В январе-мае 2017 г. продолжалось умеренное восстановление спроса на рабочую силу в Украине

В январе-мае 2017 года продолжалось умеренное восстановление спроса на рабочую силу в Украине. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины.

Однако сдерживающими факторами были ослабление экономической активности в связи с прекращением торговли с НКТ и захватом предприятий на тех территориях и осторожное поведение предприятий по наращиванию занятости в условиях повышения расходов на оплату труда. Последнее также отразилось в уменьшении количества штатных работников с начала года в сезонно скорректированном выражении.

Кроме того, на рынке труда сохранились значительные диспропорции между спросом и предложением. Как следствие, уровень безработицы по методологии МОТ в сезонно скорректированном выражении незначительно вырос.

В I квартале 2017 года рост номинальных доходов населения существенно ускорился преимущественно за счет двукратного повышения МЗП и более широкого охвата количества домохозяйств программой жилищных субсидий. Однако рост доходов из других источников оставался вялым, а отдельные составляющие из них даже снизились. Это сдерживало рост реальных располагаемых доходов населения, которые, однако, повысились на 2.4% г/г после снижения в предыдущем квартале.

В то же время, в I квартале 2017 года продолжалось сокращение сбережений населения. Таким образом, население продолжало тратить накопленные ранее средства на поддержание уровня потребления на фоне высоких тарифов на услуги ЖКХ и учитывая высокий уровень безработицы.

Рынок труда

В январе – мае 2017 года шло восстановление спроса на рабочую силу. О дальнейшем восстановлении спроса на рабочую силу свидетельствовали данные ГСЗУ и сайты поиска работы в сети Интернет. Согласно данным ГСЗУ ощутимый рост количества вакансий наблюдался, прежде всего, в тех видах деятельности, которые демонстрировали оживление экономической активности, а именно в транспорте, строительстве, торговле и перерабатывающей промышленности (их доля в общем количестве вакансий составляла более 60%).

В то же время рост количества вакансий наблюдался и в тех видах деятельности, экономическая активность которых снижалась, в частности финансовой и страховой деятельности, производстве электроэнергии и водоснабжении, добывающей промышленности. Это, среди прочего, может объясняться высокими квалификационными требованиями, которые выдвигают работодатели к кандидатурам на занятие соответствующих должностей, а также сохранением диспропорций на рынке труда. О последнем свидетельствует также неравномерность соотношения между количеством резюме и количеством предлагаемых вакансий по разным сферам деятельности.

В частности, по данным сайтов поиска работы по состоянию на май 2017 года такое соотношение оставалось самым высоким в сфере юриспруденции (83 лица), сфере секретариата и делопроизводства (43 человека), в образовании и науке (41 человек), в финансовой и банковской сферах (36 человек). В целом, несмотря на рост количества вакансий, спрос на рабочую силу оставался умеренным на фоне сдержанного снижения уровня нагрузки на одно вакантное рабочее место.

В I квартале 2017 года численность экономически активного населения и дальше сокращалась (на 0.8% г/г до 17.7 млн. лиц). В значительной мере это объяснялось демографическими и миграционными процессами. Однако снизился и уровень экономической активности (до 61.4%), что свидетельствовало о росте количества экономически неактивного населения.

В состав этой категории входят лица, которые не желают работать, потому что не имеют необходимости (пенсионеры, студенты, лица, выполняющие домашние обязанности); лица, которые отчаялись в возможности найти работу, а также те, кто считает, что нет подходящей работы, и не знает где и как ее искать. Подробнее о структуре населения см. вставку “Уровень безработицы населения по методологии МОТ” в Инфляционном отчете (сентябрь 2015 года), стр. 24-25.

Численность занятого населения также сокращалась (на 1.1% г/г до 15.9 млн. человек), причем несколько более высокими темпами, чем численность экономически активного населения. Снижение произошло, прежде всего, среди женщин. Это сопровождалось сокращением штатных единиц на неполном рабочем дне/неделе. Так, в I квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным ГСЗУ, количество работающих, переведенных по экономическим причинам на неполный рабочий день (неделю) составило 2.7% среднего учетного количества штатных работников (или 211 тыс. лиц), что на 40% меньше, чем в I квартале 2016 года.

Количество штатных работников, которые составляют почти половину всех занятых, в январе-мае 2017 года снизилось на 1.9% г/г (до 7.7 млн. лиц). Это было связано преимущественно с захватом предприятий на НКТ и соответствующим изъятием их из статистических наблюдений (в этих регионах падение количества штатных работников происходило более высокими темпами).

Дополнительной причиной могло быть осторожное отношение предприятий к наращиванию занятости в условиях роста расходов на оплату труда. Уменьшение количества штатных работников наблюдалось в большинстве отраслей (кроме наземного, трубопроводного, авиационного транспорта и складского хозяйства).

Вместе с тем относительно выше средних темпов в экономике снижалось количество штатных работников в тех видах деятельности, в которых наблюдалась высокая доля неформальной занятости, кроме сельского хозяйства (в частности, в таких видах, как строительство и торговля).

Как следствие уровень безработицы по методологии МОТ (в % к экономически активному населению в возрасте 15 – 70 лет) повысился до 10.1%. Рост фактического уровня безработицы частично объясняется активизацией поиска работы сезонными рабочими, в основном мужского пола (прежде всего, в сфере строительства и сельском хозяйстве).

В то же время в сезонно скорректированном выражении уровень безработицы среди мужчин даже снизился, тогда, как общий уровень безработицы увеличился (до 9.4% в сезонно скорректированном выражении). Это произошло за счет нетипичного роста количества безработных среди женщин, больше всего – среди женщин в возрасте 30 – 49 лет.

Рост уровня безработицы в условиях постепенного увеличения спроса на рабочую силу также свидетельствует о сохранении значительных диспропорций на рынке труда. В частности самый высокий уровень безработицы в I квартале 2017 года был зафиксирован среди молодежи в возрасте 15 – 24 года (17.7% – из-за сложностей в трудоустройстве после обучения), в региональном разрезе – в Луганской и Донецкой областях (соответственно 17% и 15.2%). Кроме того, по данным ГСЗУ, по состоянию на 01 июня 2017 года почти 40% имеющихся вакансий было сосредоточено в г. Киеве, Львовской, Днепропетровской и Киевской областях.

Доходы домохозяйств и сбережения

В I квартале 2017 года рост номинальных доходов населения существенно ускорился. Это произошло за счет их крупнейших составляющих: социальных пособий и других полученных текущих трансфертов (выросли на 31.8% г/г), заработной платы (выросла на 25.9% г/г).

В частности вследствие более широкого охвата количества домохозяйств программой жилищных субсидий и увеличения размеров субсидий по сравнению с предыдущим годом существенно ускорился рост социальных трансфертов в натуральном виде (до 54.4% г/г). А их доля в доходах населения выросла до 18.5%, превысив долю доходов, полученных за счет социальных пособий (включает пенсии и пособия, выплачиваемые Пенсионным фондом).

Повышение с 01 января 2017 года минимальной зарплаты в два раза (до 3 200 грн.) стало причиной ускорения роста заработной платы как части доходов населения (ее доля в доходах составила 46.5%).

Темпы роста номинальной средней заработной платы (начисленной в расчете на одного штатного работника) и заработной платы в структуре доходов отличаются вследствие методологических особенностей во время осуществления соответствующих расчетов.

Так расчеты заработной платы как части доходов населения осуществляются на основе более широкой выборки. В частности при расчете учитывается денежное довольствие кадровых военнослужащих и вольнонаемного персонала. Также выплаты, осуществляемые в случае временной потери трудоспособности, заработная плата физических лиц-предпринимателей и другие выплаты. Они не учитываются во время расчета номинальной средней заработной платы (начисленной в расчете на одного штатного работника).

Все это вместе способствовало возобновлению роста реальных располагаемых доходов населения после их снижения в предыдущем квартале. Однако темпы роста оставались умеренными, из-за сдержанного повышения номинальных доходов из других источников и определенного ускорения годовой инфляции. В частности, доходы от ведения бизнеса (прибыль и смешанный доход) выросли на 3.2% г/г в номинальном выражении, а доходы от собственности – снизились на 18% г/г. Рост доходов домохозяйств за счет социальных пособий ускорился (до 16.2% г/г), не в последнюю очередь – за счет низкой базы сравнения.

Рост номинальных доходов населения стало весомым фактором оживления частного потребления домохозяйств. В то же время для поддержания уровня потребления домохозяйства продолжали использовать накопленные ранее средства. Так, в I квартале 2017 года объемы сбережений населения снизились на 44.3 млрд. грн. Это было обусловлено снижением накопления нефинансовых активов (преимущественно за счет старения жилых фондов). И снижением прироста финансовых активов (в частности, за счет увеличения продажи населением иностранной валюты).

ФИСКАЛЬНЫЙ СЕКТОР

Фискальная политика в январе-мае 2017 года оставалась сдержанной. Объемы налоговых поступлений, как и раньше, росли высокими темпами в годовом измерении благодаря экономическим факторам (среди них – улучшение финансового состояния предприятий и домохозяйств, ускорение роста объемов импорта) и налоговым изменениям, введенным в начале года. Кроме того выросли объемы неналоговых поступлений и других доходов за счет конфискованных средств и перечисления прибыли Национального банка за прошлый год. Все это обусловило существенный рост общих доходов сводного бюджета.

В то же время стремительный рост объемов расходов в первые два месяца 2017 года был компенсирован их заметным замедлением в марте – мае в первую очередь по социальным направлениям. В частности, снизились объемы перечисления Пенсионному фонду, в том числе благодаря высоким темпам роста поступлений от ЕСВ, и уменьшились расходы на предоставление льгот и субсидий населению на оплату услуг ЖКХ. Последнее обусловлено более ранним, чем обычно, окончанием отопительного сезона и техническими причинами, связанными с изменениями подходов к назначению субсидий.

Однако капитальные расходы и в дальнейшем росли, в том числе за счет средств от “таможенного эксперимента”.

Таким образом, в январе – мае 2017 года сформировался значительный общий, и первичный профицит сводного бюджета, даже за вычетом поступлений, носящих несистемный характер.

Государственный и гарантированный государством долг по состоянию на конец мая 2017 года составил 1968 млрд. грн., практически не изменившись с начала года, несмотря на значительные объемы выпуска ОВГЗ на квазифискальные потребности и поступления средств от международных партнеров.

Доходы

Доходы сводного бюджета за январь-май 2017 года продемонстрировали высокие темпы роста (46% г/г). Если в I квартале значительные доходы были обеспечены, прежде всего, налоговыми поступлениями, то в апреле-мае дополнительными ресурсами стали неналоговые и другие поступления. Так, вследствие зачисления конфискованных средств в бюджет (29.7 млрд. грн.), стремительно возросли прочие доходы, а существенное увеличение неналоговых поступлений произошло за счет перечисления части прибыли Национального банка (15 млрд. грн.), чего в прошлом году в этот период не было.

По итогам первых пяти месяцев 2017 года объемы налоговых поступлений выросли на 31.1% г/г. Это произошло благодаря экономическим факторам (оживление розничного товарооборота, высоких объемов импорта, а также улучшения финансового состояния предприятий и домохозяйств).

Также налоговым изменениям, которые были введены в начале года (повышение ставок акцизов на отдельные подакцизные товары, индексация рентной платы, изменения в налогообложении НДС). Так, поступления от налога на доходы физических лиц продемонстрировали  темпы роста в течение всего периода, что отражало увеличение номинальных заработных плат, в том числе и за счет двукратного повышения минимальной заработной платы в начале года.

Значительные поступления от налога на прибыль предприятий в апреле-мае не только компенсировали их уменьшение в I квартале, обусловленные изменениями в подходах к администрированию этого налога в 2016 году32, но и привели к росту кумулятивных объемов по итогам января – мая 2017 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Ключевым фактором высоких поступлений было улучшение финансового состояния предприятий (в том числе государственных), в том числе прибыль прибыльных предприятий в I квартале увеличилась на 61% г/г.

Поступления от акцизного налога также сохранили значительные темпы роста в апреле-мае, что связано с повышением в течение квартала их ставок на отдельные виды подакцизных товаров (в первую очередь на алкогольные напитки и табачные изделия), активизацией розничной торговли и высоким импортом. Последний фактор также повлиял на объемы поступлений от налогов на международную торговлю, которые и дальше росли. Кроме того, продолжался рост объемов поступлений от рентной платы, в частности под влиянием индексации ставок и незначительного увеличения собственной добычи газа.

В то же время поступления от НДС в апреле-мае выросли на умеренные 18.2% г/г (по сравнению с 51% г/г в I квартале), определив замедление роста объемов налоговых поступлений в целом (доля НДС составила 36.2% в общих налоговых поступлениях 2016 года). Замедление роста объемов поступлений от НДС обусловлено, прежде всего, возросшими объемами его возмещения. Так, в апреле-мае возмещено НДС на сумму 21 млрд. грн., что на 51.7% больше по сравнению с соответствующим периодом 2016 года.

Существенное увеличение объемов возмещения связано, прежде всего, с введением единого электронного реестра возмещения. Однако благодаря такому возмещению произошло уменьшение объема остатка сумм заявленных к возмещению (до 13.7 млрд. грн.) после стремительного увеличения в начале года.

Одновременно завершен переход сельскохозяйственных производителей на общую систему налогообложения НДС и введение единой ставки налогообложения природного газа для всех участников рынка. Во время его растаможки на фоне высокого импорта это способствовало существенному увеличению объемов поступлений от этого налога с начала года.

Расходы

После резкого наращивания расходов сводного бюджета в первые два месяца года темпы роста расходов в марте – мае существенно снизились, прежде всего, благодаря сокращению расходов по социальным направлениям. Однако по итогам первых пяти месяцев года общие расходы выросли на 26.5% г/г.

После стремительного увеличения расходов на социальное обеспечение в I квартале (на 46.5% г/г), в апреле-мае они уменьшились (на 14.3% г/г). Это вызвано, прежде всего, резким сокращением объемов расходов на предоставление льгот и субсидий населению на оплату услуг ЖКХ. В первые два месяца года эти расходы были значительно выше, чем в прошлом году (в четыре раза), из-за более высоких тарифов на ЖКУ и большего количества домохозяйств, охваченных программой субсидий.

Впрочем, более теплый, чем в прошлом году март и, соответственно, завершение отопительного сезона раньше, чем обычно, а также частично технические причины обусловили уменьшение этих расходов в марте – мае 2017 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (на 18.8%).

В то же время на фоне улучшения обеспечения Пенсионного фонда собственными средствами благодаря росту поступлений от ЕСВ, которые зачисляются в Пенсионный фонд (на 34.6% г/г за январь – май 2017 года), в марте – мае перечисление средств бюджета Пенсионному фонду были ниже, чем в прошлом году. Кроме того, в апреле-мае замедлился рост объемов расходов на оплату труда, что связано, прежде всего, с высокой базой сравнения.

Другие направления текущих расходов, как и раньше, росли высокими темпами. В частности расходы на использование товаров и услуг за счет мероприятий по реализации государственных (региональных) программ и оплаты других услуг в апреле-мае превышали прошлогодний уровень за этот период на 56.7%. Также существенно увеличились расходы на субсидии и текущие трансферты предприятиям. Однако рост расходов на обслуживание долговых обязательств оставался, как и в предыдущем квартале, умеренным.

Высокими темпами продолжался рост капитальных расходов (в апреле-мае на 50.2% г/г), несмотря на увеличение базы сравнения. В результате в январе – мае 2017 года капитальные расходы существенно превысили прошлогодний объем. Традиционно они осуществлялись преимущественно за счет местных бюджетов, в том числе средства направлялись на улучшение дорожной инфраструктуры. Это связано с ускорением реализации “таможенного эксперимента” с целью финансирования дорожной инфраструктуры за счет сверхплановых поступлений от таможенных платежей.

Эксперимент по финансовому обеспечению реализации мероприятий по развитию автомобильных дорог осуществляется в соответствии с пунктом 33 раздела VI “Заключительные и переходные положения” Бюджетного кодекса Украины. Он заключается в направлении 50% перевыполнения общего объема ежемесячных индикативных показателей поступлений таможенных платежей (пошлина, акцизный налог и НДС с ввезенных товаров) в спецфонды местных бюджетов с целью финансирования реконструкции, текущего ремонта автомобильных дорог.

Так называемый таможенный эксперимент введен в сентябре 2015 года для четырех областей, с 2016 года добавлен Киев, а с 2017-го – все области Украины. Действует до 1 января 2018 года.

По функциональной классификации высокие темпы роста демонстрировали расходы на образование и здравоохранение. Их рост в первую очередь отражал увеличение оплаты труда в этих сферах, в частности вследствие повышения минимальной заработной платы.

В то же время затраты на медикаменты и перевязочные материалы снизились, а выполнение расходов общего фонда государственного бюджета по этим направлениям, особенно на здравоохранение, существенно отставало от плана. Значительными темпами росли также расходы на экономическую деятельность, ЖКХ, духовное и физическое развитие (в частности, на проведение Евровидения в мае 2017 года).

Сальдо

С учетом высоких доходов и умеренных расходов в апреле-мае государственный бюджет исполнен с существенным профицитом, который компенсировал отрицательное сальдо в I квартале. Местные бюджеты также выполнены с положительным сальдо. В итоге сводный бюджет имел значительный профицит, а, учитывая положительное сальдо II квартала, в январе – мае 2017 года профицит составил 50.5 млрд. грн. Также сводный бюджет имел существенное первичное сальдо. При этом при сопоставимых с 2016 годом условиях, за исключением доходов, которых не было в этом периоде в прошлом году, первичное сальдо сохранило положительное значение.

Среди других факторов, этому способствовало постепенное уменьшение стоимости ресурсов, привлеченных МФУ на внутреннем рынке и, соответственно, расходов на обслуживание долга, под влиянием снижения НБУ учетной ставки.

Несмотря на положительное сальдо государственного бюджета, правительство продолжило размещение краткосрочных и среднесрочных ОВГЗ с целью погашения эмитированных ранее государственных ценных бумаг. Как и в предыдущие периоды, отдавалось предпочтение бумагам со сроком обращения более одного года, что уменьшает нагрузку на бюджет текущего года. В то же время продолжался выпуск ОВГЗ на квазифискальные цели – 26.4 млрд. грн. с целью поддержки государственных банков. Также после очередного транша МВФ поступили финансовые ресурсы от международных партнеров, в частности от Европейского Союза.

Несмотря на значительные объемы выпуска ОВГЗ и внешние привлечения, государственный и гарантированный государством долг по состоянию на конец мая увеличился на 2.0% по сравнению с началом 2017 года. В частности рост долга был частично компенсирован укреплением гривны относительно доллара США, учитывая значительную долю долга, номинированного в иностранной валюте (почти 70% от общего государственного и гарантированного государством долга по состоянию на конец мая 2017 года, причем в долларах США – 60% от долга, номинированного в иностранной валюте).

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

В апреле-мае 2017 года сальдо текущего счета было отрицательным в размере 0.3 млрд. долл. по сравнению с профицитом в соответствующем периоде прошлого года, прежде всего в результате расширения товарного дефицита. Рост мировых цен на энергоносители на фоне дефицита угля на внутреннем рынке и больших объемов закачки природного газа в этом году по сравнению с соответствующим периодом прошлого года привел к существенному росту импорта товаров. В то же время прекращение торговли с НКТ обусловило замедление роста экспорта товаров.

Чистые поступления по финансовому счету увеличились до 1.6 млрд. долл. Успешное завершение третьего пересмотра программы EFF с МВФ позволило правительству получить очередной транш макрофинансовой помощи от Европейской Комиссии. Чистые поступления в реальный сектор были обусловлены, прежде всего, сокращением наличной валюты вне банков и ростом задолженности по торговым кредитам. По итогам апреля-мая был зафиксирован чистый приток долгового капитала в частный сектор.

Благодаря профицита сводного платежного баланса в апреле-мае (1.3 млрд. долл.) и получению очередного транша от МВФ (1.0 млрд. долл.) объемы международных резервов по состоянию на конец мая 2017 года увеличились до 17.6 млрд. долл. или 3.6 месяца импорта будущего периода.

Счет текущих операций

В апреле-мае 2017 года динамика торговли товарами определялась сохранением высокого мирового спроса на украинские продовольственные товары и внутренними проблемами горно-металлургического комплекса в результате прекращения торговли с НКТ. В то же время, несмотря на ухудшение мировой ценовой конъюнктуры по сравнению с предыдущим кварталом, цены на большинство ключевых товаров украинского экспорта оставались выше, чем в прошлом году.

Рост экспорта товаров замедлился до 14.6% г/г, прежде всего за счет продукции металлургии. Прекращение торговли с НКТ обусловило временное снижение физических объемов экспорта черных металлов. В то же время благодаря высоким экспортным ценам стоимостные объемы экспорта продукции металлургии остались выше прошлогодних.

Снижение мировых цен на руду, по сравнению с I кварталом 2017 года частично компенсировалось увеличением ежемесячных физических объемов экспорта. В результате, несмотря на существенное замедление, годовые темпы роста стоимостных объемов экспорта железной руды в апреле-мае оставались высокими (45.9% г/г).

Высокими темпами также рос экспорт продовольственных товаров, прежде всего благодаря физическим объемам. В апреле-мае на внешние рынки было поставлено 7.3 млн. т зерновых культур, что на 20% больше, чем в прошлом году. Наиболее существенно выросли поставки кукурузы в страны Европы, однако крупнейшим потребителем украинской кукурузы оставался Египет. Физические объемы экспорта масла увеличились на 28% г/г. Как и ранее, основными направлениями сбыта являлись Индия и страны ЕС.

Благодаря интенсивному развитию сотрудничества с другими странами экспорт других продовольственных товаров (кроме зерновых и масличных) также рос высокими темпами. Так, поставки мяса увеличились в 1.6 раза по сравнению с апрелем-маем 2016 года. В частности, на 44% г/г увеличился экспорт мяса и съедобных субпродуктов птицы, доля которых в общем экспорте мяса составляет около 80%. Крупнейшими потребителями украинской птицы является Египет, Нидерланды и Азербайджан.

Экспорт свинины вырос в 7.5 раза, хотя его объемы оставались значительно ниже, чем до введения Россией продовольственного эмбарго в 2015 году. Ускорился рост экспорта молочной продукции (до 48.1% г/г) благодаря увеличению поставок сливочного масла. В 2017 году Украина вошла в пятерку крупнейших мировых экспортеров сливочного масла, основными потребителями его были страны СНГ и Африки.

Экспорт продукции машиностроения увеличился на 2.3% г/г. Значительный вклад в прирост был обеспечен поставками турбореактивных двигателей в Россию. Кроме того, в последние годы в Украине активизировалось производство на предприятиях, выпускающих комплектующие для мировых автомобильных брендов (в первую очередь электрическое оборудование). Крупнейшими потребителями такой продукции были Германия, Венгрия и Польша.

По широким экономическим категориям наибольший вклад в рост экспорта в январе – апреле был обеспечен увеличением объемов экспорта товаров промежуточного потребления (выросли на 29% г/г). Однако наиболее динамично росли объемы экспорта товаров потребительского назначения (на 36% г/г), а их доля увеличилась до 16.4%.

Рост стоимостных объемов импорта товаров в апреле-мае ускорился до 25.3% г/г, прежде всего за счет увеличения закупок энергоносителей, в частности угля и природного газа.

Объемы энергетического импорта в апреле-мае по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросли в 1.9 раза. Дефицит угля на внутреннем рынке вследствие прекращения торговли с НКТ и высоких внешних цен привели к наращиванию его импорта в 2.1 раза. Прежде всего, увеличились поставки угля из США, хотя основным его поставщиком в Украину оставалась Россия.

Однако на фоне незначительных объемов импорта газа в апреле-мае 2016 года (из-за высоких запасов в хранилищах благодаря относительно теплой зиме) в годовом измерении объемы импорта газа увеличились почти в пять раз, несмотря на замедление роста цен. Также на фоне замедления роста мировых цен на нефть в годовом измерении снизились годовые темпы роста стоимостных объемов импорта нефтепродуктов (до 20.4%), тогда как физические объемы оставались практически на уровне прошлогодних.

На фоне значительных урожаев в течение последних нескольких лет и имеющегося потенциала к дальнейшему росту объемов производства в украинском сельском хозяйстве, а также благодаря значительным экспортным поступлениям сельскохозяйственные производители сохраняют высокую инвестиционную активность, которая в значительной степени удовлетворяется импортированной продукцией. Так в апреле-мае импорт сельскохозяйственной техники увеличился на 40% г/г. В частности, объемы импорта тракторов, которые составляют 40% от объемов импорта сельскохозяйственной техники в целом, увеличились в 1.7 раза.

Основными поставщиками тракторов были США и Германия. Кроме того, вследствие уменьшения предложения со стороны отечественных химических заводов и накануне введения антидемпинговых пошлин на удобрения, произведенные в России, выросли объемы импорта удобрений (в 2.1 раза).

Определенная активизация потребительского спроса на фоне умеренной ревальвации РЭОК гривны обусловила ускорение роста объемов импорта потребительского назначения – продовольственных товаров (до 5.4% г/г) и предметов одежды и обуви (до 15.5% г/г). Также постепенное налаживание государственных закупок лекарств обусловило рост объемов импорта фармацевтической продукции (9.2% г/г).

Из-за широких экономических категорий в январе – апреле продолжался существенный рост объемов импорта средств производства (40% г/г), прежде всего благодаря транспортным средствам. Одновременно из-за наращивания закупок энергоносителей выросли объемы импорта товаров промежуточного потребления (28.6% г/г в январе – апреле). Рост объемов импорта потребительских товаров был более умеренным (10.5% г/г).

В апреле-мае профицит торговли услугами увеличился до 322 млн. долл. Рост объемов экспорта услуг ускорился до 12.4% г/г благодаря наращиванию объемов предоставления нерезидентам ИТ-услуг (26.1% г/г), что было обусловлено в частности устранением административных барьеров для экспорта услуг в конце 2016 года. Также высокими оставались объемы экспорта услуг трубопроводного транспорта – объем транзита газа в европейские страны увеличился на 25% г/г. Одновременно ускорился и рост объемов импорта услуг (до 9.9% г/г), прежде всего за счет статьи “путешествия”.

Увеличение объемов выплат из-за начала репатриации дивидендов, начисленных за 2016 год, было компенсировано ростом поступлений по оплате труда, что обусловило близкое к нулю сальдо счета первичных операций в апреле-мае.

Финансовый счет

В апреле-мае 2017 года чистые поступления по финансовому счету увеличились до 1.6 млрд. долл. В отличие от предыдущего квартала, они были обеспечены за счет как государственного, так и за счет частного секторов. Успешное завершение третьего пересмотра программы EFF с МВФ позволило правительству получить очередной транш макрофинансовой помощи от Европейской Комиссии на сумму 0.6 млрд. долл.

Чистые привлечения реального сектора (1.2 млрд. долл.) были обусловлены сокращением объемов наличной валюты вне банков (0.6 млрд. долл.), ростом задолженности по торговым кредитам (0.5 млрд. долл.) и поступлениями от размещения корпоративных еврооблигаций (0.2 млрд. долл.). Чистые выплаты банковского сектора за этот период составили 0.3 млрд. долл.

По предварительным оценкам, в апреле-мае поступило 57 млн. долл. прямых иностранных инвестиций, 75% из них было направлено в реальный сектор. В то же время притоком прямых иностранных инвестиций в I квартале (0.5 млрд. долл.36) в большей степени был обеспечен межфирменный долг предприятий прямого инвестирования.

Сокращение объемов наличной валюты вне банков осталось одним из ключевых факторов формирования профицита по финансовому счету частного сектора. Сокращение ее объемов в апреле-мае ускорилось вследствие увеличения объемов продажи валюты населением, что, среди прочих причин, способствовало усилению ревальвационного давления на обменный курс гривны к доллару США.

По итогам апреля-мая был зафиксирован чистый приток долгового капитала в частный сектор (0.3 млрд. долл.). Благодаря увеличению привлечений реального сектора роловер по долгосрочным кредитам частного сектора (77%) превышал показатели, как предыдущего квартала, так и соответствующего периода прошлого года. Существенный рост роловера банковского сектора из-за незначительной доли (менее 10%) практически не повлиял на общий показатель.

Резервные активы

Благодаря профицита сводного платежного баланса в апреле-мае (1.3 млрд. долл.) и получению очередного транша от МВФ (1.0 млрд. долл.) объемы международных резервов увеличились до 17.6 млрд. долл. или 3.6 месяца импорта будущего периода по состоянию на конец мая 2017 года.

Внешняя устойчивость

В I квартале 2017 года все показатели внешней устойчивости улучшились благодаря росту уровня ВВП и экспорта товаров и услуг. Одновременно из-за плановых выплат процентов по реструктуризированным ОВГЗ в марте объемы международных резервов несколько сократились, вследствие чего показатели их адекватности по состоянию на конец I квартала 2017 года незначительно ухудшились.

Валовой внешний долг остался практически на уровне начала года (113.6 млрд. долл., или 117.9% от ВВП). Секторальная динамика была разнонаправленной: увеличился долг государственного сектора и уменьшился – частного. Незначительный рост обязательств государственного сектора (до 42.9 млрд. долл.) обусловлен получением кредита от Центрального банка Швейцарии в размере 100 млн. долл.

В то же время, погашение межбанковских кредитов обусловило сокращение долга банковского сектора до 8.5 млрд. долл., (9 млрд. долл. в IV квартале). Задолженность реального сектора осталась на уровне предыдущего квартала: сокращение объемов задолженности по долгосрочным долговым инструментам сопровождалось ростом обязательств по краткосрочным обязательствам, а межфирмовый долг увеличился на 0.4 млрд. долл.

Краткосрочный внешний долг по остаточному сроку погашения за I квартал сократился до 46.2 млрд. долл. (или 94.6% от экспорта) в первую очередь в результате сокращения плановых выплат реального сектора. В то же время объемы обязательств правительства и центрального банка в течение следующих 12 месяцев выросли до 2.5 млрд. долл., из которых 1.4 млрд. долл. составляют будущие выплаты по кредитам МВФ.

В условиях ограниченного доступа частного сектора к финансовым рынкам и сокращения задолженности банковского сектора по долгосрочным кредитам в предыдущие периоды (в результате операций по конвертации долга в уставный капитал) соотношение краткосрочного долга к валовому продукту в частном секторе оставалось на высоком уровне (61.8% в I квартале 2017 года).

На фоне несущественного уменьшения размера международных резервов (до 15.1 млрд. долл., или на 2.7% по сравнению с началом года) большинство показателей адекватности международных резервов почти не изменилось. В частности критерий покрытия широкой денежной массы и покрытие будущего импорта уменьшились лишь на 0.3 в.п. и 0.1 месяца будущего импорта. Соотношение резервов и композитного критерия МВФ (ARA metrics) ухудшилось на 1.5 в.п. и составило 54.3%.

Соотношение резервов и краткосрочного долга (критерий Гвидотти – Гринспена) уменьшилось лишь на 0.3 п. п. (до 32.7%) из-за пропорционального сокращения краткосрочного долга по остаточному сроку погашения.

Наличная валюта вне банков: о чем свидетельствуют тенденции последних лет

Начиная с 2015 года, сокращение объемов наличной иностранной валюты вне банков стало играть ведущую роль в обеспечении поступлений по финансовому счету платежного баланса.

Более того, в условиях существенного сжатия потоков капитала вследствие потери доступа к внешним финансовым рынкам и оттока долгового частного капитала, в 2016 году наличная валюта стала основным источником финансирования дефицита текущего счета. Этот структурный сдвиг особенно впечатляет, учитывая предыдущий, более как 20-летний, период накопления наличной валюты в экономике Украины и глубокие потрясения, которые пережила страна за последние три года.

Согласно экономическим исследованиям (например, Т.Scheiber и Н.Ѕіх (2009)), именно макроэкономическая нестабильность (высокая инфляция или значительное обесценение национальной валюты), что наблюдалась в прошлом, имеет высокую корреляцию с уровнем долларизации в стране. Поэтому можно предположить, что в периоды значительных потрясений спрос на иностранную валюту растет. В частности, спрос на иностранную валюту оставался значительным в 2009 году, 2014 году и первой половине 2015 года. Однако с середины 2015 года этот тренд развернулся.

По методологии составления статистики платежного баланса, объемы прироста наличной валюты вне банковского сектора определяются как разница между объемами ввоза и вывоза валюты в/из Украины физическими лицами и их валютными операциями с банками через такие каналы:

покупка/продажа иностранной наличности населением;

чистая выдача наличных через кассы банков (карточные счета, переводы, кредиты, депозиты и др.);

финансирование неформальной торговли;

денежные переводы в наличной форме от трудовых мигрантов;

затраты наличной валюты лицами, которые путешествуют.

Объемы неформальной торговли, денежных переводов в наличной форме и расхода наличной валюты лицами, которые путешествуют, определяются на основе экспертных оценок.

В течение 2009 – 2012 годов ведущую роль в приросте запасов наличной иностранной валюты вне банков играла ее чистая покупка населением. Де-факто фиксированный обменный курс и ограниченность альтернативных инструментов для сбережений на фоне снижения доверия к банковской системе и многолетней “привязанности” к иностранной валюте обусловили значительные объемы чистой покупки наличной валюты с целью предотвращения обесценивания сбережений.

После введения административных ограничений НБУ относительно проведения валютных обменных операций в конце 2011 года объемы чистой покупки наличной валюты начали сокращаться.

Однако уже в 2013 году дальнейшее сокращение было обусловлено не действием административных ограничений, а замедлением роста доходов населения в условиях стагнации экономики и ростом привлекательности депозитов в национальной валюте на фоне высоких ставок, низких инфляционных и девальвационных ожиданий в течение большей части года. В 2014 году административные ограничения на покупку наличной иностранной валюты были ужесточены из-за роста турбулентности на валютном рынке с конца 2013 года.

Вместе со стремительным снижением доходов населения это привело к дальнейшему сокращению объемов чистой покупки валюты населением. Выдача наличных через кассы банков, что стало основным фактором наращивания наличности вне банков в этот период, стала следствием не только снятия населением депозитов в иностранной валюте и ростом выдачи наличных средств с карточных счетов, но и фиктивных кассовых операций отдельных банков.

В 2015 – 2016 годах объемы наличной валюты вне банков начали сокращаться, прежде всего, за счет снижения объемов выдачи наличных денег через кассы банков вследствие усиления контроля над кассовыми операциями и внедрения НБУ в конце 2014 года ряда ограничений.

Кроме того, с 2015 года объемы продажи валюты превышали объемы покупки, что можно объяснить сокращением реальных доходов населения и одновременно увеличением сделок по покупке объектов жилой недвижимости на первичном рынке и транспортных средств. В 2016 году эта тенденция усилилась, несмотря на постепенное смягчение Национальным банком ограничений на валютном рынке, введенных в 2014 – 2015 годах. В частности, среди причин, которые поддерживали эту тенденцию, была большая привлекательность депозитов в национальной валюте на фоне значительно более высоких ставок и снижение инфляционного давления.

Относительно остальных статей отметим, что после 2014 года количество туристов, посещавших Украину, значительно сократилось. Это дополнительно усиливалось снижением их расходов в долларовом эквиваленте из-за существенной девальвации гривны. Как следствие, вывоз наличных денег лицами, путешествующих за пределы Украины, стал значительно преобладать над ввозом. Однако переводы наличных денег от трудовых мигрантов неформальными путями были достаточно стабильным источником их поступления на протяжении последних восьми лет.

Почему центральный банк должен заниматься вопросами изменения объемов наличной валюты вне банков?

Во-первых, как уже отмечалось выше, сокращение объемов наличной валюты в последние годы стали весомым источником финансирования дефицита текущего счета. Соответственно оценка устойчивости тенденции к снижению наличной валюты, учитывая достаточно активное дальнейшее смягчение ограничений на валютном рынке, является весомым фактором, который учитывается Национальным банком при разработке макроэкономического прогноза и оценке рисков, которые лежат в основе принятия решений по монетарной политике. (См. вставку “Меры НБУ по либерализации валютного рынка и совершенствования функционирования финансового рынка).

Во-вторых, высокий уровень долларизации экономики снижает эффективность монетарной политики и имеет ряд других негативных последствий для экономики.

Учитывая потенциальные общие объемы иностранной валюты в Украине, стабилизацию макроэкономической ситуации, а также меры Национального банка по развитию безналичной экономики можно ожидать сохранения этой тенденции.

МОНЕТАРНЫЙ СЕКТОР И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Во II квартале 2017 года, после почти полугодовой паузы, НБУ возобновил цикл смягчения монетарной политики. В течение апреля-мая Правление НБУ дважды понижало учетную ставку – в общей сложности на 150 б.п. – до 12.5% годовых. Это обусловило постепенное уменьшение стоимости ресурсов в национальной валюте на межбанковском кредитном рынке и средневзвешенных процентных ставок по кредитам (без овердрафта) и депозитам нефинансовых корпораций и домохозяйств.

Ситуация на валютном рынке во II квартале 2017 года оставалась благоприятной, что наряду с относительной сбалансированностью инфляционных рисков позволило НБУ и дальше ослаблять административные ограничения на валютном рынке.

По результатам апреля-мая 2017 года продолжался постепенный прирост остатков депозитов в банковской системе. Быстрыми темпами росли остатки средств в национальной валюте на депозитных счетах домашних хозяйств. Более умеренный рост остатков депозитов корпоративного сектора был обусловлен значительными квартальными налоговыми платежами и увеличением потребности в оборотных средствах (в том числе наличных).

Кредитная активность оставалась слабой из-за сохранения значительных кредитных рисков и высокого уровня долговой нагрузки среди заемщиков корпоративного сектора. Одновременно шло восстановление потребительского кредитования домашних хозяйств, что обусловлено ростом потребительской уверенности и спроса на товары длительного использования.

Процентные ставки

Восстановление (после почти полугодового перерыва) цикла смягчения монетарной политики в середине апреля 2017 года способствовало дальнейшему снижению процентных ставок на межбанковском рынке в национальной валюте во II квартале. Так средневзвешенная стоимость межбанковских кредитов в апреле-мае по сравнению с I кварталом 2017 года уменьшилась на 74 б. п. – до 12.2% годовых.

Также снижалась стоимость и других гривневых ресурсов. Доходность гривневых ОВГЗ на первичном и вторичном рынке, во II квартале 2017 года снижалась по всем срокам размещения. Высокий спрос на среднесрочные гривневые ценные бумаги обеспечивался как в значительной ликвидности банковской системы, так и ожиданиями рынка относительно умеренного смягчения монетарной политики в будущие периоды. В мае, впервые с начала 2017 года, МФУ предложило долларовые облигации, причем со сроком обращения до трех лет (последнее размещение трехлетних валютных ОВГЗ состоялось в 2013 году), однако спрос на них был незначительным.

В апреле-мае 2017 года снижались и розничные ставки банков в национальной валюте. Одним из ключевых факторов снижения средневзвешенной стоимости кредитов (без овердрафта) нефинансовых корпораций было также усиление конкуренции между банками, несмотря на высокий спрос на кредитные ресурсы со стороны нефинансовых корпораций. В то же время, ставки по кредитам домохозяйств оставались на уровне предыдущего квартала. Все еще высокие процентные ставки по кредитам населению объясняются значительным удельным весом и относительно высокой стоимостью обслуживания краткосрочных потребительских и карточных кредитов.

Несмотря на общую тенденцию к постепенному уменьшению ставок по депозитам в национальной валюте, в срочном разрезе динамика была разнонаправленной. В частности стоимость депозитов населения овернайт и до одного месяца по результатам апреля-мая несколько возросла, хотя срочные вклады и дальше дешевели, ‒ наибольшему сокращению подверглись вклады со сроком свыше 2 лет. В то же время доходность средств нефинансовых корпораций демонстрировала противоположную динамику – в ценовой борьбе за клиента банки с целью улучшения фондирования повышали ставки по вкладам сроком более шести месяцев, и снижали по другим срокам.

Валютный рынок

Во II квартале 2017 года ситуация на валютном рынке оставалась благоприятной и характеризовалась укреплением гривны относительно доллара США. Дальнейший ревальвационный тренд обуславливался увеличением предложения иностранной валюты с учетом превышения поступлений иностранной валюты от нерезидентов над ее перечислениями и значительной продажей населением наличной валюты. В то же время спрос на иностранную валюту остался на уровне предыдущего квартала. Еще одним весомым фактором укрепления гривны относительно доллара США была девальвация последнего относительно ведущих валют.

Учитывая благоприятную ситуацию, НБУ в течение II квартала 2017 года проводил преимущественно операции по покупке иностранной валюты для пополнения международных резервов, не препятствуя рыночным тенденциям на валютном рынке. По результатам II квартала 2017 года средневзвешенный курс гривны к доллару США ревальвировал на 2.2%, а чистая покупка НБУ иностранной валюты составила 1.2 млрд. долл. (с начала года – 1.4 млрд. долл.).

Одновременно НЭОК гривны во II квартале практически не изменился, поскольку большинство валют стран – ОТП Украины также укрепились относительно доллара США. РЭОК несколько усилился из-за более высокой инфляции в Украине по сравнению со странами – ОТП. В годовом измерении РЭОК гривны усилился на 4.7%.

Стабилизация курсовых ожиданий на фоне усиления гривны к доллару США обусловили рост предложения наличной иностранной валюты населением. Кроме того, увеличению объемов операций на официальном наличном валютном рынке способствовали меры НБУ по постепенной либерализации валютного регулирования и отмены с начала года пенсионного сбора с операций по покупке наличной иностранной валюты. Так во II квартале 2017 года среднедневные объемы продаж наличной иностранной валюты населением составили около 38 млн. долл., что почти вдвое превысило этот показатель за соответствующий период прошлого года.

Вставка: Меры НБУ по либерализации валютного рынка и совершенствование функционирования финансового рынка

Учитывая благоприятную ситуацию на валютном рынке и относительную сбалансированность инфляционных рисков, НБУ продолжил во II квартале 2017 года политику ослабления административных ограничений на валютном рынке. В частности НБУ:

отменил временное сокращение максимального срока для расчетов за экспорт/импорт товаров. Этот срок устанавливается соответствующим законом и составляет 180 дней;

предоставил иностранным инвесторам право приобретать иностранную валюту с целью возврата за границу средств, полученных от продажи корпоративных прав, отдельных видов ценных бумаг, вследствие уменьшения уставных капиталов и выхода из предприятий;

позволил бизнесу досрочное погашение внешних кредитов и займов, если в роли обеспечения по ним были обязательства международных финансовых организаций;

разрешил банкам открывать корреспондентские счета в иностранной валюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов в банках-нерезидентах стран, национальная валюта которых отнесена к другим группам Классификатора;

отменил запрет на покупку иностранной валюты для выполнения обязательств, при наличии у клиента собственных средств на счете в размере, превышающем 100 тыс. долл.;

снял ограничение (100 тыс. грн. в месяц) для физических лиц на перевод средств за пределы Украины для неторговых операций;

отменил ограничения на проведение банками операций по обмену иностранной валюты, как на межбанковском, так и на международном валютном рынке в пределах одной группы Классификатора;

упростил проведение валютных операций на условиях “форвардˮ, отменив ограничения в отношении группы Классификатора иностранных валют, срока и вида операции, что хеджируется для собственных валютных операций банков и операций субъектов внешнеэкономической деятельности по обмену (конвертации) иностранной валюты и купли-продажи иностранной валюты за гривны для хеджирования риска изменения курса иностранной валюты;

расширил для банков диапазон операций с банковскими металлами: отменил ограничения на покупку-продажу (на условиях “тодˮ, “томˮ, “спотˮ, “форвардˮ, “свопˮ) банковских металлов на межбанковском валютном рынке только за гривны, на межбанковском валютном рынке за иностранную валюту 1-й группы Классификатора;

снял ограничения для физических лиц, не являющихся предпринимателями, по группе Классификатора и количества операций по обмену безналичной иностранной валюты, которая имеется на их счету, и разрешил физическим лицам обмен наличной иностранной валюты на безналичный расчет без ограничения по группе Классификатора;

ввел для физических лиц электронные индивидуальные лицензии. На их основании разрешается перечислять за границу иностранную валюту с целью инвестирования, размещения средств на собственных счетах и выполнения обязательств перед нерезидентами по договорам страхования жизни на общую сумму до 50 тыс. долл. (в эквиваленте) в течение года;

повысил для бизнеса лимит (с 50 тыс. долл. за один календарный месяц до 2 млн. долл. за календарный год) для инвестирования за границу. На основании одной лицензии и установил различные требования для получения лицензии: упрощенные, если размер инвестиции до 50 тыс. долл., и требование предоставления развернутого перечня документов, если сумма превышает 50 тыс. долл.

Вместе с тем, помимо либерализации ограничений на валютном рынке НБУ принимал меры с целью предотвращения оттока капитала, установив требования относительно раскрытия информации о конечных бенефициарных владельцах (UBO) нерезидентов-кредиторов. Усовершенствовал порядок контроля над соблюдением максимальной процентной ставки по договору на уплаты комиссий, сборов в период до получения кредита и/или в течение первого года действия договора.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий