, и нечего продавать. В процессе ликвидации активы продаются, оно ликвидируется.

Мы хотим урегулировать эту процедуру, чтобы облегчить, ибо где-то 1200 с 3700 предприятий в различных отраслях фактически не работают, их надо ликвидировать.

Министерство заменило руководителей предприятий, которые готовились или готовятся на приватизацию, есть ли уже результат их работы? 

Назначены на руководителей люди, прежде всего временные, потому, что дальше оставлять их в должности или нет, выбирает частный инвестор: если им с человеком интересно работать, то, пожалуйста. Министерство в разных сферах поменяло 50 руководителей.

В общем, логика такая, если предприятие передается, то потом надо, чтобы легко могли сменить руководителя частные собственники. Массовая смена кадров там, где есть злоупотребления на новых, проверенных предприятиях это предохранитель от большего хищения имущества.

Мы мониторим, что там происходит. Кроме того, если быстро происходит подготовка к приватизации, нет времени, чтобы создать любые схемы. Кадровые изменения, быстрая приватизация и аудит на предприятиях, конечно, помогают. Но нельзя сказать, что когда выставляется на продажу объект, то больше не разворовывается. Потому что там, где начались хищения, сколько могут, столько воруют.

Надеемся, что где сменили руководителей, чтобы остановить этот процесс и перебить эти схемы – на них разворовывается меньше. Предприятия часто находятся в разрушенном состоянии. Но как минимум какая-то земля или активы могут использоваться. Если же они есть – это минимальный шанс на возрождение, и мы приветствуем процесс возрождения предприятий.

Но это не значит, что оно будет снято с приватизации. Кто-то купит, наладит производство. Это вопрос политики, когда в государственном секторе оставляем те вещи, которыми имеет смысл владеть государству. Государство может навести порядок, все остальное мы передаем в частный сектор, это общая политика.

На предприятиях оформлены десятки тысяч работников, какова будет их судьба после приватизации? 

При приватизации есть минимум полгода переходного периода, когда человека нельзя увольнять. Второе – большинство этих предприятий в таком состоянии, что многие работники сами часто хотят приватизации. На большинстве из них долги по зарплате, а ее уровень не соответствует частному сектору.

Люди выигрывают от приватизации, а не проигрывают, им покроют задолженность, во многих случаях появятся рабочие места, наоборот, будет больше работы, а не меньше. Там так много вопросов, что нечего жалеть. Когда предприятие будет передано в частный сектор, будет привлечен инвестор, заметим, что частный собственник лучше знает, как управлять им.

Какие планы действий после запуска первой очереди приватизации в 2020 году?

Когда запустится процесс массовой приватизации и ликвидации, будет возможна приватизация серьезнее, непрофильных активов, продажа-разделение каких-то компаний, более серьезная трансформация. Еще есть важный вопрос относительно непрофильных активов в крупных стратегических компаниях, которые не приватизируются, но где есть множество каких-то овец, пчелосемей, фонтанов, колбасных цехов, лошадей – непрофильных активов.

Их спокойно можно продать, пусть кто-то купит, поставит в конюшню тех, скажем, лошадей, они будут возить кого-то, а не стоять при магистральном трубопроводе, как это сейчас иногда происходит.

Что делает государство, чтобы максимально выгодно продать предприятия?

Прежде всего — передаем на приватизацию. Сейчас Фонд госимущества разрабатывает данные по этим предприятиям, чтобы можно было детально просмотреть данные потенциальному инвестору, и создают рекламные тизеры, краткое описание этих предприятий. «Прозорро. Продажи» работают, чтобы их эффективно продать.

Под крупные предприятия появляются инвестиционные советники, которые конкретно под каждое предприятие пытаются найти инвестора. Инвесторы из Украины и иностранцы, которые вложат 100 и более млн., смогут получить сопровождение «инвестиционной няни» – круглосуточного советника.

Плюс есть инициатива снизить налоговую нагрузку – не собирать налог на прибыль из тех, кто на большой приватизации купит предприятие. Такие поощрения существуют для привлечения и стимулирования инвесторов. Это выгодно для государства, надеемся получить 12 млрд. грн. в следующем году.

На что в первую очередь пойдут средства, полученные от приватизации государственных предприятий?

Эти деньги пойдут на финансирование государственного бюджета – они замещают собой долговое финансирование, но не являются доходом для госбюджета. Таким образом, Минфин меньше берет в долг, но финансируется приватизация. Потому что это разовая продажа, нельзя будет продавать снова. То, что приватизация уменьшает уровень долга, является формой инвестиций: чем мы меньше берем в долг, тем меньше будем отдавать, меньше потом будем платить. Это не является проеданием, а лишь уменьшением наших выплат кредиторам.

С другой стороны, имеется продажа непрофильных активов, которые могут продаваться непосредственно предприятиям, это мы очень приветствуем и всячески просим это делать. И от этого деньги идут на предприятия. Мы максимально хотим разрешить учреждениям, чтобы был стимул продавать непрофильные активы, то, что не нужно для их основной деятельности, но за счет этого они инвестировали бы в основную деятельность. Это фактически целевое финансирование.

Вы уже упоминали о Фонде национального богатства — проекте, предложенном министром экономразвития Тимофеем Миловановым. Когда его создадут и каким он будет? 

Создание Фонда национального богатства уже прописано в программе правительства. Его идея – создать централизованную структуру, построенную на принципах частного сектора портфельного менеджера, а не государственного учреждения, которая бы управляла основными компаниями, как это работает в частном секторе, а не как это делают чиновники. Это для того, чтобы компании зарабатывали деньги и одновременно эффективно выполняли дополнительные функции, кроме зарабатывания денег.

Управление около двумя сотнями компаний в будущем будет построено на основе стандартов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая является транслятором в сфере управления государственными предприятиями в мире.

Главные идеи – перенос принципов управления, принятых в публичных компаниях частного сектора, на сектор государственных предприятий. Но с учетом определенных особенностей. Потому что это является собственностью государства, и предприятие должно выполнять дополнительно некоторые функции, а не только чистое зарабатывание средств.

Один из принципов ОЭСР – не надо держать в государственной собственности то, что не является необходимым для выполнения функций государства. Поскольку функцией государства является не зарабатывание денег, а обеспечение определенных вещей в обществе, которыми не обеспечивает никто другой.

Также принципы ОЭСР предусматривают построение системы корпоративного управления в публичных компаниях: с наблюдательным советом, которому предоставлены определенные полномочия, так называемое управление на расстоянии вытянутой руки. Не прямое, а через определенную стратегию и политику собственности, которую предлагают предприятию, и по которой предприятие должно следовать, развиваться, как этого хочет акционер-государство.

Но государство не пытается в ручном режиме силами чиновников управлять, указывать, где поезду двигаться, как это предприятие должно работать, как это реально в Украине работает сейчас. Это работа без коррупционных возможностей и в условиях корпоративного управления.

Автор: Оксана Тупальская

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий