ЕС переориентируется на потребление локальной продукции и увеличивает площади под органическое производство. Поэтому, даже не смотря на то, что продажи в ЕС органики из Украины в ближайшее время не прекратятся, но производителям нужно уже сейчас искать альтернативный сбыт. Например, Китай.
Китай входит в тройку крупнейших стран в мире по площадям выращиваемой органической продукции – свыше 3 млн. га (6/10 от общей площади), и является одним из крупнейших производителей. Рынок упакованных органических продуктов питания и напитков составил почти 3 млрд. долларов. Расходы в год на душу населения на органическую продукцию составляют $2, тогда как в Украине — $0,68. А наибольшим спросом у китайцев пользуется органическое молоко – 71% продаж.
Еще несколько лет назад КНР вообще не воспринималась как конкурент в этой нише – никто и не думал, что так быстро будут расти площади сертифицированных земель. Но правительство начало активную работу, в том числе и в направлении перехода потребителей на натуральное питание, без химии. По состоянию на конец прошлого года в Поднебесной зарегистрировано 6308 сертифицированных органических производителей и 3865 – переработчиков органики.
Китай входит в число крупнейших производителей органических бобовых – под ними сейчас около 330 тыс. га, под зерновыми – 900 тыс. га, под органическими фруктами – 22 тыс. га. Растет производство органики аквакультуры – в 2016 году ее оценивали в 620 тыс. метрических тонн, и за эти годы отрасль выросла на 49%.
Почти вся органическая продукция экспортируется – в стране по последним данным работает 1198 органически сертифицированных экспортеров и 66 – импортеров. Я убеждена, что уже в ближайшее время эти цифры возрастут, как минимум, вдвое. Китай активно расширяет рынки сбыта своей органики – работает для Северной Америки и Японии, стран ЕС и др.
Среди наиболее востребованных органических товаров из Китая – мед, соевый порошок и шрот, фасоль, кунжут, грецкие орехи, тыквенные семечки, а также различные овощи и фрукты, птица и аквакультура.
Общая сумма товарооборота между Украиной и Китаем в 2018 году составила 1,3 млрд. долл. ТОП-5 товарных позиций экспорта в КНР за 2018 год: кукуруза ($489,7 млн.), масло подсолнечное ($334 млн.), шрот и жмых ($137,7 млн.), ячмень ($61,5 млн.), масло рапсовое ($50,6 млн.).
Недавно был утвержден перечень поставщиков по говядине, ведется работа и по другим позициям.
Китайские органические стандарты
Конечно, органика из Китая вызывает у нас, по меньшей мере, недоумение. Ведь учитывая проблемы с экологией, загрязнением воздуха в стране это не выглядит слишком безопасным. На самом деле, несколько лет назад в КНР были введены более жесткие условия по сертификации, ее отслеживанию. И это дало свои результаты, – теперь органическая продукция из Китая воспринимается практически так же, как и происхождения из Украины.
Китай является активным игроком на глобальном рынке, и Украине еще есть над, чем поработать. Еще в 1990 году в Китае был произведен первый сертифицированный органический продукт, в том же году страна выступила с инициативой и экспортировала свой первый органический чай.
В 2018 году в связи с реструктуризацией национального правительства Администрация по сертификации и аккредитации Китая (CNCA) была добавлена в новую «Генеральную администрацию надзора за рынком (GAMR)», а, следовательно, органический сектор сейчас находится под наблюдением нового органа.
Китайский национальный органический стандарт (GB/T19630), который был впервые опубликован и внедрен в 2005 году, был пересмотрен и подвергся второй редакции в 2011 году. Третья версия стандарта вступила в силу с 2019 года. Ответственность за органическое сельское хозяйство в Китае разделяют между Министерством сельского хозяйства, Министерством экологии и окружающей среды и Генеральным управлением по надзору за качеством, инспекцией и карантином (AQSIQ), что находится под наблюдением GAMR.
Компетентным органом, ответственным за внедрение стандартов органического производства, является Администрация по сертификации и аккредитации Китайской Народной Республики (CNCA), которая также сейчас находится под наблюдением GAMR и отвечает за разрешение и надзор над китайскими органическими органами сертификации.
Сегодня в Китае есть два основных правительственные органы по сертификации органических продуктов — Китайский центр сертификации органической пищи (COFCC) и Центр развития органических пищевых продуктов (OFDC). В стране достаточно много логотипов, которые так или иначе привязаны к органическому сектору, и это часто вводит в заблуждение самих потребителей.
Интересно, что если производитель уже имеет органический сертификат другой страны, то он должен его указывать еще и на китайском рынке.
Потребительские тренды Поднебесной
Казалось бы, как попасть на этот рынок? На удивление, китайцы больше доверяют органической продукции, произведенной за рубежом, чем выращенной или произведенной в Китае. Лучше всего китайцы покупают органику происхождением из ЕС, Австралии, США или Новой Зеландии. И в этом контексте они несколько похожи на украинских потребителей. И воспринимают украинскую продукцию как европейскую.
Поэтому экспортерам важно, кроме страны происхождения указывать все имеющиеся международные стандарты, по которым сертифицирована ваша продукция. Важно обратить внимание на упаковку продукции – она должна быть простой, понятной для них, и интересной одновременно. В Китае очень большой выбор товаров, поэтому, чтобы вашу продукцию купили – придется приложить креатив и усилия.
Поставить продукт на полку недостаточно – следует постоянно работать над маркетингом, продвижением, рекламой в Интернете и в местных соцсетях. Образцы, качество и репутация экспортера должны быть безупречными, а поставки в КНР – циклическими.
Продукт должен соответствовать всем требованиям этой страны в отношении качества и безопасности. Товар должен иметь длительный срок хранения. Китайские покупатели чувствительны к стоимости органического продукта – она должна быть конкурентоспособной. Затраты на импорт и растаможку довольно значительны, поэтому важно проверить, насколько эти затраты увеличат стоимость продукта на полках в Китае.
Большинство органической продукции продается через супермаркеты и гипермаркеты. Активно развивается интернет-торговля, и e-commerce. Дистрибьюторы, как правило, являются региональными, а не национальными и важно найти того, кто будет иметь хорошую репутацию, и действительно, сможет вам помочь. Это настоящий челендж, ведь репутация Украины, как поставщика органической продукции там не сформирована, а потому договориться бывает трудно.
Органические потребители в Китае можно условно разделить на восемь основных групп, которые имеют различные потребительские предпочтения и поведения:
— семьи белых воротничков (40% рынка);
— семьи с маленькими детьми (10% рынка);
— семьи с проблемами здоровья (10% рынка);
— китайцы, вернувшиеся из-за рубежа (5% рынка);
— деловые люди из китайского Тайбэя и Гонконга (5% рынка);
— чиновники (10% рынка);
— молодежь (3% рынка);
— иностранцы, проживающие в Китае (7% рынка).
Остальные 10% составляют отели высокого уровня, рестораны и другие люди, которые регулярно или изредка покупают органическую продукцию.
Как было сказано выше, наибольшей популярностью у жителей КНР пользуются молочные продукты и яйца. Активно растет сегмент продаж детского питания.
Регулирование и общие требования к пищевой продукции
Среди китайских органов регулирования безопасности пищевых продуктов можно выделить следующие:
State Administration of Market Regulation (SAMR) — Государственная администрация регулирования рынка (SAMR) консолидирует функции регулирования рынка, которые ранее делились Генеральным управлением по надзору над качеством, инспекцией и карантином (AQSIQ), Китайским управлением пищевых продуктов и лекарственных средств (CFDA) и Государственным управлением промышленности и торговли (SAIC)
National Health Commission (NHC)
General Administration of Customs of China (GACC)
Ministry of Agriculture and Rural Affairs (MARA)
Ministry of Commerce (MOFCOM)
Ministry of Public Security
Правовая база безопасности пищевых продуктов в Китае состоит из следующих законов:
Закона о безопасности пищевых продуктов,
Закона о качестве и безопасности сельскохозяйственных продуктов,
Закона о защите прав потребителей
Закона об инспекции импортных и экспортных товаров
Закона о ввозе и вывозе и карантина животных и растений
Кроме основных, количество нормативных документов очень велико, и их надо как следует проработать, перед тем как экспортировать пищевые товары в Китай.
Что нужно обязательно знать?
Китайские потребители все чаще обращаются в интернет-розничную торговлю и на платформы O2O (онлайн-офлайн) для удовлетворения нужд потребителей в еде и напитках. Существует ряд интернет-магазинов, которые специализируются на органических продуктах. Как FieldsChina (он недавно закрылся) и KateandKimi, которые открылись для удовлетворения растущего спроса на натуральные и органические продукты.
Платформы интернет-дистрибуции являются особенно перспективными для органической и специализированной пищи, поскольку они могут помочь сократить расходы на продукцию и обеспечить больше гарантий на продукт – два самые большие препятствия, с которыми сталкиваются органические продукты, когда они становятся все более популярными.
Чтобы решить проблемы, 7Fresh, дочерняя компания супермаркета JD.com в г. Ичжуан, Пекин, демонстрирует в магазине органические сертификаты, и клиенты могут сканировать штрих-код, чтобы просмотреть информацию, например о том, как продукт был выращен и собран.
В 2016 году Alibaba начали продажу свежих овощей и фруктов. В следующем году Tencent инвестировала в собственную сеть продуктовых магазинов. В течение следующих пяти лет JD.com планирует открыть 1000 супермаркетов 7Fresh по всему Китаю.
Основные сайты электронной коммерции, включая Taobao и Jingdong, продают продукты питания, включая органический рис.
Эти гиганты в Интернете одновременно разрабатывают онлайн-программы и открывают физические магазины. Свежие овощи и фрукты, которыми они могут обеспечить, достаточно удовлетворяют некоторых потребителей, и они (Интернет-гиганты), конечно, имеют больше торговых точек и маркетинговых ресурсов, чем мелкие фермеры.
Группа сообщений WeChat является еще одним популярным инструментом, которые органические фермеры используют, чтобы продавать товары и общаться с клиентами благодаря чатам. Некоторые фермеры даже стали знаменитостями в интернете благодаря записи бродкастов на TikTok и Kuaishou и получили десятки тысяч поклонников с помощью видеопередач по посевам сельскохозяйственных культур и сбору урожаев и плодов.
Автор: Мария Махновец консультант по торговле органической продукцией, руководитель Ukrainian Organic Cluster
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.