
В статье раскрываются особенности процесса развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а с ними и электронного управления, что влияет в свою очередь на созидательные процессы. ИКТ становятся все более доступными для повышения простоты и эффективности во многих сферах жизни. ИКТ является особенно перспективным в области управления и участия общественности.
Сторонники открытого и электронного правительства считают, что правительства в цифровую эпоху могут использовать информацию для уменьшения коррупции и повышения прозрачности правительства, подотчетности, эффективности и участия граждан. Сторонники прав человека утверждают, что для успешного использования ИКТ в управлении необходим доступ к информации, образованию и возможность обмена информацией для граждан.
Одной из главных целей электронного управления является повышение уровня привлечения граждан к участию в деятельности государства и принятии государственных решений. Данная цель достигается через открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Доверие и поддержка гражданами правительства играет главную роль в формировании и успешной поддержке демократического государства.
Вступление
В настоящее время тема электронного управления обсуждается и внедряется в той или иной мере во всех развитых государствах, поэтому актуально исследовать ее происхождение и рассмотреть опыт ее внедрения для любого государства, или даже предприятия. На современном этапе развития украинского общества происходят глобальные трансформации, которые фактически охватывают все экономические, социальные, политические, духовные, экологические и демографические процессы.
Очевидно, что эти трансформации в определенной степени детерминированы усовершенствованием информационных технологий и коммуникаций и превращением информационного ресурса в необходимый инструмент конструирования современной социально-культурной реальности.
Также важно рассмотреть инструменты электронного управления и их использования, так как они способны обеспечить предоставление качественных услуг, как для физических лиц, так и для юридических.
Зарегистрировать без бюрократической волокиты недвижимость или бизнес, получить паспорт, оформить помощь по рождению ребенка и решать сотни других повседневных вопросов – это все об электронном правительстве. Помимо преимуществ для рядовых граждан развитие его означает уменьшение коррупции, улучшение бизнес-климата.
В демократическом государстве все граждане имеют право принимать участие, прямо или косвенно, что затрагивают их интересы.
Поскольку Интернет-технология стремительно развивалась в течение последних нескольких лет, существует необходимость стратегически думать о том, где мы хотим быть в будущем. Со временем, новые технологии будут продолжать развиваться быстрыми темпами, и мы должны быть достаточно гибкими, показывая быстрый ответ на новейшие технологии. Государство, которое быстрее приспосабливается к технологиям, быстрее начинает получать преимущества.
Нужно изменить уровень процесса, прежде чем перейти в интернет, чтобы запустить «правительство онлайн». В то же время правительственные руководители должны быстро научиться использовать инструменты управления, работающие на основе технологии, для эффективного администрирования и использовать их для оказания услуг гражданам.
Цель статьи
Целью статьи является проведение теоретического методологического анализа содержания понятия «электронное управление», методов его внедрения и эффективности.
Глобальные сдвиги в направлении усиления использования информационных технологий правительствами появились в девяностых годах, с появлением всемирной сети (WWW).
Технологии, а также инициативы электронного управления прошли с тех пор долгий путь. С увеличением сети интернет и мобильной связи, граждане учатся использовать свой доступ к широкому диапазону возможностей. Они начали рассчитывать на все больше и больше информации и услуг в интернете от правительственных и корпоративных организаций, чтобы способствовать развитию их гражданской, профессиональной и личной жизни.
Исследованию вопросов электронного управления посвящены работы зарубежных ученых, в частности таких как: Х. Гибер, Г. Гибсон, Г. Катц, Н. Китсинг, К. Макнат, М. Порат, Т. Стоуньер, А. Тофлер, и других. Проблемам внедрения е-управления в Украине посвящены исследования отечественных ученых и практиков, В частности: А. Баранова, Н. Васильевой, В. Гурковского, Н. Драгомирецкой, И. Клименко, П. Климушина, В. Клюцевского, К. Линьова, Я. Олейника, Н. Пасечника, А. Семенова, и других.
Изложение основного материала
Взрывной технологией вхождения в повседневную жизнь изменило то, как люди живут, работают, как компании делают свои ежедневные дела и как правительство обслуживает своих жителей. С помощью информационных технологий (ИТ), правительство начинает осознавать, что, применяя одни и те же принципы и технологии, которые правят революцией электронного бизнеса, они могут добиться подобной трансформации.
Сейчас идет процесс всемирной революции в области информационных и коммуникационных технологий. Интернет, персональный компьютер и мобильный телефон в корне меняют нашу жизнь – влияют на то, как мы работаем, учимся и взаимодействуем. Правительства во всем мире признают ценность электронного правительства.
С помощью правильного проекта и реализации, электронное правительство может повысить эффективность в предоставлении государственных услуг, упростить соблюдение государственного регулирования, укрепить общественное участие и доверие к правительству, а также сэкономить средства для граждан, бизнеса и самого правительства. Неудивительно, что политики и руководители стремятся ввести электронное правительство в странах по всему миру – начиная от наиболее развитых до наименее развитых.
Слово правительство определяется по-разному разными учеными. Этимологически слово правительство берет свое начало от слова «управлять», которое берет свое начало от старого французского «губернатора». Или от латинского «gubernare», что означает «управлять или править», и от греческого слова «kubernan», что означает «управлять», что погружено в контроль, или, по крайней мере, играет большую роль в многогранной жизни граждан.
Определение правительства часто формулируется с точки зрения основных требований, которые общество ставит перед своим правительством. Словарь New Oxford на английском языке определяет правительство, как:
Система, с помощью которой регулируется государство или община, действие или способ управления или регулирования государства, организации или людей. Другие общие определения включают осуществление политической власти над действиями или делами политического блока, людей и т. д., а также выполнение определенных функций данного аппарата или исполнительного органа политической единицы, сообщества и т.д.
Osborne and Gaebler писали, что правительство является механизмом, который используется для принятия государственных решений. Это способ, которым мы оказываем услуги, которые приносят пользу всем людям: национальная оборона, охрана окружающей среды, защита полицией и т. д. Это способ решения коллективных проблем.
В значительной степени явление электронного правительства можно объяснить однозначно, приняв определение электронного правительства, включающее все электронные операции, осуществленные между государственными учреждениями и гражданами. Несмотря на ориентацию на гражданина, определение электронного правительства не ограничивается видом сервисного обслуживания на основе размещения электронных государственных услуг гражданам.
Было отмечено, что электронное управление в эту информационную эпоху также стало явлением организационного характера, и что технологические усовершенствования предусматривают больше совместных инициатив между правительственными ведомствами и организациями в сложных, разнообразных и часто разделенных политических системах.
Osborne and Gaebler определили электронное правительство, как использование правительством технологий, в частности, интернет — приложений для улучшения доступа и предоставления государственных услуг гражданам, деловым партнерам, служащим и другим государственным структурам.
Это способ для правительства использовать новые технологии, чтобы предоставить людям более удобный доступ к правительственной информации и услугам, с целью повышения качества услуг и обеспечить более широкие возможности для участия в демократических процессах.
Всемирный банк определил электронное правительство, как использование государственными органами информационных технологий (такие как глобальные сети, сети интернет и мобильные компьютеры), которые имеют возможность преобразовать отношения с гражданами, бизнесом и другими ветвями власти.
Эти технологии могут служить разным целям: лучшему оказанию государственных услуг гражданам, улучшению взаимодействия с бизнесом и промышленностью, расширению возможностей граждан через доступ к информации и более эффективному управлению государством. Преимуществами его может быть уменьшение коррупции, повышение прозрачности, большое удобство, рост доходов, и/или снижение расходов.
Как правило, электронное правительство – это в основном использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их применение соответствующим государственным органом для предоставления информации и публичных услуг людям.
Проще говоря, электронное правительство — это использование технологий для расширения доступа к государственным услугам. Это использование информационных технологий для поддержки деятельности правительства, привлечения граждан и предоставления государственных услуг более эффективно и прозрачно.
Электронное правительство предлагает услуги тем, кто входит в его полномочия, осуществлять электронные контакты с правительством. Эти услуги различаются в зависимости от потребностей пользователей, и именно это разнообразие привело к развитию различных типов электронного правительства.
По данным Всемирного банка модели предоставления электронного правительства можно кратко подытожить следующим образом:
- G2C (Правительство для граждан).
- G2B (Правительство для бизнеса).
- G2E (Правительство для рабочих).
- G2G (Правительство для правительств).
- C2G (Потребитель для правительства).
Правительство для граждан (G2C)
G2C касается отношений между правительством и гражданами. Это позволяет гражданам получать доступ к правительственной информации и услугам мгновенно, удобно отовсюду, используя несколько каналов. Модель «правительство для граждан» (G2C) была разработана для облегчения взаимодействия граждан с правительством.
Модель G2C ориентирована на граждан и интегрированные электронные услуги, где публичные услуги могут предоставляться на основе концепции «единого окна». Это означает, что граждане могут выполнять самые разные задачи, особенно те, что касаются нескольких учреждений, не нуждаясь в инициировании контактов с каждым отдельным органом.
Единая точка доступа также усиливает участие граждан в демократических процессах, поскольку они могут легко получить доступ к административным производствам и удобнее сформулировать свои потребности для государственных чиновников. В то время как инициативы электронного администрирования улучшают процессы внутреннего управления, электронные услуги занимаются улучшением коммуникации и качества обслуживания между государством и гражданами.
Применяя метод G2C, граждане имеют мгновенный и удобный доступ к правительственной информации и услуг отовсюду в любое время, используя несколько каналов.
Правительство для бизнеса (G2B)
Правительство для бизнеса, или G2B, является вторым основным типом электронного правительства. G2B может принести значительную эффективность, как правительствам, так и бизнесу. G2B включает в себя различные услуги, которые обмениваются между государственным и сектором бизнеса, включая распространение политики, отчетных записей, правил и положений.
Предлагаемые услуги бизнесом включают получение текущей деловой информации, новые нормативные акты, загрузку заявок, подачу налогов, возобновление лицензий, регистрацию предприятий, получение разрешений и многие другие.
Услуги, что предлагаются через модель G2B, также играют значительную роль в развитии бизнеса, в частности развития малых и средних предприятий. Возможность осуществления онлайн транзакций с правительством уменьшает бюрократизм и упрощает регуляторные процессы, тем самым, помогая бизнесу стать более конкурентоспособными.
Moon утверждал, что программы G2B активно управляют инициативами электронных транзакций, такими как электронные закупки и разработка электронного рынка для государственных закупок; и проводить тендеры государственных закупок с помощью электронных средств для обмена информацией и товарами.
Изменение правительственных операций в интернете предоставляет компаниям возможность упростить регуляторные процессы, сократить бюрократическую помощь, соблюсти законодательство и провести операции быстрее и проще с помощью электронной подачи и статистической отчетности.
Вместо того чтобы добираться в правительственное учреждение для заполнения бумажных форм, подрядчик, например, посчитает более удобным способом подать документы на получение разрешений на строительство через интернет. Поставка интегрированных, единых источников публичных услуг также создает возможности для бизнеса и правительства совместно сотрудничать.
Правительство для рабочих (G2E)
Правительство для рабочих является самым маленьким сектором электронного правительства во многих исследованиях электронного правительства. Некоторые исследователи рассматривают это как внутреннюю часть сектора правительственного правительствам (G2G), в то время как другие рассматривают его как отдельный сектор электронного правительства. G2E относится только к отношениям между властью и ее сотрудниками.
Цель этих отношений состоит в обслуживании работников и предложении некоторых онлайн-сервисов, таких как обращение в интернет по ежегодному отпуску, проверка остатка отпусков и просмотр записей о выплате зарплат и прочее. Это сочетание информации и услуг, которые предлагают государственные учреждения своим работникам для взаимодействия между собой и их руководством. G2E — это удачный способ обеспечить электронное обучение, объединить работников и поощрить обмен знаниями между ними.
Это позволяет сотрудникам получить доступ к соответствующей информации о политике компенсации и выплатах, возможностях обучения и переобучения, а также позволяет им управлять своими преимуществами в интернете с помощью легкой и быстрой модели общения. G2E также включает стратегические и тактические механизмы содействия реализации государственных целей и программ, а также управление человеческими ресурсами, составление бюджета и обращения с гражданами.
Модель правительство правительствам (G2G)
По словам Gregory G2G относится к онлайн коммуникациям между правительственными организациями, ведомствами и учреждениями на основе базы данных о правительстве. Более того, это касается отношений между правительствами. Эффективность процессов повышается благодаря использованию онлайн коммуникаций и сотрудничества, что позволяет обмениваться базами данных, ресурсами и слиянием навыков и возможностей.
Он предоставляет информацию о политике компенсаций и выплат, возможностях обучения и переобучения, а также законах о гражданских правах в легко доступной форме. Важнейшей целью развития G2G является усиление и совершенствование межгосударственных организационных процессов путем упорядочения сотрудничества и координации.
Правительства зависят от других уровней управления в государстве в эффективном предоставлении услуг и распределении обязанностей. Повышая услуги, ориентированные на граждан, единой точкой доступа к правительству является конечная цель, для достижения которой необходимо сотрудничество правительственных ведомств и учреждений. G2G облегчает обмен базами данных, ресурсами и возможностями, повышая эффективность и результативность процессов.
Он представляет внутренние системы и процедуры, составляющие основу общественных организаций. G2G предусматривает обмен данными и проведение электронных транзакций между правительственными субъектами. Это включает как внутри государственное, так и межведомственное взаимодействие между работниками, ведомствами, агентствами, министерствами и даже другими правительствами.
Модель потребитель к правительству (C2G)
Модель потребителя к правительству позволяет потребителям отправлять отзывы или запрашивать информацию о государственных секторах непосредственно в государственной администрации или органах власти.
Например, когда потребитель оплачивает счет за потребление электроэнергии через правительственный веб-сайт. А также медицинское страхование, налоги и так далее.
Хотя мы не можем четко определить потребителя или гражданина в правительстве как электронную коммерцию, мы можем увидеть несколько приложений C2G в рамках операций, которые делаются и обрабатываются более эффективно с помощью систем и технологий электронной коммерции.
При этом в качестве наиболее устойчивых типов коммуникаций являются:
- Взаимодействие государственных органов разного уровня, что предполагает обеспечение совместимости стандартов хранения информации и документооборота, подключение к единым компьютерным сетям органов государственной власти и управления различного уровня, реализацию программ по информатизации различных отраслей, создание межведомственных, региональных и местных информационных систем и баз данных (т. н. G2G или — government to government).
- Обеспечение взаимодействия между органами государственной власти и коммерческими организациями, что ведет к развитию механизмов электронной торговли, развитию конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий, совершенствованию управления поставками продукции для государственных нужд (G2B -government to business).
- Обеспечение прав граждан на свободный обмен (поиск, получение, передачу, производство и распространение) информации, что лежит в основе интенсификации международного сотрудничества (G2C – government to citizen).
Нередко выделяют и другие направления деятельности электронного правительства (например, его отношения с международными структурами). Но, независимо от такого рода направлений, главное, что содержится в такой интерпретации процесса принятия государственных решений, так это акцент на массовое использование особых методов в профессиональном общении сотрудников аппарата управления и власти, а также на техническое переоснащение всей системы государственного управления.
В частности, что касается последнего аспекта, то речь идет о развитии систем межведомственного электронного документооборота и внедрении стандартов электронного делопроизводства; координации деятельности органов власти в сфере информатизации, разработки и внедрения комплексных систем обеспечения информационной безопасности государства.
Благодаря этим мерам возникают новые возможности для мониторинга социальных процессов, ускорения разнообразных рутинных операций типа оформления таможенной документации или регистрации юридических лиц, выдачи лицензий и сертификатов, повышаются возможности координации действий органов государственной власти, совершенствования замещения вакантных должностей в государственном аппарате и т.д. Понятно также, что довольно значительно оптимизируются отношения государства с бизнесом, другими экономическими контрагентами.
Часто возникает вопрос о разнице между правительством и управлением. Управление, согласно словарю New Oxford English, определяется как:
Действие или способ управления. Это процесс, с помощью которого мы совместно решаем свои проблемы и удовлетворяем потребности нашего общества. Правительство — это инструмент, которым мы пользуемся.
Электронное правительство и электронное управление можно определить как два очень разные сроки. Электронное управление — более широкая тема, касающаяся всего спектра взаимосвязей и сетей внутри власти в отношении использования и применения ИКТ.
Это группа норм, процессов и поведения, которые влияют на осуществление власти, особенно с точки зрения открытости, участия, ответственности, эффективности и последовательности. Электронное правительство на самом деле является более узкой дисциплиной, которая занимается развитием онлайн-услуг для граждан, больше, чем какой-либо конкретной государственной службы – например, электронное налогообложение, электронная перевозка или электронное здоровье.
Таким образом, целью электронного управления является обеспечение эффективного распространения и управления информацией граждан, улучшение предоставления услуг гражданам и расширение возможностей людей через доступ к информации и участие в общественных и политических решениях.
По данным Всемирного банка электронное управление имеет следующие преимущества:
– значительно упрощает процесс накопления информации для граждан и бизнеса;
— дает людям возможность собирать информацию относительно любого департамента управления и участвовать в процессе принятия решений;
– укрепляет саму структуру демократии, обеспечивая большее участие граждан на всех уровнях управления;
— приводит к автоматизации услуг, гарантируя, что информация о каждой работе общественного благосостояния будет легко доступной для всех граждан, устраняя коррупцию;
— революционизирует способ функционирования правительств, обеспечивая значительно более высокую прозрачность функционирования, тем самым, устраняя коррупцию;
— поскольку информация о каждой деятельности правительства является легкодоступной, она сделает ответственным каждый правительственный департамент, поскольку они знают, что все их действия тщательно контролируются;
– практика электронного управления помогает бизнесу получить информацию, которая может быть важной для них в один клик.
Ученые Seifert и Bonham привели следующие преимущества электронного управления:
- Дешевле. Веб-сайт может быть очень экономически эффективным способом обмена информацией, как для его владельца, так и его пользователей. Например, с точки зрения управления, веб-сайт может уменьшить количество запросов, с которыми обращаются граждане, предоставляя ответы на часто задаваемые вопросы или запросы (также известные как FAQ, часто задаваемые вопросы), и таким образом уменьшит количество усилий и затрат персонала, необходимых для их реагирования.
В целом, веб-сайт дает возможность публиковать подробную информацию о правилах, процедурах и других аспектах деятельности организации, которые в противном случае нуждаются в распространении путем непосредственного вмешательства человека. Это означает, что агентство может посвящать меньше времени персоналу для деятельности по распространению информации, что позволяет сократить численность персонала, или переход их в другое место занятости.
Веб-сайты также представляют более дешевую альтернативу производству и распространению печатных материалов, таких как листовки, письма и т. д.
Следует сказать, что всегда следует учитывать, что создание и поддержка веб-сайта также имеет свои издержки, поэтому агентства, которые планируют использовать веб-сайт, чтобы попытаться сократить расходы на персонал, всегда должны убедиться, что полученные сбережения компенсируют расходы в части персонала и денег, необходимых для создания и обслуживания веб-приложений.
Веб-сайт также может представлять более дешевую альтернативу коммуникации с точки зрения пользователей, особенно если они расположены в удаленных регионах или за рубежом, поскольку телефонный звонок к Интернет-провайдеру часто дешевле, чем междугородный звонок или физический визит в агентства.
- Быстрее. Веб-публикация является непосредственной, и это позволяет агентствам вносить изменения в общественную литературу легко и относительно быстрее, чем традиционными и более дорогими методами в зависимости от печати.
Непосредственность веб-публикаций также позволяет быстро публиковать новости и другие информационные элементы для общественности, что может быть полезным, когда агентство может реагировать на побуждение со СМИ или действовать в моменты кризиса.
В дополнение к этому, если веб-сайт должным образом поддерживается, то он может предоставлять информацию 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, и потому может обслуживать те части населения, которым трудно лично посещать агентство (включая, например, инвалидов), либо связаться с ним в рабочее время.
Это может распространяться на предоставление возможности совершать транзакции (например, требовать лицензии) вне рабочего времени и/или без посещения государственных офисов, что может быть полезно в странах или регионах, где добраться можно нескоро, и это является дорогим или вообще непростым.
Проведение операций в интернете и в целом быстрее, так как данные могут быть записаны и переданы очень быстро, в отличие оттого, что происходит с другими, более традиционными способами обработки бюрократических процедур (например, бумажные формы, ручной ввод должностных лиц и т. д.).
- Электронное правительство может предоставить лучшие способы управления информацией по сравнению с традиционными средствами. Гипертекст позволяет обеспечить доступ к сложным наборам информации в относительно простых и удобных способах.
И, в сочетании с базами данных, он может также предоставить пользователю способ напрямую взаимодействовать с данными, то есть обращаться к нему, обновлять и/или отправить его другие направления: другие слова, веб-сайт может дать пользователям возможность инициировать и/или завершить транзакции услуг, не прибегая к вмешательству человека.
Поддержка электронного правительства гражданами не только сэкономит время и деньги, но и, вероятно, поможет уменьшить и предотвратить такие явления, как коррупция и взяточничество, проблему, которую испытывают многие правительства: путем потенциального устранения «посредников», так как электронное правительство представляет сравнительно прозрачным способом администрирование услуги и информацию по сравнению с традиционными средствами.
Наличие веб-сайта также предоставляет правительственным органам возможность систематически собирать информацию о своих клиентах и пользователях.
Сюда входят запущенные опросы и просьбы пользователей поделиться своими персональными данными, чтобы зарегистрироваться на конкретные услуги, а, следовательно, легко создать и поддерживать базу данных пользователей этих сервисов. И, в целом мониторинг поведения посетителей сайта. Например, с помощью статистического анализа, который может быть использован для установления того, какая информация пользователей больше всего интересует.
Служба электронного правительства также создает социальные выгоды для граждан страны. Для стран, которые имеют широкое распространение населения, услуга электронного правительства позволяет гражданам, расположенным в отдаленных районах, иметь доступ к тем же услугам, которыми пользуются граждане в крупных городах.
Возможность службы электронного правительства должна быть доступной для граждан независимо от места расположения по всей стране, она должна приносить очередную и потенциально наибольшую пользу в услугах электронного правительства.
Разработка безопасного портала в интернете, который позволит гражданам зарегистрировать свой голос, не только даст возможность гражданам в отдаленных районах голосовать из собственного дома щелчком мыши, но, кроме того, даст возможность широкому населению, которое занято рабочей жизнью, шанс голосовать очень быстро в обеденный перерыв за своим столом.
Есть несколько проблем, которые могут задержать прогресс на пути к реализации электронного правительства. Разнообразие и сложность инициатив электронного правительства предполагает наличие широкого спектра вызовов и препятствий для его реализации и управления.
К главным препятствиям относятся:
- Инфраструктура ИКТ
Реализация инициатив электронного правительства сталкивается с некоторыми технологическими трудностями, такими как отсутствие общих стандартов и совместимости инфраструктур между департаментами и агентствами. Инфраструктура признана одной из главных проблем электронного правительства. Интернет работа нужна для обеспечения надлежащего обмена информацией и открытия новых каналов для общения и предоставления новых услуг.
Для перехода к электронному правительству необходима архитектура, обеспечивающая единый руководящий набор принципов, моделей и стандартов. Sharma и Gupta отмечают, что внедрение всей системы электронного правительства требует мощной технологической инфраструктуры. Для того чтобы доставить услуги электронного правительства, правительство должно разработать эффективную телекоммуникационную инфраструктуру.
- Секретность
Конфиденциальность и безопасность являются критическими препятствиями во внедрении электронного правительства. Конфиденциальность касается гарантии соответствующего уровня защиты в отношении информации, которая присваивается лицу. Правительство обязано обеспечить права граждан относительно конфиденциальности, обработки и сбора персональных данных только для законных целей.
Часто возникают опасения относительно отслеживания веб-сайтов, обмена информацией и раскрытия или неправильного обращения с частной информацией. Существует также опасение, что именно электронное правительство будет использоваться для мониторинга граждан и вторжения в их частную жизнь. Для решения проблемы конфиденциальности в контексте электронного управления могут потребоваться как технические, так и политические ответы.
Кроме того, существует потребность эффективно реагировать на проблемы конфиденциальности в сетях, чтобы повысить доверие граждан к использованию услуг электронного правительства.
- Безопасность
Безопасность информационной системы означает защиту информации и систем от случайного или намеренного вскрытия, несанкционированного доступа, несанкционированных модификаций или уничтожения. Это касается защиты информационной архитектуры, включая сетевые, аппаратные и программные средства и контроль доступа к самой информации.
Ученые Sharma и Gupta утверждают, что безопасность можно разделить на два элемента: безопасность сети и безопасность документов. Она должна включать в себя техническое обслуживание и защиту электронной инфраструктуры в виде брандмауэров и ограничений для тех, кто имеет доступ к данным.
Кроме того, использование технологий безопасности, включая цифровые подписи и шифрование, для защиты идентификаторов пользователей, паролей, номеров кредитных карт, номеров банковских счетов и других таких данных, передаваемых через интернет, и что хранятся в электронном виде, является важным для выполнения целей безопасности в приложениях электронного правительства.
- Политика и вопросы регулирования
Fang указывает, что электронное правительство – это не технический вопрос, а скорее организационный вопрос. Реализация принципов и функций электронного правительства требует целого ряда новых правил, политик, законов и правительственных изменений для решения вопросов электронной деятельности, включая электронное архивирование, электронную подпись, передачу информации, защиту данных, компьютерную преступность, права интеллектуальной собственности и авторские права.
Связь с электронным правительством означает подписание договора или цифрового договора, который должен быть защищен и признан формализованным законом, который защищает и обеспечивает такие виды деятельности или процессы.
Во многих странах законы об электронном бизнесе и электронном правительстве еще не доступны. Необходимо установить защиту и правовые реформы для обеспечения, среди прочего, конфиденциальности, безопасности и правового признания электронных взаимодействий и электронных подписей.
- Нехватка квалифицированных кадров и профессиональной подготовки
Другим главным вызовом инициативы электронного правительства может быть отсутствие навыков ИКТ. Это является особой проблемой в развивающихся странах, где постоянная нехватка квалифицированного персонала и недостаточная подготовка кадров. Наличие соответствующих навыков имеет важное значение для успешного внедрения электронного правительства. Электронному правительству нужны человеческие возможности: технологические, коммерческие и управленческие.
Обязательными являются технические навыки для внедрения, обслуживания, проектирования и установки инфраструктуры ИКТ, а также навыки использования и управления онлайн процессами, функциями и заказчиками. Для решения вопросов развития человеческого капитала необходимы инициативы по управлению знаниями, ориентированные на обучение персонала, чтобы создать и развить основные навыки использования электронного правительства.
- Цифровой разрыв
Возможность пользоваться компьютерами и Интернетом стала решающим фактором успеха во внедрении электронного правительства, а отсутствие таких навыков может привести к маргинализации или даже к социальному отчуждению. Цифровой разрыв касается разделения возможностей между теми, кто имеет доступ к Интернету, и теми, кто не имеет. Те, кто не имеет доступа к Интернету, не смогут воспользоваться онлайн услугами.
Что касается цифрового разрыва, то не все граждане сейчас имеют равный доступ к компьютерам и интернету, будь то из-за нехватки финансовых ресурсов, необходимых навыков или по другим причинам. На самом деле компьютерная грамотность нужна людям, чтобы иметь возможность воспользоваться программами электронного правительства.
Правительство должно обучить своих сотрудников и граждан базовым навыкам обращения с компьютером и Интернетом, чтобы они могли участвовать в приложениях для развития электронного правительства.
Кроме того, отсутствие доступа среди малообеспеченных граждан мешает им пользоваться теми услугами, которые предоставляются специально для них. Исследование ООН установило, что увеличение цифрового разрыва в развивающихся странах увеличивает стоимость технических барьеров для внедрения и поддержки услуг электронного правительства.
- Поддержка руководителей и менеджеров
Из литературы видно, что без поддержки высшего руководства, инновации менее вероятны. Таким образом, внедрение электронного правительства нуждается в поддержке со стороны самого высокого уровня правительства для успешной реализации. Поддержка высшего руководства касается обязательства высшего руководства обеспечить положительную среду, которая поощряет участие в программах электронного правительства. Поэтому она играет значительную роль в принятии и внедрении электронного правительства.
Электронное управление не предназначено только для ввода или использования технических средств, оно стремится привести к изменению менталитет и культуру труда для интеграции государственных процессов и функций, чтобы лучше обслуживать граждан.
В этом процессе очень важной является способность правительства к открытой критике, а также применение нового общественного договора между всеми заинтересованными сторонами, что подтверждает общую ответственность в процессах трансформации.
Взаимодействие между гражданином и государственным органом осуществляется в государственном учреждении.
С появлением новых информационных и коммуникационных технологий можно найти сервисные центры, закрытые для клиентов. Во всех случаях общественность традиционно ищет информацию и услуги, касающиеся ее потребностей, и в обоих случаях качество, актуальность и эффективность имеют первостепенное значение. Таким образом, создание электронного управления требует хороших знаний о потребностях, которые существуют в обществе, и которые могут быть предложены с использованием ИКТ.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Электронное правительство имеет потенциал значительно улучшить работу правительства и внутреннее обслуживание своих клиентов. Электронное правительство – это гораздо больше, чем инструмент для улучшения соотношения затрат и качества на государственные услуги. Это инструмент реформы и инструмент трансформации власти.
Таким образом, электронное правительство в первую очередь не об автоматизации существующих процедур (которые могут или не могут быть эффективными), а об изменении способа ведения бизнеса и оказания услуг правительством.
Концепция электронного правительства появилась в арсенале ученых недавно, в связи с развитием интернета и практическим преобразованием ряда государственных функций на основе применения новых информационных технологий.
Вообще понятие электронного правительства довольно многозначно. Оно характеризует деятельность исполнительной ветви власти, а в сочетании с термином самоуправления характеризует отношения государства со структурами общества: гражданскими структурами, объединениями, партиями и другими организациями всего государства в целом. В своем же расширенном значении оно может пониматься уже как электронное государство в целом.
Основной управленческий смысл данной концепции заключается, с одной стороны, в переориентации органов государственного управления на использование новых информационно-коммуникативных технологий, а, с другой, свидетельствует о трансформации государства как особого института и его качественной трансформации в качестве органа управления.
В то же время в чисто практическом плане и тот, и другой тип преобразований свидетельствует о формировании в государстве такой технической (кадровой, организационной) инфраструктуры, что позволяет его органам власти и управления осуществлять свои функции на основе установления массовых цифровых коммуникаций со своими контрагентами. Тем самым существенно корректируются и функции государства как субъекта управления.
Конечно, в данном аспекте возникает много проблем нормативно-правового характера.
Например, как легализовать аналитическую работу компьютера при расчете альтернатив, определить сферы и порядок использования электронной цифровой подписи, совместить стандарты обмена информации различными (в том числе и силовыми) ведомствами, обеспечить равные возможности подключения граждан к информационным системам различных министерств и т. д.
Что касается взаимоотношений внутри системы принятия государственных решений, то составление на полицентрической (а не иерархической) основе профессиональных отношений чиновников и политиков, с одной стороны, делают процесс разработки реализации целей более открытым и профессиональным. А с другой стороны, значительно повышает значение адресной, достаточной и своевременной информации.
Одновременно в связи с необходимостью регулирования служебных потоков информации модифицируется и структура правительства, в частности, в США, например, создан совет руководителей управлений по информатизации и другие специальные структуры, изменено много функций министерств и т. д.
Возникают многочисленные практические последствия, например, вводятся формы электронного голосования на референдумах и выборах по типу «электронных ратуш», развиваются горизонтальные связи и инфраструктура в гражданском обществе, оперативно решаются определенные проблемы регионального и локального характера.
Многие из этих возможностей уже реализованы в малых масштабах при помощи внедрения электронных технологий избирательных кампаний отдельными кандидатами и организациями, а также в рамках экспериментов на региональном и локальном уровнях государственного управления.
Такое теоретическое прочтение современных проблем развития государства указывает на неизбежные сдвиги в механизмах принятия решений.
Например, использование новых информационных технологий, с одной стороны, существенно (в режиме online) расширяет возможности для поддержания контактов государства со своими контрагентами. А, следовательно, обсуждение проблем, включение общественности в различные стадии принятия государственных решений.
А, с другой стороны, обуславливает столь же существенные изменения во внутренних предпосылках и организации процесса принятия решений: трансформации моноцентрической в полицентрическую систему служебных коммуникаций, передачу дополнительных полномочий на нижние этажи управления, интенсификацию механизмов согласования решений, распространение предупредительной информации и т. д.
Электронное управление может значительно улучшить работу внутреннего правительства и то, как оно обслуживает своих клиентов. Электронное управление – это гораздо больше, чем инструмент улучшения соотношения затрат и качества в сфере государственных услуг. Это инструмент реформ и инструмент для трансформации правительства.
Таким образом, электронное управление не касается, прежде всего, автоматизации существующих процедур (которые могут быть или не быть эффективными), а изменения способа ведения бизнеса и предоставления услуг.
Автор: Алексей Михальченко, кандидат экономических наук, доцент, профессор, кафедра публичного управления и администрирования Учебно-научного института непрерывного образования Национального авиационного университета, E-mail: natnik2006@meta.ua, ORCID ID: 0000-0002-3389-9361, http://www.researcherid.com/rid/G-0000-2022
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ» (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.