Конвертация социального капитала в Украине: противоречия, принципы и перспективы

Статья посвящена проблемам конвертации социального капитала, основанных на новейших представлениях об этом с учетом специфики его формирования в Украине и практик европейских стран. Актуальность статьи обусловлена необходимостью развития открытых продуктивных форм партнерства для общественного консенсуса и экономического роста.

Целью статьи является определение специфики конвертации социального капитала как составляющей совокупного национального капитала, ее противоречий и принципов реализации в государственной политике. В статье использованы общенаучные методы исследования.

Новизной является систематизация существующих взаимосвязей и взаимозависимостей в этой сфере, а также обоснование моделей минимизации возможных негативных последствий для общества. Концептуально определены позиции социального капитала в структуре совокупного капитала, его связи с другими формами капитала, а также доказана ведущая роль открытого социального капитала в формировании демократического общества.

Раскрыта специфика конвертации социального капитала по сравнению с другими формами капитала. Установлено, что противоречие между национальным и корпоративным социальным капиталом приобретает черты постоянства. Обоснованы основные принципы и способы конвертации социального капитала, адекватные условиям становления демократического общества.

На основе оценки реальных тенденций социально-экономического развития и распространенных социальных практик выделены три возможные модели минимизации противоречий. Модели возникают во время процесса конвертации отечественного социального капитала, каждая из них подчинена решению конкретных задач и достижению определенных целей развития.

Модель мобилизационной адаптации основывается на формировании в обществе новых ценностей, норм со стороны публичной власти с использованием в основном идеологических ресурсов влияния на основе авторитета и доверия к ней граждан.

Модель институциональной модернизации ориентирована на обновление законодательно установленных норм и правил через их приближение к реальным экономическим потребностям и социальным практикам в соответствии с представлениями о том, что любой закон представляет собой возведенную в норму укоренившуюся традицию.

Модель компромиссных решений предполагает достижение баланса между формальными и неформальными нормами с целью достижения синергетического эффекта.

Ключевые слова: конвертация, модели, принципы, социальный капитал, противоречия.

Постановка проблемы и актуальность исследования. Любое общество обладает определенным потенциалом продуктивного и контрпродуктивного социального капитала, конвертируя в него запасы ресурсов, взаимосвязей, активов.

Необходимым условием успешной конвертации являются непрерывность инвестирования в развитие капитала – свободного и рабочего времени, профессиональных знаний и жизненного опыта, материальных и финансовых ресурсов. В этом смысле социальный капитал не выделяется среди других элементов совокупного капитала – природного, материального, финансового и экологического.

Как нематериальный актив социальный капитал является более динамичным, активным и влиятельным благодаря полифункциональному назначению, многокомпонентности собственной структуры и ориентированности на достижение социально значимых целей, прежде всего консолидации и солидарности общества.

Стабильный и продуктивный процесс конвертации капитала обеспечивает накопление социальных ресурсов, их привлечение в процесс общественного развития и непрерывное воспроизводство, следовательно, создает новые возможности развития для каждого субъекта такого взаимодействия.

Обратный процесс обесценивания оборачивается социальной эксклюзией и маргинализацией населения. В любом обществе эти процессы сочетаются с разной степенью оптимизации, их соотношение между собой в значительной мере определяет уровень инклюзивности экономики, ее социализации и перспектив развития.

В связи с этим актуализация научной проблематики, тесно связанной с исследованием конвертации социального капитала, обусловлена необходимостью решения современных проблем социального развития и экономического роста.

Целью статьи является определение специфики конвертации социального капитала как составляющей совокупного национального, ее противоречий и принципов реализации в государственной политике в контексте различных моделей влияния на ее ход.

Новизна статьи заключается в формировании взглядов на процесс успешной конвертации капитала в социальные достижения и обосновании возможных средств минимизации возникающих противоречий с определением принципов и моделей управленческого воздействия на эту сферу, необходимых в условиях модернизации государственной социально-экономической политики.

Методы исследования. При подготовке статьи использован широкий спектр научных методов исследования, в частности методов диалектики для определения функционального назначения социального капитала в системе отношений, сформированных на уровне национального капитала.

А также абстрактно-логического анализа – для выяснения природы социальной капитализации, ее значения для общественного развития, а также тех противоречий, которые препятствуют ее ускорению; методов экономико-статистического анализа для выявления тенденций развития социального предпринимательства в Украине и странах Европы; сценарного моделирования для обоснования целесообразных средств влияния на современные процессы социальной капитализации.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемам развития и инструментам формирования социального капитала уделено значительное внимание в трудах зарубежных ученых. В частности У. Бейкера (U. Beiker), П. Бурдье (P. Bourdieu), Д. Коулмена (D. Koulmen), А. Лайта (A. Lait), Р. Патнама (R. Patnam), В. Радаева (V. Radaiev), Ф. Фукуямы (F. Фукуиама), Л. Ханифана (L. Khanifan).

Закономерным является усиление научно-исследовательского интереса и внимания к проблемам развития социального капитала в Украине, несмотря на усиление социальной значимости трансформаций, что активизировались в общественном пространстве.

Отечественными учеными, среди которых М. Бойко (M. Boiko), Б. Буркинский (B. Burkynskyi), В. Геец (V. Heiets), М. Горожанкина, О. Гришнова (O. Hrishnova), М. Грицаенко (M. Hrytsaienko), Е. Либанова (E. Libanova), М. Семыкина (M. Semykina) разработаны отдельные теоретические и прикладные основы капитализации социальных процессов. В контексте их общественного значения, влияния на результативность экономической деятельности субъектов предпринимательства на макро — и микроуровне и обеспечения благосостояния нации в целом.

В научных трудах обоснована сущность функции социального капитала как института координации взаимодействия экономических агентов, сформированы определенные методологические и методичные подходы к его оценке, в т. ч. измерение социальных дисфункций или отсутствие социальной кооперации.

Активизированы исследования особенностей влияния социального капитала на создание и функционирование объединенных территориальных общин с точки зрения удовлетворения потребностей в социальных услугах, содействия накоплению человеческого потенциала, повышения эффективности использования общественных ресурсов и признания в регионе достижений объединенных территориальных общин.

Рассмотрен механизм конвертации индивидуального и корпоративного социального капитала в другие формы капитала, которые, взаимодействуя между собой, способны придать новое качество каждому из них.

Несмотря на то, что сейчас доказан динамический характер социального капитала, его способность выполнять различные общественно значимые функции и приобретать различные формы (продуктивный, открытый, символический, культурный), он нуждается в более детальном рассмотрении. И в обосновании специфики конвертации его возможностей в материальные или нематериальные выгоды и преимущества в связи с новым этапом развития украинского общества.

Изложение основного материала. Идея исследования проблем общественного развития и эффективности экономической деятельности в контексте процесса конвертации социального капитала была основана и развита такими исследователями: Пьером Бурдье, Джеймсом Колманом, Робертом Патнамом, Фрэнсисом Фукуямой. Доказано, что конвертация различных форм совокупного капитала при условии привлечения социального обеспечивает весомый мультипликативный эффект, прежде всего в экономической сфере.

Важное методологическое значение имеет вывод о производительности социального капитала подобно другим формам, его способности ускорять достижение определенных целей развития общества, отдельных сообществ или граждан. Социальный капитал, сформированный на основе высокой активности населения (участие в выборах, в общественных объединениях, заинтересованности в местных делах), обусловливает рост производительности реформ и управленческих решений.

Эффективность коллективной деятельности, построенной на доверии и общей системе ценностей и норм, объединяет людей и обеспечивает распространение информации, полезной для расширения экономических возможностей, а также сотрудничества в бизнесе, решении конкретных проблем по качеству жизни в целом.

В общенаучном понимании процесс конвертации капитала характеризует изменение его основных параметров, расширение спектра функций, а нередко – и характер взаимодействия с другими формами капитала.

При различных социально-экономических условиях могут трансформироваться его качественные характеристики через установление важных взаимосвязей в рамках новых сетей с расширением возможностей развития, а также количественные, прежде всего, через участие в благотворительных организациях, волонтерском движении, органах самоорганизации населения и других структурах.

Благодаря конвертации реализуется потенциальная способность сообществ, субъектов предпринимательства, власти и социума достигать конкретных результатов или выгоды через участие в социальных сетях и объединениях на основе доверия, легитимности и ответственности, мотивируют к плодотворному сотрудничеству.

Она может быть воплощена в жизнь на основе обмена материальными или нематериальными активами, долевом участии в результате или с целью достижения синергетического эффекта от координации действий, кооперации или интеграции совместных усилий.

В условиях низкого уровня институционального развития государства нередки противоречия между национальным и корпоративным капиталом. Идеальной моделью является рост корпоративного капитала на высоких стандартах ответственности и культуры, создание легитимных локальных институциональных пространств, которые вызывают адекватное укрепление национального капитала, усиливая тем самым государство, увеличивая потенциал его самодостаточности и саморазвития.

Однако украинские экономические реалии и социальные практики демонстрируют неоднозначность таких взаимовлияний. Речь идет о мощных и влиятельных естественных монополиях, экономическое поведение которых на рынке противоречит принципам добросовестной конкуренции и социальной ответственности.

В корыстных целях, злоупотребляя таким положением, они демонстрируют полное пренебрежение принципами добродетели. Ситуация несбалансированности различных направлений государственной политики в этой сфере (ценовой, тарифной, политики доходов), возможности получения сверхприбылей на фоне обеднения населения существенно ухудшают ситуацию.

В контексте указанных проблем особого внимания заслуживает другой процесс, противоположный по своей природе и направлению к рассмотренным, — развитие социального предпринимательства как постепенное превращение имеющихся материальных активов в социальные ценности.

В процессе социально ориентированной предпринимательской деятельности существенно ускоряется развитие местных общин, укрепляется их экономический потенциал и расширяются возможности инвестирования в социальные проекты.

Создавая рабочие места с достойными условиями труда, и инвестируя время и деньги в важные местные инициативы, социальное предпринимательство способствует развитию административно-территориальных единиц. Его успешность измеряется не только финансовыми результатами предпринимательской деятельности, но и конкретным вкладом в удовлетворение потребностей общества, которые обычно четко определены в уставе предприятия.

Главное противоречие возникает между высокой потребностью в развитии такого предпринимательства и низкими стартовыми возможностями отечественной бизнес-среды. В сложных социально-экономических и геополитических условиях мотивация отечественных предпринимателей к конвертации собственных активов в социальный капитал остается довольно слабой по разным причинам.

Главными являются: неуверенность в стабильности рынков сбыта даже в обозримом будущем, заинтересованность в быстром экономическом обороте капитала, его максимальной отдачи в краткосрочном и среднесрочном периоде; недостаточная информированность предпринимателей о потенциальных возможностях социального бизнеса, а также формах и способах поддержки международными организациями и органами местного самоуправления.

Поэтому конвертация экономических и управленческих активов в социальный капитал происходит обычно по гибридной бизнес-модели за счет комбинации рыночных источников. Например, продаже товаров и услуг государственному или частному сектору; нерыночных источников, прежде всего государственных субсидий и дотаций, частных пожертвований, денежных или натуральных взносов, в частности таких, как добровольная работа.

Около 50% социальных предприятий финансируемых за счет грантов, 20% используют кредиты, а для почти 25% их основным источником финансирования являются собственные средства учредителя.

Несмотря на отсутствие в Украине надежной информационно-статистической базы для распространения социального предпринимательства, его эффективности в аспекте влияния на социальное развитие, определенные выводы можно сделать, опираясь на результаты опросов и каталогизации предприятий.

Об активизации социальных инициатив в среде бизнеса свидетельствуют данные социальных каталогов предприятий в 2016-2017 гг., по которым в Украине зафиксировано 150 таких предприятий различной организационно-правовой формы (против 41 в 2013 г.) – от общественных организаций до обществ с ограниченной ответственностью.

По экспертным оценкам, их реальное число превысило 1000 предприятий с самой высокой концентрацией в северных (43%, из них 20% – в г. Киев) и западных (27%) регионах страны. При этом 48% украинских социальных предприятий работают менее 3-х лет и в 56% трудоустроено не более 5 человек.

Исследования показывают, что социальное предпринимательство активно развивается в тех сферах экономической деятельности, которые не требуют значительных начальных капиталовложений или создаются на базе существующих предприятий.

Это в перерабатывающей промышленности (швейном производстве, производстве пищевых продуктов, изготовлении и ремонте мебели, сувенирной продукции); сельском хозяйстве, образовании (прежде всего, учебно-производственные комбинаты для лиц с ограниченными физическими возможностями) и торговли.

Наиболее распространенными типами социальных предприятий является ориентированные на трудоустройство, обучение и поддержку социально уязвимых групп населения, генерирование прибыли для поддержки общественных инициатив, поддержку экологических инициатив (например, путем изготовления продукции из вторичного сырья) и на проведение информационных кампаний среди общественности.

Через предпринимательство конвертация активов бизнеса в социальный капитал может быть осуществленной двумя основными путями: непосредственно – когда достигается положительный социальный эффект от реализации продукции или услуг; опосредованно – путем выделения доли прибыли на социальные цели.

По данным социальных Каталога предприятий Украины, в течение 2016-2017 гг. более четверти социальных предприятий направляло на социальные нужды до 25% дохода, 8% таких предприятий предоставили 75-100% прибыли на такие цели. Наиболее общественно значимыми направлениями их деятельности является трудоустройство уязвимых на рынке труда групп населения, производство товаров и услуг для малообеспеченных потребителей, активизация социальной работы и поддержка реализации отдельных социальных проектов.

Социальное предпринимательство в Украине находится на этапе становления. Не обращая на мощную международную поддержку таких организаций, как Британский совет, фонд Восточная Европа, Pricewaterhouse Coopers в Украине, Erste Bank в Украине, Международный фонд «Возрождение» при содействии Erste Stiftung, Украинский фонд поддержки предпринимательства, он, увы, не набирает быстрых темпов роста. Это происходит через противоречие, возникающее между совместным запросом на его развитие и пассивностью органов власти в этой сфере.

Очевидно, дефицит внимания со стороны структур государственной власти и местного самоуправления является основным препятствием на этом пути. Необходимо отметить, что финансовая поддержка социальных предприятий в странах ЕС в большой степени формируется за счет государственного сектора экономики. Среди 45% социальных предприятий Италии основными клиентами являются именно представители государственных органов управления.

В Великобритании 52% социальных предприятий получают определенный доход в государственном секторе, 23% таких поступлений являются основным или единственным источником дохода. Как следствие, уровень активности социальных предприятий относительно общего количества основных предприятий составляет около 1% национального бизнеса.

Развитие предпринимательства – далеко не единственный путь укрепления социального капитала. Приоритетным для Украины является развитие волонтерского движения, благотворительности, создание органов самоуправления и самоорганизации населения по месту жительства, а также усиление позиций социального капитала в структуре трудовых отношений.

Синергетический эффект, достигнутый из-за таких изменений, способен реально изменить практику формирования социального капитала в стране и усилить его позиции в структуре совокупного капитала. Важно, чтобы при любых условиях конвертация социального капитала осуществлялась по успешным сценариям, то есть таким, что способствуют достижению социально значимых целей и результатов на основе определенных принципов. Среди последних целесообразно выделить такие.

Стабильная активность и результативное социальное взаимодействие. Предполагает долгосрочный характер взаимодействия, когда продуктивная активность субъектов не сводится к кратковременной кампании, рассчитанной лишь на решение конкретной актуальной задачи. Необходимо постоянное накопление и анализ практического опыта социальных контактов, а также развитие новых способов самоорганизации граждан и сообществ.

Лишь многочисленные горизонтальные взаимосвязи, формирующиеся и непрерывно поддерживаемые, приумножают капитал социума. Однако снижение социального взаимодействия, гражданской активности, а также распространение недоверия между членами общества обусловливают процессы декапитализации.

Стоит отметить, что в Украине все больше финансовых потоков направляется в социальный капитал через активизацию различных направлений деятельности общественных организаций, организованную на началах равенства перед законом, прозрачностью и гласностью, добровольностью и самоуправлением, свободным выбором территории деятельности, отсутствием имущественного интереса.

Соответственно возросло количество руководящих органов общественных организаций — с 21 417 единиц в 2014 г. до 25 988 единиц в 2017 г., это значит, на 21,3%. При этом значительная часть поступлений в общественные организации осуществлялась на благотворительной основе – 53% от их общей суммы. Из них 33% поступило от нерезидентов, 15% – от предприятий и организаций Украины.

Высокая доля благотворительных взносов свидетельствует о поддержке гражданами этих объединений как действующих в интересах граждан.

В последнее время мир оказался в другой реальности из-за кризисных явлений в социально-экономической, политической и санитарно-эпидемиологической сферах, которые в определенной степени поспособствовали накоплению социального капитала и реализации его потенциала.

В частности, по данным опроса представителей общественных организаций, проведенного фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива 15.04–1.05.2020 г., в результате пандемии COVID-19 усилилась социальная сплоченность и организованность в обществе.

Большинство общественных организаций направили деятельность на организацию помощи социально уязвимым слоям населения и на контроль над деятельностью власти. Активизирована также разъяснительная работа среди населения по избеганию распространения коронавирусной инфекции.

Комплементарность и согласованность интересов субъектов локальных инициатив. Активность социального взаимодействия отдельных субъектов зависит от заинтересованности в объединении усилий, ресурсов и осуществлении совместной деятельности. В соответствии с этим принципом реализуется такой этап конвертации социального капитала, как распределение активов на основе обменов.

Субъекты социального взаимодействия могут пытаться достичь различных целей и различными путями в результате сотрудничества в рамках выбранного поля деятельности. Отдача от нее может ожидаться в виде будущей реализации перспективных планов и идей.

Минимальное администрирование или применение регулятивных ресурсов со стороны властных структур. Если в генерировании социального капитала роль государственных органов власти и органов местного самоуправления является значительной, то в процессе его конвертации она постепенно минимизируется.

В связи с тем, что социальный капитал практически не имеет четкой правовой регламентации, процесс его конвертации осуществляется в основном спонтанно, без задействованных административных ресурсов. На добровольной основе происходит объединение усилий и ресурсов владельцев социального капитала, основанное на взаимном доверии, ответственности и кооперации для решения конкретных задач.

Целесообразно выделить два типа социальных объединений, создаваемых в результате конвертации социального капитала временного действия и устойчивые долговременные объединения, приводящие к существенным сдвигам в системе социально-экономических отношений.

Примером последних являются социальные группы, которые возникли в период революционных изменений в стране и прошли путь от неформальных образований в юридически оформленные общественные организации. Их деятельность формирует конкретные тренды в сфере социально-экономического развития на основе усиления влияния общественности на социальную ответственность власти и бизнеса.

По этому принципу распределение социальной ответственности между государством и обществом деформируется вследствие комплексного или одиночного действия факторов: недоверия к государственным социальным институтам, их недостаточной мощности, опережающего развития гражданского общества или усиления социальной ориентации структур бизнеса.

Динамизм изменений в социально-экономической сфере, ответственность субъектов за результативность взаимодействия и благотворительность. Этот принцип предполагает повышение профессиональной мобильности, усиление адаптации субъектов к условиям социального взаимодействия на рынке труда.

Сфера занятости и является эпицентром конвертации социального капитала, поскольку все без исключения виды экономической активности населения требуют привлечения социального потенциала и налаживания социальных связей.

В процессе продуктивной трудовой деятельности происходит постоянное обновление контактов и сети отношений, а также совокупности действующих формальных и неформальных норм (правил), позволяющих работникам, трудовым коллективам, социальным группам и обществу в целом организовать своих членов для решения совместных экономических и социальных задач.

В соответствии с этим принципом четко прослеживается путь конвертации социального капитала по основным этапам. На уровне отдельных индивидуумов: образование (накопление социального капитала) – трудоустройство – занятость и получение дохода (экономическая отдача капитала) – повышение профессионального уровня.

Для социальных групп: образование – формирование трудового коллектива – образование и развитие неформальных социально-экономических связей и отношений – повышение социальной ответственности работодателя, активизация материального и нематериального стимулирования субъектов (в пределах созданного акта информации социальной группы и вне нее).

На разных этапах развития социума должны быть проработаны соответствующие механизмы влияния на процесс формирования социального капитала, его конвертирования в продуктивные, социально значимые формы. В современных условиях важно, как показали исследования, определить эффективные инструменты минимизации дисбалансов и несоответствий в связи со слабостью институциональной основы социального капитала.

Каждое общество в зависимости от политической ситуации и доминирующих ценностей выбирает ту или иную модель смягчения противоречий, возникающих во время процесса конвертации капитала, реализуя конкретные цели и задачи государственной политики. Украина является примером государства, которое в осуществлении экономических и социальных реформ пошло по пути изменения ранее сформированных приоритетов и практик развития.

В частности, изменения специализации отдельных территорий и сфер экономической деятельности и, соответственно, структуры национальной и местных экономик (свернув наукоемкие секторы экономики и предоставив приоритет развитию аграрного сектора экономики), а также эти изменения базовых моделей развития здравоохранения и системы образования.

Радикальные преобразования с распространением целей и задач европейской интеграции без соответствующей гармонизации отечественного законодательства к правовым нормам стран ЕС не могли гарантировать успеха и достижения ожидаемых результатов. Это значительно ослабило потенциал продуктивного социального взаимодействия в обществе, поскольку было ориентировано исключительно на мобилизацию потенциала бизнеса, общин, отдельных домохозяйств.

Приведенный алгоритм управленческих действий можно определить как модель мобилизационной адаптации.

Специфика ее заключается в том, что новые ориентиры и задачи развития, инициированные публичной властью с использованием преимущественно идеологических ресурсов влияния, могут усиливать действенность официально установленных норм, правил, стандартов или изменять их для достижения определенных целей. Однако по большей части это не гарантирует достижения определенных целей.

Обычно, как свидетельствует опыт других стран, успех реализации модели зависит от авторитета публичной власти, доверия к ней – с одной стороны, и уровня самосознания населения, способности приспособиться к новым реалиям через мобилизацию собственных адаптационных возможностей – с другой.

В условиях непрерывных трансформационных изменений и нестабильности, тем более обострения кризисных явлений в экономике и росте неопределенности населения в жизненных перспективах, чисто ментальная приемлемость новых ориентиров и целей развития остается под вопросом. Нередко лишь вызывает рост недоверия к властным структурам или порождает конфликтные ситуации между ветвями власти, властными структурами и населением.

Такая политика неприемлема, она усиливает социальную дезинтеграцию. В частности, ориентация на европейский вектор развития не поспособствовала реальным интеграционным процессам. К сожалению, большинство сегментов европейского товарного рынка остались закрытыми для отечественных товаропроизводителей.

Однако страны ЕС получили доступ к украинскому товарному рынку и рынку дешевой рабочей силы. Они не имеют намерений отказываться от рабочих-украинцев даже в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации в мире. Несмотря на карантинные ограничения из-за пандемии COVID-19 некоторые европейские страны анонсировали необходимость привлечения именно украинской рабочей силы.

Подытоживая результаты реализации этой модели, следует отметить, что для усиления социального взаимодействия и сплоченности в обществе приоритетное значение приобретают экономические достижения, трансформированные в параметры качества жизни.

В украинских реалиях используют и другой, институциональный подход к формированию новых социальных связей. Он ориентирован на усиление действенности, эффективности регулятивного влияния на общественное развитие законодательно установленных норм и правил из-за их приближения к реальным потребностям населения, бизнеса, развития административно-территориальных образований.

Речь идет о существенном обновлении законодательной и нормативно-правовой базы социального развития в соответствии с представлениями о том, что любой закон представляет собой возведенную в норму укоренившуюся традицию; создание условий для развития правового государства с надежной защитой прав и свобод граждан.

Важным шагом в этом направлении является надлежащая имплементация норм законов Украины «Об общественных объединениях» № 4572-VI от 22.03.2012 г. и «О благотворительности и благотворительных организациях» № 5073-VI от 05.07.2012 г. и приведение их в соответствие с нормами международного права.

В рамках модели институциональной модернизации независимо от используемых механизмов (административных или рыночных) важно сформировать и поддерживать нормативно-правовое поле, благоприятное для развития гражданской активности и экономического роста.

Самым сложным в аспекте практической реализации является система взаимосвязей, что предполагает гармонизацию, достижение приемлемых компромиссных решений между формальными и неформальными нормами на основе социально-культурной консолидации общества. По сути, это модель поиска компромиссных решений с целью достижения социально значимого синергетического эффекта от таких действий.

Комплиментарность указанных норм, их минимальное социальное дистанционирование лишь упрощает эту задачу; обратная ситуация — усложняет, хотя по большей части именно она является типичной для большинства ситуаций по поиску приемлемых решений.

На пути такой гармонизации возникают противоречия. Между тем, что мы признаем эталонными морально-этическими нормами (социальная ответственность, добропорядочность, справедливость, доверие, поддержка). И конкретными «образцами» социального поведения (двойная мораль, пренебрежение общественным мнением, обогащение любой ценой). Они нередко воспринимаются как реальность, изменить которую практически не возможно, а иногда и нецелесообразно.

Другой аспект этих противоречий заключается в том, что неформальные нормы (приемлемые для большинства) срабатывают легче формальных, по большей части по инерции. Неформальные нормы и правила опираются на социальный капитал как отношение доверия, ответственности. Соблюдение этих норм учитывает репутацию или имидж определенного субъекта.

В то же время уровень восприятия формальных норм, которые генерируют институты с недостаточным уровнем институционального доверия, остается на низком уровне, отсюда и пренебрежение или игнорирование важных норм по регулированию различных сфер общественного бытия.

По результатам социологических исследований Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, граждане выражают недоверие государственному аппарату (77%), судебной системе (76%), коммерческим банкам (71,5%), политическим партиям (70%), Верховной раде Украины (65%), правительству Украины (64,5%), Национальному банку Украины (60%), профсоюзам (51%).

Выводы. В современном социально-экономическом развитии стран мира существенно возрастает роль нематериальных активов, среди которых и социальный капитал с высоким потенциалом консолидации общества.

При любых условиях продуктивный социальный капитал формирует широкое поле для плодотворного взаимодействия ради достижения значимых целей развития или успеха в отдельных сферах общественного бытия, связанных с экономическим ростом, социальной сплоченностью и солидарностью, развитием предпринимательства и территориальных сообществ.

Социальный капитал, как структурный элемент совокупного национального богатства, выполняет главную – соединяющую функцию среди других форм совокупного капитала. Он содержит информацию о возможных экономических ресурсах и подчиняется общим закономерностям преобразования.

Среди которых реализация возможностей доминирования, способность к взаимной конвертации с другими формами капитала и значимости инструментов накопления и использования для социальной сплоченности и консолидации.

В процессе конвертации социального капитала нередко возникают противоречия, в частности между корпоративным и национальным капиталом в результате монополизации пространства их взаимодействия, институциональной слабости государства и неопределенности механизма согласования целей и задач управленческих структур по социализации различных направлений экономического развития государства.

Достижению качественно новых признаков социального капитала будет способствовать реализация таких основных принципов его конвертации, как стабильная активность и результативное социальное взаимодействие, согласованность интересов субъектов локальных инициатив, минимальное администрирование со стороны властных структур.

Не меньшее значение приобретает динамизм изменений в социально-экономической сфере на благо большинства, ответственность субъектов за результативность взаимодействия и благотворительность.

Украина как государство с низким уровнем институционализации социально-экономичных процессов должна активизировать поиск приемлемых моделей конвертации социального капитала, отдавая предпочтение тем, которые ориентированы на достижение эффектов от социально-культурной консолидации общества через гармонизацию формальных и неформальных отношений.

Авторы: Т.А. Заяц, доктор экономических наук, профессор, зав. отделом, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: scap@online.ua, ORCID 0000-0002-9767-5527, Scopus ID 55864441800

В.Л. Жаховская, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: valentinnazh@gmail.com, ORCID 0000-0002-2361-1088

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий