На современном этапе бедность остается одной из ключевых проблем развития общества. Поиск путей решения проблемы является приоритетной целью научных исследований.
Стратегические направления по решению проблемы бедности в мире разработаны в резолюции Генассамблеи ООН, что касается основных целей устойчивого развития стран мира. Резолюция ограничивает процесс преодоления бедности временными рамками 2030 года и декларирует о значительных повышениях основных показателей жизнедеятельности людей, о равенстве прав в доступе к жизненным благам, повышении уровня защищенности и создании надежных механизмов защиты малообеспеченных лиц.
Предметом исследования является проблема реализации «Целей устойчивого развития по преодолению бедности».
Цель статьи. Сформулировать и выделить противоречия в целях устойчивого развития по преодолению бедности и доказать невозможность временных ограничений в выполнении целей устойчивого развития.
Метод (методология). В процессе исследования использован ряд методов, в частности, анализа и синтеза в определении сущности и проявлений бедности; методы индукции и дедукции, а также абстрактно-логический метод в суждениях и выводах о рациональности преодоления бедности как общественного явления; методы статистического прогнозирования в оценке параметров расходов домохозяйств Украины в период до 2030 года.
Результаты. Установлено, что проблема бедности является комплексной, и утверждать лишь о социально-экономических факторах влияния на уровень бедности крайне ошибочно.
В исследовании комплексно обозначена проблема экономической иррациональности решения проблемы бедности до 2030 года. Для этого существует целый ряд предпосылок: циклическое развитие экономики, особенности социально-экономического устройства страны, традиций, культуры, религии.
Доказано, что в условиях развития экономики Украины бедность проявляет себя хотя и не в крайних ее формах, но социально значимых, что визуализировано в прогнозах объемов расходов домохозяйств и их структуры.
Выводы. В целях устойчивого развития не учтены особенности цикличности развития экономики, влияния объективных и субъективных факторов на бедность как социально-экономическое явление. Хотя в Украине по основным индикаторам ООН крайние формы бедности уже преодолены, однако к 2030 году проблема обеднения населения решена не будет.
Вступление
Бедность как социальное явление с экономическими, психологическими и моральными причинами далеко не нова для мирового сообщества. Еще в 3 тысячелетии до нашей эры фараоны Египта не усматривали в бедности что-то роковое и боролись с ней путем установления равенства в возможностях для своих граждан.
Древние греки и римляне по-своему оценивали бедность. Так, в Греции существовала довольно четкая и отлаженная система материального обеспечения бедных слоев населения через общегосударственное пенсионное обеспечение. В то же время, борьба с бедностью была основой социальной политики многих римских императоров.
Например, за счет собственных средств боролся с бедностью римский император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август. Другие императоры применяли довольно жесткие методы такие как, например, смертная казнь за бродяжничество.
Еще Адам Смит отмечал, что «плохое существование трудящихся бедняков с одной стороны служит естественным симптомом того, что страна переживает застой, а их голодание – что она идет к упадку».
Томас Мальтус вообще говорил о крайне экстремальных методах преодоления бедности через своеобразный принцип «излишества человека». Это значит, что «человек, пришедший в уже занятый мир и если родители не в состоянии прокормить его или если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет права требовать еды, и в действительности он лишний на земле. На большом жизненном пиру нет для него места. Природа велит ему уйти и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор».
Тем самым теоретик «народонаселения» делает невозможным бедность как общественный феномен из-за отвержения «лишних лиц».
Многие современные экономисты включили в круг своих интересов проблему бедности и пути ее преодоления. Напомним, что в 2019 году нобелевскими лауреатами по экономике стало три профессора – Абиджит Банерджи, Эстер Дюфло и Майкл Кремер, что предложили экспериментальный подход к проблеме преодоления бедности, сфокусировавшись в первую очередь на качестве образования детей в школах.
Однако наибольшего глобального внимания проблема бедности заслужила в контексте резолюции Генеральной ассамблеи Организации объединенных наций от 25 сентября 2015 года под названием «Преобразование нашего мира: повестка дня в сфере устойчивого развития до 2030 года». Эта стратегия устойчивого развития поставила перед миром 17 довольно конкретных целей и 169 задач. На первом месте в этих стратегических приоритетах находится преодоление бедности. В контексте этой цели определены задачи, в частности:
«1.1. К 2030 году ликвидировать крайнюю нищету для всех людей во всем мире (в настоящее время крайняя нищета определяется как суточное потребление на сумму менее чем 1,25 долл. на день).
1.2. К 2030 году сократить, по крайней мере, наполовину долю женщин, мужчин и детей разного возраста, которые живут в бедности во всех ее проявлениях, согласно национальным определениям.
1.3. Внедрить на национальном уровне надлежащие системы и меры социальной защиты для всех, включая установление минимальных уровней, и к 2030 году достичь существенного охвата бедных и уязвимых слоев населения.
1.4. К 2030 году обеспечить, чтобы все мужчины и женщины, особенно из малоимущих и уязвимых слоев, имели равные права на экономические ресурсы, доступ к базовым услугам, владению и распоряжению землей и другими формами собственности, наследуемому имуществу, природным ресурсам, соответствующим новым технологиям и финансовым услугам, включая микрофинансирование.
1.5. К 2030 году необходимо повысить жизнестойкость малоимущих и лиц, находящихся в уязвимом положении. Уменьшить их незащищенность и уязвимость перед вызванными изменением климата, экстремальными явлениями и другими экономическими, социальными и экологическими потрясениями и бедствиями.
1.a. Обеспечить мобилизацию значительных ресурсов из самых разных источников, в том числе на основе активизации сотрудничества в целях развития, чтобы предоставить развивающимся странам, особенно наименее развитым странам, достаточные и предсказуемые средства для осуществления программ и стратегий по ликвидации нищеты во всех ее формах.
1.b. Создать на национальном, региональном и международном уровнях надежные стратегические механизмы, в основе которых имеются стратегии развития, учитывающие интересы бедного населения и гендерные аспекты, для содействия ускоренному инвестированию в мероприятия по искоренению бедности.
Цель и задачи статьи
Основной целью исследования является выделение основных аспектов экономической иррациональности в проблеме преодоления бедности. Для достижения обозначенной цели необходимо как задачи, проанализировать основные составляющие целей устойчивого развития в контексте преодоления бедности через призму циклического развития экономики, выяснить причины бедности в странах лидирующих по данному показателю, а также, охарактеризовать особенности проявления бедности в Украине.
Изложение основного материала исследования
Учитывая задачи, которые ставятся генеральной ассамблеей ООН в контексте преодоления бедности, возникает необходимость обосновать возможности по достижению этих целей и выделить иррациональные стороны проблематики, как возможные «ловушки» на пути к конечной стратегической цели.
Вполне очевидно, что любая стратегическая цель, которая ставится в процессе развития, должна предусматривать не только тактические шаги для ее достижения в виде конкретных задач, но и реальную оценку всех возможных средств. Именно поэтому основной характерной чертой рациональной стратегической цели является ее достижимость. В противном случае стратегическая цель развития превращается в недостижимую мечту с фантастическим результатом.
Учитывая этот аргумент, на наш взгляд, мировому сообществу экономистов-теоретиков и практиков-прагматиков следует сосредоточить внимание на экономической рациональности в концептуальных основах глобального прогресса, какими являются предложенные «Цели устойчивого развития» ООН.
Заметим, что сама идея устойчивого развития в плоскости фундаментальных принципов общественного благосостояния является правильной и как таковая заслуживает видное место в основе центричной человеческой модели построения глобальных отношений.
Однако цели, которые поставлены в парадигме развития с точки зрения экономического рационализма и философии человеческих отношений, можно считать достаточно «утопическими». Этот провокационный вывод можно обосновать, раскрывая сущность каждой из целей и анализируя их не с позиции желаемого результата, а с точки зрения реализма функционирования экономических систем.
Предпосылкой реализации «Целей устойчивого развития» разработчиками определены временные рамки, а именно 2016 год – начало и 2030 год – завершение, то есть результат. Мы убеждены, что пятнадцатилетние рамки для обозначенных целей не только ограничивают стратегическое продвижение, но и еще больше делают иррациональной саму идею устойчивого развития.
Обозначенная нами проблема преодоления бедности не укладывается в пятнадцатилетние рамки, учитывая цикличность развития экономических систем. Так, в течение пятнадцати лет экономические системы стран будут проходить пятнадцать сезонных циклов. В каждом из этих циклов есть период спада, который может длиться от одного до шести месяцев.
Этот период будет сопровождаться сезонной безработицей, а, следовательно, сокращением уровня производства, уменьшением спроса и снижением уровня покупательной способности населения, что бесспорно будет влиять на уровень, возможно не «крайней», однако, все же, бедности в стране.
В теории цикла Дж. Китчена, предусмотрено, что продолжительность одного цикла составляет 3-4 года, в течение них действует временной лаг между получением информации и принятием стратегически значимого управленческого решения для предприятия.
Следовательно, периодов спада в течение 15 лет при условии реализации этих циклов будет минимум 3 и максимум 5 лет.
В течение этих этапов цикла, согласно теории Китчена, накопленные запасы совсем не будут означать благосостояние общества, а лишь предпосылку для сокращения объемов производства из-за превышения предложения над спросом, что, очевидно, приведет к переориентации, оптимизации и модернизации производства. Это станет предпосылкой к сокращению персонала, а затем к росту уровня безработицы и, соответственно бедности среди населения страны.
Если во внимание брать 7-11 летние циклы Клемана Жюгляра, то в течение 15 летнего периода будет, как минимум, одна фаза рецессии (подфазы краха, острого кризиса, спада). Эта фаза будет предусматривать снижение деловой активности и уменьшение уровня рентабельности основных фондов.
Реализация инвестиционных проектов предполагает значительные капитальные вложения на более длительные сроки, в течение которых, собственно, и должна произойти переориентация и переформатирование производства, что приведет к высвобождению рабочей силы, а, следовательно, к безработице и сокращению доходов населения. Это совершенно очевидно снизит общий уровень благосостояния и значительно повысит уровень бедности.
Под сомнение ставит выполнение первой цели устойчивого развития и возможный этап рецессии согласно циклическому развитию экономики Саймона Кузнеца.
Инфраструктурные циклы продолжительностью 15-25 лет на этапе рецессии предусматривают смену технологий. Во временной плоскости 2015-2030 годов мы можем констатировать бурное развитие IT-технологий, тотальную роботизацию производства, автоматизацию процедур и процессов, а, следовательно, высвобождение человеческих трудовых ресурсов и необходимость «мгновенной» переквалификации работников.
Это обусловит ряд негативных явлений. Так, опыт стран-лидеров в сфере роботизации производства показал, что среди населения возникают неприемлемые настроения относительно возможной замены людей машинами. И это вполне оправдано с позиции работников.
В качестве примера из истории развития стратегии на массовую роботизацию приведем опыт США и Канады: «с 2000 по 2010 год в США и Канаде исчезли 5,6 млн. рабочих мест. 85% были потеряны из-за роста производительности, связанной с заменой людей машинами. Эксперты оценивают, что к 2030 году работы заменят 30-38% рабочих мест в США, Германии, Великобритании».
Как считают исследователи цикличности экономического развития 2018-2060 годов, это по сути шестой цикл согласно теории Н. Кондратьева, предусматривающий NBIC-конвергенцию, то есть конвергенцию нано-, био-, информационных и когнитивных технологий.
Активное внедрение технологий, несмотря на значительные положительные эффекты повышения уровня рентабельности производства, эффективное использование ресурсов, ускорение производственного процесса будет сопровождаться сокращением рабочих мест, возникнет нехватка специалистов, которые будут обладать достаточным уровнем профессиональных компетентностей в условиях ускоренного развития новейших технологий.
Рынок труда будет перенасыщен дешевой рабочей силой, однако, не в полной мере конкурентоспособной в условиях NBIC-конвергенции. И здесь неспособность трудоспособного населения быстро реагировать на требования рынка труда, приведет к массовой безработице.
Уже на сегодня в Украине мы наблюдаем не спадающий спрос на специалистов IT-профессий. Так в ТОП профессий Украины в 2021 году видное место отведено IT-специалистам, а именно — программистам, разработчикам и администраторам сетей и баз, модераторам, специалистам по робототехнике, специалистам по информационной безопасности, web-дизайнерам, 3d-аниматорам.
Кроме того, большим спросом пользуются аналитики Big Data, то есть универсальные специалисты с неплохими математическими, статистическими, компьютерными, экономическими знаниями. Такие специалисты претендуют на высокую оплату труда, а значит высокий уровень доходов, однако подготовка таких специалистов – это длительный процесс, а стоимость образовательных услуг в сфере IT довольно высока.
Формализация процесса обеднения населения в контексте реализации «Целей устойчивого развития ООН» происходит в плоскости расчета индекса многомерной бедности, то есть по сути, индекса ограничения доступа населения страны к необходимым жизненным ресурсам. В 2019 году был опубликован отчет «The 2019 Global Multidimensional Poverty Index (MPI)» в котором были собраны данные о многомерной бедности.
В ТОП-20 стран с самым высоким уровнем многомерной бедности вошли в основном африканские страны. Анализируя данные можно отметить, что наибольшее количество бедного населения проживает в политически, экономически и социально-нестабильных странах. Так, например, Южный Судан – это африканская страна, которая получила свою независимость в 2011 году с населением более 10 млн. человек, из которых более 9 млн. живут за чертой бедности.
Экономика Южного Судана главным своим ресурсом определяет нефть. Кроме этого, значительный потенциал экономики кроется в поставке тикового дерева для изготовления мебели. На территории этой страны имеются значительные залежи железной руды, меди, цинка, серебра и золота.
Более 80% территории Республики Нигер расположено в пустыне Сахара. Численность населения более 24 млн. человек, из которых более 18 млн. человек находятся за чертой бедности. Экономическая ситуация в стране зависит от развития сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых (медь, литий, марганец, кобальт, и т. п.). Нигер находится на девятом месте в мире по запасам урановой руды.
В Республике Чад главными экспортными товарами являются хлопок, мясо, кожа, домашний скот, нефть. Основной отраслью экономики, обеспечивающей до 70% валютных поступлений, является сельское хозяйство, составляющее 32,4% ВВП.
Население страны составляет более 10 млн. человек, но около 8,5 млн. человек находится за чертой бедности, что означает несостоятельность экономической системы эффективно осуществить соответствующее перераспределение благ и финансовых ресурсов.
Во всех остальных африканских странах бедность — это явление, сопровождающее развитие общества и экономики. Несмотря на то, что некоторые из этих стран находятся в мировых лидерах по добыче полезных ископаемых, поставках сельскохозяйственной продукции, дешевой рабочей силы, более 60-70% населения находится за чертой бедности.
Бесспорно, что первопричины здесь кроются за пределами рациональных экономических процессов:
– во-первых, это военно-политические конфликты на территории страны;
— во-вторых, большое количество необразованного населения, что приводит к низкой квалификации рабочей силы;
– в-третьих, отсутствие предприятий с современными технологиями производства и неэффективное использование природных ресурсов, климатические проблемы;
– в-четвертых, социальные проблемы, в частности низкий уровень медицинского обеспечения, практическое отсутствие системы социальной поддержки населения.
Следовательно, проблема бедности – это проблема комплексная, и утверждать только о социально-экономических факторах влияния на снижение уровня бедности, мы считаем крайне ошибочным. Так, например, как указано в стратегических задачах Генассамблеи ООН, одной из таких задач являются надлежащие системы социальной защиты в странах с крайней бедностью.
Как указано в исследовании Бурлака А. С., современная система социальных услуг требует действенного финансово-экономического механизма.
В частности, необходимо разработать стандарты обеспечения граждан социальными услугами в общине, которые должны стать основой для определения обязательств органов местного самоуправления и финансового норматива бюджетной обеспеченности расходов местных бюджетов на социальные услуги;
разработать механизмы закупки социальных услуг у негосударственных субъектов за бюджетные средства;
проанализировать фактические расходы учреждений социальной защиты с целью определения целесообразности в существовании сети таких учреждений на местном уровне, учитывая соотношение спроса и предложения на социальные услуги, а также для формирования консолидированного бюджета социальной защиты населения и распределения его между исполнительной властью, местным самоуправлением и непосредственными получателями социальных услуг.
По сути, в стране должен быть целый ряд взаимосвязанных элементов, в частности, сформированная бюджетная система, налоговая система, финансово-кредитная система, сеть учреждений социальной защиты.
Кроме этого, должна быть сформирована база лиц, что требуют социальной защиты и созданы условия для доступа соответствующих категорий населения к услугам системы социальной защиты.
Одной из важных позиций, что определяется как условие для сокращения числа бедных лиц, является равенство прав на экономические ресурсы. Сущность этой задачи, очевидно, сводится к обеспечению равноправия как правовой основы общества равных возможностей.
Однако наличие равных прав во многих обозначенных нами странах может быть обеспечено на уровне государства только формально, поскольку нивелируется общественным укладом, традициями, религиозными убеждениями.
И здесь вполне очевидно, что обеспечение равных прав на экономические ресурсы – этот процесс, который будет зависеть от уровня глобализации Африканского континента и масштабов интеграции в общественные отношения общих ценностей цивилизации и принципов построения гражданского общества.
В перечне стран с проблемами бедности, Украина занимает 105 строчку с индексом бедности на уровне 0,001. На момент расчета данного показателя определено, что всего лишь 0,2% населения было бедным. По критериям, которые определены ООН, Украину нельзя считать страной с бедным населением. Согласно прогнозным данным, составляющие детерминирующего индекса бедности в 2030 году будут снижены еще больше.
В «Добровольном национальном обзоре» опубликованном в первой половине 2020 года отмечено, что в Украине целевые параметры индикаторов преодоления бедности должны были быть достигнутыми еще в 2020 году.
Противоречие между значениями индикаторов, предложенных в определении уровня преодоления бедности и реальной ситуацией, в частности в отношении Украины, как нельзя лучше проявляет иррациональность в целях устойчивого развития по борьбе с бедностью и обнищанием.
В частности, каждый рядовой гражданин Украины чувствует по уровню своих доходов, а также, по структуре потребительских расходов, что бедность проявила себя в более изысканных формах.
Под понятием «утонченных» форм бедности мы имеем в виду скрытые ее проявления, в частности, рост затрат на определенные продукты питания, значительные затраты на оплату коммунальных услуг, ограничение возможностей на приобретение определенных категорий товаров (например, одежды, бытовой техники, автомобилей, и т. п.), развитие собственного бизнеса и прочее.
Вполне очевидно, что об обнищании здесь говорить нельзя, однако обеднение населения Украины можно утверждать как факт. Так, по данным Института демографии имени М. В. Птухи НАНУ, уровень бедности в Украине превышает 50% – и это на начало 2021 года.
Бесспорно, что мы не можем не обращать внимания на масштабы мировой пандемии COVID-19 и ее влияние на экономики не только Украины, но и многих стран мира. Сейчас даже ООН признает, что «COVID-19 нивелирует достигнутые успехи в борьбе с бедностью в Украине и во всем мире».
Очевидно, что пандемия — это объективная причина бедности.
Мы убеждены, что наиболее значимыми субъективными причинами «украинского» типа бедности является структура расходов домохозяйств. Это результирующий показатель, убедительно удостоверяющий возможности домохозяйств в собственном развитии. Мы исходим из фундаментального принципа развития:
чем больше домохозяйство тратит на потребление, тем меньше его возможности для сбережений, а, следовательно, и для инвестиций, и, как следствие, для развития. И прогнозы до 2030 года (предельной границы реализации «Целей устойчивого развития») далеко от оптимистического сценария.
Для прогнозирования тенденций в потреблении мы использовали статистическую функцию тенденция. Кроме того, дополнительно для проверки истинности прогноза, были использованы функции FORCAST.ETS и РОСТ. Результаты статистического прогноза показали довольно ожидаемые тенденции, в частности:
— во-первых, как и в 2010-2020 годах, в 2030 году потребительские расходы будут превышать 80% всех совокупных расходов домохозяйств;
— во-вторых, более трети своих доходов домохозяйства будут тратить на продукты питания;
— в-третьих, будет происходить постоянный рост расходов на жилищно-коммунальные услуги.
Считаем, что такие статистические расчеты могут трактоваться как «оптимистичный сценарий», поскольку последние цифры в показателях, которые непосредственно влияют на общую структуру расходов домохозяйства, показывают вектор пессимистического сценария.
Так, для примера, в октябре 2021 года индекс цен на сельскохозяйственную продукцию по сравнению с октябрем 2020 года вырос более чем на 20% (продукция растениеводства – 124,8%, продукция животноводства – 122,1%). А это значит, что в конце 2021 года домохозяйства будут тратить на продукты питания на 20% больше чем за аналогичный период 2020 года.
Не впечатляет оптимизмом и динамика цен на коммунальные услуги в 2021 году. Так, например, по расчетам Кабинета министров Украины, в 2021 году произойдет рост цен на коммунальные услуги по поставке отопления и горячей воды на 33%, а холодной воды – на 20%. Такой рост продлится, хотя и меньшими темпами, до 2024 года.
Поэтому утверждать, как показывает статистический прогноз, что лишь на 2% вырастут расходы на жилищно-коммунальные услуги в структуре расходов домохозяйств, на наш взгляд, будет нецелесообразно.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Цели устойчивого развития, обозначенные ООН, предложили ориентир на 2030 год, в частности в ликвидации крайних форм бедности.
Однако не учли с точки зрения особенностей социального развития стран, в частности культуры, традиций, форм общественных отношений, а также политических факторов, влияющих на развитие стран и, что наиболее парадоксально, экономических детерминантов.
На примере Украины мы наблюдаем ситуацию, что наше государство находится за пределами критических линий ООН в контексте бедности населения. Однако утверждать, что уровень бедности населения (домохозяйств) к 2030 году в Украине будет снижаться, и будут повышаться основные параметры жизнедеятельности крайне ошибочно, и в этом и заключается, на наш взгляд, экономическая иррациональность в целях устойчивого развития.
Авторы: Андрей Тимкив, кандидат экономических наук, преподаватель, кафедра финансов и экономики, Подольский специальный учебно-реабилитационный социально-экономический колледж
Инна Михайлова, преподаватель, кафедра экономической кибернетики, информационной и социокультурной деятельности, Подольский специальный учебно-реабилитационный социально-экономический колледж
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 31, №4 (2021) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.