Жилищные субсидии – самый популярный вид социальной поддержки населения Украины от государства, что позволяет наименее защищенным гражданам пользоваться имеющимися жилищно-коммунальными услугами и платить за них.
Специалисты министерства обобщили вопросы относительно жилищных субсидий, с которыми граждане обращаются в Минсоцполитики и местные управления социальной защиты населения, и подготовили ответы на 12 самых распространенных из них.
- На какой период назначается субсидия?
Жилищная субсидия назначается с месяца обращения за ее назначением до даты окончания отопительного сезона и рассчитывается дважды:
– на неотопительный сезон – с 1 мая по 30 сентября;
– на отопительный сезон – с 1 октября по 30 апреля.
Для арендаторов жилого помещения (дома) жилищная субсидия назначается при наличии договора найма (аренды) жилья с месяца обращения до даты окончания отопительного сезона, но не более чем до конца месяца, в котором заканчивается срок действия договора найма (аренды) жилья. На следующий срок жилищная субсидия назначается по личному обращению арендатора.
Для внутренне перемещенных лиц жилищная субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг, расходов на управление многоквартирным домом назначается по решению комиссий, образованных районными госадминистрациями, исполнительными органами городских, районных в городах (в случае их образования) советов с месяца обращения до конца отопительного сезона.
Субсидия на оплату коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, поставке и распределению природного газа, снабжения и распределения электрической энергии для централизованного, автономного и индивидуального отопления в отопительный сезон рассчитывается с 16 октября по 15 апреля включительно.
Жилищная субсидия на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива назначается один раз в календарный год по личному обращению граждан. При этом жилищная субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг (электроэнергию, водоснабжение и т. п.) рассчитывается с месяца обращения за ее назначением до конца текущего календарного года.
- А как поступать тем, кто по разным причинам не обратился за назначением субсидии до начала отопительного сезона?
В случае обращения в течение двух месяцев с начала отопительного (неотопительного) сезона жилищная субсидия такому домохозяйству назначается с начала такого сезона.
Эта норма касается и граждан, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах. Субсидия таким гражданам может быть назначена с начала отопительного (неотопительного) сезона (но не ранее дня возникновения права на жилищную субсидию) по решению комиссии, если такое обращение поступило в любой месяц до окончания сезона. Объективные причины невозможности своевременного обращения должны быть подтверждены документально.
- Как получить жилищную субсидию?
Жилищная субсидия назначается одному из членов домохозяйства, которые:
– зарегистрированные в жилом помещении (доме);
– не зарегистрированные в жилом помещении (доме), но фактически проживают в нем на основании договора найма (аренды);
– не зарегистрированные в жилом помещении (доме), но фактически проживают в нем без заключенного договора найма (аренды) жилья, если они внутренне перемещенные лица.
Во-первых, нужно обратиться в орган социальной защиты населения. Во-вторых, уполномоченное лицо семьи (домохозяйства) подает заявление и декларацию о доходах и расходах.
Получателям, которым в мае субсидия была назначена на новый период – 2019-2020 годы, на этот отопительный сезон ее размер рассчитают автоматически.
Но есть определенные категории граждан, которым для переназначения жилищной субсидии следует повторно подать заявление и декларацию о доходах и расходах, если они еще этого не сделали с мая 2019 года.
Прежде всего, это те получатели, чьи дела рассматривала комиссия, а также арендаторы жилья, внутренне перемещенные лица и те домохозяйства, в которых с октября 2018 года произошли изменения в составе семьи. Повторно с документами необходимо будет обратиться семьям, которым субсидия была назначена на лиц, которые фактически проживают в доме. И семьям, где есть неработающие люди трудоспособного возраста, у которых нет доходов, или они являются более низкими, чем минимальная заработная плата.
Это касается и тех семей и домохозяйств, где есть лица, достигшие 18-летнего возраста по состоянию на начало периода, за который декларируются доходы.
- Как получить субсидию тем, кто не зарегистрирован в квартире, но там проживает?
По решению комиссии, субсидию могут назначать одному из членов домохозяйства, которые не зарегистрированы в жилом помещении (доме), но фактически проживают в нем на основании договора найма (аренды), или индивидуальным застройщикам, дома которых не приняты в эксплуатацию, если им начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги.
По решению комиссии жилищную субсидию могут назначать одному из членов домохозяйства, которые не зарегистрированы в жилом помещении (доме), но фактически проживают в нем без заключенного договора найма (аренды) жилья, если они являются внутренне перемещенными лицами. В таком случае состав домохозяйства декларирует заявитель при обращении за назначением жилищной субсидии.
- На что обратить внимание во время заполнения заявления и декларации о доходах и расходах?
Во время заполнения декларации о доходах и расходах следует тщательно задекларировать виды и суммы доходов, информации о которых нет в Государственном реестре физических лиц – плательщиков налогов и Государственном реестре социального страхования.
Это может быть доход от сдачи имущества в аренду, доходы от реализации собственной продукции, имущества, незадекларированные доходы, полученные во время работы по договору гражданско-правового характера, другие поступления (в том числе заграничные переводы). В случае невозможности подтвердить доходы справкой, к декларации прилагается письменное объяснение с указанием их размера.
Еще одно типичное нарушение — неправильно указанное имущественное положение. Прежде всего, речь идет о домах, квартирах, а также транспортных средствах, которым меньше, чем 5 лет (эта норма не распространяется на прицепы). Также следует указать информацию о приобретении в течение года, предшествующего обращению, имущества, товаров или оплате услуг на сумму свыше 50 тысяч гривен.
В заявлении поле для заполнения номера мобильного телефона обязательно.
- Следует ли указывать в декларации сведения о членах семьи, проживающих по другому адресу?
Декларация о доходах и расходах подается в отношении всех лиц, входящих в состав домохозяйства, зарегистрированных, фактически проживающих в жилом помещении (доме) и членов их семей не зависимо от места жительства, достигших 14-летнего возраста.
Даже если члены семьи (муж, жена, несовершеннолетние дети) проживают в другом месте, информацию о них все равно следует указывать в декларации. А о тех, кто зарегистрирован по адресу домохозяйства, но там не проживает, следует указать «не проживает» в графе «примечания».
Эта норма не распространяется на супругов, если обоим свыше 60 лет, и они проживают в сельской местности или поселках городского типа, если их зарегистрированное (фактическое) место жительства отличное от адреса домохозяйства.
- О каких изменениях следует сообщать в течение 30 календарных дней?
Гражданин, которому назначена субсидия, обязан в течение 30 календарных дней проинформировать орган, который назначил субсидию:
– об изменении состава зарегистрированных в жилом помещении (доме) членов домохозяйства (арендатор, внутренне перемещенное лицо – в отношении членов домохозяйства, которые фактически проживают в жилом помещении (доме), их социального статуса) и изменении в составе семьи кого-либо из названных лиц;
– об изменении перечня получаемых жилищно-коммунальных услуг, условий их предоставления, перечня расходов на управление многоквартирным домом;
– об изменении управляющего, исполнителя коммунальных услуг, создании объединения;
– если кто-либо из состава домохозяйства или член семьи такого лица приобрел права собственности или права владения на транспортное средство, с даты выпуска которого прошло менее пяти лет (кроме мопеда), или в течение 12 месяцев перед обращением за назначением субсидии, автоматическим переназначением приобрел или приобрел в собственность имущество, товары или оплатил услуги на сумму, превышающую 50 тысяч гривен.
Исключение составляют медицинские, образовательные и жилищно-коммунальной услуги, если они предоставлены согласно социальной норме жилья и нормативам жилищно-коммунального обслуживания.
- Отказали в субсидии из-за задолженности за коммунальные услуги. Есть ли выход?
Если общая сумма задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг превысит 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (340 гривен), субсидия не назначается. Домохозяйствам, которые по итогам предыдущего отопительного сезона получили отказ в переназначении субсидии за долги (их не более 5% от общего количества) для получения субсидии предлагают несколько вариантов.
Прежде всего, суметь погасить задолженность (особенно если она незначительная) и еще раз обратиться за субсидией. Также можно заключить с предприятием – поставщиком услуг договор о реструктуризации долга. Тогда во время обращения за назначением субсидии следует предоставить его копию.
Но даже при наличии долга в исключительных случаях, если у человека нет возможности ликвидировать задолженность, а есть острая потребность в субсидии с учетом конкретных обстоятельств, что сложились, субсидию могут назначить решением специальной комиссии при местных органах власти.
При этом на установление права на субсидию не влияют долги, по которым истек срок исковой давности (свыше трех лет).
- Наличная или безналичная форма – как производится выплата субсидии?
Новый порядок выплаты жилищных субсидий призван облегчить жизнь людей. Теперь получатель наличной субсидии сможет самостоятельно выбирать, в какой форме получать субсидию и куда перечислять деньги: на счет в одном из уполномоченных банков или через отделения Укрпочты.
Выплата в наличной форме осуществляется путем перечисления средств на счет получателя, открытый в учреждении уполномоченного банка, либо через Укрпочту.
Ранее «Ощадбанк» был единственным учреждением, куда перечисляли субсидии. Теперь получатель пособия может выбрать другой банк из уполномоченных для таких выплат (для смены банка нужно подать соответствующее заявление в орган социальной защиты).
Гражданам, которые получали субсидию в предыдущем отопительном сезоне в денежной безналичной форме, а также гражданам, которые получали такую субсидию в наличной денежной форме, и у которых нет задолженности, – жилищная субсидия на следующий срок назначается в денежной наличной форме.
Если сумма назначенной жилищной субсидии превышает 5 тысяч гривен в месяц, ее выплата осуществляется в денежной безналичной форме.
По желанию получателя, который получает субсидию в денежной наличной форме, ее выплату можно осуществлять в безналичной форме уже со следующего месяца после подачи заявления в орган, который назначил субсидию (в заявлении нужно обязательно указать номер мобильного телефона).
Субсидия на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива предоставляется путем перечисления средств на счет гражданина, которому назначена субсидия, открытый в банковском учреждении, или выплачивается ему наличными в отделениях почтовой связи.
- Как оплачивать коммунальные платежи в наличной и безналичной форме?
Если домохозяйство получает жилищную субсидию в денежной наличной форме, то оно самостоятельно контролирует полный объем оплаты счетов за потребленные жилищно-коммунальные услуги.
Если домохозяйство получает жилищную субсидию в денежной безналичной форме, в пределах суммы субсидии, расчеты с предприятиями – поставщиками услуг ежемесячно до 18 числа включительно проводит по ним «Ощадбанк».
Перечисление средств за услуги (расходы) осуществляется в следующей последовательности. Это поставка тепловой энергии, поставка и распределение природного газа или поставка и распределение электрической энергии при наличии соответствующего вида индивидуального отопления. Снабжение горячей водой, централизованное водоснабжение, централизованное водоотведение, снабжение и распределение электрической энергии. Поставка и распределение природного газа, обращение с бытовыми отходами, услуги по управлению многоквартирным домом, взносы за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета, за абонентское обслуживание для потребителей коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирных домах по индивидуальным договорам.
Получатель жилищной субсидии может определить другую последовательность перечисления средств за услуги (расходы) путем подачи соответствующего заявления в орган социальной защиты.
«Ощадбанк» в течение суток после осуществления перечисления средств должен прислать получателю субсидии смс сообщение о состоянии расчетов за услуги. В смс сообщении обязательно указываются данные об имеющемся остатке платежа по каждому виду услуг и перечню услуг, по которым от исполнителей коммунальных услуг «Ощадбанк» не получил данных о начисленных суммах платежей. Остаток платежа домохозяйство обязано уплатить самостоятельно.
- Хватит ли в бюджете средств на выплату субсидий?
В проекте бюджета на 2020 год заложено около 47,7 миллиарда гривен на выплату льгот и субсидий. Этой суммы хватит для удовлетворения потребностей всех категорий населения, нуждающихся в государственной помощи по оплате коммунальных услуг.
Если сравнивать с цифрами, внесенными в бюджет на этот год (55,1 миллиарда гривен), то заложенные 47,7 млрд. грн. – действительно меньше. Но это сокращение вызвано исключительно экономическими факторами, за счет индексации пенсий, увеличения уровня минимальной зарплаты и прожиточного минимума, доходы украинцев выросли. Соответственно уменьшился и размер субсидий, которые государство выплачивало гражданам.
Более того, расходы на субсидии пересмотрены уже в этом году, и сейчас в госбюджете 2019 года на них запланировано около 47 миллиардов гривен, которых достаточно. Значит, фактически никакого сокращения нет.
В связи с увеличением уровня минимальной зарплаты и индексацией пенсий доходы украинцев будут расти, что может привести к уменьшению количества домохозяйств, которые будут иметь право на субсидию.
- Ожидаются массовые проверки получателей субсидий и визиты социальных инспекторов, и чем они грозят?
Не ожидаются. Массовые визиты социальных инспекторов в жилье получателей – это миф, которому уже не один год. Для этого нет ни ресурсов, ни потребности. Ведь большинство получателей – законопослушные граждане, и оснований их проверять нет.
В то же время не следует забывать, что жилищная субсидия – это государственная адресная социальная помощь, которая предоставляется за счет всех налогоплательщиков и должна поступать тем, кто в этом действительно нуждается. Именно поэтому социальные инспекторы проверяют достоверность предоставленных сведений, влияющих на выделение и размер жилищной субсидии, и сверяют данные с государственными реестрами, в частности о наличии квартир, домов, транспортных средств и др.
Если оказывается, что гражданин предоставил органу социальной защиты недостоверные данные, излишне выплаченные средства жилищной субсидии, такому получателю придется возвращать.
Чтобы проверок было меньше, а средства налогоплательщиков распределялись справедливо, Минсоцполитики при содействии Всемирного банка внедряет эффективные механизмы контроля при предоставлении социальной поддержки, которые опираются на успешный европейский опыт.
Современные технологии позволяют сделать проверки выборочными и сфокусировать их на тех домохозяйствах, которые больше всего склонны предоставлять недостоверные данные для неправомерного получения социальной помощи. Это позволит направить бюджетные средства в адресную поддержку тех, кто в ней действительно нуждается.
Материал подготовлен в рамках проекта Министерства социальной политики Украины «Модернизация системы социальной поддержки населения Украины», который внедряется при содействии Всемирного банка.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.