Китай это мощный бизнес-партнер или угроза для Украины?

Товарооборот аграрной продукции между Украиной и Китаем за I полугодие 2020 года достиг $2,7 млрд. А экспорт – $2,4 млрд. Основными экспортными позициями были кукуруза, подсолнечный шрот и подсолнечное масло. AgroPolit.com выяснял роль Украины в китайских стратегических торговых планах.

К слову, ведущее украинское SMM агентство Farion (см. сайт Farion.agency) помогает украинским предприятиям в решении их маркетинговых задач с помощью популярных social media (включая Facebook и Instagram). Причем в своей деятельности указанное маркетинговое агентство ориентируется, в первую очередь, на увеличение показателей охвата, ROI и ER, тем самым, способствуя устойчивому развитию бизнеса своих клиентов.

Мягко постеленный Шелковый путь с жестким направлением в Европу

Китайская модель экономики предусматривает активное вмешательство государства в процессы экономики, в том числе прямые и косвенные субсидии отдельным предприятиям и целым отраслям, что приводит к искажению цен и избыточных мощностей на мировом рынке. К таким выводам пришли аналитики Федерального объединения немецкой промышленности (BDI).

Например, по их утверждению, деловые круги Германии кардинально изменили взгляд на Китай и экономическое сотрудничество с ним в 2019 году. Восторг по поводу перспектив огромного рынка КНР и притока китайских инвестиций в европейскую экономику уступили место серьезному беспокойству из-за нарастания глобальной экспансии, управляемой из Пекина. И это все на фоне конфликта интересов между США и Китаем.

Официальный Пекин создает собственную политическую, экономическую и общественную модель, одновременно влияя благодаря своей растущей экономической мощи на другие рынки, а также на международный экономический порядок, указывает BDI. Представители организации приходят к ключевому выводу, что между китайской моделью «экономики с сильным государственным влиянием» и «либеральными рыночными экономиками» началась «конкуренция систем».

Стратегический документ формулирует более 50 рекомендаций для политиков Европы. Они делятся на четыре центральных предложения: усиление конкурентоспособности в Европе; сильный и единый ЕС; эффективные инструменты для защиты рыночного экономического порядка; более тесная международная коммуникация с партнерами-единомышленниками.

В то же время они отмечают, что диалог и тесное сотрудничество с Китаем являются желательными, а экономическое партнерство продолжает оставаться важным приоритетом.

И здесь на сцене появляется Украина со своими интересами, возможностями и прерогативами.

«Перед Китаем стоит проблема, она заключается в дефиците продовольствия на ближайшие 10-15 лет. Они полностью исчерпали внутренние ресурсы для наращивания производства продовольствия. Китаю стратегически важно найти гарантированный источник поступления пищевой продукции. Украина – одна из стран, где они могут это сделать.

Сейчас для них зайти в аграрный сектор Украины – одна из ключевых задач и тема, которой они готовы активно заниматься. Есть немало примеров работы в этом направлении, как и вопросов – открытых и закрытых. Некоторые из них не обсуждаются открыто на политическом уровне как, например, вопрос рынка земли и тому подобное.

Но нам стоит готовиться к тому, чтобы иметь контроль над ситуацией в таких вопросах. Ведь наращивание инвестиций, например, в аграрную отрасль, будет подталкивать к поиску рычагов воздействия на формирование украинской политики», – объясняет один из мотивов китайской стороны депутат Верховной Рады Украины VIII созыва, председатель Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины, президент Украинской аграрной конфедерации (УАК) Леонид Козаченко.

В свою очередь, более подробно о торговых отношениях с Китаем и аграрных перспективах Украины рассказал исполнительный директор Украинской ассоциации «Пояс и путь» Тарас Голуб.

«Баланс торговых отношений с Китаем является резко негативным для Украины. И одна из ключевых сфер сокращения этого негативного сальдо – развитие экспорта продовольствия, поскольку обеспечение продовольственной безопасности является приоритетом для КНР, а объемы поставки продовольствия из Украины в КНР развиваются очень динамично», – прокомментировал ситуацию Тарас Голуб.

По словам Тараса Голуба, одним из очевидных успехов в развитии экспорта продовольствия из Украины в КНР является тот факт, что с момента открытия рынка кукурузы в 2012-2013 году, к 2018-2019 урожайному году, доля украинских поставок в общем объеме импорта кукурузы в КНР достигла 80%. Но для полноты картины нужно понимать, что эта доля экспорта в общем потреблении кукурузы Китаем едва превышает 2,5%, а в объеме разрешенных квот – до 3%.

«Такие показатели свидетельствуют, что «разрешенный потенциал» торговли кукурузой хоть и имеет резерв, но дальнейшее развитие торговли этой продукцией требует политического решения, связанного с увеличением квот, и с реструктуризацией системы отношений между операторами трейдинга», – уверен Тарас Голуб.

Он пояснил, что Китай и Украина имеют абсолютно разные, можно сказать, диаметрально противоположные системы организации рынка.

«Китай имеет регулируемую систему управления рынком, где особая прерогатива государственного регулирования, операции на внешнем рынке осуществляют крупные компании, но в организации распределения на внутреннем рынке активно принимают участие мелкие и средние компании, при этом крупные компании оперируют большими объемами и готовы сокращать маржинальную прибыль ради увеличения объемов.

Украинский рынок отличается высокой либеральностью и де-факто полным невмешательством государства в регулировании этого рынка, рынок слабо структурирован, местные крупные операторы настроены на увеличение маржинальной рентабельности, а малые не способны обеспечивать прямые поставки на условиях, которые бы заинтересовали китайскую сторону», – заявил Голуб.

Стоит добавить, что любые поставки товаров, обеспечение страны ресурсами, плодотворные коммуникации и воплощение стратегий с непосредственным физическим контактом объектов, нуждаются в мощной и надежной логистической структуре. И Китай работает над ее развитием. Частью развития этой стратегии является развитие инфраструктурных объектов на территории Украины.

«Один пояс, один путь» 

Так сложилось исторически, что Китай мощно развивал два торговых направления: по суше и по морю.

В 2013 году была сформирована общая концепция экономического объединения Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века в один проект. Этот план представляет собой новую внешнюю стратегию Китая на ближайшую историческую перспективу.

В 2013 году оба проекта объединены под общим названием «Один пояс, один путь». Цель данного проекта является углубление торговых связей между Китаем и странами Центральной Азии, Европы и прибрежными государствами Индо-Тихоокеанского региона.

Прежде всего, он предусматривает строительство сети автомобильных дорог, железных дорог, нефтепроводов, электрических сетей, портов и других инфраструктурных проектов. Украина среди государств, по чьей территории проходит стратегический маршрут Китая, но здесь важно понимать – мы полноценные партнеры или потенциальные жертвы в стратегических планах Китая?

«Китайский опыт очень бы пригодился Украине, но, к сожалению, я не слышал, чтобы какие-то глобальные украинские инфраструктурные проекты интересовали Китай вне зоны их интересов. Стоит добавить, что глобальное противостояние между Китаем и США накладывает отпечаток на сотрудничество Украины с этими государствами.

Активизация более глубоких отношений с Китаем раздражает наших американских партнеров, а мы помним, что они имеют достаточно большое влияние на корпоративное руководство в Украине. С другой стороны, мы понимаем, что Китай – это интересный и мощный партнер. Он готов инвестировать средства в Украину, строить в Украине.

Китай заинтересован в нашей аграрной продукции, машиностроении и других товарах. Поэтому направление внешнеэкономической деятельности страны в этом вопросе должен определить президент Украины Владимир Зеленский, чтобы было четко понятно – с кем мы «дружим» и на каких условиях? Ведь сегодня в этом вопросе присутствие политики начинает преобладать чисто экономические факторы», – прокомментировал ситуацию заместитель директора департамента коммерческой работы «Укржелдора» Валерий Ткачев.

Стоит напомнить, что от участия в проекте отказалась Индия, поскольку в рамках китайской инициативы один из транспортных коридоров проходит по спорной территории Кашмира, а также США — якобы из-за обеспокоенности относительно непрозрачных методов финансирования этой инициативы Китая. Представители Украины присоединились в проект.

Поэтому Китай видит этот маршрут как восстановление «Шелкового пути» по морю и суше с целью доставки своих товаров на мировой рынок. В обратном направлении должны направиться ресурсы: нефть, газ, железная руда, сельскохозяйственная продукция и другие сырьевые товары.

То, что Китай планирует реализовать проекты по созданию инфраструктуры для поставок на мировые рынки своей высокотехнологичной продукции, не является чем-то плохим. И то, что с помощью данной инфраструктуры он планирует импортировать сырье – тоже. Вопросы возникают по поводу того, как именно Китай будет реализовывать эту инициативу.

К этому времени 127 стран и 29 международных организаций разделяют китайское видение перспектив, где проект могут предоставить глобальному развитию, из-за чего подписали соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы. Пока, несмотря на многочисленные замечания, предостережения и опасения, никто свою подпись не отозвал.

Украина была одной из первых, кто присоединился к инициативе. В 2015 году подписан протокол между Министерством экономического развития и торговли Украины и Министерством коммерции КНР об укреплении сотрудничества по совместной реализации идеи построения экономического пояса Великого шелкового пути. В декабре 2017 года подписан план действий Украина-КНР по реализации инициативы совместного строительства «Экономического пояса шелкового пути» и «Морского шелкового пути ХХІ века».

В 2019 году эти 2 министерства заключили меморандум о взаимопонимании начала подготовки двустороннего плана сотрудничества по совместному строительству экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути ХХІ века в самых разных отраслях – от сельского хозяйства до связи и информации.

В своем выступлении на форуме глава украинской делегации Степан Кубив объявил, что Украина предложила китайской стороне портфель совместных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, альтернативной энергетики, строительства автомобильных дорог и мостов, развития объектов железной дороги и аэропортов, высоких технологий, сотрудничества в аэрокосмической сфере, переработке агропродукции и тому подобное.

Логистика, инфраструктура, инвестиции

Большинство проектов в рамках проекта «Один пояс, один путь» направлены именно на строительство инфраструктуры. Финансирование обеспечивается за счет контрактов, подкрепленных дисконтными кредитами из китайского бюджета. Размер кредитов рассчитывается в сторону уменьшения конечной суммы к погашению. Такое кредитование может напрямую направляться правительствам-получателям, однако обязательным условием является участие в реализованном проекте китайской компании. Погашение же кредита иногда может осуществляться в виде ресурсов.

«Сегодня Китай мощно развивает собственную внутреннюю железнодорожную инфраструктуру. В них по плану должно быть построено к 2035 году дополнительно 60 тыс. км железнодорожных путей. Напомню, что вся сеть железнодорожных путей в Украине равна, примерно 20-21 тыс. км.

Также в планах китайцев построение трех железных дорог по территории Украины. Они достаточно активно инвестируют средства в инфраструктуру, ведь понимают, что наличие прочной и разветвленной инфраструктуры – это прямая выгода и конкурентные преимущества для продвижения собственного экспортного потенциала.

 Стоит помнить, что китайская экономика экспортноориентирована, без прочной логистической инфраструктуры у них вряд ли получится демонстрировать высокие темпы роста экспорта и, соответственно, роста экономики. Поэтому они стараются удерживать лидерство на этом направлении», – прокомментировал ситуацию заместитель директора департамента коммерческой работы «Укржелдора» Валерий Ткачев.

Важным акцентом в сотрудничестве между Китаем и Украиной, по мнению Леонида Козаченко, является развитие логистических проектов, однако стоит обращать внимание на детали и условия.

«Развитие логистических направлений для Украины – очень важный вопрос. Это важно не только для развития АПК, но и других секторов экономики. Здесь стоит помнить и о морском, и о речном транспорте, железнодорожном транспорте и автодорогах, строительстве автобанов, развитии инфраструктуры вдоль рек. Это и логистический хаб, что они хотят делать в Одесской области (возле устья Дуная).

Поэтому, если средства на развитие этих программ получат украинские компании – это неплохо для нас, если же конечными бенефициарами будут китайские компании, нужно очень внимательно изучать условия и осторожно подходить к привлечению таких организаций в экономическую жизнь Украины», – заявил Леонид Козаченко.

По словам Ткачева, Китай заинтересован в украинском аграрном бизнесе и развитии соответствующей инфраструктуры на территории Украины. Также он приводит пример положительных последствий от сотрудничества.

«Например, у нас работает китайская компания COFCO, она на третьем месте (с долей – 9,2%) по объему экспорта украинского зерна (после компании «Кернел» с долей в зерновом экспорте в 10% и «Нибулона» — 9,8%). Если предметно говорить о логистических направлениях, стоит обратить внимание на тот факт, что у нас появились первые контейнерные поезда из Китая. Всего их было уже 5 штук. Скоро в обратном направлении поедет украинская агропродукция», – сообщил заместитель директора департамента коммерческой работы «Укржелдора».

По его словам, Украинская железная дорога сейчас максимально заинтересована в развитии контейнерных перевозок, ведь они видят за этим направлением будущее.

«Сегодня лишь 2,7% грузов мы перевозим в контейнерах, все остальное – специализированным подвижным составом. И если раньше это направление было слабо развито, и ничего не делалось для его прогресса, то сегодня мы осознаем его перспективы и стараемся максимально увеличить процент контейнеризации. Для примера могу привести данные: например, в соседней Беларуси с помощью контейнеров перевозится 15% грузов, в Европе – 30-50%.

Преимущества от такой транспортировки – универсальность груза, ведь независимо от состава, он лежит в большом сундуке, который можно транспортировать и морем, и железной дорогой, и любым другим способом. Мы это осознаем, и каждый год у нас идет прирост контейнерных перевозок на уровне 15%. Даже во время кризиса и карантинных ограничений положительная тенденция не изменилась», – говорит Валерий Ткачев.

Но все ли так хорошо и безоблачно в сотрудничестве между Украиной и Китаем, не получится ли так, что благодаря этому проекту Китай в обмен на свои льготные кредиты (а не прямые инвестиции!) получит участие своих компаний в реализации инфраструктурных проектов, с помощью которых будет экспортировать свою, же продукцию?

«Мы должны четко понимать – это инвестиции или попытка поглощения отдельных секторов и сегментов производства? Например, я не могу сказать, что сегодня присутствие Китая слишком большое в сельском хозяйстве, но тот факт, что Китай имеет мощный инвестиционный ресурс – об этом, известно уже давно. Никто не отменял их стратегическое направление «Единый пояс, один путь».

Они создали примерно 4 года назад Азиатский банк развития, где 66 ведущих стран мира стали участниками и присоединились к финансированию этой структуры. Банк собственными силами сформировал капитал в размере $4 млрд., плюс еще $4 млрд. добавили эти 66 стран.

«Было привлечено $8 млрд. на 10 лет для инвестирования программы по долгосрочному кредитованию в рамках программы «Единый пояс, единый путь». Правда, уже 2 года из этих 10 прошли. Программа имеет свои временные рамки.

Но если часть этих средств через инвестиции придет в Украину, если они будут вложены в инфраструктуру (например, проект, который уже обсуждался: строительство скоростного железнодорожного полотна Одесса–Киев–Львов–Варшава–Берлин) – это будет очень хорошо для Украины. Ведь он позволит связать южные регионы Украины с западным миром, хотя сам проект является частью долговременной стратегии Китая», – комментирует перспективы генеральный директор организации «Украинская аграрная конфедерация» (УАК) Павел Коваль.

По его словам, на данном этапе Китай, ведя свою политику экономической экспансии, не нарушает любые законы международного права своей страны или той, куда они заводят капитал. Однако это не означает, что Украине ничего не угрожает.

«Если Украина будет объектом, а не субъектом геополитической игры, если мы будем консервировать сырьевую экономику – нас все будут использовать как территорию, куда можно завести средства и получить за счет инвестиций политическое влияние. Мы испытываем на себе подобное давление со стороны других стран, так почему Китаю этого не сделать также?

Украина интересна для КНР и с точки зрения аграрного производства, и с точки зрения логистических возможностей и развития инфраструктуры. И это все составляющие большой внешней политики. К сожалению, сегодня достаточно высоки шансы того, что в Украине может быть реализован худший для нас сценарий», – предполагает возможное развитие событий Павел Коваль.

Важным маркером в отношениях между Украиной и Китаем могут стать условия, на которых представители Пекина приходят на украинский рынок.

«С одной стороны, нам нужно иметь инвестиции из Китая. Но одно дело, если мы получаем средства, например, на развитие аграрной отрасли через украинские компании, в которые Китай инвестирует, но субъектом хозяйствования или конечным бенефициаром остается украинская сторона. И совсем другое, если в Украину заходят китайские бенефициары и инвестируют в аграрную отрасль – здесь надо быть очень внимательными и контролировать каждый шаг», – уверен Леонид Козаченко.

По его словам то, что они будут стремиться всеми силами, реализовать эту стратегию, подтверждает опыт ряда стран, которые уже прошли через это.

«Например, Китай потратил в Африке огромные средства и время, но неопределенность, отсутствие конституционного строя в африканских странах все-таки не дали им взять полностью ситуацию под свой контроль. И хотя они потеряли там много средств и времени, но фактически не получили желаемого. Поэтому такие страны, как Украина, как Казахстан, частично — Монголия (несмотря на то, что там не хватает условий для эффективного ведения сельскохозяйственной деятельности) интересуют Китай.

В Казахстане, как и в Монголии, проблемы с перспективами развития сельскохозяйственной деятельности, ведь из-за климатических изменений там высыхают озера и реки, но Китай все равно вкладывает туда немалые средства», — приводит примеры Леонид Козаченко.

По его словам, очень много денег Китай вложил в российские регионы за Уралом, фактически выкупив там землю через ассимилированных китайцев. Еще после распада СССР там началась китайская экспансия. И, по состоянию на сегодня, немалый процент населения даже говорит на китайском языке, хотя и остаются гражданами РФ.

«Поэтому Украине нужно внимательно изучить опыт других стран. С одной стороны, нам не стоит бояться использовать китайские средства, если они идут на развитие украинских компаний (развитие инфраструктуры, возведение терминалов, и тому подобное), а с другой – нужно очень осторожно относиться к попыткам государственных и частных китайских компаний зайти на украинский рынок», – предупреждает Леонид Козаченко.

Колонизация тихой сапой или выгодное сотрудничество?

Китай инвестировал в Украину около $7 млрд. и планирует инвестировать еще $10 млрд. Основные задачи инвестиций заключаются в том, чтобы оживить сельскохозяйственную, энергетическую сферу, инфраструктурные проекты, а также другие сферы экономики, которые в этом нуждаются.

Среди крупнейших вливаний средств, которые китайская сторона уже сделала, можно выделить ряд аграрных проектов: в 2016 году в портовой логистической сфере китайская корпорация COFCO Agri запустила в Николаевском морском торговом порту перегрузочный комплекс зерновых и масличных культур годовой мощностью 2,5 млн. тонн. Инвестиционный проект обошелся в $75 млн.

COFCO Agri в Украине контролирует также четыре элеватора. Один элеватор находится в Херсонской области, другой — в Донецкой области. В Донецкой области элеватор на сегодня не работает, потому что находится на неподконтрольной Украине территории. Еще два элеватора есть в Днепропетровской области. Кроме этого, еще есть маслоэкстракционный завод в городе Мариуполе. За весь период пребывания на рынке Украины компания инвестировала более $200 млн.

В марте 2020 года французская контейнерная логистическая компания CMA CGM продала долю в контейнерном терминале в Одессе Terminal Link во время закрытия первой сделки по продаже портовых активов общего с China Merchants Port Holdings предприятию Terminal Link.

Совместное предприятие Terminal Link было создано в 2013 году и на 51% принадлежит CMA CGM и 49% – China Merchants Port. Сделка является частью глобальной договоренности между компаниями, подписанной в конце 2019 года и предусматривает продажу доли в 10 терминалах общей стоимостью в $968 млн.

Кроме мощных инвестиций, можно отметить и ряд небольших капиталовложений китайских инвесторов в экономику Украины. Начиная с 2013 года на окраинах села Наумовка, что в Черниговской области, ведет свою деятельность сельскохозяйственная компания «Фанда», учредителями которой является крупная китайская сельскохозяйственная государственная корпорация «Хуанфаньцюй». Также китайская компания планирует инвестиции в промышленную переработку картофеля в Украине.

Кроме аграрного направления Китай активно инвестирует и скупает украинские финансовые учреждения: АО «Фондовая биржа ПФТС», где китайская сторона выкупила контрольный пакет акций; приобретение в 2017 году крупнейшей спотовой товарной биржей КНР Bohai Commodity Exchange Co. Ltd. (BOCE) у Фонда госимущества Украины пакет акций (99,9%) Украинского банка реконструкции и развития, который находился в собственности государства, по стартовой цене 82,8 млн. грн.

Кроме этого, в планах китайских инвесторов есть намерение вложить средства ($600 млн.) в украинскую ТЭС, но они хотят получить государственные гарантии. Также китайская компания CNBM является одним из крупнейших инвесторов в экологическую энергетику Украины. Она обладает рядом мощных солнечных электростанций в Одесской и Николаевской областях. Руководство компании информирует, что инвестиции совокупно составляют около $1 млрд.

Офис китайской Xinwei Group, одной из ведущих телекоммуникационных компаний КНР в мире, был открыт в Киеве в 2014 году. Украинский телекоммуникационный оператор «Просат» создает сеть мобильной широкополосной мультимедийной связи 4-го поколения (национального масштаба) именно на базе технологий McWiLL компании Xinwei Group.

Уже установлено 150 базовых станций, которые покрыли связью столицу Украины и значительную территорию от Харькова до Мариуполя, полоса покрытия проходит через четыре восточные области страны.

И не стоит забывать о попытке покупки китайской Skyrizon контрольного пакета акций «Мотор Сичи», хотя, в данном случае, транзакция была заморожена из-за расследования СБУ.

Рассматривая финансовые отношения между Китаем и Украиной, не стоит забывать и о кредите ГПЗКУ.

По словам Тараса Голуба, ответ в решении вопросов между Украиной и Китаем находится в стратегической плоскости.

«Нужно определить дальнейший вектор развития отношений на государственном уровне. Принимать ли китайскую модель централизации и создавать на политическом уровне эффективного оператора с влиянием не только на украинскую сторону рынка, но и на китайскую. В этом случае проект ГПЗКУ имеет право на глубокую модернизацию.

Или принимать украинскую модель либерального рынка и вести диалог с официальным Пекином о расширении присутствия в Украине альтернативных компаний COFCO для расширения в Украине конкуренции среди трейдеров ради расширения возможностей поставок в Китай для мелких и средних операторов.

Стоит отметить, что с украинской стороны важность решения проблемы ГПЗКУ объективная, а вот китайская сторона вряд ли видит этот проект краеугольной проблемой в украинско-китайских отношениях, поскольку для официального Пекина также понятны недостатки в работе китайского партнера ГПЗКУ над этим проектом», – заявил Тарас Голуб.

Собственно, все понимают, что вопрос с ГПЗКУ нужно решать.

Перспективы Украины на китайском рынке

Украинский рынок очень медленно реагирует на вызовы именно из-за государственной системы, которая никогда не отличалась скоростью, а в последние годы государственные органы продемонстрировали тотальные провалы в продвижении украинских интересов.

«Следует учитывать, что рынок Украины с 2012-2013 годов претерпел только пассивные изменения под давлением товарообмена с Китаем. А вот с китайской стороны рынок меняется очень динамично. Очевидно, что Китай усиливает государственное влияние на рынок, но при этом не через административное влияние, а через управление и повышение конкуренции среди китайского бизнеса.

Так, если ранее объем квот на COFCO составлял до 75% от общего объема, а остальные операторы получали лишь около 25% квот и часто не могли реализовать эту возможность, то сегодня они получают, лишь 45-50% от объема квот. Ходят уверенные слухи о намерениях КНР создать альтернативного к COFCO централизованного оператора в КНР. Все эти изменения связаны с высокой динамикой развития китайского рынка, и в этом надо искать возможности», – подсказывает формулу действий Тарас Голуб.

По его мнению, особое значение имеют перспективы развития тренда другими продовольственными товарами из КНР, уже разрешенными. Это ячмень, соя, говядина, молочные продукты, шрот подсолнечника и рапса, свекольный жом, мед. Они являются перспективными к решению (мясо птицы, свинина, пшеница и продукты ее переработки, фрукты, овощи), так же продукты, что не нуждаются в государственных разрешениях (подсолнечное масло, широкий спектр потребительских продуктов питания).

Присутствие на рынке мяса птицы очевидно, что Украина «пасет задних» среди основных геополитических конкурентов на этом рынке Китая. Так еще в 2019 году КНР открыла свой рынок для мяса птицы из РБ и РФ. Очевидно, что каждый из перечисленных товарных сегментов требует отдельного рассмотрения. Однако можно выделить коренные причины такого отставания Украины в раскрытии потенциала экспорта продовольствия в Китай.

«Они связаны с неудовлетворительной работой украинских представителей на территории КНР. Первое: За период президентства Петра Порошенко украинско-китайские отношения значительно остыли, что помешало системной работе на межправительственном уровне.

Второе: Посольство Украины в Китае не способно выполнять возложенные на него функции из-за нехватки в штате профильных специалистов и переводчиков с китайского языка.

Третье: Пассивная позиция крупных украинских агрокомпаний на китайском рынке.

Четвертое: Несостоятельность мелких компаний в развитии совместных проектов в КНР», – сообщает Голуб.

В завершение следует заметить, что рынок продовольствия в Китае является не только одним из крупнейших в мире, но и характеризуется самыми большими в мире темпами развития и сложной структурой функционирования. Глубокое понимание детальных особенностей отдельных товарных сегментов и рынка продовольствия КНР в целом является ключевым фактором успеха в раскрытии его потенциала для Украины.

По словам Тараса Голуба, стратегия продвижения украинского экспорта в Китае не возможна без двух ключевых задач: консолидации усилий государства и украинских операторов рынка, а так же прямого и активного присутствия в КНР.

«Одна из успешных моделей решения таких задач реализована международными юридическими компаниями в работе на китайском рынке юридических услуг, что может быть базовым примером для действий. Например, известна практика создания так называемых «China Desk». По сути это отдельные офисы на территории Китая, созданные объединенными усилиями одной или нескольких международных юридических компаний. Такие офисы обеспечены как постоянным персоналом, так и рабочими местами для сотрудников офисов этих компаний в других точках мира.

Наличие такого офиса позволяет сотрудникам различных компаний-участников проектов в Китае в среднесрочном периоде находиться в стране на время реализации активной фазы проектов, а работа постоянного персонала «China Desk» позволяет обеспечить координацию общих задач с проектами работы в КНР и обеспечить функционирование самого офиса», – уверен Тарас Голуб.

Автор: Виталий Хворостяный

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий