08.10.2019 – Новая властная команда, которая шла на выборы под лозунгом «конец эпохи алчности», уже отметилась рядом неоднозначных социальных инициатив. Так, усиливается налоговое законодательство для предпринимателей, оформленных как Фопы, прозвучала идея обложить отдельным налогом IT-специалистов, готовится новый Трудовой кодекс, который предоставляет работодателям превосходства над рабочими.
При этом команда Зеленского молчит относительно возможного снижения коммунальных тарифов, хотя этой темой активно жонглировали во время избирательной кампании. А поданный в Верховную Раду проект бюджета не только явно не предусматривает анонсированного премьером Алексеем Гончаруком роста ВВП на 40% за пять лет, но и почти не повышает социальные стандарты.
Вице-премьер по социальным вопросам в предыдущем правительстве Павел Розенко оценивает первые шаги власти и сетует, что проект бюджета на следующий год никак не соответствует ожиданиям избирателей Владимира Зеленского и его «Слуги народа».
Минимальная зарплата в бюджете на следующий год увеличивается на 12,2%, в планах – повышение прожиточного минимума в два раза в течение года. Но все равно госбюджет критикуют за почти нулевой рост социальных параметров. Что с этим бюджетом, на ваш взгляд, не так?
Если говорить откровенно, то минимальная зарплата, пенсии и прожиточный минимум в 2020 году существенно все же не повышаются. По прожиточному минимуму вообще придумана хитрая формула о том, чтобы правительство осуществило какие-то решительные меры, чтобы прожиточный минимум был установлен на уровне 4250 грн. в 2020 году. Но вопрос, же в другом – устанавливать они будут одно, но размеры выплат пенсий и различных видов социальной помощи не вырастут! Ведь правительство хочет параллельно отвязать размеры соцстандартов от прожиточного минимума.
На сегодня проблема же не в том, что прожиточный минимум занижен, а в том, что он является расчетной величиной для целого ряда социальных параметров – для более 60 видов социальных пособий, компенсаций, стипендиальных выплат, пенсий, субсидий, различных выплат и тому подобное. Когда министр финансов говорит, что прожиточный минимум увеличится вдвое, это означает, что пенсии увеличатся в два раза? Нет, не означает, ибо прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц увеличивается в следующем году на какие-то смешные 130 грн. Значит и минимальная пенсия вырастет только на эту мизерную сумму.
Прожиточный минимум, конечно, может использоваться как оценочная величина, по которой ученые и эксперты смогут оценивать уровень жизни в стране. Но украинцев интересует не аналитика и красивые выступления чиновников по телевизору, а размер их зарплат, пенсий и других социальных выплат. А с этим все плохо – правительство предлагает индексировать эти параметры на небольшие проценты в течение года, хотя, мне кажется, что нынешний уровень роста экономики Украины позволяет поднять соцстандарты больше. Собственно этого же и ждут избиратели от президента и партии «Слуга народа».
Поэтому меня очень удивляет, когда премьер-министр объявляет цель установить реальный прожиточный минимум. Он и так фактически сейчас ежемесячно устанавливается Министерством социальной политики. И официально обнародуется. Мы в 2017 году подняли минимальную зарплату в 2,5 раза и сделали так, что на сегодня она практически соответствует прожиточному минимуму для трудоспособных людей. А на что готово нынешнее правительство? Поднять пенсии до уровня реального прожиточного минимума готово? Судя по показателям проекта бюджета на 2020 год – не готово ни на что.
Говорят, что в первом чтении фактически внесен бюджет с параметрами, которые готовило еще ваше правительство.
Новое правительство было сформировано в конце августа плюс люди, которые уже представляли себя в правительстве, к моменту своего назначения имели три месяца спокойной работы в структуре Администрации президента. За то время они могли спокойно подготовиться, проанализировать, обсудить новые идеи и доходы в бюджет. Если они этого не делали – то их проблема, а сейчас вся ответственность за внесенный проект бюджета на 2020 год лежит на действующем правительстве. А его принятие и вступление в действие от новоизбранного парламента и президента.
Насколько существенно бюджет может быть переделан перед вторым чтением?
Я не верю, что по показателям зарплат, пенсий, прожиточного минимума бюджет существенно изменится. Возможно, по расходам на центральные органы исполнительной власти где-то что-то уберут–добавят. Вся риторика правительства говорит о том, что украинцам надо выходить из предвыборного состояния и возвращаться в реальность, где красивые картинки со сниженными тарифами на газ, тепло, ЖКХ, повышенными пенсиями и зарплатами меняются на прагматичный подход по «затягиванию поясов» нашим согражданам.
В этом бюджете не заложены поступления из дополнительных сфер, о которых активно говорят в Зекоманде, – от продажи земли, легализации азартных игр, борьбы с контрабандой… Этот подход вы считается правильным? Потому что, например, ваше правительство регулярно вписывало в бюджет доходы от приватизации, но эти цифры так и оставались на бумаге.
Это показывает то, что решения, которые предлагаются властью, пишутся «на коленке» и никоим образом не просчитаны с точки зрения как финансового результата, так и с точки зрения влияния на социально-экономическую ситуацию в стране. Вокруг того же рынка земли не было никакой профессиональной дискуссии, в какой форме и какими механизмами он будет внедряться. А если эти инициативы не имеют под собой финансово-экономических расчетов, правительство не может их включать в бюджет.
Вы можете признать, что постановление о повышении зарплат учителям, принятое вашим правительством прямо перед увольнением, было своеобразным «костяком» для ваших преемников, которые теперь не могут найти на это деньги?
Слушайте, когда на заседании правительства за этот вопрос голосовали все члены правительства, в том числе, министерство финансов, то какие у меня основания считать это решение принятым «в пик» кому-то? Я последовательно выступал в правительстве как раз за концентрацию усилий нашей власти на росте заработных плат во всех секторах экономики. Потому что сегодня труд украинцев является недооцененным, уровень его оплаты не соответствует даже тому уровню производительности труда, который мы сегодня имеем.
И я уверен, что при желании найти средства на финансирование повышения зарплат учителям, можно было найти деньги как в государственном бюджете, так и в местных. Но я так понимаю, что новое правительство просто не захотело этим заниматься. Конечно, что легче сказать «денег нет, и не будет» и повернуть все на предшественников, чем все же включить голову, найти средства и повысить заработную плату работникам образования.
«У Минфина всегда есть «заначка» расходов для торгов с Верховной Радой»
Местные советы сейчас воют из-за блокирования Госказначейством так называемого «соцэконома» на развитие регионов. Даже флеш-моб организовали «верните деньги общинам». Центральная власть в свою очередь объясняет это тем, что на местах эти средства расходуются как-то непрозрачно и неэффективно.
На самом деле, все проекты развития территорий и социально-экономического развития, на которые выделялись средства из госбюджета публичные, прозрачные и понятные всем. Они опубликованы во всех областях по объектам. Такая открытость и прозрачность была принципиальной позицией нашего правительства.
Кстати, меня очень удивило и возмутило, что новое правительство первым своим шагом сделало свои заседания закрытыми от чужих глаз. Это абсолютно не соответствует лозунгам открытости власти и политики, которые провозглашал сам Зеленский. Помните – перед выборами он едва не веб-камеру обещал у себя в кабинете установить?
Но согласитесь, что последние заседания вашего правительства превратились в личный предвыборный пиар Владимира Гройсмана, а все решения перед вынесением их в публичную плоскость на самом деле принимались за закрытыми дверями.
Заседание правительства у нас состояли из двух частей. На подготовительном заседании, как правило, не обсуждались конкретные пункты повестки дня, а они дополнялись дополнительными вопросами. Теми вопросами, которые были готовы для рассмотрения, но не входили в основной перечень правительственных документов, которые нам раздавали за несколько дней до заседания правительства. Дискуссии велись вокруг того, чем дополнить повестку дня.
Но все другие вопросы рассматривались открыто, и я неоднократно имел возможность публично выражать свое несогласие, голосовать против определенных решений правительства.
Более того – мы заранее публиковали повестку дня, чтобы люди могли с ней ознакомиться и с проектами решений правительства. Даже если наше правительство вроде что-то там скрывало, то это новое «открытое диджитализованное» правительство вместо того чтобы «исправить ситуацию» вообще сделало все заседания правительства закрытыми. И теперь никто вообще не знает, чем они там занимаются за закрытыми дверями, какие решения принимают.
Но вернемся в местные бюджеты. Если у кого-то есть какие-то претензии по конкретным объектам, которые, как они считают, неправильно строятся сейчас, что-то там неэффективно расходуется, надо было решением правительства приостанавливать строительство этих конкретных объектов. А они закрыли все финансирование по всем объектам по всей Украине!
Зима скоро, а, например, строительство и ремонт крыш во многих школах, ремонт теплосетей остановлен. То, что должны были сделать летом, переносится на зиму, и то непонятно, будет ли возобновлено финансирование. Поэтому за этим всем стоят какие-то другие мотивы – думаю, что Минфин просто перестраховывается и хочет сохранить ликвидность счетов казначейства перед выплатой МВФ 200 млрд. осенью. Но было бы честно откровенно об этом сказать обществу.
Минфин — чуть ли не единственный орган, который полностью остался с вашего правительства. Почему же он демонстрирует такое разное поведение?
Ничего не изменилось. Логика Минфина во всех правительствах всегда остается четкой и ясной – меньше тратить, больше экономить. Если предыдущее правительство говорило, что деньги должны работать на развитие Украины, а не лежать на счетах казначейства, надо финансировать области, объекты социально-экономического назначения, сейчас новая власть решила это все приостановить и финансировать в первую очередь министерства, центральные органы исполнительной власти.
Министр финансов Оксана Маркарова на претензии к этому проекту бюджета сетовала на несправедливое распределение льгот, которое существовало ранее…
Трудно сказать, о каких именно льготах она говорила. Но эти слова как раз свидетельствуют, что ко второму чтению ничего принципиально не изменится, а будет только перераспределение внутри органов власти. Хотя у Минфина всегда есть «заначка» расходов для торгов с Верховной Радой – где-то в 10-20 млрд. гривен.
Но сейчас монобольшинство и тот, же экономический идеолог «слуг» Даниил Гетманцев категорически против возвращения практики задабривания мажоритарщиков «соцэкономом» в округах.
И минимум 9 млрд. на это уже есть в разных статьях проекта бюджета! А 26 млрд. нераспределенных средств для СНБО – это кому? Я удивляюсь, как это стало возможно, и почему-то не удивляет секретаря СНБО Александра Данилюка (беседа происходила еще до его отставки), который сам был министром финансов в прошлом правительстве. Если бы его тогда президент попросил выделить такие средства на СНБО неизвестно под что, думаю, он бы как министр финансов не очень обрадовался от такой просьбы.
Можно констатировать, что пока планирование бюджета на следующий год является традиционным во всех направлениях и каких-то прорывных идей я лично не замечал. Хотя я ожидал другого, прежде всего, в вопросах социально-экономических показателей, учитывая рост экономики. Мы планировали рост ВВП 3,2 %, а уже имеем 4,6 % за последний квартал. Поэтому когда как не сейчас говорить о поднятии социальных стандартов, зарплат, пенсий?
«Пока что на призыв Зеленского возвращаться откликнулся только Евгений Коноплянка»
Мы видели, как трудно шли переговоры прошлого правительства с МВФ, пришлось тарифы на газ поднимать, хотя Гройсман уверял, что делать этого не будет. Миссия МВФ приезжала в Киев и уже при новом правительстве, но пока без конкретики. Не будет ли Фонд более снисходительным к новому правительству с его симпатичным прогрессивным имиджем?
Думаю, Фонду, как и большинству общества, до сих пор непонятно, что представляет собой нынешнее правительство. Поэтому повторюсь – впервые за последние пять лет деятельность правительства является полностью закрытой. И те месседжи, что мы слышим от премьера и отдельных министров, не проясняют картину стратегических направлений работы правительства.
Риторика представителей нынешней власти выглядит достаточно прогрессивной, но конкретные действия вряд ли можно назвать либеральными и рыночными. Это можно сказать о ситуации с ФОП, с ИТ-сектором, когда, несмотря на риторику властей о либерализации, жестко закручиваются гайки малому и среднему бизнесу.
Но тот, же Гетманцев приводит аргумент, что неправильно, когда большой магазин работает на едином налоге.
Так вместо того, чтобы создать условия для крупных магазинов, чтобы им было выгодно работать в легальной сфере, правительство хочет наказать всех физлиц — предпринимателей. Логика абсолютно порочна и не соответствует либеральным лозунгам правительства. Сейчас мало почему-то об этом вспоминают, но мы в 2016 году в два раза уменьшили единый социальный взнос – с 45 до 22 %. Вот был реальный шаг навстречу бизнесу.
И сильно бизнес его оценил?
Даже по данным Минэкономики, было 50 % экономики в тени, а стало 38 %. Значит, детенизация из-за таких шагов пошла на спад, пусть и недостаточно. Но мы показали путь не на словах, а конкретными решениями.
То же самое могу сказать и о намерениях властей реформировать трудовое законодательство. С одной стороны Зеленский призывает украинцев, работающих за рубежом, возвращаться в Украину и строить новую страну. Но пока на призыв Зеленского откликнулся лишь Евгений Коноплянка, который вернулся в «Шахтер».
А с другой стороны выходят влиятельные представители «Слуги народа» и рассказывают, что мы так изменим Трудовой кодекс, позволим фактически бесконтрольно увольнять работников, будем ограничивать их право на отпуск, оплату больничных, снимем льготы с беременных, с участников АТО и так далее.
Такое впечатление, что люди не понимают, почему украинцы бегут за границу – потому что условия труда в Украине сегодня намного хуже, чем в соседних странах. И дело не только в низких зарплатах, а в отсутствии социальных пакетов, медицинской страховки, в том, что за рубежом работодатели уплачивают взносы в негосударственные пенсионные фонды за своих работников, чего нет в Украине. Это и условия труда по безопасности труда, и отпуска, и оплата больничных, это и защита прав работника…
А почему вы сами не занимались в свое время этими проблемами?
Лучше бы нынешняя власть вообще ничем не занималась в трудовом законодательстве, чем сегодня делать то, что предлагается. Эти изменения будут нарушать баланс интересов работника и работодателя и приведут лишь к очередной, более мощной волне эмиграции трудового ресурса украинцев за пределы страны. Потому что от власти огромные ожидания и разочарования могут иметь катастрофическое значение как для самой власти, так и для Украины в целом. Люди просто не будут видеть другого выхода, как бежать за границу. Власть же они переизбрали, а жизнь становится еще хуже.
«Чтобы провести перепись по современным мировым технологиям, нужно от 4 до 5 млрд. грн.»
Еще только когда Зеленский стал президентом, у него было заявление о люстрации всех, кто работал при прошлой власти. Никакой люстрации так и не произошло, тот же Аваков остался в правительстве, но премьер Алексей Гончарук недавно анонсировал перезагрузку власти. В частности, он заявил, что теперь на госслужбу можно будет попасть по контракту. Но и при прошлой власти была так называемая реформа госслужбы – конкурсы, появление института госсекретарей… Как вы видите ее продолжение в исполнении ваших последователей?
Начинается традиция фактического увольнения всех чиновников высокого ранга. Причем речь идет не о министрах, потому, что их увольнять как раз – это нормально, они – политические фигуры. Хотя мне приятно, что, несмотря на резкие предвыборные заявления президента Украины, что всех надо выгнать и люстрировать, в его команде нашлось место для отнюдь не последних членов прошлого правительства.
Это значит, что все-таки здравый смысл победил предвыборную риторику. Да и в перечне нынешних первоочередных законопроектов нет законопроекта о люстрации чиновников, его заменили внесением изменений в закон о госслужбе.
Изменения, на мой взгляд, популистские, потому что людям обычно нравится, что всех надо выгнать, очистить власть и так далее. Но руководитель правительства начал плохую традицию – когда через несколько месяцев, а возможно через год, будет заменен и сам нынешний премьер-министр и придет новое правительство, следующий глава правительства совершит с назначенными госслужащими точно такое же – безосновательно выставит за дверь. И никакой защиты в виде закона о госслужбе у этих людей уже не будет.
У меня за последние дни было несколько разговоров с моими друзьями, партнерами, людьми из экспертной среды и они говорят, что лучше подождут, и не будут идти работать в правительственные структуры. Потому что сейчас они возьмутся за работу, начнут внедрять реформы, потратят весь свой авторитет и пыл, а через полгода следующий премьер назовет их «предшественниками», негодяями и коррупционерами и всех вычистит? Разочарование последними решениями власти – тотальное.
Вместо того чтобы быстро и качественно оценить конструктивность каждого руководителя, определить его КРИ, в перед вышел принцип революционной целесообразности, который тем же образом сыграет в будущем против тех самых людей, которые сейчас придут на вакантные места.
Новая власть заговорила о возможной переписи населения, потому что сейчас просто неизвестно, сколько народу проживает в Украине. Почему, собственно, еще ваше правительство ее не начало? Перепись поможет эффективнее распределять социальные выплаты?
Я был и остаюсь последовательным сторонником проведения переписи населения. С точки зрения оценки будущих социальных выплат она вряд ли существенно поможет, потому что у нас и так на сегодня есть реестры социальных льгот и льготников. Есть работающий, разработанный нами централизованный реестр Пенсионного фонда, он дает абсолютно точную картину по людям, нуждающимся в социальной помощи и которым выплачивается пенсия или которые платят средства в Пенсионный фонд.
Более того, мы впервые в истории Украины несколько раз проводили масштабные верификации социальных выплат, в том числе, и пенсий. Эти реестры серьезно вычищены, и сегодня мы четко можем сказать, что не платим пенсии ни так называемым «мертвым душам», ни двойные или тройные пенсии.
Поэтому перепись населения – это более масштабное социологическое исследование, которое заключается не только в определении того, сколько нас есть в Украине, но и показывает состояние общества, начиная от удовлетворенности социально-экономическим положением, заканчивая доступом к системе образования, здравоохранения, какими-то культурными моментами и тому подобное. Это, безусловно, необходимо проводить, в том числе, для прогнозирования развития Украины в будущем.
Но во что упиралось проведение переписи? Первое и главное – это вопрос средств: чтобы провести ее по современным технологиям, нужно от 4 до 5 млрд. грн. И всегда возникал вопрос, что в нынешней ситуации является для нас приоритетом – потратить 5 млрд. на перепись или на эти деньги поднять пенсии определенной категории пенсионеров, которым эти средства крайне нужны?
Второе – перепись планировалось провести в 2018 году или после президентских выборов в 2019 году. Но фактически одновременно проводить такие масштабные мероприятия, как выборы и перепись населения, невозможно, ибо и то, и другое требуют привлечения достаточно серьезных ресурсов местных общин и тому подобное.
Поэтому еще раз подчеркну, что я поддержу, если правительство найдет средства для переписи. Сейчас для этого спокойный межвыборный период, и в следующем году, где-то после местных выборов, можно все-таки ее провести.
«Если и дальше будет играть эта пластинка, разочарование людей будет нарастать как волна»
Тема тарифов на жилищно-коммунальные услуги была одной из самых популярных на выборах. Ею спекулировали все политики. Но в команде Зеленского, когда он пришел к власти, не спешат обнадеживать их снижением. Более того – этой власти достались невыполненные обещания вашего правительства МВФ относительно очередного повышения цены на газ. Видите ли вы в преддверии зимы возможность уменьшения тарифов?
Очевидно, что тема тарифов использовалась как предвыборная риторика. История с тарифами и с повышением зарплат учителям до 4 тыс. евро сейчас разбивается о реальность госбюджета на 2020 год. Из тех цифр, которые предусмотрены на субсидии, уже очевидно, что тарифы не будут снижены, не будет меняться система субсидий и вноситься какие-то дополнительные льготы.
А напомню, что Зеленский обещал пенсионерам, старше 80-ти лет, что вроде бы они не будут платить за жилищно-коммунальные услуги вообще. Все эти темы использовались только для того, чтобы определенная группа людей на волне популизма пришла к власти.
Цинизм предвыборных технологий сегодня проявляется в разных аспектах жизни. Сначала было пылкое желание уехать из Банковой, а уже никто оттуда не выезжает. Потом желание ездить на велосипеде, а вместо того – кортежи и куча охранников вокруг президента во время публичных мероприятий. Я молчу уже про обещанные открытые конкурсы на государственные должности, которые были сейчас заменены на кулуарные «договорняки» по назначению нужных людей.
Меня беспокоит еще и то – вместо того, чтобы после выборов сказать людям откровенно правду о том, как реально будет жить страна в последующие годы, власть продолжает находиться в состоянии предвыборной кампании. Уже сидя на креслах, они хотят нравиться всем, но это не может продолжаться бесконечно. Если и дальше будет играть эта пластинка, то разочарование людей будет нарастать как волна. Хотя с другой стороны некоторая риторика власти меня радует, тешит мое самолюбие.
Зеленский сказал в Нью-Йорке, что Украина является сильной державой, которая не будет ни у кого ничего просить, а еще и сама может помочь. А это означает, что именно предыдущий президент Порошенко и наше правительство сделали Украину сильной. Мне очень приятно, что премьер-министр на следующий день после назначения может сделать селфи с футбольного поля и подписать его: «Работа – работой, а футбол по расписанию». Или постить видео, как он спокойно катается на самокате в помещении правительства.
Это значит, что у премьер-министра не болит голова о том, что где-то не выплачиваются пенсии, зарплаты, не оформляются субсидии, какие-то механизмы не работают. Потому что все платится вовремя, стабильно и в полном объеме, работает как часы. И это обеспечили именно мы.
Это совсем нельзя сравнить с состоянием экономики, в котором получила страну наша власть. В 2014-2015 годах мы полгода не вылезали из кабинетов, потому что не знали, как платить людям пенсию, потому что Пенсионный фонд был на грани банкротства. Но мы, ни на день не задержали выплату пенсий. Мы реформировали на ходу систему субсидий, чтобы не было социального взрыва в результате поднятия тарифов на газ и тепло. И моя команда в Минсоцполитики сделала систему субсидии простой, понятной, справедливой и доступной для украинцев.
Мы день и ночь решали вопрос десятков тысяч переселенцев, которые ежедневно прибывали с неподконтрольных территорий (проживание, питание, оформление и выплата социальных пособий, пенсий) и полтора миллиона семей у нас в те времена переселились на территорию, которая была подконтрольной украинской власти. Обеспечивали всем необходимым наших воинов, которые возвращались с фронта, решая их насущные проблемы.
А сегодня новая власть получила экономику в таком состоянии, что они могут себе позволить в субботу и воскресенье поиграть в футбол. Я думаю, это лучшая оценка деятельности нашего правительства.
Автор: Павел Вуец
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.