12.05.2020 – Долларизация активов и пассивов банковского сектора Украины сокращается. Об этом говорится в годовом отчете центрального банка страны.
Приоритетная цель монетарной политики Национального банка – обеспечение ценовой стабильности. Среди других целей – содействие финансовой стабильности и устойчивым темпам экономического роста. Для выполнения приоритетной цели монетарной политики – обеспечения ценовой стабильности – мы четвертый год подряд с 2015 года используем монетарный режим инфляционного таргетирования.
Его сущность заключается в публичном объявлении центральным банком количественных целей по инфляции и обязательстве достигать их в течение среднесрочного периода.
Согласно Стратегии монетарной политики Национального банка Украины, Основным принципам денежно-кредитной политики на 2019 год и среднесрочную перспективу, среднесрочной инфляционной целью для Национального банка является 5% с допустимым диапазоном отклонений ±1 п.п. Стратегическими документами предусматривалось достижение этой цели в декабре 2019 года с последующим ее соблюдением в последующих годах.
По итогам 2019 года инфляция замедлилась до 4,1% г/г (с 9,8% в 2018 году) – самого низкого уровня за последние шесть лет – и вошла в целевой диапазон.
Достижение инфляционной цели произошло, прежде всего, благодаря последовательной и взвешенной монетарной политике НБУ, направленной на достижение ценовой стабильности, в сочетании с взвешенной фискальной политикой. Способствуя приведению инфляции до целевого уровня, мы также обращали внимание на необходимость поддержания устойчивого экономического роста и постепенно снижали учетную ставку – всего на 450 б.п. до 13,5%.
Сотрудничество с правительством Украины по достижению цели по ценовой стабильности
В соответствии с лучшей практикой стран-таргетеров инфляции с целью согласования мер экономической, фискальной и монетарной политики 3 октября 2019 года был заключен Меморандум между Кабинетом Министров Украины и Национальным банком Украины о взаимодействии для достижения устойчивого экономического роста и ценовой стабильности.
Меморандум определяет обеспечение ценовой стабильности как одной из основных предпосылок устойчивого экономического роста.
Для достижения этих целей мы взяли на себя обязательства обеспечивать ценовую стабильность и поддерживать экономическую политику правительства Украины, а Кабинет министров – поддерживать политику Национального банка по обеспечению стабильно низкой инфляции.
Так мы будем проводить монетарную политику на принципах режима инфляционного таргетирования, направляя свои действия на обеспечение годового прироста индекса потребительских цен на уровне 5% с допустимым диапазоном отклонений ± 1 п.п. Ради этого мы будем применять, прежде всего, учетную ставку как основной монетарный инструмент влияния на инфляционные процессы и придерживаться режима плавающего валютного курса.
Кроме того, мы обязались способствовать финансовой стабильности, обеспечивать постепенную либерализацию рынка капиталов, развивать финансовый рынок, в частности рынок государственных ценных бумаг, платежные системы, способствовать внедрению инновационных технологий в финансовом секторе и тому подобное.
Со своей стороны правительство обязалось поддерживать достижения Национального банка в цели по ценовой стабильности и проводить предсказуемую бюджетную политику и политику управления государственным долгом, направленную на обеспечение устойчивости государственных финансов.
В частности, Кабинет министров взял на себя обязательства снизить бюджетный дефицит до 1,5% ВВП в 2024 году, увеличить долю долга в национальной валюте до 50% до конца 2024 года для уменьшения валютного риска. Также он обязался проводить прозрачную и предсказуемую политику в сфере административно регулируемых цен и тарифов, прозрачную приватизацию и эффективную антимонопольную политику для создания конкурентной среды для механизмов ценообразования.
Правительство и Национальный банк будут координировать свои действия, проводя регулярные консультации на уровне руководства и специалистов.
Стратегические вопросы обеспечения ценовой и финансовой стабильности будут обсуждаться, в частности, во время заседаний Верховной Рады по финансовой стабильности.
Текущая экономическая ситуация, макроэкономические прогнозы, достижение целей по инфляции, развитие финансовых рынков, прогнозирование ликвидности, параметры фискальной политики и устойчивость государственного долга будут обсуждаться на отдельных профессиональных встречах, в том числе и во время подготовки бюджетной декларации и составления проекта Государственного бюджета Украины.
Эффективная координация экономической, фискальной и монетарной политики – важная предпосылка достижения низкой и стабильной инфляции, снижения процентных ставок, оживления кредитования и экономического роста.
Решения по монетарной политике и их макроэкономическая основа, монетарная политика Национального банка в течение подавляющей части 2019 года оставались достаточно жесткими для преодоления существенного инфляционного давления.
Основным его фактором был растущий потребительский спрос, который поддерживался устойчивым ростом доходов населения и улучшением потребительских настроений.
Учитывая необходимость обеспечения устойчивого снижения инфляции к цели и риски, которые могут стать этому помехой, правление Национального банка в течение первого квартала считало необходимым сохранять достаточно жесткие монетарные условия. Соответственно мы дважды – в феврале и марте – оставили учетную ставку неизменной – на уровне 18,0%.
Жесткая монетарная политика Национального банка вместе с постоянным поступлением иностранной валюты от экспорта аграрной продукции обеспечивали благоприятную ситуацию на валютном рынке.
Инфляционные ожидания бизнеса, населения и участников финансовых рынков улучшались, несмотря на значительную политическую неопределенность в год проведения двойных выборов в стране. Высокие ставки по инструментам в гривне также усиливали привлекательность украинского рынка для иностранных инвесторов на фоне растущей турбулентности на финансовых рынках стран, что развиваются.
В то же время, ослаблению инфляционного давления вместе с монетарными факторами способствовали: расширение внутреннего предложения отдельных продуктов питания и падение мировых цен на продовольствие. Поэтому наличие устойчивой тенденции к замедлению инфляции до цели в 5% дала нам возможность начать цикл снижения учетной ставки во II квартале 2019 года и снизить учетную ставку на 50 б.п. до 17,5% годовых.
В июне учетная ставка оставалась без изменений на уровне 17,5% из-за появления дополнительных факторов давления на инфляцию. Это стало результатом отсрочки обсуждения дальнейшей финансовой поддержки со стороны Международного валютного фонда до формирования нового правительства в Украине, сохранения высокого потребительского спроса вследствие роста реальных зарплат, а также усиления рисков для финансовой стабильности Украины.
В течение III квартала 2019 года наблюдалось умеренное снижение инфляции. Жесткая монетарная политика оставалась весомым фактором, который сдерживал фундаментальное давление на цены, в частности через канал обменного курса.
Кроме того, с началом работы Верховной Рады нового созыва и формированием нового правительства ослабли внутренние политические риски для снижения инфляции к цели. Это открыло возможность для активизации переговоров с Международным валютным фондом по новой программе сотрудничества. Соответственно мы продолжили цикл смягчения монетарной политики и в III квартале дважды снизили учетную ставку на 50 б.п. – в июле до 17,0% и в сентябре до 16,5%.
В IV квартале стремительное укрепление курса гривны обусловило более скорое снижение инфляционного давления, чем ожидалось. Кроме того, снижению инфляции способствовало улучшение инфляционных ожиданий и снижение цен на энергоносители на мировых рынках. Эти факторы нивелировали давление на цены со стороны устойчивого потребительского спроса и слабого урожая отдельных овощей.
Несмотря на эти положительные факторы и устойчивость дезинфляционного тренда, мы ускорили смягчение монетарной политики и снизили учетную ставку в целом на 300 б.п. – в октябре в 15,5% и в декабре до 13,5%.
Публикация прогноза учетной ставки
В 2019 году мы ввели регулярную публикацию прогноза учетной ставки, став восьмым центральным банком — инфляционным таргетером в мире, который придерживается такой практики.
С июля 2019 года будущая ожидаемая траектория процентной ставки, что согласуется с прогнозами других макроэкономических переменных, публикуется в Инфляционном отчете и других материалах, которые мы публикуем.
Публикация прогноза учетной ставки – очередной важный шаг в направлении повышения прозрачности и предсказуемости монетарной политики после начала обнародования итогов дискуссии членов КМП США относительно уровня учетной ставки годом ранее.
Отныне участники финансового рынка имеют возможность не только оценить, какой мы видим свою будущую монетарную политику, но и проследить, как регулятор корректирует прогнозную траекторию учетной ставки в ответ на появление новой информации и изменение предположений макроэкономического прогноза.
Понимая логику наших действий, они могут делать выводы относительно его дальнейшей политики и, как следствие, принимать взвешенные инвестиционные решения.
Более высокая прозрачность и предсказуемость монетарной политики также способствует усилению действенности влияния ключевой ставки на рыночные процентные ставки, стоимость финансовых ресурсов и инфляцию. Так, обладая более широкой информацией о логике принятия монетарных решений в центральном банке, участники финансового рынка смогут адаптировать свои ожидания относительно будущей стоимости финансовых ресурсов. Таким образом, мы определенным образом сможем влиять на кривую доходности.
Понятность и предсказуемость монетарной политики способствует уменьшению неопределенности, а, следовательно, и снижению премии за риск, которая закладывается в стоимость кредитов, доходность долговых ценных бумаг и тому подобное.
В то же время мы отмечаем, что прогноз учетной ставки – не обязательства регулятора следовать опубликованной траектории. Решения правления относительно уровня учетной ставки могут отклоняться от прогноза с учетом изменений в оценке рисков для достижения целей НБУ, прежде всего по инфляции, появлении внутренних и внешних факторов, которые не были предусмотрены в базовом сценарии.
Публикация прогноза учетной ставки Национальным банком была положительно воспринята участниками рынка и экспертной средой, о чем свидетельствует оживленное обсуждение будущей траектории в аналитических отчетах и СМИ. Кроме того, публикация прогноза учетной ставки способствовала пересмотру участниками рынка своих ожиданий относительно будущего ужесточения монетарной политики Национального банка и смещению кривой доходности в среднесрочном сегменте вниз.
Трансмиссионный механизм монетарной политики
Выполнение операционной цели – ставки на МБКР
Процентная политика Национального банка – это регулирование центробанком спроса и предложения на денежные средства через изменение процентных ставок по своим операциям.
Изменяя учетную ставку, мы влияем на краткосрочные процентные ставки на межбанковском денежно-кредитном рынке. С определенным временным лагом это также транслируется в изменения процентных ставок по кредитам, депозитами, ценным бумагам. Эти ставки имеют непосредственное влияние на объемы потребления и инвестиции домохозяйств и предприятий, а, следовательно – инфляцию.
Операционная цель монетарной политики – поддержание гривневых ставок на межбанковском кредитном рынке в рамках коридора процентных ставок по инструментам постоянного доступа (кредитам и депозитным сертификатам овернайт) на уровне, близком к учетной ставке. Индикатором уровня гривневых межбанковских процентных ставок для целей процентной политики определен Украинский индекс межбанковских ставок для кредитов и депозитов овернайт в национальной денежной единице (UIIR).
В течение 2019 года UIIR должным образом реагировал на снижение учетной ставки и находился в пределах коридора процентных ставок по инструментам постоянного доступа.
UIIR в 2019 году тяготел к нижней границе коридора, что обусловлено сохранением значительного профицита ликвидности банковской системы в течение года.
Трансмиссия ставки ОВГЗ и банковской системы
Последовательное смягчение монетарной политики, которое мы начали в апреле 2019 года, и ожидания дальнейшего снижения ключевой ставки влияли на уменьшение доходности гривневых ОВГЗ по всем срокам обращения.
Дополнительным фактором было ограничение предложения ценных бумаг правительством во втором полугодии на фоне сохранения значительного спроса на них со стороны иностранных инвесторов. Ожидания инвесторов по снижению учетной ставки в будущем также увеличили спрос на средне- и долгосрочные ОВГЗ. Это положительно влияло на срочную структуру государственного долга.
Удешевление межбанковских ресурсов обусловило ощутимое снижение средневзвешенных гривневых ставок по кредитам и срочным депозитам для бизнеса. В то же время процентные ставки банков для населения были инертными из-за влияния конъюнктурных и структурных факторов.
Прежде всего, из-за высокой конкуренции отдельных финансовых учреждений за ресурсы, в том числе и с ОВГЗ, а также недостаточно гибких ценовых стратегий государственных банков, которые являются главными игроками в розничном сегменте. В то же время сохранение высокого спроса на потребительские кредиты привело даже к увеличению средневзвешенной стоимости гривневых кредитов.
Плавающий обменный курс и валютные интервенции
О режиме курса и целях в интервенциях по стратегическим документам
Придерживаясь режима плавающего обменного курса, мы не направляем монетарную политику в достижение определенного уровня или диапазона обменного курса гривны. Его динамика к иностранным валютам формируется под влиянием рыночных факторов, определяющих спрос на иностранную валюту и ее предложение на внутреннем рынке.
Осуществляя валютные интервенции, мы не противодействуем фундаментальным тенденциям, а лишь сглаживаем чрезмерные курсовые колебания, которые являются вредными для экономики и могут привести к накоплению внешнеэкономических и финансовых дисбалансов.
В течение 2019 года валютные интервенции проводились с целью накопления международных резервов и сглаживания функционирования валютного рынка. Проведение НБУ этих операций не препятствовало тенденции укрепления курса гривны, которая доминировала на валютном рынке.
Накопление международных резервов
Сохранение благоприятной ситуации на валютном рынке в течение большей части года позволило нам продолжить наращивать международные резервы. Так, в 2019 году они увеличились на 22% и достигли семилетнего максимума – 25,3 млрд. долл.
Международные резервы растут уже пятый год подряд. Эта тенденция продолжилась даже, несмотря на вхождение Украины в период пиковых выплат по внешнему долгу.
Преобладание предложения валюты над спросом в прошлом году, которое способствовало росту международных резервов, было обусловлено такими факторами:
устойчивым притоком иностранного капитала в рублевые ценные бумаги, эмитированные государством;
рекордной урожайностью в агросекторе;
относительно благоприятной внешней ценовой конъюнктурой для товаров украинского экспорта, в частности аграрной и металлургической продукции, в течение большей части года;
низкими ценами на импортные энергоносители;
стабильно высокими объемами переводов трудовых мигрантов;
увеличением экспорта ИТ-услуг;
умеренным объемом репатриации дивидендов.
С учетом благоприятной ситуации на валютном рынке мы активно осуществляли валютные интервенции, направленные на пополнение международных резервов. Чистая покупка валюты Национальным банком составила 7,9 млрд. долл., что было самым большим значением за последние 14 лет.
Последствия укрепления гривны для экономики
В 2019 году гривна существенно укрепилась как к доллару США, так и к корзине валют стран ОТП. Ревальвация гривны, за исключением сезонных колебаний и коротких послекризисных эпизодов коррекции курса в прошлом, сравнительно новое явление для Украины.
Опыт других стран, которые успешно снизили инфляцию после введения режима инфляционного таргетирования и проходили период укрепления их валют, свидетельствует, что негативные последствия усиления валюты по последовательной макроэкономической политике является преимущественно краткосрочным.
В то же время, преимущества являются долгосрочными и благоприятными для устойчивого экономического роста.
Укрепление гривны стало основным фактором снижения инфляции до целевого уровня 5% ± 1 п.п. Достижение устойчивой и низкой инфляции является необходимой предпосылкой для долгосрочного роста, ведь закладывает необходимое основание для бизнес-планирования и наращивания сбережений.
В то же время ревальвация негативно повлияла на доходы государственного бюджета и доходы экспортеров в гривневом эквиваленте.
Однако такие последствия также не являются однозначными, поскольку в долгосрочном периоде одновременно улучшалась структура и снизилась стоимость обслуживания государственного долга.
Усиление гривны обеспечило уменьшение стоимости импортированного сырья и главное – инвестиционного импорта, и это происходило без ухудшения внешнеторговой позиции Украины. Улучшилась и конкурентоспособность украинских компаний в привлечении рабочей силы, что важно, учитывая значительные объемы трудовой миграции.
Ревальвация гривны вместе с взвешенной фискальной политикой – один из факторов стремительного снижения государственного и гарантированного государством долга в отношении к ВВП. Этот показатель влияет на восприятие рисков внешними инвесторами и формирование суверенных рейтингов. Поэтому ему способствовало снижение притока внешних портфельных инвестиций, что также позволило удешевить новые привлечения и улучшить валютную структуру государственного долга.
Состояние банковского сектора
В 2019 году банковская система продолжала укреплять финансовое состояние. Чистая прибыль за год составил 59,6 млрд. грн., что в 2,7 раза больше, чем в 2018 году. Банки стали работать эффективнее – 11 банков работали с доходностью капитала (ROE) выше 30%.
Впервые с момента введения реальной оценки кредитного риска в феврале 2017 года доля неработающих кредитов была ниже 50%. Они практически полностью зарезервированы, не создают рисков для банковской системы и не являются существенным препятствием для активизации кредитования.
Потребительское кредитование в прошлом году росло главным образом благодаря росту реальных доходов населения и высокой доходности таких продуктов для банков.
Ликвидность банков в течение года была высокой, а новый норматив ликвидности LCR большинство банков выполняли со значительным запасом.
Долларизация активов и обязательств сократилась в основном из-за укрепления обменного курса гривны. Для снижения доли иностранной валюты в обязательствах, Национальный банк установил обязательную ставку резервирования валютных вложений на уровне 10%.
В июле 2019 года Национальный банк расширил перечень системно важных банков с трех до четырнадцати учреждений.
Такие банки будут подлежать более жесткому макропруденциальному регулированию, а также будут составлять план восстановления и принудительной реструктуризации.
Структура банковского сектора
По 2019 году количество платежеспособных банков сократилось на два учреждения: акционерное общество “ВЕРНУМ БАНК” сдало лицензию и стало финансовой компанией, а акционерное общество “Укрсоцбанк” присоединилось к АО “Альфа-Банк” по упрощенной процедуре.
Доля чистых активов государственных банков (включительно с «ПриватБанком») увеличилась за год на 0,5 п.п. и на конец года составила 55,2%. Чистые активы росли у всех групп банков темпами свыше 10%, кроме банков с иностранным капиталом.
Уровень концентрации банковского сектора остается сравнительно низким. На крупнейшие 20 банков приходится 92,2% всех чистых активов сектора.
Активы
За год чистые активы банков выросли на 9,8% до 1,49 трлн. грн. Это связано со значительным притоком средств на счета компаний (в частности 70,7 млрд. грн. в декабре) прежде всего акционерного общества “Национальная акционерная компания “Нафтогаз Украины” (Нафтогаз) и соответствующим увеличением вложений в депозитные сертификаты Национального банка (на 90,1 млрд. грн. за год, из них 75 млрд. грн. – в декабре).
За год чистые гривневые кредиты бизнесу (то есть кредитный портфель без учета резервов) сократились на 6,2%. Наиболее динамично это происходило в IV квартале из-за погашения кредитов государственных монополий и дочерних компаний международных групп. Чистые валютные кредиты корпорациям сократились за год на 4,1% за счет укрепления гривны.
Чистые кредиты физическим лицам продолжали стремительно расти и за 2019 год увеличились на 29,8%. Лидерами по наращиванию розничных кредитов были банки с частным украинским капиталом: +54% за год.
Причиной оживленного роста потребительских кредитов является высокая доходность сегмента, что побуждает банки выдавать больше таких кредитов. Со стороны заемщиков активный спрос на потребительские кредиты обусловил рост доходов населения и соответственно улучшение потребительской уверенности.
На 31% вырос портфель чистых гривневых кредитов на потребительские нужды. Темпы прироста чистых кредитов на покупку недвижимости ускорились по сравнению с 2018 годом и в 2019 году составили 13,4%.
Качество кредитного портфеля банков в течение года улучшалось. Доля неработающих кредитов в системе уменьшилась на 4,5 п. п. до 48,4%. Этот показатель впервые был ниже, чем 50% от начала реальной оценки кредитного риска. Если сравнить с пиковым значением на уровне 58% в июле 2017 года, то доля неработающих кредитов сократилась на 9,6 п.п. по состоянию на конец 2019 года.
Причиной снижения уровня неработающих кредитов является статистический эффект от выдачи новых кредитов, реструктуризация, продажа и списание за счет резервов “старых” корпоративных кредитов, а также уменьшение объема неработающих валютных кредитов в результате укрепления гривны.
Неработающие кредиты не представляют угрозы банковской системе. Уровень покрытия неработающих кредитов всеми резервами за год увеличился на 4,8 п.п. и на конец декабря составил 95,2%.
Фондирование
В течение года обязательства банков увеличились на 7,3% до 1,29 трлн. грн. Существеннее всего обязательства росли в IV квартале (на 8,9 %).
Основным фактором такого прироста стал приток средств клиентов. В результате их наращивания доля средств населения и бизнеса в обязательствах выросла за год на 5,4 п.п. до 83,3%, что было исторически самым высоким показателем. В конце года сезонно сократились средства бюджетов, а часть межбанковских обязательств была погашена иностранными банками.
Валовой внешний долг банков уменьшался на протяжении всего периода. Скорее всего, он падал в I квартале 2019 года вследствие погашения внешних долгов государственными банками. Доля средств Национального банка в обязательствах банков снизилась до нового исторического минимума и составила 0,6% из-за погашения кредитов рефинансирования государственными банками.
Гривневые средства субъектов хозяйствования за год возросли на 19,5%. Самый высокий прирост наблюдался в государственных банках – 28,3%. Также значительно увеличились валютные средства бизнеса – на 48,4% (в долларовом эквиваленте). Их прирост в III и IV кварталах обуславливался ростом средств государственных предприятий. Существенный прирост зафиксирован в государственных банках на протяжении IV квартала — 43,8% (+109,5% г/г).
Такой резкий приток обеспечивался динамикой средств на счета «Нафтогаза», который наращивал объемы средств в III–IV кварталах. В декабре «Нафтогаз» получил от «Газпрома» 2,9 млрд. долл. по решению Стокгольмского арбитража, что и обеспечило весь прирост валютных средств в IV квартале.
Стабильно высокими темпами росли вклады населения. Рублевые средства физических лиц за год увеличились на 17,5%. Интенсивно гривневые депозиты физических лиц увеличивались в IV квартале: +8,4% за квартал. Такие колебания вызваны инфляционными и курсовыми ожиданиями.
В III квартале, когда девальвационные ожидания были высокими, домохозяйства вкладывали средства в валютные депозиты. В то же время, укрепление национальной валюты и низкие ставки по валютным депозитам в течение IV квартала позволили увеличить гривневые вклады.
Валютные вклады населения выросли за год на 15,4%. Уровень долларизации в обязательствах перед клиентами в течение года снизился на 1,9 п.п. до 39,8%.
Для дальнейшего снижения уровня долларизации мы с 10 марта 2020 года ввели дифференцирование ставки обязательного резервирования по валютам.
Для гривневых вкладов она будет нулевая, а для валютных – 10%.
В течение года срочная структура вложений населения ухудшилась. Темпы прироста средств по требованию росли быстрее, чем срочные депозиты. Однако банки имеют достаточно ликвидности, в течение года мы дважды поднимали норматив LCR с 80% до 100% и большинство банков его выполняли со значительным запасом.
Процентные ставки
В 2019 году благодаря замедлению инфляции мы смягчали монетарную политику и снижали учетную ставку, пять раз – с 18% до 13,5% на конец года. В начале 2020 года эта тенденция продолжилась. Это способствовало удешевлению кредитных ресурсов.
Ставки по гривневым корпоративным кредитам в течение IV квартала снизились на 2,4 п.п. до 15,7% годовых, однако стоимость кредитов для физических лиц оставалась высокой.
Смягчение монетарной политики способствовало снижению стоимости депозитов. Ставки по 12-месячным гривневым депозитам населения в IV квартале снизились на 0,7 п.п. до 15,1% годовых, в феврале 2020 года ставки стали еще ниже – до 12,4% годовых.
Финансовые результаты и капитал
Прибыль банковского сектора за 2019 год обновила предыдущий рекорд и составила 59,6 млрд. грн., что в 2,7 раза больше, чем в 2018 году. Более половины прибыли сектора сформировано за счет Приватбанка.
Насчитывалось 11 банков, которые имели ROE более 30%. Эти банки составляли 43,8% от чистых активов сектора. На конец года было всего 6 убыточных учреждений, которым принадлежало 0,6% чистых активов сектора.
Главными факторами роста доходности были рекордно низкие отчисления в резервы и высокая операционная эффективность. В течение 2019 года банки получили на 22,5% больше операционных доходов, чем в 2018 году, а операционные расходы выросли лишь на 5,1% г/г.
Поэтому чистая операционная прибыль увеличилась на 46,9% г/г, а операционная эффективность улучшилась, CIR сектора в 2019 году составила 49,8% против с 58,1% в 2018 году.
Темп роста чистых процентных доходов из-за более скорого удешевления кредитов, чем депозитов замедлился до 9,9% г/г. В 2018 году этот показатель составлял 37,5%.
Чистые комиссионные доходы банков по 2019 году выросли на 16,3% благодаря расширению объема безналичных операций и активному розничному кредитованию. Также за год банки получили в 8,8 раза более высокую прибыль от торговых операций.
Уставный капитал банков увеличился на 1,1% и на конец года составил 471,2 млрд. грн., а регулятивный капитал увеличился на 10,3%. Уровень адекватности капитала в целом в системе оставался выше, чем минимально необходимый объем. Среднее значение достаточности регулятивного капитала сейчас составляет 19,4%, основного – 13,6%.
Согласование устава банка
Мы согласовываем устав юридического лица, намеревающегося осуществлять банковскую деятельность (новосозданного банка). Кроме того, мы согласовываем все изменения, которые вносятся в устав действующего банка.
Если увеличивается размер уставного капитала банка, мы проверяем источники средств, которые вносят в уставный капитал банка его акционеры. Эти средства должны быть собственными, а не заимствованными у других лиц.
Согласование руководителей банков
Национальный банк в установленном порядке согласовывает на должность руководителя банка (председателя, его заместителей и членов совета; председателя, его заместителей и членов правления банка, главного бухгалтера банка и его заместителей) и руководителя подразделения внутреннего аудита банка (далее – руководители).
При согласовании руководителей Национальный банк проверяет их соответствие установленным квалификационным требованиям, в частности наличие у руководителей безупречной деловой репутации, профессиональной пригодности, соответствующих знаний, профессионального и управленческого опыта, необходимого для надлежащего выполнения должностных обязанностей руководителя, с учетом бизнес-плана и стратегии банка, функциональной нагрузки и сферы ответственности конкретного руководителя, а относительно независимых директоров — также их соответствие требованиям к независимости.
Также мы формируем перечень лиц, имеющих право покупать неплатежеспособные банки или их активы. Этот процесс называется предварительной квалификацией.
В 2019 году в перечне Национального банка как принимающие банки значились 11 банков, из них 2 включены в перечень в 2019 году, другим 9 продлен срок пребывания в перечне. Такие банки могут участвовать в конкурсе Фонда гарантирования вкладов физических лиц, чтобы приобрести активы неплатежеспособных банков.
Кроме того, в 2019 году мы продлили одному банку срок пребывания в перечне как инвестора. Инвестор имеет право участвовать в конкурсе, чтобы приобрести неплатежеспособный или переходный банк.
Надзор за прозрачностью структур собственности
Национальный банк проверяет структуры собственности банков на предмет их прозрачности. Структура собственности отражает связи между банком и его владельцами. В течение 2019 года Национальный банк опубликовал 127 сведений о структуре собственности банков. На сегодня известны обладатели всех банков и в каждом банке есть владелец существенного участия.
В 2019 году Национальный банк прекратил признание у пяти банковских групп. Это у АО «ЮНЕКС БАНК“, АО ”ВТБ БАНК“, АО ”БАНК АЛЬЯНС“, АО ”КРИСТАЛБАНК“, АО КБ «ПРИВАТБАНК».
Кроме того, в течение 2019 года Национальный банк согласовал изменения в структуре собственности семи банковских групп.
На конец 2019 года в Украине действовало 25 банковских групп (по состоянию на конец 2018 года – 30).
Переход к риск-ориентированному надзору
В течение 2019 года мы осуществляли банковский надзор на основании риск-ориентированного подхода (risk-based approach). Он основывается на рекомендациях Европейского банковского органа по организации единой процедуры и методологии процесса надзорных проверок и оценке (Supervisory Review and Evaluation Ргосеѕѕ, SREP) и рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору, с учетом применения пропорционального подхода к надзору.
Такой подход предполагает концентрацию внимания надзора на больших по размеру и сложных по структуре или более рисковых банках, учитывая профиль риска банков и основные направления их деятельности. Осуществление Национальным банком риск-ориентированного надзора способствует обеспечению финансовой стабильности банковской системы, защите интересов кредиторов и вкладчиков банков и соответствует лучшим международным практикам в этой сфере.
Основные результаты безвыездного банковского надзора
В течение 2019 года в рамках риск-ориентированного банковского надзора обеспечено осуществление безвыездного банковского надзора на индивидуальной и консолидированной основе над:
1) Проведением оценки банков по методологии SREP.
Такая оценка проводится через распределение банков по категориям, учитывая важность банка для банковской системы;
идентификацию бизнес-моделей по видам для сравнительного анализа банков, которые по направлениям деятельности являются подобными (peer group).
Оценка по четырем компонентам:
(1) анализ и оценка жизнеспособности бизнес-моделей банков и устойчивости их стратегий;
(2) оценка качества корпоративного управления, включая оценку системы внутреннего контроля и управления рисками;
(3) оценка достаточности капитала банка для покрытия основных видов рисков, присущих деятельности банка;
(4) оценка достаточности ликвидности банка и рисков ликвидности и финансирования;
тесная коммуникация с руководителями банков при проведении оценки SREP.
2) Проведение текущего мониторинга финансового состояния банков и показателей банковских групп.
По результатам мониторинга обеспечено оперативное надзорное реагирование на выявленные:
недостатки / негативные тенденции по отдельным элементам SREP и направлениям деятельности банков, имеющие повышенные риски, через предоставление банкам соответствующих рекомендаций с обеспечением дальнейшего контроля над состоянием их учета банками;
факты нарушения банками, банковскими группами требований банковского законодательства, осуществления рисковой деятельности, которая угрожает интересам вкладчиков или другим кредиторам банков.
За допущенные банками нарушения в деятельности мы согласно законодательству Украины применяли адекватные меры воздействия для недопущения ухудшения финансового состояния банков, уменьшения существующих рисков и защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков.
Так, по результатам безвыездного банковского надзора в течение 2019 года к банкам применены 66 мер воздействия, в том числе: письменных оговорок – 37; ограничений отдельных видов осуществляемых банком операций, включая операции со связанными с банком лицами, – 12; наложений штрафов на банки – 8; заключение письменных сделок – 3;
3) Определение связанных с банками лиц, обеспечение контроля над операциями банков со связанными с банком лицами и анализ условий проведения операций банков со своими клиентами по выявлению нерыночных условий сотрудничества.
В течение 2019 года мы обеспечивали эффективный контроль над выполнением банками планов мероприятий по приведению деятельности в соответствие требованиям законодательства Украины и нормативно-правовых актов Национального банка относительно операций со связанными с банком лицами, разработанных отдельными банками по результатам проведенного диагностического обследования банков в 2015-2016 годах.
В результате в течение 2019 года:
13 из 18 банков привели норматив максимального размера кредитного риска по операциям со связанными с банком лицами (Н9) к нормативно установленному значению (не более 25% от регулятивного капитала) согласно планам мероприятий по состоянию на 01 января 2020 года;
завершен комплексный анализ пассивных операций банков со связанными с банком лицами в соответствии с утвержденной Концепцией мониторинга пассивных операций банков, разработанной с учетом рекомендаций Международного валютного фонда;
проведена оценка риска операций со связанными с банком лицами в пределах оценки SREP.
Среди ключевых задач на 2020 год по вопросам мониторинга операций со связанными с банком лицами остается контроль над соблюдением банками действующих планов мероприятий и анализ условий проведения активных операций банков со своими клиентами относительно выявления нерыночных условий сотрудничества.
Еще одним вызовом на следующий год является повышение эффективности и технологичности инструментов банковского надзора с целью совершенствования процесса выявления потенциально связанных с банками лиц, в частности участие в проекте “Платформа надзора”.
4) Осуществление оценки устойчивости банков.
В 2019 году, основываясь на методологии SREP, мы провели очередную оценку устойчивости банков и банковской системы Украины.
Во время оценки устойчивости проведена оценка качества активов (asset quality review, AQR) во всех 76 банках Украины. В 29 крупнейших банках, на которые совокупно приходится более 90% активов сектора, проведено еще и стресс-тестирование.
В рамках осуществления оценки устойчивости проведена верификация оценки кредитного риска по активам банка, включенным в выборку согласно требованиям технического задания.
Результаты оценки устойчивости банков (в разрезе банков) опубликованы на страницах официального Интернет-представительства Национального банка.
По результатам проведенной оценки устойчивости в 2019 году установлено, что банковский сектор является достаточно капитализированным.
Однако для обеспечения платежеспособности и усиления устойчивости к возможным кризисам, банки должны увеличивать запас прочности.
5) Осуществление контроля над качеством аудиторских услуг.
В 2019 году мы продолжали повышать эффективность анализа качества отчетов аудиторских фирм о проверке годовой финансовой отчетности банков. Это осуществлялось, в частности через верификацию отчетов о результатах оценки качества активов банка и приемлемости обеспечения по кредитным операциям в рамках проведения оценки устойчивости банков.
По результатам выявленных нарушений комитет по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем принял решение об отклонении двух аудиторских фирм, выбранных банками для проведения аудиторской проверки годовой финансовой отчетности за 2019 год.
Об этом сообщено в инспекцию по обеспечению качества органа общественного надзора за аудиторской деятельностью (с указанием оснований принятия решений).
Основные результаты выездного банковского надзора
В течение 2019 года мы продолжали внедрять риск-ориентированный подход для осуществления выездного надзора над банками, в частности по интеграции результатов инспектирования и рейтинговой оценки по системе CAMELSO в SREP, по сосредоточению внимания на тематических инспекционных проверках.
В рамках реализации функции Национального банка относительно осуществления выездного банковского надзора в 2019 году проведено 62 проверки 58 банков, активы которых суммарно составляют 1 932,4 млрд. грн., или 97,5% активов банковской системы Украины.
Основное внимание в рамках риск-ориентированного подхода, во время как плановых, так и внеплановых инспекционных проверок, направлено на осуществление оценки коллективной пригодности и квалификации высшего руководства банков и оценки качества внедрения в банках системы управления рисками.
Оценка деятельности банков во время проведения плановых инспекционных проверок продолжала осуществляться по обновленной рейтинговой системе CAMELSО, по которой по состоянию на конец 2019 года комплексную рейтинговую оценку получили уже 688 банков. В течение 2018-2019 годов 13 банков по результатам тематических проверок получили оценки по отдельным компонентам рейтинговой системы CAMELSO.
Комплексная рейтинговая оценка банков (усредненная) по рейтинговой системе CAMELSO в 2019, как и в 2018 году, осталась “2”, тогда как в 2017 году составила “3”.
В частности банки, которые были объектом инспекционных проверок в 2019 году, получали высшие оценки по сравнению с 2018 годом по компонентам “А” (активы). По остальным компонентам оценки не изменились.
Чаще всего низкие оценки в 2019 году банки получали по компонентам “О” (операционный риск) и “М” (менеджмент) – 88,9% и 55,6% проверенных банков соответственно. Как и в 2018 году, компонент “О” (операционный риск) остался “основной проблемной зоной” банков, за которую они получали самые низкие оценки, тогда как по компоненту “L” (ликвидность) в 2019 году самые низкие оценки не получил ни один из проверенных банков.
В течение 2019 года на выполнение обязательств, взятых на себя Украиной в рамках программы с Международным валютным фондом в формате Стенд-бай, закрепленных в Меморандуме об экономической и финансовой политике от 05 декабря 2018 года, осуществлена оценка коллективной пригодности и квалификация высшего руководства 32 банков.
Также осуществлены проверки 31 банка о соответствии требованиям нового положения “Об организации системы управления рисками в банках Украины и банковских группах” от 11 июня 2018 года (далее – положение). Банкам даны рекомендации по совершенствованию корпоративного управления, развитию системы управления рисками для имплементации требований положения и внедрения лучшей международной практики, принципов и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.
Основным фокусом надзорных действий по результатам инспекционных проверок банков оставалась оценка рисковых направлений деятельности с определением “проблемных зон” и предоставлением конструктивных и действенных рекомендаций на будущее (для недопущения повторного нарушения).
Однако в течение 2019 года применялись меры воздействия с нарушением регуляторных требований. В частности, восьми банкам отправлено письменное предупреждение, к одному банку применена мера воздействия в виде штрафа, еще к одному – установлены ограничения на осуществление отдельных операций.
Результаты надзора над банками и небанковскими финансовыми учреждениями по вопросам финансового мониторинга и соблюдения требований валютного и санкционного законодательства
В течение 2019 года мы провели 27 плановых выездных проверок и 1 внеплановую выездную проверку банков, 10 плановых проверок небанковских финансовых учреждений, 52 проверки банков и 1 проверку НФУ в порядке безвыездного надзора.
Такие меры осуществлялись для обеспечения надлежащего надзора над соблюдением банками и небанковскими учреждениями требований законодательства по вопросам финансового мониторинга и санкционного законодательства.
В течение 2019 года мы осуществили 30 выездных проверок: 27 плановых проверок банковских учреждений и 3 плановые проверки небанковских финучреждений в рамках надзора над соблюдением требований валютного законодательства, 3 проверки банков в порядке безвыездного надзора и 4 камеральных проверки небанковских финучреждений.
Кроме этого, в прошлом году совершены 1123 проверки в кассах структурных подразделений небанковских финансовых учреждений по вопросам соблюдения порядка организации и осуществления валютно-обменных операций.
Для проведения непрерывного диалога с участниками рынка, в которых проводятся проверки, мы нормировали практику проведения коллегиальных встреч с представителями финансовых учреждений.
Встречи проводятся до начала проверки и после ее завершения, а также во время выездной проверки/безвыездного надзора (по инициативе Национального банка или учреждений). На этих встречах стороны могут обсудить любые вопросы по организации проведения проверок, их результаты, зафиксированные нарушения, выявленные проблемы и рекомендации.
Также представители учреждений, в которых проводились проверки, по их или нашей инициативе, могут принимать участие в заседаниях комитета по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем.
На таких заседаниях рассматриваются предварительные результаты проверок по вопросам финансового мониторинга, рекомендации по устранению выявленных нарушений и предложения по применению адекватных мер воздействия.
Присутствующие на заседании представители финансовых учреждений смогут лично дать пояснения относительно обстоятельств и выявленных фактов нарушений для учета регулятором во время принятия коллегиальных решений о мерах воздействия в пределах полномочий комитета.
Помимо указанных обновлений, мы также учли предложения учреждений, и увеличили вдвое – с 10 до 20 календарных дней – срок уведомления о начале выездной проверки по вопросам финансового мониторинга, а также зафиксировали заблаговременное предоставление участникам рынка перечня вопросов, подлежащих выездной проверке.
Сотрудничество с правоохранительными органами по результатам надзора по вопросам финмониторинга и соблюдения требований валютного и санкционного законодательства
За 2019 год мы направили в Службу безопасности Украины информацию относительно 35 банков и 2 небанковских финансовых учреждений, а именно:
по результатам проверок по вопросам финансового мониторинга отправлено 24 письма с информацией о подозрительных финансовых операциях клиентов банков и небанковских финучреждений (НФУ) на общую сумму около 29,2 млрд. грн., 98 млн. долл.;
по результатам надзора в вопросах соблюдения валютного законодательства, с целью реализации государственной политики в сфере борьбы с организованной преступностью направлено 1810 писем о крупномасштабных операциях клиентов банков по финансовым операциям на общую сумму около 1,4 млрд. грн., 1,12 млрд. долл., 51,1 млн. евро, 69,6 млн. российских рублей, 48 млн. злотых.
В то же время в течение 2019 года мы направили четыре сообщения о подозрительных финансовых операциях Национального антикоррупционного бюро Украины, а также на основании статьи 9 закона Украины “О борьбе с терроризмом” – одно письмо в Службу безопасности Украины.
В основном предоставленная в правоохранительные органы информация касалась проведения клиентами банков/небанковских финансовых учреждений финансовых операций, характер или последствия которых дают основания считать, что они могут быть связаны с выводом капиталов, легализацией криминальных доходов, конвертацией (переводом) безналичных средств в наличные, осуществлением фиктивного предпринимательства, уходом от налогообложения и тому подобное.
Кроме того, в прошлом году мы представляли в Государственную службу финансового мониторинга Украины на постоянной основе полученную во время осуществления надзора в сфере финансового мониторинга и соблюдения требований валютного и санкционного законодательства информацию, которая может быть связана с подозрением в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, финансировании терроризма и финансировании распространения оружия массового уничтожения.
Такое взаимодействие происходит в соответствии с договором о сотрудничестве и обменом информацией между Государственной службой финансового мониторинга Украины и Национальным банком.
Примененные к банкам и небанковским финучреждениям меры воздействия систематически освещаются на странице официального Интернет-представительства Национального банка Украины в форме пресс-релизов. Такая информация содержит, в частности, название банка или небанковского финансового учреждения, примененные меры воздействия и краткое описание нарушений и причин применения мер воздействия. В случае обжалования решений в судебном порядке о применении мер воздействия также публикуется информация о таком обжаловании и любая информация о результатах.
Разъяснительную работу Национального банка в рамках перехода к риск-ориентированному надзору, как и в предыдущих годах, в 2019 году мы активно проводили для субъектов первичного финансового мониторинга – банков и небанковских финансовых учреждений. А также юридических и физических лиц по применению в работе норм законодательства Украины, в частности нормативно-правовых актов Национального банка и законодательства по вопросам применения персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций).
В общем, мы тесно сотрудничаем с субъектами первичного финансового мониторинга и саморегулируемыми организациями, в частности Независимой ассоциацией банков Украины (НАБУ) и Форумом ведущих финансовых учреждений (FLIFI).
В течение 2019 года вопросы работы финмониторинга рассматривались на совместных совещаниях, семинарах, круглых столах и конференциях. В частности, с участием представителей других органов государственной власти Украины, кто является субъектами государственного финансового мониторинга, международных ассоциаций специалистов в сфере финансового мониторинга, а также иностранных компаний, оказывающих специализированные услуги для субъектов первичного финансового мониторинга.
Кроме этого, в 2019 году в рамках проведения очередной национальной оценки рисков мы провели секторальную оценку рисков в финансовой сфере (далее – СОР), для проведения которой привлечены как поднадзорные банки, так и небанковские финансовые учреждения. Соответствующие выводы и рекомендации СОР включены во второй отчет о проведении национальной оценки рисков в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
Во втором полугодии 2019 года мы активно участвовали в подготовке и обсуждении обновленного проекта закона Украины “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения” от 25 сентября 2019 года № 2179. Закон принят 06 декабря 2019 года и опубликован 28 декабря 2019 года (№ 361 IX).
Национальный банк организовал семинар для ознакомления специалистов субъектов первичного финансового мониторинга со статьями указанного закона.
Гармонизация пруденциальных требований к банкам с нормами законодательства ЕС и рекомендациям Базельского комитета
В течение 2019 года мы продолжали реализацию мероприятий, положенных в основу Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года, Плана мероприятий по совершенствованию банковского надзора, а также планов Национального банка относительно имплементации законодательства ЕС на выполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Эти мероприятия осуществлялись в сотрудничестве с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейской комиссией, другими международными финансовыми организациями.
- С целью повышения эффективности и обеспечения стабильной деятельности банковской системы Украины, основываясь на положениях европейского законодательства, в частности Директивы 2013/36/ЕС, Директивы 2014/59/ЕС, Регламента ЕС 575/2013, рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору, документах Европейского банковского органа, принят ряд нормативно-правовых/распорядительных актов относительно внедрения/усовершенствования:
минимальных требований к капиталу для покрытия операционного риска;
коэффициента чистого стабильного финансирования (NSFR);
требований к разработке планов восстановления деятельности банков и банковских групп;
порядка определения системно важных банков;
требований к организации процесса управления проблемными активами в банках;
подходов к организации корпоративного управления в банках;
процессов лицензирования банков.
В 2019 году при поддержке экспертов Всемирного банка завершена разработка Методики расчета регулятивного капитала банков (по новой структуре), которая основывается на нормах Регламента ЕС № 575/2013.
Введение новых требований к капиталу банков требует законодательных изменений, а именно принятия Верховной Радой Украины изменений в закон Украины “О банках и банковской деятельности”.
Порядок определения банками Украины минимального размера операционного риска и учета его при расчете нормативов достаточности капитала введен постановлениями правления Национального банка Украины от 24 декабря 2019 года № 156 и № 157.
Расчет минимального размера операционного риска будет осуществляться банками в течение 2020 года в тестовом режиме, а начиная с отчетной даты по состоянию на 01 января 2022 года — в общем режиме.
Новый норматив долгосрочной ликвидности – коэффициент чистого стабильного финансирования (NSFR) введен постановлением правления Национального банка Украины от 24 декабря 2019 года №158.
Коэффициент NSFR определяет минимальный уровень ликвидности банка на горизонте одного года и рассчитывается как соотношение объема имеющегося стабильного финансирования к объему необходимого стабильного финансирования.
Введение NSFR будет способствовать снижению одного из системных рисков для финансовой стабильности, связанного с краткосрочным фондированием банков, сбалансированием активов и пассивов банков по срокам погашения, созданием стимулов для банков привлекать депозиты на долгосрочной основе.
Согласно нормам ЕС значение коэффициента NSFR для банков установлено на уровне 100%. Период, необходимый для достижения этого значения банками, будет определяться Национальным банком по результатам тестовых расчетов.
Тестовые расчеты норматива NSFR будут осуществляться банками с 01 августа 2020 года и продлятся 5 месяцев.
Требования к разработке планов по восстановлению деятельности банков Украины и банковских групп введены постановлением правления Национального банка Украины от 18 июля 2019 года № 95.
Согласно этим требованиям банки и банковские группы должны разработать реалистичные варианты восстановления финансовой устойчивости в случае существенного ухудшения финансового состояния или наступления кризисной ситуации. Наличие такого плана и реализация предусмотренных в нем мер будут способствовать быстрой стабилизации их работы в кратчайшие сроки.
Разработка планов с соблюдением требований, установленных Национальным банком, является обязательной для системно важных банков и рекомендована для других банков.
Изменения в порядке определения системно важных банков введены постановлением правления Национального банка Украины от 19 июня 2019 года №79. Эти изменения предусматривают два этапа определения системно важных банков:
первый этап – по индикаторам, характеризующим размер банка, направлениям деятельности и степени его финансовых взаимосвязей;
второй этап — по уровню вкладов населения, гарантируемых Фондом гарантирования вкладов физических лиц.
Положение об организации процесса управления проблемными активами в банках Украины утверждено постановлением правления Национального банка Украины от 18 июля 2019 года №97. В частности, установлены минимальные требования к:
составляющим процесса управления проблемными активами (система раннего реагирования);
введению инструментов урегулирования задолженности по неработающим активам;
управлению удержанным имуществом;
организационным аспектам управления проблемными активами (наличие трехлетней стратегии и оперативного плана сокращения уровня и объема таких активов; создание отдельного подразделения по работе с неработающими активами; мониторинг эффективности процесса).
С целью повышения эффективности корпоративного управления в банках и банковских группах мы утвердили Положение об организации системы внутреннего контроля в банках Украины и банковских группах (постановление правления Национального банка Украины от 02 июля 2019 года №88).
Положение определяет основные цели и принципы организации и функционирования в банках и банковских группах комплексной, адекватной и эффективной системы внутреннего контроля, устанавливает минимальные требования по организации этой системы.
Отдельно:
детализированы полномочия и обязанности субъектов системы внутреннего контроля;
введены требования по построению системы внутреннего контроля банка/банковской группы на основе модели “трех линий защиты;
детализированы процедуры и виды внутреннего контроля;
установлены критерии внедрения и функционирования компонентов в системе внутреннего контроля банка/банковской группы;
определены критерии оценки эффективности в системе внутреннего контроля банка/банковской группы.
Также правлением Национального банка приняты изменения в Методические рекомендации по организации корпоративного управления в банках Украины (Постановление правления Национального банка Украины от 28 ноября 2019 года № 885-рш).
Вышеуказанные изменения, в частности, предусматривают:
совершенствование определения понятия “конфликт интересов”;
процедуры оценки кандидата в независимые члены совета банка;
внедрение ежегодной оценки эффективности в деятельности правления банка.
С целью совершенствования процессов лицензирования банков постановлением правления Национального банка Украины от 27 мая 2019 года № 72 утверждены изменения в Положение о лицензировании банков, которыми усовершенствованы требования к собственникам существенного участия и руководителям банка.
- В связи с введением в действие с 07 февраля 2019 года закона Украины “О валюте и валютных операциях” введена новая либеральная система валютного регулирования, валютного надзора и лицензирования валютных операций.
С целью приведения нормативно-правовых актов Национального банка по вопросам валютного контроля и лицензирования валютных операций в соответствие с законодательными изменениями:
постановлением правления Национального банка Украины от 02 января 2019 года №9 внесены изменения в Положение о порядке предоставления небанковским финансовым учреждениям, национальному оператору почтовой связи, генеральных лицензий на осуществление валютных операций (далее – Положение №297). Ими, в частности, распространены требования Положения №297 на всех без исключения операторов почтовой связи, а также смягчены условия выдачи небанковским финансовым учреждениям и операторам почтовой связи лицензий на осуществление валютных операций;
постановлением правления Национального банка Украины от 03 января 2019 года №13 утверждено Положение о валютном надзоре (вместо Положения о валютном контроле). Им определены основные принципы осуществления Национальным банком и уполномоченными учреждениями валютного надзора в Украине, основания и порядок применения Национальным банком в уполномоченных учреждениях мер воздействия за нарушение требований валютного законодательства;
постановлением правления Национального банка Украины от 03 января 2019 года № 14 утверждены изменения в Положение о применении Национальным банком мер влияния, которым распространено действие этого Положения на случаи нарушения банками требований валютного законодательства;
постановлением правления Национального банка Украины от 03 января 2019 года № 15 утверждены изменения в Положение о порядке проведения выездных, не выездных (камеральных) проверок относительно соблюдения банками, другими финансовыми учреждениями, национальным оператором почтовой связи требований валютного законодательства Украины. И проверок пунктов обмена иностранной валюты на территории Украины, которым распространено действие этого Положения на всех без исключения операторов почтовой связи.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.