Иван Чайковский: Чтобы в Украине не было аграрных «пожаров», правительству следует прописать аграрную политику на 15-20 лет вперед

Что будет с рынком земли, успеют ли принять пакет земельных законов до 1 июля, изменилась ли философия государственной поддержки АПК на 2021 год (новые и старые программы), когда стартует аграрное страхование (законопроект №5104) и будет ли стимулирование проектов по орошению (№5202).

Куда заведет государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию и есть ли ему альтернатива, ограничения импорта удобрений и лицензирование топлива – это перечень основных законодательных вопросов парламента к концу этой сессии, а также «горячие» запросы на оперативный ответ от бизнеса к власти.

Ответы на них AgroPolit.com спросил у народного депутата Украины, члена депутатской группы «Партия «За будущее», секретаря комитета Верховной рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики Ивана Чайковского.

Оцените распределение средств на программы государственной поддержки АПК в 2021 году — чего ждали и что получили?

Мы должны понимать, что живем в определенной экономической среде. Наша экономика встроена в мировую экономику. У нас в растениеводстве все складывается удачно: выращиваем хорошие урожаи, украинское зерно в мире пользуется большим спросом, завоевываем первые места по экспорту.

Но мы должны понять для себя – это только часть нашей работы, большого процесса, и в производстве зерна или технических культур не так много задействовано людей. Задача же правительства глобальная – наращивать производство продукции с добавленной стоимостью и создавать новые рабочие места в АПК и на сельских территориях.

Должны создавать условия, чтобы наш украинский фермер и в целом все аграрии максимально создавали добавленную стоимость и работали спокойно. Добавленная стоимость в АПК – это, среди прочего, развитие животноводства, следующий шаг — более глубокая переработка аграрного сырья.

Говоря о дотациях, давайте взглянем на наших соседей, они мощно дотируют сегодня свою перерабатывающую отрасль и стимулируют своих фермеров. Конечно, наши фермеры не находятся в одинаковых конкурентных условиях с европейцами. А без этого шансов развивать добавленную стоимость в Украине, нет, ведь никто не будет рисковать.

Господдержка АПК на 2021 год — это декларация правительством изменения философии и подходов, но суммы еще маловаты 

Это означает, что в программе господдержки аграриев на 2021 год не предусмотрена возможность развития добавленной стоимости? 

Не совсем. Знаете, вы меня спрашиваете конкретно о программе, но я сначала хочу вам разъяснить, почему она написана именно так. Смотрите, конечно, эти средства являются мизерными относительно того, сколько Европа сегодня выделяет дотаций на своего фермера. Но с другой стороны – это своеобразная декларация того, что государство пытается правильно настроить механизм господдержки аграриев.

Господдержка АПК на 2021 год — это декларация правительством изменения философии и подходов, но суммы еще маловаты. Если мы хотим получить добавленную стоимость в АПК, следует направлять гораздо больше средств. Если правительство сделает ставку на поддержку животноводства, то через 2-3 года бизнес отблагодарит ростом наполнений в бюджет в виде налогов. Если бы из бюджета выделили условно 10-15-20 млрд. грн., то через 2-3 года государство получило бы от аграрного сектора 40-50-60 млрд. грн. налогов.

При растаможке крупного рогатого скота присутствует нулевая ставка НДС, а, например, при растаможке племенных коз, которых мы можем завозить в Украину для племенного дела, должно уплачиваться 20% НДС 

Значит, курс задан, осталось наполнить его финансами? 

Я бы не сказал, что он на 100% задан правильно, мы лишь пытаемся его задать. Конечно, его надо дорабатывать. Мы с коллегой по аграрному комитету – я со Степаном Чернявским – ездили смотреть фермы козоводства, к нам с вопросами обращалось много фермеров.

Фермеры обращались с вопросом, почему возникла такая несправедливость, что при растаможке крупного рогатого скота присутствует нулевая ставка НДС, а, например, при растаможке племенных коз, которых мы можем завозить в Украину для племенного дела, должно уплачиваться 20% НДС.

Мы поехали, посмотрели, как фермерские хозяйства развиваются, как они работают, какие у них проблемы. Узнали, что они хотели изменить. И по козоводству – это один из вопросов, который нужно решить, нужно убрать эту норму об уплате 20% НДС.

Украинские фермеры готовы идти в эти направления, они готовы бороться, но мы должны понимать следующее: например, произведя сегодня большое количество молока, нужно понимать, куда его продать. Украинский рынок сегодня испытывает дефицит молока, будто пространство для сбыта есть, однако если сегодня взяться за изготовление, нужно понимать перспективы, что дальше с тем продуктом делать, ведь это должно быть просчитанной программой от начала и до конца.

Надеюсь, что аграрному комитету совместно с участниками аграрного рынка удастся написать стратегию развития аграрного сектора Украины на 5-10 или 20 лет 

Какие из важных аграрных поправок вам удалось провести через бюджет на 2021 год?

Во-первых, есть ряд совершенно новых госпрограмм по развитию АПК. Существует программа аграрного страхования – на нее выделено 50 млн. грн. Также есть программа по поддержке картофелеводства: в один год картошка уродилась и стоит 50 копеек за килограмм, а потом – ее никто не сажает два года подряд, и после этого ее цена взлетает до 15-20 грн. Тогда ее везут из Германии, Польши и т.д. Так же с овощами: и морковь, и лук, и свекла – это тоже большая проблема.

Нужно думать, как поддержать овощеводство и выращивание нишевых культур. Программа по поддержке выращивания гречихи тоже новая, но она является тоже тушением пожара, как и в случае с картофелем. Ведь когда возникает проблема – тогда ее пытаются закрыть. А должно быть наоборот — надо думать о рисках наперед. Чтобы в Украине не было аграрных пожаров, правительству следует прописать аграрную политику на 15 — 20 лет вперед.

Аграрный комитет тоже работает в этом направлении. Однако из-за карантина и ограничений этот процесс объективно задержался. Усилилось все это ликвидацией Минагрополитики. Сейчас Минагрополитики восстановили, и надеюсь, что аграрному комитету совместно с участниками аграрного рынка удастся написать стратегию развития аграрного сектора Украины на 5-10 или 20 лет. Это позволит избежать «пожаров» в области, как было с засухой в Бессарабии, когда там сгорело 300 тыс. га зерновых, пострадали довольно серьезно аграрии и все ломали голову, как им помочь.

Я внес правку, что в случае приобретения племенного стада по госпрограмме, если имеется недостаток бюджетных средств в конкретный год выплаты, то поддержка аграриев по этой программе переносится автоматически на следующий год в полном объеме.  

А насчет важных поправок? 

Что касается поправок, то я бы отметил одну очень важную. Представьте, что вы — фермер и воспользовались государственной программой. Например, построили помещение, надеясь, что государство вам возместит расходы. Вы сделали все документы, грамотно все оформили.

Далее вы еще больше рискнули – поехали, например, в Германию, закупили высококлассный, высокоэффективный племенной скот, привезли его, заплатили за него серьезные деньги. Привезли его сюда и уверены, что вам государство должно за этот скот возместить все, и вы себе дальше планируете свою деятельность.

Но происходит так, что таких фермеров в Украине оказалось много. И когда все подали документы, когда комиссия при министерстве посмотрела – а денег-то не хватает! А это значит, что имеющиеся средства поделят поровну на всех.

И вы себе представьте, что в этом случае чувствует тот или иной фермер, который распланировал себе свое производство, распланировал себе уже свой проект – как ему быть завтра? Ведь здесь он кредит взял, там задолжал, государство обещало, что отдадут, ведь есть государственная программа, а отдали всего 10% того, что обещали. Это правильно? По-моему — это совершенно неправильно.

Государство должно соблюдать все правила, которые оно само и создало. Поэтому я внес правку, что в случае приобретения племенного стада по госпрограмме в случае недостатка бюджетных средств в конкретный год выплаты по этой программе, аграриям средства переносятся автоматически на следующий год в полном объеме. И я благодарю всех членов нашего аграрного комитета, которые приняли и проголосовали это решение.

Надеюсь, что парламент рассмотрит и примет законопроект №5104 до закрытия сессии. В таком случае аграрное страхование в Украине может заработать в ноябре-декабре 2021 года.

Верховная рада поддержала в первом чтении законопроект №5104 об аграрном страховании. Как вы оцениваете необходимость его принятия?

Законопроект №5104 об аграрном страховании необходим, и его ждет рынок, потому что это страховка для агрария от неурожая при засухе. Надеюсь, что парламент рассмотрит и примет законопроект №5104 до закрытия сессии. В таком случае аграрное страхование в Украине может заработать в ноябре-декабре 2021 года.

Ведь процесс страхования озимых будет происходить после посева, потому что страховой агент будет выезжать на поле только после всходов посевов. Он сделает соответствующую оценку и проверит весь пакет документов, который будет предоставлен, и тогда заключит договор.

При этом логика аграрного страхования – это добровольное дело каждого агрария. Задача правительства — дать этот инструмент аграриям, чтобы они потом не обращались в государственные органы и не говорили о гибели посевов и т.д.

Принятие законопроекта №5202 запустит в Украине механизм создания организаций водопользователей, которые начнут чистить каналы по Украине, привлекать инвестиции в модернизацию этой системы по стране.

Законопроект №5202 (о соглашении пользователей и стимулировании орошения) депутаты отправила на доработку. Что скажете о нем? 

Относительно законопроекта №5202 о водопользователях и стимулирования орошения – это очень хорошая инициатива. Его следовало бы принять давно, но эту телегу пока и до сих пор не сдвинули с места. Если мы как депутаты все-таки примем этот законопроект, тогда в Украине появится эффективная современная система полива полей, а это формирование в конечном итоге дополнительного ВВП страны, ведь мы сможем говорить об увеличении вала зерна и выручки от его сбыта.

Принятие законопроекта №5202 запустит в Украине механизм создания организаций водопользователей, которые начнут чистить каналы по Украине, привлекать инвестиции в модернизацию этой системы по стране. Аграрии сегодня могут посчитать и увидеть в том экономический смысл. Конечно, люди будут объединяться. Водопользователи будут создавать кооперативы или другие формы хозяйствования.

В первую очередь, орошение нужно внедрять на юге Украины. Проекты по поливу земель есть уже на западе Украины: в Волыни, Ровно, Тернополе. На Львовщине и Тернопольщине развивают системы мелиорации.

Следует оперативно передать объекты водопользования в Минагрополитики от Госводагентства. Мы как члены аграрного комитета готовы помочь Роману Лещенко оперативно навести порядок в этом вопросе, в том числе разобраться с коррупцией, которая сегодня присутствует на юге Украины. 

Вы поддерживаете идею о передаче объектов водопользования от Госводагентства в Минагрополитики? 

Конечно, поддерживаю.

Почему?

Объекты по водопользованию должны отойти в подчинение аграрного министра Романа Лещенко, потому что развитие орошения – одно из пяти ключевых направлений восстановленного Минагрополитики. Делать это без них будет не реально. Я верю в то, что у Лещенко получится это сделать, потому что он сам аграрий и четко понимает все проблемы сектора. Лучше агрария, реформы в АПК никто не сделает.

Развитие орошения — одна из таких наболевших реформ, которую нет времени откладывать на потом. Поэтому следует оперативно передать объекты водопользования в Минагрополитики от Госводагентства.

Мы как члены аграрного комитета готовы помочь Роману Лещенко оперативно навести порядок в этом вопросе, в том числе разобраться с коррупцией, которая сегодня присутствует на юге Украины (несанкционированное подключение воды, несанкционированная продажа воды хозяйствам и тому подобное). Для решения вопроса логично создать одну госкомпанию или акционерное общество, куда и передать все эти водные объекты.

Очень важный вопрос – план «А» для экономики и агросектора на случай обострения военного конфликта. По предварительным прогнозам, мы можем увидеть это летом. Какие составляющие этого плана должны быть, например, в части экспорта зерновых, потому что есть же риск полной блокады Керченского пролива?

Другого выхода не будет, кроме как железнодорожный и автотранспорт – везти зерновые больше в украинские порты: Николаев, Одессу, Херсон. Однако мы должны понимать, что в любой порт идут вагоны, и, например, из Харькова пошли вагоны, если они не пошли на азовские порты, значит, мы их перепрофилировали на черноморские порты. Они условно на 8 часов или 6 часов будут дольше в пути. Но мое такое видение, что давайте пока не будем входить в прогнозирование такого негативного сценария.

Если мы заблокируем сегодня вывоз масла из Украины – это автоматически удар по стоимости сырья на внутреннем рынке, то есть по фермерам и аграриям.

Сейчас мы видим на рынке обострение ситуации с ценами на ряд аграрных позиций — ярче всего на масло подсолнечное. Государство в ответ ввело регулирование. Насколько целесообразным является госрегулирование цен на масло?

Я против какого-то ручного регулирования цен государством, потому что это никогда ничего не приносит хорошего. Если мы заблокируем сегодня вывоз масла из Украины – это автоматически удар по стоимости сырья на внутреннем рынке, то есть по фермерам и аграриям.

Проблема состоит в другой позиции: низкие пенсии, низкая заработная плата, и надо думать, как их поднимать. Не снижать цену на масло, а поднимать зарплату, пенсию. Государственное регулирование — плохой сигнал для рынка.

Сахарная отрасль на грани вымирания 

С вами здесь никто и не спорит, но мы имеем прецедент, и очевидно, что он будет не последний, не только по отношению к маслу. 

А что дальше? Готовиться регулировать цены на сахар? Та же сахарная отрасль на грани вымирания полностью, потому что когда-то уже ее регулировали и получили бешеный спад производства внутри Украины.

Весной мы слышали призывы, что надо давать нулевую пошлину на ввоз сахара. А что это значит для украинских производителей сахара? Нулевая пошлина на импорт сахара — это остановка посевов сахарной свеклы на полях Украины, то есть дальнейшее вымирание сахарной отрасли. А если бы никто не посеял свеклу, что бы тогда было? Сахар стоил бы не то что по 22 грн., а он был бы по 45 грн. за килограмм, и мы ничего бы не сделали с этим!

Поэтому государственное регулирование — это вещи очень «тонкие», с ними надо довольно умело и правильно работать. Не надо ничего запрещать.

Иван Адамович, ваши прогнозы на посевную, перспективу урожая и относительно стабильности цен?

Урожай в этом году в Украине, если не будет никаких катаклизмов, будет хороший. Более точные оценки можно давать в конце мая – начале июня.

Лицензирование топлива 

Как вы считаете, что будет с лицензированием топлива? Вы в свое время предлагали пять вариантов, в вопросе как исправить ситуацию? Обращаются ли к вам люди сейчас с тем, что такая проблема до сих пор не решена?

У нас на одном из заседаний аграрного комитета был первый заместитель главы налоговой службы. И я так понимаю, что они неформально дали возможность аграриям посеять – не штрафовали за нарушения с лицензированием. Ведь хлеб надо сеять. Посеяли. Легче стало – и большинство аграриев ничего не делают, поэтому эта проблема снова выстрелит. Как избежать этого? Надо честно пройти процедуру лицензирования с соблюдением всех требований, упорядочить всю нужную документацию.

Рынок земли: земельная децентрализация и земельные аукционы 

Парламент принял законопроект №2194. Остался – законопроект по земельным аукционам (№2195). А 1 июля приближается. Стоит ли открывать рынок без принятия этого закона?

Рынок земли следует открывать с принятыми обоими этими законами (№2194 и №2195), иначе мы откроем «ящик Пандоры». Ключевую работу (принятие закона о земельной децентрализации) мы уже сделали. Думаю, что парламент успешно решит вопрос принятия закона об электронных земельных аукционах в ближайшее время.

Если мы имеем внутреннего монополиста удобрений – компанию Дмитрия Фирташа, и он начинает диктовать аграриям какие-то цены, то это же недопустимо 

Есть решение суда о квотировании импорта минеральных удобрений в Украину. Аграрный министр Роман Лещенко озвучил негативные последствия от возможного выполнения этого решения. Прокомментируйте ее. 

С 1 марта 2021 года Окружной административный суд Киева отменил это решение. Замечу, что ситуация с квотированием минеральных удобрений – это то же, что и квотирование вывоза масла. Ну, для чего? Наша экономика адаптирована к мировой экономике. Мы же должны понимать, если мы имеем внутреннего монополиста удобрений – компанию Дмитрия Фирташа, и он начинает диктовать аграриям какие-то цены. Это же недопустимо!

Я понимаю, что есть ряд чиновников, которые потирают руки и мечтают, чтобы закрыть импорт. Но от этого пострадает вся страна, и весь аграрный сектор пострадает. А потом мы спрашиваем, почему хлеб дорогой, почему еще там какие-то вещи подорожали? Нельзя этого делать ни в коем случае, должен быть свободный рынок.

На комитете рассматривался законопроект №4600 о защите растений, вокруг него сейчас тоже развивается скандальная ситуация: одни говорят, что он угрожает продовольственной безопасности, другие говорят, что все нормально. Ваша оценка этого документа?

Самое большое, что у меня вызвало удивление, – это то, что на комитете не было ни одного представителя профильных ассоциаций. Соответственно меня это насторожило, потому что нельзя сегодня принимать любой закон, который не был предварительно согласован с обществом или с сектором. Я думаю, по этому законопроекту есть ряд вопросов, и его нужно четко отработать, пусть это займет месяц или два.

Нам надо подумать, как нарастить аграрную переработку в разы – и это должно стать лейтмотивом аграрной стратегии на последующие годы.

Подытоживая нашу беседу: как Украине не наломать дров, закладывая новую модель стратегического развития АПК на последующие годы? Ведь сейчас такая стратегия готовится в правительстве.

Всегда есть желание очень быстро сделать все, но ключевой в этом процессе должна быть обдуманность решений. Сейчас в аграрном секторе ситуация неплохая. Хуже в переработке аграрного сырья, которое мы производим. Нам надо подумать, как нарастить аграрную переработку в разы – и это должно стать лейтмотивом аграрной стратегии на последующие годы.

Очень важно организовать также диалог с иностранными компаниями, чтобы привлечь их в переработку в Украине. При этом иностранцам не стоит отдавать стратегические украинские объекты как в АПК, так и в других секторах экономики.

Например, китайцев можно пригласить работать над нашими системами орошения, или еще что-то вроде того. Но нельзя отдавать наши атомные электростанции. Так же и с полезными ископаемыми и землей. Земля должна принадлежать украинцам и украинскому народу. А если ты иностранец, то хочешь – приезжай, строй завод и перерабатывай, и забирай прибыль – нас это устраивает, потому что там работают наши люди, налоги остаются в Украине, у нас создается добавленная стоимость.

Автор: Виталий Хворостяный

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий