Электросамокаты Bolt в Киеве: о бизнес-модели, конфликте с Кличко, поврежденных бамперах авто и страховке

Сколько стоит новый проект Bolt по прокату электросамокатов, с чего началась война сервиса с киевскими властями и как пользуются новой услугой украинцы.  

Месяц назад эстонский сервис такси Bolt запустил в Киеве услугу по прокату электросамокатов. ЭП встретилась с региональным менеджером Bolt в Украине Тарасом Потичным, чтобы расспросить его о первых итогах деятельности, причинах конфликта с киевскими чиновниками, рисках проекта и деталях бизнес-модели.

В интервью Потичный рассказал, способен ли бизнес по прокату электросамокатов вернуть инвестиции, какие риски существуют, почему сервис пока ничего не платит в бюджет города, сколько электросамокатов способен «переварить» Киев, куда и как далеко ездят пользователи, и что будет делать сервис зимой.

О конфликте с КГГА 

– Почему запуск сервиса проката электросамокатов Bolt начался с публичного конфликта с Киевской городской администрацией? 

— На самом деле мы сообщили КГГА о намерениях и желании запустить сервис проката еще в 2019 году. Первый контакт с городскими властями состоялся в конце прошлого года, когда мы прислали Виталию Кличко письмо с сообщением о том, что собираемся запустить сервис. Официального ответа до сих пор не получили.

До этого письма и после него мы много раз публично заявляли о намерении запустить прокат электросамокатов. Эта информация была широко распространена в СМИ, поэтому считать, что мы об этом кому-то не сообщили, неправильно. Мы вели переговоры с КГГА, но, к сожалению, они не имели эффективного продолжения.

— С кем вы общались в КГГА?

— С достаточно большим количеством чиновников разных уровней. С ними в основном общались не прямо, а с помощью наших консультантов. Поскольку у нас не было официального ответа, мы просили консультантов провести диалог. На тот момент в КГГА, как и везде, был карантин, поэтому, к сожалению, конструктивный диалог не сложился, и мы решили запустить сервис, понимая, что правила безопасности движения на персональном легком электротранспорте на законодательном уровне в Украине не закреплены.

Это не первый случай в Украине и, пожалуй, и в мире, когда прогресс перегоняет законодательство, когда сначала появляется новый сервис, бизнес, продукт, технология, а потом он описывается законодательно.

– Почему Nextbike, киевский сервис проката велосипедов, смог на законных основаниях договориться об аренде городской инфраструктуры, а вы нет? 

— Есть значительная разница в виде бизнеса. Если прокат велосипедов – это определенные земельные участки, бизнес, скажем так, арендует, то в нашем случае отсутствуют постоянные станции проката электросамокатов. Наличие таких станций не предусмотрено нашей бизнес-моделью.

В прокате велосипедов бизнес-модель такова, что вы должны взять велосипед на одной из станций и оставить его на другой из станций. Соответственно есть возможность эти станции юридически оформить. В нашем случае это невозможно, ведь самокат можно взять в разных местах и оставить в разных местах.

В нашем бизнесе эта операционная деятельность очень динамична, поскольку мы даже иногда в течение дня подвозим самокаты на определенные локации, потому что понимаем, что там будет спрос, и людям надо будет оттуда выезжать.

Мы предложили городским властям диалог по правильному, на наш взгляд, оформлению этого вида бизнеса. Ведь подход, используемый для проката велосипедов, не подходит для бизнеса по прокату электросамокатов. Сейчас идет диалог, и я уверен, что в какой-то момент мы найдем правильный подход.

— С каким департаментом КГГА продолжается диалог?

– Мы общаемся со всеми профильными департаментами: транспортным, по благоустройству, инвестиционным, то есть со всеми, которые потенциально имеют отношение к этому бизнесу. В течение последних месяцев у нас были личные встречи с широким кругом представителей департаментов.

— В чем заключаются противоречия между Bolt и КГГА?

— На самом деле сейчас противоречий нет. Мы пришли к консенсусу, что это действительно новый продукт, новый проект, современная технология, которая требует поддержки и развития в городе, но мы понимаем вместе с тем, что нужно заботиться о безопасности. Мы доработали вместе с КГГА правила пользования электросамокатами, парковки и сейчас активно участвуем в появлении проекта закона относительно этого вида транспорта.

— Вы платите, средства в городской бюджет за то, что работаете на территории города?

— Пока нет.

— Собираетесь платить?

— Мы ищем эффективную модель, которая бы это регулировала. Как только мы ее найдем, мы обязательно урегулируем этот вопрос. На самом деле прокат электросамокатов довольно сложный операционный бизнес. Возможно, вы слышали, что в течение карантина многие крупные международные компании со значительными инвестициями закрыли бизнес по прокату электросамокатов на десятках рынков. Они не смогли выдержать натиски операционной деятельности и низкие прибыли.

Бизнес по массовой аренде самокатов не предполагает большой маржинальности и быстрой окупаемости и часто является дополнительным бизнесом.

Это бизнес или маркетинг для сервиса такси Bolt?

— Я правильно понимаю, что бизнес по прокату самокатов Bolt — это лишь маркетинг (самокаты Bolt нужно заказывать из приложения Bolt, которое предназначено для вызова такси), который помогает продвигать ваш основной сервис – службу такси Bolt?

— Я это называю социальным проектом для города, по крайней мере, в этом сезоне. Мне больно и неприятно видеть когда, путешествуя по миру, я имею возможность поехать на встречу или просто быстро, удобно и экологично посмотреть город, а в Киеве не могу. Я понимал, что никто из крупных игроков не зайдет с этим бизнесом в Украину, потому что очень велики потенциальные риски. Мы решили принять эти риски и запустили этот социальный проект.

— Какие три главных риска вы можете определить?

— До запуска мы определяли несколько рисков. Прежде всего — это риск вандализма, который делает невозможным этот бизнес во многих городах мира. Также это риск неприятия пользователем. В некоторых городах это тоже бывает. Например, в Париже людям больше нравится ездить на велосипедах или скутерах. Есть азиатские страны, где используют совсем другие виды микротранспорта.

Ну и, конечно, риск неприятия со стороны общественных организаций или государственных институтов. Собственно, частично с этим мы столкнулись. Мы осознавали, что этот вид транспорта не прописан законом, при этом на улицах Киева люди годами используют электросамокаты как личный вид транспорта.

– Какие риски оправдались, кроме регуляторного? 

— На самом деле все они не имели негативного влияния. Восприятие сервиса горожанами было гораздо лучше, чем мы ожидали. Насчет вандализма мы тоже приятно удивились.

— Что нужно в первую очередь урегулировать на законодательном уровне относительно использования электросамокатов?

— Если мы комментируем поданный в Верховную Раду законопроект, то важно то, что этот вид транспорта фиксируется в правилах дорожного движения как транспортное средство. Фиксируется не только этот вид транспорта, но и другие похожие на него: гироскутеры, моноколеса и все такое. Дополнительно описывается то, где должен использоваться этот вид транспорта. Сейчас написано о возможности пользования только на велодорожках и автомобильных дорогах.

В целом мы это поддерживаем, но в данный момент – не в украинских городах.

Мы считаем, что инфраструктура города еще не готова к такому жесткому и правильному регулированию. Мы должны дать возможность пользователям значительный период времени с определенными ограничениями по скорости пользоваться и пешеходными зонами.

— Сколько человек занято в проекте Bolt по аренде самокатов? 

– Основные отделы – разработки и технической поддержки расположены в Эстонии. В Украине работает небольшой операционный отдел, который состоит из нескольких человек. Конечно, есть отдел поддержки пользователя. В нем работают те же люди, которые поддерживают пользователей в других сервисах. Операционную техническую работу выполняют локальные подрядчики. Ежедневно задействовано около 15 человек во всей логистической цепи обслуживания самокатов.

— Сколько у вас самокатов?

— Было импортировано 500 штук. Операционный бизнес построен так, что всегда есть самокаты в ремонте или на техническом обслуживании. Всегда есть доля, условно говоря, запасных самокатов на всякий случай. Поэтому из 500 штук на улицах города ежедневно находятся 60-70% самокатов.

— Электросамокаты, какого производителя вы используете? Какова их максимальная скорость, запас хода, время зарядки?

— Это самокаты Zimo S1. Они имеют максимальную скорость 25 км/ ч, заряжаются около 6 ч до полной зарядки, запас хода — 40 км. Мы имеем возможность технически ограничивать запас хода, чтобы этот самокат, например, дольше передавал сигнал. Если я не ошибаюсь, мы ограничиваем запас хода до 35 км.

— Прокат действует только в центре города? 

– Да, на основании нашей международной практики мы определили определенное соотношение площади и плотности населения города к количеству самокатов, которые на определенной площади нужно выставлять. До этого соотношения добавляются коэффициенты, которые зависят от количества и протяженности пешеходных улиц, количества и площади парков, скверов. Мы все это рассчитываем и создаем карту, в пределах которой можно передвигаться нашими самокатами.

Второй формат зоны больше по площади. Там можно пользоваться самокатом, но нельзя оставлять. Такой тип зоны нужен, так как бывают определенные локации, куда людям интересно доехать, но мы понимаем, что обычно люди там не остаются. В случае перемещения в третий радиус действия сервиса самокат останавливается.

О конкуренции 

– Как ваш первый конкурент в Киеве смог вдвое уменьшить стоимость разблокировки самоката по сравнению с вами (15 грн. против 29 грн.), и почему он предлагает меньшую стоимость минуты проката (2,5 грн. против 2,9 грн.)?

– Трудно первым запускать такой продукт. Мы понимали, что наш пример откроет двери многим сервисам. Я уверен, что в 2021 году мы увидим большое количество международных и локальных компаний, которые тоже захотят попробовать этот бизнес в Киеве. Что касается цены, то я всегда против каких-то сравнительных таблиц. Я за то, чтобы каждый пользователь сам определил, готов ли он платить за тот сервис, который получает.

Мы видим, что количество заказов не изменилось. Нас это наводит на два вывода. Первый: объем рынка намного больше, чем количество самокатов. Я уже раньше говорил, что Киеву нужно, пожалуй, раз в десять больше электросамокатов, чем есть сейчас.

Второй: люди сами выбирают лучший сервис. Есть большая палитра разных характеристик – и софтовых и хардовых. Мы видим, что люди возвращаются к нашему продукту, поэтому конкуренции не боимся.

– Застрахованы ли пользователи вашего сервиса по прокату самокатов?

— Мы понимали, что большинство пользователей попробуют эту услугу впервые. Мы знали, что могут быть какие-то риски, связанные с травмированием, поэтому застраховали пользователя и третьих лиц, которые понесли убытки по вине пользователя. Например, вы въехали в чей-то бампер. Страховка это покроет. Общая сумма страховки составляет 150 тыс. грн. на каждую поездку с момента разблокировки до момента блокировки.

— Уже были страховые случаи?

— Очень минимальные. Наше страхование покрывает даже синяк. Если вы пойдете, например, в частную клинику и получите чек, что вас осмотрел терапевт, и мы видели, что у вас перед тем была поездка, и вы сфотографировали повреждения, мы компенсируем вам эту консультацию. Относительно страховых случаев были какие-то минимальные вещи, то есть никаких серьезных травм не было.

– Считаете ли вы Nextbike своим конкурентом?

— Мы им конкурент. Они нам — нет. Но это хорошо, когда у людей есть выбор. Например, на улице рядом стоят велосипед и электросамокат. Умеете ли вы пользоваться велосипедом? Нет. Вы научитесь этому через пять минут? Нет. Научитесь ли через пять минут ехать на скутере? Я уже испытал на десятках людей: 99% — да. Большинство из них стали и уехали, хотя никогда в жизни этим не пользовались.

Куда вам надо доехать? Там есть парковочное место для велосипедов? Потому что только в таком месте можно оставить велосипед. Самокат можно оставить где угодно. Поэтому вопрос удобства и микромобильности здесь абсолютно убирает конкуренцию для нас.

– Электросамокат можно оставить где угодно, а для велосипедов есть специальные стоянки. Этот факт основатель Nextbike определил как недостаток самокатов, потому что город будет захламлен электросамокатами. Вы с этим согласны? Например, в Париже самокаты валяются где угодно, их бросают в реки.

– В Париже велосипеды также можно на деревьях находить, поэтому я не считаю, что это аргументированная позиция. Можно испортить и сломать. Конечно, все возможно, но это однозначно конкурентное преимущество. Велосипед вы не можете оставить в любом месте по нескольким причинам.

Во-первых, он большой и громоздкий, он будет мешать проходу пешеходов.

Во-вторых, логистически собирать с каждого перекрестка либо очень дорого, либо вообще невозможно, поэтому они вынуждены каким-то образом оправдывать свое логистическое решение.

— Как происходят балансировка самокатов и подзарядка? 

— Мы находимся на первом этапе запуска в городе. Ежедневно в шесть утра постепенно выставляем все самокаты, и каждый вечер после девяти часов их собираем. После этого инспектируем самокаты, моем, обеззараживаем, ремонтируем, заряжаем и утром снова выставляем. Это сложный и дорогой операционный бизнес.

— Кажется, очень дорогой.

— Это не про заработок и это когда 500 самокатов. Когда их будет 5 тыс., мы их будем собирать только тогда, когда они разрядились или, например, когда какая-то зона сильно ими заполнена, потому что все приехали к станции метро. Их надо снова вывезти в зоны спроса. Это совсем другая логистика, совсем другой подход. Сейчас при этом количестве происходит вот такой подход.

Первые итоги деятельности 

— Вы начали работу 7 августа. Можете рассказать о первых итогах деятельности проекта? Сколько поездок совершили, сколько самокатов украли, испортили? 

– Скажу, что спрос был значительно больше, чем мы ожидали. Мы понимали, что это новый сервис для города, и спрос будет выше, чем обычно в европейских странах, но не думали, что настолько. Мы первые пришли на рынок, приняли на себя риски и получили первые результаты. Их ценность настолько высока, что не всем я могу поделиться.

Единственное могу сказать, что мы сильно и приятно удивлены аккуратностью и порядочностью горожан. Потерянных самокатов значительно меньше 1%. Это уникальный показатель для, пожалуй, всех наших рынков, даже достаточно развитых стран.

— Какова средняя продолжительность поездок?

– Поездка длится 20-25 минут, люди в среднем едут около шести километров.

— Это поездки-прогулки или целенаправленное передвижение из точки А в точку Б, то есть использование самокатов в качестве транспорта последней мили? 

– Мы ожидали, что в первые год-два соотношение этих двух типов поездок составит 50 на 50, но сейчас видим, что подавляющая часть поездок – прогулки.

— Какой у вас средний чек?

– Про средний чек не могу сказать, но озвученные ранее показатели дистанции и среднего времени поездки позволяют это посчитать.

– Сколько денег компания инвестировала в проект? 

– Здесь основная инвестиция – самокаты и налоги. Самокаты стоят 500 евро плюс стоимость их доставки в Украину. Кроме того, мы их завезли в украинскую компанию, заплатили сразу 20% НДС, ввозная пошлина 10% и еще акциз около 5%.

– У нас льготы на импорт электротранспорта распространяются только на автомобили?

— Это открывает новый вопрос о необходимости рассмотрения парламентом зарегистрированного законопроекта относительно налоговых льгот на электротранспорт. Мы считаем, что он даже более экологичный и эффективный для окружающей среды и горожан, чем электромобили.

– Через сколько лет вы планируете вернуть инвестиции?

– Мы только месяц назад запустили бизнес, пока трудно говорить об окупаемости.

– Расскажите о проблеме сезонности этого бизнеса. Как вы планируете вести деятельность зимой? 

 Единственное ограничение в нашем бизнесе – это скользкая поверхность. Однозначно единственный стоп-фактор для пользования – это сильные дожди, снег или гололед. Если речь идет о краткосрочном ухудшении погодных условий, мы просто блокируем возможность пользования самокатами. Если же видим, что целый день будет дождь, мы можем самокаты вообще не выставлять.

Что касается сезона, то пока не будет перманентно скользкой поверхности, мы будем самокаты предлагать. Мы понимаем, что количество пользователей будет меньше. Впрочем, практика показывает, что если человек вышел на улицу в холодную погоду, то, видимо, он в куртке, перчатках и шапке. Для него не будет большой разницы – ехать на самокате или идти пешком. Очень многие пользователи используют электросамокат даже в холодную погоду.

Когда ожидать расширения сервиса 

– Чем бизнес проката самокатов в Киеве отличается от Парижа, Мадрида, Риги, где вы также ведете такой бизнес? 

— Пожалуй, Киев отличается значительно большим спросом и, пожалуй, более аккуратным пользованием. Я бы не сказал, что у нас есть какие-то значительные проблемы с операционной деятельностью.

— Сколько самокатов у вас в Париже, Мадриде, Риге?

– Я точные цифры, к сожалению, не могу назвать, но есть города с сотнями самокатов, а есть города с тысячами самокатов. Все зависит от объема рынка и нашего желания конкурировать на нем.

– Что надо изменить в инфраструктуре города, чтобы развивать такой вид транспорта?

– Ответ очевиден, что необходимо создавать дорожки и мелкие инфраструктурные решения вроде скошенных бордюров или наземных переходов. Если вы пользователь, то вам трудно спуститься в подземный переход с электросамокатом, а нескошенный бордюр заставляет вас каждый раз останавливаться. Это вроде бы мелочи, но на самом деле они важны.

— Что вы делаете, если в пределах первой зоны деятельности пропадает сигнал от самоката?

— Мы оцениваем уровень опасности: это техническая проблема или задействован человеческий фактор. В последнем случае у нас есть два вида охраны. Первый – мобильная группа реагирования (контракт с частной охранной компанией), второй – наши сотрудники, которые находятся вокруг основных станций и выполняют обзорный контроль.

Был случай, когда сотрудник охранной фирмы увидел, что самокат грузят в багажник машины, и она уезжает. Это было вечером. Он сразу вызвал группу реагирования, группа начала преследовать эту машину, которая из центра уехала где-то на Троещину. Водитель понял, что его преследуют, заехал во дворы, бросил самокат где-то под подъездом и скрылся. Были единичные ситуации, но некритичные.

— При каких условиях будете расширять зону действия самокатов и есть ли такие планы?

— Мы анализируем первые результаты и планируем расширение в 2021 году, это будет зависеть от количества самокатов.

Автор: Всеволод Некрасов

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий