Гамбит в Нафтогазе и шах реформе корпоративного управления

как выбрать профессионального каппера, как выбрать каппера, каппер, капперы, kaper.pro, самые лучшие капперы, лучшие каперы, рейтинг капперов, проверенные капперы, ставки на спорт, ставки на футбол

Еженедельно команда аналитиков-консультантов по вопросам корпоративного управления готовит для ЭП дайджест о главных событиях в жизни госпредприятий. Что важного произошло 1-7 Мая?

Приватизация

Президент подписал закон, что разблокирует большую приватизацию. 29 апреля 2021 года президент Украины подписал закон Украины №4543, которым снят запрет на проведение аукционов по продаже объектов большой приватизации. Запрет был введен парламентом год назад из-за ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19.

По словам председателя Фонда государственного имущества Дмитрия Сенниченко, в 2021 году первыми на продажу будут выставлены: Объединенная горно-химическая компания, Первый киевский машиностроительный завод (известный как «Большевик») и Президент-Отель.

Корпоративное управление

Подробный обзор последних событий вокруг новой позапрошлой недели в выпуске SOE Weekly №25.

Интервью экс-председателя правления Нафтогаза Коболева. После увольнения с должности председателя правления Нафтогаза Андрей Коболев дал интервью Интерфакс-Украина. Ключевые тезисы интервью:

«План Нафтогаза был заменить выплату дивидендов иным платежом в пользу госбюджета (от ОВГЗ «авансирование дивидендов») в сумме 32 млрд. грн. Этот план был представлен премьер-министру и президенту, и они о нем знали».

«Правительство было заблаговременно проинформировано, что вместо планируемой прибыли в финансовом плане заложено 11 млрд. грн. убытков, поскольку «Нафтогаз» неоднократно предупреждал о проблеме связанной с остановкой расчетов со стороны газовых сбытов, в связи с чем, возникла необходимость сформировать резервы по такой дебиторской задолженности» (один из основных источников убытков Нафтогаза).

«На счету «Нафтогаза» на дату увольнения Коболева было более 2 млрд. долл. свободных денежных средств, а в подземных хранилищах — 7 млрд. кубометров собственного природного газа, что в свою очередь и является подтверждением финансовой устойчивости компании».

Коболев вместе с Нафтогазом работали над максимизацией поступлений в бюджет, которые в 2020 году были рекордно высокими.

Наблюдательный совет Нафтогаза досрочно уходит в отставку. Как отмечается в сообщении «Нафтогаза», члены Наблюдательного совета компании, которые присутствовали во время его внеочередного заседания, состоявшегося 30 апреля 2021 года, подали письменные уведомления о досрочном прекращении своих полномочий. Согласно действующим положениям Нафтогаза, полномочия таких членов наблюдательного совета будут прекращены 14 мая 2021 года.

В заявлении не уточняется, кто именно из членов наблюдательного совета присутствовал на этом заседании, и почему не присутствовал полный состав наблюдательного совета. Соответственно, остается непонятным, кто именно из членов наблюдательного совета сложит свои полномочия.

Наблюдательный совет встретился с вновь назначенным председателем правления Юрием Витренко и другими членами правления «Нафтогаза». Последние выразили свою обеспокоенность относительно возможности выполнять свои полномочия в дальнейшем.

В наблюдательном совете добавили, что воспользуются следующими двумя неделями со времени представления уведомлений о прекращении полномочий для оказания поддержки компании, насколько это возможно, а также, чтобы обеспечить надлежащую передачу полномочий.

2 мая Кабинет министров Украины (КМУ) предложил членам наблюдательного совета «Нафтогаза» остаться на своих должностях на период проведения нового конкурса и избрания новых независимых членов наблюдательного совета.

КМУ также отметил, что остается преданным реформе корпоративного управления по стандартам ОЭСР, что призваны улучшить управление предприятиями государственного сектора.

Независимые члены наблюдательного совета Нафтогаза в письме к премьеру раскритиковали решение Кабмина. Независимые члены наблюдательного совета «Нафтогаза» направили письмо премьер-министру, в котором отметили, что решение правительства освободить Андрея Коболева с должности главы правления «Нафтогаза» нарушает стандарты корпоративного управления, а также выразили свое несогласие с низкой оценкой результатов деятельности правления.

В письме не указывается, поддерживают ли эту позицию другие три члена наблюдательного совета, которые являются представителями государства, а если нет – то почему.

В своем письме к премьер-министру Денису Шмыгалю независимые члены наблюдательного совета предоставили свое видение того, что происходило в компании и почему результаты 2020 года не должны быть неожиданностью.

В письме также было указано, что независимые члены наблюдательного совета не имеют сомнений относительно полномочий акционера прекратить их полномочия, пусть и досрочно, поскольку это является исключительной компетенцией Кабинета министров как акционера «Нафтогаза». Однако, по их словам, смена председателя правления относится к компетенции наблюдательного совета. Они также осудили «советские методы», которыми наблюдательный совет лишают компетенции на короткий промежуток времени для того, чтобы сменить председателя правления.

Авторы письма также отметили, что вопреки лучшим практикам не был проведен надлежащий конкурс на замещение должности председателя правления.

Обращаем внимание, что конкурсный отбор на должность председателя правления Нафтогаза не проводился никогда раньше, в том числе и этим наблюдательным советом.

Они также отметили, что, рассматривая вопрос продления полномочий предыдущего председателя правления, наблюдательный совет не считал Юрия Витренко возможным кандидатом на эту должность.

Кроме того, независимые члены наблюдательного совета предложили Кабмину разработать лучший процесс отбора и назначения членов наблюдательного совета, который будет гарантировать отсутствие чрезмерного политического влияния.

Член наблюдательного совета Нафтогаза заявил, что председатель наблюдательного совета не допускает его к исполнению обязанностей. Председатель правления «Нафтогаза» получил обращение от члена наблюдательного совета компании Роберта Бенша, который был назначен в качестве представителя государства в 2020 году и переназначен правительством в конце апреля 2021 года.

В письме Роберт Бенш отрицает обвинения в наличии у него конфликта интересов, о котором говорится в обнародованном ранее письме трех независимых членов наблюдательного совета Нафтогаза в адрес премьер-министра. Также он выразил удивление позицией председателя наблюдательного совета Клэр Споттисвуд. По его мнению, именно председатель наблюдательного совета и экс-председатель правления Нафтогаза нарушали закон, не допуская его к заседаниям наблюдательного совета.

Международные партнеры выразили обеспокоенность по поводу увольнения председателя правления Нафтогаза. Европейский Союз (ЕС), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (МФК) выразили беспокойство относительно увольнения главы правления Нафтогаза.

Международные партнеры призвали украинское правительство обеспечить соответствие важнейших управленческих решений на госпредприятиях базовым стандартам корпоративного управления.

В своем заявлении международные организации отметили, что за последние годы Украина достигла значительного прогресса в вопросе совершенствования корпоративного управления на госпредприятиях, приближая их к прозрачности, подотчетности и независимости. Они надеются, что Украина восстановит свою приверженность реформам, направленным на повышение инвестиционного климата, что даст возможность стране восстановиться и реализовать свой потенциал.

Тема корпоративного управления также была одним из ключевых вопросов, затронутых во время встреч государственного секретаря США Энтони Блинкена с членами парламента и президентом Украины.

В своем интервью Энтони Блинкен заявил, что последняя смена руководства Нафтогаза является плохим сигналом, которая может иметь негативные последствия для международного имиджа Украины. Он также отметил, что правительство это понимает, и будет двигаться вперед в вопросе корпоративного управления Нафтогаза, поскольку компания должна быть прозрачной, независимой и служить интересам украинцев.

Правительство утвердило нормативы дивидендов для госпредприятий без обоснования – за всех заплатит Приватбанк. 28 апреля правительство своим постановлением утвердило базовый норматив для выплаты дивидендов госкомпаниями за 2020 год. Для большинства госкомпаний установлен норматив на уровне 50%.

Как мы отмечали в SOE Weekly ранее две недели назад, обычно базовый норматив применяется ко всем госпредприятиям и госбанкам, если для отдельной компании или банка не установлен индивидуальный норматив. Примечательно, что постановление Кабмина охватывает только корпоративные предприятия и банки, которые прямо или косвенно принадлежат государству. Оно не касается государственных унитарных и других не корпоративных госпредприятий.

Для Нафтогаза, Приватбанка и Ощадбанка постановление устанавливает индивидуальные нормативы дивидендов – для Ощадбанка норматив, значительно ниже общего (30%), а для Приватбанка и Нафтогаза – намного выше общего (80% и 95%, соответственно).

Обращаем внимание, что в тот же день, когда было принято постановление о дивидендах, правительство на общем собрании Нафтогаза также приняло решение не начислять дивиденды Нафтогазу за 2020 год в связи с убытками компании по результатам 2020 года. Соответственно, цель установления норматива дивидендов для Нафтогаза на уровне 95% непонятна.

В соответствии с предыдущим проектом постановления также планировалось установить норматив в 30% для Укргидроэнерго, но в официальной версии постановления Укргидроэнерго уже нет.

Как мы отмечали ранее, пояснительная записка к проекту постановления не содержала обоснования размера ни одного из нормативов, в том числе общего норматива в 50% и индивидуальных нормативов Укргидроэнерго, Ощадбанка, Приватбанка и Нафтогаза. В пояснительной записке также не объяснялась связь между дивидендной политикой и политикой государственной собственности или стратегией ни одного из госпредприятий.

Укргидроэнерго и Ощадбанк и в предыдущие годы в целом получали более низкий норматив для выплаты дивидендов, чем другие государственные компании (как правило, на уровне 30%), без какой-либо аргументации со стороны правительства.

Приватбанк в 2020 году сообщил о прибыли в 25,3 млрд. грн. и был самым прибыльным банком в Украине. Это означает, что сумма дивидендов, которую должен выплатить Приватбанк, составит 20,24 млрд. грн., что равняется примерно 91% от всех дивидендов, которые государство планирует получить в соответствии с постановлением (22,3 млрд. грн.).

Государственный бюджет на 2021 год предусматривал поступления от дивидендов корпоративных госпредприятий в размере 24,4 млрд. грн., то есть 2% доходов госбюджета. Теперь же Минэкономики ожидает, что без дивидендов от Нафтогаза доходы госбюджета от дивидендов госпредприятий составят 22,3 млрд. грн.

Обратите внимание, что разница составляет лишь 2,1 млрд. грн., что свидетельствует о том, что большой дефицит, который возможно, возник из-за отсутствия дивидендов Нафтогаза, был, вероятно, покрыт за счет увеличения размера дивидендов для Приватбанка.

Правительство объявило конкурс на должности двух членов наблюдательного совета Украинской железной дороги. Кабинет министров Украины (КМУ) своим распоряжением № 363-р объявил отбор кандидатов на занятие должностей двух независимых членов наблюдательного совета Укржелдора.

Сейчас в наблюдательный совет компании входят пять членов из семи, предусмотренных уставом Украинской железной дороги. Из них два независимых члена (Шевки Аджунер и Андреас Матье) и три представителя государства (Сергей Лещенко, Олег Журавлев и Адомас Аудицкас).

Аджунер и Матье был назначен в июне 2018 года, что означает, что срок их полномочий истекает уже в июне текущего (2021) года. Действующее законодательство требует проведения конкурсного отбора с целью назначения (в том числе и переназначения) Кабмином независимых членов наблюдательного совета для Укржелдора. По состоянию на дату выхода этого выпуска информация об объявлении такого конкурса отсутствует.

Назначен новый председатель наблюдательного совета Укргазбанка. На годовом общем собрании акционеров Укргазбанка председателем наблюдательного совета был избран Теймур Багиров. Он является членом наблюдательного совета банка с 2015 года.

Багиров подменил на этом посту Шреника Давду, поскольку тот сложил полномочия председателя наблюдательного совета в связи с необходимостью выполнения других профессиональных обязанностей. Давда и в дальнейшем остается независимым членом наблюдательного совета Укргазбанка.

Временная следственная комиссия Верховной рады просит Кабинет министров уволить руководителя и наблюдательный совет «Укржелдора». По словам председателя временной следственной комиссии (ВСК) Верховной рады Юлии Гришиной, ВСК призвала Кабинет министров уволить всех членов правления «Укржелдора» вместе с исполняющим обязанности председателя правления Иваном Юриком. И начать поиск новых членов наблюдательного совета.

На своей странице в Facebook Гришина написала, что ВСК была поражена некомпетентностью, дерзостью и бешеными убытками государственной железнодорожной компании.

Комиссия приняла решение признать и. о. председателя правления и членов правления «Укржелдора» некомпетентными и не соответствующими занимаемой должности, а работу наблюдательного совета – неудовлетворительной. Она также отметила, что заработная плата членов правления и наблюдательного совета должна быть приведена в соответствие с финансовыми показателями компании».

Гришина отметила, что два человека, непосредственно ответственные за деятельность «Укржелдора» – министр инфраструктуры Владислав Криклий, и. о. председателя правления Иван Юрик – не явились на заседание ВСК 30 апреля.

Как мы сообщали ранее, непонятно, какую методологию будет использовать ВСК для оценки работы «Украинской железной дороги», ее руководства или наблюдательного совета, если таковая вообще существует. Также неясно, какой статус и последствия будут иметь выводы ВСК, если вообще будут иметь.

Кроме того, поскольку парламент не играет формальной роли в корпоративном управлении отдельных госпредприятий, непонятно, кому именно должны предоставляться рекомендации ВСК и как они будут выполнены, если вообще будут.

Гришина – член комитета Верховной рады по образованию, науке и инновациям, сфера деятельности которого не связана ни с государственными предприятиями, ни с экономической политикой.

Энергетический сектор

Нафтогаз получил 12,6 миллиардов чистой прибыли в первом квартале благодаря повышению цен на газ. Финансовый директор Нафтогаза Петер ван Дрил на своей личной странице в Facebook сообщил, что в первом квартале 2021 года чистая прибыль компании составила 12,6 млрд. грн. Чистая прибыль за тот же период 2020 года составил 3,2 млрд. грн.

Ван Дрил также отметил, что бизнес-среда демонстрирует явные признаки восстановления при более высоких ценах и большем спросе, чем в прошлом году.

Позже, в своем официальном заявлении, Нафтогаз отметил, что приведенные данные взяты из неаудированной и неконсолидированной отчетности компании, которую некорректно сравнивать с отчетностью в годовых отчетах компании.

Согласно этому заявлению, основной причиной улучшения финансового результата Нафтогаза стал существенный рост цен на природный газ на европейском и украинском рынке в первом квартале 2021 года. Они увеличились по сравнению с ценами, как в предыдущем квартале, так и за аналогичный период прошлого года.

Председатель правления Нафтогаза Юрий Витренко подчеркнул, что постоянство таких финансовых результатов национальной компании остается под вопросом, в частности, из-за нерешенности финансовых проблем во всей цепи транспортировки, распределения и поставки газа конечным потребителям.

Ранее в SOE Weekly мы сообщали, что в распоряжении «Экономической правды» оказался документ с финансовой отчетностью «Нафтогаза», в соответствии с которым по итогам 2020 года НАК «Нафтогаз Украины» получил 36,93 млрд. грн. совокупного ущерба.

Тогда, комментируя эту новость, экс-глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев сообщил, что не имеет права комментировать финансовые показатели компании до официального обнародования отчетности.

Соответственно, возможно, что Петер ван Дрил нарушил эти правила, когда обнародовал и прокомментировал финансовые показатели Нафтогаза до официального обнародования отчетности компанией. Обращаем внимание, что комментарии ван Дрила также идут вразрез с официальной позицией компании.

Также по стандартам корпоративного управления разглашение инсайдерской информации является серьезным нарушением прав акционеров и других заинтересованных сторон (например, держателей облигаций) на доступ к информации. Во многих юрисдикциях, в том числе и в Украине, такие данные могут свидетельствовать о нарушении закона.

В свою очередь, в публичном пространстве был размещен якобы приказ Нафтогаза, в соответствии с которым компания инициировала служебное расследование с целью выяснения соответствия действий ван Дрила законодательству, Кодексу корпоративной этики и другим внутренним документам компании.

Энергоатом закончил первый квартал 2021 с прибылью. Согласно финансовой отчетности Энергоатома, вероятно неаудированной, Энергоатом получил более 1 млрд. грн. чистой прибыли в первом квартале 2021 года. Для сравнения, в первом квартале 2020 года компания получила чистый убыток в размере 1,6 млрд. грн.

Укртрансгаз получил убытки в первом квартале 2021 года, несмотря на увеличение дохода. Укртрансгаз получил в первом квартале 2021 года чистый доход в 1,3 млрд. грн., однако закончил этот период с чистым убытком в размере 30 млн. грн.

Сергей Перелома, исполняющий обязанности председателя правления Укртрансгаза, который также является членом правления Нафтогаза, на своей странице в Facebook сообщил, что компания не смогла пересечь уровень безубыточности и получила 30 млн. грн. чистого убытка. Для сравнения, за первый квартал 2020 года компания получила убытки в 16,3 млрд. грн.

Он добавил, что хранение природного газа является основным источником дохода Укртрансгаза. В первом квартале 2021 года чистая прибыль от хранения газа составила 1,1 млрд. грн., что на 9% больше, чем в прошлом году.

По итогам 2020 года компания получила чистые убытки в 2,6 млрд. грн. против 23,6 млрд. грн. в 2019 году.

Отметим, что Укртрансгаз не предоставил объяснений относительно причин убытков.

Укргидроэнерго вероятно потеряет 2,3 млрд. грн. за счет нового механизма специальных обязательств. Укргидроэнерго заявило, что компания потеряет 2,3 млрд. грн. от продажи электроэнергии по новым положенным специальным обязанностям (ПСО).

Согласно новому порядку, Укргидроэнерго было поручено покупать электроэнергию у частных производителей в Бурштынском энергетическом острове. Очевидно, в ДТЭК Рината Ахметова, по ценам, установленным ДТЭК и продавать ее стоимостью 10 грн./ МВт-ч поставщикам универсальных услуг в Бурштынском энергетическом острове в объемах, которые необходимы для удовлетворения потребностей бытовых потребителей этой территории.

Богдан Сухецкий, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности Укргидроэнерго, заявил, что эта модель не совместима с развитием Укргидроэнерго, но компания должна выполнять решение акционера. Он подчеркнул, что это уже девятая итерация изменений ПСО за почти полтора года.

В заявлении компании также отмечается, что новая процедура ПСО создает риск нехватки в Укргидроэнерго оборотных средств. Кабинет министров не определил источники финансирования или порядок определения компенсации участникам рынка, на которых возлагается ПСО.

Почти 90% объема электроэнергии в Бурштынском энергетическом острове производят Бурштынская ТЭС, Добротворская ТЭС и Ладыжинская ТЭС, которые принадлежат АО «ДТЭК Западэнерго» Рината Ахметова.

Инфраструктура

Укрпочта получила 160 млн. грн. чистой прибыли за 2020 год и 128 млн. грн. убытков за первый квартал 2021 года. Генеральный директор Укрпочты Игорь Смелянский на своей странице в Facebook сообщил, что компания получила 160 миллионов гривен чистой прибыли и выплатила 80 миллионов гривен (50%) в виде дивидендов государству в 2020 г. В первом квартале 2021 г. компания получила убытки в размере 128 млн. грн.

Смелянский добавил, что прибыль в 2020 году была результатом не только повышения тарифов, но и увеличения объемов бизнеса: физические объемы доставок посылок выросли на 25%, количество обработанных платежей – на 19%, а количество денежных переводов – на 13%.

По сравнению с первым кварталом 2020 года, сегмент посылок вырос на 36%, а сегмент международных посылок – более чем на 30%, добавил генеральный директор.

Смелянский отметил, что убытки за первый квартал были обусловлены в первую очередь отказом регулятора в повышении тарифов на услуги компании по возложенным на нее специальным обязанностям.

По словам Смелянского, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), наконец предложила повысить тарифы на 10% с 1 июля (или на 5% в годовом измерении). Однако когда расходы растут на 30-40%, это не решает общей ситуации.

Оборона

Укроборонпром получил 2,5 млрд. грн. чистой прибыли в 2020 году. По данным СМИ, Государственный концерн Укроборонпром закончил 2020 год с чистой прибылью в 2,5 млрд. грн. против 1,2 млрд. грн. в 2019 году.

Укроборонпром перевыполнил финансовый план на 2020 год, в котором чистая прибыль прогнозировалась на уровне 2,1 млрд. грн.

Чистый доход от реализации продукции на внутреннем рынке и экспорта составил 37,4 млрд. грн. По сравнению с 2019 годом этот показатель уменьшился на 2,3 млрд. грн. (5,8%). Укроборонпром объяснил снижение продаж карантинными ограничениями, связанными с пандемией Covid-19.

Согласно скриншота из отчета Укроборонпрома, опубликованного Marlin, основная экономия произошла за счет расходов на сбыт, которые уменьшились с 4,4 млрд. грн. в 2019 году до 1,5 млрд. грн. в 2020 году.

Это очень существенное снижение, которое привело к экономии на 2,9 млрд. грн. — на сумму более высокую, чем вся годовая прибыль. Пока неизвестно, как было достигнуто такое большое уменьшение расходов на сбыт или почему эти расходы были такими большими.

По итогам 2020 года, расходы на оплату труда на предприятиях Укроборонпрома достигли 11 млрд. грн. В Укроборонпроме сейчас работает 67 252 работника.

По состоянию на 31 декабря 2020 года в состав Укроборонпрома входило 118 предприятий.

Сельское хозяйство 

Аграрный фонд получил убытки почти в 200 млн. грн. Как сообщает Marlin, Государственный аграрный фонд в 2020 году получил чистые убытки в размере 197 миллионов гривен.

Для сравнения, в 2019 году аграрный фонд получил чистые убытки в размере 3,9 млрд. грн., а в 2018 году – 27,6 млн. грн.

В 2020 году чистый доход компании от реализации сельскохозяйственной продукции составил 2,2 млрд. грн. при плане 5,5 млрд. грн.

Общие обязательства аграрного фонда составили 156,5 млн. грн.

Реакция компании на информационные запросы Marlin была очень размытой и трудно поддается толкованию. Аграрный фонд заявил, что убытки 2020 года были следствием потерь в первом квартале на сумму 206,7 млн. грн., что привело к нехватке оборотных средств, это негативно повлияло на коммерческую деятельность.

С мая 2020 года Государственным аграрным фондом руководит и. о. председателя правления – Богдан Банчук.

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий