Можно ли построить успешную карьеру в бизнесе, а потом стать художником? Японскому мастеру каллиграфии Масааки Хасегаве это удалось. Он убежден, что быть креативным под силу каждому. Главное – знать себе цену и не бояться оценок других людей. Такие принципы помогают Хасегаве становиться успешным во всем, за что он берется.
В свои 30 лет Масааки уже успел попробовать себя в боевых искусствах, поработать инвестиционным стратегом в Японии, основать «платформу мудрости» Creativida в Испании. Получить известность как спикер, коуч, автор книг и популярного онлайн-курса – и даже стать сертифицированным буддийским священником.
Сегодня же мир знает Масааки Хасегаву еще и как мастера каллиграфии и посла современного музея каллиграфии. В интервью K750 Масааки рассказал о том, как стать художником-самоучкой, почему успеваемость не является естественной для человека и как искусство стало двигателем инноваций.
Читайте также: Как заказать лазерную гравировку в Минске: отдельные советы
Масааки, вы успешно работали в финансовых и технологических компаниях. Почему решили стать на путь художника, и как именно это произошло?
На самом деле, я никогда не думал, что стану художником. И однажды после публикации книги о креативности я читал лекцию в испанском «Центре искусств имени королевы Софии», где можно полюбоваться «Герникой» Пабло Пикассо, и один из посетителей спросил меня: «Почему вы не занимаетесь искусством, а только рассказываете о творчестве?».
Обычно о творчестве рассказывают художники. Вместе с тем творчество существует не только для художников, но и для каждого из нас. Я хотел продемонстрировать, что каждый человек может быть креативным. Конечно, поскольку я ранее изучал финансы и коммуникации, то и понятия не имел, как быть художником.
Когда я работал стратегом в финансовом мире, я постоянно записывал свои идеи. Однако эти записи были непонятными для других людей. Поэтому я решил разработать новый способ письменности – художественный. Мне всегда интересовали вопросы: какова роль языка и почему речь создает границы между людьми? Вы бы не поняли меня, если бы я написал на японском языке, правда? Эти размышления привели меня к необходимости «написания писем», которые нельзя прочитать, но можно почувствовать – почувствовать и превратить мои мысли и воображение в энергию.
Одно из преимуществ самостоятельного обучения искусству – это отсутствие влияния чужих «форматов». Большинству художников с академическим образованием никогда не придет в голову «писать» письма, а большинство опытных мастеров каллиграфии не подумают о создании писем, которые нельзя прочитать. Именно отсутствие академического образования стало одной из причин, почему мне удалось создать собственный стиль в искусстве.
Какие художники нравятся лично вам? Есть ли среди них другие мастера каллиграфии?
Я особо не слежу за творчеством других калиграфистов, однако мне нравится подход Эль-Сида – художника из Туниса. Много калиграфистов ограничиваются идеей написания того или иного сообщения. В то же время Эль-Сид использует искусство письма для выражения идей. Но в основном мне нравятся работы художников из прошлого: Василия Кандинского, Джексона Поллока и Виктора Вазарели.
Каждый из них создал свой собственный подход, исследуя свою любознательность. Например, Кандинский пытался совместить голосовой и визуальный миры. Много людей видят лишь то, что есть на поверхности, однако меня лично очень интересует процесс преобразования концептуальных идей в визуальные образы. Для меня искусство – не только визуализация, но и философия.
В Мадриде вы основали проект Creativida, в рамках которого провели интервью с 60 лучшими умами мира. Разговор поразил вас больше всего, и какие уроки вы вынесли из этого диалога?
Каждое интервью было по-своему важным и захватывающим. И было нечто общее в каждом из диалогов с этими талантливыми людьми: независимо от того, в какой сфере вы работаете, всегда важно делать то, что любите.
Известно, что работников финансовой сферы обычно мотивируют деньги. Однако когда я брал интервью у одного из лучших инвесторов в истории человечества Джима Роджерса, я понял, что ему действительно нравится думать о том, как работает экономика. То есть его успехи являются ничем иным, как результатом его необычайной любознательности, желания найти ответы на вопросы, возникающие в его голове.
Аналогичный вывод я сделал, когда брал интервью у Филиппа Росдейла, основателя компании Second Life (трехмерный виртуальный мир с элементами социальной сети – K750). Если вы зависимы от желания «быть успешным», вы, вероятно, постоянно будете искать способы, чтобы заполнить пустоту внутри вас и будете зависеть от внешнего мира. И на самом деле, чтобы реализовать себя, нам не нужно смотреть на кого-то. Вместо этого нужно заглянуть внутрь самих себя.
Люди, которые по-настоящему вдохновляют, не ищут внешнего одобрения для поддержки своей самооценки. Они имеют идеи, вопросы и стремятся экспериментировать с этими идеями, чтобы найти ответы на свои вопросы. Такие люди не пытаются быть успешными, ведь они успешны в понимании себя.
Вы написали уже несколько книг. По вашему убеждению, остается ли книга мощным инструментом воздействия на человека в современном мире?
Книги, безусловно, являются большим источником вдохновения. Сейчас люди активно потребляют информацию благодаря интернету и смартфонам. Мы боремся за первенство в распространении той или иной «горячей» темы. Те, кто обычно были потребителями информации, сейчас живо ее производят благодаря соцсетям или приложениям вроде Facebook, Linkedin, Instagram или WhatsApp. Такая тенденция подвела человечество к необходимости думать быстро. Это важнейший тезис об информации в современном мире.
Какие преимущества получения информации в реальном времени? Конечно, такая информация является яркой, однако часто таким данным не хватает глубины и интерпретаций. Люди просто реагируют на то, что они видят и слышат.
Вместе с тем, когда мы общаемся с людьми через книги, они не просто реагируют на то, что написано, а начинают думать и чувствовать, что происходит внутри них. Книги открывают возможность для интерпретаций и позволяют выйти за рамки своего мировоззрения. Написание книг имеет для меня большое значение, ведь благодаря книгам я общаюсь с читателями на глубоком уровне.
Может ли искусство быть драйвером инноваций? Почему?
Как я уже отмечал, мы живем в эпоху самореализации. Пирамида Маслоу рассказывает о 5 уровнях потребностей человека: физиологические потребности, безопасность, социальная принадлежность, уважение и самореализация.
В развитых странах первые два уровня потребностей удовлетворить легко, поэтому интересы начинаются с социальных нужд. В прошлом для того, чтобы удовлетворить потребность принадлежности, вам нужно было принадлежать к какому-то физическому месту, такому как университет или компания.
Так же раньше было трудно изменить карьеру, ведь для того, чтобы реализовать потребность в уважении (например, бонус и карьерный рост), вам нужно было долго и много работать в одной и той же компании. Общество давало людям четкое определение самореализации, которое заключалось в наличии семьи с хорошим автомобилем и домом.
Однако в XXI веке вам больше не нужно принадлежать к определенной группе, чтобы почувствовать себя частью чего-то важного. Благодаря, разнообразным интернет -платформам вы можете легко найти людей, чтобы поделиться с ними своим интересами или ценностями. Эта задача становится еще легче, если вы владеете различными языками.
Развитие интернет — технологий также помогает легко сменить работу. Много людей покидает компанию просто потому, что им не нравится то, что они делают. Социальные медиа в свою очередь изменили способ удовлетворения потребности в самооценке. Сегодня вы можете сразу получить признание и поддержку других, просто разместив, фотографию или поделившись публикацией. Что сегодня ищут люди, какие эти способы удовлетворения потребности в самореализации.
Социальные медиа позволяют нам узнавать про жизнь людей. Мы видим, что сегодня много кто получает удовольствие, зарабатывая деньги и путешествуя по разным странам. В нынешние времена работают не ради денег, а ради поиска смысла. С этой же целью люди отправляются в путешествия.
Именно в этом контексте – контексте поиска новых смыслов – искусству есть что предложить. Художники видят мир по-другому, они дают возможность взглянуть на вещи под новым углом и предлагают обществу новые смыслы. Согласно отчету Design Tech Report за 2016 год, 21% глобальных компаний-единорогов имеют соучредителя с креативной индустрии – художественной сферы, музыки или дизайна. Миру нужны художники, которые смогут отыскать новые взаимосвязи. Ведь люди сегодня ждут не только технологические прорывы, но и новые смыслы жизни.
Многие компании пытаются стимулировать развитие инноваций в бизнесе. Некоторые из них, например, нанимают менеджеров, которые отвечают за инновации – Chief Innovation Officers. Есть ли у вас собственная формула развития инноваций для предприятий?
Я не смогу озвучить идеальную формулу стимулирования инноваций, ведь ее просто не существует. Инновация – это не конкретное умение, а то, как вы воспринимаете реальность, как вы видите мир. Из моего опыта, инноваторы – это личности, которые по-другому видят мир, задают вопросы, которые другие люди игнорируют, экспериментируют с идеями.
Я лично не могу следовать тому, что говорят другие люди, не разобравшись, почему именно должно быть, так или иначе. Когда я решил быть художником, мне сказали: «Ты не можешь быть художником, потому что не учился на художника и не занимался искусством». Однако инноваторы не принимают аргументацию, которая базируется на общих представлениях. Общие представления – это лишь мнение людей, которые формируются под воздействием мнений других людей.
Иногда иметь другую точку является довольно непростой задачей, ведь все мы «социальные животные» и стремимся быть среди своих единомышленников. Если вы постоянно берете все под сомнение, люди от вас устают. Например, если вы скажете своему другу: «Почему ты загружаешь фотографию еды, это же почти никого не интересует?», то ваш друг будет думать, что вы сомневаетесь.
Есть много вопросов, которые мы не задаем другим людям, чтобы нас не возненавидели. Многим людям трудно экспериментировать из-за страха перед отрицательными результатами. Общество обязывает нас быть успешными, хотя это противоречит нашей природе.
Большинство людей боятся ошибок. И люди развивались не благодаря своим успехам, а благодаря ошибкам. Чтобы выжить, вам важно помнить не об успехах, а о собственных неудачах. Именно неудача стимулирует необходимость познания чего-то нового. А можно ли создать что-то инновационное без новых знаний?
Вы часто слышите от инноваторов о том, что вам не хотелось, слышать, а, возможно, они призывают вас к действиям. Если вашей компании удалось привлечь в команду таких людей, вам никогда не придется переживать за инновации.
Если вы считаете, вашу компанию не инновационной и хотите это изменить, вам нужно создать среду, в которой люди могут иметь разные точки зрения, ставить под сомнение устоявшиеся смыслы и экспериментировать с идеями, не боясь наказаний.
Что вы посоветуете людям, которые хотят создавать что-то новое?
Вы должны знать, что вы хотите создать. В мире много возможностей для творения – можно быть художником, дизайнером или музыкантом. Понятно, что каждая отрасль имеет как свои обычаи, так и устоявшиеся принципы. И независимо от того, что именно вы хотите создавать, важно, чтобы ваша самооценка не зависела ни от кого, кроме вас самих. Я видел много талантливых людей, которые испытывают трудности именно из-за их отчаянного желания быть принятым. Несмотря на то, что думают другие, вы должны быть уверены в своей собственной ценности.
Вместо того чтобы сравнивать себя с другими и фокусироваться на конкуренции, лучше сосредоточиться на обучении и росте. Концепция создания является противоположной к идее конкуренции или сравнения.
Создание – это процесс «соединения всех точек», то есть видение общей картины, благодаря чему ваши идеи начинают воплощаться в жизнь. Конкуренция рано или поздно приведет вас к тому, что вы проиграете. Сравнение с другими приведет вас к мыслям о проигрыше, ведь вы не идеальны. Поэтому сосредоточьтесь на самом процессе создания. Подумайте, как сделав себя счастливым, вы можете сделать счастливыми других.
Автор: Ольга Дубенская
Источник: K750
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.