
27.06.2019 – Системные риски в финансовом секторе Украины находятся на исторически минимальном уровне. Текущие условия благоприятны для работы банков, база фондирования уверенно растет, кредитование физических лиц стремительно развивается, банковский сектор остается прибыльным, хорошо капитализированным и высоколиквидным. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины о финансовой стабильности.
На данный момент ключевой риск для финансовой стабильности – неблагоприятное для государства развитие событий вокруг Приватбанка. В течение апреля-мая был принят ряд судебных решений, ставящих под сомнение законность и целесообразность национализации Приватбанка в декабре 2016 года. Эти решения пока обжалуются в апелляции. НБУ совместно с Министерством финансов и ФГВФЛ готовит план действий на случай любого развития событий для государства.
В целом НБУ и партнеры будут руководствоваться в своих действиях соображениями сохранения финансовой стабильности и защиты прав вкладчиков указанного банка.
Несмотря на замедление украинской экономики, макроэкономические условия остаются благоприятными для работы банков. Ключевым макроэкономическим риском для финансовой стабильности является пауза в сотрудничестве между Украиной и МВФ. Это удорожает рефинансирование государственного долга, в частности на международных рынках частного капитала. Доступ к ним сейчас критически необходим, ведь Украина проходит период пиковых выплат по внешнему долгу.
Завершение избирательного цикла позволит в ближайшие месяцы пересмотреть текущую программу сотрудничества с МВФ или начать новую.
Финансовое состояние домохозяйств и бизнеса улучшается. Высокие темпы роста реальных доходов населения сохраняются третий год подряд. Улучшение потребительских настроений в сочетании с высокими доходами стимулируют население брать больше кредитов.
Доходы компаний также динамично растут, рентабельность нормализовалась после резкого восстановления после кризиса, а долговая нагрузка остается в основном на приемлемом уровне. В целом предприятия все четче декларируют намерения больше занимать на финансирование инвестиций в основной и оборотный капитал. Тем временем банки утверждают, что готовы увеличивать объемы корпоративного кредитования.
Доля внутреннего фондирования в обязательствах банков продолжает расти, внешние заимствования в иностранной валюте составляют лишь около 11% от всех обязательств сектора. Финучреждения продолжают погашать внешние долги, однако новые не привлекают из-за их относительно высокой стоимости и невысокого спроса на кредиты в иностранной валюте. Фондирование остается очень коротким, однако банки имеют большие объемы высококачественных ликвидных активов на балансах – это хороший предохранитель от проблем с ликвидностью.
Потребительское кредитование и дальше стремительно растет: темп прироста необеспеченных гривневых кредитов домохозяйствам на текущие цели превышает 30% г/г восемь кварталов подряд. Сегмент сохраняет высокий потенциал развития: долговая нагрузка на сектор домохозяйств в целом невысокая, чуть меньше, чем 10% годового дохода, хотя уровень закредитованности населения с низкими доходами значительно выше.
Высокодоходное потребительское кредитование. Это делает его очень привлекательным для банков, однако они должны надлежащим образом учитывать и связанные с ним риски.
Проведенный НБУ анализ сегмента потребительского кредитования показал, что в текущих макроэкономических условиях большинство банков адекватно оценивает уровень потерь от кредитного риска по таким займам и имеет соответствующий уровень резервов. Однако расчетные значения вероятных потерь в случае кризиса в основном слишком оптимистичны.
Для оценки необходимых резервов банки используют модели, которые не чувствительны к резкому ухудшению макроэкономических показателей.
Поэтому если реализуется неблагоприятный сценарий, финучреждения могут не сформировать надлежащие резервы на опережение. Чтобы избежать этого, в будущем НБУ может повысить вес риска по необеспеченным потребительским кредитам. Это нужно, чтобы финучреждения имели достаточный запас капитала для поглощения потенциальных убытков от этого сегмента на случай кризисных явлений.
На сегодня банковский сектор получает рекордные прибыли. Благодаря высокой операционной эффективности и низкой стоимости кредитного риска в I квартале рентабельность капитала сектора (ROE) превысила 30%. Риски доходности сейчас низкие, однако финучреждения должны предполагать, что в среднесрочной перспективе доходность нормализуется (снизится). НБУ считает, что банки должны использовать текущие доходы на формирование запаса капитала.
В ближайшие годы требования к капиталу существенно будут повышаться: нужно будет формировать буфера консервации и системной важности (для системно важных банков), а также покрывать капиталом операционный и рыночный риски (сейчас только кредитный риск). Финучреждения будут обязаны держать больше капитала для покрытия возможных убытков. Важно, чтобы те государственные банки, которые сегодня выполняют нормативы только с небольшим запасом, не распределяли прибыль на выплату дивидендов, а удерживали ее для выполнения новых требований к капиталу.
Важные события последних месяцев – создание независимых наблюдательных советов в государственных банках. «Укрэксимбанк» и «Ощадбанк» впервые будут иметь наблюдательные советы, в которых большинство членов являются независимыми. Это создает предпосылки для изменения принципов работы государственных банков и окончательно выведет их из-под прямого влияния органов власти.
Ключевые задачи для наблюдательных советов – расчистить балансы от неработающих кредитов, разработать стратегии и бизнес-модели, повысить операционную эффективность и в итоге максимизировать прибыль для государства. На нынешнем этапе главная цель новых наблюдательных советов – сделать государственные банки привлекательными для инвестирования. Эффективная деятельность наблюдательных советов станет залогом того, что работа государственных финучреждений больше не будет приносить государству убытки, как это было в предыдущие годы.
Высокая долларизация банковских балансов остается источником системных рисков. Доля валютных активов и пассивов сократилась с пиковых значений 2015 года более чем на 10 п. п.; на сегодня доля валютных депозитов и кредитов немного превышает 40% от общих объемов. Впрочем, среди клиентов банков до сих пор немало компаний с кредитами в иностранной валюте, но с доходами почти исключительно в гривне. Банки должны консервативно оценивать кредитные риски таких заемщиков.
НБУ ожидает, что дедолларизация балансов сектора будет продолжаться, пока сохраняется финансовая стабильность, а темпы инфляции будут снижаться.
По оценкам НБУ, естественный уровень долларизации составляет около 20% для подобных украинских финансовых систем. Уровень долларизации государственного долга превышает две трети – это также источник макроэкономических рисков. Рост инвестиций нерезидентов в гривневые ОВГЗ позволит постепенно увеличивать долю гривневого долга, что повысит финансовую устойчивость государственных финансов.
Доля неработающих кредитов на балансах банков и в дальнейшем превышает 50%. Правда, она постепенно снижается, но лишь благодаря статистическому эффекту от роста общего портфеля. НБУ ожидает заметную активизацию процесса расчистки балансов от недействующих кредитов. Для этого устранены практически все юридические и налоговые препятствия.
Поскольку вопрос проблемных активов решается крайне медленно, НБУ планирует утвердить положение о работе с проблемными активами. Оно будет побуждать банки определить для себя четкие временные рамки снижения объемов неработающих кредитов. Ожидается, что правительство примет дополнительное решение, которое урегулирует работу государственных банков с проблемными активами. Новые наблюдательные советы этих финучреждений должны уделить данному вопросу внимание в первую очередь.
НБУ продолжает работать над гармонизацией банковского регулирования и надзора с требованиями европейского законодательства. Продолжается работа над разработкой новых правил расчета регулятивного капитала и требований капитала на покрытие операционного риска, а также над методикой норматива долгосрочной ликвидности NSFR. Ожидается, что НБУ утвердит соответствующие документы до конца текущего года после проработки с банковским сообществом.
Индекс финансового стресса
В I полугодии 2019 года индекс финансового стресса (ИФС) после временного роста, вызванного инцидентом в Керченском проливе и введением на месяц военного положения в Украине, снизился и приблизился к своему историческому минимуму. Постепенно двигались вниз все субиндексы. Существенно снизился уровень стресса в банковском секторе, в частности составляющая ликвидности.
Уменьшение субиндекса государственных ценных бумаг обусловлено ростом ликвидности государственных еврооблигаций Украины. Валютный субиндекс сократился вследствие укрепления курса гривны к доллару США. За последние недели индекс финансового стресса не сигнализировал о существенных изменениях условий на финансовых рынках.
ИФС отражает исключительно текущее состояние дел в финансовом секторе и не указывает на будущие риски в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
Тенденции внешней среды
Геополитические и геоэкономические риски высоки и продолжают расти. Большинство экономик мира замедляется, некоторые – резко. Это последствия протекционизма, что привело к стагнации международной торговли, и прошлогодней жесткой монетарной политике ФРС, что обусловило отток капитала из развивающихся стран. ФРС и ЕЦБ перестали делать монетарную политику жестче так быстро, как планировали раньше. Но угрозы сохраняются для развивающихся экономик, – это негативно влияет и на цены на сырьевые товары.
Глобальные геополитические риски остаются значительными, а геоэкономические чрезвычайно высокими
За последние полгода появился ряд геополитических рисков, угрожающих глобальной экономике. Санкции США против Ирана стимулировали теневой экспорт иранской нефти. Это предопределяет военное напряжение в Ормузском проливе. В Венесуэле началось внутреннее противостояние, к которому присоединились глобальные геополитические игроки. В Европе проблем тоже хватает: до сих пор не урегулирован выход Великобритании из ЕС (Brexit), продолжаются массовые уличные протесты во Франции.
Но наибольший риск-протекционизм, используемый для достижения неэкономических целей. Торговая война между США и Китаем – граница геополитического противостояния. 10 мая начался новый ее этап: США повысили пошлины на китайские товары стоимостью около 200 млрд. долл. с 10% до 25%. В ответ Китай повысил пошлины с 5-10% до 10-25% на американские товары на 60 млрд. долл. В США рассматривают возможность установки пошлин на весь китайский импорт.
Однако пока нереализованная угроза торговой войны между США и Мексикой имела целью уменьшить поток мигрантов через американо-мексиканскую границу. Обе проблемы долговременные и требуют времени для преодоления, а вот методы их решения прямо и сразу негативно влияют на мировую торговлю.
В глобальной торговле появились признаки стагнации
Геополитические риски снижают темп роста мировой торговли. В декабре и феврале он приобрел отрицательные значения год к году. В I квартале рост возобновился и был крайне вялым. Стагнация мировой торговли замедлила развитие промышленности. В марте в более чем половине стран G-20 объем промышленного производства снижался в годовом исчислении. По данным Всемирного банка промышленность обеспечивает около четверти добавленной стоимости глобальной экономики. Поэтому сохранение этих тенденций весомо влияет на экономический рост в мире.
Экономический рост в мире замедляется
По данным МВФ, темп прироста мировой экономики снизился с 3.8% в 2017 году до 3.6% в прошлом году. Замедление затронуло все группы стран, особенно европейских. В IV квартале в Турции началась рецессия, экономика Италии почти прекратила рост.
Поэтому в апрельском Обзоре мировой экономики во второй раз подряд МВФ понизил прогноз роста мирового ВВП на 2019 год – до 3.3%. Фонд ожидает, что в этом году экономика еврозоны вырастет на 1.3% (на 0.5 п. п. ниже, чем в прошлом году), Польши -3.8% (-1.3 п. п.), России — 1.6% (-0.7 п. п.), Китая — 6.3% (-0.3 п. п.). По мнению МВФ, реальный ВВП Турции снизится на 2.5%.
Экономики основных торговых партнеров Украины вероятно и в дальнейшем будут замедляться. По данным ОЭСР составлены в марте опережающие показатели (CLI) для всех стран, кроме Индии и РФ, они находились на самом низком уровне со времен Великой рецессии (европейского долгового кризиса для государств ЕС) и продолжали снижаться.
Дополнительный фактор риска для Еврозоны – введение жестких экологических стандартов в немецком автомобилестроении, что заметно повлияло на показатели отрасли. Все это создает значительные угрозы для реального сектора и финансовой стабильности в Украине.
С 1 июня РФ запретила экспорт в Украину нефти, угля и нефтепродуктов. Также перечень запрещенных к импорту в Россию украинских товаров расширен продукцией машиностроения, металлообработки и легкой промышленности на 250 млн. долл. в год. Это непосредственный, хоть и управляемый, риск для экономики Украины.
Смягчение позиции ФРС и ЕЦБ временно облегчило ситуацию на развивающихся рынках
В прошлом году повышение учетной ставки и сокращение баланса ФРС, сворачивание количественного смягчения ЕЦБ обусловили отток капитала из развивающихся стран. В IV квартале эта тенденция обострилась, поэтому ФРС и ЕЦБ скорректировали монетарную политику. ФРС прекратила повышать ставку, а с мая сокращает баланс на 35, а не 50 млрд. долл. в месяц и закончит эту операцию в сентябре 2019 года, а не в декабре 2020 года. Ряд индикаторов указывает на то, что в этом году ФРС может снизить ставку. А вот ЕЦБ отказался от повышения ставки – по крайней мере, до второй половины 2020 года.
Действия ФРС и ЕЦБ привели к временному оживлению на рынках активов развивающихся стран. Но признаки стагнации в мировой торговле нивелировали их влияние на экономику этих стран. МВФ прогнозирует, что прошлогоднее падение притока портфельных инвестиций в развивающиеся экономики продлится и в 2019 году.
В мае рынки резко негативно отреагировали на новый раунд торговой войны между США и Китаем. Продолжение этих тенденций крайне негативно начали влиять на экономики и финансовые рынки развивающихся стран.
Рост цен на сырьевые товары не ожидается
В течение первых четырех месяцев года цены на нефть восстанавливались вследствие сокращения поставок из Ирана и Венесуэлы, вызванного санкциями США, и согласованного уменьшения добычи странами ОПЕК+. Однако в мае началось резкое падение из-за замедления глобальной экономики и геополитических рисков. МВФ прогнозирует, что в 2019 году цены на нефть снизятся на 13.4%. В июне встреча ОПЕК+ может повлиять на рынок нефти, но риски сохранения низких цен на нее являются достаточно высокими.
Железная руда подорожала из-за аварии в Бразилии, неблагоприятных погодных условий в Австралии и высокого спроса в Китае. Стоимость руды будет оставаться высокой, но снизится по сравнению с нынешней. Дорогая руда будет поддерживать цены на сталь близким к текущему уровню.
В прошлом году цены на продовольствие были высокими. И с начала этого года они заметно снизились. В мае началось сезонное восстановление, однако превышение прошлогодних уровней маловероятно, потому что на стоимость продовольствия будет давить слабая экономическая динамика в развивающихся странах.
Макроэкономические и фискальные риски
Риски для финансовой стабильности сохраняются. Украина проходит период пиковых выплат по внешнему долгу. Такие выплаты, из-за ограниченных возможностей привлечения на международных рынках капитала, уже привели к сокращению объемов международных резервов.
В таких условиях критически важным является дальнейшее получение кредитных средств от МВФ и других официальных кредиторов. К другим рискам относится замедление роста ВВП, недовыполнение налоговых поступлений и высокая вероятность снижения с 2020 года объемов транзита российского газа территорией Украины.
Ключевой риск – платежи по внешнему долгу
За пять месяцев 2019 года объемы международных резервов НБУ снизились на 1.4 млрд. долл. из-за высоких выплат по внешним обязательствам. В мае правительство приобрело у НБУ почти весь объем валюты, необходимый для погашения суверенных еврооблигаций на 1.0 млрд. долл., выпущенных под гарантии США. Однако недавнее размещение еврооблигаций на сумму 1 млрд. евро позволит пополнить резервы.
Высокие валютные выплаты сохранятся. В ближайшие пять кварталов Украина будет тратить на них в среднем по 2.6 млрд. долл. ежеквартально, а с середины 2019 года до конца 2021-го правительство и НБУ должны уплатить по долгам в иностранной валюте в целом более 20 млрд. долл. Если не будет новых внешних заимствований в достаточных объемах, международные резервы будут снижаться. Поэтому на ближайшие годы погашение и обслуживание валютного государственного долга – источник рисков для финансовой стабильности.
Часть потребностей в финансировании правительства традиционно покрывается за счет внешних заимствований. Емкость украинского долгового рынка (как гривневого, так и валютного сегментов) не позволяет полностью профинансировать дефицит из внутренних источников. Открытие прямого доступа нерезидентов к рынку ОВГЗ через Clearstream существенно увеличит потенциал привлечения финансирования в гривне от иностранных инвесторов. Однако это не устранит потребность в частичном привлечении валютного долга с внешних рынков.
Поэтому ключевая задача – обеспечить постоянный доступ к внешним рынкам заимствований и постепенно снизить стоимость долга. На сегодня стоимость привлечения внешнего и внутреннего долгов является одной из самых высоких в мире, а доходность суверенных еврооблигаций в долларах на начало июня составляла 7-9% в зависимости от срока погашения. В такой ситуации правительству выгодно сокращение бюджетного дефицита.
Это, с одной стороны, будут снижать текущие потребности в финансировании, а с другой – будет способствовать более быстрому снижению уровня инфляции и, соответственно, снижению учетной ставки. В результате будет снижена стоимость привлечений в гривне и в валюте.
Стабилизация макроэкономической ситуации, рост ВВП, замедление инфляции, умеренный дефицит текущего счета платежного баланса и снижение государственного долга до 60% от ВВП создают предпосылки для рыночных размещений. Но в краткосрочной перспективе ключевая задача – провести необходимые реформы и возобновить сотрудничество с МВФ и другими МФО. Пауза в выполнении программы фонда критична для финансовой стабильности. В начале осени, после парламентских выборов и формирования нового правительства, продолжение сотрудничества с МВФ станет ключевым.
Учитывая амбициозную программу реформ, согласованную с МВФ, и все еще высокую уязвимость экономики к внешним рискам, целесообразным представляется начало новой долгосрочной программы сотрудничества с МВФ, вероятно еще до завершения срока текущей программы “Стенд-бай”.
С 2015 года объемы международных резервов ощутимо выросли и на начало июня 2019 года составили 19.4 млрд. долл. По текущему прогнозу Национального банка, в 2019-2021 гг. они будут находиться преимущественно в диапазоне 21-22 млрд. долл., в случае сохранения поддержки Украины международными финансовыми организациями, доступа к международным рынкам капитала и интересам иностранных инвесторов к ОВГЗ в гривне.
Рост ВВП замедлился
В I квартале темп роста реального ВВП снизился до 2.2% г/г, прежде всего из-за вялой динамики промышленности. Показатели строительства, животноводства, розничной торговли и транспорта поддержали рост. НБУ прогнозирует, что рост ВВП замедлится с прошлогодних 3.3% до 2.5% в этом году. Причины – жесткая монетарная и фискальная политика, сокращение темпов в росте экономик основных торговых партнеров Украины. Впрочем, внутренний спрос остается высоким. Это подтверждают показатели розничной торговли: за 4 месяца рост составил 7.9% г/г.
Увеличение объемов внутреннего потребления обусловлено приростом реальной заработной платы, индексацией пенсионных выплат и значительными переводами из-за границы. Но, вероятно, совокупное влияние этих факторов будет ослабевать, поэтому темпы роста внутреннего спроса замедлятся.
Дефицит текущего счета в безопасной зоне
По предварительным данным, в январе–апреле 2019 года дефицит текущего счета платежного баланса составил приемлемые 388 млн. долл. Это обусловлено существенным ростом объемов экспорта зерновых культур и умеренным импортом энергоносителей. Впрочем, приток средств по финансовому счету был выше (682 млн. долл.) благодаря инвестициям нерезидентов в ОВГЗ и заимствованиям государственного сектора.
В ближайшие месяцы мировая экономика может заметно замедлиться, сдерживая рост украинского экспорта, а вот сохранение устойчивого внутреннего спроса и наращивание объемов закупок энергоносителей в дальнейшем будут стимулировать прирост импорта. Это создает риск расширения дефицита текущего счета, хотя сейчас НБУ ожидает, что в 2019 году он останется на прошлогоднем уровне 3.3% ВВП.
По оценкам Национального банка, если сотрудничество с МВФ будет продолжаться, то в 2019-2021 годах поступления прямых иностранных инвестиций и привлечения на внешних рынках практически полностью компенсируют дефицит текущего счета. Иначе дефицит будет сокращаться вследствие курсовой коррекции.
В среднесрочной перспективе существует еще один риск для платежного баланса – падение объемов транспортировки российского природного газа по территории Украины после запуска газопровода “Северный поток – 2”. Он может реализоваться уже с 2020 года и вызвать ощутимое сокращение экспорта транспортных услуг.
Риски невыполнения госбюджета существенны
За 5 месяцев, по оперативным данным Госказначейства, налоговые и таможенные органы недовыполнили план поступлений в бюджет на 28.2 млрд. грн. Прирост поступлений от налоговых органов составил лишь 4.8% г/г, тогда как планом был предусмотрен рост на 13.8%, а таможенные органы увеличили перечисления на 2.2% г/г (вместо плановых +12.8%).
Низкие темпы вызваны ростом возмещения НДС на 28.0% г/г, укреплением обменного курса гривны и снижением мировых цен на ключевые товары импорта. Недобор налогов был временно компенсирован за счет долговых заимствований, а также благодаря Национальному банку, он с опережением графика перечислил в бюджет 64.9 млрд. грн. Из них сверхплановые перечисления составили 17.3 млрд. грн.
Однако если нынешняя динамика доходов сохранится, это увеличивает вероятность секвестра бюджета. Ведь значительные краткосрочные потребности в погашении и обслуживании долга ограничат возможности правительства в финансировании дефицита бюджета.
Планирование ликвидности государственных финансов – еще одна важная проблема. Правительству следует улучшить планирование доходов в соответствии с возможностями экономики, в частности, повысить точность прогнозов поступлений на ЕКС и расширить горизонт его прогнозирования до 6 месяцев. Это значительно упростит управление государственными финансами и повысит эффективность координации фискальной и монетарной политики.
Относительный уровень государственного долга будет снижаться
Государственный долг Украины уязвим к валютному риску. На конец апреля его доля, номинированная в иностранной валюте, составляла 68% и с 1993 года не опускалась ниже 59%. В 2014-2015 годах изменение обменного курса гривны было определяющим в росте соотношения долга к ВВП, а сейчас оно – один из главных факторов увеличения долга из-за стрессовых сценариев.
Правда, в прошлом году благодаря укреплению гривны курсовой фактор обусловил сокращение государственного долга впервые с 2010 года. Однако чтобы уменьшить валютный риск на будущее, доля валютного долга должна существенно снизиться.
Если будут продолжаться реформирование экономики и сотрудничество с МВФ и удастся избежать значительных макроэкономических шоков, то по базовому сценарию государственный и гарантированный государством долг будет сокращаться до 57% ВВП на конец 2019 года и 54% – на конец 2021-го. В таком случае основными факторами снижения долговой нагрузки станут рост ВВП и положительное первичное сальдо бюджета.
Реальный сектор и связанные риски
В реальном секторе продолжается снижение рентабельности. Долговая нагрузка приемлема для большинства отраслей. Крупнейшие заемщики реального сектора нормализовали долговую нагрузку. Главные риски доходности реального сектора – рост расходов на обслуживание кредитов. Крупнейшие государственные компании нуждаются в инвестициях в основной и оборотный капитал, поэтому будут привлекать новые заимствования.
Доходность реального сектора несколько снизилась, но долговая нагрузка почти не изменилась
В течение трех кварталов 2018 года чистый доход реального сектора вырос на 18.3%. Однако рентабельность по EBITDA незначительно уменьшилась из-за роста себестоимости, административных и прочих операционных расходов. Эта тенденция снижения маржинальности, вероятно, продолжится, если не будет макроэкономических шоков.
В прошлом году финансовый результат сектора по налогообложению увеличился на 22% г/г до 278 млрд. грн. Наибольший рост зафиксирован в добыче (+41%) и машиностроении (+60%). Рост доходов в машиностроении обязан преимущественно финансовым результатам производства электрического оборудования. Прибыль добывающих компаний выросла благодаря повышению цен на природный газ.
Впервые после кризиса операции с недвижимостью стали операционно прибыльными. Убытки на транспорте обусловлены переоценкой Укртрансгазом основных средств производства и резервированием проблемной дебиторской задолженности. В результате за 9 месяцев доля операционно убыточных предприятий выросла на 1 п. п. г/ г до 31%.
Долговая нагрузка реального сектора не изменилось: за 12 месяцев к концу сентября соотношение долга к EBITDA составляло 2.2 х. Однако в строительстве, масложировом производстве, электроэнергетике и транспорте показатель вырос. Несколько снизилась долговая нагрузка в машиностроении и секторе управления недвижимостью.
Рост финансовых расходов – главный риск для доходности реального сектора
Операционная прибыль снизилась за три квартала 2018 года на 6%, хотя в тот же период 2017 года она выросла на 44%. В то же время увеличились финансовые расходы, потому что на конец сентября 2018 года процентная ставка по кредитам банков выросла на 2.3 п. п. г/ г. Эти два фактора вызвали снижение ICR с 3.5 за январь-сентябрь 2017 года до 3.2 за этот период 2018 года.
Предприятия большинства отраслей имеют достаточный запас операционной прибыли, чтобы покрыть возможный рост стоимости кредитования. Исключение составляют энергетический сектор, строительство и отдельные предприятия металлургии. Однако отдельные крупные государственные компании требуют дополнительного финансирования на обновление основных средств или на пополнение оборотных средств. Внешние заимствования слишком дорогостоящие, поэтому источники финансирования придется искать на внутреннем рынке, преимущественно в украинских банках.
Долговая нагрузка крупнейших заемщиков из реального сектора нормализовалась
НБУ проанализировал выборку крупных заемщиков украинских банков, которые в этом году проходят стресс-тестирование. Должники с неработающими кредитами и финансовые компании не брались во внимание. Таким образом, в выборку вошло 383 предприятия, на которые на конец 2018 года приходилось более половины всех работающих кредитов. 59 предприятий из выборки относятся к 38 группам под общим контролем. Для них была использована консолидированная отчетность. Дочерние компании иностранных корпораций были оценены по индивидуальной финансовой отчетности.
После кризиса банки признали реальное качество долгов. Подавляющее большинство безнадежных кредитов было полностью зарезервировано. В портфеле работающих кредитов остались качественные должники или заемщики, по которым банки ожидают улучшения финансового состояния после проведения реструктуризаций.
В течение 2017-2018 годов в выборке несколько выросла доля должников с высоким соотношением чистого долга к EBITDA. Это произошло под действием таких факторов. Во-первых, снизилась доходность крупнейших агротрейдеров, являющихся дочерними компаниями международных групп. Это не создает угроз для банков, потому что обычно эти долги полностью покрыты гарантиями материнских компаний.
Во-вторых, банки интенсивно кредитовали компании торговли и возобновляемой энергетики. Первые получают кредиты на пополнение оборотных средств, а возвращают их из дохода после реализации товаров; вторые брали на этапе строительства, а после запуска еще не вышли на полную мощность и доходность.
В прошлом году операционная прибыль выборки выросла до 152 млрд. грн. (+11% г/г). Однако рентабельность по EBITDA снизилась на 1 п. п. г/ г до 12%. Результаты крупных должников противоречат общей тенденции реального сектора: вместе с доходами растет операционная прибыль.
Часть заемщиков относится к крупным украинским и иностранным группам. После приведения норм определения кредитного риска к международным стандартам банки должны учитывать финансовое состояние групп под общим контролем при определении качества должников. Такой подход позволяет объективно оценить финансовое состояние заемщиков выборки, который на сегодня лучший, чем отражает индивидуальная отчетность.
Долговая нагрузка крупных заемщиков преимущественно в приемлемых пределах. Исключения – машиностроение, производство масложировых продуктов, пищевая промышленность, возобновляемая энергетика и торговля. На пищепром, в частности масляно-жировую промышленность, негативно влияет снижение мировых цен. За последние 4 года рентабельность EBITDA производителей масла сократилось на 7 п.п., пищепрома в целом – на 12 п.п.
Низкие доходы уже повлияли на качество долгов в системе: в прошлом году по кредитам некоторых заемщиков банки признали дефолт. Впрочем, в I квартале 2019 года ситуация улучшилась, например показатель EBITDA сегмента производства масла Кернела вырос на 83% г/г. Несмотря на это, кредитные риски для этого сегмента остаются существенными.
В 2018 году кредитный портфель крупнейших должников возобновляемой энергетики выборки вырос на 80% г/г до около 7.3 млрд. грн. Сейчас отрасль имеет самые высокие темпы роста маржинальности. Однако получение кредитов в основном на стадии строительства создает дополнительные риски.
В прошлом году долговая нагрузка в машиностроении составила высокие 9.5 х. Несмотря на общее восстановление отрасли, часть подотраслей стагнирует. В течение года снижались прибыли предприятий энергетического машиностроения. Крупные предприятия отрасли смогли частично переориентироваться на новые рынки после потери российского, но регулярных заказов не хватает.
Торговля традиционно использует значительное кредитное плечо в операционной деятельности. Банки кредитуют компании отрасли, рассчитывая на ликвидность оборотных активов и принимая во внимание высокие темпы ее роста. Однако банкам целесообразно более консервативно оценивать риски торговых предприятий, учитывая высокий уровень дефолтов среди них во время прошлых кризисов.
Вставка 1. Украинские публичные компании: рентабельность, не определяющая для доступа к финансированию
С 2015 года публичные компании снижали долговую нагрузку, имея разную динамику рентабельности. Большинство из них провели реструктуризацию и вовремя погашали долги. Теперь они планируют занимать на инвестиционные программы. Но к этому готовы только компании с качественным корпоративным управлением. Для других доступ к финансированию ограничен.
С 2015 года долговая нагрузка публичных компаний снижалась: тогда средневзвешенное значение показателя чистый долг/EBITDA составило 5.2, в прошлом году – 2.1. Компании сосредоточились на погашении старых долгов: многие из них реструктурировали их в разгар кризиса, а некоторые уже ведут переговоры с держателями облигаций и до сих пор. Новые долги привлекали только агрохолдинги.
Изменилась и структура долга. Частные компании погашали банковские кредиты. Поэтому доля еврооблигаций существенно возросла и превышает сейчас половину их обязательств. А для государственных компаний украинские банки остаются главным источником финансирования.
За три года средняя рентабельность публичных компаний снизилась. При этом государственные монополии, металлургические и добывающие предприятия существенно увеличили EBITDA благодаря росту тарифов и благоприятным мировым ценам на сырье. А вот цены на зерновые и масличные негативно повлияли на рентабельность АПК, обусловив повышение средневзвешенного показателя чистый долг/EBITDA для сектора до 4 в 2018 году.
За последние годы новые еврооблигации разместили только МХП и Кернел. Слабая динамика EBITDA и долговой нагрузки не помешали: агрохолдинги имеют качественное корпоративное управление, которое делает их понятными и привлекательными для кредиторов. Еврооблигации подобных компаний имеют низкую доходность, несмотря на увеличение долговой нагрузки. Украинские банки также предлагают им кредиты на лучших условиях, чем другим.
Сейчас публичные компании нуждаются в финансировании. В финансовых планах Нафтогаза и Украинской железной дороги заявлены инвестиции в основной и оборотный капитал. Частные промхолдинги планируют обновлять основные средства. Однако сейчас к значительным заимствованиям готовы только агрохолдинги, на что указывает их активность на рынке.
Вставка 2. Неработающие кредиты – следствие кризиса и низких стандартов кредитования
НБУ проанализировал факторы дефолтов по корпоративным кредитам. Результаты показали, что внешние шоки, война, потеря территорий и рынков сбыта повлияли на качество долга крайне негативно. Но определяющими в преобразовании кредитов на неработающие стали именно внутренние проблемы банковской системы. Низкие кредитные стандарты, пренебрежение лимитами концентрации долгов, кредитование связанных лиц и высокий объем валютного кредитования стали основой массовых дефолтов корпораций по долгам перед украинскими банками.
Украинские банки лидируют по доле неработающих кредитов (NPLs) в мире: на 01.04 она составила 51.7% кредитного портфеля платежеспособных банков, или 599 млрд. грн. 85% NPLs – это корпоративные долги.
NPLs начали стремительно расти с середины 2014 года. В 2017 году произошел номинальный скачок из-за перехода на международные стандарты определения неработающих активов. Банки признавали реальное качество кредитов с опозданием. На это указывает рост просрочек по кредитам, впоследствии ставшим NPLs. Пытаясь отдалить убытки акционеров, финучреждения проводили краткосрочные реструктуризации и капитализировали проценты.
В таких условиях НБУ активно делал систему более прозрачной: усиливал контроль над расчетом кредитного риска, вводил международные нормы его оценивания, проводил стресс-тестирование крупнейших должников.
Большинство NPLs касается крупных кредитов: на 01.04.2019 года 96% объема приходится на кредиты свыше 100 млн. грн., а ¾ неработающих кредитов сконцентрированы на балансе 128 юридических лиц.
НБУ оценил факторы преобразования кредитов на NPLs для выборки из 699 корпоративных заемщиков. Хотя бы на одну из отчетных дат с начала 2017 года все они имели NPLs свыше 100 млн. грн. Исследуемые факторы связаны с внешними шоками (Ф1-Ф3) или с качеством управления кредитными рисками банков (Ф4-Ф6). Это:
- Нахождение заемщика на НКТ, или на территориях, подвергшихся разрушениям во время АТО/ООС.
- Принадлежность должника к отраслям, пострадавшим от потери рынка РФ (машиностроение, производство труб, молочных продуктов и прочее).
- Значительные потери от спада внутреннего спроса во время кризиса (операции с недвижимостью, строительство, производство стройматериалов, автомобилей и т. п.).
- Отсутствие операционной деятельности при получении кредита. Критерии – в год выдачи кредита должник не имел дохода или чистый долг превышал чистый доход более чем в 5 раз и показатель существенно не снижался дальше.
- Наличие операционной деятельности, но неприемлемо долговая нагрузка при получении займа. Критерий – в год получения кредита чистый долг корпорации превышал чистый доход более чем в 2.5 раза, в то же время чистый долг был более чем в 7 раз выше, чем EBITDA.
- Завышенная долговая нагрузка для должников при получении займа (кроме заемщиков с признаками факторов 4 или 5). Критерий — чистый долг в более чем 5 раз выше, чем EBITDA.
Спусковым крючком для кризиса в банковской системе стал внешний шок. Всего 17% NPLs связанных с потерей территорий, рынков сбыта или падением внутреннего спроса. В частности в государственных банках задолженность по кредитам, выданным на НКТ, превышает 30 млрд. грн.
Однако определяющими для роста объема NPLs стали дисбалансы банковской системы, накапливаемые годами. Фактор отсутствия операционной деятельности у заемщика был весомым. В основном такие компании входили в непрозрачные группы, которым было выгодно структурировать кредит таким образом.
В работе с подобными клиентами банки оценивали риски на основе управленческой отчетности и надеялись на качество залога или определенные договоренности между владельцами банка и заемщика. Часто неоперационные компании получали кредиты от связанных банков. Обычно такие займы не имели приемлемого обеспечения. Большинство подобных кредитов появилось задолго до кризиса. После того, как НБУ усилил контроль над кредитованием связанных лиц и расчетом резервов, часть не операционных должников была замещена новыми.
Даже в кредитовании операционных компаний банки часто не полагались на официальную отчетность. 121 должник имел плохие кредитные метрики в год получения займа. Такой подход негативно сказался на качестве кредитных решений.
Один из ключевых дисбалансов банковской системы – уровень концентрации долга. Две трети NPLs выборки – это кредиты крупнейшим бизнес-группам.
Сейчас банки сформировали достаточный уровень резервов под NPLs и постепенно сокращают долю проблемной задолженности на балансе. Однако для НБУ важно не допустить образования новых дисбалансов и обеспечить здоровую работу системы. Для этого регулятор требует обязательно учитывать аудитованную финансовую отчетность крупных должников и групп при определении кредитного риска, а также проводит непрерывный мониторинг расчетов кредитного риска должников и ежегодное стресс-тестирование крупнейших заемщиков банков.
Рынок недвижимости и связанные риски
Жилье становится доступнее, потому что доходы населения повышаются, а цены – практически нет. Поэтому спрос на жилье начал постепенно расти. В то же время новое предложение временно снизилось. Несмотря на это рынок близок к равновесию: нет ни рисков стремительного роста цен, ни угроз финансовой стабильности. Объемы ипотечного кредитования растут, однако еще слишком малы, чтобы заметно влиять на рынок жилой недвижимости.
На рынке коммерческой недвижимости стремительно снижается вакантность, восстанавливается активность девелоперов, а арендные ставки вернулись на докризисный уровень.
Предложение жилья направляется к нормализации
Объем введенного в эксплуатацию жилья в многоквартирных домах в Украине в прошлом году снизился на 25.3% г/г. Так закончилась многолетняя тенденция наличия на рынке весомых временных факторов: избыточного спроса со стороны внутренне перемещенных лиц в 2014-2015 годах и ажиотажного предложения в 2016-2017 годах, обусловленного изменением регуляторной среды. В Киеве спад был даже большим: 28.6% г/г.
Коррекция предложения новых квартир была прогнозируемой. Она свидетельствует, что рынок возвращается к норме, которую определяет макроэкономическая ситуация в Украине.
В то же время в 2018 году в Украине объем жилья, на строительство которого были получены разрешения, увеличился на 13.2% г/г. В столице этот показатель несколько снизился по сравнению с рекордным уровнем 2017 года. Вывод: снижение темпов ввода в эксплуатацию нового жилья временное и угрозы его преобразования на длительный спад пока нет.
Растет средняя этажность домов в выданных разрешениях. Эта тенденция заметно ускорилась в 2017-2018 годах. Поэтому, вероятно, продолжительность цикла строительства будет увеличиваться. Это отчасти объясняет прошлогодний спад показателя ввода в эксплуатацию и может обуславливать высокое предложение нового жилья в ближайшие годы.
По данным сайта ЛУН, по состоянию на конец I квартала в Киеве на стадии проектирования находилось около 60 жилых комплексов, в фазе строительства – втрое больше. На этот год в столице заявлен ввод в эксплуатацию 142 жилых комплексов. Все это подтверждает, что столичное строительство жилья сохраняет высокие темпы, поэтому новое предложение жилой недвижимости останется значительным.
Спрос на жилье постепенно растет с низкого уровня
По данным нотариусов, в прошлом году количество сделок купли-продажи жилья увеличилось на 8.3% г/г, а в I квартале 2019 года – на 5.0% г/г. Рост спроса остановил многолетнюю тенденцию снижения цен на жилье в долларовом эквиваленте: на конец марта на первичном рынке она осталась на прошлогоднем уровне (в гривне увеличилась на 3.5% г/г), а на вторичном – выросла на 3.5% г/г.
Живой спрос обусловлен преимущественно ростом доходов населения. Ведь, по оценкам участников рынка, кредиты банков финансируют лишь менее 7-8% сделок продажи первичного жилья, на вторичном рынке эта доля еще ниже. Этот сегмент понемногу развивается: за I квартал 2019 года было выдано 583 млн. грн. (+5.4% г/г) новых ипотечных кредитов физическим лицам. Но, вероятно, в среднесрочной перспективе ипотечное кредитование не будет определяющим на рынке жилой недвижимости.
Между тем долговременные факторы спроса на жилье находятся на самом низком за много лет уровне. Благодаря росту доходов населения на конец марта показатель Price-to-income составил 10.5. Вместе с тем Price-to-rent за год почти не изменился, потому, что стоимость аренды, как и купли квадратного метра жилья в долларовом эквиваленте оставалась практически постоянной в течение года.
Минимальная цена квадратного метра в новостройках Киева (определена по информации с сайта ЛУН) лишь на 15.5% превышает усредненную себестоимость строительства жилья, рассчитанную Минрегионстроем. Поэтому многие застройщики экономсегмента работают на грани рентабельности.
Однако цены на строительно-монтажные работы растут (+13.4% г/г на конец марта). Учитывая это, а также оживление спроса, наиболее вероятно, что стоимость жилья в гривне будет расти. Если макроэкономическая стабильность сохранится, то подорожание жилья возможно и в долларовом измерении. Однако, принимая во внимание относительную сбалансированность рынка на сегодня, рост цен не будет существенным и стремительным.
Рынок коммерческой недвижимости живо восстанавливается
В прошлом году в Украине было введено вдвое больше торговой недвижимости, чем в депрессивном 2017 году, а в столице, по данным CBRE Ukraine, – в 6.9 раза больше, или 5.0% от имеющегося фонда. И вследствие увеличения розничного товарооборота уровень вакантности продолжил снижаться. В результате арендные ставки в Киеве выросли на 19.0% г/г в долларовом измерении.
В I квартале 2019 года эти тенденции сохраняются: стоимость аренды в долларах растет (18.8% г/г), а новое предложение в столице уже составляет почти половину от показателя за весь прошлый год.
По данным консалтинговой компании Cushman & Wakefield, в I квартале этого года на столичном рынке офисной недвижимости было введено почти столько площадей, как за весь 2018 год. Ожидается, что до конца года новое предложение превысит прошлогодний уровень вдвое. Поэтому за квартал вакантность выросла с 7.2% до 8.2%, но до сих пор она на 1.5 п. п. ниже, чем год назад. Стремительный прирост предложения не остановил рост арендных ставок: +8.7% г/г в долларовом эквиваленте.
По информации Cushman & Wakefield, в прошлом году во вторичный рынок коммерческой недвижимости было инвестировано рекордные 330 млн. долл., что почти в 2.5 раза выше уровня 2017 года. НБУ ожидает, что в этом году инвестиционная активность будет расти, создавая условия для появления новых проектов. Если макроэкономическая стабильность сохранится, то в среднесрочной перспективе спрос на объекты коммерческой недвижимости будет оживляться и в дальнейшем обусловливать сокращение уровня вакантности и повышение арендных ставок.
Домохозяйства и связанные риски
Доходы домохозяйств растут, хотя темпы и замедляются второй год подряд. Восстановление сбережений сдерживается высокими текущими расходами. Средства населения в банках растут преимущественно на текущих счетах и краткосрочных депозитах. Стремительно растет потребительское кредитование.
Однако за год совокупная долговая нагрузка домохозяйств в отношении доходов и ВВП почти не изменилась и остается на исторически низком уровне. Домохозяйства еще долго будут оставаться чистым кредитором банковского сектора.
Прирост реального располагаемого дохода замедлился
В 2018 году реальный имеющийся доход домохозяйств вырос на 9.9%, что лишь на 0.6 п. п. ниже, чем годом ранее. Основной движок-рост заработной платы почти на четверть, соединенный со снижением темпа инфляции. Больше всего зарплата выросла в реальном секторе и государственном управлении. Однако замедление роста МЗП вместе с уменьшением спроса на работников в промышленности, социальной сфере и государственном управлении сдерживали рост.
Индексация социальных пособий также положительно повлияла на доходы: проведение пенсионной реформы обеспечило повышение пенсий в среднем на 35.6% г/г, в частности для военнослужащих – более чем на 50%, одновременно были пересмотрены пенсии работающим пенсионерам.
Замедление прироста доходов в 2018 году стало следствием в основном слабой динамики оплаты труда, полученной из-за границы. Ее прирост уменьшился с 34-36% в 2017 году до 12.8% г/г во втором полугодии 2018 года. Это обусловлено снижением интенсивности трудовой миграции. В частности, в прошлом году была усложнена для работодателей процедура устройства иностранцев на работу в Польше, на которую приходится 30% оплаты труда, полученной украинцами из-за рубежа. Поэтому там уменьшилось количество зарегистрированных деклараций о поручении работы иностранцами.
В то же время упрощаются условия трудоустройства иностранцев в других странах Европы. Однако, вероятно, рост количества трудовых мигрантов из Украины в дальнейшем будет замедляться из-за замедления экономик в ЕС и уменьшения дифференциала между украинским и европейским уровнем зарплат.
Благодаря росту доходов улучшается оценка населением своего благосостояния. В I квартале 2019 года продолжалась тенденция к снижению доли лиц, которые считают свой доход низким. Она составляла 35%. Это минимальный уровень за всю историю проведения опросов компанией GfK Украина (с 2014 года).
В 2019 году рост доходов населения продолжается, хотя и замедляется. Причина – снижение темпа роста экономики Украины и уменьшение конкуренции украинских работников среди работодателей на внутреннем рынке и за рубежом. В сочетании с незначительным (на 12%) повышением МЗП с 1 января этого года это привело к тому, что в I квартале прирост номинальной и реальной зарплаты составил соответственно 20.8% и 10.9%.
По оценкам НБУ, к концу года рост реальной зарплаты замедлится. Однако платежеспособность населения будет расти благодаря как увеличению дохода работающих граждан, так и пересмотра пенсий.
Из-за улучшения потребительских настроений склонность домохозяйств к сбережениям рекордно низкая
Трехлетний рост номинальных доходов вместе со снижением инфляции способствовал повышению потребительского спроса. В прошлом году темп увеличения текущих расходов несколько превысил прирост номинальных доходов. Следствие — годовая склонность населения к финансовым сбережениям составляла лишь 1.5% имеющегося дохода. Это самый низкий уровень за 15 лет наблюдений, что в 7-8 раз ниже показателей стран ЕС и от обычных значений для Украины в не кризисные годы (в среднем около 12%).
О низкой склонности населения к сбережениям свидетельствуют и результаты опросов компании GfK Украина. Согласно им в I квартале 2019 года доля лиц, имеющих возможность экономить, не ограничивая потребление, была на низком уровне — 17%. Доля граждан, имеющих срочные депозиты или планирующих вложения, составляла лишь 3%. Улучшение потребительских настроений способствовало росту текущего потребления и замедлению прироста срочных депозитов вдвое – до 3% г/г.
Ожидается, что население сохранит высокую склонность к потреблению, по крайней мере, на весь 2019 год, а потому прирост срочных вкладов будет умеренным. Впрочем, депозитная база будет расти благодаря увеличению средств на текущих счетах и краткосрочных депозитах.
Спрос населения на кредиты растет
Потребление населения росло, поддержанное наличными сбережениями и кредитами. В прошлом году объемы предоставления новых гривневых потребительских кредитов без учета погашений выросли на 45.2%, что значительно выше, чем темп прироста потребления (22.9%). Поэтому за год отношение новых потребительских кредитов к потреблению выросло до 6.6%.
В то же время прирост остатков потребительских кредитов (полученных минус погашенных) составил всего 1.0% от потребительских расходов. Следовательно, влияние потребительских кредитов на потребление пока несущественное, но, по оценкам НБУ, будет расти благодаря высокому уровню потребительских настроений.
В 2017-2018 годах совокупная долговая нагрузка домохозяйств стабилизировалась, уменьшившись с начала кризиса 2014-2015 годов в 2.3 раза. В итоге в прошлом году уровень долговой нагрузки на население достиг минимума за более чем десятилетие и составил лишь 6.0% от ВВП и 8.7% от годового располагаемого дохода. Это обусловлено быстрым ростом номинальных доходов населения и одновременно медленным восстановлением кредитования до недавнего времени.
Вероятно, уже в этом году тенденция изменится, и долговая нагрузка домохозяйств по отношению к ВВП и доходам вновь начнет расти. Темпы потребительского кредитования будут расти, а рост доходов – снижаться.
Видимо, будет расти и отношение кредитов к депозитам населения (loan-to-deposit ratio, LtD). За последний год оно увеличилось на 3 п. п. до 38% вследствие того, что темп прироста кредитов вдвое превысил рост объемов депозитов. Однако население будет оставаться чистым кредитором банков.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.