Движение без правил: когда легализуют рынок электросамокатов и что изменится для пользователей

Электросамокаты для горожан – скорее уже средство для передвижения, а не развлечение. Какие две главные проблемы связаны с арендой самокатов в городах, и почему все обходят левый берег Киева.

Экономика совместного участия набирает обороты. Сначала украинцы научились пользоваться совместными авто благодаря каршерингу, со временем — жильем через платформы вроде Airbnb. Впоследствии жители городов привыкли и к совместным сервисам такси и велосипедов.

И однажды украинцы заметили на улицах десятки одинаковых электросамокатов, которыми можно было пользоваться и оставлять где угодно. Произошло это еще в марте 2020 года, с выходом на рынок проката самокатов первого игрока.

С тех пор количество такого электротранспорта в городах значительно увеличилось, собственно как и операторов. Однако, несмотря на заметное присутствие на улицах, в правовом поле их до сих пор не существует. Местные власти Киева, Харькова, Львова и других городов прибегли к поискам альтернативных договоренностей с операторами рынка, но пока Верховная рада и правительство не найдут более устойчивых решений.

Ждать приходится до сих пор — через год после появления первых арендованных самокатов на дорогах. Какие компании работают на рынке проката электросамокатов в Украине, в чем их отличие, какие есть общие проблемы и как власть с переменным успехом регулирует передвижения на новом виде транспорта?

Семь столичных операторов

В 2020 году в Украине появился и уже полтора года активно развивается рынок, который вопреки принятым правилам никоим образом не регулируется государством. Речь идет о прокате электросамокатов.

Первопроходцем на нем стала Kiwi. В начале марта прошлого года компания объявила о запуске автоматизированного проката электросамокатов в Одессе. Через месяц в Львове начал работу сервис Easy.

Впрочем, новая для украинцев услуга не сразу стала популярной, причина — карантин. Выход Kiwi и Easy из-за строгих ограничений в передвижении граждан остался почти не замеченным.

Третьему игроку повезло больше. Эстонский сервис Bolt, что обслуживал клиентов в сферах такси и доставки еды, 7 августа объявил о полноценном запуске проката электросамокатов в Киеве. За полгода до этого компания осуществила тестовый запуск самокатов на территории столичного Unit.City.

Выход Bolt на рынок шеринга электросамокатов пришелся на период действия мягких карантинных ограничений. После нескольких месяцев пребывания в вынужденной изоляции жители Киева старались больше передвигаться, а в общественном транспорте в то время все еще действовали ограничения по количеству пассажиров. Поэтому киевляне массово начали пользоваться новым транспортом.

Вскоре в Киеве появились самокаты Scroll и Kiwi, а в этом году столичные улицы пополнились еще четырьмя операторами: Vzhooh (Вжух), BikeNow, Jet и Zelectra.

Сейчас в Украине работает, по меньшей мере, девять операторов проката электросамокатов. Из них семь предоставляют услуги в Киеве. Хотя каждый из операторов имеет свои особенности с точки зрения условия пользования, все они работают по схожему принципу.

Чтобы взять самокат на прокат, нужно скачать приложение сервиса из AppStore или Google Play (Bolt также доступен в App Gallery) и создать аккаунт. После регистрации на экране смартфона появится карта с доступными самокатами неподалеку и зоной покрытия. В приложении также отображается подробная информация о каждом из доступных вблизи самокатов: заряд аккумуляторной батареи и расстояние, которое можно преодолеть на нем.

Чтобы разблокировать самокат, надо сканировать наклеенный на нем QR-код и начать поездку. После ее завершения припаркованный в разрешенной зоне самокат нужно сфотографировать через все то же приложение.

В среднем на полном заряде электросамоката можно проехать около 30 км. Более высокая граница в Vzhooh (50 км) и BikeNow (40 км). По словам директора Zelectra Евгения Крейниса, заявленная дистанция передвижения может отличаться от фактической из-за особенностей рельефа, по которому движется самокат и веса пассажира.

Покрытие 

Все столичные операторы в основном предоставляют свои услуги в пределах центра Киева и прилегающих к нему улиц. Исключительно в центре работает Scroll, Zelectra и Kiwi. Несколько большее покрытие имеет Vzhooh.

ЭП: При написании материала самокаты Vzhooh исчезли с карты Киева. Соучредитель компании Виталий Третьяк пояснил, что сейчас ожидается новая партия самокатов, и уже вскоре все они снова появятся на карте.

Наибольшее покрытие в столице Украины имеют сервисы Bolt, Jet и BikeNow. Эти же компании владеют и крупнейшим парком самокатов — от 500 у BikeNow, до 2000 единиц у Bolt.

Поскольку центр Киева расположен на правом берегу Днепра, естественно, что использование самокатов более распространено именно здесь. На левом берегу ездить и производить парковку позволяет только сервис Bolt. И не только по территориальному принципу. Дело в том, что в спальных районах, из которых преимущественно и сформирован левый берег Киева, самокаты чаще похищают. Об этом ЭП говорят почти все участники рынка, технические средства которых там использовались.

Например, со слов соучредителя Kiwi Алексея Кушки, самокаты компании на левом берегу столицы и похищали, и ломали, и даже поджигали. Впрочем эта ситуация может измениться и тогда сервисы будут предоставлять услуги во всех углах столицы. Соучредитель Scroll Арчил Татришвили надеется, что со временем эта проблема будет постепенно сокращаться, когда люди привыкнут к тому, что самокаты являются не развлечением, а, прежде всего транспортным средством.

Несмотря на похищение самокатов и вандализм, которые сдерживают компании от более активного расширения покрытия, сервисы готовятся к дальнейшей экспансии, как в украинские города, так и за пределы страны. Сегодня сервисы проката электросамокатов, кроме Киева, Львова и Одессы, присутствуют в таких городах как Днепр, Ровно, Луцк и Винница. А в планах расширение, по меньшей мере, на Запорожье.

В Kiwi ЭП сообщили, что планируют расширить свой бизнес на Сербию, Албанию и, вероятно, Чехию.

Ценовой вопрос

Конечная стоимость проката электросамоката для пользователя состоит из двух частей: за разблокировку и за минуту поездки. За последний год работы на рынке компании пересмотрели тарифы на свои услуги. Например, Kiwi начинал работать с 15 грн за разблокировку и 3,5 грн – за минуту пользования самокатом в выходной день. А сегодня тариф составляет 8,5 грн и 1,9 грн, за разблокировку и пользование соответственно. Это самые низкие цены на рынке.

Одинаковой ценовой политики придерживаются BikeNow, Jet и Bolt – клиенты этих сервисов платят за минуту пользования 1,9 грн и 9 грн за разблокировку в будний день. В выходные пассажиры платят больше. Стоимость разблокировки остается неизменной, а вот за минуту плата возрастает до 2,5 грн у всех операторов, кроме Zelectra и Scroll.

«На самокатах компании в среднем зарабатывают от 30 до 200 тысяч гривен в день. Многие операторы, думаю, работают лишь на покрытие краж», – говорит соучредитель BikeNow Алексей Кладов.

В установленные операторами рынка тарифы входит сервисное обслуживание самокатов: это ремонт, зарядка, развозка по локациям и обратная транспортировка. Если пользователи не будут их ломать или похищать, то стоимость пользования ими уменьшится. Но это продолжается, и рассчитывать на уменьшение тарифов не стоит, ведь один похищенный самокат обходится компании в 700-1000 долл.

Полиция разводит руками

Кражи и повреждения самокатов остаются главными проблемами на рынке. По меньшей мере, они влияют на расходы на сервисное обслуживание, а в худшем – случайные потери самоката. Хотя встроенные в транспорт приборы для геолокации помогают решить большинство таких случаев, не все самокаты удается вернуть.

Вандализм является проблемой для сервисов, но не все придают ей одинакового веса. В Jet указывают на то, что количество таких инцидентов не слишком отличается от европейских и составляет около 5-6% от общего количества поездок. В Bolt вообще говорят, что уровень меньше, чем в Европе.

Бороться с ворами должны правоохранительные органы, а именно – Национальная полиция. И на этом этапе операторы сталкиваются со второй проблемой, что их обращения просто не расследуются. Собеседники ЭП в компаниях и Киевской городской государственной администрации констатируют задержки в работе правоохранителей при рассмотрении заявлений о похищении самокатов.

В частности, важен доступ к видео с камер наблюдения, который можно получить только при участии полиции. Такие записи помогают находить самокаты и нарушителей, но пока полноценного сотрудничества между компаниями и правоохранителями не происходит.

Кроме того, сервисы жалуются на то, что дела медленно расследуют, а сотрудники полиции выезжают на вызовы слишком долго.

Легализация самокатов

Установить правила для пользователей самокатов пытаются сразу на разных ступенях власти. Так, первые законодательные инициативы появились в Верховной раде еще в прошлом году, а в этом году к процессу присоединились правительство и местные органы.

Парламентское крыло. Первую попытку урегулировать новый вид транспорта, еще в феврале 2020 года (до появления сервисов) предприняли депутаты партии «Голос». Они предлагали признать электротранспорт и его пользователей, на законодательном уровне прописать их правовой статус.

В «Голосе» предлагали запретить управлять этим транспортом в состоянии алкогольного опьянения и пользоваться телефоном. Примечательно, что законопроект позволяет передвижение на самокатах, при отсутствии велодорожек, исключительно автомобильными путями. Несмотря на то, что первое чтение документ прошел еще в сентябре 2020 года, все это время он лежит без движения. По информации ЭП этой осенью ему могут дать новый толчок в Верховной раде.

В 2021 году в парламенте появились еще три законопроекта. Все от нардепов «Слуги народа». Автор двух из них (№5731 и №5732) Андрей Деркач, среди прочего, хочет обязать участников движения надеть на себя шлем.

Третий документ от группы депутатов «Слуг» вносит минимальные изменения в законодательство и предоставляет правительству широкие полномочия для решения вопросов передвижения на электротранспорте.

Правительственное крыло. Именно правительство ответственно за Правила дорожного движения. Как только электротранспорт введут в законодательное поле, Кабинет министров будет иметь право детально регламентировать работу самокатов.

И пока дела в Верховной раде остановились, в августе этого года правительство создало рабочую группу, работающую над вопросом безопасности пользователей легкого персонального электротранспорта. Группа уже успела рассмотреть соответствующий временный порядок, который наработал советник премьер-министра Дениса Шмыгаля – Виталий Власюк.

В документе дается определение легкого персонального электротранспорта, и устанавливаются требования к пользователям. Это средства передвижения, оборудованные электродвигателем, одним, двумя или тремя колесами, не оборудованные сиденьем и предназначенные для движения одного лица.

Масса такого транспорта не должна превышать 40 кг, а мощность двигателя – до 1 кВт и до 1,4 кВт для сигвеев. Электротранспорт, который не будет отвечать этим требованиям, будет подлежать обязательной государственной регистрации.

Проблема порядка – отсутствие наказания за его нарушение. Здесь ни слова о том, что будет с теми, кто не зарегистрирует транспортное средство, или же нарушит любое из остальных требований, в документе нет.

Виталий Власюк пояснил, что наличие порядка упростит рассмотрение дела о нарушениях в суде. Ведь сейчас столкновение пешехода с самокатом считается столкновением сторон с одинаковым статусом. А документ определяет абсолютный приоритет пешеходов.

Стоит отметить, что автор документа Виталий Власюк возглавляет юридическую фирму «е-Право», одним из клиентов которой является Bolt.

«Действительно, возглавляемая мной юридическая компания предоставляет юридическое сопровождение Bolt: мы выводили их на рынок Украины, предоставляем консультации по вопросам корпоративного, трудового, налогового и других сфер права. При этом у нас нет и мы никогда не получали от Bolt никаких задач по лоббированию каких-либо нормативных актов», – отметил Власюк.

Местное крыло. Первыми с реальными предложениями нормирования передвижения электросамокатов выступили киевские власти. В конце июня КГГА и сервисы заключили меморандум, по которому вторые согласились на ряд ограничений.

В частности, стороны договорились, что скорость движения самокатов не будет превышать 20 км/ч (14 км/ч в парках), а их парковка будет запрещена в исторических частях города (например, Андреевский спуск), зонах вокруг дипломатических учреждений, отдельных государственных органов и др.

Одним из важнейших пунктов меморандума является обязательство операторов страховать пользователей на случай травм с покрытием от 100 тыс. грн. Тогда же на самокатах появились и идентификационные номера.

В разговоре с ЭП все операторы подтвердили, что уже ввели страхование. Многие из них делали это еще до меморандума. Но страховых случаев не много. Например, у Jet за все время работы сервиса через страховую компанию провели всего две выплаты, а у Zelectra в августе было лишь одно заявление на возмещение. Bolt назвал ЭП цифру до 0,03% инцидентов от общего количества поездок.

Фактически меморандум в Киеве засвидетельствовал существование электросамокатов на дорогах, а местные власти разрешили операторам полноценно работать. Накануне в Bolt возник конфликт с мэром города Виталием Кличко, он утверждал, что компания без согласования с городом разместила пункты проката электросамокатов.

Соглашение также дало толчок и другим городам идти на диалог с сервисами. Похожий меморандум нарабатывают, например, в Львове.

Вместо заключения

Все стороны осознают потребность признания легкого персонального электротранспорта на национальном уровне. Правила с одной стороны позволяют пользователям более безопасно чувствовать себя на дорогах, а с другой нормируют работу самих операторов. Тем более что речь идет не только о прокате, но и о частных владельцах такого транспорта.

Но когда именно появятся эти правила пока неизвестно. Некоторые участники рынка и представители власти считают, что до конца 2021 года ничего не изменится. Другие говорят о сдвиге в рассмотрении нормативных документов, что дает надежду увидеть первые результаты уже осенью.

Остается немало открытых вопросов относительно функционирования временного порядка, который разрабатывает правительство. В частности о том, кто кого опередит: или власть пойдет по пути закона и внесения изменений в правила дорожного движения, или правительство будет принимать временные документы.

Но пока все ищут способы разобраться с электросамокатами и гироскутерами, дороги продолжают наполняться новыми транспортными средствами. Например, электромопедами и велосипедами с электродвигателем, которые тоже нуждаются в толкованиях со стороны властей и, конечно, надлежащей инфраструктуре.

Автор: Дана Гордийчук

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий