Замминистра Тарас Качка: Нет оснований вводить ограничения экспорта зерновых

Торговая политика Украины в 2021 году модернизируется по многим составляющим.

Во-первых, с марта начнется пересмотр условий ЗСТ с ЕС на пять последующих лет. Сокращение перечня квотируемых товаров, беспошлинный ввоз, зеркальные квоты, гармоничное сближение с ЕС в части политики Green Deal, завершение вопроса зонирования в случае выявления птичьего гриппа – этого ожидает украинский аграрный бизнес от переговорщиков.

Плюс – на повестке дня и запросы от предпринимателей о защите внутреннего рынка от засилья молочного импорта из Европы.

Во-вторых, в рамках подготовки «Национальной экономической стратегии-2030» появится отдельный раздел по международной торговле, который закрепит стратегический торговый курс Украины.

В-третьих, за 2021 год правительство должно обновить экспортную стратегию страны на пять следующих лет, и реанимировать работу Совета международной торговли с участием экспортеров. Какие страны в этом документе будут главными торговыми партнерами, и с которыми планируется заключение ЗСТ в ближайшие годы – важный вопрос. Что будет с торговым соглашением с Китаем, и на каком оно этапе?

В-четвертых, никто не отменял текущие задачи в международной торговле. Последствия Brexit для украинского бизнеса, запуск двух ЗСТ с 1 января с Израилем и Великобританией, уравновешивание постоянно растущих экспортных зерновых аппетитов трейдеров и потребностей на внутреннем рынке в продовольственной пшенице и фуражных зерновых, цены на продукты и многое другое.

Следует оперативно подстраиваться и под смену глобальных настроений мира, так как имеется все большее влияние протекционизма. Как во всех этих вопросах найти баланс и каких новостей следует ждать бизнесу?

Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью AgroPolit.com рассказал заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины – торговый представитель Украины Тарас Качка.

ЗСТ с ЕС: ключевые пункты по пересмотру этого соглашения на пять следующих лет? 

Ключевой аспект пересмотра соглашения будут тарифные квоты на товары сельского хозяйства, в которых у нас есть 40 квот. Это достаточно широкий список квот по сравнению с другими европейскими партнерами ЕС.

В этих переговорах с ЕС у нас есть 3 блока вопросов. Первый – полная либерализация по тем товарам сельскохозяйственных продуктов, где квоты являются рудиментарными, маленькими. Кроме традиционных квот (на мед, мясо птицы, прочее) у нас есть еще квоты так сказать нишевые. Думаю, что можем от них избавиться.

Второй — уточнение описания товаров, подпадающих под квотирование. Например, в категории яблочные или виноградные соки определение квот является очень широким, или сочетание с зерновыми 10 группы, также муки и круп из 11 группы. Такие парадоксы существуют.

Третье — там, где не удастся избежать квотирования, будем максимально приводить их размер к реальным возможностям нашего агросектора. Например, мед выбирают в первые 20 дней января и Украина будет инициировать увеличение медовой квоты, так чтобы она соответствовала нашему традиционному экспорту — 14-15 тыс. т.

Ноль тарифных квот и нулевая пошлина по всем позициям — это утопическая цель

Я понимаю, что вы дипломат-международник. Но Украина уже дошла до той грани, когда чувствуют, что, например, предложения зерновых, предложения мяса птицы, предложения того же меда, тех томатов – мы уперлись просто в ограничительные квоты. Могут ли эти позиции быть предметом переговоров?

Мы только начали переговоры. Поэтому подробнее о нашем пакете предложений в ЕС я говорить не могу, чтобы не создавать определенные ожидания. Набор уступок будет зависеть не только от нашего запроса, но и от реакции другой стороны.

Ноль тарифных квот и нулевая пошлина по всем позициям – это утопическая цель. Да, наша цель — избавиться от всех квот, но здесь есть несколько важных преград.

Первая – это инстинктивная боязнь украинской продукции на рынке ЕС со стороны европейских фермеров. Поэтому наша миссия в переговорах заключается не столько в калькуляции цифр, а в том, чтобы объяснить – мы на самом деле не конкуренты, а помогаем друг другу.

Второй блок – это то, что называется level playing field (жаргон в международной торговле, который отражен в соглашении с Британией) – если мы полностью отвечаем требованиям ЕС по тем или иным категориям (окружающей среде, безопасности пищевых продуктов), то имеем право на неограниченный доступ к рынку ЕС.

Поэтому наша цель устранить эти два барьера и сократить как можно большие барьеры на аграрные товары в рамках ЗСТ с ЕС. В идеале — чтобы их вообще не было. А если где-то не удастся добиться полной либерализации, то, по крайней мере, привести объем беспошлинной торговли к нынешнему экспортному уровню агросектора.

С марта Украина и ЕС начнут сопоставлять свои запросы по пересмотру условий ЗСТ 

Европа нам уже представила свой перечень пожеланий? 

Инициатором консультаций является Украина. И только с марта Украина и ЕС начнут сопоставлять свои запросы по пересмотру условий ЗСТ. И в целом о цифрах уместно будет говорить после завершения всех консультаций.

Курс на Green Deal — что изменит Украина, сближаясь с ЕС

Вторая составляющая нашей торговли, торгового благополучия с Европой – это адаптация положений соглашения, пакета мер Green Deal. Их Европа уже активно внедряет у себя дома. Поделитесь планами по пакету мер Green Deal для Украины на 2021 год? 

Есть несколько базовых, фундаментальных вещей, которые важно знать в части сближения со стандартами Green Deal.

Украина не является в роли догоняющего партнера в этих вещах. Хотя ЕС и является лидером в формировании политической повестки дня в регионе и глобально, но у нас также есть чем похвастаться. Если говорим о сельском хозяйстве, то в нем есть три краеугольных элемента.

Первый — производство органической продукции. Темпы роста производства органической продукции достаточно весомые: 470 тыс. га земли имеют органический статус, 70% органической продукции экспортируется в ЕС. Украинская органическая отрасль является четвертой в Европе по итогам 2019 года.

Второй — это уменьшение использования пестицидов и агрохимикатов. В этой части мы готовы следовать целям ЕС, но уровень должен быть другим. Ведь доля использования удобрений и пестицидов АПК в Украине ниже чем в ЕС. Поэтому нельзя говорить, что сокращение этого уровня должно быть с обеих сторон 50% на 50%. А вот об абсолютных показателях на гектар говорить стоит.

Третий — изменение пищевых предпочтений потребителей. В этой части интересна инициатива первой леди Елены Зеленской относительно продуктов детского питания.

У нас есть о чем говорить во вкладе Украины в озеленение собственного сельского хозяйства.

Стратегии развития украинских аграрных компаний на следующие 10 лет соизмеримы с политикой ЕС. У нас нет альтернативного какого-то видения — что нет, мы против тех целей, которые декларирует ЕС.

Правительство и бизнес сверяют свои часы с ключевыми пунктами зеленого соглашения с ЕС.

Какой практический шаг по воплощению этого «зеленого курса» ждет бизнес, например, на уровне принятия какого-то конкретного закона? 

Если мы говорим о пищевой продукции, то политика обращения в отношении отходов и упаковки заключается в том, чтобы расширить ответственность производителя за нарушения в этой сфере. Эту позицию разделяет министр экономики и министр экологии. Это обсуждалось и на встрече в КМУ с бизнесом. Мы должны к этому прийти, должна быть взвешенная и продуманная политика обращения с отходами. Это тоже часть зеленого курса Европы. Какие шаги для этого? Они уже есть, законопроект об обращении с отходами готовится ко второму чтению.

Правительство и бизнес сверяют свои часы в ключевых пунктах зеленого соглашения с ЕС.

Зеркальные квоты 

Европа — наш основной торговый партнер с 40% в структуре экспорта за 2020 год. Мы общались с бизнесом и у многих из них есть предложение к МЭРТ – инициировать в рамках переговоров с ЕС по ЗСТ внедрение зеркальных квот. Они будут объектом переговоров? 

Сейчас такой запрос возможен от нескольких секторов.

Например, животноводство…

В животноводстве такой запрос поступил в МЭРТ только относительно свиноводства, потому что там имеется на рынке специфическая проблема. Мы говорили с нашими производителями свинины о том, что понимаем их опасения относительно торговли сырой свининой. Цены являются низкими для производителей.

А производство в ЕС является большим и там существует профицит, и мы это тоже видим. Но при этом у нас тоже есть потенциал, который очень сильно поврежден африканской чумой свиней… Если же мы видим, что не очень можем конкурировать, или боимся конкуренции по сырой свинине – вполне возможно, что у нас есть много ниш в ЕС по термически обработанной продукции, начиная от тушенки, заканчивая колбасами и другими изделиями.

Производители молока говорят о том, что годовой рост импорта из ЕС требует немедленного вмешательства государства в рынок… 

Но есть еще запрос от молочников, представителей органической продукции.

Не надо путать вопросы переговоров и расследований в рамках торговой защиты. Молочники говорят о том, что годовой рост импорта из ЕС требует немедленного вмешательства государства в рынок. Будет это сделано или нет? В большой степени это зависит от того, насколько качественным и взвешенным будет соответствующее заявление с требованием о расследовании против импорта. Насколько я знаю, производители близки к этому по позиции сыров из ЕС. МЭРТ уже информировал ЕС об этой проблеме, и она обсуждалась в Брюсселе.

Этот вопрос является чрезвычайно политически чувствительным и неосторожные шаги и даже заявления могут нарушить и тот конструктив, который у нас есть в ЕС и конструктив, который мы имеем в диалоге с национальным производителем.

В любом случае не стоит забывать, почему возникла эта проблема? С одной стороны – есть чрезмерные субсидии из ЕС, с другой – трансформация нашего рынка. Не надо забывать, что наш рынок молочной продукции тоже существенно меняется. Происходит переход домохозяйств в большие фермы и так далее. Это занимает время, и соответственно влияет на потребителей. На ситуацию в молочной отрасли повлиял ряд факторов. И это ситуация которая формировалась годами и годы уйдут на то, чтобы ее исправить.

Срок зеркальной квоты – это сферический конь в вакууме… У нас не много товаров, в отношении которых следует применять зеркальные квоты в рамках ЗСТ с ЕС 

Все-таки вернусь к зеркальным квотам: они будут предметом переговоров?

Термин зеркальной квоты — это сферический конь в вакууме. У нас была одна ситуация в переговорах много лет назад по сахару, когда мы говорили, что уровень доступа на рынок ЕС для украинского сахара – идентичен на 100%. Мы поставляем 30 тыс. т, они – 30 тыс. Но ситуация в сахарной отрасли поменялась от начала переговоров до их завершения. Поэтому надо очень осторожно использовать симметрию как механизм – лишь, если он крайняя мера.

Я считаю, что у нас не много товаров, в отношении которых следует применять зеркальные квоты в рамках ЗСТ с ЕС. Если мы выходим в переговорах с защитной позиции, то следует думать не о сиюминутной защите, а должен быть стратегический подход. Через год, полтора ситуация в той или иной отрасли поменяется, потому что эффективность украинского сельского хозяйства очень высока.

Речь идет о пересмотре условий в течение последующих 5 лет или на более длинный срок?

Пересмотр соглашения с ЕС происходит каждые 5 лет. Но можно и быстрее.

Получение положительного решения от ЕС в вопросе зонирования – это тоже будет задача на этот год для МЭРТ 

Украине удалось достичь компромисса с европейцами в вопросе зонирования в случае обнаружения того же птичьего гриппа. Возможны ли дальнейшие уступки европейцев в этом вопросе, чтобы еще больше сужать зону ограничений до уровня нескольких сел или района – условно до 30 км?

Возможно, достичь таких уступок. У нас понимание с ЕС, что это следует сделать в рамках признания эквивалентности, и мы ожидали несколько лет от Европы этого решения. К сожалению, ЕС не хочет одобрять соответствующее решение. Поэтому выход есть, чтобы зафиксировать пункт о зонировании в случае выявления опасных болезней на территории ЕС или Украины в рамках изменений к приложению по санитарии и фитосанитарии в Соглашение об ассоциации. Получение положительного решения от ЕС в вопросе зонирования – это тоже будет задача на этот год для МЭРТ.

Главное задание, что отражено и в «Национальной экономической стратегии-2030» является неизменным. Сделать украинскую продукцию доступной на внешних рынках 

Правительство совместно с Центром экономического восстановления готовит «Национальную экономическую стратегию-2030» для Украины. Какое в ней место и роль международной торговли в заключении тех же ЗСТ с разными странами? Что это нам даст?

В рамках Национально-экономической стратегии есть отдельный раздел по международной торговле. Впрочем, ждать новых сенсаций в международной торговле не стоит. Глобус и карта мира всем известны, как и наш экспортный потенциал. У правительства есть четкий набор международных торговых приоритетов, которые определены экспортной стратегией. Вот эту стратегию мы планируем обновить в 2021 году. Кроме того существует «Стратегия экономического развития» – там все то же написано, что и в экспортной.

Конечно, у МЭРТ есть план действий на 2021 год во внешней торговле. Один из векторов – работа в направлении Китая. Еще в прошлом году мы договорились с Китаем о совместном исследовании экономики обеих стран на предмет основных положений для Соглашения о свободной торговле. Мы подписали соответствующее совместное заявление во время украино-китайской комиссии в 2020 году по проведению оценки потенциала возможного Соглашения о свободной торговле между нашими странами.

Кроме того, у Украины есть договоренности с Индонезией, и с Вьетнамом, Египтом, Тунисом, Иорданией и рядом стран в Средиземноморском регионе, Ближнем Востоке по соглашениям о свободной торговле. Потому что каждое соглашение по свободной торговле – это 2-3-4 года работы.

А главное задание, которое отражено в «Национальной экономической стратегии-2030» неизменное. Это сделать украинскую продукцию доступной на внешних рынках. Как этого достичь? Есть три составляющие, которые всегда были, есть и всегда будут неизменными.

Первое — это снятие тарифов, то есть это продвижение соглашений о свободной торговле, или глобальные переговоры с ВТО. Пока глобальных переговоров в ВТО нет, у нас есть соглашения о свободной торговле с рядом стран, о которых я уже говорил.

Второе – это признание нетарифных барьеров. Это таких как зонирование по птичьему гриппу, по доступу к промышленному безвизу с ЕС. Признание эквивалентности по пищевой продукции.

И третье — это финансы. Их должно обеспечить нашим экспортерам Экспортно-кредитное агентство. Правительство его капитализирует и запускает, а дальше оно должно работать совместно с банками.

Набор инструментов здесь достаточно тривиальный. Далее это вопрос системности текущей работы и все. 

Экспорт зерна, ограничение экспорта и меморандум с трейдерами 

Аргентина и Россия ввели ограничения на экспорт зерновых. Чувствуете ли привкус жареного на украинском зерновом рынке, подогретый растущий спрос Китая на ту же кукурузу, который может вылиться в определенные торговые ограничения в Украине?

Украина будет предполагаемым торговым партнером в вопросе экспорта зерновых. Это звучит скучно, но именно так и будет. У нас сейчас происходит очень хорошая координация между трейдерами и правительством по зерновому экспорту.

Вы видели, что в рамках зернового меморандума также появилась отдельная строка по кукурузе с ожидаемым экспортом в 24 млн. т. Традиция предполагаемого партнера-экспортера зерновых культур сохранится и в этом году с Украиной. Я считаю, что нет оснований вводить ограничений по экспорту зерновых.

Темпы экспорта кукурузы из Украины говорят о том, что даже если будет максимальный спрос на нее, все необходимые объемы для внутреннего потребления будут доступны для украинских пищевиков и животноводов.

Кукурузная строчка и в целом меморандум – это попытка взять честное слово у трейдеров, договориться по мужскому? 

Формализация баланса по кукурузе в меморандуме означает, что трейдеры могут планировать свою деятельность. Они знают точно, что никто не будет вмешиваться в их деятельность. Потребители могут планировать свою деятельность, потому что они знают, что на внутреннем рынке будет кукуруза. Мир будет знать, какие есть ожидания, какие есть прогнозы по Украине.

На самом деле зерновой меморандум — это очень серьезная вещь. Это не постановление правительства, закон, или какое-то административное решение. Это способ создать между участниками зернового рынка многолетнее доверие. И тот факт, что прошлой весной, когда страна вплотную подошла к граничным пределам по экспорту пшеницы, мы нормально дожили до конца маркетингового года, и даже ситуация позволила экспортировать под конец больше. Это свидетельствует о том, что меморандум работает и доверие есть. Это нереально крутая вещь.

А что будет с ценами на продукцию зерновых, что по оценкам экспертов должны вырасти в марте на 15-25% из-за удорожания кормовой базы, то есть фуражного зерна?

Закупочные цены на зерновые и на готовую продукцию не зависят от административного влияния. Они определяются рынком.

Что бы вы посоветовали животноводам, которые уже написали в Кабмин три письма с просьбой помочь им запастись зерновыми, чтобы цены на их продукцию весной не сорвались в крутое пике?

Животноводы же говорят не о дефиците зерновых.

Они просят по необходимости сформировать запас из кукурузы в 6,5 млн. т. 

Внутренний баланс потребления кукурузы – 7,5 млн. т. Мы пока не видим оснований к ее дефициту. Животноводы, как и другие участники рынка, понимают, что все в мире видят, что международный рынок входит в супер цикл, в котором все коммодитис будут стоить дорого. Ну, тогда это супер цикл. Значит, весь мир будет жить с дорогой кукурузой и пшеницей. И это продлится несколько лет. Это объективный фактор. Должно ли государство это сглаживать в вопросе регулирования цен? Пока я считаю, что это нецелесообразно, даже, несмотря на то, что цены на продовольствие растут.

Чем меньше вмешательство правительства в цену, тем лучше. И для нашего сельского хозяйства тоже. Производители хлеба и мяса это знают. Разговоры о дорогих кормах в Украине идут постоянно. Но вспомните лето 2020 года, какая была дискуссия о ценах на зерновые? Что они являются низкими, и неизвестно, что растениеводы выживут и хоть что-то заработают. Сейчас правительство постоянно на связи с участниками рынка и мониторит ситуацию с ценами на зерновые. Правительство всегда будет координировать свои усилия с рынком. От этого мы никогда не откажемся.

Основные страны — торговые партнеры Украины и государства, с которыми разрабатывается ЗСТ 

Четко еще раз озвучьте ключевые страны, которые являются торговыми партнерами Украины и с какими странами взят курс на ЗСТ? 

Основные торговые партнеры уже определены 5 лет назад и записаны в «Экспортной стратегии». У Украины есть ключевые международные партнеры – это ЕС, Китай, США. Они будут всегда. На Средиземноморье таким партнером является Турция, сейчас мы зашли в «тоннель торговых переговоров» с ней по ЗСТ. Планировали выйти на договоренность еще в прошлом году, но снова зашли в переговоры по сделке. И это нормально. Среди других ключевых партнеров — Северная Африка, Ближний Восток. Там наши основные торговые интересы.

По ЗСТ, то в этом году мы обновляем соглашение с ЕС. Плюс в этом году стартует процесс обновления соглашений с Северной Македонией, Канадой. Что касается Израиля — то соглашение начало действовать с 1 января 2021 года, но в планах расширение спектра товаров и услуг по нему. Заключение новых торговых соглашений на 2021 год запланировано с Индонезией, Вьетнамом, Египтом, Иорданией, Тунисом. Впереди — долгая работа с Китаем.

Торговое соглашение между Украиной и Китаем 

Ваш прогноз, когда может быть в финале конкретный документ по торговому соглашению между Китаем и Украиной?

С Китаем нам удалось подписать совместное заявление о начале работы над совместным исследованием наших экономик, на предмет понимания наших интересов для заключения соглашения о зоне свободной торговли. Это некий срез, который станет бэкграундом для сделки. Сколько продлится этот процесс сказать сложно. Сначала необходимо изучить, что интересно обеим сторонам — и дальше выходить на переговоры.

По каким позициям вы можете уже очертить интерес Китая? Очевидно – это широкая группа аграрного сырья, как кукуруза, пшеница и прочее. 

Интересы в рамках будущего соглашения – это не только экспорт, но и импорт с целью переработки для дальнейшего экспорта и внутреннего потребления. Эти все позиции следует изучить, не торопиться.

Все говорят: «Давайте заключим сделку!». А в чем состоит сделка? По кукурузе, или по железной руде? Или что? Поэтому правильный подход с Китаем — это абсолютно выверенная позиция по всем сферам, которая ляжет в комплексное торговое соглашение, которое будет охватывать тарифные и нетарифные вещи и учитывать преференциальные вещи для обоих. И исследовать все эти аспекты совместно – задача на этот год.

И все же, в части аграрного производства у вас есть понимание приоритетов по этой сделке?

Китай становится крупным потребителем украинской продукции. 20% наших зерновых в прошлом году экспортировано в Китай. А в деньгах доля импорта Китая во всем аграрном экспорте – 16% (3,5 из 21,7 млрд.). Потенциал на китайском рынке имеют все без исключения украинские продукты. Поэтому чем больше нашей продукции продается без пошлины туда – тем лучше. Ведь сегодня это может быть кукуруза, другие зерновые, мясо курицы и тому подобное. А завтра замороженные ягоды. Поле для торговой игры с Китаем очень широкое.

2021 год станет годом до шлифовки режима торговли с Великобританией, но не годом пересмотра Соглашения о зоне свободной торговли с этой страной

В Украине с 1 января 2021 года начало действовать Соглашение о зоне свободной торговли с Великобританией. Решает ли данное соглашение вопрос торговых изменений для украинского бизнеса, которые возникли после Brexit? 

Нет, не решает. Мы находимся в такой же ситуации, как и ЕС, есть торговое соглашение, которое гарантирует сохранение режима свободной торговли с Великобританией. 2021 год будет годом отстаивания воды в рамках соглашения с Британией, чтобы получить чистый торговый режим. Ведь есть большой набор вопросов через Brexit относительно того, как Британия настроит свою внутреннюю политику (работу таможни, управление квотами, работу по санитарии и фитосанитарии, работу разрешительных процедур, стандартизацию).

Там будет много чего бурного. Хотя мы надеемся, что Великобритания за основу возьмет европейские подходы, которые нам хорошо известны и уже прокачаны. В такой ситуации находятся все торговые партнеры Британии, в том числе США, Китай, и ЕС.

Сейчас украинский бизнес пользуется в вопросах торговли великобританским соглашением, которое вступило в действие с 1 января 2021 года. В настоящее время двусторонняя торговля происходит нормально, но могут возникать точечные вопросы, связанные с налаживанием работы в среде британской бюрократической машины.

 2021 год станет годом конца режима торговли с Великобритании, но не годом пересмотра Соглашения о зоне свободной торговли с этой страной. Мы используем этот год, чтобы в следующем начать пересмотр условий доступа и на рынок Британии (сокращение количества квот, увеличение объемов поставок и так далее).

Что дает, например, украинскому аграрному бизнесу торговля с Британией?

Во-первых, появилась возможность четче переориентировать торговлю на Британию. Ведь раньше Британия импортировала из других стран ЕС много агропродукции. Сейчас появилась возможность непосредственной торговли. Плюс мы становимся конкурентами ЕС на этом рынке. Если раньше этот внутренний рынок был европейским, и мы присутствовали как третья страна, теперь мы на равных.

Третье — есть хорошая возможность впоследствии пересмотреть позиции по ряду квот, в пределах которых нам тесно было на рынке ЕС – томатная паста, мед и так далее.

ЗСТ с Израилем – база для разворота торговли между нашими странами, которая стала небольшой «дверью» для обеих стран на рынки друг друга

В Украине с 1 января 2021 года начала действовать зона свободной торговли с Израилем. На 60% израильских агропродовольственных товаров – нулевая пошлина в Украину, и только для 34% украинских товаров в Израиль. Да? 

Да.

Почему такое соотношение? Для них – 60%, для нас – на 34%. Это нельзя назвать успехом для Украины, скорее успешным провалом. 

Это вопрос к переговорным командам, которые вели переговоры. Соглашение о свободной торговле с Израилем было заключено 2 года назад. В целом это был длительный процесс. Основной принцип этого соглашения был таким: Украина является большим экспортером в Израиль — 2/3 товарооборота именно украинский экспорт. Очевидно, поэтому такое и соотношение было заложено.

В рамках торговли с Израилем мы находимся в положительном сальдо. Данное соглашение по промышленности и сельскому хозяйству является очень осторожным. Это соглашение – база для разворота торговли между нашими странами, которая стала небольшой «дверью» для обеих стран на рынки друг друга. Впоследствии, я думаю, что мы через некоторое время вернемся к вопросу расширения доступа украинских товаров на израильский рынок.

Бизнес ожидает возобновления работы в 2021 году Совета по международной торговле при Кабмине с участием экспортеров. Его работу возобновят?

Перед Минэкономики стоит задача активизировать в 2021 году работу Совета международной торговли с участием экспортеров. Мы идем к этому. Этот совет будет активно участвовать в разработке проекта новой экспортной стратегии Украины на пять следующих лет. В этом году появится новая экспортная стратегия Украины. Сейчас обновляется состав Совета по международной торговле с участием экспортеров.

Экспортная стратегия должна, в первую очередь, отражать синергию взглядов бизнес-кругов и правительства в плане того, куда она будет направлена. Ведь международная экспортная стратегия — это баланс интересов бизнеса и правительства. Нужен диалог всех участников рынка.

Как вы видите обновленный план по международной торговле Украины в течение последующих 5-10 лет?

Обновляя экспортную стратегию, мы придем к тому, что для всех наших торговых партнеров нужны одни и те же инструменты внешней торговли: торговые миссии, офис продвижения экспорта, экспортно-кредитное агентство и прочее. Базовые элементы, кирпичики – они все равно будут примерно те же. А вот поработать придется больше всего над вопросами изменения климата и их влияния на торговлю. Это то, что нас ждет во всех переговорах, начиная с ЕС и заканчивая США, Мексикой и Канадой, которые планируют применять углеродный налог.

Будет ли в рамках этой обновленной экспортной стратегии ставка на добавленную стоимость? Ведь мы видим, что за последние 2 года структура украинского экспорта – хотим мы, не хотим – сохраняет сырьевой характер. Мы производим сырье, а заграницей снимают сливки, перерабатывая это сырье в готовый продукт и оставляя себе добавленную стоимость.

Почему вы так не любите поставки зерна?

Создание добавленной стоимости в АПК и 10-летий протекционизм в мире

Я выступаю за добавленную стоимость в карманах украинских производителей, а не иностранных. 

Украина зарабатывает на сырье очень хорошие прибыли и сказать, что это плохо – нельзя. Но хочу начать свой ответ с другого — с вопроса подорожания сырья, которое произойдет скоро. На самом деле в международной торговле будет очень большой вопрос: как повлияют на мировую торговлю сотни миллиардов долларов, евро и других валют в виде помощи предприятиям и людям в рамках противодействия коронакризиса.

Многие экономисты склоняются к мысли о том, что это путь к удорожанию сырья, часть этих денег уже выделена, другая – появится в обращении позднее в этом году. Кроме подорожания сырья — это еще и приведет к перекосам в мировой торговле, поэтому стоит ожидать больше антидемпинговых расследований, защитных мероприятий и т.д. Я думаю, что следующее 10-летие, будет 10-летием протекционизма в мире. ЕС открыл этот ящик Пандоры. Поэтому это будет отдельный вопрос, как найти баланс.

На торговлю это повлияет положительно, через несколько лет предложение догонит спрос на продукцию. Нас ждет супер цикл на коммодитис: на зерновые, масличные.

Теперь о добавленной стоимости. Правительство делает на это ставку в своих стратегических планах развития. Это однозначно наш приоритет. Но пока он реализуется, отказываться от сырьевого экспорта мы не будем. Как переломить эту ситуацию? Должно быть, полное доверие между правительством и бизнесом относительно заданного курса. Почему? Чтобы наладили экспорт продукции с добавленной стоимостью, надо смело идти в очень глубокие вещи.

Например, у нас есть наш рынок свинины. Африканская чума свиней нас фактически блокирует в отношении международной торговли, но при этом у нас есть очень хороший шанс на поставки на мировой рынок термически обработанной продукции: колбасы, тушенки, чего угодно. Это добавленная стоимость. Это переработанная продукция. Например, на рынки ЕС со свининой как сырьем нам трудно пробиться. Но с термически обработанной продукцией из свинины нам можно выйти на европейский рынок.

Аналогично по органической продукции — за этим будущее. Климатические изменения требуют больше органической продукции. Для нас это огромный шанс.

Нужна синергия в этом бизнеса и власти. А также – финансы на построение переработки. На технологии производства.

Вы упомянули, что в следующее десятилетие в мире будут приняты протекционистские меры. Будет ли протекционизм в Украине относительно к своему внутреннему аграрному рынку?

Протекционизм — это всегда инструмент. Я его не очень люблю, потому что идеология протекционизма – против торговли. Для нас, как для страны активно торгующей, она, мягко говоря, не самая приятная. Но для защиты внутреннего рынка и национального производителя мы обновляем инструментарий этой защиты. У нас есть 5 законопроектов, которые подали депутаты из всех фракций. И в комитете экономического развития они рассматриваются во всех видах антидемпинговых мер, защитных мероприятий и против решений в выделении субсидий.

И плюс ко всему, еще один законопроект одобрило правительство. Это все инструментарий, который у нас есть, чтобы в случае необходимости быстро реагировать – не через год, а в пределах нескольких недель. Это первая вещь. Второе – защищать внутренний рынок, это не только вопрос остановить определенный импорт, а это и понимать, как он развивается.

Сейчас есть ли основания для такой протекционистской защиты в каких-то отдельных направлениях в отрасли агросектора?

В этом году будет подниматься вопрос протекционизма молочной отрасли в части роста импорта молочной продукции из Европы. Мы об этом информировали наших коллег из ЕС, и они это знают. Импорт оттуда растет бешеными темпами, поэтому мы не можем это оставлять без внимания. Вокруг этого мы уже активно дискутируем. Однако нужно смотреть и на то, как развивается внутренний рынок: производители, переработчики, потребители и система торговли.

Закон о торговле 

Нужно ли Украине принимать закон о внутренней торговле?

Этот вопрос сегодня актуален ровно так же, как и 5 лет назад. Потому что у нас есть сети со своей позицией на рынке. Ситуация в Украине не уникальна в этом плане. Такая же проблема существует во всех странах. Очевидно, что мы должны принимать закон о внутренней торговле, но эта тема обсуждается уже 10 лет.

Регулирование на ряд социальных продуктов будет продлено или оно будет действовать только на период карантина? 

Карантин на сегодняшний день продолжается, как и возможность регулирования на социальные продукты. Но это ружье, которое висит, и я надеюсь, что оно не будет стрелять. Я уверен, что украинцы будут жить хорошо и без административного регулирования цен на пищевые продукты.

Автор: Наталья Белоусова

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий