Иностранные инвестиции в Украину будут приходить, даже если будет усеченный земельный рынок

24.08.2018 – Иностранные инвесторы ожидают дальнейшего роста инвестиционного имиджа Украины. Об этом свидетельствует индекс ЕБА. На чем основывается оптимизм инвесторов? Каковы их ключевые ожидания в вопросе реформ? Как изменится их поведение от запуска той или иной модели рынка земли? Об этом AgroPolit.com рассказала заместитель директора ЕБА Светлана Михайловская.

Читайте также: Как получить гражданство Евросоюза с использованием инвестиций в недвижимость и ценные бумаги

Франсис Малиж: Украина снова в первой пятерке стран по объему инвестиций ЕБРР

Путь дракона. Есть ли спасение в инвестициях

Как агробизнесу Украины стать привлекательным для инвестиций? Советы от Инны Метелевой

За счет чего ожидается дальнейший рост инвестиционного имиджа Украины (последнее исследование ЕБА показало соответствующие ожидания бизнеса)? Ведь земельной реформы нет, и кредит МВФ не предоставлен. 

Несмотря на это, не можем не замечать положительных тенденций, которые происходят в последнее время в части реформ. Конечно, хотелось бы оперативнейших изменений, и за последние 4 года экономические реформы Украины намного опережают подобные изменения в ряде других государств, которые имели больше времени для этого.

На отрицательные отметки нашего индекса инвестиционной привлекательности напрямую влияет отсутствие земельной реформы и изменения в судебной системе, которые бы улучшили жизнь бизнесу и всем нам в целом. Но и в этом есть определенные шаги – хоть и на начальном этапе, и судебная реформа была запущена, хоть и понятно, что еще многое необходимо сделать, чтобы мы почувствовали эффект.

Сделан еще ряд правильных вещей: принят закон о валютной либерализации, общество с ограниченной ответственностью, решен вопрос о возмещении НДС (хотя остались вопросы возврат налога за старые периоды). ЕБА по этому поводу обращалась в Раду и в правительство, поэтому надеемся, что вопрос временного реестра невозвращенных сумм решат также.

Таких изменений бизнес уже ждет 27 лет. Что конкретно должно сделать правительство, президент и парламент, чтобы каждый третий инвестор в следующем опросе ЕБА сказал, что инвестиционное улучшение действительно произошло? 

ТОП-3 ключевых ожиданий от бизнеса — это фактическое снятие ограничений с валютного урегулирования, борьба с контрабандой и судебная реформа.

Значит, набор проблем неизменный, кроме валютного регулирования. Вряд ли что-то кардинально изменится до конца года. Или я ошибаюсь? 

Чтобы побороть контрабанду, следует снижать спрос на продукцию, которая завозится нелегально, на внутренний рынок. Не нужно закрывать границу, ведь лазейки есть и будут в каждом государстве. Следует создать прозрачную цепочку движения продукции от границы к прилавку. Как это сделать? Можно по-разному, например, установив обязанность применения кассовых аппаратов. Сейчас большинство контрабанды завозится частниками, «ФОП», упрощенцами и тому подобное. Они не показывают, откуда взяли товар и уплаченные ли за него налоги.

Тотальная фискализация и прослеживаемость продукции от границы к пункту реализации уменьшит ее количество, потому что появится кассовый аппарат и фискальный чек. Сейчас стоимость кассового аппарата максимально снижена. Минфин в пилотном режиме прорабатывает проект, который позволит иметь тот же кассовый аппарат как приложение в смартфоне. Это почти ничего не будет стоить бизнесу, и одновременно позволит обеспечить прозрачность и отчетность.

Надеюсь, что в парламенте и правительстве есть люди, которые, несмотря на предвыборный популизм, думают, прежде всего, об интересах государства в части развития сельского хозяйства, поэтому свободный рынок для них – приоритет.

Одна из трех крупнейших проблем, на которые жалуется бизнес, — отсутствие земельной реформы. На это указывают 36% опрошенных ЕБА бизнесменов. Несмотря на то, что в Украине планируются президентские и парламентские выборы, открытие рынка произойдет не ранее, чем за 2-3 года. Как это повлияет на бизнес?

Фактически рынок земли в Украине уже существует, но теневой. Он не урегулирован, а государство с него доходов не имеет. Крестьянин что-то получает, и не то, что имел бы. Земельный вопрос сегодня очень политизирован. Но я надеюсь, что в парламенте и правительстве есть люди, которые, несмотря на предвыборный популизм, думают, прежде всего, об интересах государства в части развития сельского хозяйства, поэтому свободный рынок для них — приоритет.

ЕБА просчитывала инвестиционный интерес бизнеса к теме земли?

Нет. И сегодня существует возможность получения земельного участка потенциальными инвесторами, в частности, через долгосрочную аренду. С другой стороны, крестьяне не могут полностью распоряжаться своей собственностью — паями. Это абсурд. Если вы хотите продать собственную квартиру — пожалуйста, а пай — нет. Однако, с другой стороны, необходимо очень четко просчитать, как открывать рынок земли. Опираясь на опыт европейских стран, это можно делать поэтапно, с определенными ограничениями, возможно, оказывая преимущественное право покупки тем, кто уже работал на той земле.

Сейчас обсуждается и вопрос о предоставлении преимущественного права открытия рынка земли именно местным общинам, то есть, установить на государственном уровне общие правила, по какому принципу функционирует рынок земли, а открывать или нет — может решать община. Это один из возможных сценариев.

Готовы ли члены ЕБА увеличить инвестиции в Украину из-за открытия рынка земли? В таком случае является ли для них принципиальным условием именно полностью либеральная модель?

Свободный рынок земли не будет ключевым вопросом для инвестора: заходить или нет в Украину. Для иностранного бизнеса важнее прозрачная работа и предсказуемость регуляторного поля. Чтобы не оказалось так, что сегодня мы что-то открываем, а завтра приходит новая политическая сила, и мы полностью меняем концепцию.

Украина дает возможность получения прибыли. Мы это видим по нашим компаниям, в частности, в агросекторе. Действительно, наша земля и сельское хозяйство — это конкурентное преимущество с точки зрения инвестиционной привлекательности Украины. Но для бизнеса важно иметь спокойный порядок инвестирования в страну, получение дивидендов и прозрачные правила игры. Иностранные инвестиции в Украину будут приходить, даже если будет усеченный земельный рынок.

Однако разные вещи — аренда и право собственности…

Я согласна, но Украина не будет исключением в этом контексте. В мире ряд стран имеют определенные ограничения относительно приобретения прав собственности для иностранцев. Конечно, классно, когда все открыто, и все можно купить. Мы этот вариант тоже рассматриваем. Но государство в праве, устанавливать определенные ограничения в этом контексте, и это нормально.

Вы часто общаетесь с иностранными компаниями, так есть ли сегодня запрос на такой финансовый инструмент со стороны Украины, как земельные бонды?

Земельные бонды и проведение аукционов — это один из вариантов реализации земельной реформы и первого ее этапа со стороны государства. Но качество реализации будет зависеть от того, как будет введен сам механизм. Если удастся обеспечить прозрачность, и земли не будут раздаваться на свое усмотрение, то только тогда, возможно, земельная реформа и сработает.

Каких законодательных инициатив или действий относительно земельных вопросов ожидает бизнес, чтобы упростить условия работы тем, кто уже работает, и привлечь других на «украинские нивы»? 

Для нас важными являются несколько вещей. Во-первых, говорим о прозрачном кадастровом реестре и прозрачном приобретении прав собственности и регистрации. Нужно понимать: количество имеющихся земель, эффективность их использования и вероятный потенциал. В то же время, мы всегда говорили о том, что земля — это некий товар, который должен эффективно использоваться и самим владельцем.

Мы ожидаем от собственника эффективного и заботливого отношения к землям, ведь между владельцем и арендатором разница все же есть. Вместе с тем, есть и арендаторы, которые уже много вложили. Есть опасения, что в случае неосторожного открытия рынка, земли перейдут совсем не тем, кто много лет вкладывал в них средства, технологии и силы.

Кроме того, земля должна стать тем инструментом, за счет которого те же крестьяне и владельцы паев смогут получать финансирование, ведь есть много примеров, когда фактически люди владеют земельными участками, и не имеют никаких финансовых возможностей для их обработки.

Почувствовали ли вы рост интереса к земельной теме ваших партнеров и членов Ассоциации? Они понимают, что пока что в Украине — это «глухой номер», поэтому лучше не «рыпаться»?

Мы много лет говорим о рынке земли. Не скажу, что в последнее время возросла заинтересованность к этой теме. В Ассоциации мы еще с 2007-2008 годов проговаривали различные варианты земельной реформы. Правительство и парламент разрабатывали определенные шаги, но пока мы видим, что ничего нет.

Как обстоят дела по вопросу временного реестра по НДС, в котором скопилось 4,7 млрд. грн. долга перед бизнесом?

Сейчас ситуация не изменилась. Мы прорабатываем этот вопрос с Минфином. ЕБА дополнительно предоставила информацию и свои предложения. Первоочередная попытка решить этот вопрос на законодательном уровне была через законопроект. Но это долго. Несмотря на то, что Рада уже ушла на каникулы. Сейчас пробуем решить его совместно с КМУ, запустив временный реестр. Для этого готовится постановление Кабмина.

Если раньше нужно было идти в подведомственную лабораторию исключительно Минагрополитики, то сейчас есть выбор – государственная или частная 

Народные депутаты дали старт «демонополизации» сферы фитосанитарного контроля, проголосовав за законопроект №6673. Отныне могут действовать частные фитосанитарные лаборатории. Ваши ожидания от этого?

Наши специалисты приобщались к процессу разработки этого законопроекта. Он уже действует? Еще нет. Ведь требует наработки ряд нормативно-правовых актов. Мы давно обсуждали с правительством идею создания альтернативы для государственных лабораторий.

Закон этот вопрос снимает. Если раньше нужно было идти в подведомственную лабораторию исключительно Минагрополитики, то сейчас есть выбор – государственная или частная. Чтобы работа этой новой вертикали была эффективна, должны появиться и независимые арбитражные лаборатории, чтобы бизнес мог обращаться туда в случае возникновения спорных вопросов. Сейчас инициируем внесение соответствующей правки в проект закона «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» № 450.

В целом же поддерживаем закон №6673, он снял ряд вопросов и предоставил возможность выбирать лаборатории. Это разрушило монополию государственных лабораторий.

С 4 апреля вступил в силу новый закон о проверках бизнеса. Как вам новый порядок? 

В некотором смысле он накладывает более жесткие требования в отношении проверок бизнеса. Как он заработает, и насколько эффективно будет использоваться этот инструмент – зависит от подзаконных нормативно-правовых актов, которые пока разработаны и приняты не в полном объеме. Изначально же он был разработан на основе европейского законодательства и директив. Не все были в восторге, потому что определенным образом повышалась ответственность для нарушителей. Если говорить о либерализации ведения и контроле над бизнесом, то она должна происходить «смарт».

С другой стороны, именно новый порядок принесет положительные последствия для потребителей и в целом государству. Ведь бизнес должен быть ответственным, иначе во время выявления нарушений ему грозит серьезный штраф. Раньше любой контролирующий орган за несколько дней предупреждал предпринимателя о проведении проверок, в новом порядке этого нет.

Согласно этому закону, проверяющие органы должны прийти и проверить без всякого анонса. Иначе говоря, бизнес должен быть готовым к тому, что он соответствует всем нормам законодательства, в любой момент. Повышается ответственность, правила становятся жестче. Однако ответственный бизнес к этому абсолютно нормально относится.

Спасибо за разговор.

Автор: Наталья Белоусова

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий