Занятость в сельских поселениях: проблемы и направления их решения

В статье проанализированы динамические сдвиги и выявлены проблемы занятости в сельских поселениях Украины. Основными из них являются: низкая емкость рынка труда, деформализация занятости, низкая продуктивная занятость в мелкотоварном личном крестьянском хозяйстве.

Осуществлено сравнение занятости населения сельских поселений и городов по образованию и статусу занятости, которые свидетельствуют о деквалификации сельского населения по сравнению с городским.

Предложены направления решения проблем занятости в сельских поселениях Украины через институционализацию сельского развития, применение проектного подхода и создание нового социально-экономичного механизма функционирования первичных единиц сельского расселения на принципах публично-частного партнерства.

Особое внимание уделено проблемам занятости сельского населения в личном крестьянском хозяйстве и обоснованы возможные пути их решения.

Ключевые слова: сельские поселения, личные крестьянские хозяйства, занятость, рынок труда, институционализация сельского развития.

Постановка проблемы. Несоответствие интенсивности процесса высвобождения работников и диверсификации сферы занятости по месту жительства обусловливают развитие сельских поселений как среды, в которой затруднена реализация возможностей трудового потенциала села.

Неразвитость занятости формирует низкие трудовые доходы сельского населения, что негативно сказывается на получении качественных социальных услуг, на развитии собственных профессиональных, интеллектуальных и творческих способностей, а также на создании комфортных жилищно-бытовых условий проживания.

Перспективное развитие сферы занятости сельских поселений предусматривает формирование в их рамках эффективной системы социально-трудовых отношений через сочетание интересов человека, социальных групп и государства. Важным в этом контексте является активное влияние со стороны государства на основные характеристики и параметры развития сферы приложения труда.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемами функционирования рынка труда, совершенствования отношений между его субъектами, формирования новой культуры социально-трудовых отношений занимались А. А. Гришнова (O.A. Hrishnova), Т. А. Заяц (T.A. Zaiats’), А. М. Колот (A.M. Kolot), Е. М. Либанова (E.M. Libanova), И. Л. Петрова (I. L. Petrova) и другие.

В научных работах И. Ф. Гнибиденко (I. F. Hnybidenko), М. К. Орлатого (M.K. Orlatyi), В. С. Диесперова (V. S. Diiesperov), Т. В. Решитько (T.V. Reshyt’ko) исследованы проблемы расширения занятости сельского населения, ее особенности на локальном уровне, обосновывается необходимость усиления социальной защиты безработного сельского населения.

Несмотря на значительное количество научных трудов, проблемы пространственной локализации ограничений в использовании трудового потенциала сельских поселений остаются недостаточно исследованными.

Цели. Целью данной работы является исследование проблем региональной локализации ограничений занятости в сельских поселениях, которые влияют на перспективы их существования, и обоснование направлений их решения.

Изложение основного материала. Современные трансформационные изменения и перспективы развития сельских поселений Украины в значительной степени обусловлены количественными и качественными параметрами занятости в их пределах или в пределах ежедневной транспортной доступности, приемлемой для сельских жителей.

За период с 1996-2014 гг. занятость в сельских населенных пунктах Украины претерпела существенные структурные и динамические сдвиги из-за повышения производительности труда на сельскохозяйственных предприятиях, свертывания трудоемких видов деятельности на фоне значительного сокращения количества работников сельского хозяйства. Почти в шесть раз: с 2780,1 тыс. человек в 1996 до 470,8 в 2014 г.

Вследствие сужения емкости сферы занятости сельского населения в 2014 г. с 571,8 тыс. безработных из числа сельских жителей 112,6 тыс. или 19,7% составляли работники сельского хозяйства, для трудоустройства которых существовало лишь 1640 свободных рабочих мест.

Привлекает внимание и то обстоятельство, что из-за удельного веса сельского населения в стране на уровне 31,0% доля безработного сельского населения составляла 38,9% и колебалась в пределах от 60,0% в Черновицкой области до 23% в Луганской. Из них более половины приходилось на сельское население в девяти областях страны, еще шесть областей имели значения, приближенные к общему украинскому уровню.

Несмотря на имеющиеся особенности регистрации сельского населения как категории занятых, такой высокий удельный вес безработных связан с быстрым высвобождением работников из сельского хозяйства и отсутствием необходимого количества рабочих мест в сфере несельскохозяйственного труда. А также с четко выраженной монофункциональностью местной экономики.

Отсутствие возможностей реализации трудового потенциала в сельских населенных пунктах Украины свидетельствует соотношение вакансий в сельском хозяйстве и численности безработных, ранее занятых в нем, которое составило в 2014 г. лишь 1,5% и колебалось в пределах от 0,1% в Луганской до 4,8% в Киевской области.

Низкая емкость рынка труда в сельских населенных пунктах обусловливает необходимость поиска работы не по месту жительства и финансовых затрат, связанных с этим: на транспорт, жилье, дополнительные расходы на питание. Как следствие, сельская среда обитания оценивается, как неспособная обеспечить средствами к существованию, что влияет на миграционные и репродуктивные установки сельского населения.

Усиливаются или ослабляются эти тенденции в связи со степенью развитости транспортной инфраструктуры, близостью к альтернативным рынкам труда и их снижением потенциала. В Украине 54,9% сельского населения работает за пределами сельских населенных пунктов, в том числе 42,9% работает в городах, и за рубежом.

Постепенное разрушение в течение длительного времени сферы занятости по месту жительства сельского населения обусловило ее деформализацию путем чрезмерного роста занятости сельского населения страны только в личных крестьянских хозяйствах – в 2,9 раза в течение 1996-2014 гг.

В Черниговской области, Житомирской, Тернопольской этот показатель достиг 9,6; 8,5; 7,2 раза соответственно. Как следствие, в 2014 г. доля занятых сельских жителей лишь в ЛКХ составляла 39,3% от всего занятого сельского населения страны.

Самые высокие значения аналогичного показателя в Ровенской и Тернопольской областях – 75,3 и 66,0% соответственно. Самые низкие – в Киевской, Луганской, Донецкой, Харьковской и Одесской областях (в диапазоне 9,7-20,4%), в Волынской, Житомирской, Ивано-Франковской, Львовской, Черновицкой этот показатель составляет около 50-60%, а в остальных областях находится на уровне среднего украинского значения.

Узость сельского рынка труда Украины и его значительная деформализация обусловливает уменьшение возможностей реализации сельским населением образовательно-квалификационного потенциала и, как следствие, деквалификацию трудового потенциала сельских населенных пунктов, о чем свидетельствуют особенности занятости населения по образованию и статусу занятости:

— доля лиц с полным высшим образованием, занятых в неформальном секторе экономики в сельских поселениях в четыре раза больше, чем в городах;

— доля бесплатно работающих членов семьи, в статусной структуре занятости в восемь раз превышает аналогичный показатель городских поселений;

— в структуре профессиональных групп занятости простейшие профессии составляют почти половину всех занятых (в городах 10,5%);

— удельный вес профессионалов в профессионально-квалификационной структуре сельского населения в три, а специалистов – в два раза ниже, чем в городах.

Отсутствие возможностей реализации образовательно-квалификационного потенциала по месту жительства обусловливает поиск сельским населением альтернативных путей его реализации. Среди них трудовая миграция, переход в неформальный сектор экономики, занятость не по специальности и не в соответствии с достигнутым образовательно-квалификационным уровнем.

Особого внимания требует решение вопроса занятости сельского населения, что работает только в личном крестьянском хозяйстве. По действующему законодательству Украины занятые в ЛКХ относятся к категории самозанятых и в то же время они не являются предпринимателями, то есть не подлежат регистрации как юридические лица. Занятыми в ЛКХ является население, для которого работа в нем является основной.

Согласно Постановлению Кабинета министров Украины от 20 марта 2013 г. № 198 «Об утверждении Порядка регистрации, перерегистрации безработных и ведения учета лиц, ищущих работу», основной считается работа, при условии, что в течение 12 месяцев, предшествующих дню обращения в центр занятости, лицо осуществляло лишь такую деятельность. Или одновременно находилось в трудовых отношениях или было занятым менее шести месяцев.

На практике, сельском домохозяйству, чтобы иметь статус ЛКХ, достаточно быть на учете в сельском, поселковом или городском совете как собственнику или арендатору земельного участка с целевым назначением «для ведения личного крестьянского хозяйства», а чтобы считаться членом ЛКХ, достаточно лишь иметь регистрацию места проживания в сельской местности. В то же время для регистрации безработным и соответственно приобретения такого статуса нужно представить справку о прекращении ведения ЛКХ или выходе из него.

Условия прекращения ведения ЛКХ определены в законе Украины «О личном крестьянском хозяйстве», к ним относятся решения членов личного крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности; отсутствие одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжить его ведение; прекращение прав на земельный участок в соответствии с Земельным кодексом Украины.

Выход из личного крестьянского хозяйства практически не урегулирован законом. Это противоречит статье 43 Конституции Украины. В ней  указано, что «каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается».

Еще одно нарушение конституционных прав сельского населения было закреплено с принятием закона Украины от 25.12.2008 № 799-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения».

Изменения, внесенные данным нормативно-правовым актом в закон Украины от 15.05.2003 № 742-IV «О личном крестьянском хозяйстве», фактически устранили как критерий занятости в ЛКХ расчетный месячный доход на одного члена хозяйства, который должен был равняться или превышать размер минимальной заработной платы. Эта норма закона также противоречит Конституции Украины, в которой указано, что каждый имеет право на заработную плату не ниже определенной законом.

Одним из главных нормативно-правовых мероприятий по содействию занятости населения в сельских поселениях является законодательное закрепление семейного типа хозяйствования, как части организационной структуры аграрного сектора. Для этого нужно четко определить критерии отнесения субъектов хозяйствования к ЛКХ.

В частности, размер земельного участка в 2 га, определен законом Украины от 15.05.2003 № 742-IV «О личном крестьянском хозяйстве» как критерий отнесения к ЛКХ является условным, ведь это же закон позволяет присоединять к ЛКХ земельную долю (паи), средний размер которой в стране составляет 3,7 га. Размер землевладения как критерий выделения семейной малой формы хозяйствования используется за рубежом.

Однако в Украине есть своя специфика, проявленная в существовании трех типов ЛКХ – те, которые работают для удовлетворения собственных потребностей в продовольствии; те, которые реализуют излишки продукции на продажу; товарные ЛКХ, функционируют как предпринимательские единицы, но не зарегистрированы как юридические лица.

Третий тип малочислен, присущ пригородным селам. По результатам всеукраинского социологического опроса, 24,2% опрошенных лиц отметили, что выращивают в своем хозяйстве продукцию на продажу, 65,9% – не выращивают, 7,6% – имеют желание, но не имеют возможности, а 8,2% опрошенных главным источником материального обеспечения определили подсобное хозяйство.

Особенности функционирования ЛКХ в украинских реалиях нужно учитывать в государственной социальной политике с целью трудоустройства сельского населения в пределах транспортной доступности от места постоянного проживания.

С этой целью критерием отнесения к категории занятых в ЛКХ надо признать размер земельного участка на одного работника в нем – он должен быть таким, чтобы обеспечить фактическую занятость и получать реальный доход, необходимый для удовлетворения социальных потребностей. Важно, чтобы к ЛКХ в первую очередь принадлежали те, которые привлекли к возделыванию земельную долю (пай), а не сдали их в аренду, как это сделало большинство землевладельцев.

Необходимым условием гарантирования конституционных прав сельскому населению в сфере занятости является возврат к такому критерию занятых в ЛКХ как получение среднемесячного дохода не ниже гарантированного государством, то есть прожиточного минимума на одного занятого в ЛКХ.

Кроме того, законодательно определен семейный тип хозяйствования в сельском хозяйстве как части организационной структуры аграрного сектора экономики и, что создаст основу по формированию механизма государственной поддержки деятельности этих хозяйств.

Стабилизировать сферу приложения труда сельского населения будут, с одной стороны, товарные и частично товарные ЛКХ, которые будут переходить в категорию фермерских хозяйств, а с другой – ЛКХ будут дополнительным источником получения средств, в результате чего уменьшится бедность сельского населения.

Для реализации первого направления необходимо идентифицировать ЛКХ, которые могут перейти в категорию фермерских хозяйств и реализовать государственную целевую программу содействия этому процессу (беспроцентные долгосрочные кредитные ресурсы, льготные условия получения сельскохозяйственной техники, земельных участков, и другое консультативное сопровождение деятельности, и тому подобное).

Экономические меры содействия развитию сферы приложения труда в сельских поселениях должны ориентироваться на многофункциональность сельской экономики и диверсификацию как путь привлечения трудового потенциала, высвобождаемого из сельского хозяйства; создание новых продуктивных рабочих мест в различных секторах экономики, требующих высокой квалификации работников как возможности перехода к эффективному хозяйствованию.

А также на увеличение вместимости сферы занятости сельского населения, ориентированной на экспортное производство и удовлетворение внутренней покупательной способности населения; расширение сферы приложения труда занятых лиц в сельскохозяйственном производстве за счет многостадийной переработки сельскохозяйственной продукции.

Развитие рыночной инфраструктуры с привлечением местного менеджмента должно способствовать созданию заготовительных, перерабатывающих и сбытовых сельскохозяйственных кооперативов, объединенных вокруг сельского совета.

Прежде всего, это актуально для средних и малых сел с истощенным демографическим и образовательно-квалификационным потенциалом, а, следовательно, затрудненными возможностями организационно-экономической деятельности и незадействованным потенциалом производства сельскохозяйственной продукции вследствие отсутствия рыночной инфраструктуры, в частности рынка сбыта продукции.

Создав рыночную инфраструктуру функционирования ЛКХ, можно осуществлять контрактации государственной закупки сельскохозяйственной продукции, стандартизации этой продукции, сертификацию на экологические показатели, и прочее и развивать каналы сбыта сельскохозяйственной продукции на экспорт, стабилизировать сферу занятости сельского населения.

В то же время нужно на государственном уровне предусмотреть развитие перерабатывающей сети сельскохозяйственной продукции и на этой основе создавать кооперативы, поскольку именно в этой сфере есть неиспользованный потенциал создания новых рабочих мест и образования добавленной стоимости.

К организационным мерам, направленным на решение проблемы, увеличение емкости рынка труда в границах сельских поселений, относятся: развитие частного публичного партнерства, создание условий для функционирования органов самоорганизации населения и других видов местных инициатив, институционализация сельского развития.

Последняя должна осуществляться через привлечение совещательных служб к проектированию развития сельских территориальных общин с учетом дефицитности локальных рынков труда.

Законом Украины «О сельскохозяйственной совещательной деятельности» от 17.06.2004 № 1807–VI определено, что основными задачами совещательной деятельности является повышение уровня знаний и совершенствование практических навыков в прибыльном ведении хозяйства субъектов хозяйствования и сельского населения в условиях рыночной экономики.

А также предоставление консультационных услуг субъектам хозяйствования, сельскому населению, органам исполнительной власти и местного самоуправления; распространение и внедрение в производство современных технологий, новейших достижений науки и техники; содействие развитию несельскохозяйственного предпринимательства в сельской местности и работа с сельской молодежью.

По данным Министерства аграрной политики, в 2014 г. в Украине действовало 73 сельскохозяйственные совещательные службы, в которых работало 1413 профессиональных советников и экспертов.

Совещательные службы в Украине представлены департаментом  Министерства аграрной политики и продовольствия, отделами областных и районных управлений агропромышленного развития, частными организациями и совещательными службами при научных учреждениях и вузах.

Функционируют почти все совещательные службы в форме негосударственных организаций и что ориентированы преимущественно на предоставление услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям. Из-за неразвитости структуры совещательных служб наблюдается низкий уровень охватывания их услугами. По экспертным оценкам, совещательными услугами обеспечено лишь около 5% сельского населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Эффективность деятельности совещательных служб доказана результатами их работы в странах Европейского союза, где они функционируют на основе государственно-частного финансирования (Франция, Польша, Германия) и государственно-частных и средств международной донорской помощи (Латвия). Кроме того, развитие совещательных служб – это одно из обязательств сторон в Соглашении об ассоциации Украины с ЕС (статья 404).

В условиях развития совещательных услуг путем государственной поддержки через соответствующие правительственные программы, в том числе региональные и местные, нужно активизировать работу с руководством сельских территориальных общин и ориентировать ее в проектную плоскость с использованием эндогенного потенциала развития сферы занятости сельских населенных пунктов, ориентированного на их многофункциональность.

Проектный подход к развитию сельских населенных пунктов позволит предусмотреть потребности в трудоустройстве их жителей и учесть ее как необходимую предпосылку стабилизации сельской поселенческой сети. Следовательно, это повысит эффективность государственной программы развития сельских территорий, обеспечит рост занятости в официальном секторе экономики.

Необходимой предпосылкой развития занятости в сельских населенных пунктах является создание условий для функционирования органов самоорганизации населения и других видов местных инициатив, а также участие в разработке и реализации проектов развития села. Выявление местных лидеров, сплочение общин и инициирование их участия в мероприятиях местного развития должно иметь системный характер.

С этой целью полезным представляется опыт ЕС, который реализует эти меры благодаря программе «Лидер» (LEADER). Для Украины это может быть одним из направлений государственной программы развития сельских территорий, в котором при условии его институционализации смогут работать совещательные службы.

В контексте этих задач необходимо определить стратегические приоритеты развития занятости сельских населенных пунктов, которые бы обеспечили максимальный социально-экономический эффект через создание новых продуктивных рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности, модернизацию имеющихся, повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства, достижение финансовой и имущественной самодостаточности сельской территориальной общины, и тому подобное.

Не менее важное значение имеет обеспечение финансовой доступности для сельского населения новейших технологий (производственных, коммуникационных, информационных), высокопродуктивных сортов семян, пород скота.

В стране произошло разрушение ранее сложившегося социально-экономического механизма функционирования первичных единиц сельского расселения, экономической основой которых была система сельскохозяйственных производственных комплексов с их хозяйственными, административными и транспортными связями и выполнением значительной части социальных обязательств в пределах сельского населенного пункта.

Сейчас новый механизм может основываться на принципах публично-частного партнерства как формы взаимодействия заинтересованных сторон в развитии сельской территориальной общины, прежде всего в сфере взаимодействия с крупными корпоративными аграрными структурами, которые de facto функционируют на территории населенного пункта, а налоги платят по месту регистрации предприятия.

Выводы. Занятость в сельских поселениях трансформируется в условиях базовых ограничений ее развития, в частности это несоответствие между количеством вакансий и объемам трудового потенциала, высвобождаемого из формального сектора сельского хозяйства.

И как следствие, ее деформализация, рост трудовой миграции; распространение мелкотоварной, низкой продуктивной занятости в личных крестьянских хозяйствах с существенными недостатками в нормативно-правовом регулировании и вызванными ими социальной незащищенностью и отсутствием механизмов реализации политики развития личных крестьянских хозяйств; деквалификация занятых работников в сельских поселениях по сравнению с городами.

Перспективное развитие занятости в сельских поселениях Украины лежит в плоскости ее институционализации, диверсификации экономической основы создания новых рабочих мест, совершенствования нормативно-правового регулирования занятости в личном крестьянском хозяйстве, а также развития социально-трудовых отношений на основе активизации местного самоуправления и развития публично-частного партнерства.

Учет сложности, масштабности и хронического характера проблем необходим для реализации новой политики территориального развития.

Перспективы дальнейших исследований будут заключаться в обосновании приоритетов, средств и механизмов ее реализации, которые были бы направлены на уменьшение нагрузки на локальные рынки труда сельских систем расселения.

Автор: Г.А. Краевская, кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: galina_krasvska@mail.ru

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий