Зарубежный опыт возмещения потерь, связанных с временной нетрудоспособностью

Постановка проблемы. Негативные последствия временной нетрудоспособности затрагивают как работника, так и работодателя. Кроме потери здоровья, наемный работник недополучает заработок, в частности, если он имеет малый страховой стаж. Работодатель также несет финансовые потери, ведь первые пять дней нетрудоспособности оплачивает именно он.

Кроме того, нетрудоспособность приводит к сокращению объемов производства продукции, несвоевременному выполнению работ или предоставлению услуг. Как следствие, снижается конкурентоспособность субъекта хозяйствования.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблема риска временной потери трудоспособности наемных работников требует усиленного внимания. Отдельные аспекты регулирования временной нетрудоспособности освещают в своих научных трудах И. Гуменюк, С. Синчук, О. Новикова и другие.  Однако остается много практических проблем, требующих регулирования этого риска в социально-трудовых отношениях.

Цель исследования — оценить реальное состояние и проблемы регулирования риска временной потери трудоспособности у наемных работников в Украине. Проанализировать виды ее оплаты в разных странах. На примере зарубежного опыта предложить эффективные механизмы повышения внимания работодателей к здоровью работников и условиям их труда.

Изложение основного материала. Как свидетельствует национальная статистика, количество посещений населением Украины лечебно-профилактических учреждений по поводу заболеваний за последние пять лет колебалось в пределах 5-6 посещений одним лицом в год. Заболеваемость в период 2004-2009 гг. выросла на 4,7%, в том числе за 2009 год – на 2,2%. Как следствие, возрастают, и потери рабочего времени по этой причине.

На уровень заболеваемости занятых лиц влияют различные факторы, среди которых основными являются условия труда и быта, качество и доступность медицинской помощи. На первом месте в структуре потерь рабочего времени из-за болезней стоит такая группа заболеваний: простудные заболевания, заболевания органов дыхания, остеохондроз, радикулит и т.д., которые частично зависят от неблагоприятных условий труда.

Всемирная организация здравоохранения приводит данные о том, что каждый год 200 тыс. человек умирает от раковых заболеваний, которые были спровоцированы производственной деятельностью. По статистике ВОЗ, каждый шестой случай рака легких вызван работой во вредных условиях труда, тысячами исчисляется количество жертв лейкемии, которая была спровоцирована постоянной работой с бензолом на химических производствах.

В 2009 году в Украине более четверти наемных работников работали в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, причем в отдельных регионах их доля достигает половины всех занятых.

Существует прямая зависимость между условиями труда и количеством дней нетрудоспособности персонала. Коэффициент корреляции между этими показателями составляет 0,91.

Для примера, в 2009 году на предприятиях Донецкой области 42,2% наемных работников трудились в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. Как следствие, количество дней нетрудоспособности на 100 работающих в этом регионе составило 500, тогда как в Черновицкой области, где лишь 10,5% были заняты во вредных условиях труда, – 271 день.

Требует также коренного пересмотра система компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. В 2009 году более 30% наемных работников получали льготы и компенсации за работу во вредных условиях, причем половина – это доплаты за  условия труда.

Необходимо отказаться от практики предоставления компенсации на основе централизованно утвержденных списков, дающих право на эти компенсации, и перейти на индивидуально-групповой способ выявления потенциальной опасности повреждений и потери трудоспособности.

При этом переход системы предоставления компенсаций с уровня государственного регулирования на основе централизованно утвержденных списков по формальным признакам, на уровень предприятия должен базироваться на усилении роли коллективно-договорных отношений. Следует разработать экономичный механизм, который заинтересовал бы работодателя улучшать условия труда и соответственно уменьшать сферу использования компенсаций.

Ведь выплата надбавок за вредные и опасные условия труда может стимулировать работников не заботиться о своем здоровье. А, работодатель, выплачивая надбавки, будто снимает с себя обязательства улучшать условия труда.

Вместе с этим необходимо повысить роль аттестации рабочих мест в определении льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях, ведь именно результаты такой аттестации являются основой для разработки организационных, технических, экономических и социальных мероприятий коллективного договора по улучшению условий трудовой деятельности.

Необходимо экономически стимулировать работодателей к улучшению условий труда и заботе о состоянии здоровья персонала. Чтобы выработать действенные механизмы, нужно оценить опыт развитых зарубежных стран в регулировании риска временной потери трудоспособности.

В Германии больной работник может в первые три дня болезни (особенно если это ограничено только тремя днями) вообще не предоставлять ни одного листка о нетрудоспособности. Обычно достаточно только позвонить на работу с сообщением о болезни. При более длительном заболевании работник обязательно должен предъявить работодателю выданный врачом бюллетень.

И работодатель обязан в течение шести недель – то есть полутора месяцев – выплачивать больному работнику его заработную плату в полном объеме.

По их окончанию оплату осуществляет больничная касса, больной работник, как правило, получает 70% суммы своей заработной платы «до уплаты налогов», или не более 90% суммы «чистой» заработной платы. Но если уже в начале болезни понятно, что срок лечения продлится более 6 недель, то выплату компенсации работодатель может передать в больничную кассу, не дождавшись окончания 6-недельного срока.

В течение каждых трех лет заболевший работник может находиться на иждивении социального страхования в общей сложности не более 78 недель, то есть примерно полтора года.

В Финляндии, если работник отсутствует на работе из-за болезни 2-3 дня, то ему также не требуется справка от врача. Достаточно сообщить об этом работодателю. Первые 70 или 75 дней временной нетрудоспособности оплачиваются полностью, затем – 2/3 заработной платы. Причем все эти выплаты осуществляет работодатель. Лишь небольшую их часть ему компенсирует специальное федеральное ведомство по народным пенсиям.

В Нидерландах временную нетрудоспособность регистрирует сам работник без осмотра его врачом, если ее срок не преувеличивает 5 дней. Работник, который заболел, должен по телефону в течение 10 часов уведомить работодателя о своей нетрудоспособности. Работодатель обязан зарегистрировать факт нетрудоспособности и сообщить в районное агентство охраны труда на производстве, где ведется база данных всех случаев нетрудоспособности на всех предприятиях и фирмах.

В агентстве работают врачи-эксперты по охране труда и социальные работники-контролеры. На крупных предприятиях эти функции выполняют цеховые врачи.

Если по базе данных конкретный работник болеет редко (1 раз в 2-3 года), то он лишь получает по почте анкету. В ней должен ответить на вопрос, что с ним случилось, когда он планирует приступить к работе и как он считает, не связано ли его заболевание каким-то образом с ситуацией на рабочем месте (холодное помещение, отсутствие подъемных механизмов, слишком большая информационная нагрузка и т.д.).

Работника, который долго и часто находится на больничных листах, приглашают на очное собеседование по каждому случаю заболевания в районный офис охраны труда на производстве.

Районный врач-эксперт официально представляет скорее интересы фонда страхования временной нетрудоспособности, чем пациента, и основная его функция – контроль причин временной нетрудоспособности. Врач-эксперт не осматривает пациента, а спрашивает, почему он так часто болеет, что говорит его семейный врач (врач общей практики).

На основе такого интервью врач-эксперт фиксирует свои выводы: нет ли предположений о злоупотреблении социальными льготами, курит ли работник (основная причина затяжных и частых ОРВИ, бронхитов), нет ли косвенных признаков злоупотреблений алкоголем (частые бытовые травмы, частые короткие сроки нетрудоспособности).

В ходе беседы с работником, врач-эксперт по охране труда спрашивает разрешения, может ли он взять информацию у семейного врача пациента или других специалистов. Если работник злоупотребляет социальным обеспечением, то за ним врач-эксперт и социальные работники устанавливают пристальный контроль. Они могут без предупреждения навестить пациента дома, проверить, трезв ли он, что делает.

Представители предприятия также посещают работников, которые часто болеют. Если на данном предприятии много фактов нетрудоспособности (например, люмбаго, профессиональный стресс), то это является основанием для его инспектирования и внесения предложений по улучшению условий труда. Могут быть использованы санкции к администрации — повышение размера ежегодного взноса на страхование временной нетрудоспособности.

Аналогичные меры по контролю над условиями труда есть и в других странах.

Первые 30 дней пребывания на больничном листке должен оплачивать работодатель. При болезни работника более 1 месяца, в дальнейшем больничный листок оплачивает Национальный фонд страхования случаев нетрудоспособности.

В этой ситуации здоровье работника становится привлекательной рыночной ценностью для работодателя, что подталкивает его к максимально возможному улучшению условий труда (оптимальная температура в помещении, использование подъемных механизмов для подъема грузов, найму дополнительных работников при большом количестве случаев профессионального стресса у работников умственного труда и т.д.).

В Норвегии работник может болеть без обращения к врачу три календарных дня 4 раза в течение одного года. При этом трудовой стаж должен составлять минимум 2 месяца. Выплаты по болезни первые 2 недели осуществляет работодатель. В Великобритании  также любой работник может болеть без справки от врача 4 рабочих дня.

В Израиле отпуск по болезни предоставляется из расчета полтора-два дня (в государственном и общественном секторе – два с половиной дня) за каждый отработанный месяц. Неиспользованный отпуск по болезни можно «накапливать» (максимальное количество – 90 дней).

В некоторых случаях работник государственного или общественного сектора (случается и в частном секторе), у которого осталось не менее 65% неиспользованных дней отпуска по болезни, при выходе на пенсию может получить за них денежную компенсацию.

Отпуск по болезни оплачивает работодатель следующим образом: первый день болезни не оплачивается, за второй и третий дни начисляется по 37,5% от заработной платы и, начиная с четвертого дня, — 75% от зарплаты до окончания оплачиваемых дней болезни (18 дней). Это минимальные условия, установленные законодательством, но коллективные и индивидуальные договоры могут предоставлять работникам более выгодные условия оплаты дней нетрудоспособности.

В Латвии  и Швеции  государство обязывает работодателей оплачивать работникам больничные листы в течение первых двух недель болезни. А вот в Чехии  первые три дня временной нетрудоспособности вообще не оплачиваются, следующие 15 дней оплачивают за счет работодателя и только после этого срока, если работник все еще болеет, оплату осуществляет медицинская страховая компания.

В Украине согласно ст. 37 закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» пособие по временной нетрудоспособности выплачивают застрахованным лицам в зависимости от страхового стажа.

Оплата производится в следующих размерах: 60 процентов средней заработной платы (дохода) – застрахованным лицам, имеющим страховой стаж до пяти лет; 80 процентов, если страховой стаж от пяти до восьми лет; 100 процентов средней заработной платы (дохода) – застрахованным лицам, имеющим страховой стаж более восьми лет.  Причем, оплату первых 5 дней нетрудоспособности осуществляет работодатель.

Временная нетрудоспособность работников удостоверяется листком нетрудоспособности. Листки нетрудоспособности выдают: лечащие врачи государственных и коммунальных учреждений здравоохранения, лечащие врачи стационаров протезно-ортопедических учреждений системы Министерства социальной политики Украины, лечащие врачи туберкулезных санаториев, фельдшеры в местностях, где отсутствует врач, а также на плавающих судах.

Не имеют права выдавать листки нетрудоспособности врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи, станций переливания крови, учреждений судебно-медицинской экспертизы и тому подобное.

Порядок заполнения листка нетрудоспособности определен инструкцией, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины, Министерства труда и социальной политики Украины, Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 3 ноября 2004 года № 532/274/136-ос/1406.

Проанализировав зарубежный опыт, можно констатировать, что за рубежом работодатели более внимательно и ответственно относятся к условиям труда их персонала, а также к общему состоянию здоровья работников. Ведь повышение уровня заболеваемости на предприятии – это, прежде всего их прямые финансовые расходы, которые являются достаточно большими.

Поэтому для Украины целесообразным является увеличение дней нетрудоспособности наемных работников, которые оплачивает работодатель, что будет стимулировать их улучшать условия труда и обратить внимание руководства на здоровье работников.

Что касается сообщения о заболевании работника в первые дни без больничного листа, то в настоящее время такая норма считается нецелесообразной. Ведь в условиях нестабильной экономической ситуации, сложившейся в Украине, есть возможность необоснованных обращений застрахованных лиц в лечебные учреждения, а также увеличения количества выданных и продленных листков нетрудоспособности, иногда даже путем нарушения действующего законодательства.

Результаты проверок, которые проводят работники Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, свидетельствуют о большом количестве нарушений. В некоторых областях до 10% листков нетрудоспособности выдают или продляют врачи необоснованно, что наносит фонду материальный ущерб, подлежащий возмещению.

В сети интернет появляется все больше информации об увеличении случаев выдачи больничных листков лицам, которые не находятся в состоянии временной нетрудоспособности. За эти «услуги» врачи получают материальное поощрение. Такие незаконные действия медиков наносят материальный ущерб, как предприятиям, так и бюджету Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

При таких условиях исполнительная дирекция фонда совместно с Министерством здравоохранения Украины ввела еженедельный мониторинг выдачи и продления листков нетрудоспособности лечебно-профилактическими учреждениями.

Этот мониторинг проводят во всех областях Украины. Его данные тщательно изучают специалисты фонда и органов здравоохранения. В настоящее время разрабатывается реестр листков нетрудоспособности (реестр пациентов), данные в который будут вноситься в электронном виде каждым учреждением здравоохранения всех форм собственности.

В случае выявления незаконности выдачи больничного листа, исполнительная дирекция фонда может потребовать возврата средств. В случае отказа со стороны врача или лечебного учреждения в возврате фонду денег, исполнительные дирекции отделений фонда имеют право обратиться с иском в суд о возмещении вреда, причиненного бюджету фонда.

Однако на практике исковые требования исполнительных дирекций удовлетворению не подлежат, поскольку лицом, которое несет ответственность за нарушение порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, является врач, а не лечебно-профилактическое учреждение.

Здесь фонд лишен возможности влиять на нарушителей действующего законодательства о выдаче листков нетрудоспособности, что приводит к росту необоснованных расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности.

При таких условиях исполнительная дирекция фонда обратилась в Верховную раду Украины и Кабинет министров Украины с предложением законодательно закрепить ответственность врачей за необоснованную выдачу и продление листков нетрудоспособности путем внесения изменений в закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением».

Выводы. На основании проведенного анализа можно утверждать, что риск временной потери трудоспособности является достаточно распространенным. К тому же, вероятность его наступления в значительной степени зависит от условий труда.

Поэтому при страховании временной нетрудоспособности целесообразно увеличить количество дней, за которые больничные выплачивают за счет работодателя. Это будет способствовать повышению внимания руководства к здоровью работников, условиям и безопасности труда.

Также необходимо возложить ответственность за надлежащие условия труда, как на работодателей, так и на профсоюзы.

Кроме того, нужно законодательно закрепить ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) врачей за необоснованную выдачу и продление листков нетрудоспособности.

Автор: А.А. Олейник, ассистент, Национальный университет водного хозяйства и природопользования

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий