Новая налоговая реформа в Украине будет основываться на обелении заработных плат и доходов. Под этим соусом ее авторы закладывают уменьшение ставки налогообложения доходов с 37% до 30%, ведение добровольного института посемейного налогообложения и налоговых деклараций. Что еще ждет украинцев, и бизнес в части налогообложения?
Об этом в эксклюзивном интервью AgroPolit.com рассказал председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
В частности, мы поговорили о борьбе со скрутками с НДС в зерновом бизнесе, силе и влиянии аграрного лобби в парламенте. Об ответе Европе в части внедрения нулевой ставки НДС на все продукты, о новых экспортных пошлинах на аграрное сырье, уплате минимального налогового обязательства владельцами паев и арендаторами земли, о перспективах превращения Украины в официальную налоговую «оффшорную зону».
Разговор состоялся в кабинете Николая Азарова – именно там сейчас работает слуга народа и главный идеолог налоговой реформы 2022 года Даниил Гетманцев.
В парламенте звучат заявки, в 2022 году страну ждет большая налоговая реформа. В чем ее суть?
Всю суть не буду раскрывать – мы еще дискутируем эту реформу. Назову лишь три момента.
Первый – речь идет об упрощении администрирования налогов на зарплату (ЕСВ, военный сбор и налог на доходы физических лиц) и уменьшении общего уровня налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.
Второй — налог на выведенный капитал, который мы хотим ввести по польской модели. Налог должен быть ограничен до определенного оборота. В Польше он вводится для предприятий, имеющих объем продаж до 11 млн. евро. Мы, со своей стороны, предлагаем до 200 млн. грн.
Третий – хотим ввести возможность для дополнительного заработка людям без оформления и физическим лицам-предпринимателям, дав им возможность оплачивать 5% от их доходов без регистрации.
Налоговая реформа — налогообложение доходов, посемейное налогообложение и налоговые декларации
Какова конечная цель этой налоговой реформы?
Общая цель налоговой реформы – это отбеливание заработных плат и доходов.
Кроме этого:
Осовременить налогообложение доходов юридических лиц, физических лиц, сделать их проще.
Это означает следующее, что если мы являемся семьей, ведем совместное хозяйство, то можем подавать совместную налоговую декларацию как домохозяйство. И в этой совместной декларации будут учитываться льготы каждого из нас к общему нашему совокупному семейному доходу. Семье это даст возможность больше получать льгот и вести совместные финансы.
Расширить налоговые вычеты и стимулировать людей подавать налоговые декларации и вести цивилизованный учет своих финансов
Объясните на примере агрария, как сработает посемейное налогообложение?
Сегодня каждый человек должен подавать налоговую декларацию индивидуально. Нельзя за семью подавать. А такая возможность должна быть. Она позволяет иметь больше налоговых вычетов, чтобы семья могла отнимать от своего налогооблагаемого дохода те льготы, на которые имеют право члены семьи, уже не получающие дохода.
Предусматривает ли реформа налоговое смягчение для тех бизнесов, которые увеличат общую долю прибыли на выплату заработных плат работникам? Как именно их будут стимулировать?
Налоговое смягчение для легального бизнеса — это и есть цель, чтобы детенизировать выплату зарплаты. Сейчас в Украине огромное количество заработных плат находится в тени. Если мы уменьшаем налогообложение — то это является одним из стимулов. Другой стимул — это, бесспорно, «кнут» — санкции, которые уже предусмотрены законодательством. Предприниматель должен понимать, что есть ответственность за то, что он выплачивает заработную плату в конверте.
Налогообложение доходов — уменьшение ставки с 37% до 30%
У нас модно мерить уменьшение налогового давления процентами от общей суммы, уплаченных налогов. Насколько снизит это давление налоговая реформа по плану?
Если говорим о налогообложении доходов, то мы планировали снизить с 37% эффективной ставки до 30% с последующим уменьшением на 1% ежегодно до 25%. Здесь будет происходить уменьшение в течение 5 лет. Но это еще не законопроект. Это еще обсуждаем.
