Информация Министерства финансов Украины о выполнении государственного бюджета за 2020 г.

2020 год был годом тяжелых испытаний и новых вызовов для Украины.

Распространение с начала 2020 года пандемии, вызванной острой респираторной болезнью COVID-19, обусловило развертывание карантинных мероприятий в мире и Украине, которые привели к ограничению деловой активности, временной приостановке работы бизнеса и его частичного освобождения от налогообложения, ухудшили потребительские настроения и конъюнктуру на мировых товарных и финансовых рынках.

Как результат, выполнение бюджетных показателей в первые месяцы 2020 года было крайне низким. Однако уже в апреле 2020 года, по инициативе правительства, Верховная рада Украины приняла коренные изменения в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год».

Это позволило сбалансировать бюджет и осуществлять первоочередное финансирование скорректированных приоритетов государственной политики, в частности, расходов из созданного Фонда борьбы с COVID-19, дополнительных расходов на здравоохранение, образование и своевременно и в запланированных объемах оказывать социальную поддержку населению во время введения ограничительных мер.

В целом, по итогам 2020 года, благодаря взвешенной и последовательной политике правительству удалось достичь выполнения бюджетных показателей в запланированных законом объемах. При этом доходы государственного бюджета были даже перевыполнены сверх плановых объемов. Дефицит государственного бюджета в 2020 году удержан в рамках предельного показателя, утвержденного законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год».

Макроэкономические условия выполнения бюджета

Ключевым вызовом для отечественной экономики в 2020 году стало распространение пандемии COVID-19. Введенные жесткие карантинные меры в течение марта – мая 2020 года предусматривали фактический запрет деятельности предприятий ряда видов экономической деятельности (прежде всего – транспорта и сферы услуг), что негативно повлияло на экономическую динамику в первой половине 2020 года.

В результате роста уровня неопределенности произошло ухудшение деловых и потребительских настроений, что негативно повлияло на уровень потребления и инвестиций. Вследствие влияния пандемии на мировую экономику существенному сокращению подвергся и внешний спрос.

С целью актуализации прогноза в условиях негативного влияния на развитие мировой и отечественной экономики и кризисными явлениями, вызванными возникновением и распространением коронавирусной болезни COVID-19, принято постановление Кабинета министров Украины от 29 марта 2020 года №253 «О внесении изменений в постановления Кабинета министров Украины».

Также постановление от 15 мая 2019 г. №555 «Об одобрении основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2020 год». Показатели уточненного макропрогноза были учтены при внесении изменений в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год».

Последствия карантинных ограничений и резкого сокращения спроса в виде сокращения экономической активности начали проявляться уже в I квартале 2020 года и достигли своего пика во II квартале 2020 года. По мере ухода от жестких карантинных мер в начале II полугодия 2020 года экономика начала быстро восстанавливаться. Основными драйверами экономического восстановления стали внутренний потребительский спрос на фоне повышения заработной платы и улучшения внешнего спроса на товары отечественного экспорта в условиях повышения цен на основное сырье.

Таким образом, украинской экономике удалось завершить 2020 год с меньшими потерями, чем это ожидалось большинством экспертов в начале пандемии. По оценке Минэкономики, на базе квартальной отчетности Госкомстата реальный объем ВВП по итогам 2020 года сократился на 4,2% против прогноза на уменьшение на 4,8%, учтенном при внесении изменений в бюджет.

Также отечественная экономика продемонстрировала более высокую устойчивость к воздействию внешних факторов, чем во время предыдущих кризисов. Фактический курс гривны к доллару США, хотя и девальвировал по итогам года на 4,3% (в среднегодовом расчете), оказался более крепким, чем было учтено в предположениях измененного прогноза. Этому способствовало улучшение внешнеторгового сальдо из-за сокращения экспорта меньшими темпами, чем было учтено в прогнозе и более быстрого падения импорта.

Со своей стороны умеренные показатели девальвации гривны позволили избежать возникновения существенного инфляционного давления, и, по итогам 2020 года, потребительская инфляция находилась по центру целевого коридора НБУ и была существенно ниже, чем это предполагалось во время уточнения прогноза.

Умеренная инфляция и рост номинальных заработных плат, поддержанный повышением минимальной заработной платы до 5 тыс. грн. с 1 сентября, обусловили существенный рост реальной заработной платы по итогам 2020 года, тогда как во время просмотра прогноза ожидалось ее сокращение.

Среднемесячная номинальная заработная плата штатного работника за 2020 год выросла на 10,4% по сравнению с 2019 годом, и составила 11591 гривну, что в 2,4 раза выше уровня средневзвешенной минимальной заработной платы (в расчетах изменений в бюджет учтен прогноз средней зарплаты в сумме 10706 гривен).

Восстановление потребительского спроса во второй половине 2020 года способствовало росту оборота розничной торговли, который по итогам года увеличился на 8,4%.

Также наблюдался рост индекса строительной продукции в 2020 году на 4 процента на фоне роста строительства инженерных сооружений на 14,8%. Этому способствовало увеличение расходов на развитие инфраструктуры за счет бюджетных средств.

В то же время транспортная сфера восстанавливалась более медленно, что обусловлено, прежде всего, ограничениями для пассажирского транспорта в условиях эпидемических зонирований внутри страны и усилением карантинных ограничений в мире. По итогам 2020 года, пассажирооборот сократился на 53,9%.

Грузооборот сократился на 14,3%, прежде всего вследствие уменьшения грузооборота трубопроводным транспортом на 33,7%.

По предварительным данным Госстата, объемы производства промышленной продукции в 2020 году уменьшились на 5,2% к предыдущему году. Указанная динамика стала следствием значительного сокращения как внутреннего спроса, в частности, инвестиционного (производство инвестиционных товаров в 2020 году сократилось на 21,6%), так и внешнего. Сокращение спроса на конечную продукцию через систему межотраслевых связей обусловило сокращение товаров промежуточного потребления на 4,1%.

Среди основных видов деятельности наибольшее сокращение наблюдалось в обрабатывающей промышленности – на 6,9%, в то время как добывающая промышленность сократилась на 3,1%, а поставки электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха – на 1,3%.

В перерабатывающей промышленности, по итогам 2020 года, наибольшее сокращение продемонстрировало машиностроение – минус 18,5% (из-за сокращения инвестиционного спроса); производство мебели и прочей продукции, ремонт, монтаж машин и оборудования – на 11,5%; металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования – на 9,1% (из-за ухудшения мировой конъюнктуры).

По данным Минэкономики, в 2020 году собрано 65,4 млн. тонн зерна, что почти на 10 млн. тонн ниже объемов сбора 2019 года, из-за ухудшения урожайности вследствие сложных погодных условий. Сельскохозяйственное производство в 2020 году продемонстрировало сокращение на 11,5% на фоне снижения индекса продукции растениеводства на 13,9%.

Сужение собственных ресурсов предприятий (прибыль прибыльных предприятий за январь – сентябрь 2020 года уменьшилась на 9,5%, и составила 411,8 млрд. грн., убытки выросли в 2,8 раза и составили 318,5 млрд. грн.), ограниченность доступа к финансовым ресурсам и негативные ожидания привели к уменьшению объема капитальных инвестиций в течение девяти месяцев 2020 года на 35,4% и составили 268,0 млрд. гривен.

Распространение пандемии COVID-19 и введение карантинных мероприятий в течение 2020 года повлияло и на характер инфляционной динамики. Если в первой половине 2020 года под влиянием резкого сокращения потребительского спроса инфляция замедлилась и вышла за нижнюю границу среднесрочной инфляционной цели (до 1,7% в мае к соответствующему месяцу предыдущего года), то уже в конце 2020 года потребительская инфляция вернулась к центральной точке целевого диапазона в 5% ± 1 процентный пункт.

Основными факторами, повлиявшими на рост потребительских цен в конце года, были усиление давления со стороны цен на продукты питания, определенное ослабление в IV квартале 2020 года обменного курса гривны, что привело к росту цен на непродовольственные товары. А также рост мировых цен на сырьевые товары, в том числе энергоносители, которые Украина импортирует.

Индекс цен промышленной продукции, по итогам 2020 года, вырос на 14,5% в расчете декабрь к декабрю предыдущего года, тогда как во время расчетов изменений в бюджет был учтен прогноз его роста на 12%.

Ускорение уменьшения инфляционного давления в I полугодии 2020 года и необходимость стимулирования экономики в условиях высокой неопределенности относительно дальнейшего влияния пандемии COVID-19 создало предпосылки для снижения учетной ставки НБУ с 11% (с 31 января 2020 года) до 6% (с 12 июня 2020 года), что сейчас является самым низким историческим уровнем.

По итогам 2020 года платежный баланс был сведен с профицитом в 2 млрд. долл. против профицита в 6 млрд. долл. в 2019 году. Профицит текущего счета платежного баланса в 2020 году составил 6,6 млрд. долл. по сравнению с дефицитом в 4,1 млрд. долл. в 2019 году.

Объем поступлений по статье «Оплата труда» из-за рубежа в 2020 году уменьшился по сравнению с 2019 годом на 5,3% и равнялся 12,8 млрд. долл.

Пандемия COVID-19 сильно повлияла на импорт товаров и услуг, он сократился на 18,1% (в 2019 году был соответствующий рост на 7,8%). Сокращение экспорта товаров и услуг составило 4,6% (в 2019 году был соответствующий рост на 7,4%).

Экспорт товаров в 2020 году составил 45,2 млрд. долл. и уменьшился на 2 процента из-за снижения экспорта черных и цветных металлов и изделий из них на 12,1% (удельный вес в экспорте составляет 19,5%), машин, оборудования – на 1,5%, древесины – на 1,1%, продовольственных товаров – на 1,1%.

Годовой рост наблюдался в экспорте минеральных продуктов – на 12,7%, продукции химической промышленности – на 6,3%, продовольственных товаров и сырья для их производства – на 0,3% (удельный вес в экспорте составляет 49,1%). Экспорт в страны ЕС уменьшился на 1,9 млрд. долл., или на 10,9%. Доля стран ЕС в общем экспорте уменьшилась и составила 33,8% (в 2019 году – 37,1%).

Объем импорта товаров в 2020 году составил 51,5 млрд. долларов. Он уменьшился на 14,7% за счет снижения импорта минеральных продуктов — на 40,6%. Машин, оборудования, транспортных средств и приборов – на 10,1%. Черных и цветных металлов – на 14,1%. Импорт продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился на 13,4%. Удельный вес в импорте составляет 12,5%.

По данным Госстата, в 2020 году наибольшую долю в географической структуре, как экспорта, так и импорта товаров в разрезе стран занимал Китай (14,5% и 15,4% соответственно). Экспорт товаров в Китай по итогам 2020 года увеличился почти в 2 раза.

Динамика обменного курса гривны в течение 2020 года находилась под влиянием разнонаправленных ситуативных факторов, которые в основном компенсировали друг друга. Однако в определенные периоды времени курсовая волатильность увеличивалась. Вместе с тем даже в самый острый период коронакризиса (март – апрель 2020 года) волатильность обменного курса гривны к доллару США находилась в диапазоне, который является типичным для стран с режимом плавающего обменного курса (2 – 15%).

По итогам 2020 года, фактический обменный курс составлял 27 грн. за доллар США, тогда как во время внесения изменений в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» было учтено предположение относительно среднегодового курса на уровне 30 грн. за доллар США.

В результате пандемии COVID-19 макроэкономические условия 2020 года существенно изменились по сравнению с предыдущими годами. Фактически более прочный курс, меньшая инфляция, более низкие объемы импорта товаров и услуг, чем это было учтено в изменениях к макроэкономическому прогнозу, способствовали пост-шоковому восстановлению экономики и положительно отразились на благосостоянии населения, хотя в то же время негативно влияли на доходы бюджета по сравнению с плановыми показателями.

Параметры бюджета 2020 года и его корректировка 

Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» 14 ноября 2019 года были утверждены следующие показатели: доходы в сумме 1095,6 млрд. грн., расходы – в сумме 1182,0 млрд. грн. Предельный размер дефицита государственного бюджета – в сумме 94,3 млрд. грн., или 2,1% ВВП (в расчетах учтен прогнозный объем номинального ВВП в сумме 4510,8 млрд. гривен).

Стремительное развертывание вспышки заболеваемости COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, ее затяжная продолжительность и негативный эффект на все сферы жизнедеятельности обязывали правительство оперативно реагировать, прилагать все усилия и предпринимать необходимые меры для обеспечения стабилизации макроэкономической ситуации. Как результат, в течение 2020 года Верховная рада Украины неоднократно принимала изменения в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год».

Так, наиболее существенные изменения в закон о бюджете внесены 13 апреля 2020 года. Согласно ним по сравнению с утвержденным бюджетом, доходы государственного бюджета были сокращены на 119,7 млрд. грн. до 975,8 млрд. грн. Расходы государственного бюджета увеличены на 84,4 млрд. грн. до 1266,4 млрд. грн. А дефицит государственного бюджета вырос до 298,4 млрд. грн., или до 7,49% в ВВП (в расчетах учтен прогнозный объем номинального ВВП в сумме 3985,5 млрд. гривен).

Также был создан в составе госбюджета Фонд борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и ее последствиями в объеме 64,7 млрд. грн., средства которого в течение 2020 года направлялись на первоочередные и приоритетные направления по противодействию распространению коронавируса.

Кроме того, отдельно были предусмотрены дополнительные расходы в объеме 15,8 млрд. грн. для доплат к заработной плате медработникам.

С целью создания этого фонда были пересмотрены расходы по ряду бюджетных программ по их актуальности, первоочередности и приоритетности. В частности, сокращены расходы на:

— направления капитального характера;

— оплату труда работников для отдельных органов исполнительной власти;

— командировки в органах государственной власти;

— проведение различных спортивных, культурных мероприятий;

— выплату льгот и жилищных субсидий гражданам;

— функционирование Государственного фонда регионального развития;

— поддержку и развитие объединенных территориальных общин;

— функционирование Фонда энергоэффективности;

— выплату некоторых видов пособий, компенсаций, денежного обеспечения и оплату услуг отдельным категориям населения (перенесен срок введения повышенных размеров некоторых социальных выплат с 1 января на 1 июля 2020 года);

— субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на проведение выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских глав;

— осуществление статистических наблюдений.

Кроме того, был увеличен на 3,0 млрд. грн. объем резервного фонда на осуществление непредвиденных мероприятий, которые в соответствии с законами могут осуществляться за счет средств бюджета, но не имеют постоянного характера и не могли быть предусмотрены во время составления проекта бюджета.

Также были учтены дополнительные расходы, в частности, на:

– финансовое обеспечение выплат пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, назначенных по разным пенсионным программам, и дефицита средств Пенсионного фонда в сумме 29,7 млрд. грн.;

— обслуживание государственного долга в сумме 3,3 млрд. грн.;

— реструктуризацию угольной отрасли (оплата труда шахтерам) в сумме 1,6 млрд. грн. и тому подобное.

В то же время не были сокращены расходы, направленные на обеспечение обороны и безопасности государства, поддержку АПК, дорожную инфраструктуру и отдельные социальные расходы, в частности, на:

жилье и помещения для развития семейных и других форм воспитания, приближенных к семейным и обеспечение жильем детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки;

помощь внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание;

соцзащиту граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;

государственную поддержку лицам с особыми образовательными потребностями и тому подобное.

Среди других важных изменений в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» следует отметить следующее:

– с 03 июля 2020 года увеличен на 2 млрд. грн. объем резервного фонда государственного бюджета с целью обеспечения финансирования мероприятий по нейтрализации негативных последствий июньского наводнения в западных областях Украины и предотвращения возникновения других чрезвычайных ситуаций;

– с 13 июля 2020 года увеличен на 1,3 млрд. грн. объем расходов бюджетных программ, связанных с подготовкой и проведением очередных и первых местных выборов, а также промежуточных выборов народного депутата Украины в одномандатном избирательном округе № 208 (Черниговская область);

– с 17 сентября 2020 года увеличен на 2,2 млрд. грн. объем расходов Государственному агентству автомобильных дорог Украины на улучшение состояния автомобильных дорог общего пользования государственного значения, строительство, капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог местного значения и мостовых переходов.

В общем, с учетом одобренных в течение 2020 года Верховной радой Украины изменений в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год», плановые показатели доходов государственного бюджета составляли 1022,1 млрд. грн., расходов – 1312,6 млрд. гривен. При этом предельный объем дефицита государственного бюджета по сравнению с принятыми изменениями от 13 апреля 2020 года не изменился и составил 298,4 млрд. гривен.

Выполнение бюджетных показателей

Доходы. В Государственный бюджет Украины в 2020 году поступило 1076 млрд. грн., что на 77,7 млрд. грн., или на 7,8% больше, чем в 2019 году.

Доходы государственного бюджета составили 105,3% годового показателя, утвержденного Верховной радой Украины с изменениями. Перевыполнение годового утвержденного показателя составило 54,0 млрд. гривен. Уровень выполнения годового плана с учетом изменений, внесенных распорядителями средств государственного бюджета, по специальному фонду (преимущественно из-за увеличения годовых показателей по собственным поступлениям бюджетных учреждений) составил 100,8%. На выполнение доходной части государственного бюджета в 2020 году влияли следующие основные факторы:

— стремительное распространение пандемии острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и ограничения, введенные для борьбы с ней;

— рост средней заработной платы на 10,4% и уменьшение среднесписочной численности работников на 1,3% в 2020 году;

— повышение эффективности администрирования налогов и сборов, совершенствование работы системы мониторинга соответствия налоговых накладных критериям оценки степени рисков;

— уменьшение в 2020 году остатка не возмещенных сумм НДС на 9,1 млрд. грн. до 18,3 млрд. грн. по состоянию на 01 января 2021 года;

— ежегодное 20-процентное увеличение специфической ставки акцизного налога с табачных изделий и сокращение производства табачных изделий на 5% за 2020 год;

— снижение на 9,5% прибыли прибыльных предприятий в январе–сентябре 2020 года и однократное поступление налога на прибыль предприятий от НАК «Нафтогаз Украины» вследствие получения от ОАО «Газпром» компенсации во исполнение решения Стокгольмского арбитража;

— поступления от уплаты дивидендов акционерным обществом «Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины», в том числе вследствие получения от ОАО «Газпром» компенсации во исполнение решения Стокгольмского арбитража;

— падение объемов добычи природного газа и нефти соответственно на 2,2% и на 2,4%;

— ослабление против 2019 года среднего официального обменного курса гривны к доллару США и евро соответственно на 4,3% и 6,3%, при этом фактический обменный курс оставался более крепким, чем учтен в бюджете;

— уменьшение объемов импорта и экспорта товаров по данным Национального банка Украины соответственно на 14,7% и на 2,0%.

Доходы общего фонда государственного бюджета за 2020 год по сравнению с 2019 годом снизились на 0,3%, или на 2,2 млрд. грн. до 877,6 млрд. гривен.

Уровень выполнения годового показателя, утвержденного Верховной радой Украины, с изменениями, по общему фонду государственного бюджета составил 102,2%, перевыполнение – 18,9 млрд. грн., в том числе за счет:

перевыполнений показателей:

— налога на добавленную стоимость в сумме 10,5 млрд. грн.;

— акцизного налога в сумме 6,0 млрд. грн.;

— налога на доходы физических лиц в сумме 6,0 млрд. грн.;

и недовыполнений показателей:

– налога на прибыль предприятий в сумме 2,4 млрд. грн.;

– части чистой прибыли (дохода) хозяйственных организаций и дивидендов, начисленных на акции, в сумме 1,5 млрд. гривен.

Издержки. В 2020 году финансирование расходов государственного бюджета осуществлялось в соответствии с утвержденными законом о бюджете и его показателями.

Несмотря на сложные макроэкономические условия, благодаря взвешенной и последовательной бюджетной политике правительства удалось по итогам 2020 года аккумулировать достаточный объем ресурса для обеспечения финансирования всех необходимых защищенных статей расходов.

Расходов на национальную безопасность и оборону, расходов на обслуживание государственного долга, расходов из Фонда борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, направленных на поддержку населения и преодолений последствий пандемии, а также ряд других расходов, которые способствовали развитию экономики и благосостояния граждан.

Кассовые расходы государственного бюджета Украины за 2020 год проведены в объеме 1288 млрд. грн., что соответствует 98,1% годового показателя, утвержденного Верховной радой Украины с изменениями. Уровень выполнения годового плана с учетом изменений, внесенных распорядителями средств государственного бюджета по специальному фонду, составил 95%.

В 2020 году по сравнению с 2019 годом расходы государственного бюджета выросли на 212,9 млрд. грн., или на 19,8%. Недовыполнение годового утвержденного показателя обусловлено экономией расходов на обслуживание долга через эффективное управление государственным долгом, финансирование расходов в соответствии с фактически зарегистрированными обязательствами.

За 2020 год кассовые расходы общего фонда государственного бюджета выполнены в объеме 1099,2 млрд. грн., что составляет 96,6% от годового показателя, утвержденного Верховной радой Украины с изменениями. Против 2019 года расходы общего фонда государственного бюджета выросли на 146,2 млрд. грн., или на 15,3%.

В 2020 году на национальную безопасность и оборону государства направлен общий ресурс в сумме 249,1 млрд. грн., что на 31,1 млрд. грн. больше по сравнению с 2019 годом.

Расходы государственного бюджета на обслуживание государственного долга (по функциональной классификации расходов) в 2020 году составили 119,7 млрд. грн., что на 0,5 млрд. грн., или на 0,4% больше чем в 2019 году. Экономия расходов на обслуживание долга в сумме 16,1 млрд. грн. объяснялась в основном отклонением фактического курса иностранных валют к гривне от прогнозных показателей, которые закладывались в проекте государственного бюджета на 2020 год.

Расходы на выплату заработной платы и начислений для работников бюджетной сферы в 2020 году составили 240,5 млрд. грн., что на 30,5 млрд. грн., или на 14,5% больше чем в 2019 году. Рост соответствующих расходов связан с повышением минимальной заработной платы, окладов в соответствии с Единой тарифной сеткой. Так, размер должностного оклада работника первого тарифного разряда Единой тарифной сетки составлял: с 1 января – 2 102 грн., с сентября – 2 225 гривен.

Пенсионное обеспечение в 2020 году осуществлялось в соответствии с нормами действующего законодательства своевременно и в полном объеме. За 2020 год кассовые расходы государственного бюджета для перечисления трансфертов в Пенсионный фонд составили 202,3 млрд. гривен.

Минимальный размер пенсии в 2020 году составил 1680,0 грн., что на 143 грн. больше чем в 2019 году. По состоянию на 01 января 2021 года средний размер пенсионных выплат составлял 3507 грн., что на 424 грн. больше, чем по состоянию на 01 января 2020 года. Также в 2020 году продлено осуществление индексации пенсий граждан и введена ежемесячная компенсационная выплата в размере 500 грн. пенсионерам, которым исполнилось 80 лет и более.

Расходы на реализацию указанных мероприятий осуществлялись в рамках средств, которые были предусмотрены в государственном бюджете и в бюджете Пенсионного фонда Украины на 2020 год. Для обеспечения надлежащей социальной защиты каждого гражданина Украины в 2020 году осуществлено поэтапное повышение размеров прожиточного минимума с 01 июля и с 01 декабря. По сравнению с 2019 годом размеры прожиточного минимума на одного человека выросли декабрь к декабрю предыдущего года на 8% до 2189 гривен.

Так, прожиточный минимум для основных социальных и демографических групп населения вырос декабрь к декабрю предыдущего года и составил:

для детей в возрасте до 6 лет — на 142 грн. до 1 921 грн.;

детей в возрасте от 6 до 18 лет — на 177 грн. до 2 395 грн.;

трудоспособных лиц – на 168 грн. до 2270 грн.;

лиц, утративших трудоспособность, — на 131 грн. до 1769 гривен.

С целью совершенствования управления бюджетными расходами социальной направленности, в 2020 году Минсоцполитики переданы расходы, что в 2019 году осуществлялись за счет соответствующих субвенций из государственного бюджета местным бюджетам. В частности, на предоставление льгот и субсидий на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, которые включены в состав программы на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также на выплату государственных социальных пособий.

Кроме того, на выплату государственных социальных пособий в 2020 году направлено 58,8 млрд. грн., что на 3 млрд. грн. больше чем в 2019 году. В 2020 году на обеспечение выплаты пособий на детей физическим лицам – предпринимателям, которые выбрали упрощенную систему налогообложения и относятся к первой и второй группам плательщиков единого налога, за счет средств, которые выделены из Фонда борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и ее последствиями, направлено 1,3 млрд. гривен.

Фонд борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19 

Изменениями в бюджет от 13 апреля 2020 года создан Фонд борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, в объеме 64,7 млрд. гривен.

До конца 2020 года изменениями в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 03 июля 2020 года №751-IX, от 13 июля 2020 года №757-IX, от 17.11.2020 №1006-IX, постановлением Кабинета министров Украины от 22.07.2020 №623 и распоряжением Кабинета министров Украины от 14.12.2020 №1563 плановый объем этого фонда был увеличен до 80,9 млрд. грн. Из которых 72 млрд. грн. – объем средств по общему фонду государственного бюджета и 8,9 млрд. грн. – по специальному фонду государственного бюджета.

Объем выделенных средств из этого фонда в соответствии с принятыми решениями Кабинета министров Украины в 2020 году составил 78,4 млрд. грн., в том числе по общему фонду 72 млрд. грн. (фактически использовано – 63,7 млрд. грн.), специальному фонду – 6,4 млрд. грн. (фактически использовано – 2,8 млрд. гривен).

Крупнейшими получателями средств были:

Государственное агентство автомобильных дорог Украины – 26,2 млрд. грн. (фактически использовано 25,7 млрд. грн., или 98,3%). Средства направлены на развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования государственного значения;

Министерство здравоохранения Украины – 21,8 млрд. грн. (фактически использовано в общем фонде 17,8 млрд. грн. с 20,4 млрд. грн., или 86,8%, по специальному фонду выделены 1,4 млрд. грн., которые не использованы).

Средства направлены для закупки аппаратов искусственной вентиляции легких, средств индивидуальной защиты, оборудования для приемных отделений опорных учреждений здравоохранения в госпитальных округах, для повышения надбавок и доплат к заработной плате медикам и другим работникам, которые лечат больных COVID-19, на обеспечение подачей кислорода учреждений здравоохранения, для закупки вакцин и др.;

Министерство социальной политики Украины – 11,8 млрд. грн. (фактически использовано по общему фонду 4 млрд. грн. с 6,8 млрд. грн., или 59,8%, по специальному фонду – 2,8 млрд. грн. с 5 млрд. грн., или 55,5%).

Средства направлены для обеспечения страховыми выплатами по временной нетрудоспособности, осуществления выплат членам семей умерших вследствие заболевания на COVID-19 медиков, предоставления помощи на детей физическим лицам – предпринимателям, предоставление единовременной материальной помощи застрахованным лицам, в связи с потерей доходов в случае полного запрета сферы их деятельности во время карантина;

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины – 10,7 млрд. грн. (фактически использовано 8,8 млрд. грн., или 82,1%). Средства направлены для выплаты пособия по безработице, единовременной компенсации субъектам хозяйствования на уплату единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, выплаты единовременной материальной помощи субъектам хозяйствования.

Бюджетная децентрализация и ее результаты. Межбюджетные трансферты

За шесть лет реформирования бюджетной системы в контексте децентрализации достигнуты важные результаты – укреплена финансовая способность местных бюджетов, обеспечено предоставление качественных общественных услуг потребителям благодаря расширению расходных полномочий органов местного самоуправления.

Реформа межбюджетных отношений и изменения налогового законодательства способствовали повышению уровня финансового обеспечения местных бюджетов и обеспечили формирование новых прогрессивных отношений в управлении бюджетными ресурсами, а также создали условия для мотивации органов местного самоуправления к наращиванию доходной базы местных бюджетов.

Так, в общий фонд местных бюджетов за 2020 год поступило 289,9 млрд. грн., или 98,5% к годовому объему поступлений, утвержденному местными советами. По сравнению с 2019 годом поступления выросли на 15,0 млрд. грн., или на 5,4%.

Положительным аспектом реформы межбюджетных отношений является увеличение инвестиционных ресурсов местных бюджетов. В 2020 году объем капитальных расходов составил 98,6 млрд. гривен. Доля капитальных расходов в общем объеме расходов местных бюджетов (в общем и специальном фонде вместе взятых) увеличилась против 2019 года на 3,0% и составила 20,6%.

Для сравнения: в 2018 году доля капитальных расходов составила – 16,0%, в 2016 — 2017 годах – 15%, в 2015 году – 11,5%, а в 2013 — 2014 годах – составила только 6,5% и 6,2% соответственно.

В целом за 2020 год правительство обеспечивало выполнение всех обязательств согласно бюджетному законодательству, в частности, в части перечисления межбюджетных трансфертов. За 2020 год из Государственного бюджета Украины в местные бюджеты перечислено трансфертов на общую сумму 161 млрд. грн., в том числе трансфертов из общего фонда – 136,6 млрд. грн., из которых:

– субвенции социальной защиты – 27,5 млрд. грн.;

– медицинской субвенции – 14,6 млрд. грн.;

– образовательной субвенции – 81,2 млрд. грн.;

— базовой дотации для обеспечения укрепления налоговой способности местных бюджетов — 13,3 млрд. гривен.

Кроме того, завершение к 2020 году процесса формирования административно-территориального устройства базового и районного уровней обеспечило реализацию одного из ключевых направлений реформы межбюджетных отношений – создание двухуровневой системы взаимоотношений государственного бюджета с местными бюджетами.

Таким образом, с 01 января 2021 года в результате укрупнения районов и территориальных общин образовалось около 1,5 тысячи местных бюджетов, которые могут получать напрямую из государственного бюджета принадлежащие им дотации и субвенции. Против 12 тысяч местных бюджетов в 2015 году, из которых прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом имели лишь около 700 бюджетов.

Дефицит бюджета и государственный долг 

Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» утвержден предельный объем дефицита государственного бюджета в сумме 94,3 млрд. гривен. Однако с целью сбалансирования бюджетных показателей в принятых изменениях в закон в апреле 2020 года предельный объем дефицита был увеличен до 298,4 млрд. гривен.

Вместе с тем, указанными изменениями было временно приостановлено до 01 января 2021 года действие нормы Бюджетного кодекса Украины относительно определения предельного размера дефицита государственного бюджета не более 3% ВВП.

С учетом внесенных распорядителями бюджетных средств изменений в план по специальному фонду, годовой плановый показатель дефицита государственного бюджета составил 300,5 млрд. гривен.

Фактически государственный бюджет в 2020 году выполнен с дефицитом в сумме 217,1 млрд. гривен, что соответствует 72,2% годового планового показателя с изменениями. Общий фонд государственного бюджета в 2020 году исполнен с фактическим дефицитом в сумме 216,5 млрд. грн, что находится в пределах утвержденного годового показателя дефицита в сумме 274,5 млрд. гривен.

Существенные показатели предельного и фактического дефицита государственного бюджета являются результатом реагирования на негативные последствия пандемии COVID-19 и учитывают первоочередное обеспечение финансирования скорректированных приоритетов государственной политики, в частности создание Фонда борьбы с COVID-19, дополнительных расходов на здравоохранение, образование, оказание социальной поддержки населению во время введения ограничительных мер.

Основным источником получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита государственного бюджета в 2020 году, служили государственные внутренние и внешние заимствования. В целом за 2020 год государственных заимствований осуществлено на сумму 639,6 млрд. гривен.

Всего государственные внутренние заимствования составляли 389,2 млрд. грн., в том числе от размещения облигаций внутренних государственных займов (ОВГЗ) на финансирование государственного бюджета было привлечено 382,4 млрд. грн.

А также в соответствии со статьей 16 закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» и постановлением правительства от 23 сентября 2020 года №881 для увеличения уставного капитала акционерного общества «Государственный экспортно-импортный банк» был осуществлен выпуск ОВГЗ в обмен на акции дополнительной эмиссии банка на сумму 6,8 млрд. гривен.

На внутреннем рынке Министерство финансов Украины регулярно проводило аукционы по размещению широкого спектра ОВГЗ, впервые за последние шесть лет состоялся выпуск ОВГЗ со сроком погашения 7 лет. На внутреннем рынке проводились размещения ОВГЗ, номинированные как в национальной, так и в иностранных валютах, от которых привлечено на финансирование государственного бюджета 251,6 млрд. грн., 3,8 млрд. долл. и 0,8 млрд. евро соответственно.

Поступления от государственных внешних заимствований составляли в эквиваленте национальной валюты 250,4 млрд. грн., из которых 232,4 млрд. грн. было привлечено на финансирование общего фонда государственного бюджета, 18,0 млрд. грн. – на внедрение совместных с международными финансовыми организациями и странами-партнерами проектов по специальным фондам государственного бюджета.

С целью обеспечения устойчивости государственных финансов, несмотря на вызовы, которые возникли с пандемией COVID-19, среди внешних источников финансирования приоритетом для Украины оставалось сотрудничество с международными финансовыми организациями и странами-партнерами.

В рамках сотрудничества с Международным валютным фондом была согласована новая 18-месячная программа «Стенд бай», выполнение которой сосредоточено на ключевой задаче – поддержке макроэкономической и финансовой стабильности Украины. Так, в 2020 году получен первый транш в размере 2,1 млрд. долл.

Украина продолжила успешное развитие сотрудничества с Европейским Союзом, выполнив необходимые условия в рамках четвертой программы макрофинансовой помощи, и получила второй транш в размере 500 млн. евро. Также ЕС ввел новую исключительную программу макрофинансовой (кредитной) помощи для поддержки стран-партнеров в контексте пандемии COVID-19. В рамках новой программы Украина получила первый транш в размере 600 млн. евро.

В 2020 году продолжена реализация проектов «Модернизация системы социальной поддержки населения Украины», «Улучшение охраны здоровья на службе у людей» и подписано новое соглашение о втором дополнительном финансировании, которое призвано способствовать преодолению последствий пандемии СOVID-19. В рамках этих проектов от Международного банка реконструкции и развития поступило 291 млн. долл.

Украина в 2020 году оставалась активным участником международных рынков капитала и осуществляла размещение облигаций внешних государственных займов (еврооблигации).

Продолжение продуктивного взаимодействия с международными организациями и странами-партнерами позволило повысить кредитные рейтинги Украины: международным рейтинговым агентством Moody’s Investors Service до уровня «B3» со стабильным прогнозом, а японским рейтинговым агентством Rating and Investment Information (R&I) до уровня «В+».

Украина стала единственным государством в мире, которому повысили кредитный рейтинг во время пандемии COVID-19.

В 2020 году Международное издание GlobalMarkets, которое каждый год освещает Ежегодное собрание МВФ и Всемирного банка, наградило Украину в номинации «Лучший офис по управлению государственным долгом в Центральной и Восточной Европе».

Дополнительным источником покрытия дефицита государственного бюджета были поступления от приватизации государственного имущества. Так, за 2020 год в общий фонд государственного бюджета от приватизации государственного имущества фактически поступило 2,2 млрд. грн. при утвержденном Верховной радой Украины с изменениями годовом показателе в сумме 500 млн. гривен.

В 2020 году Фондом гарантирования вкладов физических лиц было осуществлено досрочное погашение векселей, которые выданы им в обмен на облигации внутреннего государственного займа, выпуск которых осуществлен для предоставления кредитов в 2014 – 2017 годах на сумму 2 млрд. гривен.

В течение года погашение и обслуживание долга осуществлялось вовремя и в полном объеме. На погашение основной суммы государственного долга направлено 385,5 млрд. грн. и на обслуживание – 119,7 млрд. гривен.

В рамках Среднесрочной стратегии управлением государственным долгом на 2019 – 2022 годы, включающей и операции с целью уменьшения пиковой нагрузки на государственный бюджет и согласно статье 31 закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» осуществлено частное размещение дополнительного выпуска еврооблигаций 2015 года второй серии на сумму 328,8 млн. долл.

Привлеченные от размещения средства использованы для завершения расчетов по активной операции по управлению государственным долгом, которая заключалась в выкупе на открытом рынке государственных деривативов (ВВП-варрантов).

Законом «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» определен предельный объем государственного долга на 31 декабря 2020 года в сумме 2386,8 млрд. гривен. При этом согласно апрельским изменениям в закон о государственном бюджете, временно, до 01 января 2021 года, не применялись нормы Бюджетного кодекса Украины относительно определения предельного объема гарантированного государством долга.

По состоянию на 31 декабря 2020 года государственный долг составил 2259,2 млрд. грн. (79,9 млрд. долл.), в том числе государственный внешний долг составил 1258,5 млрд. грн. (44,5 млрд. долл.), государственный внутренний долг – 1000,7 млрд. грн. (35,4 млрд. долл.).

Гарантированный государством долг на конец 2020 года составил 292,6 млрд. грн. (10,4 млрд. долл.), в том числе: гарантированный государством внешний долг – 260,4 млрд. грн. (9,2 млрд. долл.); гарантированный государством внутренний долг – 32,2 млрд. грн. (1,1 млрд. долл.).

Общий объем государственного и гарантированного государством долга Украины на конец 2020 года составил 2551,9 млрд. грн. (90,3 млрд. долл.), в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг – 1518,9 млрд. грн. (53,7 млрд. долл.); государственный и гарантированный государством внутренний долг – 1033,0 млрд. грн. (36,5 млрд. долл.).

В течение 2020 года объем государственного и гарантированного государством долга Украины увеличился в гривневом эквиваленте на 553,6 млрд. грн., а в долларовом эквиваленте – на 5,9 млрд. долл.

Отношение общего объема государственного долга к ВВП на конец 2020 года составило 56,8% (в расчетах использована ожидаемая оценка Минэкономики объема номинального ВВП за 2020 год в сумме 3975,2 млрд. грн. в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 29 июля 2020 года № 671) против 44,3% на конец 2019 года.

Источник: BusinessForecast.by (читайте также канал BusinessForecast.by в Яндекс Дзене)

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий