Интервью с украинским предпринимателем совладельцем компании «Новая почта» Вячеславом Климовым

Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию интервью с украинским бизнесменом совладельцем компании «Новая почта» Вячеславом Климовым.

Читайте также: Интервью с украинским предпринимателем владельцем компании «Модерн-экспо» Петром Пилипюком

Справка о компании «Новая почта» от Михаила Гранчака, директора инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital:

– Крупнейший частный оператор украинского рынка услуг экспресс-доставки документов, грузов и посылок для физических лиц и бизнеса.

– Компания была основана в феврале 2001 года, на то время в команде было не более 10 работников. Первое отправление состоялось в марте 2001 года.

– Сегодня сеть компании состоит из более чем 2200 отделений, свыше 1400 почтамтов для выдачи/приема посылок и 37 сортировочно-перегрузочных терминалов. В компании работает более 18 тысяч человек.

– Сеть в Украине охватывает почти 1000 городов и сел. Кроме доставки в отделение, компания осуществляет адресную доставку более чем в 28 000 населенных пунктов в Украине и 200 стран мира.

– Оборот в 2015 году – более 2 миллиарда гривен.

– За 2015 год компания доставила по Украине около 100 миллиарда отправлений. Это примерно 200 отправлений ежеминутно.

– Кто такой Вячеслав Климов?

– Я предприниматель по профессии и творец с точки зрения миссии.

– Расскажите, откуда вы и кто ваши родители, а также что они вам такого привили, что вы стали именно таким, каким есть?

– По советской формулировке, моих родителей можно отнести к интеллигенции. Папа – доктор философии, профессор, один из лучших религиоведов в Украине. Мама – программист, позже она стала очень успешным редактором ряда изданий. Мои родители, помимо знаний и такого фундамента, как порядочность, отношение к семье как к ценности, дали мне свободу. Одним из моих фундаментальных требований к себе и внешней среде является свобода. Наверное, это одна из базовых причин, по которой я стал бизнесменом. Для меня это больше, чем просто деньги.

– Вы родились в Виннице, но всю жизнь провели в Киеве. Родители жили вместе с Вами или остались в Виннице, когда вы переехали в Киев?

– Родители были киевлянами, а в Виннице жила моя бабушка. Первый месяц своей жизни я провел в Виннице, у бабушки, но на самом деле я – киевлянин, жил и воспитывался у своих родителей в Киеве. Братьев и сестер у меня нет.

– Вы закончили Харьковский авиационный институт. Что вас побудило пойти в авиацию?

– В 16 лет я решил поступать в ХАИ. 16-17 лет – это период, когда ты переполнен романтикой, а что можно придумать романтичнее авиации? Я очень благодарен родителям, что они не принимали участия в моем выборе, так как мы мое решение не обсуждали. После окончания института я вернулся в Киев работать в конструкторском бюро «Антонов».

– Вы познакомились со своим партнером Владимиром Поперешнюком в университете?

– Да, и он впоследствии стал моим близким другом. Мы с Владимиром жили в одной комнате.

– А с чего началась «Новая Почта»? Говорят, с кредита в 7 тысяч долларов, больших денег на то время.

– Как для нас, так и для 2001 года, это были большие деньги, хотя, наверное, смешные для старта бизнеса даже тогда. Кстати, мы не ходили по нескольким людям, а одолжили деньги у мамы моего партнера Владимира. Хочу подчеркнуть, что эти деньги не были инвестицией – это была предоплата. Нам заранее заплатили около 7 тысяч долларов, которые мы вернули услугами другой компании, кажется, уже месяца через 4. Мой взнос составил 50%.

– А вот если бы вы могли одолжить, например, 100 тысяч, то одолжили бы?

– Не в тот момент. Конечно, было бы страшно. Если 7 тысяч долларов брать у мамы не страшно, то 100 тысяч долларов в банке очень страшно. И вряд ли одолжили бы.

– Каким был ваш первый заказ? Как все начиналось?

– В начале 2000-х Владимир, который как раз развивал кондитерский бизнес в Полтаве, искал способ переправить 300 кг конфет во Львов. Выяснилось, что возможностей это сделать нет – затраты на доставку – моментально съели бы всю прибыль от заказа.

У нас также было несколько друзей, которые работали в дистрибьюторском бизнесе, в сфере фармацевтики. Каждое утро они встречали поезд из Киева, брали клетчатые сумки с препаратами и развозили их по аптекам. Их жизнь была ужасна. Другие знакомые начали заниматься экспедированием грузов, и мы тогда впервые узнали, что это такое.

Когда мы послушали все эти истории и сами столкнулись с такой проблемой, то поняли, что сервис доставки – это свободная ниша.

– Существует много примеров, когда люди, которые начинают бизнес вместе, потом расходятся и даже ссорятся…

– Партнерство – это организм, который постоянно меняется. Это менеджмент. Как и семьей, нужно им заниматься, разговаривать друг с другом, и тогда у вас есть шанс на долгую, счастливую жизнь с партнерами.

Выбирать партнера на старте нужно, исходя не только из капитала, который он может внести, а также на основе общей культуры и ценностей. Когда совпадают базовые взгляды, то все конфликты на пути можно обходить.

Также надо прогнозировать. Немного не в нашей культуре решать дискомфортные вопросы на старте, но старайтесь обсуждать их на берегу. Особенно в начале 90-х или 2000-х все делалось стихийно – собрались, поехали, ни о чем не договаривались. И это причина грандиозного количества корпоративных конфликтов и сегодня. Пять минут смущений или стояния с красным лицом во время ответа на неприятные вопросы помогут предотвратить миллионные потери.

– Чем отличается начало бизнеса сегодня и, скажем, 15 лет назад?

– Наверное, большими барьерами при входе на рынок. Сейчас трудно представить, что только с 7 тысячами долларов инвестиций можно организовать компанию национального масштаба. Будем искренними – это действительно невозможно. Однако уровень конкуренции сейчас достаточно низкий, поэтому входить можно практически в любую индустрию. Инвестиционные деньги стали более доступными, но и стоимость идей стала выше. Посмотрите на Кремниевую долину – там мальчики из Индии, Китая, Бангладеш и Украины за год становятся миллионерами только благодаря гениальной идее.

– Если сегодня 6-7 тысяч мало, миллиона хватит?

– Мне кажется вход в бизнес до сих пор определяется не инвестициями, а идеей, опытом и желанием действовать.

– Можете ли вы сегодня сказать молодым украинцам, что для бизнеса можно одалживать деньги? Или все-таки не стоит?

– Если имеешь идею для бизнеса, ею нужно заниматься. Инвестиционных средств – как украинских, так и иностранных – в пространстве хватает. Среди моих знакомых есть несколько украинских предпринимателей, которые стали бизнес-ангелами и готовы дать 50 тысяч долларов на идею, понимая, что эти деньги могут никогда не вернуться. Я с удовольствием буду знакомить молодых бизнесменов с венчурными капиталистами или с венчурными ангелами. И даже больше – если у кого-то будет блестящая идея, мы и сами можем стать ангелом.

– Как вы придумали название «Новая почта»?

– Название и логотип придумал я, а идея сервиса принадлежала партнеру. Мы стремились быть качественными, сервисными и кардинально новыми. Логика была проста – нам хотелось доставлять посылки, и мы охарактеризовали этот бизнес как почту. На самом деле это сервис экспресс-доставки, но это стало очевидным уже после.

– Когда вы открывали этот «голубой океан», свободную нишу, конкурентов у вас не было. А сегодня их много?

– Конечно. Сейчас существует около 5-6 локальных украинских компаний, также мы конкурируем с международными гигантами, которые также вошли в Украину – DHL, Fedex и UPS.

– Вы собираетесь выходить на новые рынки?

– Конечно, собираемся. В конце 2015 года мы запустили международную доставку в 200 стран мира в партнерстве с крупными западными компаниями. Пока нас нет в Канаде, Америке или Бразилии, но я полностью уверен, что мы там будем. Сейчас «Новая почта» развивается в Грузии и Молдове.

– Сегодня «Укрпочта» имеет 100 тысяч работников и 12 тысяч отделений. Считаете ли вы ее своим конкурентом и ориентиром?

– «Укрпочта» не является для нас конкурентом, однако эти цифры могут быть определенными бенчмарками, как и показатели Starbucks или ПриватБанк. Мы на самом деле гораздо ближе к Mcdonald’s, потому что позиционируем себя не как логистическую компанию – мы продаем сервис, и в этом смысле ничем не отличаемся от Mcdonald’s, Starbucks, аэропорта или банка.

– В одном интервью вы сказали, что каждую минуту по Украине едет 500 автомобилей “Новой почты», однако собственных автомобилей у вас только 10. Возможно, цифры несколько изменились, но суть та же. Поскольку вы работаете по принципам аутсорсинга. Это один из ваших основных секретов?

– Абсолютно. Кстати, этот секрет могут взять на вооружение бизнесмены, которые только начинают свое дело. Сейчас время аутсорсинга, когда интернет-магазин должен заниматься маркетингом и оптимизацией собственного сайта, но не логистикой, складом или юридическими услугами. Время вертикальных холдингов прошло и уже не вернется.

– Покупать офис или склад – ошибка?

– Покупка собственной недвижимости должна быть частью стратегии. Если ваша компания понимает, что не может предоставлять качественные услуги без собственного склада, вы можете его купить. Если вы растете с темпом 50% или 100% в год и приобретаете собственный офис, то за полгода можно уже вырасти из него – и тогда он будет мешать развитию.

– Если человек имеет миллион и думает, что лучше: купить квартиру или вложить деньги в бизнес. Что вы ему посоветуете?

– Надо почувствовать, когда тебе действительно нужен надежный тыл в виде собственной недвижимости. И в какой-то момент, как бы ни хотелось инвестировать, надо иметь место, куда вернуться вечером. Если хочется отдохнуть, поиграть с детьми и ты любишь камин – построй себе дом с камином. Это жизненное пространство, оно очень важно и не имеет отношения к бизнесу.

– А если у тебя еще нет детей и ты еще достаточно молодой?

– Когда человек еще не имеет собственной семьи и занимается только развитием своего бизнеса, не нужно даже думать о квартире. Она может повиснуть мешком на плечах. Надо быть действительно готовым переехать в Канаду или другую страну и начать там собственный бизнес, и ничего не должно мешать. А когда у вас семья, дети, собаки, хобби и появились деньги, ну купите уже, наконец, эту квартиру!

– Вы часто говорите, что кризис – это хорошо. Менеджеров легче пригласить на работу, место можно найти…

– Кризис нельзя назвать благом, хотя мы живем в кризисе столько, сколько я себя помню. Он время возможностей – жесткое время, очень несладкий для слабых, но лучший для сильных. Если ты накопил силы и энергию, кризис дает шанс.

– Когда вы начинали свой бизнес, у компании не было никаких доходов, однако Ваш партнер Владимир поступил в Международный институт бизнеса, а через год туда поступили и Вы. Где вы нашли деньги на обучение?

– Я очень четко помню, что плата составляла 25 тысяч гривен за двухлетнюю программу. Мы платили помесячно и разбили платежи на 2 года. Это была очень важная статья расходов в бюджете «Новой почты», но мы на это пошли и не пожалели. Обучение очень сильно подняло нашу компанию, мы устраивали совещания буквально после каждого занятия – приходили и говорили: делаем бизнес-план, пишем стратегии.

Сейчас я очень критически отношусь к бизнес-образованию, по крайней мере, украинскому. Прежде всего, украинским бизнесменам стоит поработать в компании. Это, кстати, один из справедливых критериев для поступления в бизнес-школы: чтобы пойти на учебу, надо проработать минимум 5 лет, иначе деньги и время будут потрачены впустую. Надо иметь какой-то опыт, даже небольшой – и тогда его можно систематизировать, нарастить знания, которые получаешь в бизнес-школе. Только тогда это максимально полезно.

Один из основных элементов обучения там – это группа, сообщество, в котором рождаются как связи по бизнесу, так и просто дружеские отношения. Огромное количество знаний формируется именно в дискуссиях и разборе кейсов реальных компаний сокурсников.

– А различные бизнес-встречи и клубы вам помогают?

– Общение в разнообразных сообществах, ассоциациях или, например, CEO-клубе очень полезное. Знания находятся в кейсах коллег, надо открыться этой информации и не фокусироваться только на своей индустрии. Мы, например, с огромным интересом следим за ресторанным бизнесом – сервисным и сетевым, таким, как мы сами. Полгода назад мы вернулись из тура по американским сервисным компаниям. Больше всего времени в течение того бизнес-путешествия мы провели в Starbucks, где получили огромное количество информации и вдохновения.

– Вы легко принимаете серьезные, неожиданные решения. Вы их чувствуете, они где-то в душе?

– В бизнесе много в чем нужно доверять своей интуиции, и здесь нет никакой мистики. Интуиция является суммой ваших опытов и ощущений. В конце концов, компания – это ваше детище. И если я, например, чувствую, что наш новый рекламный ролик должен быть не минуту и не 30 секунд, то надо так и сделать. Я так хочу, и это не авантюра. Надо очень четко поймать этот момент – «я так хочу!».

– Расскажите об истории с вашим новым логотипом.

– Мы не хотели менять название, но считали нужным переделать логотип. Нам нужно было показать клиентам, что мы открыты к изменениям и все это мы делаем ради них. Это было не столько обновление логотипа, сколько сигнал самим себе: «Мы готовы меняться».

Мы также спросили у Андрея Федорива [прим. ред. – председатель правления Всеукраинской рекламной коалиции, основателя и владельца брендингового агентства FEDORIV, которое проводило ребрендинг «Новая почты»]: «А может, изменим название?». Однако Андрей ответил: «Стоп, стоп, стоп. 14 лет существования компании под таким названием – это капитал, который не стоит упускать». Мы разобрали логотип и поняли, что он статический – чуть такой с начала 2000-х. Уже за несколько дней до официального обновления в компании началась небольшая дискуссия, буквально на 5-10 минут, которую инициировал Владимир: «А что будет, если нам не поверят, не поймут?». Однако все эти разговоры закончились моей фразой: «Не бойся, давай делать».

– Как Вы, такой системный человек, согласились на эмоциональную рекламу? Не было скептицизма или возражения партнера?

– Не было скептицизма, более того, Владимир гораздо более эмоционален по сравнению со мной.

Надо все-таки вернуться к нашей миссии, которая заключается в облегчении жизни бизнесу, упрощении старта собственного дела. Ты работаешь с конечным потребителем, но это не просто потребитель – это клиент. И ему уже мало просто получить посылку – он хочет понимать, что ее доставили именно ему, он хочет, чтобы ему улыбнулись, в идеале сказали: «Добрый день, Ярослав. Мы снова рады Вас видеть». В этом есть и эмоциональная, и рациональная составляющая.

– Мне очень импонирует ваша миссия – то, что вы помогаете партнерам делать бизнес. Она же с этого начинается? Миссия нужна партнерам, вам, коллективу?

– Она нужна самой компании. Надо ответить на вопрос: «Зачем ты существуешь?». Когда вырастаешь и у тебя появляется очень много клиентов, миссия становится маяком и помогает принимать решения.

Например, у компании возникает конфликт между прибылью и любовью или лояльностью клиентов. Что делать? Если в миссии прописано «прибыль», ты поднимешь цены или сделаешь продукт дешевле для большего объема продаж и увеличишь прибыль. Если там значится «любовь клиента», ты достигнешь ее за свой счет, уменьшив прибыль.

– У вас более 18 тысяч работников, как вы доносите до них «улыбку»? Как любовь к клиентам понимает ваш коллектив?

– Все это называется корпоративная культура. Я не могу сказать, что здесь мы достигли идеала. Сейчас наши сотрудники улыбаются и обслуживают клиентов в основном потому, что в них есть этот «контакт», они гордятся тем, что работают в компании «Новая почта», что к ним приходят и их ценят. Но еще много чего нужно улучшить, для нас это такая обширная зона для улучшений.

– Вы читали лекции в институте в Харькове, где вы часто выступаете. А пишете ли вы статьи и книги?

– Я – нет, но насколько я знаю, Владимир сейчас работает над книгой. В этом смысле мы очень похожи – действительно любим выступать и свободное время готовы тратить на пропаганду предпринимательства.

– Верите ли вы в то, что можно как-то спровоцировать, запрограммировать свою судьбу?

– Я верю в системный, тяжелый и упорный труд. Я верю в усилия. Если ты постоянно прикладываешь усилия, это не может ни привести к успеху.

– Скажите, пожалуйста, а считаете ли вы что уже стали Вячеславом Климовым? Или ваши настоящие свершения будут несколько позже?

– Вячеславом Климовым я стал уже очень давно. Другое дело в том, что Вячеслав Климов меняется, с каждым годом становится лучше.

– Украина является страной больших возможностей?

– Я не знаю лучшей страны для ведения бизнеса, чем Украина. Во-первых, она очень большая, более 40 миллионов населения. Но в то же время она удобная, компактная, здесь хорошая логистика. Она идеальна для перемещений, для развития филиальных сетей. Это европейская страна, которая в то же время находится недалеко от Азии, на пересечении многих путей. И у нас очень талантливые люди.

– Какие три совета вы могли бы дать украинским бизнесменам?

– Очень простые. Ставьте перед собой амбициозные цели. Учитесь. Главное – это действие, потому что любой бизнес начинается с той точки или буквы, которую вы напишете на чистой бумаге. Я видел много ярких идей, которые, увы, так и оставались идеями. Предприниматель – это тот, кто после слова начинает действовать.

Автор: Ярослав Заблоцкий

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий