В начале апреля Украина наконец смогла представить проект второго Национального определенного взноса (НВВ2), то есть свои обязательства по уменьшению выбросов СО2 до 2030 года, в соответствии с Парижским соглашением.
По словам министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Романа Абрамовского, планируется сократить выбросы парниковых газов на 65% по сравнению с уровнем 1990 года. В проекте НВВ2, что опубликованный на сайте министерства, минимальный объем инвестиций для всех секторов украинской экономики составляет 102 млрд. евро до 2030 года.
«Украина, наконец, готова представить свою климатическую цель и показать повышенные амбиции по сокращению выбросов парниковых газов. Глобальная борьба с климатическими изменениями требует масштабных решений на уровне государства, а ключевые секторы должны подвергнуться масштабным трансформациям», – считает Абрамовский.
Однако источники финансирования в документе не указаны. Там лишь отмечается, что необходимо активизировать международное сотрудничество, получить доступ к финансовым ресурсам и права на трансферт технологий. Итак, промышленники остались наедине с проблемой декарбонизации. Им не предложили никакого финансового стимула, и маловероятно, что они появятся в ближайшем будущем.
Немного оптимизма есть и на внешних направлениях. Еще в январе вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина отчиталась в «мелких победах» относительно присоединения Украины к сырьевому, аккумуляторному и водородному альянсу (секторальные политики ЕС в отношении третьих стран).
«Украина с первого дня является активным участником развития и формирования всех европейских политик в рамках «Зеленого курса». Мы активно вступаем в дискуссии и на площадке Европарламента, и на площадке Еврокомиссии по формированию механизма пограничной углеродной корректировки (CBAM), то есть нового «углеродного» налога, который возможно будет предусматривать определенные торговые ограничения», – заверила чиновница.
Впрочем, 10 марта Европарламент большинством голосов одобрил резолюцию в поддержку введения CBAM, причем в наиболее жестком варианте: почти 94% импорта, что влечет за собой выбросы на территории Европы, будет подпадать под действие «углеродного» налога. К крупнейшим загрязнителям – тепловым электростанциям, цементным, металлургическим и химическим заводам – добавляются еще и товары нефтепереработки, целлюлозно-бумажной промышленности и алюминиевой отрасли.
Ответ Украины был почти мгновенным: правительство 24 марта, то есть через две недели после решения Европарламента, образовало рабочую группу по применению ЕС «углеродного» налога в Украине. Внезапно оказалось, что есть необходимость формирования единого подхода украинской стороны для коммуникации и взаимодействия с Еврокомиссией в вопросе применения CBAM в Украине.
Пока рабочая группа планирует выработать консолидированную позицию украинской стороны, можно не сомневаться, что в Еврокомиссии решение готово заранее. Брюссель никогда не работает «с колес», тем более что European Green Deal была объявлена еще в 2019 году, а презентовать механизм применения CBAM, запланировано на второй квартал 2021 года.
Стальной Green Deal в ЕС
По данным ассоциации Worldsteel, выбросы парниковых газов от мирового металлургического производства составляют 7-9% от глобальных. Каждая произведенная тонна стали в мире генерирует в среднем 1,83 тонны СО2. Поэтому перед отраслью стоит критическая задача: снизить выбросы до нетто-нуля уже в течение следующих десятилетий в соответствии с Парижским климатическим соглашением.
Флагман в этом процессе – европейская металлургия, что должна продемонстрировать результат в виде 55-процентного снижения выбросов СО2 уже в 2030 году, а в 2050 году – достигнуть климатической нейтральности согласно European Green Deal. По подсчетам Адольфо Айелло, директора по вопросам климата и энергетики европейской сталелитейной ассоциации Eurofer, инвестиции металлургических компаний ЕС в новые технологии выплавки стали в соответствии с European Green Deal должны составить около 144 млрд. евро.
При этом внедрение новых технологий приведет к увеличению затрат на производство стали и повышение цен на металлопродукцию в диапазоне от 35% до 100% от текущего уровня.
Кроме того, металлургам понадобится до 400 ТВт-ч климатически нейтральной электроэнергии, что в семь раз превышает текущие возможности европейского энергетического сектора.
144 млрд. евро – очень большая сумма даже для ЕС, поэтому источником этих средств в Eurofer рассматривают средства металлургических предприятий и государственное финансирование, например, EU Innovation Fund, вместе с доходами от системы торговли квотами на выбросы СО2. При этом общий инвестиционный план по «зеленому переходу» всей европейской промышленности составляет 1 трлн. евро в течение 2021-2030 годов в виде льготных кредитов и субсидий.
Более того, именно на экологическую модернизацию промышленных предприятий ЕС собирается выделить из Фонда по борьбе с экономическими последствиями воздействия коронавируса около 300 млрд. евро.
Финансовые стимулы для зеленой металлургии
В мире существует три технологии, по выплавке стали: мартеновская, кислородно-конверторная и электросталеплавильная. Мартены имеют наибольший уровень выбросов СО2 – в среднем 2 500 кг на тонну стали, кислородно-конверторная технология – 1800-2000 кг СО2 на тонну стали, электросталеплавильная технология – 100-300 кг СО2 на тонну стали.
Сейчас основной и сравнительно дешевый способ производства стали – кислородно-конверторный: железная руда и уголь соединяются, и на выходе получается жидкое железо, которое потом превращается в сталь.
Однако экологическим способом считается электросталеплавильный метод. Здесь главным сырьем является металлолом, который переплавляется в электропечах с помощью электрической энергии. Именно электрометаллургия является наиболее реальным и доступным путем для металлургов выдерживать жесткие нормы European Green Deal. Понимание этого уже находит отражение в бизнес-планах мировых лидеров металлургической отрасли.
Так, исполнительный вице-президент японского сталелитейного гиганта Nippon Steel Кацухиро Миямото заявил, что компания в среднесрочной перспективе планирует инвестировать в строительство крупных электродуговых печей, работающих на металлоломе. Такая декарбонизация доменного производства Nippon Steel будет отвечать задекларированным целям японского правительства до 2050 года обеспечить нулевой уровень выбросов парниковых газов в атмосферу.
Подобное заявление прозвучало и от китайской корпорации Jingye Group, владельца сталелитейной компании British Steel. Она готова вложить 1,2 млрд. фунтов стерлингов в «озеленение» доменных печей на своем металлургическом заводе в городе Скантропе, и единственной «зеленой» альтернативой домнам видит электродуговые печи. Однако и Nippon Steel, и British Steel ждут от властей своих стран четких финансовых стимулов для проведения декарбонизации.
«Когда правительство представит свою политику, мы скорректируем наш бизнес-план и направим наши ресурсы на R&D», – сказал Миямото.
Рон Дилен, генеральный директор British Steel, призвал законодателей в британском парламенте как можно скорее определиться, каким образом инвестор может потратить деньги на декарбонизацию. «Определено, что на территории Великобритании не будет ни одной доменной печи. Поэтому нам нужен от власти четкий сигнал, в каком направлении двигаться, и стимулы», – подчеркнул он.
Аналогичный призыв прозвучал и от владельца Liberty Steel Санжива Хупты, который призвал правительство выработать более четкую промышленную политику по декарбонизации и вводить стимулы для перехода на зеленую электрометаллургию.
Геерт ван Пулвоорде, генеральный директор ArcelorMittal Europe, сообщил, что компания ищет источники государственного финансирования для сокращения выбросов СО2 на своих металлургических активах в Германии.
Общий бюджет проекта полной декарбонизации металлургических комбинатов в Бремене и Айзенхюттенштадте составит 1-1,5 млрд. евро. Он предусматривает закрытие доменных печей на каждом предприятии и установку электросталеплавильных печей.
Водородный тупик
Тенденция по «озеленению» металлургии распространяется на другие страны. Например, правительство Южной Кореи планирует достичь углеродной нейтральности к 2050 году, создан специальный комитет по развитию зеленой металлургии для подготовки стальной отрасли к декарбонизации. Он будет лоббировать, в частности, стратегии промышленной трансформации и специальные законы для быстрого «зеленого» перехода.
Показательно, что возглавил этот орган не чиновник, а гендиректор металлургического гиганта POSCO Чой Чжон У, а в его состав вошли ведущие национальные производители: Hyundai Steel, Dongkuk Steel, KG Dongbu Steel, Seah Steel и SIMPAC.
Китай готовит программу перехода на зеленую металлургию. Государственная ассоциация чугуна и стали (CISA), имеющая функции правительственного органа, разрабатывает национальный план сокращения выбросов СО2, а также регуляторные политики и финансовые стимулы для проведения экологической модернизации.
Гуо Хайфей, заместитель директора Центра экологических инноваций при Инвестиционной ассоциации КНР, считает, что китайским производителям стали будет сложно сокращать выбросы СО2, но переход предприятий на электрометаллургию ускорит процесс. «Для достижения этой цели китайские сталелитейные компании должны изменить свои методы производства и заменить твердый кокс электричеством», – сказал он.
Кстати, в среднесрочной перспективе еще одним инструментом «озеленения» металлургических предприятий может стать водородная технология. Сейчас лидерами в ее внедрении являются Германия и Швеция. Так, компания ThyssenKrupp запланировала перевести на водород крупнейший металлургический комбинат в Дуйсбурге, а шведские SSAB и H2 Green Steel строят такие мощности. Несколько проектов есть в Италии, Франции и Германии. Цена вопроса — десятки миллиардов евро.
Однако все они экспериментальны — водородная технология лишь осваивается и не используется в промышленных масштабах. В этом плане показательна дискуссия, развернувшаяся в Австралии. Эндрю Форрест, владелец железорудной компании Fortescue, заявил о намерении начать в 2021 году строительство первого в стране завода по производству «зеленой» стали на основе водорода.
Между тем Грэм Керр, исполнительный директор австралийской компании South32, которая работает в сфере добычи цветных металлов, энергетического и коксующегося угля, поставил это под сомнение. Он предположил, что промышленное производство «зеленой» стали с использованием водорода, может начаться лишь через 25-30 лет. «Пройдут десятилетия, прежде чем сталелитейные заводы смогут использовать водород», – отметил Керр.
Крупнейшая металлургическая компания Австралии BlueScope Steel отказалась предпринимать какие-либо шаги по декарбонизации, поскольку технологии по «озеленению» производства стали находятся на ранней стадии развития. По мнению руководства компании, в промышленных масштабах эти технологии заработают лишь в 2040-х годах.
Украинский стальной путь по декарбонизации
На украинских металлургических комбинатах фундаментальных изменений в процессах изготовления стали, не происходило уже 150 лет. По данным объединения предприятий «Укрметаллургпром», в 2020 году в Украине в электродуговых печах было изготовлено, лишь 5,5% стали, остальное приходится на мартеновскую и кислородно-конверторную технологии. Это можно сполна ощутить на себе, посетив промышленные города Украины: Мариуполь, Запорожье или Кривой Рог.
«Устаревшие технологии не только приводят к чрезмерным выбросам парниковых газов, но и загрязняют воздух, воду и почву, что негативно влияет на здоровье населения и окружающую среду», – рассказывает специалист по вопросам климатической политики Центра экологических инициатив «Экодия» Анна Акерман.
Заместитель председателя комитета Верховной рады по вопросам развития экономики Дмитрий Кисилевский уверен, что сократить выбросы СО2 на отечественных металлургических предприятиях возможно лишь радикальным путем.
«На практике это фактически означает построение заводов или, по крайней мере, цехов вместо старых. Для украинского ГМК это потребует десятки миллиардов долларов инвестиций. Государство, принимая на себя обязательства по снижению выбросов, должно предлагать металлургам, финансовые стимулы и государственную поддержку по экологической модернизации, как во всех других странах», – считает Кисилевский.
Кстати, Украина имеет успешные примеры такой экологической модернизации, что соответствует требованиям European Green Deal. Ее частные инвесторы делали самостоятельно. В Днепропетровской, Запорожской и Донецкой областях работают пять электросталеплавильных предприятий, построенных 10-15 лет назад. Это «Интерпайп сталь», «Электросталь», «Энергомашспецсталь», «Днепроспецсталь» и «Азовэлектросталь».
Денис Морозов, первый заместитель генерального директора «Интерпайп», рассказывает, что компания сделала крупнейшую экологическую инвестицию в украинскую промышленность за годы независимости страны.
«Это строительство инновационного электросталеплавильного комплекса «Интерпайп сталь» со смежными производствами общей стоимостью 1 млрд. долл., что отвечает всем экологическим требованиям Евросоюза. Новый завод позволил закрыть устаревшее, экологически грязное мартеновское производство стали. В результате выбросы СО2 снижены в десять раз, потребление газа – в восемь раз», – утверждает он.
Строительство «Интерпайп стали» профинансировало итальянское экспортно-кредитное агентство Sace, в рамках сотрудничества с которым «Интерпайпу» приходилось на каждом этапе строительства подтверждать соответствие европейским экологическим требованиям.
Когда заработают финансовые стимулы
Украинские металлурги должны преодолеть долгий путь к углеродной нейтральности. Впрочем, практика развитых стран – Японии, Австралии, Великобритании – показывает, что без финансовых стимулов государства процесс декарбонизации не сдвинется с места. Кисилевский отмечает, что украинское правительство, взяв на себя обязательства по декарбонизации, аналогичные европейским, не предоставило промышленникам никакой поддержки.
Между тем производители из ЕС получают дешевые кредиты и прямую государственную поддержку.
По словам депутата, единственным законодательно закрепленным стимулом для металлургии уменьшать выбросы СО2 являются нормы о зеленой электрометаллургии. «Для предприятий, выбросы СО2 которых будут соответствовать европейским целевым показателям – до 250 кг СО2 на тонну стали, будет предоставляться небольшая скидка на электроэнергию, примерно 5-7%», – рассказал он.
С момента принятия этой нормы прошел почти год, а правительство до сих пор не удосужилось разработать подзаконные акты для ее реализации. Поэтому даже этот единственный стимул в Украине не заработал. В конце 2020 года и начале 2021 года Кабмин дважды близко подходил к одобрению постановления «Об утверждении статуса предприятия зеленой электрометаллургии», но решение «тонуло» в спорах между министерствами – каждый пытался переложить ответственность на другого.
Ситуация стала комичной и абсурдной одновременно. Министерство экономики зарегистрировало собственный законопроект о зеленой электрометаллургии, но за полгода он покрылся большим слоем пыли в длинных ящиках правительства и парламента. По словам Акерман, препятствием для «озеленения» металлургии в Украине является слабая государственная экологическая политика. Если бы экологическая модернизация была реальным приоритетом, правительство должно было бы стимулировать промышленников, добавляет Кисилевский.
На самом деле, предприятия не имеют ни большого желания, ни намерений проводить масштабную экологическую модернизацию, обычно ссылаясь на необходимость больших капитальных инвестиций или увеличения финансовой нагрузки на население. «Такой риторикой пользуются, в частности, предприятия-загрязнители, которые требуют отсрочить выполнение Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигающих установок. Это, несмотря на то, что сроки выполнения этого плана и так большие по сравнению с другими странами», – напоминает Акерман.
Стремление Евросоюза к климатическому лидерству в мире будет побуждать к этому другие страны. European Green Deal и декарбонизация неотвратимы для украинских металлургических предприятий, которые должны стать европейскими в полном смысле этого слова. Показательно, что в туристическом центре Италии, городе Удине (в 10 км от Венеции), расположен металлургический завод, который является абсолютным аналогом «Интерпайп стали». Он не отпугивает туристов и не влияет на окружающую среду.
Возможно, в Украине впоследствии будет еще несколько таких «венеций», но с халатным подходом правительства к финансовым стимулам экологической модернизации придется ждать крайне долго.
Автор: Всеволод Некрасов
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.