В Управлении дорожного движения объясняют, что в увеличении количества ДТП ничего удивительного нет: неблагоприятные погодные условия и нарушения правил дорожного движения водителями.
В Украине уровень смертности в ДТП превышает показатели западноевропейских стран в 3-4 раза. У нас каждый день гибнет больше людей чем, например, в Швеции или Дании за год!
Автомобили – это часть нашей жизни. В том, что ДТП происходят ежедневно с печальными и часто трагическими последствиями, ничего удивительного нет. Мы сами нарушаем, мы привыкли слышать о нарушителях.
Из вышеприведенной статистики ДТП за 10 дней – 600 водителей – это те, кто сел за руль пьяным и попал в аварию. То есть более полутысячи людей в праздники наплевали на свою жизнь и на жизнь других. И это только те автомобильные аварии, которые удалось зафиксировать.
Неужели выпитая рюмка или превышение скорости стоит жизни?
Люди, проживающие в странах с высоким уровнем жизни, знают – не стоит. У них уровень погибших в ДТП стремится к 0%, а в некоторых уже достиг этой отметки. Для них безопасность на дороге – не пустые слова. Дети европейцев изучают правила дорожного движения не по принуждению, а потому что знают – это вопрос жизни и смерти.
Неужели украинцам меньше хочется жить, чем европейцам?
Понятно, что в Европе большие штрафы, а также уголовная ответственность за употребление алкоголя за рулем, но есть еще одна БОЛЬШАЯ причина, почему европейцы меньше нарушают, имеют высокую культуру поведения на дороге, а, следовательно, меньше устраивают или попадают в ДТП. Они ценят свою жизнь. И знают ее стоимость.
В цивилизованных странах мира стоимость жизни пострадавших в результате ДТП – подсчитана.
Человеческая жизнь там рассматривается с макроэкономической точки зрения, и эта величина используется в расчетах бюджетов во многих отраслях, например, в медицинской сфере или сфере безопасности дорожного движения, в судебной практике, в страховании и др.
От цифры стоимости жизни отталкиваются при определении убытков и возмещений, если человек погиб или получил травмы. В европейских странах жизнь в среднем стоит от 1 до 2 млн. евро.
То есть зная эти цифры, человек требует определенного уровня жизни, зарплаты, социальных гарантий и возмещения убытков.
Украинцы же думают, что их жизнь стоит меньше, что они будут не в состоянии отстоять свои права и интересы, большинство людей отчаявшиеся и пассивные в вопросе собственной ценности.
Поэтому Украина как государство до сих пор неэффективно распределяет средства на безопасность дорожного движения, не имея законного механизма подсчета экономических потерь от ДТП. А, следовательно, наша страна не в состоянии разработать реальные экономически обоснованные программы противодействия и предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
Опираясь на европейский опыт, и с целью уменьшения количества ДТП украинские активисты организовали исследование, в котором эксперты подсчитали, сколько же стоит жизнь украинца.
Глобальное исследование по оценке стоимости жизни и совокупных убытков от ДТП было проведено по заказу Национальной программы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма детей и молодежи Traffic Challenge.
На сегодня – это самые свежие данные, заверенные аудиторской компанией BDO, входящей в пятерку крупнейших мировых аудиторов и которая работает в более чем 150 странах мира. Для подсчета данных была взята статистика за 2015 год.
Как в мире происходит процесс расчета стоимости жизни и совокупного ущерба от ДТП:
– Сначала анализируются существующие методы расчета.
– Определяются составляющие компоненты и выявляются способы получения необходимой информации.
– Собираются и оцениваются имеющиеся данные.
– Проводятся расчеты компонентов по формулам.
– Рассчитывается совокупная стоимость.
В рамках исследования Traffic Challenge при совместном участии украинских и европейских экспертов было разработано 3 методики расчета.
Первый подход – расчет экономических потерь и расходов государства. Он базируется на официальных данных и расчете убытков и недополученных доходов государства.
Среди прямых расходов – это расходы больниц на лечение потерпевших, выплата пенсий, единовременные выплаты на погребение погибших, убытки службы по эксплуатации дорог от ликвидации последствий ДТП, расходы Управления безопасности дорожного движения, Национальной полиции и правохранительных органов на расследование ДТП.
Косвенные затраты – это налоги, которые будут недополучены государством в период нетрудоспособности работников, недополученный ВВП, затраты предприятий, сотрудники которых попали в ДТП, потери членов семьи человека в виде недополученного дохода.
Второй подход – это расчет экономических потерь и расходов государства и домохозяйств. Он базируется на официальных данных, расчете убытков, недополученных доходов государства, расходах домохозяйств.
Здесь посчитали затраты вследствие преждевременной смерти (недополученный ВВП, пенсии лицам, которые были на иждивении умершего; а также расходы домохозяйств в виде недополученной зарплаты в течение жизни потенциального участника ДТП) или травматизма (государство выплачивает больничные, недополучает ВВП в течение лечения потерпевшего; расходы домохозяйств обсчитывалась в виде расходов на лечение).
Поскольку эти два подхода основаны на официальных тарифах, выплатах, компенсациях, зарплатах, «бесплатной» медицине, то они не могут учитывать теневую часть нашей экономики, поэтому полученные цифры стоимости жизни и ущерба государства в них – являются очень заниженными.
По первому методу стоимость жизни составляет $79618 (или 1736458 грн), а общий годовой ущерб государства составляет $485 млн. (или 10 млрд. 583 грн, 0,53% ВВП).
По второму методу стоимость жизни – $177108 (или 3862 721 грн.), общий годовой ущерб государству составляет $1 млрд. 197 млн. (или 26 млрд. 113 грн., 1,32% ВВП).
И, наконец, третий: расчет социально-экономического ущерба по валовому методу, или европейский расчет.
Базируется на оценочных данных расходов, здесь учтены все расходы: и государства, и домохозяйств, и моральные убытки.
Составляющие компоненты: фактический материальный ущерб (стоимость ремонта автомобиля), административные расходы (стоимость повреждения автомобильной дороги, расходы полиции), медицинское обслуживание (оказание первой помощи, выезд скорой на место ДТП, стоимость госпитализации, дальнейшее пребывание в больнице, расходы на хирургию и тому подобное), расходы на ритуальные услуги в случае смертельных ДТП. И важный момент – человеческие затраты (боль, горе, страдание).
Этот метод является наиболее объективным и используется для расчетов во многих европейских странах.
Итак, стоимость жизни украинца по третьему подходу, по нашим расчетам, составляет около $400378 (10490840 грн.), а общий экономический ущерб от ДТП с этим подходом – $2 млрд. 074 млн. (или 45 млрд. 227 млн. грн., 2,5% ВВП).
Эта оценка также демонстрирует, какая часть экономики Украины находится в тени. Получается, что больше, чем 76% экономики Украины – теневая (то есть¾), а лишь ¼ экономики – не в тени.
Что нам дадут знания стоимости жизни и что получит государство, зная сумму совокупного ущерба от ДТП? Мы – поймем свою собственную ценность, будем знать, чего требовать от государства, от человека, причинившего нам вред, от страховых компаний в случае, если застрахованы.
Государство сможет направить превентивную деятельность в сфере БДД, страхования, организации дорожной инфраструктуры, медицины, правоохранительной деятельности и судебной практики возмещения убытков в соответствии с мировыми стандартами.
Стоимость жизни и количество дорожных аварий взаимосвязаны.
Чем стоимость жизни меньше, тем человек чаще рискует.
Чем больше стоимость жизни и осознание людьми своей ценности, тем меньше человек рискует, соответственно уменьшается количество ДТП.
Приведем лишь несколько примеров существующих государственных выплат.
По закону «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» размер страховой суммы потерпевшему составляет лишь 100 тысяч гривен.
А по закону об общегосударственном социальном страховании, выплата в результате смерти и несчастного случая равна ста размерам прожиточного минимума – 154,4 тысяч гривен.
В исследовании стоимости жизни и совокупных убытков от ДТП конечная цифра по европейским методам расчета вышла, напомним, $400 тыс.
И хотя стоимость жизни украинца вышла меньше, чем в Европе, само существование такой оценки – это движение вперед, одно из нужных направлений превентивной деятельности. Ведь все заинтересованы в уменьшении количества ДТП, сохранении своей жизни и экономии на убытках.
Авторы: журналист Ирина Сидоренко, руководитель ОО «Traffic Challenge» Ольга Дробышева
Источник: «Украинская правда. Жизнь»
Перевод (с сокращениями): BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.