Почти 40 аграрных законов должен принять в 2022 году парламент. По утвержденному аграрным комитетом годовому законодательному плану, депутаты должны допилить земельную реформу, разработать изменения в Конституцию в части децентрализации, налогообложения АПК.
Кроме предложенных депутатами шагов, правительство и Минагрополитики тоже должны предпринять свои действия. Например: запуск на практике механизма минимального налогового обязательства, оживление портала НИГД, обновленный подход к государственной поддержке в рамках Государственного аграрного реестра, передать Минагро Реестр складских документов на зерно, утвердить госпрограмму поддержки животноводства и подготовить стратегию развития молочной отрасли и дорожную карту для виноделов.
Предлагаю вам перечень важнейших первоочередных шагов на 2022 год от власти для отрасли АПК.
Курс на создание добавленной стоимости в АПК — растениеводство и животноводство
Как, по-моему, вызов №1 для всех ветвей власти – нулевая ставка НДС на все продукты питания, фрукты и овощи в ЕС со второго полугодия 2022 года. Мы знаем, что ее планируют ввести в рамках реформы налога на добавленную стоимость. Недавно в Брюсселе согласовали текст директивы ЕС о нулевом НДС. Поэтому чтобы не упасть лицом в товары европейских производителей на украинских прилавках, нам нужно в супер оперативном режиме принять зеркальные меры и давать пищевой переработке и АПК нулевую ставку НДС.
Если этого не произойдет – то мы собственными руками будем душить своего же производителя в условиях конкурентного рынка на своих же территориях, а потребитель будет голосовать гривнами в пользу европейских продуктов. Как вам такая перспектива? Не очень. Ведь за ней наблюдается стремительный рост именно пищевого импорта в Украину.
Вы спросите, как это сделать?
Первое – ввести закон о нулевой ставке НДС для переработчиков аграрного сырья и производителей продовольствия.
Второе – задать общий курс экономики на создание добавленной стоимости. По-простому, из украинской муки следует производить макароны, хлеб, комбикорма, сладости и потреблять это самим и экспортировать.
Из кукурузы производить — биоэтанол, добавлять его в топливо и продавать своим гражданам и экспортировать отходы в виде пеллет и др. Следует принять законопроект, который обяжет каждую АЗС каждого лица, что реализует топливо на территории Украины добавлять в топливо 2 или 1% биоэтанола украинской переработки. После его принятия появится внутренний спрос на биоэтанол. Потому что это станет обязанностью и нормой для автомобильных заправок. Так, как это делается в мире.
Третье – принять и воплощать Национальную программу развития животноводства. Такая задумка у президента Владимира Зеленского есть.
AgroPolit.com собрал аналитику в специальном материале положения дел в животноводстве и узнал предложения животноводов в нее. Среди них – спецрежим для производителей прибавочной стоимости (в формате того, как действует в ЕС), нулевая таможенная ставка для экспорта и импорта КРС и МРХ, только для экспорта животных весом до 300 кг (телят) можно оставить ставку 10% и другие.
Земля. Рынок земли: купля-продажа паев, земельные монополии, множественное гражданство, консолидация, земли на балансе госпредприятий, НИГД
Земельные паи
Как действует закон о рынке земли №552-IX – в онлайн-карте, разработанной AgroPolit.com совместно с Zemelka.ua при поддержке нового земельного агентства Volodar. Если коротко, то цена земли растет медленными темпами из-за дефицита платежеспособных покупателей. Вторая яркая черта рынка земли — нет и безумного предложения продажи паев.
Сейчас депутаты предлагают шлифовать процедуру продажи земли, упростив ее. Подробнее об этом в законопроекте №6199 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно уточнения положений относительно совершения нотариальных действий в процессе приобретения прав на земельные участки». В частности, он снимает вопрос злоупотребления преимущественным правом при покупке земельных участков.
Им также предлагается, что проверка соответствия приобретателя земельного участка сельскохозяйственного назначения требованиям, определенным статьей 130 Земельного кодекса Украины, не осуществляется при приобретении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства и для ведения личного крестьянского хозяйства в частности:
земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства — 0,25 га;
земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения личного крестьянского хозяйства;
земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, площадью до 2 га.
Иными словами, законопроектом предлагается усовершенствовать процедуру приобретения в собственность покупателей небольших земельных участков для садоводства и земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства, расположенных в пределах населенных пунктов.
Минимальное налоговое обязательство (МНО)
Минимальное налоговое обязательство будут платить с 1 января 2022 года все владельцы земли, на которой ничего не выращивается, так и фермеры или аграрии, которые обрабатывают собственную или арендованную землю. С каждого гектара земли надо уплатить определенную сумму обязательных налогов, и она не может быть меньше этого установленного государством МНО – ориентировочно 1,5-2 тыс. грн (в зависимости от размера НГО). Если же сельскохозяйственные земли находятся в пределах населенных пунктов, в дачных и садовых кооперативах – за них не уплачивается МНО.
В минимальное налоговое обязательство входят следующие налоги:
налог на землю,
налог с дохода за продажу урожая, выращенного на этом участке,
налог на доходы физических лиц,
военный сбор с зарплаты наемных работников.
Ориентировочно дополнительные доходы в бюджет местных общин и общего бюджета в год от минимального налогового обязательства составят 10-12 млрд. грн.
Собранные деньги от МНО расположатся так:
в местные бюджеты – 60 %,
государственный бюджет — 25 %,
областной – 15 %.
Размер минимального налогового обязательства отчисляется от НГО и варьируется по годам в размере:
2022 год — 4 %,
2023-й — 5 %.
Важно, что исключение по уплате минимального налогового обязательства имеется только для сельского фермерского хозяйства – 50% льгота. Это хозяйство размером до 20 га.
Если земельное наследие не унаследовано и на участок нет собственника – то МНО не платит никто. Если собственник есть, то платит либо арендатор (в случае заключения официального договора), либо владелец пая, если сам обрабатывает участок, либо же сдает теневому фермеру.
Что касается полевых дорог, пастбищ и сенокосов, то они тоже подпадают под уплату МНО в зависимости от размера НГО (у них он ниже). Так называемые ничейные полевые дороги (не входят в паи, а находятся между паями) не подпадают под налогообложение. Запас земли и резерв МНО уплачивается так: если они в аренде – облагаются налогом (платит владелец земли/пользователь или арендатор).
Реально уплата МНО состоится только в мае 2023 года. Именно тогда владельцы земельных участков получат платежки от налоговой службы об уплате этого обязательства.
Земельная монополия
Депутатам и правительству придется решить еще одну проблему – принять антимонопольное земельное законодательство, чтобы избежать появления в регионах на уровне отдельных общин земельных монополий семейного типа.
С 1 января 2023 года в одних руках можно будет сосредотачивать 10 тыс. га земли, то есть семья из 5-ти человек спокойно может содержать целую общину в своей собственности. Аренда 50 тыс. га земли и право собственности на нее – это разные вещи, и, прежде всего отношение арендатора/собственника к тому, кто сдает эту землю или там проживает бывший собственник. Как избежать этого? Внести поправку в земельный закон о том, что нельзя на уровне одной общины владеть более чем 35% всей сельскохозяйственной земли.
Множественное гражданство
Если же депутаты поддержат инициативу Владимира Зеленского о множественном гражданстве, то придется делать еще один предохранитель для защиты фермеров. Потенциально этнические украинцы, бывшие иноземцы имеют больше финансов и по доступной стоимости (иностранные кредиты как минимум значительно дешевле) для приобретения земли в сравнении с украинскими гражданами.
Чтобы отсутствовал риск, когда этнические украинцы купят у владельца пая по более высоким ценам землю, и потом ее будут сдавать в аренду фермерам, правительству нужно позаботиться о существенном удешевлении кредитов под землю для украинских фермеров. Иначе у нас появится класс земельных рантье и состоится «корпоратизация» украинского фермерства. Именно так.
Консолидация земли и минус 2 га в одни руки каждому
Незакрытый земельный гештальт – законопроект о консолидации земель
Закон № 5438 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам консолидации земель». Кроме лейтмотива закона есть и другой не менее важный аспект, в тексте обнародованного законопроекта предлагается внести изменения в закон «О личном крестьянском хозяйстве» — предлагают убрать часть ст. 5 о том, что для ведения личного сельского хозяйства используются переданные в собственность 2 га земли.
Земли на балансе госпредприятий
Сегодня на балансе государственных предприятий находится 750 тыс. га сельскохозяйственных земель. Речь идет о земле Национальной академии наук Украины, Министерства обороны, Государственной пенитенциарной службы, Министерства образования, а также бывших государственных предприятий Министерства АПК, которые сегодня переданы в Фонд госимущества на приватизацию.
Эти 750 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения обрабатывают 1166 государственных предприятий и учреждений:
Национальная академия аграрных наук — 354 тыс. га
Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства – 178 тыс. га
Министерство образования и науки – 77 тыс. га
Министерство обороны — 42 тыс. га
Государственная пенитенциарная служба Украины (Министерство юстиции) – 35 тыс. га
Гослесагентство — 21 тыс. га
Фонд государственного имущества — 14 тыс. га
Госводагентство — 2,5 тыс. га.
По данным AgroPolit.com в ближайшее время Минагрополитики предложит свой вариант распоряжения этими землями (через сдачу в аренду на электронных аукционах). Сейчас есть два законопроекта по этому вопросу.
Первый – №3012-2 проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения права работников государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций на получение земельной доли (пая).
Второй – №5385 закон о внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты об отмене института права постоянного пользования земельными участками.
Идет горячая дискуссия по нескольким вопросам:
Как продавать государственные предприятия (отдельно имущество и право аренды на землю или все вместе)?
Какой срок аренды земли вписывать при продаже права аренды на земельных аукционах 40% государственной земли, которая возвращается государству?
Как быть с 20% земель для участников АТО (все-таки отдавать им эти земли или, наоборот, сдавать в аренду и полученные средства с этих 20% и еще 40% государственных земель отправлять в специальный фонд ветеранов)?
Национальная система геопространственных данных
После смены главы рабочей группы развития НИГД, наконец, утвердили план деятельности и развития НИГД на несколько лет. На базе этого плана сделали бюджетный запрос, и в бюджете на 2022 год заложили 17 млн. грн на запуск НИГД.
В чем проблема с этим ресурсом сейчас?
Сейчас существует все нужное законодательное поле для работы Национальной системы геопространственных данных, создана инфраструктура для НИГД (есть портал, наборы данных, требования к ним и т. д.). Но не хватает участия и работы центральных органов исполнительной и местной власти по наполнению портала данными.
Орошение и мелиорация сельскохозяйственных земель
Здесь имеется две задачи.
Первое — принять законопроект №5202-д «Об организации водопользователей и стимулировании гидротехнической мелиорации земель». Он создает условия для появления неприбыльных организаций водопользователей (объединения аграриев), которые получат объекты мелиоративных систем. За свой счет они будут ремонтировать, модернизировать и строить новые оросительные системы. Им отходит право определять график и объемы подачи воды на орошение, а также тарифы за услуги орошения.
Второе – запустить проекты по восстановлению оросительных сетей в Одесской, Херсонской, Николаевской и Запорожской областях. Вот этим проектом будет заниматься Минагрополитики. Именно оно будет внедрять восстановление мелиоративной отрасли в рамках национального проекта до 2024 года. А МЭРТ в целом будет отвечать за развитие системы орошения.
Как утверждают собеседники AgroPolit.com такое распределение состоялось, потому что Денис Шмыгаль очень хотел контролировать именно эту тему, потому принял меры, чтобы не отдавать эти полномочия Роману Лещенко, поэтому перебросил задачи на бывшую помощницу Андрея Ермака, действующего министра экономики Юлию Свириденко.
Государственный аграрный реестр (ГАР)
ГАР — это платформа электронного взаимодействия агрария с государством. По замыслу Минагрополитики он должен совместить в себе 17 различных реестров:
Реестр селекционных достижений в животноводстве
Реестр технических средств для АПК
Реестр сертификатов семян и/или садового материала
Реестр субъектов племенного дела в животноводстве
Реестр сельскохозяйственных совещательных служб
Реестр заявок на сорта растений
Реестр права собственности на сорта растений
Реестр аудиторов по сертификации
Реестр представителей по вопросам интеллектуальной собственности на сорта растений
Реестр органов по оценке соответствия
Единый государственный реестр животных
Реестр субъектов семеноводства и рассадничества
Реестр сортов растений, пригодных для распространения в Украине
Реестр аграрных расписок
Реестр племенного дела в животноводстве
Реестр зерна, принятого на хранение
Реестр складских документов на зерно.
Каждый аграрий сможет взять бесплатно все документы в онлайне, подвязанные под него из всех 17-ти реестров, просто войдя в свой персональный кабинет.
Аграрные расписки
Принять в целом законопроект №2805 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно функционирования и обращения аграрных расписок». Этот законопроект делает аграрные расписки ценными бумагами, то есть их можно будет выпускать в форме онлайн.
Сейчас нотариус требует много документов под каждый договор для верификации аграрной расписки. Этот процесс длительный, затратный по финансам. Если мы этот законопроект примем, то сможем в персональном кабинете у фермера в рамках Государственного аграрного реестра расширить меню функционала – и аграрий сможет оформить онлайн аграрную расписку. Важный момент: не нотариус будет вносить в таком случае онлайн аграрную расписку, а фермер себе там будет ее оформлять.
Реестр складских документов на зерно
Следует завершить процесс передачи от МЭРТ в Минагрополитики ГП «Государственные реестры Украины». А от Госпродпотребслужбы следует передать Минагро государственный реестр зерна – Реестр складских документов на зерно. Его следует вмонтировать в платформу вместе: государственный аграрный реестр с реестром агарных расписок. Поэтому мы сможем построить процесс купли-продажи зерна на элеваторах в онлайне.
А сейчас это происходит в офлайне. И имеет такой вид: выпускается складское свидетельство, его переписывают на покупателя, далее происходит поездка на элеватор. По приезде на элеватор владелец зерна показывает покупателю договор хранения зерна с этим элеватором, затем это сопоставляется с карточкой хранения количества зерна в тонах на конкретном элеваторе и затем происходит переписка этого зерна на покупателя. До конца дня (а всего в течение 24 часов) элеватор должен зарегистрировать этот договор в реестре складских документов на зерно.
Документ об этом отдается на руки покупателю, и он идет в банк и платит средства за приобретение зерна продавцу. Вся эта процедура может быть втиснута в телефон в онлайн формат — нужна политическая воля МЭРТ и желание отказаться от теневого рынка зерновых и коррупции. Такой инструмент позволит увеличить скорость получения денег сельхозпроизводителями на день-два. Плюс — прозрачность процесса.
Есть два реестра: об учете складских бумаг на зерно на элеваторах и об учете зерна. Их следует объединить в один механизм, и это приведет к тому, что на рынке не будет ситуаций, когда складских бумаг на зерно будет значительно больше, чем есть зерна по факту. Это предохранитель образования аграрных зерновых «пузырей» на рынке.
Единый государственный реестр животных (ЕГРЖ)
Единый государственный реестр животных предусматривает, что все животные должны быть с бирками и должны быть занесены в этот реестр. Это позволяет аграрию отдавать в залог этих животных, получая кредит в банке.
Лицензирование новой импортной сельскохозяйственной техники
Во время передачи полномочий от Минэкономики и Минагрополитики забыли о полномочиях по сертификации новой техники из-за того, что МЭРТ было слишком большим и там не всегда понимали, что происходит в отдельных подразделениях и физически не успевали отследить актуальные вопросы. Исправить это можно, проголосовав один из двух законопроектов: №6070 – он регламентирует порядок и правила регистрации новой сельхозтехники, и альтернативный закон №6070-1.
Оба законопроекты имеют одинаковое название и предусматривают возобновление функций сертификации новых видов сельскохозяйственной техники. Отличие заключается в подотчетности компаний, которые получат право сертифицировать продукцию. Депутаты не успели этого сделать до конца 2021 года, поэтому уже в начале этого они должны закрыть вопрос. Иначе возникнет проблема с сертификацией новой техники и ее ввозом в Украину.
Молочная отрасль
В конце года в парламент подали доработанный законопроект №5297 «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины». Параллельно создали межфракционное депутатское объединение «За развитие молочной отрасли Украины» для стимулирования производства молока, которое должно защитить украинского фермера и малые хозяйства. А правительство взялось за подготовку программы развития молочного сектора и перерабатывающей отрасли до 2030 года.
Вино и винодельческая отрасль
В конце года Верховная рада Украины приняла во втором чтении и в целом законопроект №2064 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования развития виноградарства в Украине». Им устанавливается минимальный срок (25 лет) для пользования земельными участками под виноградниками или для их закладки. Теперь же по плану рассматривается законопроект №6010 «О внесении изменений в закон Украины «О винограде и виноградном вине».
В рамках подписанного украинскими виноделами и Минагрополитики Меморандума о сотрудничестве для развития отрасли также планируется:
создание и продвижение национального бренда «Вино Украины», что является прерогативой государства и регламентируется соответствующим порядком;
изготовление украинского вина исключительно из винограда, выращенного и переработанного в Украине;
введение государственного реестра виноградников и винодельческой продукции, который предусматривает обязательное внесение сведений о виноградных насаждениях от 0,15 га;
создание системы прослеживания винодельческой продукции от виноградника до бутылки на основе трех деклараций: декларации о сборе урожая, декларации о производстве, декларации об остатках;
приближение отечественного налогового законодательства к законодательству ЕС в части определения винодельческой продукции. А также внедрение положений относительно ставок акцизного налога и освобождение от акцизного налога вин, других негазированных и игристых прошедших брожение напитков, основываясь на положениях Директивы 92/83/ЕС «О гармонизации структур акцизных сборов на алкоголь и алкогольные напитки» от 19 октября 1992 года;
сотрудничество и представительство Украины в Международной организации винограда и вина (OIV);
осуществление полноценного лабораторного контроля произведенной в Украине и ввезенной на таможенную территорию Украины винодельческой продукции;
обеспечение добросовестной конкуренции, противодействие реализации фальсифицированной винодельческой продукции, а также представление не менее чем 50% соответствующих торговых площадей для бренда «Вино Украины».
Пищевая промышленность
Среди других нужных законопроектов являются те, что затрагивают развитие пищевой промышленности. В частности законопроект № 6248 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно пищевых продуктов и других объектов санитарных мероприятий».
Децентрализация и общины
Годовую оценку реформы вы сможете прочитать в следующих материалах на AgroPolit.com, а к тому прикидываем только общие штрихи того, что уже горит.
Первое — подготовка и внесение изменений в Конституцию по децентрализации.
Второе — принять ряд уже оговоренных в процессе реформирования законов. В частности, законопроект «О службе в органах местного самоуправления». Также должен появиться новый законопроект об агломерации.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.