Железная гривна, дыра в бюджете, замороженные выплаты. Экономические итоги 2019 г.

02.01.2020 – В новый год Украина входит с очень неоднозначным состоянием экономики. Оппоненты Владимира Зеленского во время избирательной кампании пугали, что при неопытном президенте курс доллара взлетит до небес, но такой крепкой гривны, как на конец 2019 года, не было уже давно.

В конце года украинская денежная единица даже возглавила рейтинг самых растущих валют к доллару в мире. Нацбанк рапортует о лучшем финансовом состоянии за все времена независимости.

С другой стороны – экономисты бьют тревогу из-за строительства пирамиды облигаций внутреннего займа, по итогам года в бюджете образовалась огромная дыра, а промышленное производство упало настолько глубоко, что для его подъема создается специальный штаб.

Премьер-министр Алексей Гончарук уже сейчас говорит о планах пересмотра принятого бюджета на 2020 год.

«Эпоха бедности»

В конце года Главком традиционно обратился к экспертам с просьбой выделить позитивные и негативные тенденции в украинской экономике. В своей оценке 2019 года специалисты разошлись.

«Мы находимся в относительно управляемом русле» 

Олег Устенко, исполнительный директор фонда Блейзера, советник президента, отец депутата от «Слуги народа» Алексея Устенко

Совершенно очевидно, что ситуация с экономикой развивается в более позитивном ключе, чем ожидали в начале этого года. Предусматривалось и резкое торможение темпов экономического роста, часть прогнозов вообще допускали падение экономики, были угрожающие прогнозы по поводу курса, инфляции, дефицита бюджета.

Что касается внешних рисков, то ожидалось резкое замедление темпов мирового экономического роста с активным падением цен на всю сырьевую группу продукции, на которой мы специализируемся.

Параллельно были слышны тревожные месседжи относительно состояния европейской экономики – ожидался более ранний Breхit. Были и внутренние риски: основное, о чем шла речь, – вхождение страны в два пика политического цикла, что могло крайне негативно отразиться на макроэкономической ситуации. В частности, ожидалось резкое замедление притока инвестиций.

По факту же украинская экономика вырастет больше, чем на 3%, что само собой неплохо. То, что настораживает, – спад промышленного производства, который, скорее всего, будет больше, чем 1%. Это крайне плохо, особенно на фоне роста сельского хозяйства – наша экономика, по крайней мере, в течение этого года, приобретает сырьевой характер. Должна быть четкая стратегия, чтобы не допустить деиндустриализации страны.

Очевидно, хорошим сигналом можно считать замедление инфляции – скорее всего, она будет ниже прогнозируемой. Также более чем на 20% ниже прогноза курсовой параметр.

В бюджете на 2019 год прогнозный курс закладывался на уровне 29,4 гривны за доллар. Но на конец года Нацбанк установил его в районе 23,6 гривен за доллар.

Уровень безработицы, скорее всего, будет находиться в пределах контролируемой нормы – до 10%. А вот ревальвация гривны и резкое замедление темпов инфляции неизбежно должны были привести к проблемам с бюджетом. Ревальвация вместе с мировой конъюнктурой наиболее негативно отразились на металлургах – цена на металлы упала на 10-20% по отдельным группам.

С другой стороны, приток инвестиций в $3 млрд. в два раза больший, чем ожидался (некоторые эксперты отмечают, что рост инвестиций произошел за счет спекулятивного капитала). Мы находимся в относительно управляемом русле.

«В финансовом смысле ситуация ухудшается» 

Владимир Лановой, президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики 

Единственный положительный процесс в экономике – укрепление гривны – происходит за счет искусственных факторов и воздействий, связанных с заимствованием крупных сумм под большие проценты. Государственные облигации надо гасить, поэтому бюджет и обезвожен – в нем не было запланировано такого увеличения заимствований. Нынешний дефицит бюджета стал результатом плохого планирования – деньги идут не на то, на что были запланированы.

Нацбанк действительно укрепляет гривну, изымает гривну из обращения, но направляет эти средства себе на депозит, а потом выплачивает проценты по этому депозиту. Получается, что НБУ становится коммерческим учреждением, нигде в мире такое не практикуется.

В других направлениях мы, к сожалению, не можем констатировать воздействий на экономику, которые дали бы положительный эффект. Хотя определенные меры можно предпринять в течение недель-месяцев. Взять те же тарифы на ЖКХ, которые бьют по карманам украинцев и не дают возможности расширять внутренний рынок и накапливать средства в банках. Банковский сектор – это отдельная болезнь.

Мы удивляемся, почему падает промышленность, но банки ее не кредитуют. А производственная отрасль не может существовать без банковской поддержки. Коммерческие банки не смотрят на кредитование производства, потому что это риски, а смотрят только на гособлигации. Однако у нас резко упали прямые иностранные инвестиции, потому что они не идут в страны, где иностранцам проще вкладываться в государственные ценные бумаги.

В следующем году будет плохая бюджетная ситуация: пенсии уже практически заморожены на нынешнем уровне, объявлено, что не будет повышения зарплат учителям и врачам. Это деморализует всю обстановку в стране на фоне того, что чиновники выбивают себе все больше денег. Так что пока ничего хорошего не вижу, в финансовом смысле ситуация ухудшается.

«Не могу назвать сферу, где есть успех новой власти»  

Василий Юрчишин, директор экономических программ центра Разумкова 

Этот год, с моей точки зрения, завершается на мажорной ноте – было больше разочарований, надежд и обещаний, которые не состоялись. Если мы вспомним обещанные 5-7% роста экономики ежегодно, 50 млрд. инвестиций, содействия бизнесу и тому подобное, то результаты трудно назвать удачными.

Падение промышленности является одной из основных особенностей года. Причем темп падения ускоряется и разговоры о том, что оно может быть компенсировано торговлей или еще чем-то, совершенно не обоснованы. Без развития промышленности не может быть развития других сфер.

Еще один фактор, который касается всех, – это приостановка роста заработных плат, при этом растет задолженность по их выплатам, продолжается рост цен. Хотя официально рост цен достаточно низкий, реально он выше. Но это как раз является свидетельством того, что экономические агенты не имеют уверенности в том, что в основе валютных изменений лежат фундаментальные факторы и это – всерьез и надолго.

Полгода мы жили в состоянии выборов, а под выборы в страну приходят «горячие» деньги, которые подталкивали валютный курс. Также его толкал бесконечный рост ОВГЗ, в которые вкладываются нерезиденты. Правительство вместе с Нацбанком допустили серьезную ошибку, не начав вовремя снижать их высокую доходность.

Следующий момент, который с этим связан и несет системные риски, – резкое ухудшение счета текущих внешнеторговых операций. Рост дефицита внешней торговли продолжается и по состоянию на конец октября уже достигал 7-8% ВВП. А притока прямых иностранных инвестиций нет. Покрыть хотя бы частично этот дефицит, удается благодаря ресурсам работающих лиц за границей, но это не тот источник, который может служить для фундаментальных основ изменения экономики.

Растет и дефицит госбюджета, объявлено, что будут сокращаться некоторые выплаты. Эти выплаты, как правило, шли в регионы, которые существенно не досчитаются ресурсов. А для регионов это важно, потому что некоторые работы по контрактам оплачиваются как раз в конце года.

Не могу назвать сферу, которую можно было бы положительно охарактеризовать как успех новой власти. Экономический блок очень свободно ведет себя с отдельными показателями статистики. Так, министр экономики заявил, что цены растут, потому что растут заработные платы. Но последние четыре месяца нет роста номинальных зарплат, наоборот – в октябре зарплаты были даже ниже, чем летом. Тем более если есть инфляция, то реальные доходы снижаются. Такого рода нестыковок много.

«Ревальвация гривны – уникальное событие, но называть ее большим успехом нельзя» 

Андрей Блинов, координатор экспертной платформы НБУ 

Этот год предполагался рисковым по двум причинам. Первая – пиковый период выплат по госдолгу и вторая – фактические перезагрузки всей центральной власти. Но страна новую власть приняла, есть какая-то системная работа и в этом плане риски снизились.

Из достоинств можно выделить то, что Минфин существенно наладил координацию с Нацбанком, снизилась ставка доходности по украинским долгам, и мы отошли от безумных 20% годовых. Некоторое ускорение экономического роста я бы объяснял стечением обстоятельств, чем какой-то системной работой. Оно состоялось благодаря хорошей конъюнктуре для некоторых отраслей.

В первой половине года промышленность росла достаточно резво, плюс не забываем о том, что растут заработные платы, продолжаются активные переводы работников за границей. Все это приводит к достаточно хорошему уровню потребления. Во второй половине года с августа резко ухудшилась конъюнктура для металлургов, что потянуло за собой и машиностроение. А из-за теплой зимы в нашей части северного полушария еще и энергетика работает на минимумах по всей Европе.

Но мы собираем третий год подряд рекордный урожай, соответственно имеется рекордный экспорт и это поддерживает рост ВВП на уровне не менее чем 3%. Интрига года — достигнем ли 4%. По результатам этого года будет определяться объем выплат по реструктурированному долгу Яценюка-Яресько.

В августе 2015 года из-за сложного экономического положения правительство и комитет кредиторов договорились о реструктуризации долга Украины. Погашение гособлигаций было отсрочено на четыре года – с 2015-2023 до 2019-2027 гг. Украина, в свою очередь, выпустила дополнительные ценные бумаги – ВВП-варранты (VRI). Суммы выплат по ним зависят от динамики роста ВВП.

Вхождение инфляции в обещанный Нацбанком коридор «5 плюс минус 1%» – очень важный момент в среднесрочной перспективе. Если удастся удержать эту финансовую стабильность, то огромное количество людей прекратит бежать от национальной валюты и будет хранить деньги в банках в гривне, которая приносит сегодня больший доход, чем валюта.

Ревальвация гривны – безусловно, уникальное событие в украинской истории, но называть ее чьим-то большим успехом нельзя. Это – следствие тех факторов, о которых мы говорили. Уже давно не закрывались банки, более того, принято законодательство о «сплит».

Верховная Рада приняла проект закона №1069-2 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования функций с государственного регулирования рынков финансовых услуг» («сплит»).

Его целью является сокращение количества регуляторных и контролирующих органов на рынках небанковских финансовых услуг за счет распределения функций Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, между Национальным банком и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Также закон предоставляет НБУ и НКЦБФР полномочия применять меры воздействия к юридическим лицам за правонарушения на рынке ценных бумаг и участникам рынков небанковских финансовых услуг (кроме потребителей финансовых услуг).

Со следующего года начнется наведение порядка – от этого выиграют и потребители финансовых услуг, и финансовый рынок в целом. Уменьшается доля «плохих долгов», но все же Фонд гарантирования вкладов получает низкие объемы выручки от реализации имущества банков-банкротов.

В этом году был запущен процесс открытия полноценного рынка земли. Хорошо, что в сознании граждан пошла дискуссия и при этом происходит раздвоение личности. С одной стороны, они не хотят продажи земли как народной собственности, но когда это касается уже личного кармана, то придерживаются другого мнения.

В принципе это один из нормальных аспектов дальнейшего восприятия капитализма и рыночной экономики. Жить в условиях двойной и даже тройной морали крайне трудно, прежде всего, инвесторам.

Автор: Павел Вуец

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий