Государственно-частное партнерство как один из важных инструментов обеспечения устойчивого развития

Современное мировое сообщество переживает период глобализации с ее несомненными позитивами и отдельными негативами. Среди достоинств стоит отметить курс на гуманность, попытки всесторонне обеспечить основополагающие права человека, иллюстрацией чего стала разработка на уровне ООН «Целей устойчивого развития» (далее ЦУР).

Этот направленный на человека документ был поддержан большинством государств мира, в том числе и Украиной.

Задачи ЦУР достаточно серьезные, механизм их реализации обуславливается внутригосударственной спецификой. В украинском обществе прослеживается несколько направлений имплементаций ЦУР: через привлечение ресурсов государственного аппарата, через деятельность различных политических сил, через активность общественности и тому подобное. Политический, правовой и идеологический инструментарий обеспечения ЦУР является несомненным позитивом.

Однако определяющее значение, по нашему мнению, для их воплощения в жизнь имеют экономические факторы. Среди них как один из важных и реалистичных – это государственно-частное партнерство, что объединяет государство, частный сектор и гражданское общество для решения важнейших стратегических гуманистических задач. Особую актуальность приобретает в современных отечественных реалиях развитие его новых форм и создание системы политико-правовых и социальных средств обеспечения.

Цель научной работы заключается в рассмотрении важности государственно-частного партнерства, анализе его сущности, предпосылок развития; экономико-правовой характеристике ГЧП, его признаков и гуманистических составляющих; выработке обобщающего понятия; обосновании значения ГЧП в механизме реализации ЦУР; характеристике экономических позитивов ГЧП для общества и бизнеса; выяснении основных направлений развития ГЧП и средств их обеспечения.

Метод (методология). Методологической основой данного научного исследования служит система общенаучных и специально научных методов. В частности, системный метод позволяет увидеть основные характеристики ГЧП в их взаимосвязи. Метод сравнения иллюстрирует единство стратегического назначения ГЧП и ЦУР и их соотношение; диалектический метод необходим для определения еще возможных направлений и форм развития ГЧП; метод экономического анализа выявляет слабые и проблемные «места» ГЧП в современных отечественных экономических и социально-политических реалиях.

Результаты. По результатам проведенного исследования аргументирована важность развития государственного частного партнерства для утверждения ЦУР в Украине. Дано определение понятия «государственно-частное партнерство» в плоскости идеологии современной социальной экономики. Охарактеризованы его базовые основы. Акцентировано внимание на положительной значимости государственно-частного партнерства, как для общества, так и для бизнеса.

Определены основные направления и формы развития государственно-частного партнерства в нынешних отечественных экономических реалиях. Предложены дополнительные к существующим экономические и политико-правовые средства его обеспечения и поддержки.

Вступление

Гуманистически направленный курс современной Украины на реализацию всемирно признанных «Целей устойчивого развития» (далее ЦУР) побуждает к поиску путей, средств и способов их утверждения в нашей повседневной жизни. Одно из главных идеологических задач ЦУР – объединение всех составляющих общества (власти, частного сектора, гражданского общества) для решения важнейших общегосударственных стратегических вопросов.

Формой такого объединения, которая наиболее полно отвечает направленной к человеку сущности ЦУР, в украинском государстве сегодня является государственно-частное партнерство (далее ГЧП). ГЧП переживает период становления, перед ним, как немало перспектив, так и препятствий и трудностей. Поэтому научное исследование проблематики отечественного ГЧП в экономической плоскости имеет актуальный характер и практическое востребование.

Вопросы, связанные с ГЧП имеют междисциплинарный характер. Разносторонние характеристики ГЧП изучаются экономистами, юристами, политологами. Стоит вспомнить труды: А. Васильева, Л. Гриценко, Я. Жовнирчик, И. Запатрина, Е. Котова и других ученых.

Дополнительного исследования требует гуманистическая сущность ГЧП и социально направленные формы его реализации, возможные направления развития и инструменты их обеспечения.

Цель и задачи статьи

С этой целью считаем необходимым, определить термин «государственно-частное партнерство» как собственно экономическую категорию; дать экономико-правовую характеристику ГЧП; показать значение (место) ГЧП в механизме реализации ЦСЖ; выяснить экономические выгоды ГЧП для общества и бизнеса; определить основные направления развития ГЧП и средства их обеспечения.

Изложение основного материала исследования

Понятие ГЧП как экономической категории. На сегодня среди ученых и практиков, как на национальном, так и на международном уровне не существует унифицированного подхода к определению ГЧП.

Исследователями государственно-частное партнерство рассматривается как направление применения в социальной сфере; реализация стабилизационной политики государства. Также обеспечение устойчивого социально-экономического роста общества; использование ресурсов частного сектора. В частности капитала, ноу-хау, опыта. Они, в свою очередь, направлены на удовлетворение общественных потребностей в дорогах, связи, недвижимости, парках, заповедниках и других вопросах.

Зарубежные исследователи отмечают, что государственно-частное партнерство используют инвесторы, которые финансируют общественный проект, в то время, когда недостаточным является государственное финансирование.

Также считается, что государственно-частное партнерство применяется для финансирования, строительства и эксплуатации таких проектов, как общественный транспорт, сети парков, заповедников, конференц-центров и других проектов, которые являются общими в предоставлении услуг для широкого круга общественности.

Законодатель определяет ГЧП как сотрудничество между государством, территориальными общинами, Национальной академией наук Украины (государственных партнеров) и юридическими лицами (частных партнеров), осуществляется на основе договора в порядке, установленном законом, и отвечает признакам государственно-частного партнерства.

Интерпретации ГЧП имеют в своей основе подход, в соответствии с которым, определяющее назначение этого вида хозяйственной деятельности заключается в привлечении частного капитала к социально значимым сферам экономики.

По нашему мнению, ГЧП – это форма сотрудничества государства, предприятия и общественности, которая заключается в объединении экономических ресурсов, солидаризации возможных дивидендов, выгоды, рисков, ответственности с целью создания новых и модернизации действующих объектов, требующих привлечения значительных инвестиций и дальнейшего их эффективного использования.

Законом Украины «О государственно-частном партнерстве» определяются правовые, организационные и экономические основы взаимодействия государственных и частных партнеров, а также устанавливаются гарантии соблюдения прав и интересов государства и бизнеса как субъектов такого партнерства, что тем самым и обеспечивает устойчивое развитие. Основная идейная направленность этого нормативно-правового акта – правовое обеспечение новой формы комплексной и разносторонней хозяйственной деятельности.

Среди основных тенденций развития ГЧП в современных государствах, которые ярко иллюстрируют его общественно направленную сущность, хозяйствование в таких не слишком прибыльных сферах как экологическая экономика и социальное предпринимательство.

Обобщая различные подходы, можно отметить, что государственно-частное партнерство (ГЧП), как экономическая категория – это основанное на договоре долгосрочное сотрудничество между государством, территориальными общинами в лице соответствующих государственных органов и частными предприятиями.

Оно направлено на финансирование, инвестирование, проектирование, внедрение и управление объектами и услугами, осуществляется на основе равенства, справедливости, согласования интересов государственных и частных партнеров с целью получения взаимной выгоды и обеспечения высокой эффективности в деятельности, чем в случае осуществления такой деятельности государственным партнером самостоятельно.

Экономико-правовая характеристика ГЧП. Законодательство Украины ст. 4 ЗУ “О государственно-частном партнерстве” определяет следующие сферы реализации государственно-частного партнерства:

производство, транспортировка, поставка тепла, распределение и поставка природного газа;

строительство и(или) эксплуатация автострад, дорог, железных дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, мостов, дорожных эстакад, тоннелей и метрополитенов, морских и речных портов и их инфраструктуры;

машиностроение; сбор, очистка и распределение воды;

обеспечение функционирования оросительных и осушительных систем; обращение с отходами, кроме сбора и перевозки; производство, распределение и поставка электрической энергии;

предоставление социальных услуг, управление социальным учреждением, заведением;

производство и внедрение энергосберегающих технологий, строительство и капитальный ремонт жилых домов, полностью или частично разрушенных в результате боевых действий на территории проведения военных операций;

установка модульных домов и строительство временного жилья для внутренне перемещенных лиц; предоставление образовательных услуг и услуг в сфере здравоохранения;

донорство крови и/или компонентов крови, заготовка, переработка, тестирование, хранение, распределение и реализация донорской крови и/или компонентов крови.

Указанный перечень сфер деятельности не является исчерпывающим, поскольку по решению государственного партнера государственно-частное партнерство, может применяться в других сферах деятельности, кроме видов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с законом разрешается осуществлять исключительно государственным предприятием, учреждением и организацией.

Определяющим признаком ГЧП является то, что оно является основной формой экономического сотрудничества и сочетания интересов и материальных ресурсов государства и частного владельца для решения социально-значимых экономических проблем. Тем самым способствует решению основной идеи заложенной Генеральной Ассамблеей ООН в 17 ЦУР и в национальном докладе «Цели устойчивого развития: Украина».

Совместная деятельность для общего общественного блага, а не на первичную отдачу инвестиций, является еще одним из признаков ГЧП. Поэтому для инвестора основным является создание или модернизация социально важного объекта экономики, его эксплуатация с целью удовлетворения общественно значимых благ надлежащего качества. Требования к качеству таких благ, государство должно определять в соответствии с заложенными нормами в основных положениях и идеях в ЦСЖ.

ГЧП также характеризуется долгосрочностью договорных отношений между сторонами, необходимостью значительных капиталовложений, сложным механизмом возмещения материальных затрат, наличием рисков экономического и политического характера.

Сотрудничество государственного и частного секторов экономики может осуществляться в различных формах в зависимости от уровня риска и ответственности, которая ложится на них. Речь идет об общих договорах на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг; деятельность совместных предприятий; концессию и аренду (наиболее распространенные формы сотрудничества в международной практике).

Еще одной формой является модель, основанная на частной финансовой инициативе ПФИ или Private Finance Initiative (PFI). Такая модель приобрела развитие в Великобритании. На сегодняшний день, она адаптирована для применения во многих странах. Например, в Канаде, Франции, Нидерландах, Португалии, Ирландии, Норвегии, Финляндии, Австралии, Японии, Малайзии, США и Сингапуре. Она является составляющей программы реформ по предоставлению государственных услуг.

Значение (место) ГЧП в механизме реализации ЦУР. Рассматривая основные направления имплементации ЦУР в общественную практику, можно констатировать, что для их достижения все чаще используют государственно-частное партнерство. Оно, как уже отмечалось, способствует решению задач, стоящих в рамках ЦУР через объединение усилий бизнеса, власти и общества.

Идеология концессии заключается в передаче государством отдельных объектов инфраструктуры частному сектору в пользование на определенный срок, например осуществление проектирования и строительства нового объекта для последующего предоставления определенной услуги (водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, переработка отходов, транспортных услуг и прочее).

Возмещение капиталовложений в перспективе осуществляется потребителем или государством.

Европейская комиссия различает:

а) концессии договорного характера, по которым партнерство государственного и частного секторов базируется исключительно на договорных отношениях, предусматривающих гарантированное вознаграждение частному оператору за выполненную работу или предоставленные услуги от общественной организации и/или непосредственных пользователей. Такие концессии регулируются директивой ЕС о концессиях;

б) концессии институционального характера, по которым сотрудничество между государственным и частным сектором происходит в рамках определенной структуры. Эти концессии охватывают все формы совместных предприятий между государственными и частными участниками.

Успешный международный и отечественный опыт использования государственно-частного партнерства является свидетельством того, что ГЧП является инструментом партнерского, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между государством, территориальными общинами в лице соответствующих органов государственной власти. Или местного самоуправления и бизнесом, в рамках которого общие усилия направляются на реализацию проектов, которые позволяют решить важные для территориальной общины социально-экономические вопросы и реализовать цели устойчивого развития.

Сопоставляя основные характеристики ГЧП с ЦУР, можно сделать вывод об их содержательной общей направленности – обеспечения общегосударственного интереса, достижения общих социальных и общечеловеческих целей.

После одобрения «Целей устойчивого развития до 2030 г.» понимание государственного интереса приобрело глобальный стандартизированный смысл. Фактически была создана основа для разработки национальных (местных) стратегий устойчивого развития и определения критериев их успешности, которые дадут возможность измерять публичный интерес в системе координат, установленной ООН при разработке проектов ГЧП.

Важной задачей в плане достижения ЦУР является развитие инфраструктуры, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, охраны окружающей среды, надлежащей коммуникации в условиях глобальной и региональной глобализации. Развивающиеся страны испытывают потребность в дополнительных инвестициях в критическую для ЦУР инфраструктуру на уровне 2,5 трлн. долларов ежегодно.

Возможности государственных бюджетов, особенно государств с невысоким уровнем экономического развития (к сожалению это касается и Украины) в отношении капиталовложений в таких объемах ограничены. Учитывая это, существует необходимость всестороннего привлечения к участию в развитии современной инфраструктуры частного капитала.

Мировой опыт доказывает, что ГЧП в случае его умелого применения является более эффективным средством реализации инфраструктурных проектов, чем привлечение частного бизнеса в рамках государственных закупок. «ГЧП способно исправить слабость традиционной системы государственных закупок. Проекты, осуществляемые в рамках системы государственных закупок, часто превышают бюджет (почти на сумму до 60 % от общей стоимости бюджета), как правило, не выполняются вовремя и базируются на принципе «сделать и забыть».

Кроме того, как показывает международный опыт, в основе реализации проектов ГЧП лежит также достижение таких целей как:

а) развитие общественных услуг, в том числе транспортных услуг: пассажирских перевозок (аэропорты, общественный городской транспорт — автотранспорт, метро, междугородный автотранспорт, морской и речной транспорт, пассажирские терминалы в морских портах). А также социальных услуг – это строительство и содержание школ, вузов, больниц, поликлиник, стадионов, театров, библиотек, парков. Строительство помещений судов, других органов власти;

б) разгрузка бюджетов всех уровней, в том числе местных. Проекты ГЧП предполагают привлечение частного капитала, хотя не исключается прямое финансирование из государственного или местного бюджетов части проекта;

в) улучшение качества услуг;

г) привлечение новых ресурсов для реализации политики регионального развития (реализации инвестиционных проектов на местном, региональном уровнях).

В случае применения ГЧП обеспечивается эффективность частного сектора, своевременное выполнение проектов в рамках запланированного бюджета, более эффективное использование государственных бюджетов, а также содействие более эффективному управлению и долгосрочным операционным и техническим подходам в государственной инфраструктуре и предоставлении услуг.

Одна из форм участия частного сектора в достижении ЦУР – привлечение работников компаний и субъектов, входящих в производственные цепи крупных частных компаний, к участию в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли, что и является основной целью предпринимательской деятельности. Фактически создаются условия для увеличения прибыльности бизнеса. Это в свою очередь способствует достижению ряда других ЦУР, например таких, как ЦУР 1-3, 5, 8, 10, 12, 16, 17.

Экономические позитивы ГЧП для общества и бизнеса. Закрепленные на законодательном уровне правила партнерства государства и частного бизнеса в области хозяйственной деятельности являются необходимой основой для формирования действенной прозрачной системы их взаимовыгодного сотрудничества с учетом социального запроса.

Важным экономико-правовым основанием для эффективного государственно-частного партнерства, является распределение возможных рисков по результатам хозяйствования между сторонами при признании равенства частного партнера и государства, что соответствует практике развитых стран Европейского Союза, интеграция в который является одним из внешнеполитических приоритетов Украины.

Так, модернизация или строительство объектов инфраструктуры в сфере жизнеобеспечения, мировая практика иллюстрирует эффективность таких проектов именно через ГЧП. Это требует значительных финансовых и других материальных затрат и является рискованной позицией для частного инвестора, поскольку инвестор может получить отдачу и прибыль лишь в далеком будущем.

Реализовать ресурсоемкие проекты на коммерческих началах без участия и обязательств государства очень сложно – бизнес не будет вкладывать в такие проекты серьезные средства, особенно в политически нестабильном государстве, которое постоянно меняет «правила экономической игры». Поскольку в основе ГЧП лежит государственный и общегосударственные интересы, обеспечение его принадлежит, прежде всего, приоритетным задачам государства, государство должно выступать гарантом совместных проектов.

В частности, именно государство должно брать на себя политические и некоторые другие риски, риски на, которые частное предприятие не может влиять. Распределение рисков между сторонами и инструментарий их преодоления партнером, который несет ответственность за определенный риск, должны быть зафиксированы в договоре, заключенном в рамках ГЧП.

Государственно-частное партнерство действенное средство реализации социально-экономичных проектов местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и территориальными общинами. Успешные проекты ГЧП могут выступать источником дополнительного финансирования регионального развития благодаря распределению прибыли между частным партнером и местными органами.

ГЧП ослабляет нагрузку на местные бюджеты, а высвободившиеся бюджетные ресурсы могут направляться на другие важные цели, например такие, как здравоохранение и образование.

Вместе с тем ГЧП обладает рядом преимуществ, привлекательных и для частного сектора и может им инициироваться. Речь идет о совместном финансовом участии в проектах, государственных гарантиях, минимизации экономических и других рисков, перспективе длительного получения стабильной прибыли, поддержке общественности.

Однако для инициативности частного сектора необходимо, чтобы органы государственной власти, как на центральном, так и на местном уровне, убедительно иллюстрировали свои стратегические хозяйственные приоритеты, механизм их реализации и обеспечения. Государство должно гарантировать возможности возмещения инвестиций.

Интересным направлением ГЧП в достижении ЦУР является сочетание бизнес партнерства (например, в рамках деятельности бизнес-ассоциаций) с экономическими усилиями государственных субъектов. Позитив такого сотрудничества не только в высшем общем ресурсном потенциале, необходимом для инвестирования крупных проектов, но и в определенном обеспечении государством добросовестного выполнения бизнес-партнерами своих договорных обязательств.

Стоит заметить, что сотрудничество бизнеса и государства в рамках ГЧП направлено на достижение социального эффекта. Такое сотрудничество должно иметь прогрессирующий характер: больше взаимовыгодных проектов государства и бизнеса, более ощутимый социальный эффект, более высокая поддержка общественности.

Основные направления развития ГЧП и средства их обеспечения. Государственное частное партнерство в Украине переживает период своего утверждения. На этом пути существует ряд проблем и препятствий.

Специалисты обращают внимание на низкую институциональную способность государственной власти в отношении устойчивого развития и ГЧП. Инициированные частным бизнесом проекты рассматриваются с нарушением предусмотренных законодательством сроков, результативные показатели проектов не соотносятся с индикаторами, определенными государственными (местными) стратегическими документами и индикаторами, установленными Национальным докладом «Цели устойчивого развития: Украина». Наблюдается низкий уровень в системе планирования развития отраслей, городов и государства в целом.

В стране не существует ни национального, ни местных инфраструктурных планов, что делает невозможным применение программного подхода к развитию инфраструктуры, в частности такой, которая является критической для достижения ЦУР.

Не способствует успешности ГЧП и низкий уровень экономической активности населения; недоверие к органам власти и общественным организациям; неэффективная, часто сопровождаемая коррупционной составляющей, деятельность местной власти по социально-экономическому развитию территорий и регионов; низкая культура социального предпринимательства.

Опыт функционирования в экономике Украины ГЧП указывает на возможные направления его дальнейшего развития. Документом План действий для людей, планеты и процветания – «Глобальные цели устойчивого развития до 2030 года» была поставлена задача по созданию благоприятной среды для развития партнерских отношений между странами и социальными группами (государство, предприятие, общество) для обеспечения общих планетарных интересов и благ.

Установленный законом Украины «О государственно-частном партнерстве», перечень форм осуществления государственно-частного партнерства не является исчерпывающим. Это дает возможность развивать новые формы сотрудничества между государственными и частными партнерами исходя из общеизвестного принципа «разрешено все то, что прямо не запрещено законом».

Перспективной может быть форма государственно-частного и общественного партнерства, которая позволит приобщить к реализации социально-значимых проектов активную общественность.

Общественное инвестирование может сыграть весомую роль в реализации минимальных проектов на местном уровне, например на уровне территориальных общин. Этому может поспособствовать недоверие населения к отечественной банковской системе и желание вложить деньги в то, что может принести в будущем прибыль.

Успешное развитие ГЧП в современной Украине должно обеспечиваться рядом политических, правовых, экономических и идеологических гарантий. Курс украинского государства в поддержку ГЧП проявляется, прежде всего, в принятии специального закона Украины «О государственно-частном партнерстве».

Запатрина И. В. отмечает, что законодательство в сфере ГЧП в Украине в целом соответствует современным трендам и лучшим международным практикам, в частности:

позволяет реализовывать проекты создания (модернизации) критической для достижения ЦУР инфраструктуры и может быть примененным для интегрирования новой генерации ГЧП, ориентированной на человека;

содержит четкую и прозрачную процедуру рассмотрения и оценки проектов, которые планируется реализовать на условиях ГЧП, в том числе инициированных частным бизнесом;

предусматривает целый ряд форм государственной поддержки осуществления ГЧП, которые могут стать основой для применения в Украине таких инновационных механизмов как совместное финансирование, облигации социального влияния и влияние на развитие;

дает возможность применять стимулирующие меры для привлечения частного бизнеса к реализации проектов, направленных на достижение национальных индикаторов ЦУР. Итак, мы можем констатировать наличие политико-правовой поддержки ГЧП со стороны государства.

Органы государственной власти, ответственные за реализацию политики устойчивого развития в экономической, социальной и экологической сфере должны предусмотреть источники и объем финансирования стратегических проектов в области ГЧП.

Для обеспечения финансирования со стороны частного сектора должен формироваться режим поощрения инвестиций и внедрения новых инновационных моделей привлечения бизнеса в инфраструктуру, формированием мотивационных условий.

Поскольку ГЧП для частника очень часто сопряжено с финансовыми рисками, важно развивать механизм его государственной поддержки, от общего, как желанного экономического явления, до каждого конкретного проекта.

Для выполнения задач ЦУР важно обеспечить активное участие граждан и предпринимательского сообщества в идеологической поддержке ГЧП. Здесь весомую роль должно сыграть информационное обеспечение ГЧП.

Информационно-аналитическое обеспечение должно базироваться на применении комплексного подхода, сочетании данных различных информационных источников, осуществлении углубленных исследований по ключевым вопросам; идентификации и оценке рисков и факторов влияния на качество и уровень жизни населения, экономическое развитие, социальную стабильность и экологическую безопасность.

Для этого должна быть внедрена система постоянного мониторинга эффективности ГЧП, непрерывного наблюдения за состоянием внедрения определенных мероприятий в рамках ГЧП и постоянного оценивания их последствий.

Успешность реализации проектов ГЧП должна обуславливаться комплексом мероприятий и на местном уровне, среди которых:

политическая воля и готовность поддерживать применение ГЧП на местном уровне для решения задач экономического и социального развития территории;

наличие стратегии развития территориальной общины, в которой определены приоритетные направления развития с учетом потребностей населения конкретной территории и учитывать ее сильные и слабые стороны;

определение пилотных проектов для реализации на условиях ГЧП, которые не требуют значительных ресурсов для воплощения, что позволит МОВВ/ОМС постепенно наработать опыт использования такого механизма и избежать рисков неисполнения договора;

формирование институциональной способности реализации проектов ГЧП, создание МОВВ/ОМС команд специалистов (функциональной группы по подготовке и реализации проектов ГЧП, отдельного подразделения, постоянной комиссии, и т. п.). В полномочия их будет отнесено сопровождение проектов ГЧП со стороны государственного партнера, что, в свою очередь, станет началом формирования профессиональной группы специалистов в области ГЧП на местном уровне;

консультационная поддержка подготовки и внедрения пилотных проектов.

Утверждение идеалов ГЧП зависит, прежде всего, от системы средств во всесторонней поддержке, о которых говорилось выше. По нашему мнению, целесообразно также разработать и справедливые принципы и правила ответственности возможных субъектов ГЧП – государства, территориальных образований, местных общин, бизнеса и гражданского общества.

Представители отечественной общественности наработали сегодня комплекс организационных «шагов», призванных содействовать ГЧП.

Среди них можно выделить такие, как создание специального налогового и других режимов для инвесторов в социальном предпринимательстве и социальном бизнесе. Использование потенциала гражданского общества в процессе социально-экономического развития регионов; формирование коалиций общественных организаций и заключение партнерских соглашений с органами власти и местного самоуправления по участию в процессах социально-экономического развития региона.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Подытоживая, можем констатировать, что государственное частное партнерство как экономическая категория – это основанное на договоре долгосрочное сотрудничество между государством, территориальными общинами в лице соответствующих государственных органов и частных партнеров.

Оно направленное на финансирование, инвестирование, проектирование, внедрение и управление объектами и услугами, осуществляется на основе равенства, справедливости, согласования интересов государственных и частных партнеров с целью получения взаимной выгоды и обеспечения более высокой эффективности в деятельности, чем в случае осуществления такой деятельности государственным партнером самостоятельно.

Определяющим признаком ГЧП является то, что оно является основной формой экономического сотрудничества и сочетания материальных ресурсов государства и частного собственника для решения социально-значимых экономических проблем. В этом собственно проявляется его гуманистический, направленный на человека центрический характер. ГЧП действенное средство реализации социально-экономичных проектов местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и территориальными общинами.

Государственное частное партнерство в Украине переживает период своего утверждения. Время в развитии его новых форм и направлений содержательной хозяйственной деятельности. Залогом отечественного государственно-частного партнерства должен служить комплекс политических, правовых, экономических и идеологических средств и гарантий.

Богданна Косович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики предприятия, Львовский национальный университет имени Ивана Франко

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 30, №4 (2020) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий