19.08.2019 – Партия «Слуга народа», которая составляет большинство в новом парламенте, обещает уже в начале сентября сформировать правительство. Соратники Владимира Зеленского триумфально заявляют о своих амбициозных планах, не всегда осознавая, что получили не только контроль над исполнительной и законодательной властью, но и всю ответственность за ситуацию в стране.
Особая зона ответственности – энергетическая безопасность государства. Уже 16 сентября запланирована трехсторонняя встреча: Украина, Россия, ЕС. На ней будет решаться судьба нового газового контракта. До этой даты новое правительство должно не только сформировать состав делегации, но и досконально изучить проблему, выработать позицию, ведь в случае ошибки это будет стоить государству десятки миллиардов долларов.
«Главком» встретился с «главным энергетиком» команды Зеленского, представителем президента в Кабинете министров, новоизбранным народным депутатом Андреем Герусом. По предварительным прогнозам, он может занять какую-то из «энергетических» должностей в новой системе власти. Герус осуждает правительство Гройсмана за поспешность в запуске новой модели энергорынка и считает, что законы о рынке электроэнергии и газа должны быть изменены.
«С Ахметовым особо напряженных отношений нет»
Вы ходите в сопровождении охранника после того, как стали представителем президента в правительстве? Думаете, вашей безопасности что-то угрожает?
Мне посоветовали иметь охрану еще, когда я занимался энергетическими вопросами и не имел никакого отношения к Зеленскому.
На тренинги в Трускавец вместе с другими коллегами ездили?
Нет, не ездил, потому что мне, как представителю президента в Кабмине, нужно было заниматься насущными вопросами в Киеве. Я бы с радостью поехал в Трускавец, чтобы познакомиться со всеми коллегами сразу в одном месте.
По слухам, вам «светит» и должность председателя парламентского комитета по вопросам энергетики, и кресло министра энергетики. Где бы вам было комфортнее работать?
Мне комфортно делать вещи, которые имеют практический положительный эффект для общества, это не всегда зависит от должностей.
С определенного момента у вас начался период напряженных отношений с энергетическим холдингом Рината Ахметова. Этот миллиардер контролирует две трети рынка тепловой энергетики. Как после всего вы собираетесь сотрудничать, ведь учитывать его интересы в энергетике это просто невозможно?
Нет особо напряженных отношений. Схемы, которые я критиковал, были приняты определенными государственными органами. Ахметов не мог сам принять те схемы, потому что он не является в этом государстве официальной властью или регулятором. Но даже если говорить об их энергетической компании, то вся история началась из-за наличия объективных фактов.
К примеру: года четыре назад гремела история с закупкой трансформаторов Григоришина (предыдущего руководства НЭК «Укрэнерго»), закупка которых по завышенной стоимости могла привести к росту тарифов на электроэнергию. Компания ДТЭК и ТРК «Украина» (принадлежат Ринату Ахметову) тогда были большими союзниками в этой истории, ведь выступали против закупки трансформаторов по завышенной стоимости — тогда все было хорошо в наших отношениях.
Но ведь надо быть последовательным в своих действиях: если плохо, когда за тарифные средства закупали трансформаторы по завышенной стоимости, значит, будет плохо, если за тарифные средства по завышенной стоимости закупать уголь для ТЭС. К сожалению, в этой второй истории они (представители ДТЭК) уже заняли другую позицию. И это распространенная практика украинских олигархов и их компаний.
Но нужно отстаивать равные правила игры для всех олигархов, тогда это будет справедливо. Я здесь последовательный и надеюсь, что вся эта история с завышенной ценой угля и электроэнергии, наконец-то закончится. Никаких персональных претензий, и ни каких злопамятных эмоций у меня нет.
Но вашу семью чуть ли не терроризировали, против вас велась медийная война. Это же, видимо, оставило какой-то след?
Ну, сделали меня более узнаваемым – многие, кто меня не знал, теперь знают, за это спасибо. Не стоит жить прошлым и какими-то негативными эмоциями. Все нормально.
Несмотря, на результаты выборов, теперь представителям ДТЭК придется наладить с вами контакты, ведь, как все сейчас понимают, при новой власти вы будете человеком из руководителей топливно-энергетического комплекса. Они как-то выходили на вас?
Я общаюсь с ними на уровне руководителей компаний, потому что есть различные дискуссионные вопросы. Наладить отношения очень просто: цена угля для тепловых электростанций должен быть не дороже, чем цена в Роттердаме. Цена электроэнергии должна быть не дороже, чем цена в соседней стране – в Словакии или Беларуси. В Украине же сегодня электроэнергия на рынке на сутки дороже, чем в Словакии. Уголь намного дороже, чем в Роттердаме.
Это схема «Роттердам+» им так поспособствовала?
Нет, просто локальный рынок монополизирован и нет конкуренции. Соответственно на монополизированном рынке очень легко задирать цены и этим злоупотреблять.
А вы будете предпринимать какие-то меры с целью демонополизации и ограничения влияния того же Ахметова, чтобы снижать его долю на рынке угля?
Будем.
Вам не кажется, что эта история с электроэнергией по льготным тарифам для ферросплавных заводов Коломойского подставляет президента? Вы никак в эту ситуацию не хотели вмешаться?
Как именно подставляет президента?
Киевский окружной суд принял такое решение, когда к власти пришел новый президент.
Ну, вы же понимаете, что Зеленский точно не назначал судей этого суда и вообще имеет к ним весьма отдаленное отношение. В данном случае есть желание, чтобы Зеленский позвонил судье и сказал: передай дело какому-то другому судье или прими какое-то другое решение?
А каково ваше личное отношение к тому, что у ферросплавных заводов будут льготные цены на электроэнергию?
Думаю, у них специальных льгот не будет — нужно решать проблему цены на электроэнергию для всех потребителей. В течение нескольких недель в ходе диалога с участниками рынка, НКРЭКУ, Минэнергоугля и Кабмином мы разработаем вариант решения проблемы цены на электроэнергию. Нынешняя цена электроэнергии завышена – скачок произошел в июле, он избыточен, поэтому нужно на 10-15% снижать цену электроэнергии для всех потребителей.
В начале июля – сразу после запуска новой модели энергорынка — Окружной административный суд Киева по иску АО «Никопольский завод ферросплавов», приостановил действие постановлений НКРЭКУ (№954 и №955 от 7 июня 2019 г), которыми были установлены тарифы для «Укрэнерго» на передачу электроэнергии и услуги диспетчерского управления на второе полугодие.
Сейчас вы уши и глаза президента в Кабинете министров. Что сейчас там происходит: все на чемоданах? Видите ли вы саботаж или попытки срочно провести какие-то сомнительные решения?
Да, иногда бывают решения или проекты решений, с которыми мы не согласны. Но премьер-министр готов слышать обоснованные комментарии. Не всегда позиции полностью сходятся, но часто сотрудничество достаточно конструктивное.
Вы можете сказать премьеру, что это дискуссионная вещь и затормозит чьи-то «хотелки»?
Нет, он – премьер-министр, а я лишь представитель президента в Кабмине, который не является членом правительства и имеет только совещательный голос. Я не могу ему указывать, но могу обратить внимание, аргументировать какую-то свою позицию и о чем-то попросить. А он уже потом принимает соответствующее решение.
Кто станет представителем президента в будущем правительстве?
Не знаю, но думаю, что там роль представителя президента будет немножко иной, потому что это будет свое правительство, коалиционное, там все будет проще.
Вас, как представителя президента в правительстве, везде пускают? Можете ли вы востребовать какие-то дополнительные документы, действует ли какой-то уровень допуска?
Есть совещания с участием министров, связанные с военными решениями, к которым я доступа не имею и, пожалуй, не должен иметь. У меня не возникало желания востребовать что-то секретное. Проекты решений правительства есть в открытом доступе, имеются пояснительные записки к ним и этого достаточно. Главное, чтобы такие объекты вовремя публиковались.
«Мы планируем менять законы о рынке электроэнергии, закон о НКРЭКУ»
Партия «Слуга народа» слила в СМИ примерный список кандидатов на должности председателей парламентских комитетов. Вам там «достался» — топливно-энергетический комитет. У вас есть видение, с чего нужно начинать, есть ли среди новоизбранных депутатов из кого избирать членов комитета? Возможно, планируется переименовать этот комитет?
Этот комитет будет профильным образом заниматься энергетическими вопросами, так же, как занимался предыдущий, также есть вероятность, что туда будут отнесены определенные вопросы жилищно-коммунальной сферы.
Если вам предложат быть председателем комитета по энергетическим вопросам…
То это будет свидетельством доверия, которое надо не подвести.
Кто еще в новом парламенте, кроме Ольги Бельковой, владеет бэкграундом о принятых ранее законах в топливно-энергетическом комплексе?
Я, кстати, не уверен, что Белькова будет работать в этом комитете, хотя я бы этого хотел. В партии «Слуга народа» есть не менее 10 желающих работать в этом комитете. Есть достаточно грамотных людей, которые имеют опыт работы в энергетике, поэтому, думаю, комитет быстро и эффективно заработает.
Планируете ли вы менять кардинально энергетические законы, или будете последовательно воплощать уже принятые законы?
Воплощением законов занимается Кабмин. Некоторые законы будем менять. Мы планируем менять законы о рынке электроэнергии, закон о НКРЭКУ.
Но, видимо, уже не будете останавливать запущенную с 1 июля новую модель энергорынка?
Это вопрос не остановки, а изменения модели… Когда часто меняется модель рынка, то это не очень хорошо. Поэтому анализируем, как в рамках ныне действующей модели ввести такие изменения, чтобы рынок мог работать в пользу украинских потребителей. Но есть разные мнения, это предмет дискуссии.
Если вам предложат должность министра, пожертвуете парламентским комитетом?
Не знаю.
По вашим прогнозам, сколько времени после парламентских выборов понадобится для того, чтобы сформировать новое правительство?
Два дня работы нового парламента, думаю, достаточно.
Есть ли уже потенциальные кандидаты на премьера, министров, есть из кого выбирать правительство?
Есть кандидаты, но я не хочу называть фамилии, потому что это стимулирует слишком бурное обсуждение, а оно не всегда конструктивное.
«Цена на электроэнергию должна быть снижена на 10-15%»
Компания «Интерпайп» и другие металлургические предприятия критикуют тарифы НЭК «Укрэнерго» и считают, что новый рынок — это не катастрофа для промышленности. Что планируется сделать, чтобы ликвидировать перекосы нового энергорынка?
Поэтому надо системно один раз – решить ценовую проблему для всех. От сегодняшнего уровня цена на электроэнергию должна быть снижена на 10-15% методом определенных нормативно-правовых актов Кабмина и НКРЭКУ.
Какими методами можно уменьшить цену – неужели планируется «положить» на «Энергоатом» еще и все коммунальные предприятия?
Нет, ведь у «Энергоатома» есть лишь 10% электроэнергии для реализации на рынке прямых контрактов. Нужно сделать таким образом, чтобы «Энергоатому» оставить не 10%, а больше – для рынка прямых контрактов – 20%-25%. Тогда компания сможет выставлять большие объемы на рынок прямых договоров и тогда на этот рынок могут прийти потребители и покупать электроэнергию по более низкой цене.
Кроме того, надо снизить действующие ограничения цен, установленные регулятором на рынке на сутки вперед и внутрисуточного рынка, а также снизить тариф «Укрэнерго».
В течение первых девяти месяцев с момента начала работы рынка на сутки вперед и внутрисуточного рынка будет действовать ограничение цены на электроэнергию, согласно постановлению Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) от 24 июня 2019 года № 1169. Участники этих рынков в своих заявках на торги отмечают цены на электрическую энергию не выше цен, определенных «Оператором рынка».
Планируете ли вывести из тарифа для «Укрэнерго» составляющую на «зеленую» энергетику?
Есть и такая идея, возможно, это потребует определенных изменений в закон. Кроме того, есть возможность более точно рассчитать некоторые параметры тарифа для «Укрэнерго», в частности, в отношении «зеленой» энергетики, хотя компания в конечном итоге должна иметь тариф, который покрывает всю их хозяйственную и операционную деятельность.
«Роттердам +»: «те работники НКРЭКУ, которым сейчас вручили подозрения, не придумывали эту схему»
Как вы оцениваете роль формулы «Роттердам+», принесла ли она пользу угольной отрасли Украины, особенно государственным шахтам?
Я оцениваю резко негативно. На государственных шахтах как была проблема, так она есть и сегодня. Профсоюзы и шахтеры нам пишут письма, иногда даже бастуют, в Киев едут. И мы четко понимаем, что на формуле «Роттердам+» зарабатывали не государственные шахты и не простые шахтеры, а совсем другие – не бедные люди.
Поэтому нужно принимать другие решения, от которых будут выигрывать шахты и шахтеры, а не те, кто сидят на денежных потоках – как государственных, так и частных шахт – и зарабатывают за счет завышенных тарифов на электроэнергию. Конечно, это была такая масштабная и беспрецедентная тарифная афера, и я надеюсь, что люди, которые придумали эту схему, будут отвечать за эти решения.
А видите ли вы хотя бы иногда экс-главу НКРЭКУ Дмитрия Вовка, говорят, он иногда приезжает в Украину?
Не знаю, не видел.
В деле «Роттердам +» Соломенский районный суд Киева избрал двум задержанным меру пресечения, а затем отпустил их из-под стражи. Речь о бывшем члене НКРЭКУ, а ныне директоре ГП «Оператор рынка» Владимире Евдокимове и эксначальнике отдела НКРЭКУ Тарасе Ревенкове. Их обвиняют в «злоупотреблении служебным положением». Какова их роль в создании формулы «Роттердам плюс доставка угля в Украину»?
Насколько я знаю, те работники НКРЭКУ, которым сейчас вручили подозрения, не придумывали эту схему, а выполняли указания высшего руководства. Более того, в 2017 году член НКРЭКУ Владимир Евдокимов даже инициировал перед руководителем НКРЭКУ, чтобы отменить «плюс» из этой формулы, но его предложение было отвергнуто. Ну, так бывает: одни зарабатывают, но отвечать приходится другим: тем, кто не сбежал, а остался в Украине, хотя, конечно, основной груз вины на обычных исполнителях.
«Конкурс на шельфовый участок «Дельфин» стоит провести заново»
Какова ваша оценка деятельности министра Игоря Насалика и есть ли сотрудничество между ним и президентом Зеленским?
Сотрудничество не лучшее.
Сразу после президентских выборов Кабинет министров на своих заседаниях принял большое количество постановлений и распоряжений, с которыми вы часто не соглашались. Расскажите, что именно вас возмущает в деятельности правительства Гройсмана?
Но все те решения правительство потом отменило. Правда, приняло другие, не намного лучшие предыдущих. Меня возмущает, когда на черное говорят белое – это когда протягивается новый рынок электрической энергии, понимая все возможные последствия, к которым он приведет. И это называют реформой, убеждая, что новый рынок принесет пользу для потребителя, хотя это все не так. Есть отдельные моменты, по которым у нас были разные позиции. Но есть и много решений правительства, которые мы поддерживаем.
Назревает международный скандал из-за конкурса на соглашение по разделу продукции на шельфовом участке «Дельфин». Победу Trident Black Sea до сих пор не объявили. Знаете ли вы о ситуации, складывающейся вокруг этого конкурса? Действительно ли на комиссию давили, чтобы она выбрала именно определенного участника?
Не знаю. Я слышал позицию премьер-министра, что в силу того, что конкурс проведен в очень сжатые сроки, а участки очень большие, некоторые границы этих участков являются спорными, поэтому стоит этот конкурс провести заново. Такая позиция в данном случае была бы правильной.
Но тогда Trident Black Sea подаст иск в суд на правительство… А Украина топчется на месте и не наращивает добычу газа…
Я бы не сказал, что никаких сдвигов. Перед тем были выставлены девять участков на конкурс, успешно были утверждены победители межведомственной комиссией, а затем Кабмином. Там ожидается $430 млн. инвестиций в газодобычу и уже через пару лет пойдет прирост добытого газа на этих участках.
Но я не готов отвечать за этот процесс, потому что это делало правительство, которое не является, сформированным новоизбранным парламентом. Вполне очевидно, что сроки, в которые был объявлен этот конкурс, не давали возможности прийти серьезным международным игрокам. Два месяца было на подачу документации, а сделать это нереально в такое время. Надо проводить конкурсы правильно, тогда будут участники и придут крупные международные газовые компании.
По данным министра Игоря Насалика, «Нафтогаз Украины» вместе с компанией «Укргаздобыча» просто «утилизировали собранные с населения 40 млрд. грн.». Эти средства должны были пойти на увеличение газодобычи, предусмотренное Стратегией 20/20 (с 14,5 до 20 млрд. куб м с 2016 до 2020 года). Теперь НАК объявил новую стратегию, суть которой – в ближайшие 2-3 года вообще не наращивать газодобычу. Каково ваше видение ситуации?
Да, нам нужно увеличивать добычу газа. И надо немного менять стратегию, больше привлекать частных иностранных компаний в добычу, ведь силами государственной компании, очевидно, мы не можем нарастить добычу.
Получается вот что: цены на газ увеличили почти в 10 раз, деньги собрали с населения, а обещанное увеличение добычи завалили. Скоро придет новое правительство. Какой будет ваша политика в отношении новых планов «Нафтогаза»: «Зачем добывать, если можно импортировать»?
Мы будем разрабатывать новую, более реалистичную стратегию, чтобы потом она была реализована. Я пока не сильно анализировал заявленную НАК новую стратегию – у них там полгода назад было одно, сейчас другое. Это какая-то их внутренняя стратегия, будем ее анализировать.
На днях президент подписал принятый парламентом закон, который восстанавливает справедливость в отношении «зеленых» тарифов для мелких домашних солнечных электростанций на земле, в частности для уже построенных станций. Полностью ли решены проблемы, обусловленные ошибкой с «обнулением» тарифа?
Да, в значительной степени проблемы решены. Но нужно будет принять еще один уточняющий закон, чтобы исключить злоупотребления. Но в целом сделан шаг в правильном направлении — это осознанная поддержка именно малой «зеленой» генерации. Нам нужно, чтобы обычные люди понемногу строили для себя солнечные панели, чтобы развивался средний класс. Нужно развивать малую генерацию, приближенную к конечному потребителю. Это будет укреплять устойчивость энергосистемы, поэтому развитие мелкой «зеленой» энергетики будет приоритетным.
Правительство требует осуществить анбандлинг НАК «Нафтогаз Украины» (отделить ГТС в отдельное предприятие) до конца этого года по принятой им модели от 2016 года – тогда были созданы «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ). Какова позиция президента относительно модели анбандлинга и транзитного контракта, который завершается 31 декабря?
Мы за то, чтобы этот транзитный контракт был продлен.
Известно ли вам о ходе переговоров с «Газпромом»?
На сегодня нет никаких переговоров. На 16 сентября запланирована трехсторонняя встреча: Украина, Россия, ЕС. Сейчас все участники подтверждают свое участие. Нам нужно сформировать новое правительство, а также состав делегации — тогда эти переговоры состоятся.
Относительно анбандлинга «Нафтогаза Украины», считаю необходимым, чтобы новое правительство приняло новые решения. И важно, чтобы решение было принято в сентябре. И еще более важно, чтобы принятое решение уже не обсуждалось, а выполнялось непосредственно всеми участниками процесса для того, чтобы анбандлинг был реализован.
Пять зарубежных компаний заинтересованы принять участие в управлении нашей ГТС. Реально ли их привлечь в Украину и способны ли они создать независимого оператора ГТС?
Если будет транзит российского газа через Украину, то их привлечь вполне реально. Если же транзита газа не будет, то и нереально привлечь.
Планируется ли изменять подходы к формированию цены газа для населения и предприятий теплокоммунэнерго. Речь о так называемой формуле «Дюссельдорф»». Суд признал ее незаконной.
Никакой формулы «Дюссельдорф +» не существует. Даже ранее до октября прошлого года, действовала формула, когда учитывалась цена в Дюссельдорфе плюс доставка, или цена в Словакии плюс доставка и была выбрана ниже этих двух. Учитывая то, что к нам Словакия ближе, поэтому целесообразнее сказать, что в Украине действовала формула «Словакия + доставка в Украину».
Но в последние девять месяцев такая формула не действует, потому что формула для населения привязана к одному из четырех видов цен. Первая – цена, сложившаяся на «Украинской энергетической бирже»; вторая – цена, по которой «Нафтогаз» продает газ промышленности; третья – цена, по которой газ импортируется в Украину; четвертая – цена, которая зафиксирована в постановлении Кабмина.
Из этого набора из четырех цифр берется наименьшая цена. Но по факту она берется либо как цена для промышленности, либо как цена на «Украинской энергетической бирже», либо как средняя цена растаможки. Поэтому никакой привязки к «Дюссельдорф+» здесь нет.
За последние четыре месяца цена газа для населения снизилась на 25%. Это хорошая тенденция — цена на август будет ниже, чем была до прошлогоднего октябрьского повышения.
Но если сравнить себестоимость добычи украинского газа — $47 за тысячу кубометров, по цене для населения в июле – 6,9 тыс. грн./тыс. куб м (эквивалент $265), то цена завышена более чем в пять раз, а собранные с населения деньги не идут на увеличение газодобычи.
Я не видел расчетов и думаю, что себестоимость газа не $47, а около $100. Но я бы хотел увидеть такие расчеты от людей, которые утверждают, что себестоимость $47.
Себестоимость всего добытого газа есть в аудиторском отчете «Укргаздобыча» за 2018 г, выполнен Deloitte — это 40,6 млрд. грн., из которых 25,3 млрд. грн., рентная плата. Себестоимость без рентной платы – 15,3 млрд. грн. В составе этой себестоимости амортизация составляет 9,8 млрд. грн.
Чтобы узнать себестоимость единицы добычи газа, нужно суммарные затраты по себестоимости без ренты разделить на товарный объем добытого газа – на 13,8 млрд. куб м (2018 г) и тогда получим 1111,16 грн. за тыс. куб м ($42,7). В составе этой себестоимости 63% (это $27) – амортизация, что является источником для капитальных инвестиций», — поделился с «Главкомом» бывший директор департамента экономики «Нафтогаза Украины» Ярослав Диковицкий.
В 107 раз за четыре года выросли зарплаты топ-менеджеров «Нафтогаза», при этом провалена программа газодобычи. Справедливы ли заработки менеджеров в госкомпаниях?
Я думаю, что можно сделать так, как это делают в частном бизнесе, где заработки и вознаграждения привязывают к годовым результатам работы — до так называемых KPI по итогам года, которые включают и прибыль, и производственные показатели (увеличение добычи газа) и тому подобное. Включать можно и повышение эффективности. Было бы правильно привязывать заработные платы руководителей государственных предприятий к таким годовым KPI, которые измеряются в цифрах. Тогда топ-менеджеры будут мотивированы выполнять именно такие ключевые показатели – финансовые и производственные.
Если же на государственных предприятиях будут низкие зарплаты, то там ситуация может быть еще хуже, поэтому просто нужно найти разумный баланс. С одной стороны, чтобы зарплаты не были низкими, а с другой – чтобы зарплаты, премии и бонусы имели определенную привязку к годовым показателям успешности и они действительно служили вознаграждением, которое мотивирует делать государственную компанию более сильной, более эффективной и более успешной.
Депутаты Алексей Кучеренко, Юлия Тимошенко и ее бывший помощник Александр Трохимец убеждают, что будут добиваться возврата тех денег, которые украинцы в течение пяти лет переплачивали за газ, ведь суд признал неправомерным резкое поднятие тарифов в течение последних лет. Какими будут действия новой власти? Считаете ли вы возможным вернуть людям деньги?
Они дали такое обещание, давайте посмотрим, какие реалистичные юридические механизмы будут предложены для реализации. Если это через решения судов, то надо дать время, чтобы инициаторы могли реализовать свою идею. За последние 4 месяца происходит понижение цен на газ безотносительно политических дискуссий и обещаний.
Авторы: Павел Вуец, Наталка Прудка
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.