Депутат Иван Чайковский: Первоочередная задача для парламента – принять пакет земельных законов, чтобы дать старт безопасной земельной реформе

Парламент как можно быстрее должен принять два важных земельных закона (№2194 и №2195), чтобы с 1 июля 2021 года стартовал цивилизованный свободный рынок земли. Кроме земельной темы за первое полугодие депутатам следует «раскачаться» в вопросе засухи. Принять закон об аграрном страховании, поддержке развития орошения Юга Украины и другие.

А также – отшлифовать закон о земельной детенизации (№3131 и его альтернативных вариантов). Также решить дальнейшую судьбу земель государственных учреждений (НААН, Пенитенциарной службы и другие).

А также совместно с правительством и Минагрополитики выработать действительно действенную стратегию развития агросектора и систему распределения господдержки (ни в коем случае не поддерживать тот эксперимент, который представило Минэкономразвития на заседании аграрного комитета) с акцентом на создание добавленной стоимости, начиная с животноводства.

Как это все успеть, и какие имеются ожидания у аграрного комитета сейчас от нового аграрного министра Романа Лещенко? Об этом AgroPolit.com говорил с секретарем комитета Верховной рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики, членом депутатской группы «Партия за будущее» Иваном Чайковским.

Какой имеется план законопроектов на эту сессию перед аграрным комитетом?

С 1 июля вступает в силу закон 552-IX (2178-10) о рынке земли. Чтобы он полноценно заработал, нужно принять минимум еще два важные законопроекты: о земельной децентрализации – №2194 и электронных аукционах по продаже права аренды на государственную землю – №2195. Они устраняют значительную часть возможных земельных злоупотреблений на свободном рынке оборота земель. Оба законопроекта аграрный комитет одобрил и рекомендовал парламенту к голосованию во втором чтении.

Кроме того, в парламенте находится законопроект №3131 о земельной детенизации. Он поступил еще летом и через какое-то время вызвал бурное обсуждение со стороны небольших аграрных производителей. На самом деле №3131 — законопроект, который нужен сегодня нашему обществу, потому что из-за теневой обработки земель местные бюджеты недополучают миллионы средств, а затем страдают сами сельские жители.

Я думаю, что в ближайшее время этот законопроект также поступит на рассмотрение депутатам, и мы проголосуем его в первом чтении. Ведь он направлен, в первую очередь, на улучшение финансового положения территориальных общин и вывод аграрного сектора из тени. Его суть состоит в том, что собственник земельного участка или тот, кто его обрабатывает, должен уплатить минимальную сумму налога, установленную государством. Суммарно уплаченные арендатором налоги с 1 га не могут быть ниже этого минимума.

Если фермер сегодня обрабатывает 100 гектаров земли, и у него нет ни одного наемного работника, то он соответственно платит полностью всю сумму. Если он официально устраивает на работу своих работников, он платит меньшую сумму – за вычетом уплаченного налога НДФЛ. Если же он еще и занимается созданием добавленной стоимости, то суммарная уплата налогов тоже будет включать и налог с деятельности.

Государство стимулирует, таким образом, аграриев выходить из тени в легальный сектор, юридически оформлять свою деятельность, работников, договоры аренды и тому подобное.

Значит, обезземеливания владельцев паев, которым так пугают, не будет? 

Это никакое не обезземеливание крестьян, а борьба с тенью на украинских полях. Если мы хотим иметь богатые общины и села, которые будут решать проблемы людей на местах – нужно начинать с выхода из тени и с уплаты налогов всеми. Не может быть так, что земля есть, по документам она не обрабатывается, а по факту – засеянные поля. И это же все видят. Неуплаченные с каждого гектара сельскохозяйственных земель налоги – это недостроенные школы, детсады, дороги и в целом социальная инфраструктура каждого села, поселка или города.

Предприниматели, которые работают в наших селах, должны начать платить все налоги в местную казну. Сегодня в Украине нет такого председателя общины, который бы выступил против этого закона, потому что это легальные доходы в местный бюджет для социально-экономического развития территории. С другой стороны, местные чиновники должны эффективно управлять средствами, чтобы бизнес видел сдвиги и знал, что это сделано за его налоги.

Так что основная задача депутатов на этой сессии – завершить законодательное оформление земельной реформы в виде принятия трех земельных законопроектов – №№2194, 2195 и 3131?

Да, первоочередная задача для парламента – принять пакет земельных законов, чтобы дать старт безопасной земельной реформе и предложить финансовый ресурс обществам для их развития. Сделают ли это три названных законопроекта: №№2194, 2195 и 3131? Да, бесспорно.

Если копнуть больше в суть этих законов, то зачем нужен законопроект №2194?

Законопроект №2194 – это документ о передаче от Госгеокадастра общинам полномочий распоряжаться государственными землями, которые переходят им в собственность. Это, без преувеличения, существенная земельная дерегуляция.

Кроме того, законопроект №2194 решает вопрос применения преимущественного права на приобретение сельскохозяйственного участка (пая). Для того чтобы увеличить гарантии при использовании преимущественного права на покупку земли сельскохозяйственного назначения и избежать возможных мошеннических наличных схем (в т. ч. легализации средств сомнительного происхождения), я внес предложение к повторному второму чтению в законопроект №2194.

Его суть заключается в том, чтобы право продажи земельного участка (если стороны: тот, кто продает, и тот, кто покупает и имеет преимущественное право на нее не пришли к согласию) реализовывалось исключительно на аукционе. Это и есть цивилизованный рынок и рыночные отношения, потому что все решит спрос и предложение, а не возможные спекуляции. В начале внедрения свободного рынка земли может быть всплеск цены за счет новизны процесса. Но мы понимаем, что цена спроса и цена предложения рано или поздно сбалансируются.

Я и предлагаю этот баланс закрепить законодательно и предоставить независимую аукционную площадку для продажи земли сельскохозяйственного назначения, которая является, в том числе, паем, при условии, что продавец и покупатель, имеющий преимущественное право, не договорились при прямой продаже. Это позволит избежать критических конфликтных перераспределений на аграрном рынке после запуска земельной реформы.

А законопроект №2195?

Законопроект №2195 определяет порядок торговли правом аренды государственными и коммунальными землями на электронных аукционах. Там определено, что проводиться такие торги могут в системе «Прозрачно» или на других двухуровневых системах. Должен быть обязательный гарантированный взнос перед стартом торгов.

Законопроекты №№2194 и 2195 вместе с законом о земле фиксируют четкие и понятные правила украинского рынка земельных отношений. Они устанавливают очень четкие, прозрачные и понятные правила оборота сельскохозяйственных земель в Украине с 1 июля 2021 года.

Нормативно-денежная оценка 

На данный момент очень значительная дискуссия ведется вокруг размера НДО – она будет отправной точкой при определении цены продажи сельскохозяйственных земель. Так вот, есть инициатива пересмотреть размер НДО или вообще предоставить это право общинам. Вы что скажете?

Дискуссий вокруг этого действительно много. Но мы должны понимать, что уже выкристаллизовалась определенная структура НДО по стране. Есть правила ее расчета, работающие. Нельзя это ломать накануне запуска рынка. На переправе лошадей не меняют.

Относительно такого права для общин, то для того чтобы сделать расчет нормативно-денежной оценки, нужно иметь определенных квалифицированных специалистов. Откуда у общины эти специалисты сегодня? Решение по изменению НДО в таком случае будет зависеть от председателя общины и депутатского корпуса.

Что мы породим? Земельные кланы в той или иной общине? Ведь любое аграрное предприятие, которое обрабатывает сейчас определенный объем земли в общине, будет делать все для того, чтобы глава и депутатский корпус стали для них ручными. Это правильно? Нет. Нельзя этого делать. Если есть такое желание – то надо это делать на общегосударственном уровне и точно не в авральном режиме за пару месяцев до запуска рынка земли.

А что делать с землями НААН, потому что есть два разных варианта обращения с ними? В воздухе завис и вопрос распаевания этих земель.

Я сегодня предложил бы на базе этих земель модель частного государственного партнерства. Значит, есть сегодня земли государства, которые находятся в Национальной академии аграрных наук или в Пенитенциарной службе. Я бы отдал их в субаренду аграрному бизнесу на условиях рыночной арендной платы.

Если платит сегодня фермер за гектар земли условно 5 тыс. грн., то за государственные земли должно поступать от аренды не меньше, а то и больше, в зависимости от того, какие это земли. Пожалуйста, выбирайте субаренду на 3-5 лет, и эти деньги должны быть в бюджете.

Но часть земель НААН следует отдать на распайку трудовым коллективам бывших совхозов, которые до сих пор так и не получили своего земельного пая. Такие случаи есть и на Тернопольщине, откуда я родом. Люди обращаются ко мне как народному депутату с просьбой им помочь. Под тем или иным «соусом» раньше у них забрали земли, запланированные под распайку, и до сих пор они их не могут получить. Таким землям присвоили статус «особо ценных». Поэтому сейчас эту землю распаивать среди людей нельзя.

По всей Украине таких совхозов наберется около ста. Люди обижены, потому что с ними поступили некрасиво, и они хотят хотя бы сейчас добиться справедливости и получить сертификаты о собственности на землю. Этот вопрос десятилетиями не решается. В этом году Украина будет праздновать тридцатую годовщину независимости, а мы с вами говорим о затяжной земельной истории продолжительностью в 25 лет. На мой взгляд, депутаты должны законодательно помочь решить этот вопрос и вернуть таким людям их землю и восстановить справедливость.

Какие еще законопроекты планирует рассматривать в ближайшее время комитет. Будет ли, например, рассматриваться вопрос «зеленой энергетики», ведь мы видим, как остро сейчас на передний план выходит вопрос тарифов.

Сегодня в комитете есть много хороших и нужных законопроектов, которые можно очень быстро выдать. Для понимания: в той же зеленой энергетике есть видение, как и куда, двигаться, но под это в бюджете нет ресурса – мы это видим. Особенно если учесть, что на господдержку аграриям выделили фактически копейки – 4,7 млрд. грн. В ЕС развивают альтернативную энергетику, потому что есть ресурсы под это.

15 лет назад Германия имела программу по развитию солнечной энергетики, по которой 100% из государственного бюджета возмещалось за установку на животноводческих фермах солнечных батарей. Эта программа у них была 5 лет. Сейчас на каждой немецкой животноводческой ферме установлены солнечные батареи. А когда я проезжаю по украинским селам, по той же Тернопольщине и вижу, что на наших огородах, на нашем прекрасном плодородном черноземе стоят солнечные батареи, поверьте, сердце разрывается.

Люди делают, что могут своими силами, но для переломного момента в этой сфере нужно участие именно государства. В аграрном комитете и в секторе есть четкое понимание и видение, как можно аграрный сектор вывести из того кризиса в сегменте животноводства. Именно на животноводство следует сегодня правительству делать масштабную ставку: это рабочие места, добавленная стоимость, поступление валюты, крепкие тылы страны, наконец, продовольственная безопасность государства.

Как правильно государству поддерживать животноводство?

Животноводство — это отрасль, которая требует более длительного (по сравнению с растениеводством) периода окупаемости инвестиций. Поэтому эффект от вложений будет заметен не так быстро. Но он однозначно будет. Заложенных средств в бюджет на 2021 год в 4,5 млрд. грн. не хватит ни на что. Это только чтобы что-то подсолить. Минимум 1% аграрного ВВП – вот что нужно предусмотреть и реально выплачивать агропроизводителям. Я твердо убежден, что если бы мы направляли больше ресурса, поверьте, что через три года мы бы имели достаточно серьезную отдачу в стране.

Я имел встречу с послом Республики Узбекистан. Мы долго общались об интересе Узбекистана в Украине и интересе Украины в Узбекистане. Знаете, мне настолько было приятно то, что Украину рассматривают как перспективную страну, которая может быть одним из ведущих поставщиков мясной сельскохозяйственной продукции на рынок Узбекистана. Это очень хорошо.

Однако когда мы заговорили о господдержке в наших странах, то стало понятно – об их уровне мы можем только мечтать. Сейчас украинский агросектор работает фактически на энтузиазме, а должен был бы – на все 200% для обеспечения украинской и мировой продовольственной безопасности.

Три задачи для аграрного министра Романа Лещенко: стратегия, орошение и реанимация украинского машиностроения 

Недавно назначенный министр аграрной политики и продовольствия Роман Лещенко среди основных своих задач на посту называл и написание стратегии. А какие еще задачи, на ваш взгляд, сейчас должен выполнить в первую очередь аграрный глава?

Первое — добиться взаимопонимания между всеми отраслевыми ассоциациями и тогда совместно разработать аграрную стратегию на 10-15 лет по каждому из направлений АПК. Если писать аграрную стратегию для животноводства, то ее следует разделить на несколько подгрупп: КРС, свиноводство, малый скот и так далее. Выслушать всех участников каждого направления, найти самый оптимальный путь для производства продукции именно с добавленной стоимостью и прописать шаги, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

Правильная стратегия развития АПК – это постепенное уменьшение доли зерновых в общей структуре экспорта и наращивание собственной переработки и экспорта готовой продукции.

Вторая задача — комплекс шагов для противодействия засухе на Юге Украины и в целом по стране. Аграрии Юга в 2020 году получали 3-4 т кукурузы с 1 га. А при наличии систем орошения эта цифра бы выросла до 10-12 т в сухом зерне кукурузы. Что сегодня нужно аграриям Юга? Недорогой кредит, дешевая электроэнергия для полива (например, ночной тариф на атомную электроэнергию), компенсация процентов по приобретению техники для восстановления оросительных систем на 3-5 лет и прочее.

Словом, задача №2 — государственная программа поддержки орошения. За счет полива мы получим увеличение общего объема урожая в Украине на несколько миллионов тон. Урожай для Украины — это ВВП. Это создание рабочих мест. Почему бы нам совместно с правительством не создать программу поддержки украинского производителя в оборудовании для полива? И это совсем не сложно сделать стране, которая производит космические корабли, двигатели для самолетов.

Кроме того, следует принять закон, который бы передал все поливные системы в собственность (в формате ООО) тем же аграриям, которые их будут содержать и за них отвечать.

Третья задача — реанимация украинского машиностроения. Миллиарды долларов ежегодно аграрный сектор тратит на закупку импортной сельскохозяйственной самоходной и прицепной техники. Если бы я был премьер-министром, то сделал бы все, чтобы мы производили украинские трактора. И я бы этот трактор сам раскручивал публично и показывал бы, как он работает на земле.

Есть другой способ – сформировать такие условия, чтобы мировые лидеры-производители техники пришли производить ее в Украину. Это же не китайская грамматика – это можно и нужно сделать. Это дополнительные налоги, рабочие места в Украине.

Что скажете о подчинении Госпродпотребслужбы – кто ее должен контролировать – Минагрополитики или МЭРТ?

Регулирование ветеринарной и санитарной медицины по логике – это ответственность Минагрополитики. МЭРТ к этому не имеет никакого отношения. Чем быстрее вернут Госпродпотребслужбу в подчинение аграрного министерства – тем лучше. Минагрополитики следует восстановить в том виде, каким оно было до его ликвидации летом 2019 года, и вернуть все функции, которые у него были раньше.

Чего лично вы ожидаете от Романа Лещенко? 

Я ожидаю от аграрного министра первое, что он будет патриотом аграрного сектора и выведет украинский продукт на новые рынки.

Вы ему верите?

Верю.

Почему? У него честные глаза?

Романа Лещенко я знаю уже давно. Так сложилось, что я был у него в хозяйстве и видел, что и как там работает. Ферма хорошо обустроена, везде порядок. Это все говорит о человеке. Когда у человека есть порядок в хозяйстве, на ферме, то и в остальном этот человек является ответственным. Я подчеркну, что сегодня очень мало аграриев хотят заниматься животноводством, потому что это нелегкое и не такое прибыльное дело, как растениеводство.

На мой взгляд, Роман Николаевич хорошо понимает аграрный сектор, что очень важно для аграрного министра. Раньше мы имели многих министров, которые к аграрному сектору не имели никакого отношения и не понимали, как им управлять и где власть может быть полезной для сельхозпроизводителей.

Ваш ему совет.

Сейчас у него есть уникальный шанс сделать действительно эффективное Министерство аграрной политики и продовольствия с новым, современным подходом. Старый министерский хлам в подходах формирования политики следует просто выбросить на политическую помойку истории и развивать новое – в полной прозрачности. Роман Лещенко должен ввести open space во всех направлениях и процессах. Если ему это удастся – шанс на перемены в АПК есть.

Побелить в Минагро, сделать генеральную дезинфекцию, чтобы оттуда вытравить всю советщину, которая там «цвела» еще до недавнего времени. Новое современное украинское Министерство аграрной политики должно работать на развитие экономики Украины и на благо аграриев. Поэтому я желаю Роману Николаевичу слушать всех, но делать выводы и жить только своим умом. Потому что в таких ситуациях много есть советчиков, которые советуют и посоветуют.

Перезагрузка Госрезерва — три шага для правительства 

Правительство инициирует назначение очередного руководителя Госрезерва без конкурса. Какие сейчас ключевые задачи стоят перед Государственным резервом, и какие шаги сейчас помогут перезагрузить его работу? 

Сейчас сложилась ситуация, когда государство должно своими функциями регулятора принести пользу отечественным товаропроизводителям.

Дефицит кукурузы на мировом рынке приводит к ее оттоку с рынка Украины и, как результат, к росту цены на кукурузу, к увеличению стоимости кормов, а в дальнейшем – мяса, молока, яиц и других продуктов животноводства и птицеводства.

Власть должна понимать, что животноводство и переработка – это отрасли, которые производят добавленную стоимость и несут наравне с государством социальную нагрузку: создают рабочие места на селе и формируют налоговую базу для вновь созданных общин.

А сокращение поголовья КРС и свиней приобрело угрожающей тенденции, что за последние годы количество скота уменьшалось на 5-6,5% ежегодно.

Сейчас важно поддержать отрасль животноводства и переработчиков, поскольку этот вопрос напрямую касается продовольственной безопасности нашей страны и отпускных цен на социально важную продукцию.

Это можно сделать тремя путями:

Государство как регулятор ограничивает экспорт кукурузы, тем самым оставляет ее часть для изготовления комбикормов на внутреннем рынке, удерживая баланс потребности;

Государство в лице структур Госрезерва продает кукурузу исключительно на предприятия по изготовлению кормов на животноводческие и птицекомплексы;

Государство поддерживает представителей отрасли целевыми средствами из бюджета.

При таких обстоятельствах мы должны думать о последствиях, которые наступят и после которых на восстановление этого направления экономики могут уйти годы.

Сокращение поголовья — наиболее критичное, поскольку восстановление его потребует не столько денег, сколько времени. А сейчас мы не имеем ни одного, ни другого.

Если же говорить глобально, то правительство должно не допускать критических ситуаций и реагировать на них заблаговременно. Одно из решений, которое должно быть проработано и принято немедленно, – это наведение порядка с контрабандой готовых продовольственных товаров из-за рубежа. Именно контрабанда не дает возможности развивать собственную переработку из-за невозможности конкуренции в цене. И вместо того, чтобы латать проблемы, правительство должно было бы устранять причины этих проблем!

Украина начала пересмотр условий ЗСТ с ЕС. Какие позиции следует включить в части торговли аграрной продукцией? 

Зона свободной торговли с ЕС должна быть «дверью» для украинской агропродукции в Европу. А не «окном» нереализованных возможностей. Имеющиеся в сделке беспошлинные квоты — это скорее даже узкая «форточка», через которую аграрный бизнес «лазил» все 5 лет. Сейчас у нас есть отличный шанс изменить ситуацию и как все цивилизованные страны отстоять свою позицию в части квот как минимум. Что бы я посоветовал правительству? Кабмин должен инициировать введение зеркальных квот по всем позициям аграрного экспорта.

На следующие 5 лет в соглашении о ЗСТ с ЕС следует определить зеркальные квоты на большинство аграрных позиций или беспошлинный ввоз аграрной продукции. Тогда это будут «двери» на европейский рынок. Иначе рискуем и дальше играть в одни ворота: они нам все, а мы – ограниченный круг продукции.

Я бы даже поставил переговорщикам такой KPI, по нему бы оценивал успешность их работы в этих переговорах. Поймите, что Украина не должна бояться говорить с сильной позиции с ЕС. Качество нашей продукции соответствует их рынку. Мы должны учиться говорить на равных, потому что с сильными – считаются.

Но ведь европейцы «пищат», что их фермеры боятся бездотационных наших.

Значит – до свидания. Пусть ищут себе рынки в Африке, и незачем их сюда пускать. Нам надо отстаивать своего товаропроизводителя и вести жесткую протекционистскую политику в отношении аграрного импорта. Мир уже взял курс на политику протекционизма для своего производителя. Посмотрите на шаги американского президента Джо Байдена и его законодательные инициативы в этом вопросе.

И заканчиваем мы нашей депутатской темой. Иван Адамович, мы знаем, что в комитете был «бунт на корабле». Вы в нем участия не принимали: вас не было среди 13-ти «Брутов». Что сейчас происходит в комитете, все работают или и дальше интригуют? 

Последние заседания аграрного комитета были очень конструктивны. Я, откровенно говоря, когда все это произошло, о чем вы говорите, даже не очень понял, какие могут быть претензии к председателю комитета Николаю Сольскому. Я считаю, что он на своем месте. А кому что-то не нравится, мы живем в свободной стране – комитет можно всегда изменить.

А почему так и не подобрали двух новых депутатов в аграрный комитет (Колыхаев в ближайшее время сложит полномочия депутата)? Это бы изменило расстановку сил в комитете однозначно. 

Этот вопрос адресуем тем, кто хочет или не намерен входить в комитет.

Автор: Наталья Белоусова

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий