Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Базы данных Семинары Партнеры Реклама Охрана труда


 

Как выбрать врача, какой будет его зарплата и что будет с частными больницами? Ответы на ваши вопросы


02.01.2017 – В статье "Фабрика здоровья. Что мы меняем в системе здравоохранения. Часть 1" я обещал дать ответы на ваши вопросы. Их накопилось немало, так что наберитесь терпения – все они в этой немаленькой статье.

Читайте также: Начальник медицины. Александр Линчевский о том, как Минздрав реформирует здравоохранение

Изменить медицину, чтобы выжить

ПАЦИЕНТЫ

Как выбрать врача?

Если есть врач, который ухаживает за вами или членами вашей семьи, вы к нему привыкли и он вас устраивает, – просто подпишите с ним соглашение, и организация, в которой он работает, будет получать средства за вашу поддержку.

Если он вас не устраивает – спросите у друзей и родственников, есть ли у них врач, которому они доверяют.

Помните, что лучше выбирать врача, который практикует рядом с вами: врачи будут выдавать направления, рецепты на лекарства, которые подпадают под программу реимбурсации (возмещения стоимости лекарств от государства) и любые медицинские справки.

Все врачи, работающие по контракту с Национальной службой здоровья Украины, будут доступны в единой открытой электронной базе, привязанной к карте.

На какой срок будет заключаться договор с семейным врачом?

Соглашение заключается бессрочно и действует до момента, пока вы не решите подписать соглашение с другим врачом.

Будет ли привязан выбор врача к месту регистрации гражданина?

Нет.

Может ли быть несколько соглашений, если пациент живет в разных местах?

Врач первичного звена – это врач, который поддерживает пациента в течение длительного периода. Он должен знать своего пациента. Поэтому такой врач обычно один. Конечно, есть ситуации, когда врач в отпуске или когда пациенту в чужом городе нужна помощь врача.

В таких случаях гражданин может обратиться в ближайший  центр первичной помощи.

Могут ли быть разовые соглашения с врачом, если пациент к нему не приписан?

Эти отношения не покрываются средствами в рамках договора Национальной службы здоровья Украины.

За что должен будет платить пациент?

Вся помощь на уровне первичного звена покрывается страховыми средствами НСЗУ и предоставляется безвозмездно так же, как экстренная помощь. Также концепция реформирования системы здравоохранения, принятая Кабмином, предусматривает, что на последующих этапах реформы любые доплаты, которые могут появиться в рамках солидарной системы медицинского страхования, будут одинаковыми для всех граждан. Однако услуг первичной медицинской помощи это не касается.

Что делать, если врач требует деньги?

Звонить на горячую линию, которая будет работать в Национальной службе здоровья, или обращаться в ближайшее региональное отделение. Вымогательство денежных средств за услугу, которая оплачена НСЗУ, – причина, по которой может быть расторгнут контракт с врачом на обслуживание всех пациентов с возможным запретом дальнейшей работы в рамках системы НСЗУ.

Получу ли я помощь, если не буду пользоваться услугами семейного врача?

Конечно, вы получите неотложную помощь при любых условиях. Но если вы решили обратиться к врачу вторичного звена (специалисту) без направления от семейного врача, это не будет покрываться страховкой, и вам придется оплачивать эти услуги из иных источников.

Будет ли существовать некий рейтинг поликлиник, больниц и собственно врачей?

Да. Сегодня уже существуют такие рейтинги, которые помогают пациентам выбирать частного врача. Количество таких сервисов будет увеличиваться. Но главное – реальный контакт. Выбирать нужно того врача, которому доверяешь.

Как будет обеспечиваться контроль качества лечения?

Врачи будут действовать в рамках договоров с НСЗУ – и качество будет контролироваться и со стороны этого агентства.

В соответствии с современными стандартами, врачи должны работать с помощью медицинских протоколов лечения и диагностики. Поэтому и должно контролироваться соблюдение врачом этих протоколов. Важно, что контроль над работой врачей будут осуществлять также люди с медицинским образованием, которые будут сотрудниками НСЗУ.

Второй способ контроля – сам пациент и его право выбора. Пациент всегда сможет поменять врача, если услуги были ненадлежащего качества.

ПОКРЫТИЕ РАСХОДОВ НА ЛЕЧЕНИЕ. ЧАСТНЫЕ БОЛЬНИЦЫ, ЛЬГОТНЫЕ КАТЕГОРИИ И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Что входит в гарантированный пакет медицинской помощи?

Реформа начинается в 2017 году с первичного звена. Оно полностью покрывается гарантированным пакетом медицинских услуг, так же как и экстренная помощь. Вторичное звено (услуги специалистов и больниц) входит в реформу с 2018-го года.

Гарантированный пакет медицинских услуг и лекарств на 2018 год уже будет включать услуги и первичного, и вторичного звена, а его структура будет разработана в течение 2017 года.

Кто и как будет определять список обязательных услуг в гарантированном пакете медицинской помощи?

Этот список разрабатывает НСЗУ и утверждает правительство. Бюджет для обеспечения гарантированного пакета медицинских услуг принимает Верховная Рада. На первом этапе реформы гарантированный объем (стандарт) для первичной медицинской помощи разработает Минздрав.

Покрываются ли реанимационные мероприятия страхованием?

Реанимационные мероприятия является частью экстренной помощи, а потому при любых условиях покрываются для пациента.

Как будут покрыты страховкой социально незащищенные семьи и граждане со статусом инвалидности?

В концепции реформы предусмотрено, что любая сверх оплата, которая может появиться в системе, едина для всех и не зависит от доходов граждан. Но для социально незащищенных семей эти доплаты могут компенсироваться из других источников – национальных или региональных программ.

Это касается услуг на вторичном звене, помощь на первичном уровне покрыта полностью для всех граждан.

Может ли частный врач требовать дополнительные средства за услуги, которые находятся в гарантированном пакете, чтобы разница была покрыта пациентом или его страховой компанией?

Нет. Если врач работает по контракту с НСЗУ, то за услуги, которые покрываются национальным страхованием, никаких дополнительных средств он брать не может. Дополнительные средства могут быть уплачены только за услуги, которые не входят в гарантированный пакет.

Каким образом будут компенсироваться услуги частных врачей?

Частные врачи смогут заключить договор с НСЗУ на оказание медицинских услуг населению. Этот договор будет единым для всех – независимо от формы собственности. Если частное заведение или частно практикующий врач присоединился к системе национального страхования, он работает по национальным тарифам и придерживается общих требований.

Семейные врачи обычно работают там, где живут их пациенты. Где-то может быть частная клиника, которая видит в себе ресурсы обслуживать больше пациентов. Почему бы не присоединиться к условиям программы национального страхования? Инфраструктура та же, а доход выше за счет страховых средств от НСЗУ.

Что будет при отказе в оказании медицинской помощи, ее несвоевременности и неадекватности?

Довольно трудно дать ответ на такой общий вопрос. Если говорить про общий подход – в системе будут прописаны четкие непротиворечивые правила, зафиксированные в договорах.

Конечно, отказ в предоставлении медицинской помощи – это нарушение базовой врачебной этики и может тянуть не только на расторжение договора, но и на лишение лицензии. Однако такие ситуации должны быть рассмотрены индивидуально.

ЗАРПЛАТЫ ВРАЧЕЙ

Какая будет заработная плата у врачей?

Национальная служба здоровья в рамках прямых контрактов платит страховые риск-тарифы, покрывающие поддержку пациентов на уровне первичной помощи.

Это – доход медицинской практики. Конечно, есть и расходы – инфраструктура, в которой работает врач и собственное время врача, медсестер и административного персонала.

Заработная плата у врачей зависит от эффективности практики: организации работы, расходов на инфраструктуру, энергоэффективности. Даже в условиях действующего финансирования, у врача, к которому идут пациенты и который умеет эффективно организовать практику, может быть достойная зарплата, выше средней зарплаты.

Какие будут ограничения и регулирование относительно зарплаты врачей?

Зарплата врачей в медицинских бюджетных учреждениях регулируется тарифной сеткой так же, как зарплаты любых бюджетных учреждений в стране.

При преобразовании бюджетного учреждения в коммунальное некоммерческое предприятие вопрос зарплат регулируется договоренностями внутри предприятия и действующим трудовым законодательством.

Врач становится не бюджетником, а свободным работником.

Кто будет получать деньги – врач или больница?

Деньги от НСЗУ может получать только субъект хозяйствования – то есть медицинское учреждение в форме коммунального некоммерческого предприятия или, например, частная клиника в форме ООО.

Врач-ФЛП это также субъект хозяйствования, он может подписать контракт с НСЗУ на стандартных условиях.

НСЗУ не нанимает врачей на работу, она подписывает договоры с медицинскими практиками.

В любом случае врач не будет работать только сам – минимальная практика будет включать медицинских сестер.

Будет ли опубликована система тарифов, по которым Национальная служба здоровья Украины будет контрактовать медучреждения?

Конечно, все тарифы в системе будут открыты.

Не начнут ли врачи "грызться" за пациентов, компрометировать друг друга?

В последнее время я много времени провожу в поездках по регионам и встречах с врачами. Как ни странно, но я часто слышу, что атмосфера в коллективах при действующей системе финансирования, мягко говоря, не коллегиальная. На мой взгляд, это, прежде всего, результат нездоровой системы финансовых отношений внутри медицинских учреждений.

Мы же создаем максимально прозрачную систему – платим за результат и даем возможность на местах выбирать любые формы организации. Это означает, что врачи будут сосредоточены на пациенте, а не на компрометации друг друга.

Планируется ли индивидуальное лицензирование медицинских работников с возможностью лишения лицензии?

Да. Это стратегическая цель реформы, которая требует существенных изменений в законодательстве. Позитивом является то, что проблема признается и Минздравом, и профильным комитетом парламента.

Следовательно, есть надежда на ее решение.

Как будет построено взаимодействие первички и вторички?

Врач первичного звена – это проводник пациента в системе, которая покрывается страховым финансированием от НСЗУ.

Пациент может прийти к врачу вторичного звена сам, но это не будет покрываться национальным страхованием. Конечно, если пациенту требуются регулярные консультации врача вторичного звена, то не нужно будет каждый раз ходить к семейному врачу за направлением.

Но семейный врач – это человек, к которому стекается вся информация о здоровье пациента и который может видеть взаимосвязи, которые не увидят профильные врачи.

Поэтому он – главный контакт гражданина и системы.

Вторичное звено будет финансироваться НСЗУ по другим механизмам. То есть оплачиваться будет лечение конкретных случаев у пациентов. Расчет цены услуги по методике "диагностически-родственных групп" – это наша задача на 2017 год.

Вторичное звено переходит на новую схему финансирования с 2018 года.

ОБЩИНЫ

Останется ли модель ЦПМСД?

Все модели организации будут равны в своих правах на заключение договоров с НСЗУ.

ЦПМСП (центры первичной медико-санитарной помощи) являются эффективными для населения от 30 тысяч жителей. Для меньших общин поставщиками услуг могут быть коммунальные амбулатории или частные врачебные практики.

Как будет финансироваться административный и обслуживающий персонал?

На первичном звене расходы на административный и обслуживающий персонал включены в тарифы от НСЗУ, которые получает медицинское учреждение или врач-ФЛП. Размер этих платежей – предмет договоренности внутри коллектива.

Медицинским практикам будет выгодно держать при себе минимально возможное количество административного персонала, но при котором качество обслуживания пациентов и работа практики не будет страдать.

Что будет с Минздравотделами?

Общины владеют очень большим объемом медицинской инфраструктуры. Ею нужно управлять. Существует также немало региональных программ по охране здоровья.

Сейчас председатель местного здравотдела занят тем, что заставляет как-то работать давно сломанную систему. После изменения финансирования, заведения будут хозяйничать автономно.

Но наниматель председателя местного здравотдела – община. Поэтому его задачей будет обеспечить, чтобы эта инфраструктура была спланирована максимально разумно, а местные программы работали эффективно. И это очень много работы.

А как будут работать ведомственные больницы, например, Феофания?

Постепенно они интегрируются в общую систему и будут работать так же, как и все другие заведения.

ИНФРАСТРУКТУРА

Что делать с проблемой, когда главные врачи начнут передавать инфраструктуру аффилированным людям?

Проблема "аффилированных людей" в том, что они обычно плохо лечат. Порог входа в систему для врача-ФЛПа очень низкий, а средств от контрактов НСЗУ будет хватать на практику (включая аренду).

Поэтому главные врачи с "симпатиями" очень быстро останутся без врачей, без пациентов, а, следовательно, без бюджета больницы и без работы. А община получит больницу, в которой нет ни врачей, ни пациентов, зато есть долг по коммунальным платежам.

Поэтому я бы на месте местных общин тщательно следил, что происходит с их имуществом.

Какая сейчас укомплектованность оснащением медучреждений в городах и селах? Как будет обеспечиваться оснащение учреждений медицинской аппаратурой?

Очень сильно зависит от региона. Но всем понятно, что эта укомплектованность далека от идеала.

Аппаратура медицинских заведений это вопрос, прежде всего, владельцев этих заведений – местных общин. Нам до этой ситуации еще надо дойти. Однако обеспечение базовым уровнем укомплектованности первичного звена в 2017 году – вполне посильная задача для общин, особенно в условиях финансовой децентрализации.

МОДЕЛЬ (НСЗУ)

Какую функцию хочет выполнять власть?

Роль Национальной службы здоровья Украины – оператор. Она также контролирует выполнение договоров и проводит расчет тарифов на медицинские услуги.

Министерство здравоохранения – регулятор, который устанавливает стандарты и определяет политику в отрасли.

Кабинет Министров утверждает гарантированный пакет медицинских услуг. Кабмин координирует работу НСЗУ через министра здравоохранения.

Верховная Рада голосует за бюджет, частью которого будет и гарантированный пакет медицинских услуг.

Почему выбрана именно такая модель страхования?

В национальном солидарном страховании денежные средства собираются через систему общего налогообложения, страховой пул является частью бюджета страны, а выплаты осуществляет отдельный оператор.

Сейчас у Украины уже есть два первых элемента, поэтому с практической точки зрения такая система самая простая к внедрению. По рекомендациям международных организаций такая система лучше всего подходит для развивающихся стран. Она позволяет покрыть всех граждан гарантированным уровнем медицинского обслуживания, причем управление системой относительно несложное.

Почему не запускается модель, которая финансируется через отдельный налог с заработной платы?

В Украине очень большой теневой рынок труда. Если мы введем новый налог на заработную плату, то, во-первых, мы ударим по всей экономике, а во-вторых, те, кто работает легально, начнут платить за лечение всех.

Но косвенные налоги – НДС и акцизы платят все, кто живет в Украине. Каждый раз, когда вы едете в автобусе, вы платите акциз на бензин. Любая покупка в магазине – это уплата НДС.

Поэтому канал финансирования страхового пула – это косвенные налоги.

Почему НСЗУ назвали именно так?

Мы слишком долго смотрели на медицину как на способ лечения болезней.

Конечно, это важно, но куда важнее – оставаться здоровыми. Кроме того, в названии мы подчеркиваем, что национальное страхование – это служба, то есть сервис для нас с вами.

Будет ли введен копеймент, чтобы системой не злоупотребляли?

Копеймент действительно используется во многих странах. Концепция реформирования системы финансирования здравоохранения Украины, принятая правительством, предусматривает, что любые выплаты со стороны граждан будут едиными для всех граждан, когда они будут внедрены на последующих этапах реформы.

ЗАПУСК СИСТЕМЫ

Почему реформу нельзя сделать быстро, за год?

Реформа любой большой системы, к сожалению, занимает время. Даже в "самых быстрых" странах она занимала от 5 до 7 лет.

Украине откладывать реформу некуда, поэтому реформа начинается в 2017-м году и в течение трех лет будет в целом завершена для всей системы.

Первичное звено проще по организации, поэтому мы успеваем запустить функционирование первичного звена уже в 2017 году.

Заведения вторичного звена и выше имеют на этот год несколько задач: научиться автономно планировать штатное расписание, в пределах "глобального" бюджета рассчитать стоимость своих медицинских услуг.

Есть и общие с общинами задачи: автономизация учреждений, планирование госпитальных округов.

С 2018-го эти заведения тоже перейдут на новое финансирование по прямым договорам.

Где взять профессиональных врачей?

Научить.

Мы не можем набрать врачей, так как патрульных полицейских. Поэтому медицинская реформа предусматривает не только изменения в финансировании медицинских учреждений, а еще и изменения в системе обучения и повышения квалификации врачей.

Здесь мы совместно работаем с другими членами команды Минздрава, больше всего с Александром Линчевским и его командой.

Автор: Павел Ковтонюк, заместитель министра здравоохранения Украины

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Банк Зенит: Ежедневный обзор долговых рынков
 Несколько интересных фактов о виртуальной валюте биткоин (Bitcoin)
 Что мешает развитию производства форели в Украине
 Средняя цена предложения торговых площадей в Санкт-Петербурге с 5 по 12 апреля возросла на 1,17% до 125,111 тыс. руб. за 1 кв. м
 Особенности бухгалтерского учета расходов по налогу на прибыль в банках