24 января 2020 года в Киеве состоялся самый масштабный в Украине форум, посвященный элеваторной отрасли, – «Элеватор-2020». Главным организатором мероприятия выступила группа компаний «Феникс Групп», а соорганизатором – Украинская зерновая ассоциация.
С каждым годом задача хранения и логистики зерна становится все важнее, учитывая рост валового сбора зерна в Украине. В развитии отрасли заинтересованы все: агропроизводители, власть, зернотрейдеры, машиностроители и перевозчики. Именно поэтому распределенная на две отдельные панели программа форума «Элеватор-2020» в этом году оказалась особенно насыщенной и интересной.
Чувствовалось, что здесь решаются по-настоящему важные насущные вопросы. Ведь стремительное развитие валового производства зерна и совершенствование технологий в растениеводстве заставляет и побуждает динамично развиваться элеваторную инфраструктуру и логистику. Речь идет как об абсолютных, так и качественных показателях.
Именно поэтому «Элеватор-2020» привлек внимание более 500 участников из разных регионов Украины, которые представляют крупнейшие хранящие зерно, растениеводческие, производственные и трейдерские компании на рынке.
«Элеватор-2020». Эксперты
Модераторами и ключевыми спикерами форума «Элеватор-2020» выступили известные специалисты отрасли. В целом они сходились в собственных оценках ее развития. И фактически были единодушны в том, что элеваторное хозяйство Украины требует дальнейшего стремительного развития.
Так, президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев отметил, что в Украине остается процентов 70 еще советских элеваторов. А, значит, есть над, чем работать в плане модернизации и технологического развития этих мощностей.
Также Николай Горбачев обратил внимание на непропорционально высокую долю железнодорожных перевозок зерна. Сегодня по железной дороге по Украине транспортируется 70% выращенного урожая. Скажем, во Франции этот показатель не превышает 10%.
В свою очередь почетный президент «Украинской аграрной конфедерации» Леонид Козаченко отметил, что, несмотря на стремительные темпы строительства новых элеваторов, Украина остро нуждается в дополнительных инвестициях в отрасль.
– Сегодня украинские элеваторы имеют общий объем единовременного хранения — чуть более 50 млн. т. Через год-два эта цифра достигнет 100 млн. т. А в целом наш потенциал составляет 130-140 млн. т. Поэтому в ближайшие 10-15 лет нам нужно будет достроить элеваторов на 30 млн. т для единовременного хранения. Относительно портовых терминалов, то здесь придется добавить около 5 млн. т единовременного хранения, – отметил Леонид Козаченко.
«Элеватор-2020». Власть
В работе форума «Элеватор-2020» принял участие заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тарас Высоцкий. По его мнению, участники зернового рынка должны перейти к среднесрочному планированию экспорта зерна в течение года. Это позволит уравновесить нагрузку на железнодорожных перевозчиков.
– Постоянно чувствуется исторически сложившийся перекос в структуре и логистике поставок зерна. В 2019/2020 маркетинговом году на экспорт ожидается отгрузить 53-55 млн. т зерна, а за первые полгода уже экспортировано 35 млн. т. Большая нагрузка идет на первое полугодие. Она ощущается и в логистике, и во всем, – прокомментировал чиновник.
По понятным причинам особое внимание участников форума «Элеватор-2020» было приковано к выступлению директора по развитию бизнеса «Украинской железной дороги» Андрея Рязанцева. Ведь, несмотря на очередной достигнутый рекорд объемов перевозки зерновых грузов железнодорожниками, ситуация в отрасли остается непростой.
– В прошлом году мы с вами получили рекордный показатель перевозок в количестве почти 41 млн. т, и ежемесячные перевозки (со времен независимости Украины) – до 4 млн. т в месяц. И это не предел. Появился значительный сегмент регулярных перевозок. Эта новая модель базируется на маршрутных элеваторах и станциях. И именно эти маршрутные отправки стали ключом для роста почти на 20% общего объема перевозок. Уже почти 36% зерна перевозится маршрутами.
На конец 2019 года 192 станции получили такой статус. Именно они обеспечивают большинство объемов погрузки и перевозок зерновой продукции, – подчеркнул Андрей Рязанцев.
«Элеватор-2020». Игроки рынка
Конечно, значительная часть деловой программы форума «Элеватор-2020» была посвящена анализу работы и достижениям ведущих предприятий отрасли по хранению зерна. Со своими докладами выступили представители крупнейших игроков рынка Украины.
Так, технический директор Белозаводского элеватора Сергей Щербань считает, что будущее за гигантскими максимально технологически развитыми зернохранилищами. При этом на контроле должна быть каждая копейка и каждая секунда рабочего времени.
– Мы, например, посчитали, что на каждом перемещении теряем на 1 т подсолнечника $5-7. Соответственно, приняли меры для того, чтобы партии подсолнечника перемещались максимально рационально. Элеватор – это не просто качественное железо. Это максимальная технологичность. В этом году мы собираемся приобрести фотосепаратор, чтобы иметь возможность сортировать зерно любого качества, – рассказал он.
Исполнительный директор «Астарта-Киев» Валерий Соколенко сообщил, что в 2019 году мощности хранения компании достигли 550 000 т зерна. Компания начала широкомасштабное строительство зернохранилищ в 2014 году, соорудив два элеватора в Винницкой и Хмельницкой области суммарной мощностью 100 000 т.
После того было построено три элеватора в Полтавской области, а уже в 2019 году – флагманский Семеновский элеватор, а также приобретен Красиловский элеватор. Общая сумма инвестиций в зернохранилища компании «Астарта-Киев» достигла $71 млн. Также в прошлом году компания приобрела 200 вагонов-зерновозов.
Директор крупнейшего в Европе элеватора мощностью 488 000 т, принадлежащего компании «Агротерминал Констракшн» («Укрлендфарминг»), Оксана Васильченко, рассказала об опыте компании по оптимизации управления таким масштабным объектом. По ее мнению, будущее крупных зернохранилищ – за полной автоматизацией всех производственных процессов.
Коммерческий директор Grain Alliance Таир Мусаев поделился опытом компании по внедрению теплогенераторов на твердом топливе для сушки зерна. Сейчас на альтернативном топливе работает ряд зерносушилок на двух элеваторах. Это позволяет экономить не менее 24% расходов. В ближайших планах компании – установить на Нежинском элеваторе твердотопливный теплогенератор на 12 мВт и зерносушилку производительностью 1600 т зерна в сутки.
По мнению заместителя генерального директора по логистике компании «Нибулон» Сергея Калкутина, развитие элеваторных мощностей в Украине на голову выше в сравнении с логистической инфраструктурой.
– Уже в ближайшем будущем нам нужно будет экспортировать до 80 млн. т зерна. К этому следует подготовиться должным образом. Чем большая доля урожая будет транспортироваться по железной дороге, тем ниже будет нагрузка на наши дороги, – считает Сергей Калкутин.
Вместе с тем представитель «Нибулона» убежден в том, что существенно облегчить нагрузку на логистическую инфраструктуру Украины сможет развитие речных перевозок.
– Ресурс Днепра в масштабах страны – уникальный. Было бы глупо его не использовать – подчеркнул Сергей Калкутин.
Специалист рассказал, что сегодня флот из 78 речных судов «Нибулона» способен перевозить 3,8 млн. т зерна. В ближайших планах – показатель в 5 млн. т. Всего же Днепром сегодня транспортируется до 12 млн. т различных грузов. И потенциал этой важной речной магистрали далеко не исчерпан.
Интересно, что сейчас компания «Нибулон» достигла, без преувеличения, настоящего совершенства в построении речных элеваторных терминалов.
– Сегодня мы можем построить такой объект всего лишь за три месяца. Приглашаем всех желающих осмотреть уже реализованные объекты, — предложил Сергей Калкутин.
Руководитель отдела аналитики и планирования Kernel Игорь Оленюк представляет одного из крупнейших игроков на рынке зерна не только Украины, но и всей Восточной Европы. Валовая урожайность на полях агрохолдинга достигает 3,3 млн. т зерна. При этом Kernel экспортирует более 8 млн. т зерна.
– Наша цель, которую мы сейчас реализуем, – максимальная оптимизация всех процессов, связанных с хранением и логистикой зерна. В частности, это автоматическое генерирование оптимальных маршрутов движения транспорта. Нужно уметь работать с имеющимися данными, используя для этого специальное компьютерное обеспечение, – подчеркнул Игорь Оленюк.
По его словам, в агрохолдинге Kernel оптимизированы маршруты каждой партии зерна буквально от поля до порта. Следует учитывать, что земельный банк компании составляет 530 000 га, которые распределяются на 9500 полей. Конечно, эффективно в таких масштабах можно работать исключительно с привлечением современных цифровых решений.
– Контроль всех процессов начинается с правильного планирования. В онлайне консолидируется информация, на основании которой генерируются оптимальные решения. Соответственно, синхронизируется работа всех отделов. Благодаря такому подходу нам удалось сэкономить лишь на одном маршрутном элеваторе за сезон $452 000, – рассказал специалист.
Важно, что, по словам Игоря Оленюка, в системе планирования маршрутов может учитывать как железнодорожный, так и речной способ перевозки. Речной способ выходит дешевле примерно на $20/т.
«Элеватор-2020». Производители
Коммерческий директор группы компаний «Зерновая Столица» Виталий Галич подробно охарактеризовал положение на рынке зерновой инфраструктуры и логистики.
– Потенциал рынка строительства зерновых терминалов достиг своего максимального уровня, при этом крупные агрохолдинги, особенно те, которые имеют иностранные инвестиции, все еще рассматривают возможность строительства новых зерновых терминалов, чтобы полностью замкнуть цикл производства и поставки сельскохозяйственной продукции в рамках своего бизнеса. К 2021 году максимальная потенциальная мощность перевалки зерновых всеми терминалами составит 96 млн. т в год, из которых только 54 млн. т задействованы при экспорте в 2018/2019 маркетинговом году.
Очевидный профицит перевалочных мощностей зерновых терминалов заставляет операторов максимально снижать стоимость своих услуг. В условиях такой конкуренции стоимость перевалки 1 т зерна на терминале снизилась с $25 (2010 год) до $8-10.
Виталий Галич отметил, что элеватор должен работать 24 часа в сутки в течение 365 дней в году. Прежде всего, это зависит от качества и эффективности оборудования, и, по его мнению, производитель должен нести полную ответственность за него. Как пример он привел опыт работы на рынке группы компаний «Зерновая Столица», что производит максимально широкий спектр оборудования для оснащения элеваторных объектов.
Председатель правления Хорольского механического завода Михаил Мищенко подробно рассказал о динамичных темпах развития предприятия. Сегодня Хорольский механический завод поставляет на экспорт в 23 страны мира половину изготовленной продукции. На заводе освоен выпуск 21 модели зерновых сепараторов, в том числе самая большая модель с площадью сепарации 48 кв. м. На предприятии установлено самое современное оборудование для лазерной резки металла, роботизированная сварка, покраска и на другие работы. Ежедневно здесь изготавливается до 5000 деталей.
Директор компании Variant Agro Build Алексей Грушко отметил, что компания на протяжении шести лет своей работы на рынке увеличила мощности производства в 10 раз. В настоящее время выполнены работы на более чем 300 объектах. О масштабах деятельности компании говорит то, что на протяжении года она перерабатывает более 120 000 т металла.
Главными предпосылками успешной работы на рынке руководитель Variant Agro Build называет то, что с самого начала в компании главным приоритетом было качество продукции и производства в целом.
– Сегодня украинские производители элеваторного оборудования ничем не уступают иностранным компаниям. Это достижение стало результатом динамичного качественного развития в течение последних пяти-шести лет, – подчеркнул Алексей Грушко.
Главный инженер компании GSI Михаил Стариков рассказал, что в 2020 году в Украине стали доступными новые высокие силосы с усовершенствованными зерновыми лестницами. Это позволяет повысить производительность работы элеватора и минимизировать травмирование зерна.
Заместитель генерального директора по развитию компании KMZ Борис Рыбачук подробно охарактеризовал пути технологического развития современных зернохранилищ в ближайшем будущем.
Сегодня компания KMZ производит более 50% отечественных зерносушилок. Соответственно, конструкторы производителя приобрели огромный опыт, который они интегрируют в новое оборудование.
– Прежде всего, нужно осознавать, что экологические требования к элеваторному хозяйству будут расти, поэтому сейчас обязательно нужно обращать внимание на минимизацию выбросов и других, вредных для людей и окружающей среды факторов. Если среднестатистическая зерносушилка производительностью 75 т/ч выбрасывает в течение суток 8,5 т пыли, то наша новая система аспирации согласно замерам снижает этот показатель до 183 кг за сутки, – подчеркнул Борис Рыбачук.
Еще один важный фактор, который советует учитывать специалист, – потребность в высокой степени автоматизации работы оборудования.
– Сегодня квалифицированный персонал в остром дефиците. Вместе с ростом производительности работы зернохранилищ повышаются производственные и опасные риски. Наши разработки позволяют в автоматическом режиме осуществлять все ключевые операции на зернохранилище: проводить измерения показателей зерновой массы, включать/выключать вентиляцию и тому подобное, – отметил представитель KMZ.
И наконец, ни один современный элеватор не может работать без квалифицированной сервисной поддержки со стороны производителя.
— Оборудование становится все сложнее, и это обусловливает потребность в исключительном обслуживании его высококвалифицированными инженерами. В частности, на постоянном контроле находится состояние оборудования со стороны производителя. Кроме этого, конструктивно мы закладываем специальные системы, которые позволяют минимизировать риски. Например, датчики моточасов и температуру подшипников, – подчеркнул Борис Рыбачук.
«Элеватор-2020». Технологии
Интересной для участников форума «Элеватор-2020» выдалась и вторая – техническая западная панель, на которой демонстрировались новые разработки. Расскажем о некоторых из них.
Так, компания Convex представила макет инновационного элеваторного комплекса, который позволяет максимально эффективно работать с большими объемами зерна. Компания «Весоизмерительные системы» представила высокоточные весовые комплексы для оперативного измерения зерновых грузов. Отечественный производитель – одесская компания «Олис» подготовила рекомендации для максимально эффективной очистки зерновых культур.
Значительное внимание было уделено системам контроля и безопасности на элеваторах. Аналитик компании «РАСК. ИН-Агро» Елена Ярмош рассказала об организации эффективной системы контроля и снижения злоупотреблений и мошенничества на элеваторе. В свою очередь Себиля Фезазиева, представительница компании ERKAYA, продемонстрировала современные решения по контролю на зернохранилище.
Руководитель «Аналит Системс Украина» Игорь Тучков подробно описал преимущества систем автоматического учета с 2D и 3D лазерным сканированием для мониторинга запасов в зернохранилищах в режиме реального времени. В свою очередь технический директор компании «Инновиннпром» Юрий Скидан, рассказал об инновационных решениях для автоматического отбора проб зерновых культур.
Полагаем, что эти и другие современные технологии понадобятся на многих хранящих зерно предприятиях Украины, и каждый их производитель и интегратор с удовольствием поделится своими разработками во время непосредственного общения.
Конкурс «Элеватор 2019». Победители
Впервые в Украине был проведен специализированный конкурс «Элеватор 2019». Главными критериями определения победителей стали показатели эффективности, производительности перевалки зерна и внедрение инновационных решений. Победители конкурса определялись на основании оценок экспертного совета «Элеватор 2019» и путем онлайн-голосования.
Номинация «Элеватор 2019»
Победитель – «Белопольский элеватор» (АФ «Виктория» LNZ Group). Мощность одновременного хранения — 77 000 т.
Номинация «Элеваторное оборудование 2019»
Победитель – «Завод элеваторного оборудования» (ГК «Зерновая Столица»).
Номинация «Эффективный элеватор 2019»
Победитель – «Жашковский элеватор» (ГК «Суффле Агро Украина»). Мощность единовременного хранения здесь составляет 100 000 т.
Номинация «Инновационный элеватор 2019»
Победитель – элеватор «Вапнярка» (ГК «Эпицентр К»). При сушке кукурузы расход природного газа на 1 т/процент здесь составляет менее чем 1,1 куб. м, а расход электроэнергии – 0,6 кВт на 1 т/процент.
Номинация «Руководитель элеватора 2019»
Победитель – Роман Андрейкив, ООО «Агродар-Бар». По объему единовременного хранения 50 000 т элеватор недавно закрыл седьмой (!) оборот.
Источник: Landlord
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.