Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Бегство капитала и декапитализация – катастрофа для Украины


23.12.2016 – В украинской экономике катастрофически уменьшается уровень капитала из-за оттока денег за пределы страны и их изъятия из сферы финансовых инвестиций в сферу человеческого потребления. К сожалению, нынешняя властная элита слепа и бессильна.

Читайте также: На олигархическом водоеме начал трещать лед

Хочу успокоить тех, кто не ведает, почему украинская экономика не может сдвинуться с места и все больше погружается в глубину кризиса.

Мы на дне, считают некоторые экономисты, но складывается впечатление, что руководители страны не знают, как оттолкнуться от него.

Причина – в уменьшении капитала, который вращается в нашей экономике.

Такое уменьшение происходит в результате декапитализации – уменьшения стоимости национального капитала – и физического бегства денег из Украины и из внутреннего хозяйственного и финансового оборота в наличные потребительские платежи и сбережения.

Уменьшение капитала и падение объемов производства – параллельные процессы, а для роста экономики требуется увеличение капитала, это аксиома.

Все развитые страны заботятся о наращивании его объема. Приток капитала – важная тема в США, Китае, Англии, Германии. У нас же она – вне поля зрения. Хотя болтовня о создании инвестиционного климата уже набила оскомину. Более того, идет обратный процесс, экономика деградирует из-за реального истощения капитала.

Как известно, прирост основного капитала умножает количество рабочих мест в экономике, что повышает спрос на рабочую силу и заработки работников.

Следовательно, эффект от увеличения капитала в экономике заключается не только в росте ВВП, но и в повышении зарплат, приумножении доходов бюджета, банковских депозитов граждан и других важных финансовых фондов общества.

Кроме того, прирост капитала требует увеличения численности рабочих, и больший прирост происходит при подготовке более квалифицированной рабочей силы. Следовательно, в наших условиях привлечения капитала требует повышения уровня образования, науки, информатики, культуры, которые повышают качество и профессионализм работников.

Накопление капитала проходит стадии финансового и производственного функционирования. Без первой стадии невозможна вторая. Именно финансовый капитал, его динамика и структура определяют эффекты развития производства и всего общества. Без притока финансовых средств это развитие невозможно, а у нас в последние годы по разным причинам этот приток не только не увеличивается, а уменьшается.

По данным Госстата, общая сумма финансовых инвестиций в экономике упала с 263,7 млрд. грн. в 2012 году (последний год роста национальной экономики) до 204,1 млрд. грн. в 2014 году, то есть номинально она уменьшилась на 22,6%.

Однако это в фактических ценах. Поскольку за 2013-2014 годы цены на инвестиционные товары и услуги выросли на 6-7%, реальный объем финансовых инвестиций упал за эти два года на 38,3% или примерно до 190,7 млрд. грн. в ценах 2012 года.

Такое падение объемов финансового капитала привело к снижению ВВП страны в долларовом исчислении с 180 млрд. долл. в 2013 году до сегодняшних 104 млрд. долл., то есть на 42,2%, а не на 25%, как следует из расчетов в гривне.

Госбюджет за 2014-2015 годы уменьшился с 54 млрд. долл. до 30 млрд. долл., или на 44,4%. Средняя зарплата работников упала с 330 долл. в 2013 году до 160 долл. в 2016 году.

Как же "удалось" так разрушить национальный капитал? Не сделано ли это намеренно? Если так, то в чьих интересах? Сомневаюсь, что это сделано ошибочно.

Многие объясняют наши экономические провалы невежеством депутатов и чиновников. Думаю, это не так. На волне революционной вакханалии в парламент прошло много проходимцев и циников, которым захотелось разбогатеть по примеру донецких.

Им безразлично, что происходит с экономикой, до какого состояния доведены украинцы и насколько адекватно правительство страны. Главное – собственное обогащение. После обнародования е-деклараций не нужны никакие дополнительные доказательства продажности и коррумпированности парламентариев и государственных служащих.

Расчеты совокупного вывоза капитала из Украины свидетельствуют: ежегодно они составляли 12-18 млрд. долл., и это только вершина айсберга.

