Использование опыта зарубежных стран в создании трехуровневой пенсионной системы Украины

Постановка проблемы. Становление экономики рыночного типа предполагает реформирование всех элементов экономической системы, в том числе и социальной защиты населения.

В комплексе мер социально-экономических преобразований важное значение отводится пенсионной реформе, которая начала осуществляться в Украине с января 2004 года с принятием Верховной радой законов Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении».

Последний определяет статус негосударственного пенсионного фонда как субъекта негосударственного пенсионного обеспечения в Украине и регулирует правоотношения, касающиеся этого вида деятельности. Предусматривается создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения путем реформирования действующей солидарной пенсионной системы, внедрение обязательной накопительной пенсионной системы и системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Проблема пенсионного обеспечения в последние десятилетия прошлого века стала насущной для всех без исключения стран мира в связи с целым рядом экономических, социальных и других причин, которые еще больше обострились в условиях современного экономического спада.

Глобальный финансовый кризис, охвативший большинство стран мира, существенно снизил уровень жизни различных слоев населения, вызвал социальную напряженность, вызванную снижением размера реальной заработной платы, пенсионных выплат и других видов дохода, сокращением производства и занятости, ростом безработицы.

Анализ последних исследований. Анализу проблем реформирования пенсионных систем уделяется большое внимание в зарубежной и отечественной экономической литературе. Различные аспекты данной проблемы исследовали зарубежные специалисты: Р. Агун, А. Берг, М. Винер, В. Дубровский, С. Ерошенков, М. Исаев, В. Митчел, В. Роик, М. Рутковски, В. Шахов, Ж. Шульц.

Значительный вклад в исследование различных аспектов реформирования пенсионного обеспечения сделали отечественные ученые: С. Бандур, В. Геец, В. Грушко, Т. Кирьян, Е. Либанова, О. Макарова, Б. Надточий, В. Новиков, И. Новак, М. Папиев, Ю. Привалов, Л. Ткаченко, Л. Шаульская.

Однако недостаточно исследованными остаются концептуальные вопросы создания трехуровневой пенсионной системы, в частности новых институциональных структур, обоснование роли и места негосударственного пенсионного обеспечения в системе социальной защиты населения с учетом зарубежного опыта.

Постановка задачи. Центральным элементом социального обеспечения населения в любой стране является пенсионное обеспечение. В Украине доля пенсионеров сейчас составляет 28,4% имеющегося населения. Этим обстоятельством определяется социальная значимость пенсионной реформы.

Кроме того, реформирование пенсионной системы касается не только проблем нынешних пенсионеров, но и в значительной степени влияет на трудовое поведение трудоспособного населения и темпы экономического роста страны.

Целью данного исследования является анализ зарубежного опыта реформирования систем пенсионного обеспечения и определение возможностей его применения в развитии отечественной пенсионной системы.

Изложение основного материала. Процессы глобализации охватили не только экономическую жизнь, но и системы социальной защиты. Развитые страны мира столкнулись с проблемами, которые имеют тенденцию к углублению и требуют изменений в ключевых направлениях социальной защиты, важной составляющей которой является пенсионное обеспечение.

Среди этих проблем следует назвать: демографические, экономические, социальные. Демографические проблемы в первую очередь касаются процесса депопуляции населения и его старения. Эти процессы стали актуальной демографической тенденцией для всего мира.

В исследованиях отечественных ученых отмечается, что депопуляция, то есть сокращение населения вследствие превышения количества умерших над количеством рожденных, будет основной тенденцией демографического развития Украины, по крайней мере, в первой половине текущего века. По данным Института демографии и социальных исследований НАН Украины, к 2050 году на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 727 – в нетрудоспособном.

Демографические проблемы рассматриваются в экономической литературе, с одной стороны, как процесс роста продолжительности жизни, что является положительным явлением. А с другой стороны – как увеличение количества нуждающихся в социальной защите, вследствие чего обостряется конфликт между работающей и неработающей частью населения, и разрушается солидарная пенсионная система многих стран мира.

Учитывая экономические факторы, а именно: циклический характер производства, дефицитность бюджетов, безработицу, даже увеличение в перспективе социальных расходов за счет государственных финансов не сможет обеспечить надлежащий уровень жизни людей пенсионного возраста.

В отчете Европейской комиссии об экономических и бюджетных прогнозах по оценке влияния на государственный бюджет отмечается, что соотношение численности неработающих пенсионеров к численности работающего населения увеличится с 37% в 2007 году до 72% в 2060-м.

Это означает, что на сегодня 10 работников содержат 4 пенсионера, в 2060 году будут содержать 7 человек пенсионного возраста, а в некоторых странах (Румыния, Польша, Болгария, Литва, Венгрия и другие) соотношение работающих к пенсионерам будет составлять почти 1:1.

Зарубежный опыт показывает целесообразность построения социальной защиты на основе многосторонней ответственности за материальное благосостояние людей: государства, работодателя и самого работника. Для успешного формирования моделей пенсионных систем необходимо согласование принципов и методов проведения социальной политики с учетом экономических, национальных и культурных традиций страны.

Пенсионные системы разных стран мира имеют существенные различия, вызванные экономическими условиями, политической структурой, историческими традициями, особенностями распределения ответственности между государством и частным сектором, однако все они имеют общую цель – обеспечение достойного уровня жизни своих граждан.

Примером радикальной пенсионной реформы является латиноамериканская страна Чили, которая первой осуществила пенсионное реформирование в 1981г., результатом чего стало создание новой полностью накопительной пенсионной системы, базирующейся на частном управлении пенсионных фондов и обязательности внесения пенсионных взносов на личные счета.

В течение 90-х гг. ХХ века значительные пенсионные реформирования были проведены в Германии и Италии (1992г.), Франции (1993г.), Великобритании (1994г.), США (1995г.) и во многих других странах. Особый интерес для Украины представляет опыт стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), которые после перехода к рыночной экономике также предстали перед проблемой несостоятельности государственных солидарных пенсионных систем функционировать стабильно.

Самыми распространенными на сегодня являются солидарная (распределительная), накопительная (капитализированная) и многоуровневая системы.

Модель солидарности основана на принципах солидарности поколений, когда работники и их работодатели оплачивает часть заработной платы за финансирование социальных программ, обеспечивающих доход для пенсионеров, в обмен на обязательства правительства по обеспечению дохода для них при выходе на пенсию.

Эта модель основана на обязательном участии в коллективном страховании, получившем массовое распространение после социальных реформ конца XIX века канцлера Германии Отто Бисмарка.

Солидарная пенсионная система является основой или одной из составляющих многоуровневых современных пенсионных систем. Преимущество распределительных пенсионных систем, базирующихся на текущем финансировании, заключается в независимости размеров пенсий от результатов функционирования финансовых рынков и деятельности руководства пенсионных фондов.

Гарантом такой пенсионной системы выступает государство. Состояние таких систем напрямую зависит от демографических показателей и рынка труда (уровня занятости, безработицы, заработной платы, соотношения численности плательщиков пенсионных взносов и количества пенсионеров).

Распределительным (солидарным) системам присуще наличие верхнего предела выплачиваемых взносов и пенсий, отсутствие четкой зависимости между уровнем пенсии и предыдущим заработком пенсионеров, что свидетельствует об определенной уравниловке пенсий для высокооплачиваемых и низкооплачиваемых работников.

И основными недостатками такой системы является текущее распределение полученных отчислений между пенсионерами. Выплаты для пенсионеров в этой системе формируются за счет ныне занятого населения, то есть происходит перераспределение доходов между разными поколениями, а все бремя финансирования выплаты пенсий ложится на бюджет государства и работников, уплачивающих отчисления.

В связи с необходимостью сохранения текущего уровня выплат в солидарной системе в условиях суженного воспроизводства поколений и старения населения, государства вынуждены были искать другие механизмы финансирования пенсий и поддержать введение частных пенсионных систем.

Решение этого вопроса стало возможным благодаря поэтапному сокращению масштабов государственной распределительной системы и перераспределению пенсионных взносов в пользу накопительного сектора пенсионного страхования, то есть введению, дополнительно к существующей солидарной, накопительной (обязательной и/или добровольной) системы.

Суть накопительной модели заключается в том, что она действует по принципу накопления работником своих пенсионных сбережений в течение трудового периода, то есть он заранее финансирует собственную пенсию.

На размер пенсии в накопительной системе влияют следующие факторы: продолжительность периода уплаты и размер ставки взносов; уровень инвестиционного дохода пенсионных средств; возраст выхода на пенсию; ожидаемая продолжительность жизни; административные расходы пенсионной системы и тому подобное.

Следовательно, чем больше и дольше будет откладывать человек в Пенсионный фонд, тем большую пенсию он сможет получить. Отчисления в накопительную пенсионную систему не могут быть использованы для финансирования текущих обязательств перед нынешними пенсионерами.

Несмотря на определенные преимущества накопительной системы, она содержит многочисленные риски. Эта система идеально подходит для богатых стран, где преобладает средний класс, и высокооплачиваемые работники имеют возможность накапливать на персональных пенсионных счетах значительные суммы, но достаточно проблематична для государств с большим расслоением в доходах населения.

Переход к накопительной системе может создавать для государства определенные финансовые проблемы, поскольку требует выделения значительных дополнительных финансовых ресурсов на покрытие дефицита солидарной системы, вызванного изъятием части взносов на накопление. Если государство не обеспечит необходимые расходы, они «лягут на плечи» работников и работодателей, повлекут повышение ставки пенсионных взносов или введение дополнительных налогов.

Многоуровневая (смешанная) модель заключается в диверсификации пенсионного обеспечения, сочетании обеих описанных выше моделей и создании трехуровневой пенсионной системы: обязательной распределительной государственной системы, обязательной накопительной системы и добровольного пенсионного страхования.

Большинство стран Центральной и Восточной Европы предпочли именно эту систему. Она создала необходимые условия для взаимодействия между пенсионным обязательством, фискальной политикой, экономическим развитием и социальными целями. Часть обязательного пенсионного взноса в многоуровневой системе передается частным учреждениям, чем постепенно снижаются общественные расходы на пенсионное обеспечение.

Преимущества многоуровневого пенсионного обеспечения заключаются еще и в том, что оно дает возможность увеличивать совокупные национальные накопления, способствует экономическому росту благодаря инвестированию пенсионных средств. Кроме того, такая модель стимулирует к трудовой деятельности, способствует закреплению кадров и соблюдению платежной дисциплины.

В большинстве европейских стран наблюдается тенденция к постепенному и осторожному внедрению накопительных элементов и росту роли негосударственных пенсий в обеспечении доходов пенсионеров. Ощутимым для пенсионных систем европейских стран является усиление связи размера пенсии с уровнем и продолжительностью уплаты страховых взносов.

Так, в Швеции, вместо существующей ранее вполне распределительной системы, в результате реформирования утвердилась смешанная распределительно-накопительная схема с использованием условно-накопительных счетов в ее распределительной части. Новое пенсионное законодательство касается всех граждан страны, родившихся после 1953 года.

Условно-накопительные счета дают возможность ослабить влияние на пенсионную систему демографических факторов, а также принципы перераспределения, положенные в основу традиционной солидарной системы. Такая система представляет собой третий путь, который пролегает между распределительной и накопительной системой и существенно меняет представление о социальной защите.

Трехуровневую в своей основе модель имеет пенсионная система Германии: обязательное пенсионное страхование; корпоративное пенсионное страхование, являющееся добровольным делом руководителей предприятий и фирм; частное страхование.

Если первый (государственный) уровень пенсионной системы Германии базируется на обязательности отчислений части заработной платы работника и доплаты государства до уровня прожиточного минимума при низкой заработной плате, то второй и третий не государственные уровни основаны на добровольном участии работодателя (в одном случае) и самого работника (во втором) при стимулирующих мероприятиях государства.

Важным также для осуществления реформы отечественной пенсионной системы является опыт ближайших к Украине соседних стран бывшего социалистического пространства. С 2002 года начали осуществлять на многоуровневой основе пенсионную реформу в РФ.

В настоящее время в созданной трехуровневой пенсионной модели накопительная составляющая еще недостаточно задействована и менее значима, чем в развитых странах мира, а важнейшим институтом страхования остается Государственный пенсионный фонд.

Особенности и проблемы развития НПФ в России обусловлены статусом некоммерческой организации, наличием законодательно установленного минимального размера совокупного вклада учредителей. Статусом норматива доли инвестиционного дохода от размещения пенсионных ресурсов, небольшим количеством НПФ и малым количеством участников у них, невысокими показателями объема пенсионных активов и капитализации фондов.

Пенсионная реформа вроде чилийской была введена в Казахстане и предусматривала создание двухуровневой системы. Первый уровень включает государственный накопительный пенсионный фонд и частные накопительные фонды, а второй – 14 негосударственных пенсионных фондов. Пенсионная система включает три вида пенсионных фондов: государственный накопительный пенсионный фонд, пенсионные фонды корпоративного типа и пенсионные фонды открытого типа.

Работающее население получило право выбора между частным пенсионным фондом и государственным накопительным пенсионным фондом. Источником функционирования пенсии являются обязательные ежемесячные взносы в размере 10%, причем на второй уровень приходится почти две трети пенсионных накоплений.

Законодательство о пенсионной реформе в Польше было принято в августе 1997 года. Была оставлена солидарная система для граждан, которым более 50 лет. За ней сохранялись прежние права досрочного выхода на пенсию.

Работающему населению, которому исполнилось более 30-49 лет, предоставлялось право выбора между старой и новой системой, а младшее поколение обязано участвовать в многоуровневой системе. Пенсионная система вступила в силу в 1999 году, когда были введены второй и третий уровни пенсионной системы.

Второй уровень — накопительная система, реализуемая благодаря обязательному участию в открытых пенсионных фондах. Он является обязательным для лиц, родившихся в 1969 г. или позже, и добровольным для тех, кто родился в период с 1949 г. по 1969 год.

Третий уровень – это система негосударственного пенсионного обеспечения, реализуемая путем добровольного участия работников и работодателей в пенсионных программах через производственные (корпоративные) пенсионные фонды, страховые компании, институты совместного инвестирования (инвестиционные фонды).

Заслуживает внимания пенсионная система Венгрии, реформа которой начала осуществляться в 1993 г. после принятия законодательства о добровольных пенсионных фондах.

С 1998 года в Венгрии была внедрена и наиболее полно реализована трехуровневая пенсионная система, в которой в дополнение к взносам, уплачиваемым в солидарную систему, перечисляются средства в частную пенсионную систему с определенными взносами. В ней производится инвестирование взносов от имени их плательщиков, и в будущем с нее будут уплачиваться дополнительные аннуитетные выплаты за счет накопленных средств.

Второй уровень пенсионного обеспечения в Венгрии составляет общеобязательная накопительная система, участие в которой является обязательным для лиц, начинающих свою трудовую деятельность. Граждане, которые уже работали до января 1998 года, имели право сделать выбор – пользоваться новой системой или остаться в старой.

Пенсионная реформа в Латвии была начата в 1995 году. В 1997 году был введен третий уровень (частные пенсионные фонды). Второй уровень был введен в действие в июле 2001 года. В соответствии с новым законодательством все лица в возрасте до 30 лет обязаны участвовать в фондах второго уровня, а лица в возрасте до 49 лет могут делать это добровольно.

В пенсионной системе первого уровня Латвии были введены условно-накопительные счета. По этой модели при выходе на пенсию выплаты будут состоять из окончательной суммы взносов и начисленного на них инвестиционного дохода, который правительство начисляет за использование пенсионных средств для развития экономики.

Украина вместе с РФ и Беларусью имеет самый низкий в Европе пенсионный возраст, предел которого – 60 лет для мужчин и 55 – для женщин, который был утвержден законодательством СССР еще в 1932 году и с тех пор не менялся. Низкий предел пенсионного возраста является одной из главных причин низкого размера пенсионных выплат. Достойный размер пенсии невозможно получить за короткий срок, и ранний выход на пенсию подвергает большему риску бедности.

Выводы. Подытоживая анализ международного опыта, следует отметить, что акцент все больше смещается в сторону формирования и совершенствования частных пенсионных систем, с целью обеспечения достойного благосостояния населения в пенсионном возрасте и создания инвестиционного ресурса отечественной экономики.

Реформа отечественной пенсионной системы должна использовать, в частности, такие позитивы зарубежного реформирования:

— создание трехуровневой системы, которая лучше всего соответствует основной цели пенсионной реформы, а именно: обеспечения достойного уровня благосостояния людей пенсионного возраста и устойчивого экономического роста государства;

— распределение ответственности за пенсионное обеспечение между государством, работодателями и работниками;

— реформирование важнейшей составляющей социальной защиты — пенсионного обеспечения — осуществлять путем постепенного внедрения накопительных элементов в новую многоуровневую систему вроде венгерской;

— для успешного внедрения накопительных (добровольных или обязательных) элементов следует регулярно повышать уровень доходов трудоспособного населения, и на его основе постепенно повышать возрастной предел выхода на пенсию, как это сделали бывшие социалистические государства – Казахстан, Латвия, Литва, Польша и другие.

Для успешного реформирования отечественной пенсионной системы требуется время и решение таких важных вопросов, как обеспечение устойчивого экономического роста, улучшение финансовой состоятельности пенсионной системы, расширение возможностей занятости населения и уменьшение безработицы, повышение заработной платы, расширение базы уплаты пенсионных взносов за счет охвата пенсионным страхованием всех юридических и физических лиц.

Автор: Л.Г. Креховецкая, Прикарпатский национальный университет им. Василия Стефаника

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий