Целью статьи является изучение проблемы гендерного неравенства в системе социально-трудовых отношений, определение перспектив обеспечения равных прав и возможностей на рынке труда. Проведен статистический анализ по основным индикаторам гендерного неравенства на рынках труда Украины и стран мира.
Установлено, что до сих пор имеет место шаблонное восприятие обществом социальной роли женщины, которое обусловливает ее высокую загруженность неоплачиваемой работой и создает дополнительные барьеры в системе социально-трудовых отношений.
Предложен алгоритм расчета индекса гендерного равенства на рынке труда с помощью метода таксономического анализа: подход предполагает обобщение частных показателей-индикаторов гендерного равенства и предоставляет возможность консолидированной оценки уровня преодоления стереотипов по половому признаку в системе социально-трудовых отношений.
Результаты интегральной оценки по этой методике могут стать основой для оперативного мониторинга и определения приоритетных направлений дальнейшей работы по предотвращению и преодолению последствий дискриминации по гендерному признаку. Построена обобщающая причинно-следственная модель гендерного неравенства в отечественной системе социально-трудовых отношений.
Осуществлен краткий обзор государственных мер в направлении преодоления гендерного разрыва и в обеспечении равных прав всех граждан на пути личностной и профессиональной реализации. В исследовании использованы методы статистического анализа, сравнения, анализа и синтеза, графический метод.
Установлено, что Украина реализует меры по преодолению гендерных стереотипов во всех сферах и на всех уровнях общественных отношений, ведется работа по укреплению нормативно-правового фундамента равных прав и возможностей всех граждан общества, независимо от их гендерной идентичности.
Достижение гендерного равенства во всех сферах жизни общества, в частности, в социально-трудовых отношениях, требует дальнейшей разработки и реализации мер по уничтожению шаблонного восприятия социальных ролей мужчины и женщины, преодоления всех проявлений гендерной дискриминации и стереотипизации.
Ключевые слова: дискриминация, гендерные стереотипы, гендерный разрыв.
Постановка проблемы и актуальность. В национальной системе социально-трудовых отношений имеют место проявления дискриминации по разным признакам и, в том числе по признаку статьи.
Гендерное неравенство проявляется в приоритетности найма на работу, в уровне оплаты труда, в возможностях карьерного роста и тому подобное. Такая ситуация вызывает социальные и экономические последствия, как неполное использование трудового потенциала страны и, соответственно, не получение валового внутреннего продукта, неполное использование интеллектуального и инновационного потенциалов.
И хотя формально граждане Украины обладают равными правами и возможностями трудоустройства, профессионального развития и реализации, на практике имеют место систематические проявления гендерного неравенства. Поэтому поиск современных методов определения уровня гендерного неравенства, а также инструментов для устранения проявлений дискриминации по признаку пола требуют дальнейшего изучения и развития.
Проблема дискриминации по гендерному признаку приобрела еще большую актуальность с началом пандемии Covid-19, которая внесла коррективы в различные сферы общественной жизни, в том числе и в образовательный процесс. Дистанционное обучение требует от родителей тратить больше времени на организацию и контроль образовательного процесса, на уход за детьми.
Чаще всего такие виды бесплатного труда выполняются женщинами, что соответствующим образом сказывается на их экономической активности, а также на приоритетах работодателей при выборе наемных работников на вакантные должности.
Анализ последних исследований и публикаций. Изучением гендерных аспектов рынка труда Украины занимаются следующие отечественные ученые: И. Прокопович-Павлюк (I. Prokopovych-Pavliuk), Т. Панчишин (T. Panchyshyn), О. Марец (О. Marets), О. Котикова (O. Kotykova), И. Крылова (I. Krylova), А. Гоц (А. Hots) и другие.
Проблема гендерного неравенства в системе социально-трудовых отношений исследуется с разных точек зрения: с философской, социологической, психологической и экономической, но требует дальнейшей проработки с целью комплексного решения.
Новизна работы. В статье предложен алгоритм расчета индекса гендерного равенства на основе таксономического анализа; приведена обобщенная причинно-следственная модель гендерного неравенства на рынке труда Украины.
Цель статьи – исследование проблемы гендерного неравенства в системе социально-трудовых отношений, определение перспектив обеспечения равных прав и возможностей на рынке труда Украины. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
— проведение статистического анализа рынка труда Украины и некоторых стран мира по критериям обеспечения гендерного равенства;
— обобщение причин и последствий гендерного неравенства в отечественной системе социально-трудовых отношений;
— формирование методичного подхода по определению уровня гендерного равенства на рынке труда Украины по системе социально-экономических индикаторов.
Методы исследования: анализа и синтеза, статистического анализа, таксономического анализа, графический метод.
Изложение основного материала исследования. В общем понимании дискриминация является одним из видов нарушения прав человека, сущностью которого является дифференциальное отношение к человеку, что прямо или косвенно связано с определенным его признаком.
Швейцарским институтом сравнительного права было сформулировано наиболее полное определение категории «дискриминация» как социального события или ситуации, обусловленной определенной отличием или особенностью той или иной группы лиц, основанной на их классификации по расе, цвету кожи, языку, религии, гендерному признаку, социальному статусу, политическим взглядам; негативному отношению к определенной группе лиц, вызванному определенной формой поведения или бездействием государственных органов или отдельных лиц, которое в итоге обусловливает нарушение равных прав и свобод человека в экономической, социальной, политической, культурной сферах жизни.
Нормативное закрепление на международном уровне термин «дискриминация» получил в 1958 г. с принятием Конвенции о дискриминации в области труда и занятости, и определено в ст. 1. «Любое различие, недопущение или предпочтение, что делается по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения и приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий».
Согласно закону Украины «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине», дискриминация это ситуация, при которой лицо и/или группа лиц по их признакам расы, цвета кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, полу, возрасту, инвалидности, этническому и социальному происхождению, гражданству, семейному и имущественному положению, месту жительства, языковым или другим признакам, которые были, есть и могут быть действительными или припущенными, испытывает ограничения в признании, реализации или использовании прав и свобод в любой форме, кроме случаев, когда такое ограничение имеет правомерную, объективно обоснованную цель, способы достижения которой являются надлежащими и необходимыми».
Дискриминация может проявляться в различных формах: прямой, косвенной, подстрекательства, пособничества и притеснения.
Разный уровень оплаты труда мужчин и женщин
Как свидетельствуют статистические данные, заработная плата женщин в Украине в среднем на 27% меньше заработной платы мужчин. Гендерная разница в заработной плате в последние годы остается достаточно высокой в 25 странах ЕС, поэтому она выше в частном секторе по сравнению с государственным. Решение этой проблемы остается приоритетом европейской гендерной политики.
Принцип равной оплаты за равный труд был зафиксирован в римском соглашении, которое стало первым законодательным положением о гендерном равенстве. Концепт был шире интерпретирован в Европейском суде как равная оплата за равный труд равной стоимости. Это определение было использовано в законодательстве в 1975 г., где запрещалась дискриминация по признаку пола во всех сферах оплаты труда равной стоимости.
Гендерный дисбаланс в принятии управленческих решений
Женщины по-прежнему недостаточно представлены в политической и экономической областях, что является свидетельством дефицита демократии, как на европейском, так и на международном уровне.
Гендерные предпочтения работодателей при найме на работу
Работодатели часто отдают предпочтение при найме на работу мужчинам, но не под действием объективных факторов, а учитывая негативные, с их точки зрения, моменты трудоустройства женщины: возможность беременности, родов и отпуска по уходу за ребенком; болезни ребенка и, как следствие, слишком частые больничные листы; невозможность частых и длительных командировок; невозможность работать ненормированный рабочий день или задерживаться, в случае необходимости, после работы.
Гендерные стереотипы относительно определенных профессий
Определенные убеждения, что существуют на рынке труда и в обществе в отношении разграничения профессий на «мужские» и «женские» о невозможности или недостаточном качестве выполнения тех или иных функциональных обязанностей лишь по гендерному признаку.
Одним из видов дискриминации, что заслуживает внимание, особенно на рынке труда, является гендерная дискриминация, то есть ситуация, при которой лицо или группа лиц по признакам пола претерпевает ограничения в признании, реализации или использовании прав и свобод или пользовании правами в любой форме, установленной законом.
В законе Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» приводится такое определение: «Дискриминация по признаку пола – ситуация, при которой лицо и/или группа лиц по признакам пола, которые были, есть и могут быть действительными или припущенными, испытывает ограничения в признании, реализации или использовании прав и свобод или правами в любой форме, кроме случаев, когда такие ограничения или привилегии имеют правомерную, объективно обоснованную цель, способы достижения которой являются надлежащими и необходимыми».
Стоит обратить внимание на то, что в контексте гендерной дискриминации речь идет не о биологическом поле человека (генетических, гормональных, соматических и других признаках, заданных природой), а о социальном.
Здесь гендерное – социально сконструированное понятие, сформированное обществом и поддерживаемое социальными институтами системы ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, что в первую очередь определяются социальными, политическими, экономическими и культурными условиями.
Социально-трудовые отношения являются сферой, где в той или иной степени проявляется гендерная дискриминация, даже в странах с высоким уровнем гендерного равенства. Чаще всего этот вид неравенства и притеснений проявляется в разных уровнях оплаты труда мужчин и женщин, гендерном дисбалансе в принятии управленческих решений, гендерных предпочтениях работодателей при принятии сотрудника на работу и наличиях гендерных стереотипов в отношении определенных профессий.
В рейтинге «Глобальный индекс гендерного разрыва» (Global Gender Gap Index), опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2021 г., Украина получила 74 позицию из 156, что на 15 позиций ниже по сравнению с предыдущим годом.
Украина занимает 27 место в категории «Реализация в образовании», несущественно уступая странам-лидерам, которые имеют примерно такой же балл по этому направлению. В категории «Расширение прав и возможностей в политике» Украина на 103 месте, в категории «Здоровье и жизнеобеспечение» – 41, а в категории «Экономическое участие и возможности» – на 44 месте.
По статистическим данным, среди занятого населения на отечественном рынке труда преобладают мужчины, например, в 2020 г. их доля составила 52,21%.
Среди трудоспособного населения в возрасте старше 15 лет в Украине, как и в большинстве стран мира, доля мужчин также больше, чем доля женщин.
Самый низкий показатель занятости женщин в 2019 г. среди рассматриваемых стран продемонстрировала Италия (36,7%), лучшие показатели имели Швеция, Эстония, Чехия и США. Самый высокий уровень безработицы женщин среди изучаемых стран имели Албания (11,3%) и Италия (11,1%), а самыми низкими показателями женской безработицы характеризовались рынки труда Чехии (2,4%), Германии (2,7%), что продемонстрировано в данной работе.
Более низкая экономическая активность женщин по необъективным причинам чаще всего обусловлена гендерным стереотипом относительно социальной роли женщины в обществе, загруженностью, неоплачиваемой работой по уходу за детьми, родственниками пожилого возраста, что начало требовать гораздо больше времени в условиях карантинных ограничений, связанных с распространением Covid-19.
На отечественном рынке труда достаточно четко отслеживается гендерное неравенство по уровню оплаты труда мужчин и женщин. В течение 2012-2020 гг. заработная плата женщин составляла около 75-80% от заработной платы мужчин в среднем по экономике.
Самый большой гендерный разрыв в заработной плате (более 30%) на украинском рынке труда зафиксирован в таких отраслях: почтовая и курьерская деятельность; искусство, спорт, развлечения и отдых; финансовая и страховая деятельность; авиационный транспорт.
Наименьший гендерный разрыв в заработной плате (менее 10%) на украинском рынке труда имеет место в таких отраслях: государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование; функционирование библиотек, архивов, музеев и других учреждений культуры; строительство; операции с недвижимым имуществом; образование; деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания; водный транспорт. Причем в последних двух отраслях заработная плата женщин в 2020 г. превысила заработную плату мужчин.
Стоит обратить внимание на позитивную тенденцию последних лет, ведь в 2019-2020 гг. гендерный разрыв в оплате труда в среднем по экономике постепенно сокращался и достиг 22,8% в 2019 г. и 20,45% на конец 2020 года. В то же время в Бельгии гендерный разрыв в оплате труда составлял 5,8% в 2019 г., в Хорватии – 11,5, в Канаде – 12,1%.
В разрезе профессиональных групп в Украине количество мужчин имеет более высокие показатели среди законодателей, высших государственных служащих, руководителей и менеджеров; квалифицированных рабочих сельского и лесного хозяйств, рыборазведения и рыболовства; квалифицированных рабочих с инструментом; рабочих по обслуживанию, эксплуатации, контролю над работой технологического оборудования; простейших профессий.
Во всех других профессиональных группах преобладают женщины, в частности среди профессионалов; специалистов; служащих; работников сферы торговли и услуг.
В некоторых сферах деятельности такое распределение рабочей силы по гендерному признаку обусловлено тем, что трудовая деятельность у них требует приложения больших физических усилий или осуществляется в опасных условиях. Однако стоит отметить, что сегодня ситуация меняется к лучшему, женщина и мужчина в Украине имеют практически одинаковые права по получению любой должности, независимо от того, о какой сфере деятельности идет речь.
Ранее действовал приказ Министерства здравоохранения Украины от 29 декабря 1993 г. № 256, который утверждал перечень запрещенных для женщин работ, например, работы по металлообработке; строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, горные работы; геологоразведочные и топографо-геодезические, работы по добыче нефти и газа и тому подобное.
Однако приказом МЗ Украины № 1254 от 13 октября 2017 г. «О признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения Украины от 29 декабря 1993 года № 256» было восстановлено право женщины в выборе любой профессии и специальности, руководствуясь только собственным желанием, опытом и квалификацией, а не нормами, которые ограничивают конституционные права человека.
Запрещенными для женщин остались профессии, перечисленные в главе 3 раздела I Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, который утрачивает силу с даты, когда Украиной будет завершена процедура денонсации Конвенции об использовании труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода.
Результаты распределения занятого населения Украины по полу в рамках различных профессиональных групп ярко демонстрируют наличие определенных проявлений гендерной дискриминации в системе социально-трудовых отношений. Имеет место гендерный дисбаланс на руководящих должностях, но стоит обратить внимание на то, что разрыв является небольшим, последние десять лет соотношение женщин и мужчин на руководящих должностях составляет примерно 40:60.
Однако наличие гендерных стереотипов относительно разделения профессий на «мужские» и «женские» четко прослеживается в таких профессиональных группах: «квалифицированные рабочие с инструментом» и «рабочие по обслуживанию, эксплуатации и контролю над работой технологического оборудования, по сборке оборудования и машин», где доля мужчин составляет около 85%.
Что касается количества женщин на руководящих должностях, то Украина демонстрирует достаточно высокие показатели (40,48%), на уровне со странами-лидерами по этому критерию гендерного равенства на рынке труда: Швецией, Албанией, Польшей и США.
Самой низкой является доля женщин-менеджеров высшего и среднего звеньев в Италии (23,27%), Чехии (26,61) и Германии (28,59%). По критерию количества фирм во главе с топ менеджером-женщиной лидерами среди рассматриваемых стран являются Польша (27,8%), Эстония (22,5) и Венгрия (22,1%), что можно отследить по данным. Наименьшей является доля компаний с лидером-женщиной в Италии (15,3%) и Чехии (16,1%).
Проведенный статистический анализ демонстрирует наличие гендерных проблем на рынках труда Украины и разных стран мира, где уровень стереотипизации социально-трудовых отношений проявляется в разной степени – в зависимости от модели рынка, ментальности, традиций и тому подобное.
Проявления гендерной дискриминации на рынке труда Украины обусловлены господством в обществе ряда гендерных стереотипов, шаблонным распределением социальных ролей по признаку пола. В результате возникает немало социальных и экономических последствий в виде снижения экономической активности женщин, неполной реализации трудового потенциала страны и, как следствие, – увеличения разрыва ВВП (разницы между потенциально возможным и фактическим размером ВВП).
С целью оценки ситуации на рынке труда Украины с точки зрения гендерного дисбаланса предлагаем рассчитывать «индекс гендерного равенства» на основе метода таксономического анализа.
А также общий алгоритм определения, что предполагает формирование матрицы исходных данных нормирования выбранных показателей, формирование вектора-эталона, определение расстояния между отдельными наблюдениями и вектором эталона, расчет вспомогательных коэффициентов и показателя таксономии.
Имея положительную динамику в течение 2015-2019 гг., индекс гендерного равенства на рынке труда Украины существенно снизился в 2020 г. вследствие негативного влияния пандемии Covid-19 на экономическую активность женщин.
Сегодня Украина реализует меры по преодолению гендерных стереотипов во всех сферах и на всех уровнях общественных отношений, в частности ведется работа по укреплению нормативно-правового фундамента равных прав и возможностей всех граждан общества, независимо от их гендерного признака.
Так, 28 октября 2020 г. правительством Украины принято решение об утверждении Национального плана действий по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1325 «Женщины, мир, безопасность» на период до 2025 г., что разработан Минсоцполитики в тесном сотрудничестве с центральными и местными органами исполнительной власти, международными партнерами и 18 общественными организациями.
Резолюция Совета Безопасности ООН 1325 «Женщины, мир, безопасность», принятая Советом Безопасности ООН 31 октября 2000 г., подчеркивает важность роли женщин в предотвращении и урегулировании конфликтов, призывает обеспечивать активное участие женщин на всех уровнях принятия решений в национальных, региональных и международных институтах, в механизмах предотвращения, управления и разрешения конфликтов.
Украиной ратифицировано немало других международных документов по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин: итоговый документ специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: равенство между женщинами и мужчинами. Развитие и мир в XXI веке» (2000 г.); Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (2015 г.); Стратегия гендерного равенства Совета Европы на 2018-2023 годы (2018 г.) и другие.
В 2005 г. принят закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», которым закреплено паритетное положение женщин и мужчин во всех сферах жизни общества, сформирован национальный механизм обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, а также установлен запрет на дискриминацию по признаку пола.
В 2012 г. принят закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине», который в том числе запрещает дискриминацию по признаку пола.
В Украине принята Стратегия гендерного равенства Министерства развития общин и территорий Украины на 2021-2023 годы, которая имеет целью комплексное внедрение гендерного подхода в формировании и реализации государственных политик.
Согласно документу планируется включение гендерного компонента в бюджетный процесс, учет гендерного подхода и подхода, основанного на правах человека, при разработке стратегических и программных документов. Речь идет о процессах, относящихся к компетенции именно Минрегиона.
В 2020 г. Украина присоединилась к двум ведущим международным инициативам, целью которых является сокращение гендерного разрыва в оплате труда – «Партнерство Биарриц» по утверждению гендерного равенства и Международная коалиция за равную оплату труда (Equal Pay International Coalition, EPIC).
Министерство экономики Украины разработало проект Национальной стратегии по уменьшению гендерного разрыва в оплате труда на период до 2023 г. и планы мероприятий по ее реализации, эти документы готовятся к рассмотрению и согласованию центральными органами исполнительной власти и к общественному обсуждению.
В 2022 г. принята Государственная стратегия обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин к 2030 г. – комплексный стратегический документ, определяющий приоритетные направления действий центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, субъектов хозяйствования для уменьшения гендерного неравенства во всех сферах жизнедеятельности общества.
Однако обеспечение гендерного равенства во всех сферах жизни, в частности, в системе социально-трудовых отношений, требует дальнейшей разработки и реализации мер для трансформации шаблонного восприятия социальных ролей мужчины и женщины, преодоления всех проявлений гендерной дискриминации и стереотипов.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Результаты проведенного исследования продемонстрировали, что Украина уже сделала немало важных шагов на пути преодоления любых проявлений дискриминации по гендерному признаку.
Значение индекса гендерного равенства, рассчитанного по предложенным авторами подходам, продемонстрировали значительное негативное влияние пандемии Covid-19 на экономическую активность женщин, ограничения в работе учреждений дошкольного и школьного образования обусловили рост нагрузки по уходу за детьми, по контролю образовательного процесса.
Негативные изменения индекса гендерного равенства, в том числе индикаторов экономической активности, под влиянием внешних вызовов подчеркивают необходимость особой социальной защиты и поддержки женщин. Очевидно, что недоработанными остаются механизмы обеспечения профессиональной реализации женщин, особенно в кризисных и чрезвычайных ситуациях.
Кроме работы по преодолению гендерных стереотипов по разделению профессий на «мужские» и «женские», трансформации общественных взглядов на роль женщины и мужчины в социуме, необходима реализация мер по обеспечению гибкости и лояльности работодателей к женщине-матери как субъекту социально-трудовых отношений.
Сверхважными эти задания выдаются сегодня, когда растет социальная нагрузка на женщину по уходу за детьми и людьми пожилого возраста, прежде всего по обеспечению их безопасности. Поэтому стимулирование работодателей к созданию условий для профессиональной реализации женщин даже в таких условиях (возможность гибкого графика, работы онлайн, организация детских комнат в офисах) является актуальным.
Стоит отметить, что представленный подход расчета индекса гендерного равенства является инструментом оперативного мониторинга ситуации в системе социально-трудовых отношений, что позволит осуществить быструю консолидированную оценку преодоления и предупреждения проявлений дискриминации по половому признаку.
Авторы: М.В. Петченко, кандидат экономических наук, доцент кафедры социальных и экономических дисциплин факультета № 2, Харьковский национальный университет внутренних дел, E-mail: klk.nauka@gmail.com, ORCID: 0000-0003-1104-5717, Scopus ID: 56677844200
А.А. Глазунова, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики, Кременчугский национальный университет имени Михаила Остроградского, E-mail: bezruchko.o.a@gmail.com, ORCID: 0000-0002-1949-0754, Scopus ID: 55367739000
В.А. Гиренко, курсантка, Кременчугский летный колледж Харьковского национального университета внутренних дел, E-mail: klk.nauka@gmail.com
Т.А. Литовченко, студент, Харьковский национальный университет внутренних дел, E-mail: klk.nauka@gmail.com
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.