Основные каналы бегства капитала

Уменьшение объемов финансовых капиталов вследствие их побега состоит из двух частей: отток капитала за пределы страны и изъятие денег из сферы финансовых инвестиций в сферу человеческого потребления.

Накопления, которые мы увидели в декларациях чиновников, являются средствами, изъятыми из сферы накопления капитала. Можно подсчитать совокупную стоимость этого имущества.

Конечно, средний уровень коррупционных накоплений у налоговиков, таможенников, судей и прокуроров значительно выше, чем у специалистов местных администраций и социальных служб. Однако можно определить общую сумму, которую коррупционеры ежегодно извлекают из финансовой системы на свои дерзкие потребности. Минимум – 4-5 млрд. долл.

Эта сумма не включает деньги, которые чиновники переводят в офшоры, на покупку недвижимости, яхт и авто. Объем такой миграции капитала рассчитать трудно. Думаю, этот объем равен суммам, скрытым коррупционерами на территории Украины.

Также из двух частей, которые накапливаются в Украине и за рубежом, состоят средства, которые изымаются из инвестиционного оборота олигархами и третьим участником "бермудского" треугольника ограбления Украины – руководителями государственных корпораций. В данном случае большинство сумм изымается за пределы страны. Каждый год – 9-12 млрд. долл. В Украине они оставляют богатства еще на 3-4 млрд. долл.

Итак, каждые 23-24 млрд. долл. изымаются из хозяйственного оборота за границу или накапливаются для личных нужд коррупционеров, олигархов и менеджеров государственных корпораций. Эта сумма в 2,4 раза превышает официальный объем финансовых инвестиций в Украину, которые в 2015 году составили 251,2 млрд. грн. или 10 млрд. долл.

Однако не только этими суммами определяются объемы бегства финансового капитала.

В течение последних трех лет сложилась ненормальная ситуация с банковскими депозитами граждан. До 2014 года депозиты ежегодно росли на 20-25%. С 2014 года началась невиданная по темпам девальвация валютного курса гривны.

С целью сохранения стоимости вложенных денег граждане и компании изъяли и перевели в наличный оборот депозиты соответственно на 206 млрд. грн. и 89 млрд. грн.

После этого десятки банков обанкротились, а залоговое имущество оказалось неадекватным. Суммы, вырученные от его продажи, составляют в расчете на один банк всего лишь несколько миллионов гривен. Результатом является коллапс банковской системы и остановка кредитования экономики. Потери кредитных поступлений – 150 млрд. грн., в том числе в реальный сектор – 45-50 млрд. грн. или 2 млрд. долл. за год.

Еще один характерный канал оттока капитала за пределы страны – организация группой украинских коммерческих банков фиктивных сделок для вывода на счета в иностранных банках иностранной валюты. При этом валюта, как правило, была результатом конвертации гривны, полученной ими в долг от Национального банка Украины.

Одна из последних таких операций с участием десяти банков, которую расследуют следственные органы нашего государства, исчисляется 12 млрд. грн.

Потери капитала происходят также в результате перевода предпринимательского бизнеса за границу. Ежегодно 10-11 тыс. предпринимателей покидают страну. Еще тысячи специалистов в сфере ИТ работают дистанционно. Здесь важны не столько финансовые потери страны, которые являются не такими значительными, сколько потери будущего производственного капитала страны. Это потери инновационного потенциала украинской экономики.

Катастрофическое падение производства в 2015 году, когда объем ВВП снизился на 10%, сделало бесперспективным вложения иностранных банковских заемных средств в экономику. В 2015 году украинские банки вернули внешним кредиторам сумму коммерческих кредитов, которые на 384 млн. долл. превышали сумму полученных в том же году внешних заимствований. Такого оттока средств в истории страны еще не было.

В предыдущие восемь-десять лет, кроме 2008 года – года финансового кризиса, банковские кредитные поступления из-за рубежа ежегодно превышали сумму возврата ссуд на 2-5 млрд. долл. То есть потери капитала составили 3 млрд. долл. за год.

В 2014 году впервые в нашей истории произошла репатриация иностранных капиталов из Украины в объемах, которые превзошли величину притока таких капиталов в нашу страну. Чистый их отток стал рекордным – на 12,24 млрд. долл. В 2015 году остаток прямых иностранных инвестиций уменьшился еще на 2,55 млрд. долл.

В предыдущие годы чистый приток ПИИ составлял 3,8-8 млрд. долл. Иностранцы в последние два года продавали, прежде всего, банки, приобретенные у наших собственников ранее, поскольку провал валютного курса гривны и дальнейшее разрушение украинской денежной системы сделали невозможной их депозитно-кредитную деятельность.

Еще один отток капитала происходит при осуществлении государственным бюджетом выплат по обслуживанию внешнего долга. Эти выплаты стремительно растут: в 2013 году они равнялись 20 млрд. грн., а в 2016 году – уже около 75 млрд. грн.

Такое приумножение непроизводительных бюджетных расходов является следствием девальвации курса гривны в 2014-2016 годах, поскольку эти расходы осуществляются в иностранной валюте и стали дороже в гривне, и наращивается долг в результате новых кредитов.

Эти займы необходимы для финансирования дефицита бюджета. В последние годы он составлял 60-80 млрд. грн., из которых около половины покрывается благодаря займам.

Таким образом, физическое уменьшение притока финансового капитала в украинскую экономику в 2014 году составило около 42 млрд. долл., в 2015 году – около 33 млрд. долл. Эти суммы превышают в абсолютном измерении официальный объем инвестиций в 2014 году в 2,5 раза, в 2015 году – в 3,3 раза.

Если же сравнить объемы бегства капитала с общим объемом официальных и неофициальных капиталовложений, которые в эти годы составляли 50-55 млрд. грн. и 40-45 млрд. грн., то превышение оттока над притоком равно соответственно 2 и 2,8 раза.

То есть в экономике происходит не только сногсшибательное падение объемов ресурсов, но и физическое уменьшение сферы национального производства.

Причины – коррупционный олигархический строй, искаженное государственное управление, нарастание госдолга Украины и торможение позитивных структурно-технологических сдвигов в экономике, дискриминационный кредитный, налоговый и правовой режим, который стоит на пути внутренних и международных инвестиций.

Украинская экономическая политика непродуктивна, крайне неблагоприятная для общества и институтов государства. Она реализует интересы коррупционных олигархических кланов и откладывает перспективы возрождения страны. Такую страну трудно, где еще найти. Только в родоплеменных регионах Африки. Достойны ли мы такого состояния?

Причины декапитализации экономики

Потери финансовых инвестиций происходят также в результате декапитализации экономики, то есть снижения реальной стоимости финансовых активов страны.

Эти финансовые активы находятся во владении всех субъектов инвестиционного процесса: предприятий, финансовых учреждений, семей, государственного и местных бюджетов, международных компаний и лиц. Именно поэтому от обесценивания денежных доходов этих субъектов страдает их покупательная способность в капиталовложениях.

Началось такое реальное обесценивание покупательной способности всех инвесторов из-за стремительного снижения валютного курса гривны в феврале 2014 года. К нему добавилось негативное влияние внутренней инфляции цен. За два с половиной года валютный курс девальвировал более чем в три раза, а базовая инфляция превысила 85%.

При этом упала покупательная способность всех субъектов экономики, в том числе тех, кто вкладывает деньги в экономику: оплачивает проекты, покупает технику, строительные материалы, нанимает строителей, другими словами – вкладывает инвестиции.

Все финансовые инвестиции за 2013-2015 годы сократились с 30,6 млрд. долл. (247,9 млрд. грн.) до 10,1 млрд. долл. (251,15 млрд. грн.). Насколько же повлияли девальвация и инфляция на падение покупательной способности инвесторов в этот период?

Чтобы определить влияние валютного обесценивания гривны на декапитализацию экономики, проведем расчеты.

1. Определим объем гривневых инвестиций в 2015 году, достигнутый за счет их физического роста. Это требует исключения из общей их суммы той части, которая выросла благодаря повышению цен (индекс 1,37). 251,15 : 1,37 = 183,3 млрд. грн. То есть номинально инфляция увеличила объем инвестиций на 67,85 млрд. грн., или на 2,7 млрд. долл.

2. Рассчитаем объем инвестиций, очищенный от влияния внутренней инфляции, при неизменном валютном курсе гривны в 2013 году 8,1 грн за долл., другими словами, при исключении влияния изменения курса. 183,3 : 8,1 = 22,6 млрд. долл.

3. Вычислим тот же объем инвестиций 2015 года, очищенный от влияния инфляции при ставке валютного курса 25 грн. за долл., то есть при включении влияния снижения обменного курса гривны: 183,3 : 25 = 7,3 млрд. долл.

4. Определим реальное уменьшение объемов инвестиций вследствие девальвации курса гривны за 2014-2015 годы: 7,3 млрд. долл. - 22,6 млрд. долл. = -15,3 млрд. долл.

Вместе реальное уменьшение объемов инвестиций из-за падения валютного курса и роста инфляции за 2,5 года составило: 2,7 млрд. долл. + 15,3 млрд. долл. = 18 млрд. долл. Таким образом, влияние двух указанных факторов составляет 87,8% от всего падения финансовых инвестиций за два с половиной года: с 30,6 млрд. до 10,1 млрд. долл.

Итак, декапитализация экономики вследствие падения курса гривны является многократной. При этих обстоятельствах устоять национальному хозяйству было просто невозможно. Известно, что эта девальвация была рукотворным процессом, сделанным самими "реформаторами". Более сокрушительный удар по экономике трудно себе представить.

К сожалению, правительство ничего не делает для восстановления зарплат, бюджета и инвестиций в реальном исчислении. Мы на последних позициях в Европе, а правительству это безразлично. Стабильными в долларах существуют только цены и тарифы на газ, уголь и электроэнергию.

Этот разрыв между ценами на топливно-энергетические ресурсы и доходами граждан, предприятий и бюджетных учреждений продолжает подрывать украинскую экономику, уровень жизни и возможности бюджета. Более того, власть и дальше собирается девальвировать гривну и еще больше ухудшать ситуацию в стране.

Вырисовывается безрадостная картина: коррупционная олигархическая экономика вымывает финансовые фонды из реального сектора, подрывает национальную денежно-кредитную систему, обесценивает капитальные объекты и человеческий труд, выталкивает за границу предпринимателей и создает невозможные условия работы в Украине для иностранных корпораций.

Есть ли какие-то положительные тенденции в процессе накопления капитала? Нет. Приостановлена даже финансовая помощь от западных стран. Царят лишь высокая инфляция, которую подталкивает правительство, скачки тарифов на энергетические товары и услуги, занижение зарплат и пенсий, увеличение государственного долга и банковский коллапс.

Итак, бегство капитала, хищение общественных благ и денег, декапитализация экономики – катастрофически большие, проходят одновременно и недопустимы для европейского государства. Экономика обескровлена и дальше может быть еще хуже.

Много кто видит новые факторы роста в увеличении оборонных заказов, как будто война на востоке Украины способствует развитию. Да, временно увеличиваются правительственные заказы предприятиям ВПК. Это формально увеличивает объемы национального производства. Однако с окончанием войны эти заказы будут остановлены. Тогда еще глубже будет падение производства и поднимется новая волна экономического кризиса.

Экономический эффект имеют только те оборонные предприятия, которые конкурентоспособны на международных рынках и экспортируют продукцию. То есть выпуск оружия способствует росту ВВП и рабочих мест только при коммерческом успехе предприятий. Просто не надо путать защиту Родины и экономическое развитие страны.

Восстановление накопления капитала и преодоление экономического кризиса

Действующую экономическую политику надо в корне изменить. Следует возобновить процесс динамичного накопления национального капитала и высокотехнологичных иностранных инвестиций, остановить коррупционное обогащение. Нужны следующие реформаторские шаги.

1. Достижение финансовой стабильности, укрепление курса гривны, снижение реального уровня ставок по банковским рыночным кредитам. Формирование бездефицитного или низкодефицитного государственного бюджета. Отказ от централизованного эмиссионного формирования заемных ресурсов банков.

Минимизация денежной эмиссии путем покупки Нацбанком гособлигаций на вторичном рынке. Создание денежно-кредитных рынков и либерализация инвалютного обращения. Перекрытие денежных, валютно-курсовых и административных истоков инфляции, достижение реальных процентных ставок по депозитам.

Переориентация банков на финансирование производственных проектов, запрет искусственного поднятия тарифов и цен на энергетические товары. Недопущение финансовой анархии вроде абсурдных скачков тарифов и минимальных зарплат.

2. Устранение олигархов от власти, осуществление процедур реального банкротства их предприятий. Запрет банкам, которые принадлежат олигархам, кредитовать предприятия своих холдингов. Переход к эгалитарной (диверсифицированной) приватизации гражданами Украины микропакетов акций государственных корпораций.

Деолигархизация экономики, отмена правительственных решений по монополистическому повышению цен и тарифов на топливно-энергетические товары и услуги. Пересмотр актов теневой приватизации в пользу олигархов, в том числе при захвате ими монополистического положения на рынках. Введение трансфертного ценообразования, которое предупреждает занижение экспортных доходов олигархов.

3. Изменение избирательного права в направлении прозрачности выборов, равенства условий для участников и жесткого ограничения избирательных фондов с целью избрания нового неолигархического парламента. Преодоление коррупции во власти, уголовная ответственность за состояние и доходы чиновников, не подкрепленные документами их легального происхождения. Переход от административных к экономическим методам регулирования национального хозяйства, общественный контроль за действиями правительства.

4. Структурная модернизация бюджетных инвестиций: вместо субсидий газовым и угольным комплексам направление средств в альтернативную энергетику, инновационные отрасли, научно-техническую сферу и образование.

Совершенствование государственных бюджетных и коммерческих закупок путем эффективной организации конкурсных процедур, устранения из этого процесса министерств.

5. Преобразование спекулятивной вертикальной банковской системы в рыночную, материально ответственную, открытую, ориентированную на финансирование производства.

6. Уменьшение расходов госбюджета на обслуживание внешнего долга.

Для этого следует укрепить валютный курс гривны, перейти к бездефицитному бюджету, поднять кредитный рейтинг государственных долговых ценных бумаг, оптимизировать сумму расходов на обслуживание путем погашения дорогих облигаций и размещения дешевых, реструктуризировать долг по частным облигациям для исключения из долговых обязательств выплат по деривативам, размещать в основном новые долгосрочные международные облигации.

7. Полная реорганизация налоговой и таможенной служб.

Отмена права налоговиков и таможенников возбуждать уголовные дела, арестовывать счета, останавливать работу предприятий, компенсация налоговиками вреда налогоплательщикам, уголовная ответственность налоговиков и таможенников за злоупотребление служебным положением, универсализация и введение прогрессивного налогообложения доходов граждан.

Взимание НДС по европейским стандартам, раскрытие доходов украинских граждан на счетах офшорных компаний и их налогообложение в пользу Украины.

8. Демонополизация отраслей путем роспуска государственных монополистических объединений, ликвидации частных монополий, введения регулирования деятельности так называемых естественных монополий, которое не будет допускать одностороннего повышения ими цен и тарифов, усиления административных наказаний за злоупотребление монопольным положением, поддержки государством высокой конкуренции.

9. Стимулирование внутренних и внешних инвестиций в инновационные отрасли экономики.

10. Создание благоприятных условий для бизнеса, прежде всего, малого и среднего бизнеса.

Это не исчерпывающий перечень. Я заострил проблему, без решения которой будет и дальше разрушаться страна, не будет развиваться нация. Нужна глубокая реформа. К сожалению, повторять это для нынешней элиты – бесполезное дело. Сделаем без них.

Автор: Владимир Лановой, экс-министр экономики Украины, доктор экономических наук, президент Центра рыночных реформ.

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Практична ли аренда комнаты?
 Государственные финансы Беларуси в 1997 году
 Зарплата и свобода учителей. Что меняет закон «Об образовании»
 Электронное администрирование НДС: геноцид бизнеса или способ борьбы с налоговыми ямами?
 Пятничное чтиво. Экономика для чайников, или Книга, которую должен прочитать каждый