Голосовая революция, или как появление сервиса Clubhouse меняет ландшафт рынка социальных сетей

Еще в конце 2020 года об онлайн-сервисе Clubhouse мало кто знал. Хотя этот проект был создан в марте 2020-го, и до конца года на нем зарегистрировалось около миллиона пользователей. При этом уже в декабре среди них были известные люди: голливудские и телевизионные звезды (например, Опра Уинфри), прокуроры и чиновники. Основная аудитория сервиса в то время была сосредоточена в США.

К слову, если вам нужно разработать отличный сайт, то вы можете выбрать Digital-агентство на сайте WorkSpace.ru, например, компанию web. В качестве альтернативного варианта можно разместить свой тендер на сайте, чтобы привлечь внимание разработчиков сайтов к своему проекту.

Однако начало 2021 года подарило Clubhouse взрыв популярности. Его силу можно сравнить с активным пользованием сервисом видеоконференций Zoom в начале пандемии. На этот раз невольным амбассадором проекта стал Илон Маск, который сообщил в Твиттере, что планирует принять участие в диалоге на платформе Clubhouse и пообщаться с Владом Теневым, основателем сервиса Robinhood.

После их разговора, что состоялся 1 февраля, название этого нового сервиса почти постоянно звучит в онлайне и офлайне, в обсуждениях в других социальных сетях и даже в объявлениях на сайтах онлайн-аукционов, где продают приглашение для регистрации в Clubhouse.

Собраться, чтобы поговорить

Clubhouse – это платформа для голосового общения, доступная в виде мобильного приложения для iOS-гаджетов. Появление версии для Android ожидается в течение нескольких месяцев. Сейчас присоединиться можно по приглашению от уже зарегистрированного пользователя сервиса.

Общение в Clubhouse происходит в «комнатах». Эти запланированные диалоги анонсируются и о них сообщают на главной странице приложения. Пользователи могут присоединяться и просто слушать беседу между организатором комнаты-события и его гостями, а могут попросить слова и присоединиться к обсуждению.

Хотя Clubhouse называют социальной сетью, текстов, сообщений и фотографий в ней нет. Пользователи не могут обмениваться персональными сообщениями, а текстовые блоки в Clubhouse – это описание будущих комнат-событий и так называемое «био» – краткая информация о пользователе.

Валерия Перетятко, менеджер по коммуникациям в BWN GROUP, в своем комментарии для «Тиждня» так описала свой Clubhouse-опыт: «Мое знакомство с Clubhouse начиналось с ленты Фейсбука, где разговоры про новую платформу не утихали почти неделю. Я получила приглашение, чтобы изучить новый коммуникационный инструмент. Хотя за время пандемии люди должны были бы уставать от большого количества мессенджеров и социальных сетей – как видим, на интерес к Clubhouse это не повлияло. И он «открыл дверь с ноги» в мир коммуникаций».

По словам эксперта, разработчики чрезвычайно точно ощутили все потребности современного занятого человека. Поэтому к преимуществам проекта можно причислить простоту в подключении, полное отсутствие видео, трансляции вживую, живые беседы без прикрас. «Все это дает спикерам возможность быть откровеннее, сказать больше, чем, позируя на видео или выверяя каждое слово во время подготовки экспертной статьи», – подчеркнула Перетятко.

В свою очередь, для слушателей это возможность «прикоснуться» в реальном времени к интересным людям, задать вопросы или выразить собственную позицию.

По словам Перетятко такой формат может положительно влиять на имидж экспертов, которые продвигают личный бренд. Он позволит повысить к себе лояльность потенциальных заказчиков, партнеров. «Хотя онлайн-трансляции – это вообще не новый инструмент, но именно Clubhouse предлагает атмосферу камерности, где не надо тратить силы на видео. Все это делает платформу удобной площадкой для публичных коммуникаций», – резюмировала она.

Экосистема и клоны

Популярность новой платформы и уникальный формат коммуникации (по крайней мере, такой, который отличается от привычных фейсбук или инстаграм) привели к созданию целой экосистемы вокруг Clubhouse. К примеру, проект Ask Clubhouse – это онлайн-сервис, с помощью которого можно ставить в режиме реального времени вопросы участникам «комнат». Этот проект создал польский врач Марчин Брукевич, который хотел присоединиться к дискуссии, и не был уверен в уровне знаний  английского языка.

Еще один элемент новой экосистемы – сервис Host Notes, онлайн-доска для заметок участников обсуждений. Сразу три сервиса – ClubLink, Clubhype и short.club – сокращают ссылки на Clubhouse-события для простоты их публикации в других соцсетях. А плагин Clubpad позволяет добавить в «комнаты» дополнительные фоновые звуки.

У Clubhouse нет официального API для подключения к ее функциям. Из-за этого сторонние приложения ищут обходные пути для взаимодействия с основным продуктом, так как они не всегда безопасные и приемлемые для пользователей.

В магазинах мобильных приложений можно найти продукты для улучшения оформления Clubhouse-аватаров. Онлайн-сервис YoYo Club предназначен для организаторов событий на платформе и помогает продвигать их для заинтересованной аудитории напрямую, без уведомлений в приложении.

Появились уже и платные приложения для активных Clubhouse-пользователей. Например, мобильное приложение Direcon предлагает аналитику – это позволяет измерить число активных пользователей в Clubhouse-комнате, количество поднятых рук, продолжительность сеанса одного пользователя. Это приложение даже получило посевные инвестиции. Изначально приложение создавалось для аналитики Instagram, однако его разработчики очень быстро переориентировались на Clubhouse и уже даже предложили платную версию с расширенным функционалом стоимостью $50.

Однако у авторов Clubhouse-ориентированных приложений уже возникла серьезная проблема. У компании нет официального API (интерфейса для программистов) для подключения к ее функциям. Из-за этого сторонние Clubhouse-приложения ищут обходные пути для взаимодействия с основным продуктом, не всегда безопасным и приемлемым для пользователей. Успешность экосистемы во многом зависит от того, насколько сама платформа будет открыта к внешним инструментам и позволит ли «легальную» интеграцию с основным продуктом.

Это решение может быть определяющим и для успеха платформы в целом, ведь появление новых удобных приложений, которые расширяют функционал основного продукта, может способствовать его дополнительному успеху, сделать его полезнее для большей аудитории и обеспечить ему будущий устойчивый рост, что особенно критично для платформы с еще не сформированной окончательно бизнес-моделью.

Интерес к сервисам голосового общения возник задолго до популярности Clubhouse. Определенным прообразом новой платформы можно считать всем известный Zoom. Однако этот видео-чат стал в основном инструментом для обучения и деловой коммуникации. Пандемия и локдауны показали, что синхронная онлайн-коммуникация работает и в сложных случаях частично может заменить «живое» общение.

Тогда же, в начале 2020 года, инвесторы, стартаперы и крупные компании задумались о создании инструментов голосового общения. Собственно, тогда же и появился Clubhouse. А еще многие другие компании сообщили о начале работы над голосовыми чатами или платформами. Clubhouse-бум начала 2021 года заставил многих из них активизировать свою работу над похожими проектами.

Компания Twitter пообещала запустить сервис аудиосообщения еще осенью прошлого года. В декабре аудио-чаты Twitter Spaces были запущены для пользователей iOS-устройств, а 2 марта стали доступны и для владельцев Android-гаджетов. В целом возможности Twitter Spaces повторяют функционал Clubhouse, уникальной является функция создания закрытых голосовых комнат.

А конкурентное преимущество — доступность Twitter Spaces для экосистемы Android, которой принадлежит более 70% рынка мобильных устройств. Хотя это преимущество может быть временным, если Clubhouse сохранит свое первенство до запуска собственного официального Android-приложения.

После появления и общения в одной из комнат Clubhouse в первые дни февраля Марк Цукерберг сообщил, что Facebook создаст собственный сервис аудио-коммуникации с аудио-чатами. А уже 2 марта стало известно, что Instagram представил функцию, которая в определенном смысле клонирует идею Clubhouse. Пользователям этой платформы стала доступна возможность создания Live Rooms-комнат для прямых эфиров, которые одновременно могут вести до четырех человек.

Раньше прямые эфиры можно было ввести только вдвоем. В описании этой функции речь идет о том, что она поможет вести в инстаграме разнообразные ток-шоу или просто общаться с большим количеством друзей. Это, конечно, не полный клон Clubhouse, но одна из самых быстрых копий в истории Facebook.

Еще один клон представил известный американский инвестор и предприниматель Марк Кьюбан. Речь идет о проекте под названием Fireside, его можно описать, как Clubhouse-аналог с возможностью записывать разговор и задавать вопросы организаторам бесед в прямом эфире.

Китайская компания Xiaomi в середине февраля закрыла приложение для общения Mi Talk, а уже 19 февраля сообщила о его перезапуске как полностью нового продукта, который будет базироваться на аудио-коммуникации. В Mi Talk можно будет поговорить со специалистами на разные темы – так объяснили в Xiaomi суть этого обновления. Пользователям старого приложения придется зарегистрироваться в нем заново.

4 марта появилась информация о запуске собственного аналога компанией ByteDance, которая является разработчиком TikTok. Ее проект будет ориентирован на китайский рынок, и будет отвечать всем требованиям цензуры онлайн-контента. Если вспомнить, что Clubhouse был заблокирован в Китае из-за разговоров на «неблагонадежные» темы, то у проекта ByteDance есть немалые шансы на успех.

Интерес к аудио-сервисам проявили и россияне. Так, в последнем обновлении Telegram, анонсированном 24 февраля, появилась возможность запуска групповых голосовых чатов без отправки текстовых сообщений. Администрация этой социальной сети подчеркивает, что к такому чату может присоединиться до 200 тысяч пользователей, что значительно превосходит показатель Clubhouse с максимальным количеством слушателей его аудио-комнат в 5 тысяч.

Основатель сервиса знакомств Badoo запустил соцсеть Stereo, в которой общаться можно лишь с помощью аудио-сообщений. Предыдущая версия Stereo была представлена еще летом прошлого года. В общем Stereo — это клон Clubhouse, в котором записи могут храниться для повторного прослушивания. Кроме того, в Stereo можно создавать платные аудиостримы.

Клубный маркетинг 

Украинские бренды выходят в Clubhouse и экспериментируют с этой платформой. К примеру, на сайте уже зарегистрировались и провели свои события АТБ, «Сильпо», «Алло», «Планета кино». Так, «Сильпо» на своей фейсбук-странице анонсировала целую Clubhouse-неделю, запланировав по одному событию каждый вечер. Эту неделю компания провела в конце февраля, в голосовых комнатах она давала советы по выбору еды и вина, а еще читала предсказания из чеков и просто включала звуки из магазинов.

Пока компания ничего не сообщает о продолжении этого эксперимента. Святослав Вакарчук запланировал провести событие-анонс своего музыкального проекта «Оранжерея» в Clubhouse, его реклама активно ширится в фейсбуке со второй половины февраля.

Специалисты по цифровому маркетингу рекомендуют использовать популярность этой платформы для продвижения брендов. Они объясняют, что Clubhouse — это возможность новых связей и знакомств и лучший инструмент контроля над своим сообществом, а также платформа для получения идей о будущем контента для других социальных сетей.

Кроме того, Clubhouse — это полезный инструмент для продвижения собственного бренда. Редактор издания о стартапах и бизнесе Techcrunch Майк Бутчер считает, что попасть в хорошую Clubhouse-комнату – это как выступить на конференции: «Зачем теперь кому-то идти на конференцию – реальную или виртуальную – если можно присоединиться к обсуждению, пообщаться с людьми из своего сообщества и узнать много нового?».

Марина Дорошенко, специалист по маркетингу компании Lenovo в Украине, в разговоре с «Неделей» объяснила маркетинговые перспективы Clubhouse. «Добавлять ClubHouse в маркетинговый план компании или нет – зависит от цели, которую ставит перед собой команда. Если необходимо привлечь внимание к бренду, поймать волну внимания на хайпе (и это позволяет политика бренда) или поделиться действительно  полезным контентом – почему бы нет».

На ее взгляд, можно считать успешной коммуникации «Сильпо» в Clubhouse с чтением предсказаний на чеках, жужжанием кассовой ленты и хрустом выпечки.

Компания давала слушателям и полезный контент – советы от представителей и экспертные дискуссии. Поэтому коммуникация получилась органичной и наполненной. По словам Дорошенко, через некоторое время подобные коллаборации станут одним из вариантов монетизации популярных комнат. История других социальных сетей доказывает, что достаточное количество заинтересованной аудитории позволяет авторам зарабатывать на своем контенте.

Хотя все платформы начинали как место свободного общения. «Пока форматы рекламы в Clubhouse не разработаны, мы можем лишь предполагать, как можно интегрировать бренд, но убеждена, что варианты нас удивят», – подчеркнула эксперт.

Проблемы роста и конкуренции

Clubhouse уже столкнулась с некоторыми проблемами роста, среди которых выявленные экспертами по безопасности трудности с защитой данных, недостаточный уровень шифрования в передаче контента и даже проблемы со структурным построением приложения. К примеру, в этой новой соцсети не предусмотрена возможность отслеживания авторизаций на альтернативных устройствах.

Иначе говоря, если кто-то найдет слабое место в приложении и зайдет в Clubhouse с другого устройства, взломав аккаунт пользователя, жертва об этом не узнает, потому что эта опция не предусмотрена. Хотя она стала де-факто стандартом для других мобильных приложений, как Gmail, Facebook или Instagram. Вызывает вопросы и анонсированная эфемерность контента. Записи из Clubhouse-диалогов периодически появляются в открытом доступе в интернете.

Более того, появился даже Telegram-бот, который умеет записывать разговоры на платформе. Если вспомнить сложности в модерации такого формата, как аудио, и случаи преследований и дискриминации на платформе, то становится понятно, что будущий успех новейшей соцсети существенно зависит от того, насколько компания будет готова решать эти и другие проблемы роста.

Clubhouse и его успех показали, что конкурировать с Facebook можно и нужно, если представить что-то действительно новое, чего раньше не существовало, а не играть в еще одну его копию, но для другой аудитории. Кроме того, интерес к новейшей платформе дает надежду на появление других соцсетей.

Значение Clubhouse как успешного продукта — или кратковременного, или в далекой перспективе – заключается в несколько более глобальном аспекте, а именно в усилении общей конкуренции на рынке социальных сетей. Clubhouse продолжил и даже закрепил прошлогодний успех китайского TikTok, который показал, что с триединым монстром, возглавляемым Facebook, можно успешно бороться. Даже если этот коммуникационный цифровой гигант запустит собственный аналог видео-общения.

«Фабрика клонов» стоимостью $700 млрд. — так назвала Facebook аналитик CNN Кая Юриеф, анализируя проекты, которые крупнейшая социальная сеть создала за последние годы, или компании, которые она поглотила. Речь идет о покупке Instagram, создании копии функции «сторис» Snapchat и умного динамика Facebook Portal, очень похожего на умную колонку Amazon Echo.

С одной стороны, эти последовательные и публичные попытки клонирования вызывают вопросы о фундаментальной способности Facebook создавать собственные инновационные продукты, которые считаются жизненной силой любой технологической компании. С другой стороны, при клонировании или поглощении компания не встречала сопротивления со стороны регуляторов, что и привело к ее монопольному положению на рынке цифровых коммуникаций.

И TikTok, и Clubhouse – вероятнее всего, непреднамеренно – выбрали идеальное время для выхода на рынок. Это произошло уже тогда, когда расследование положения Facebook на рынке было завершено, и компания была признана монополистом, а регуляторы задумались о ее разделении на отдельные структуры.

Если бы TikTok или Clubhouse появились в 2015-2017 годах, то, скорее всего, Facebook купила и интегрировала бы их в свою универсальную коммуникационную платформу.

Именно поэтому создание TikTok в 2019 году и его расцвет в 2020-м, так же как и появление Clubhouse в 2020 году и ажиотаж вокруг него в 2021-м, могут означать успех для них на рынке, где всего полтора года назад никто не мог подумать о реальном конкуренте. А другие социальные сети в основном были нишевыми продуктами, которые одновременно и спокойно существовали рядом с Facebook, и не претендовали на реальную конкуренцию.

Clubhouse и его успех показали, что конкурировать с Facebook можно и нужно, если представить что-то действительно новое, чего раньше не существовало, а не играть в еще одну его копию, но для другой аудитории. Кроме того, интерес к новейшей платформе дает надежду на появление других соцсетей.

По крайней мере, инвестиционные оценки этого проекта и его превращение в единорога (стартапа по оценке, превышает $1 млрд. менее чем за год с момента создания), является сигналом для инвесторов о том, что в социальные платформы стоит вкладывать деньги. А это еще один фактор успешного развития рынка в целом и появления новых интересных проектов в будущем.

Автор: Надежда Баловсяк

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий