Добавленная стоимость АПК – может ли страна себе позволить уменьшение НДС

Украине нужно оперативно отреагировать на инициативу в ЕС по снижению НДС на продукты питания и в касательных отраслях. Европейцы, таким образом, пытаются удержать инфляцию и уменьшить цены на продукты для населения. Украине тоже следует прибегнуть к этому шагу, чтобы снизить цены на полках и не проиграть конкуренцию с другими производителями.

Как правильно это сделать – озвучил общественности механизм автор документа, народный депутат Иван Чайковский со своими коллегами-депутатами от партии «За будущее», публично представляя законопроект №7023 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно удешевления стоимости продуктов питания и сохранения конкурентоспособности отечественного производителя».

Он инициирует уменьшение НДС для украинских производителей продуктов питания с 20% до 0%. AgroPolit.com предлагает самое интересное из презентации, а также выводы экономистов, нардепов и представителей отрасли о последствиях уменьшения налоговой нагрузки.

Уменьшение НДС в Европе — история вопроса 

На период с 1 февраля 2022 года по 31 июля 2022 года в Польше предусмотрено снижение НДС на ряд товаров. Временное снижение ставки НДС распространяется на пищевую продукцию – это с 5% до 0 процентов. На горючие материалы – с 23% до 8%. Удобрения, средства защиты растений – с 8% до 0%. А также на природный газ – до 0% и энергию, электрическую и тепловую – до ставки 5%.

Аграрии, которые продают свою продукцию и платят НДС на общих основаниях, в период с 1 февраля по 31 июля 2022 года будут платить 0% НДС на овощи и плоды, съедобные орехи; зерно и семенной материал, продукцию масличных культур. Растительную продукцию для переработки и на лекарственные растения; молочные продукты; яйца; натуральный мед; пищевые продукты животного происхождения.

Нулевой НДС также должен снизить цены на продукты для потребителей, ведь он будет действовать во всей цепи поставки продуктов – для аграриев, которые сдают выращенное на переработку, для торговцев продуктами и для конечных потребителей.

Стоит отметить, что уменьшение налоговой ставки не произошло в один момент. Польша шла к этому 4 года, и если бы не угрожающая ситуация с ростом инфляции, этот процесс длился бы еще дольше.

Напомним, на заседании Совета по экономическим и финансовым вопросам ЕС, состоявшемся в Брюсселе 7 декабря 2021 года, министры финансов стран-членов ЕС достигли согласия относительно текста Директивы ЕС о НДС. Документ предусматривает введение в странах ЕС нулевого НДС для пищевых продуктов – мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей, фруктов и продуктов их переработки, а также зерновых, муки, хлебопродуктов и масла.

Работа над текстом директивы в специальных рабочих группах длилась почти четыре года. Едва ли не самыми активными ее участниками были представители разных ступеней польской власти. С предложениями расширить у себя применение сниженных и нулевых ставок НДС – также и для продуктов питания – Польша обращалась в Еврокомиссию не один раз. Однако каждый раз получала отрицательные ответы.

По мнению комиссии, любое снижение странами-членами ЕС налога на добавленную стоимость, даже временное, можно было делать лишь после окончания работы над проектом директивы ЕС о НДС. Иначе такие действия стран были бы трактованы как нарушения, объясняют в ассоциации «Укрсадпром».

После достижения согласия относительно текста Директивы о НДС в ЕС, следующим шагом по введению налоговой статьи должно стать решение Европарламента, а потом – формальное принятие директивы Советом ЕС. Предполагается, что окончательные решения в ЕС будут приняты в первой половине 2022 года.

В Польше формального утверждения директивы Советом Европы ждать не захотели, и 7 декабря 2021 года министр финансов Польши Тадеуш Костинский в письме к комиссару ЕС по экономике Паоло Джентилони снова обратился относительно разрешения на временное введение в Польше, сроком на полгода нулевой ставки НДС на продукты питания. Одной из причин обращения стало то, что в стране сейчас наблюдается высокая инфляция потребительских цен, и польские власти стремятся поддержать экономику без проволочек.

Стоит заметить, что вслед за ЕС, Польшей и Турцией о сокращении ставок заявил Алжир. В связи с резким снижением экономического доступа населения страны к базовым продуктам питания президент Алжира распорядился приостановить действие введенных в текущем году налогов и сборов по импорту стратегических категорий продовольствия.

Сейчас ставки НДС в западных странах существенно различаются. Например, в Чехии, где базовая ставка НДС составляет 21%, этот налог снижен на основные продукты питания, общественный транспорт, прессу и билеты для посещения культурных мероприятий на 15%, а во время покупки книг, лекарств и товаров для здоровья потребитель уплачивает 10% НДС.

В Литве базовая ставка НДС – 21%, для книг действует 9% НДС, на лекарства и товары для здоровья предусматривают уплату 5% НДС.

Во Франции базовая ставка НДС – 20%, однако книги, пассажирские перевозки, посещение культурных и спортивных мероприятий предусматривают уплату 10% НДС, на лекарства, товары для здоровья и основные продукты питания действует 5,5%.

В Финляндии базовая ставка НДС – 24%, на основные продукты питания ставка НДС – 14%, на книги, лекарства, билеты на спортивные и культурные события – 10%.

Страны с опытом нулевого НДС на отдельные виды товаров есть и за пределами ЕС. Так, на продукты питания, лекарства, книги, товары для здоровья и прессу платят 0% НДС в Великобритании, подобный перечень товаров (с добавлением семенного и посадочного материала, кормов для животных) предусматривает нулевой НДС в Ирландии.

Законопроект №7023

Законопроектом предлагается до 1 января 2023 года по нулевой ставке облагать продукты питания, произведенные на территории Украины, кроме тех, что указаны в статье 197 Налогового кодекса, что освобождены от налогообложения.

Суть законопроекта – нулевая ставка НДС на социально важные продукты питания. Первыми это сделали поляки — 0% НДС. Впоследствии партия по инициативе президента Эрдогана ввела 1% НДС на продукты питания. Вы же понимаете, что Украина подписала соглашение с Турцией о ЗСТ. И там большинство позиций упрощено в части взаимной торговли – это прямая подножка нашей конкуренции.

Турецкие товары будут дешевле, и по сравнению с ними наши будут проигрывать у нас в стране. Этого нельзя допустить. И на этом фоне у меня возникает очень простой вопрос к правительству, что какие еще надо аргументы для принятия законопроекта №7023? Если мы не сделаем этого, то Украина будет зажата в экономической ценовой блокаде. Нам нужно спасать нашего переработчика, – заявил Иван Чайковский.

Также документ предусматривает налогообложение по ставке в размере 7% услуг по поставке природного газа, кроме сжиженного. На снабжение и распределение электроэнергии, тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения и централизованного водоотведения.

В случае принятия этого документа украинские производители пищевой продукции смогут сохранить экономическую активность в условиях повышенной инфляции и возросшей конкуренции со стороны иностранных компаний.

Что для нас Украина? Украина — это все! Что такое Украина для тех, кто не живет здесь и не является гражданином? Это проблема Крыма и война на востоке. Нас идентифицируют по языку, вышиванкам, песням и другим культурным признакам. И все. Больше ничего украинского они видеть не хотят.

Все должно быть выработано у себя и придумано у себя. Или кто-то из наших международных партнеров по внешнеполитическим вопросам хочет так же сотрудничать в экономической сфере? Ответ — нет. Хочет кто-то видеть украинскую продукцию за пределами Украины на полках магазинов — нет. Наоборот, они хотят видеть свою продукцию в наших магазинах.

Также они не готовы кредитовать или собственноручно строить производство на территории Украины, чтобы покупать сырье, перерабатывать его здесь и оставлять налоги на нашей территории. Увидев уровень мировой инфляции, стоимость энергоносителей и изменения покупательной способности Европа уменьшила налоги для своих производителей пищевой продукции и смежных отраслей.

Нам также нужно защитить отечественного производителя. Именно поэтому мы разработали этот законопроект, – прокомментировал ситуацию один из авторов законопроекта, народный депутат Игорь Палица.

Влияние НДС на стоимость продукции для потребителя и производителей

Как пояснил автор законопроекта, секретарь аграрного комитета Иван Чайковский, сейчас эта инициатива начинает обсуждаться в парламенте.

Несколько народных депутатов запустили от себя идею 0% на продукты через систему проведения круглых столов в регионах. Я со своей стороны в Тернопольской области инициировал это на базе Западно-Украинского национального университета, где мы провели это мероприятие с учеными и обсудили законопроект, фактически получили поддержку от них. Также мы провели обсуждение на заседании Общественного совета при ГНС в области. И получили от участников одобрение инициативы в целом.

Хотя было много разной критики, потому что мы технически не конкретизировали в законопроекте, какие именно продукты питания должны подпадать под 0% НДС.

Мы это уточним, потому что еще многие специалисты думают, что хотим ввести нулевой НДС, в том числе и на сырье, например, на экспортную кукурузу. Мы же хотим 0% НДС ввести на сырье, которое непосредственно производится и перерабатывается в Украине, из которой делают продукты питания.

Логика здесь такова, что это должно пройти от сырья до готового социально важного продукта (мясо, молоко, яйца и так далее) и до потребителя с нулевым НДС. На сырье же, которое экспортируется, — нет. Я считаю, что нулевая ставка НДС должна быть на все продукты питания без исключения, которые стоят на полках наших магазинов. О спиртных напитках или напитках с малым содержанием алкоголя (пиво, вино) речь не идет, – озвучивает он суть предложенного к обсуждению законопроекта.

Обсуждение было оживленным.

Как пояснил в комментарии для AgroPolit.com президент Украинской аграрной конфедерации (УАК) Леонид Козаченко, в Украине вопрос об уменьшении НДС рассматривался уже давно, еще в начале нулевых. Однако, как это часто происходит в нашей стране вместо взвешенного и своевременного решения, вопрос был задержан в решении и реализован частично в 2021 году, что не только не принесло ожидаемых результатов, а еще и навредило отечественным переработчикам.

Сегодня весь Евросоюз переходит на схему упрощения налогов для собственных производителей пищевой продукции и смежных отраслей по всей производственной цепочке. Прежде всего, это делается для защиты производителей и уменьшения себестоимости производства продуктов социального значения, а также, чтобы увеличить объемы их реализации.

Они посчитали, что бюджетные потери от такого шага увеличатся почти на 2% (были посчитаны поступления в бюджет от НДС в этих областях), однако им удастся сохранить рабочие места и объемы производства пищевой промышленности. Поэтому это оправданный шаг.

Здесь стоит заметить, что украинская продукция достаточно часто создавала потрясающую конкуренцию для местных европейских производителей, однако сейчас они пытаются изменить ситуацию, – прокомментировал нововведение Леонид Козаченко.

По его словам, в Украине аналогичные предложения рассматривались еще в начале нулевых, и одна из ключевых причин – хотели увеличить потребление населением базовых пищевых продуктов, поскольку эти показатели у нас были ниже средних по Европе, особенно по мясомолочному комплексу, да и производителям это пошло бы на пользу.

Однако сегодня вопрос снижения НДС для отечественных производителей касается не только повышения производства и обеспечения украинских граждан необходимым количеством продуктов, сколько выживанием самих производств.

Ведь увеличение стоимости энергоносителей и ухудшение условий для ведения аграрного бизнеса в Украине поставило предпринимателей перед нелегким выбором: повышать цены на продукцию (на фоне нехватки ресурсов) или ликвидировать производство.

Насколько снижение НДС до нуля повлияет на конечную цену продукта? Вопрос оказался дискуссионным.

Профессор Киевской школы экономики Олег Нивьевский дает свой прогноз: «Практика в ЕС показывает, что уменьшение ставки НДС не полностью трансформируется в уменьшение цены, а лишь на треть». По его мнению, лучше иметь одну базовую ставку НДС по всей цепи поставок и во всех секторах – так советуют прикладные исследования. «Если снижать ставку НДС, то лучше снижать базовую ставку по всем секторам, а не для отдельных видов продукции. Плюс адресная продовольственная помощь для необеспеченных слоев населения», — заявил Олег Нивьевский.

Народные депутаты обращают внимание на еще один важный элемент влияния этого законопроекта – он поддержит отечественного производителя. Именно он стал доминирующим в решении поддержать законопроект об уменьшении НДС, говорит нардеп Вадим Ивченко.

«В этом вопросе стоит помнить, что у нас и той же Польши примерно одинаковая себестоимость изготовления продукции. Мы покупаем импортный дизель по одинаковой цене, мы покупаем импортную технику и удобрения по одинаковой цене. Это значит, что вырастить продукцию там и здесь – стоит примерно одинаково. Но в Польше, в отличие от Украины, действует прямая поддержка производителей (на гектар).

Это означает, что себестоимость изготовления продукции в Польше ниже украинской. Плюс к этому Польша оказывает прямую поддержку переработчикам. И в условиях, когда из-за высокой цены на газ и других причин в Украине закрываются предприятия, мы вынуждены везти сухое молоко из Польши. Когда животноводы в Украине из-за сложных условий вырезают поголовье, мы везем мясо из Польши», — объясняет Ивченко.

Не будет проблем и с ЕС, если мы уменьшим НДС для производителей продуктов питания.

Народный депутат от партии «Слуга народа» Алексей Устенко пояснил, что отмена НДС не нарушает наших договоренностей с ЕС, по крайней мере, если мы уменьшим его до 5%.

 Украина сегодня – это участник большой геополитической игры, где нужно умело применять все доступные преимущества и имеющиеся возможности. Однако действовать нужно так, чтобы не потерять поддержку ключевых партнеров, особенно когда враг объединяется не только на физических границах страны, но и в более тонких сферах экономического направления, – говорит он.

Добавленная стоимость — на всех этапах производства и во всех соглашениях о ЗСТ 

Принятие законопроекта №7023 — это первый оперативный шаг, который следует предпринять, чтобы не отставать от ЕС, уменьшить цены на продукты для потребителей и усилить конкурентоспособность украинских производителей. Но это далеко не все.

Нужны еще минимум два шага.

Первый – общегосударственная реформа агропереработки, которая выльется в программу.

Как объяснила в эксклюзивном интервью AgroPolit.com секретарь Национального инвестиционного совета при президенте Украины Галина Янченко, запущен процесс разработки аналитики и подготовки реформы стимулирования агропереработки. Украина сейчас в этом имеет колоссальные шансы.

Общий экспорт Украины в значительной степени аграрный составляет — 42% в общей экспортной корзине принадлежит именно АПК. При этом 80% аграрной продукции – это сырье, то есть фактически и дальше подтверждаем свое реноме сырьевого придатка Европы и мира.

Я считаю, что Украина и украинцы могут зарабатывать на своем сырье, не вывозя его в чистом виде, а перерабатывая, создавая продукт с добавленной стоимостью… Агропереработка и продукция с добавленной стоимостью не создадутся сами собой. Мы видим в АПК успешные примеры появления добавленной стоимости – как переработка подсолнечника, которая позволила нам играть роль мирового лидера по экспорту масла.

Сейчас моделируем инструмент, который, с одной стороны, несколько ограничит вывоз сырья, но стимулирует украинский бизнес и иностранного инвестора запускать переработку внутри Украины. У нас есть черновой вариант инструментов для создания добавленной стоимости, но мы сейчас обсуждаем его с ассоциациями. Поэтому не хотела бы вдаваться в детали, пока они не согласованы, – объясняет она.

Второй – защищать наши торговые интересы в части заключения соглашений о свободной торговле с другими странами. Как точно не надо делать – яркий пример ЗСТ с Турцией, которую недавно подписали в Киеве.

Напомним, что Турция фактически открывает 95,6% своего рынка для новых товаров из Украины, а мы со своей стороны – 99,6%. При этом перечень товаров, которые наша страна может поставлять без пошлины, состоит из более 10 тыс. позиций. Турция Украине – 9,5 тыс.

И это помимо украинских зерновых и масличных, которые сейчас составляют 25% нашего экспорта в Турцию. При этом соглашение Украины с Турцией о зоне свободной торговли предусматривает установление беспошлинной экспортной квоты на 50 тыс. тонн сырья для производства подсолнечного масла. Прощай добавленная стоимость масличная!

Как гром среди ясного неба, мы сегодня узнаем неофициально, что якобы договорились о квоте в размере 50 тыс. т семян подсолнечника, которые турецкие предприниматели могут купить без уплаты вывозной пошлины. 50 тыс. т семян подсолнечника – это, по сути, два месяца работы завода «тысячника», – поясняют в ассоциации.

Напомним, по данным Государственной таможни, в 2021 году товарооборот между Украиной и Турцией вырос на 52%, до $7,38 млрд. Украина экспортировала в Турцию товаров на $4,14 млрд., импортировала на $3,23.Львиная доля украинского экспорта за этот год – металлы и зерновые. Это почти $2 млрд. и $1 млрд. соответственно. Однако турки завозили к нам текстиль, продукцию машиностроения, топливо, цитрусовые и овощи (доля турецких помидоров на нашем рынке составила 16%).

Менеджер по развитию бизнеса Maxigrain Елена Нероба на своей странице в ФБ так прокомментировала действия руководства Украины по результатам подписания Соглашения о ЗСТ:

Украинская гордость – подсолнечное масло – дает каждый 7-й доллар валютных поступлений в страну. Мы все хвастаемся тем, что почти каждая вторая бутылка масла в любой стране — родом из Украины. А китайские свинки любят наш шрот, кукурузу (не ГМО) и ячмень.

За 30 лет независимости мы построили огромную отрасль по переработке масличных, инвестировав сотни миллионов в заводы, инфраструктуру, создав рабочие места и стимулируя все, что стояло рядом. Мощности по переработке масличных культур превышают 24 ммт. Да, мы наращиваем производство семян, сои и рапса.

Да, украинские фермеры прошли колоссальный путь. Да, мощности не полностью загружены – мы уже не экспортируем весь рапс и сою, мы даже их начали перерабатывать, создавая ту самую заветную добавленную стоимость. Налоги, инвестиционный климат, репутация – вот что нам дала оставленная в свое время пошлина на экспорт семян, – объясняет Нероба.

По ее словам, уменьшение пошлины для Турции на закупку семян – это удар по украинским переработчикам.

Мы обнулили на 10% пошлину на 50 тыс. т подсолнечных семян для Турции. В придачу до 6,5% на 100 тыс. тонн для Евросоюза (а почему Европе не 0?). Возможно, мы получили вместо 100 тыс. т нулевую ставку на зерно? Нет, потому что в Турции неурожай, нехватка сырья, и они для всех все обнулили. Они заботятся о своих мукомолах.

Правда, к середине апреля такими темпами продовольственная пшеница для экспорта у нас закончится (осталось 1,972ммт, кроме планов на внутренне потребление), но всех все устраивает, – сетует на ситуацию Нероба.

Нулевая ставка НДС на продукты питания — пострадает ли бюджет?

Мы понимаем, что если из бюджета заберут какую-то часть поступлений в случае установления нулевой ставки НДС, то возникает риск недофинансирования бюджета. Насколько он велик и как это коррелируется с экономическими последствиями в этом году в целом?

Я согласен с тем, что нулевая ставка НДС стимулирует любую отрасль. Но, с другой стороны, мы с вами понимаем, что на это нужны государственные деньги, потому что такая поддержка осуществляется за счет других отраслей. Нужна ли нулевая ставка НДС в Украине? Я не убежден в этом, – заявил председатель комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

Упирается и ритейл – еще бы. Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко заявил, что проект с уменьшением НДС сложно реализовать из-за нехватки финансов и времени.

Страну, как и авианосец на флоте – не получится развернуть быстро. Так же с экономикой и соответствующим законопроектом.

Между замыслом и его реализацией существует большая пропасть, потому что средний срок прохождения законопроекта, даже по сокращенной процедуре и обозначенного президентом как неотложный, составляет 120 дней. Это означает, что когда даже будет разработан законопроект, а это минимум два, а на самом деле до четырех месяцев, принят он будет только в 2023 году, – заявил Дорошенко.

Однако депутатский корпус уверен в правильности этого шага на все 100%.

Если не снизим ставку НДС на продукты до нуля, то завтра и послезавтра потеряем в десять раз больше, чем поступает сегодня от уплаты этого НДС производителями продовольствия. Поданный нами законопроект — это игра в долгую перспективу. Наша главная задача — довести до наших парламентариев, до нашего правительства, до президента необходимость принятия этого законопроекта. Это есть часть нашей большой совместной работы, – резюмирует секретарь аграрного комитета, народный депутат партии «За будущее» Иван Чайковский.

Шаг правильный, и не будет проблем с доходами в бюджет, говорит экономист UkraineEconomic Outlook Михаил Кухар.

Я хочу напомнить, что в прошлом году принятый бюджет должен был составить в доходной части 1,83 трлн. грн. Однако благодаря высокому инфляционному налогу и ряду других факторов мы собрали «лишние» 201 млрд. грн. в бюджет. Парламент, видя фантастический рост доходов, семь раз за прошлый год заседал для пересмотра планов расходов.

Последний раз это было девятого декабря. И даже за 20 дней до Нового года, после заседания, бюджет все равно был перевыполнен на 70 млрд. грн. Они не смогли правильно посчитать расходы даже на месяц, – заявил Михаил Кухар.

Он сообщил, что создавать дыру в бюджете на уровне 60-70 млрд. грн, которые понадобятся для перекрытия расходов в случае уменьшения ставки НДС до нуля – это макроэкономическая катастрофа, однако 2022 год снова станет годом перевыполнения бюджета, и эти средства можно потратить на компенсацию НДС.

В этом году в Нацбанке ожидают показатель инфляции на уровне 9% (а реальный – 5,5%). Также я спешу вам сообщить, что общая инфляция и общий фон повышения цен ну никак не получится меньше чем 16%. Это максимально оптимистичный прогноз. Поэтому эта разница между реальными 16% и ожидаемыми 9% равна 7%.

Если эти 7% умножить на 6 трлн. гривен ожидаемого ВВП, то мы получим дополнительных 420 млрд. грн за счет инфляционного налога. А 40% от этой суммы – это фискальный процент ВВП. Здесь бюджет получит (по очень осторожным подсчетам) 100 дополнительные млрд. грн, которые он сейчас не планирует.

В подтверждение моих слов могу привести факт — выполнение бюджета за январь 2022 года. Он перевыполнен на 10% (в годовом измерении – почти 100 млрд. грн).

Точного расчета по расходам бюджета на компенсацию уменьшения ставки НДС мы не делали, на это нужно немного больше времени, однако аграриям есть к чему апеллировать, когда речь заходит о нехватке средств на эту программу, – заявил Кухар.

Поэтому осталось выяснить, имеет ли руководство страны видение, как привлечь ресурсы, чтобы направить их на системное развитие АПК и поддержку производителей.

Готовы ли лоббисты сырьевых гигантов приобщиться к представителям перерабатывающей отрасли, чтобы отстаивать вместе интересы страны, а не только своего «крайнего хутора». Ведь, как показала практика, если заботиться исключительно о собственных интересах, в конце концов, проигрывают все. Доказано рекордным урожаем зерновых.

Автор: Виталий Хворостяный

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий