Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Базы данных Семинары Партнеры Реклама Охрана труда


 

Принуждение к порядочности. Как либерализовать рынок и удержать гривну


02.05.2016 – Валютная либерализация. Эти два слова сегодня на слуху не только у бизнеса, но и едва ли не у каждого украинца. Национальный банк соглашается с важностью валютной либерализации. Еще в августе 2015 года он создал рабочую группу с привлечением внешних экспертов и приступил к построению дорожной карты перехода Украины к совершенно новой, более либеральной модели валютного регулирования.

Читайте также: Roadmap для масштабной деофшоризации

Однако чем дальше мы продвигаемся по этому пути, тем острее встает вопрос: как либерализовать работу валютного рынка и не навредить курсу гривны и уровню цен с учетом того, что огромные суммы валюты утекают из страны или не заходят в нее, оседая в офшорах?

Масштаб проблем

В 2015 году в офшорные зоны по операциям текущего счета было отправлено 306 миллионов долларов, еще 132 миллиона долларов – по операциям финансового счета. Но это – только вершина айсберга.

Во-первых, эти цифры касаются только офшорных зон, перечень которых утвержден распоряжением правительства №143-р от 23 февраля 2011 года. В нем насчитывается всего 36 юрисдикций, в основном – классических островных офшоров, работа с которыми в Европе давно считается дурным тоном.

Тем временем бизнес, особенно тот, что работает с европейскими контрагентами, уже перешел на использование низко налоговых юрисдикций с меньшими репутационными рисками. Их можно посмотреть в так называемом черном списке Кабинета министров, утвержденном распоряжением №977-р от 16 сентября 2015 года.

Однако их гораздо больше и насчитывается около 60-ти. В том числе – Кипр, Панама, Ирландия, отдельные государства Ближнего Востока и Гонконг. В 2015 году в такие низко налоговые юрисдикции направилось по операциям текущего счета 5,5 миллиардов долларов, по операциям финансового счета – 4,1 миллиардов долларов.

Во-вторых, даже данные платежного баланса не отражают реальность, поскольку часть средств просто не заходит в Украину и не попадает в официальную статистику.

Тот факт, как деньги утекают из государства или не доезжают до него, отражается на счете текущих операций, счете операций с капиталом и финансовом счете.

Невозможно либерализовать операции экспорта-импорта, не имея эффективного контроля за трансфертным ценообразованием и не ставя при этом под угрозу стабильность валютного рынка.

Аналогично невозможно обеспечить свободное движение капитала, не перекрыв для него возможности утекания в низко налоговые юрисдикции и не жертвуя при этом курсом национальной валюты и уровнем цен в стране.

Равнение на лучших

Впервые вопрос о деофшоризации на Национальной раде реформ глава Национального банка Валерия Гонтарева подняла еще полгода назад. О необходимости борьбы с уклонением от уплаты налогов также заявили президент, Министерство финансов и профильные ведомства.

Недавно Нацбанк подошел к этой проблеме еще более основательно. 21 марта 2016 года глава НБУ и другие представители регулятора встретились с представителями Государственной фискальной службы и Антимонопольного комитета для обсуждения деофшоризации.

Мы договорились создать совместную концепцию деофшоризации, с помощью которой Кабинет министров сможет имплементировать законопроект о борьбе с уклонением от уплаты налогов, а НБУ – либерализовать валютное регулирование.

15 апреля была сформирована межведомственная рабочая группа с участием Администрации президента, Нацбанка, Минфина и ДФС, которая взялась за уточнение концепции и разработку законопроектов на ее основе. Что именно должно быть в концепции?

Украине нет нужды изобретать велосипед. Борьба с уклонением от уплаты налогов действует в мире еще со времен глобального финансового кризиса, начавшегося в 2008 году. Сейчас эта тема стала одной из острейших в мировом политическом и медийном пространстве.

На прошлой неделе ее обсуждали в Вашингтоне и на Весенней встрече Международного валютного фонда и Всемирного банка, и на встрече министров финансов стран G20. За это время продумано много идей. Флагманом процесса является Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР, и Украине нужно следовать за ней.

Ключевым направлением работы ОЭСР в борьбе с уклонением от налогообложения является проект по противодействию размывания налоговой базы и перемещению прибыли BEPS, утвержденный в июле 2013 года ОЭСР и G20.

Его 15 пунктов направлены на то, что прибыль будет декларироваться и облагаться налогом там, где происходит экономическая активность и создается добавленная стоимость, а не в безналоговых или низко налоговых юрисдикциях, где происходит мало экономической активности или она не происходит вообще.

Также в рамках проекта ОЭСР с 2017 года почти сотня стран мира введет единый стандарт автоматического обмена налоговой информацией.

Речь, в частности, идет о предоставлении ключевых показателей деятельности транснациональных корпораций-групп – размеров прибыли, сумм уплаченных налогов, численности сотрудников и размеров активов каждой компании, входящей в группу.

А как у нас

Для Украины, которая отстала от глобальных трендов борьбы с уклонением от налогообложения, приоритетными должны стать четыре направления. Они отражены в предложениях, переданных Нацбанком ДФС по итогам мартовской встречи.

Во-первых, раскрытие информации о структуре транснациональной группы.

Действующие правила трансфертного ценообразования – ТЦО – не обязывают налогоплательщика предоставлять информацию о всей структуре группы. Как следствие, плательщики могут создавать многоуровневые структуры для экспорта или импорта товаров.

Такие структуры позволяют значительной части прибыли «оседать» в иностранных компаниях, которые эти же налогоплательщики контролируют, и о существовании которых налоговые органы Украины и не подозревают.

Таким образом, налоговые органы не получают информацию о сделках между иностранными компаниями группы, а соответственно – и о реальных размерах прибыли.

Исправить ситуацию помогло бы введение требования о предоставлении групповой документации и отчета каждой страной, где компании группы ведут деятельность, как это предусматривает план BEPS.

При этом налогоплательщики должны во всех случаях раскрывать всю цепочку экспорта к независимому покупателю или импорта к поставщику. А при наличии операций со связанными лицами в этой цепочке – обосновывать уровень цен в этих операциях в связи с действующими правилами ТЦО.

Во-вторых, налогообложение доходов иностранных компаний, контролируемых резидентами – КИК. Это должно стать логичным следующим шагом после раскрытия информации о структуре группы.

Если резиденты Украины – юридические или физические лица – вкладывают инвестиции не напрямую, а через подконтрольные им иностранные компании, зарегистрированные в низко налоговых юрисдикциях, то и доходы от таких инвестиций получают КИК.

То есть до Украины такие доходы формально не доходят и налогами в Украине не облагаются. Ввести декларирование доходов КИК и их налогообложение в стране резидента рекомендует BEPS. Этим путем уже пошли многие страны – от Польши до Казахстана. Это следует сделать и Украине.

В-третьих – налогообложение кредитов от связанных иностранных компаний.

В Украине популярна практика финансирования украинских компаний с помощью кредитов в инвалюте от связанных иностранных компаний. При этом украинская компания-заемщик и иностранная компания-кредитор контролируются одним и тем же резидентом Украины.

Это позволяет занижать базу налогообложения украинской компании и не учитывать процентный доход от предоставления кредита в Украине.

Частично эта проблема решается введением налогообложения доходов КИК. Но для этого также необходимо ужесточить ограничения на финансовые расходы, когда кредит предоставляется связанной компанией из низко налоговой юрисдикции. В этом тоже можно ориентироваться на BEPS.

В-четвертых – автоматический обмен налоговой информацией.

Украинским фискальным органам до сих пор чрезвычайно трудно получить доступ к информации об операциях резидентов Украины или контролируемых ими иностранных компаний с иностранными банковскими счетами. Это заметно облегчает резидентам уклонение от уплаты налогов.

При этом указанные меры станут действенными лишь в комплексе с доступом к налоговой информации. Поэтому Национальный банк предложил разработать план действий относительно скорейшего присоединения Украины к проекту ОЭСР по автоматическому обмену налоговой информацией.

Реализация этих четырех направлений не только увеличит поступления в государственный бюджет, но и сделает условия работы с иностранной валютой более либеральными, сохранив стабильность обменного курса украинской гривны и не спровоцировав рост цен на потребительском рынке.

Автор: Олег Стринжа, директор департамента финансового контроллинга Нацбанка Украины

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Доклад МВФ «Обзор финансовой стабильности в мире. Октябрь 2010 г.»
 Представитель Житомирской ОГА: Ко Дню Независимости Украины в Житомирской областной больнице заработает инфарктный центр
 Новая реформа на очереди, или как добить украинский флот
 В интернет-кинотеатре Ivi.ru можно посмотреть в режиме онлайн легендарный фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
 Депутат от Радикальной партии Юрий Чижмарь: Цель Порошенко – узурпировать власть