Меня не оставляет вопрос ауры вашего кабинета. Раньше к Азарову сюда много ходило олигархов и бизнесменов. К вам они ходят или нет?
Ну, вы же видите? Новогодние праздники. Очереди нет. Нет — не ходят.
Скрутки по НДС уже не работают с декабря
Очень наболевшая всем и вонючая тема – это скрутки НДС, отмена которых может потенциально дать в бюджет 60 млрд. грн. Как преодолеть налоговые скрутки на экспорте подсолнечника и зерновых? Поделитесь своим видением? Почему все предыдущие попытки в этом вопросе проваливались?
Из-за схем бюджет не получает ежегодно где-то 12-15 млрд. грн. Я считаю, что мы можем преодолеть скрутки лишь административным способом. Если налоговая не будет участвовать в этом преступлении, покрывая его, а будет ему противодействовать. Это довольно легко сделать. Как? Мы это показали на примере декабря – когда пришла новая команда в Государственную налоговую службу, и в декабре скруток уже фактически нет.
Административно прикрыли возможность для бизнеса и для серого бизнеса злоупотреблять с НДС. Мы уже вычистили многих воров из системы ГНС. Вы знаете, один из замов не справился с исполнением обязанностей главы службы и вынужден был уйти. Но это — только начало, мы полностью вычистим преступников из ГНС. Поверьте, не пройдет и трех месяцев – вы не узнаете ГНС.
Значит, главная причина существования скруток, в том числе в зерновом бизнесе – это волосатые руки налоговиков?
Не только налоговиков. А чего вы не принимаете во внимание СБУ, налоговую милицию, ГБР, прокуратуру? Все эти люди на разных уровнях, так или иначе, находятся в этих схемах. Главная причина скруток – это организованная преступная система, которая состоит из налоговиков, конвертаторов, правоохранительных органов, которые помогают бизнесу в этих сделках. Это очень разветвленная система. Но скрутки по НДС уже не работают с декабря, когда пришла новая команда в ГНСУ.
Чем закончилась история с парламентской комиссией по изучению скруток с НДС?
Деятельность ее остановлена в связи с тем, что истек срок ее деятельности. Ее хотят восстановить, но я не считаю, что парламентские комиссии вообще являются эффективным средством контроля над любыми правонарушениями. Это исключительно политический инструмент.
У вас сегодня имидж налогового Дон Кихота, у которого впереди много ветряков-реформ.
Возможно, вы и правы. Но ветряные мельницы – это не реформы, ветряные мельницы — это хронические болезни нашего общества и нашего государства. Это коррупция в финансовых и правоохранительных органах. Это алкоголь, спирт, табак и горючее, что находятся в тени. Это таможня (проклятое место). Это уклонение от налогообложения целых отраслей, находящихся в тени.
А насчет примера Дон Кихота, возможно, и так, но не в последнюю очередь благодаря его усилиям бюджет получил более 50 млрд. от детенизации, свыше 35 млрд. от отмены налоговых льгот. Таким образом, понемногу ветряки сдаются.
Не ожидаете ли вы, что в следующем году начнется настоящая война за скрутки? Ведь в один момент вся система не может стать прозрачной.
Борьба уже идет. Зайдите, пожалуйста, на Telegram каналы и почитайте, что они там про меня пишут. Эти компании размещают свои заказы против меня на одних и тех же средствах массовой информации. Это очень показательно, и сразу видно, где пошла оплаченная определенная акция.
Посмотрите, что они пишут, в каком объеме они пишут. Это стоит немалых денег. Здесь система «скрутка» пытается бороться за свое выживание в декабре. Но это не удалось. Этот процесс будет еще более напряженным в январе. Но я убежден, что мы выстоим. Мы уже прошли точку не возврата.
Решение об уменьшении НДС с 20 до 14% для сельскохозяйственных товаропроизводителей было изначально ошибочным
Депутаты сначала приняли закон № 1115-ІХ о снижении НДС до 14% для ряда аграриев и его подписали, затем частично отменили. Выиграли от этого зерновые трейдеры. Причем когда парламент отматывал свое решение назад — 14% оставили переработчикам зерновых, кукурузы и подсолнечника. Почему?
Решение об уменьшении НДС с 20 до 14% для сельскохозяйственных товаропроизводителей было изначально ошибочным. И я об этом говорил. После введения оно не дало никакого положительного результата в борьбе со скрутками. Когда предложили отменить решение — я предлагал отменить 14% для всех аграриев в целом. Но на том этапе была такая компромиссная позиция, что отменили лишь частично.
Почему решение является ошибочным? Вы разрываете цепь НДС. Понимаете? Если в середине цепи НДС — от производителя или импортера до потребителя — вы снижаете НДС, то сложившуюся этим снижением разницу должен на себя кто-то взять. Она никуда не исчезает. И конечная цена на продукты питания не уменьшается. Эту разницу в 6% положил себе в карман производитель зерна, а не переработчик.
У нас самое крепкое аграрное лобби в Верховной раде из всех отраслей экономики
Вы говорите, были против того, чтобы оставлять 6% НДС для оборотного капитала производителям зерновых, кукурузы и подсолнечника. А кто же настоял на этом решении?
Парламент большой. В парламенте представлены аграрные лоббисты очень широко. Я считаю вообще, что у нас самое крепкое аграрное лобби в Верховной раде из всех отраслей экономики.
Вы очень дипломатичный, я – не очень. В парламенте ваши коллеги показывают на так называемую группу «хор имени Веревки», который время от времени гастролирует и дает концерты на интересующие их темы. Это так или нет?
Я не буду ни подтверждать, ни опровергать это.
Ваши коллеги по цеху говорят, что 14% НДС отстаивала группа бизнесмена Андрея Веревского, который занимается подсолнечником. Это так, или нет?
Я не буду подтверждать или опровергать этого. Но вы можете посмотреть по авторам этого законопроекта и по тому, кто голосовал.
На вас давили, когда это решение принималось, или нет?
На меня невозможно давить. Я делал все от себя зависящее, лишь бы оно не прошло. И оно прошло через комитет с перевесом в один голос. Я не голосовал за него в зале. И убеждал не голосовать также. И многие из фракции «Слуга народа» не поддержали это решение. Но голосами оппозиции оно прошло.
Кстати, мы помним ваш этот батл, который был, когда вы попытались зайти на эту территорию – что вы тогда даже заявили о том, что на вас давил господин Веревский через своих людей.
Я не помню, была ли эта фамилия названа. Я говорил о том, что было зарегистрировано постановление о моей отставке. И я связываю это постановление с моей принципиальной позицией относительно 14% НДС.
А вы знакомы с кем-то из украинских аграрных олигархов?
Не знаю, кого вы имеете в виду. С Веревским – нет. Юрия Косюка не знаю лично.
Украина и ее экономика будут развиваться в верном направлении, если будем лоббировать отрасли с высокой добавленной стоимостью. АПК, переработка сырья и изготовление пищевых продуктов – входят в их число
Вы сказали, что украинское аграрное лобби – одно из сильнейших в парламенте. А это хорошо или плохо и почему?
Я убежден в том, что Украина и ее экономика будут развиваться в верном направлении, если мы все вместе будем лоббировать отрасли с высокой добавленной стоимостью. АПК, переработка сырья и изготовление пищевых продуктов – входят в их число. Но это точно не касается стимулирования зерновиков или вообще всех сырьевых направлений агросектора. Нет ни одной успешной страны в мире, которая бы базировалась на сырьевой экономике.
Как вы вообще видите логику налогового подхода при переходе страны на рельсы создания добавленной стоимости? Какие налоговые шаги следует предпринять?
Мы уже это делаем: приняли два важных закона – об инвестиционных нянях и индустриальных парках. Здесь мы стимулируем развитие именно промышленности. Мы четко понимаем, что только через промышленность – и в первую очередь, кстати, через сельскохозяйственную переработку – мы можем с вами иметь экономический успех. У нас в этом году рекордный объем прямых иностранных инвестиций.
Нужна ли нулевая ставка НДС в Украине? Я не убежден в этом
У меня к вам очень простой вопрос: Европа во второй половине 2022 года внедряет обновленную детективу по НДС и нулевую ставку на все пищевые продукты. Если они это сделают, то европейские продукты хлынут на украинские прилавки и украинский производитель будет по сравнению с ними неконкурентным. Ведь фора в 20% от цены – это много. И это будет неконкурентная борьба. Поддерживаете ли вы вариант установления нулевой ставки НДС внутри страны для производителей пищевой продукции как стимул для создания продукции с добавленной стоимостью?
Я согласен с тем, что нулевая ставка НДС стимулирует любую отрасль. Но, с другой стороны, мы с вами понимаем, что на это нужны государственные деньги, потому что такая поддержка осуществляется за счет других отраслей. Нужна ли нулевая ставка НДС в Украине? Я не убежден в этом.
А как же мы будем выигрывать конкуренцию с европейскими производителями пищевых продуктов?
Так же, как выигрываем на сегодня. Бюджетные дотации достаточно высоки в Европе. Таких объемов дотаций у нас нет. Но, тем не менее, у нас есть более дешевая рабочая сила, льготное налогообложение (4 группа единого налога – это достаточно такая привлекательная система налогообложения). Поэтому совокупность этих стимулов поможет украинским производителям выжить на конкурентном рынке. Хотя я не исключаю дискуссии по этому вопросу. Но я не вижу, к сожалению, в нашей стране потенциала для принятия такого решения.
У меня складывается впечатление, что вы в той ситуации, когда вам и хочется, и колется.
Да, мне и всем производителям хочется дать нулевую ставку НДС.
И?
Но вы же понимаете, что наш бюджет ограничен. Если мы кому-то даем льготу, то кто-то ее должен оплатить. А это не всегда получается.
О каком объеме льгот идет речь? Вы можете назвать в рамках бюджета?
Нет. Я сейчас даже не могу этого назвать. Эта новость из ЕС пришла неделю назад, и мы пока не готовы по ней дискутировать.
Поправьте меня, если я ошибаюсь, что во всем цивилизованном мире НДС существует для того, чтобы сдерживать экономику от перепроизводства, то есть от перегрева, чтобы вовремя спускать экономический пар. У нас же НДС существует для того, чтобы наполнить бюджет в большой степени. Если мы его уберем – то это один из ключевых бюджетных рисков?
Если сравнивать НДС и налог с оборота, то НДС имеет целью упредить кризис перепроизводства. Но, с другой стороны, он выполняет фискальную функцию. Он является образующим бюджет в любой стране, где он введен. И если он введен однажды – страна уже с этой иглы не может соскочить.
Значит, Украина – «НДС-наркоманка»?
Да (смеется). Каждая страна, которая ввела НДС — своеобразная «НДС-наркоманка».
Какие налоговые механизмы вы видите, чтобы перевернуть с сырьевой на добавленную стоимость основу производственной пирамиды в Украине? Если мы этого не сделаем, то никогда не слезем с этой «иглы».
Только путем поддержки промышленности в части стимулирования переработки. Я вкладываю в это налоговые льготы, инвестиции государства, дешевые кредиты для переработки, программы стимулирования переоборудования перерабатывающих предприятий. В рамках этого запускалась программа для АПК – частичной компенсации стоимости приобретенного оборудования.
На самом деле господдержки аграрному сектору на этот год дали, как кот наплакал.
Нет, это неправда. 4,6 млрд. грн — это в целом. А на эту программу выделили 1,2 млрд. грн. Посмотрите отчет, как их выбрали.
Давайте перейдем к стимулам для создания добавленной стоимости. Что с ними?
А вы хотите, чтобы мы что сделали? Освободили всех от налогов? Мы освобождаем новый бизнес на 10 лет от уплаты налога на прибыль, если он будет создаваться в пределах индустриального парка. Кроме того, оборудование будет завозиться без уплаты НДС на территорию этого индустриального парка.
А уже действующие предприятия получат такую льготу?
Если уже существуют предприятия – то их льготы только в пределах тех дотаций, которые есть.
Я не исключаю вариант установления экспортной пошлины на сырьевые товары, которые могут и должны перерабатываться в Украине
Может быть, стоит рассмотреть опыт Турции, чтобы вдохновиться на нужные перемены? Турки создали зону порто-франко и покупают нашу пшеницу, перерабатывают ее и спокойно продают в арабский мир. Здесь мы делаем черную работу (выращиваем сырье), а они зарабатывают на наших фермерах и забирают себе добавленную стоимость, изготовить которую не так сложно и не таким уж затратным способом. Как бы нам так сделать, чтобы мы не везли туда свое зерно?
Мне нравится подход, который был с семенами подсолнечника. Напомню, тогда была введена 10% экспортная пошлина на семена подсолнечника, и таким образом в стране выросла мощная отрасль производства подсолнечного масла. Я не исключаю вариант установления экспортной пошлины на сырьевые товары, которые могут и должны перерабатываться в Украине. О проценте такой пошлины я пока не готов говорить.
При этом мы понимаем, что будет мощное сопротивление. Ведь подобные попытки уже предпринимались по экспортной пошлине на сою и рапс, но провалились из-за очень мощного лобби экспортеров этой продукции. Именно они и лоббировали вопрос отмены этих пошлин. Но временное ограничение экспорта на те товары, которые могут перерабатываться в Украине — я поддерживаю.
Я вам упрощу задачу. В России экспортная пошлина на зерновые – $77 на тонне. В парламенте предлагают установить экспортную пошлину на зерно в размере – условно – $30 за тонну и из этих $30 отдавать $25 на поддержку переработчику, который будет экспортировать муку?
Я не исключаю этого. Это интересный вариант.
В парламенте есть предложение ввести так называемый спецрежим для создания добавленной стоимости – ставку 7% НДС для всех производителей прибавочной стоимости, как в ЕС. Ваша оценка?
Не думаю, что я это поддержу.
Где тут риски, где плюсы?
Минусы – это потери бюджета. Плюсы — неочевидны, ведь налоги, тем больше косвенные, при решении бизнесом вопросов, развивать ли производство, или нет, на 7-м месте. А на первых позициях — то, что за счет этих налогов обеспечивается: инфраструктура, суды, правоохранительные органы и тому подобное.
Но есть потенциальный плюс: снижение конечной цены, импортозамещение, рост экспортной выручки от АПК.
Думаю, что в этом случае минус перевесит плюс. Я пока не вижу компенсаторов. Льготы предоставлять — много же ума не надо. А вот каким образом компенсировать доходы бюджета, которые тратятся, затем на дороги или исключаются потом на зарплаты учителям – это проблема.
Законопроект о биологическом этаноле
Чтобы создать добавленную стоимость из рапса в виде биоэтанола, нужен закон о 1-2% биоэтанола в топливе. Он будет или нет и когда?
Я не исключаю появление законопроекта о биологическом этаноле. Я буду поддерживать эту концепцию. Его плюс — это развитие рынка биоэтанола.
Минимальное налоговое обязательство — как и кто, будет платить налог
Минимальное налоговое обязательство. Когда реально владельцы паев должны его оплатить. И когда первые средства от его уплаты поступают в государственный и местные бюджеты?
Уплата минимального налогового обязательства произойдет в 2023 году. Деньги в бюджеты поступят через год.
Как будет работать МНО на практике, есть ли какие-то исключения из уплаты этого МНО — например, для пенсионеров, воинов АТО или для кого-то другого?
Исключение по уплате минимального налогового обязательства есть только для сельского фермерского хозяйства – 50% льгота. Это хозяйство размером до 20 га. Больше никто исключения не имеет. Мы выступаем за развитие мелкого фермерства, поэтому и предоставили эту льготу.
Какой экономический эффект от МНО ожидаете вы? Напомню читателям, что оно вводится законопроектом №5600.
От введения МНО мы ожидаем дополнительные доходы в бюджеты местных общин и общего бюджета в год от 10 до 12 млрд. грн. И самое главное – от детенизации сельского хозяйства.
Кто должен платить МНО с не переоформленного земельного участка? Есть же такие невостребованные земельные паи, например, наследие не унаследовано.
Если наследие не унаследовано и нет собственника – то не платит никто. Если владелец есть, то платит либо арендатор (если пай в аренде), либо собственник.
Есть еще так называемые полевые дороги, пастбища, сенокосы. Подпадают ли они под уплату МНО?
Пастбища, сенокосы подпадают под уплату МНО в зависимости от размера НГО (у них она значительно ниже). Полевые дороги, если они входят в долю, то также подпадают. Если они не входят в пай, то не подпадают. Облагаются налогом в соответствии с документами, которые определяют площадь пая.
Но ведь есть дороги, которые государство поделило между паями? Они ничьи.
В таком случае не облагаются налогом.
Что делать с уплатой МНО с землями запаса, резерва у НААН, Минобороны, Министерства образования, Минагро и так далее?
МНО из земель запаса не уплачивается. Относительно других земель — они облагаются налогом, и платит либо владелец, пользователь, либо арендатор.
Как будут облагаться налогом сельскохозяйственные земли на балансе постоянного пользования, которые используются не по назначению?
Мы не контролируем назначение земли. Если земля вне населенного пункта, то она сельскохозяйственного назначения. Не важно, что на ней происходит или не происходит – из нее выплачивается МНО.
Фермерские хозяйства – налоговые стимулы
Планируете ли вы стимулировать развитие фермерства еще как-то, кроме 50% ставки по уплате МНО?
Льгот уже достаточно. Вы же знаете, что они получают доплату 5 тыс. грн на 1 га, 5 тыс. грн на корову, 36 тыс. грн в год получают на ведение бухгалтерской документации, и ЕСВ за них платит государство? Даже у ФОП такого нет. Для них пенсию платит государство. Еще 50% здесь льготы по МНО.
Мы с ними общаемся каждый день, и они об этом не знают.
А я тоже общаюсь. Знаете, в чем проблема? Знают и получают все, кто регистрируется. А многие не зарегистрированы, то есть вне процесса. Надо выходить из тени фермерам, тогда получат государственную поддержку.
Минимальное налоговое обязательство — как владельцу пая построить диалог с арендатором
Ваш совет владельцам паев с 1 января 2022 года: кто должен платить МНО за их участок, если он в аренде?
Договор об аренде земли с арендатором должен быть оформлен официально. В таком случае собственник земельного пая не должен уплачивать налог. Арендатор вас не может заставить платить его. Другое дело, если пай обрабатывается без всякого договора – тогда платить будете вы как владелец пая. Есть третий вариант, что вы можете предложить теневому арендатору выйти в официальное правовое поле по арендным отношениям, и заключить с вами договор. В случае отказа – забрать участок и заключить договор с другим фермером.
Кому придет платежка об уплате МНО: владельцу пая или арендатору?
Если есть договор аренды – то арендатору, если такого договора нет – владельцу пая. Если вдруг арендатор решает переложить на вас уплату МНО – напишите на него жалобу в налоговую, и служба разберется.
Какая страна для вас является образцом для подражания налоговой реформе в Украине? Чем вы вдохновляетесь? Надеюсь, не из этого кабинета.
Нет такой страны. Я очень глубоко изучаю опыт других стран и стараюсь брать лучшее. Это, бесспорно, страны Западной Европы, которые развиваются и развивались в схожих с нами условиях (Израиль, Колумбия, Индонезия, Чили). Но, поймите, какого-то шаблона нет.
У нас нет цели, сделать из Украины налоговую гавань
А почему бы не создать из Украины официальную налоговую «оффшорную зону»: установите 10% налогов для инвестиций со всего мира – и по всему.
У нас инвестиции вообще не облагаются налогом.
10% налогов для любого бизнеса – это же мечта любой страны.
У нас нет цели, сделать из Украины налоговую гавань.
Нужно не меньше, а эффективнее распределять деньги. Чтобы уплаченные бизнесом налоги инвестировались в дороги, медицину, образование. А это вопрос, нет в мире взаимозависимости между маленьким перераспределением средств, небольшими налогами и эффективной экономикой. На Гаити 5% перераспределяется через бюджет, а в Швеции более 50% (у нас – 34 %). Вопрос не в проценте, вопрос в эффективности.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.