Кредитование малого предпринимательства. Большая имитация

Как «слуги» провалили программу стимулирования инвестиций и развития малого предпринимательства.

Прошло уже более года с тех пор, как действующий президент и его предыдущее правительство во главе с Алексеем Гончаруком помпезно презентовали и запустили программу льготных кредитов для создания и развития новых малых предприятий. За это время стало очевидным не только то, что задекларированная цель программы полностью провалена, а и то, как под прикрытием привлекательных лозунгов миллиарды бюджетных средств тратятся на поддержку узкого круга избранных.

Напомним, что когда в начале февраля 2020 года, фактически в последний месяц первого правительства «слуг», была анонсирована программа льготных кредитов «5-7-9», ее целью было заявлено предоставление государственной поддержки инвестиционным проектам для украинских микро — и малых предприятий. Такое ограничение потенциальных участников программы было хоть каким-то компенсатором чрезвычайно малой суммы средств, выделенных для ее реализации (2 млрд. грн).

Даже с учетом мультипликационного эффекта объем предоставленных малому бизнесу средств не имел шансов превысить значение в $1 млрд. Поскольку бюджетные средства направлялись лишь на компенсацию части процентов кредитов, которые должны были предоставлять банки. Это притом, что за 2019 год, который предшествовал старту программы, капитальные инвестиции в украинскую экономику и без поддержки государства достигали $20 млрд.

Значит, существенного влияния на экономику в целом подобная программа не могла иметь по определению из-за своих мизерных масштабов. Но для узкого определенного круга малых и микро-предприятий, особенно стартапов или тех имеющихся микро-бизнесов, которые хотели бы с ее помощью увеличить инвестиции и создать новые рабочие места, она действительно могла бы сыграть роль определенного стимулятора.

И сначала по ее условиям можно было получить лишь до 1,5 млн. грн. кредита на срок до пяти лет. При соблюдении жесткого условия, что кредитное финансирование должно было быть направлено исключительно на покупку или модернизацию основных средств, а также на ремонт или реконструкцию производственных помещений.

Три предложенные ставки кредитования – 5%, 7% или 9% – зависели от размера бизнеса (до 25 млн. или 50 млн. грн. годовой выручки) и срока его деятельности (до 12 месяцев или больше). А ставка могла снижаться на 0,5% годовых по каждому дополнительному наемному работнику вплоть до достижения ею 5% годовых.

Эти условия казались логичными, учитывая декларирование правительства, что программа будет способствовать расширению деятельности именно микро — и малого бизнеса, его выхода из «тени», созданию новых официальных рабочих мест, импортозамещению в производстве товаров и возвращению трудовых мигрантов.

Однако анализ динамики и итогов выполнения программы за более чем год (последние данные есть на 22 марта) свидетельствуют, что за фасадом якобы вполне приличных, как для микро-бизнеса и стартапов общих цифр, скрывается полный провал в достижении поставленных задач.

Например, по данным Минфина по состоянию на 22 марта 2021 года было выдано всего 10942 кредиты на общую сумму 27 млрд. грн. Причем из них всего 4,4 млрд. грн. пришлось на инвестиционные цели, ради которых и была введена эта программа более года назад. Львиная же доля средств поступила на рефинансирование ранее полученных кредитов (13,5 млрд. грн.) и пополнение оборотных средств (9,05 млрд. грн.) по так называемым антикризисным кредитам.

Нужны ли два последних направления кредитования бизнеса? Очевидно, да. Однако их должна обеспечивать банковская система страны или специальные программы под чрезвычайные условия карантинной экономики. А самое главное — доступ к кредитным ресурсам в ее пределах должны получать не выборочно 11 тысяч из более 300 тысяч компаний, а все на равных условиях.

Однако в современных украинских реалиях наблюдаем прикрытие этими расходами, пробелы кредитования собственно инвестиционной деятельности малого и микро-бизнеса. Ведь те 4,4 млрд., которые все-таки были направлены на капитальные вложения, свидетельствуют о полном провале в достижении основной цели программы «5-7-9».

И самое главное, что со временем структура кредитования по программе все ухудшается. Скажем, из выданных за последнюю неделю 1,5 млрд. грн. на капитальные инвестиции ушло лишь 0,21 млрд. грн., а львиную долю – более 1 млрд. – составили так называемые антикризисные кредиты на пополнение оборотных средств.

Наконец, больше всего кредитов получили компании агросектора (54% всех кредитов), причем отнюдь не вновь созданные, на втором месте сфера торговли и лишь на третьем с долей менее чем 16% – промышленное производство. Это явно не способствует перестройке структуры украинской экономики в направлении увеличения производства товаров с более высокой добавленной стоимостью.

По данным Минфина по состоянию на 22 марта 2021 года было выдано всего 10 942 кредиты на общую сумму 27 млрд. грн. Причем из них всего 4,4 млрд. грн. пришлось на инвестиционные цели, ради которых и была внедрена программа «5-7-9» более года назад.

Причем подобное искривление приоритетов кредитования по программе стало прямым следствием системного изменения ее приоритетов в течение года со времени ее запуска. Еще 15 апреля прошлого года был расширен круг предприятий, которые могли получать по ней средства. Предел годового дохода повысили с 50 до 100 млн. грн. А максимальную сумму кредита увеличили с 1,5 до 3 млн. грн.

Но самое главное – был изменен перечень целей, на которые можно было его получить: приобретение нежилой недвижимости и пополнение оборотных средств. При этом финансирование программы из бюджета не было увеличено, а данные на 24 апреля свидетельствовали в ее недоступности для большинства предприятий, желающих принять в ней участие. С 17 348 заявок на 11 млрд. грн. было выдано лишь 369 кредитов на 0,23 млрд. грн.

Становилось все очевиднее, что во власти готовят пул избранных предпринимателей, которые получат «зеленую улицу» на миллиарды в обмен на откаты или другие проявления лояльности.

29 апреля 2020 года правительство провело очередную «либерализацию» условий доступа к кредитованию, что в то же время еще больше отдалила ее от задачи стимулирования инвестиций и создания стартапов микро-бизнесом. В частности, была увеличена максимальная сумма годового дохода для потенциальных участников программы – со 100 млн. грн. до 10 млн. евро – и дана им возможность привлекать кредиты под 0%, но уже не для инвестирования в производство, а для рефинансирования ранее взятых кредитов.

Полностью сняли ограничения по максимальной сумме кредита на такое рефинансирование. Ограничена лишь сумма господдержки на такое рефинансирование. Сумма, впрочем, установлена на уровне в 0,2 млн. евро, то есть более 6 млн. грн. По сравнению с 1,5 млн. грн. максимального кредита на старте программы. 17 июня КМУ сделал очередной шаг, сняв ограничения по направлениям использования средств, полученных субъектами предпринимательства для финансирования оборотного капитала, и по максимальной сумме кредита в рамках программы.

А 9 октября вновь расширил цели использования кредитных средств на приобретение земельных участков.

До конца 2020 года (по данным на 28 декабря) в рамках программы банки выдали всего 7158 займов на 16,5 млрд. грн., из которых менее чем 20% – на капитальные инвестиции. В то же время почти две трети ушло на рефинансирование старых кредитов. 3,15 млрд. грн. пришлось на капитальные инвестиции по этой программе, притом, что общий объем капитальных инвестиций в 2020 году составил 419,8 млрд. грн. и по сравнению с 2019 годом уменьшился на 164,6 млрд. грн.

Понятно, что они не имели никакого влияния на экономику и компенсировали менее 2% от сокращения капитальных инвестиций в 2020 году.

Вместо того чтобы облегчать доступность кредитования для микро-бизнеса на осуществление капитальных инвестиций и создание новых рабочих мест, правительство Шмыгаля на заседании 28 декабря приняло очередное постановление, которое еще больше размыло направления использования программы. Она распространилась на бизнес с годовым доходом до 20 млн. евро (650 млн. грн. при стартовой верхней границе, при запуске программы была 50 млн. грн.).

Увеличились сроки кредита на финансирование оборотного капитала до трех лет, были смягчены условия для рефинансирования кредитов. Более того, для кредитов на финансирование оборотного капитала установили компенсацию процентов до 0% годовых на период карантина, а после его отмены – на уровне 3% годовых.

Таким образом, приоритеты программы окончательно сместились в плоскость пожарной помощи для широкого круга предприятий. О стимулировании инвестиций или стартапов, а тем более среди микро-бизнеса, речь уже не шла. Даже те кредиты, которые выдаются якобы на приобретение основных средств, часто стимулируют совсем другие экономики.

Скажем, «Укргазбанк» недавно хвастался тем, что выдал очередной кредит по программе «5-7-9» авиакомпании в Днепропетровской области. 2,3 млн. грн. на 36 месяцев под 7% ушли на приобретение итальянского самолета Tecnam P2002JF. По сообщению, на нем будут проводиться занятия по парашютному спорту, будут учиться пилоты начального уровня и осуществляться выступления парашютистов и пилотов на авиа-шоу.

В то же время, в масштабах всей экономики объемы финансирования, предусмотренные этой программой, не могут играть никакой роли, поскольку не компенсируют отсутствия кредитно-финансовой системы, нормально выполняющей свои функции. Скажем, сумма кредитов, выданных всей банковской системой всему бизнесу («не финансовыми корпорациями»), за год с января 2020-го по январь 2021 года уменьшилась более чем на 20 млрд. грн. – с 743,4 млрд. грн. до 723,3 млрд. грн. И это притом, что в этих цифрах уже учтено почти 20 млрд. грн., выданных по программе «5-7-9».

Однако во властных коридорах все больше погружаются в некую параллельную реальность. Ведь на фоне вышеописанного провала начальных целей программы «5-7-9» 17 марта 2021 года заместитель председателя Офиса президента Юлия Свириденко вновь заявила, что «в этом году имеем возможности для расширения этой программы, и будем фокусироваться, прежде всего, на тех, кто имеет самый сложный доступ к кредитным ресурсам, а именно на микро-бизнес».

Но действительность свидетельствует, что с каждым месяцем и очередным «смягчением» условий все более весомую долю кредитов получает все больший и к тому же давно действенный бизнес. Да еще и на цели, далекие не только от создания новых производственных мощностей или рабочих мест, но и просто от любых капитальных инвестиций.

Автор: Александр Крамар

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий