
После запуска новой модели энергорынка с 1 июля 2019 года в худшем положении среди всех игроков оказалась до недавнего времени одна из самых успешных энергокомпаний – государственное предприятие НАЭК «Энергоатом».
Долги энергорынка перед ним достигли 23 млрд. грн. И если половина этой суммы накапливалась еще до запуска новой модели – в течение 20 лет, то вторая половина (11,5 млрд. грн.) приросла всего за год и четыре месяца.
Виновных сразу нашли, в прессе начали появляться публикации о неэффективном менеджменте «Энергоатома», который якобы довел украинские АЭС до нищеты. К упадку якобы приложили руку и «российские агенты», работу которых курирует одиозный политик Андрей Деркач (с сентября он находится под санкциями США) через своего крестника, юриста Германа Галущенко.
Сейчас Глущенко занимает должность вице-президента «Энергоатома». Из собственных источников «Главкома» известно, что в ближайшее время правительство назначит его президентом НАЭК «Энергоатом».
Если же абстрагироваться от политических «хвостов» некоторых менеджеров компании, то вполне очевидной становится такая картина. Что убыточным «Энергоатом» стал после того, как правительство совместно с государственным регулятором — Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), обязало государственные предприятия «Энергоатом» и «Укргидроэнерго» обеспечивать население электроэнергией по льготной цене.
В соответствии с возложенными специальными обязанностями (ВСО), «Энергоатом» вынужден был продавать 80% от объема производимой электроэнергии ГП «Гарантированный покупатель», которое никогда вовремя не рассчитывается с атомщиками. В то же время ушлые дельцы перепродавали дешевую электроэнергию от АЭС по рыночным ценам, то есть в разы дороже. Отдельные эксперты убеждены, что такими действиями власть умышленно банкротит «Энергоатом».
«Главком» обратился к руководителю государственной компании Петру Котину с просьбой прояснить текущую ситуацию в атомной энергетике и озвучить возможные пути спасения компании. В конце марта 2020 года Кабинет Министров назначил Петра Котина временным исполняющим обязанности президента ГП «НАЭК «Энергоатом». До того он работал генеральным директором Запорожской АЭС.
«Энергоатом» отчитывается в готовности АЭС к работе в осенне-зимний период. В это же время премьер Денис Шмыгаль, по инициативе Минэнерго, поручил провести служебную проверку деятельности руководителя «Энергоатома» Петра Котина. В чем вас обвиняют и как продолжается это расследование?
Информация о том, что я якобы совершил какое-то коррупционное правонарушение, не соответствует действительности. Между тем, эту непроверенную информацию распространяли отдельные интернет-издания, не обращаясь за комментариями ни ко мне, ни в пресс-службу. Под «коррупционным правонарушением» эти СМИ имели в виду распоряжение о не допуске сотрудников Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) в помещение «Энергоатома» в июле этого года.
Но ведь в соответствии с разделом III Порядка проведения проверок организации работы по предупреждению и выявлению коррупции за № 223/20, утвержденного приказом НАПК 27 мая 2020 года, для субъекта проверки предусмотрена возможность не допуска уполномоченного лица (сотрудника НАПК) для ее проведения.
Когда представитель НАПК пришел в мой кабинет с соответствующими документами, у юристов компании возникли замечания к оформлению этих документов. И тогда, с согласия представителя НАПК(!), мы составили акт о не допуске до исправления имеющихся замечаний. После этого и начались манипуляции, которые продолжаются до сих пор.
Но недопущение сотрудников НАПК до проверки коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений даже не влечет за собой внесение должностного лица, принявшего такое решение, в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения.
К тому же, проверка деятельности «Энергоатома» сотрудниками НАПК уже давно началась и сейчас компания ведет активный диалог с НАПК.
НАЭК «Энергоатом» и я, как ее руководитель, готовы к диалогу и с органами государственной власти и участниками рынка, и с правоохранительными органами, и с честными профессиональными СМИ.
«Экспорт украинской атомной электроэнергии в Европу сдвинут с мертвой точки»
После запуска новой модели энергорынка долг перед «Энергоатомом» почти удвоился и продолжает увеличиваться. Что сделано для улучшения финансового состояния компании?
Действительно, совокупный долг энергорынка перед «Энергоатомом» за произведенную и поставленную на рынок электроэнергию уже превысил 23 млрд. грн. Это существенно влияет на финансовое положение НАЭК. Ведь как социально ответственная компания «Энергоатом» не может сокращать объемы обязательных платежей, среди которых – оплата труда рабочих, налоги и обслуживание кредитов.
Мы также не можем сворачивать ни производственную, ни топливную программы, поскольку в обоих случаях речь идет о безопасной работе украинских АЭС, что для нас всегда остается в приоритете.
Парадокс состоит в том, что нам задолжали миллиарды гривен, причем за уже отпущенную электроэнергию, и нас же критикуют за неспособность рассчитаться с партнерами, подрядчиками и контрагентами. Ситуация парадоксальная, потому что создана искусственно.
Напомню, «Энергоатом» никогда не нуждался в дотациях из госбюджета. Даже сегодня, на фоне мирового коронакризиса, компания придерживается собственных социальных обязательств, обеспечивая население самой дешевой в Европе электроэнергией.
И в условиях, когда все кричат о том, что компания была прибыльной, а вдруг стала якобы убыточной, все почему-то забывают, что это все «красиво» выглядит лишь на бумаге. Никто не хочет учитывать те 40 млрд. грн., на которые мы дотируем население, отдавая половину своей электроэнергии по 1 копейке за кВт-час. Учтите это – и от убыточности не останется и следа.
Но мы, ни в коем случае не опускаем рук и находим возможность сбалансировать свой бюджет. Распространенная мировая практика состоит в том, что в случае, если компания не получает своевременной стопроцентной оплаты за реализацию текущей товарной продукции, она должна отыскивать и привлекать другие оборотные средства.
Во-первых, 14 июля этого года президент подписал закон №2386 «О мерах, направленных на погашение задолженности, которая образовалась на оптовом рынке электроэнергии». Этот закон дает нам надежду на урегулирование задолженности со стороны ГП «Энергорынок», которая накапливалась в течение двух десятилетий.
Среди механизмов, которые предлагает закон, предусмотрена возможность увеличения уставного капитала «Энергоатома» на сумму списанной задолженности ГП «Энергорынок» перед НАЭК. Это должно произойти за счет выпуска Министерством финансов облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на сумму задолженности со стороны ГП «Энергорынок» – 11,7 млрд. грн.
Иными словами, государство обязалось погасить долги ГП «Энергорынок» перед НАЭК «Энергоатом» этими ОВГЗ. Мы же сможем разместить их в банках, в которых для «Энергоатома» открыты кредитные линии. Такой механизм поможет нам привлекать новые оборотные средства, пока старые и новые задолженности перед «Энергоатомом» – со стороны ГП «Энергорынок», ГП «Гарантированный покупатель» и НЭК «Укрэнерго» – не будут погашены.
Во-вторых, в этом году, наконец сдвинут с мертвой точки экспорт украинской атомной электроэнергии в страны Европы. Мы серьезно настроены на расширение этого направления, в том числе и для привлечения дополнительных средств не только на осуществление текущих программ и обязательств, но и реализацию новых проектов.
Ведь экспорт дешевой атомной энергии, торговля ею с добавленной стоимостью, возможность для госпредприятия заключать международные контракты – это стабильный поток валютной выручки в Украину, а, следовательно, прямое влияние и на курсовые колебания, и на поступления в госбюджет, то есть на экономику в целом.
В-третьих, на стадии обсуждения еще с десяток доступных, легальных и распространенных в цивилизованном мире финансовых инструментов. К примеру, специалисты «Энергоатома» уже проанализировали мировой опыт, европейское и международное законодательство в части ядерной безопасности, провели консультации со специалистами МАГАТЭ и разработали концепцию изменения действующего механизма накопления средств в финансовом резерве для снятия энергоблоков АЭС с эксплуатации (ФРЗЕ).
С 1 января 2021 года мы предлагаем парламенту вывести этот ФРЗЕ из госбюджета, так как во все годы существования фонда снятия с эксплуатации отработанных энергоблоков АЭС правительство тратит средства на свое усмотрение, то есть не по назначению. Позволить вкладывать средства, накопленные в фонде, в государственные и долговые ценные бумаги, выпущенные государственными банками Украины, и ценные бумаги, выпущенные международными финансовыми организациями.
Кроме этого, мы предлагаем разрешить размещать средства фонда на депозитных счетах в государственных банках и вкладывать их в банковские металлы. Это позволит накопленным в ФРЗЕ средствам работать и «зарабатывать» уже сегодня, одновременно перекрывая его потери от инфляции в будущем.
Во исполнение указа президента №406 от 22 сентября 2020 года правительство в двухмесячный срок должно внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект «О совершенствовании механизма использования средств финансового резерва по снятию энергоблоков АЭС с эксплуатации».
В августе «Энергоатом» раскритиковал правительственное постановление о внесении изменений в Положение о ВСО, в соответствии с которым «Энергоатом» может продавать электроэнергию ГП «Гарантированный покупатель» в объемах, необходимых для нужд населения по цене 10 грн. за МВт-час, а остальную часть (не менее 40% производимой на АЭС электроэнергии) – на рынке двусторонних договоров. Вы видите в этом дискриминационный подход в пользу других участников рынка. Какие последствия это постановление имело для «Энергоатома»?
До августа 2020 года «Энергоатом» поставлял госпредприятию «Гарантированный покупатель» 80% всей произведенной украинскими АЭС электроэнергии по фиксированной цене 56,67 копеек за 1 кВтч.
И по расчетам наших специалистов, для обеспечения потребностей населения достаточно половины от того объема электроэнергии, который компания отпускала в рамках ВСО. К тому же, «Гарантированный покупатель» продемонстрировал неспособность продавать и вовремя рассчитываться за поставленную АЭС электроэнергию, что привело к огромной задолженности перед «Энергоатомом».
Поэтому с мая 2020 года во исполнение прямого поручения премьер-министра специалисты «Энергоатома» совместно с представителями Минэнерго работали над разработкой, согласованием и утверждением, так называемой переходной модели ВСО.
Она должна была позволить «Энергоатому» продавать ГП «Гарантированный покупатель» столько электроэнергии, сколько фактически потребляет население (по фиксированной цене 1 копейка за 1 кВтч, чтобы предотвратить дальнейшее накопление долгов), а остальную часть (до 40%) реализовывать на рынке двусторонних договоров (РДД) в условиях честной конкуренции.
С этой целью – именно с такой моделью ВСО – на заседании правительства 5 августа 2020 года было утверждено постановление №694 «О внесении изменений в Положение о возложении специальных обязанностей на участников рынка электрической энергии для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электроэнергии».
Но 12 августа на официальном сайте правительства в размещенном тексте уже принятого положения вдруг появился пункт 9, которого не было в утвержденном Кабмином документе.
В нем содержалась формула, которая устанавливала предельную цену, ниже которой «Энергоатом» не имел бы права продавать собственную электроэнергию на рынке на сутки вперед. Она не имела ничего общего с работой свободного рынка и была откровенно дискриминационной в отношении одного из участников рынка электроэнергии – НАЭК «Энергоатом».
Более того, этой формулы не видел никто из представителей центральных органов власти, чьи подписи были под первым вариантом документа. После заявления «Энергоатома» и вмешательства непосредственно премьер-министра дискриминационный пункт 9 был откорректирован, и сейчас действует переходная модель ВСО.
«Энергоатом» ожидает решения Кабмина по внедрению с 1 января 2021 года финансовой модели ВСО, которая предусматривает реализацию всего объема электроэнергии, произведенной украинскими АЭС на свободном энергорынке. Из полученной выручки планируется перечисление части прибыли в рамках специальных обязанностей «Энергоатома» по обеспечению населения электроэнергией по доступной цене. «Энергоатом» никогда не отказывался от выполнения этой важной социальной миссии.
Если НКРЭКУ введет RAB-тарифы для развития сетей операторов системы распределения, конечно, вырастут тарифы для населения. Какими будут последствия для «Энергоатома» как исполнителя спецобязательств (ВСО), если они будут продлены в 2021 году?
Специалисты НАЭК «Энергоатом» считают, что тарифы для населения, скорее всего, останутся на нынешнем уровне даже при условии внедрения стимулирующего тарифообразования. Сегодня можем лишь предполагать, что цена на электроэнергию может вырасти до уровня промышленных потребителей – из-за увеличения тарифа на распределение. Предполагаем также, что такое решение регулятора может возложить на «Энергоатом» дополнительную нагрузку при условии работы финансовой модели ВСО.
Но ваш вопрос нужно задавать государственному регулятору — НКРЭКУ, ведь комиссия уже просчитала влияние соответствующего решения на всех участников рынка. Мы же в «Энергоатоме» ожидаем решения регулятора.
Есть ли понимание, какой должна быть наиболее оптимальная модель корпоратизации «Энергоатома»? Когда соответствующий законопроект правительство подаст в парламент?
«Энергоатом» должен, наконец, начать и завершить процесс корпоратизации, о котором идет речь еще с 2013 года. Мы говорим о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество, 100% акций которого будет принадлежать исключительно государству. Должны создать наблюдательный совет компании. Это очень важный шаг, к нему нас давно подталкивают наши зарубежные партнеры и инвесторы, для которых функционирование государственного предприятия на рынке электрической энергии – нонсенс.
Европейская практика доказывает, что наблюдательный совет – коллегиальный орган – является наиболее эффективным в принятии управленческих решений. Кроме того, сейчас государство взяло курс на создание наблюдательных советов на госпредприятиях, и мы планируем учесть их опыт.
В конце прошлого года указом президента №837 правительству поручено до конца 2020 года, провести корпоратизацию «Энергоатома» и подать на рассмотрение парламента соответствующий законопроект. 22 сентября президент указом №406 вновь поручил Кабмину «обеспечить совершенствование управления ГП «НАЭК «Энергоатом», в частности ускорить проведение корпоратизации.
Корпоратизация – это прозрачная и рыночная модель управления компанией, что обеспечивает рост ее прибыли, сохранение рабочих мест. Она позволит государству, как акционеру, научиться, эффективно управлять такими компаниями, как «Энергоатом», и получать дивиденды в госбюджет.
«Энергоатом» передал в правительство проект постановления о передаче функций управления компанией от Минэнерго в Кабмин. А есть ли в правительстве соответствующие специалисты?
Мы не сомневаемся в том, что в правительстве есть высококвалифицированные специалисты, понимающие важность стабильной работы «Энергоатома».
«Отправка отработанного ядерного топлива в Россию ежегодно стоит нам до $200 млн.»
В декабре 2020 компания планирует запустить первую очередь централизованного хранилища для отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) по технологии Holtec International. Как решаются проблемы, которые тормозят этот проект, в частности, строительство железнодорожных путей к хранилищу через лес, который находится в ведении Госагентства по управлению зоной отчуждения?
Проект сооружения ЦХОЯТ предусматривает строительство 14 титульных объектов и сооружений, средняя строительная готовность которых сейчас составляет 87%, общая готовность – 83%. В соответствии с директивным графиком строительства и ввода ЦХОЯТ в эксплуатацию, первый пусковой комплекс будет полностью готов в декабре 2020 года.
Графиком предусмотрено, что подключение ЦХОЯТ к электропитанию от подстанции «Буряковка» состоится в ноябре этого года, а вот с завершением ремонта железнодорожного пути Вильча – Янов придется подождать.
Собственные коррективы в график внесли карантинные мероприятия, а также отсутствие финансирования работ по вырубке деревьев, кустов и кустарников. Их должно выполнить ГСП «Северная Пуща», а деньги на это должно выделить Государственное агентство по управлению зоной отчуждения (ГАЗО).
Пока эти работы не выполнены, «Укржелдор» приостановила реконструкцию железнодорожного участка Вильча – Янов длиной 43 км. Это – главная проблема, которая может помешать введению хранилища в эксплуатацию, поскольку мы уверены, что вовремя достроим первую очередь ЦХОЯТ, но такой, же уверенности в действиях Украинской железной дороги у нас нет.
Есть ли проблемы с хранением отработанного ядерного топлива на трех АЭС (кроме Запорожской АЭС) из-за переполнения хранилищ в приреакторных бассейнах?
Состояние заполнения бассейнов выдержки энергоблоков всех АЭС полностью соответствует требованиям обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Сегодня Украина вывозит отработанное ядерное топливо с Ровенской, Южно-Украинской и Хмельницкой АЭС на технологическую (временную) выдержку с последующей переработкой в России. Это стоит нам до $200 млн. ежегодно.
Но в переработке отработанного топлива с украинских АЭС именно в РФ нет никакой технологической или, же экономической целесообразности – наоборот, Украина имеет от этого лишь очевидные убытки. Вывоз на переработку осуществляется по инерции и схеме советских времен, поскольку Украина до сих пор не создала собственной системы. Именно этот неправильный ход вещей мы и собираемся исправить.
Всего на 2020 год было запланировано пять рейсов для вывоза отработанного ядерного топлива в РФ (300 отработанных топливных сборок). По состоянию на 20 октября 2020 года выполнен один рейс, с энергоблока №1 Южно-Украинской АЭС вывезено 60 топливных сборок. Три рейсы уже отменены (из энергоблоков №2 и №3 этой же АЭС и блока №4 Ровенской АЭС), также рассматривается возможность отмены еще одного рейса (с энергоблока №2 Хмельницкой АЭС).
С весны 2021 года весь объем отработанного ядерного топлива с Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС должен направляться в централизованное хранилище, если, конечно, появится железнодорожный путь.
«Энергоатом» диверсифицирует ядерное топливо, а не заменяет одного монополиста на другого»
В присутствии президента Зеленского Westinghouse и «Энергоатом» подписали контракт на поставку ядерного топлива для реакторов ВВЭР-440 Ровенской АЭС. Планируется также задействовать «Атомэнергомаш» для производства компонентов топливных сборок. Как будут реализованы эти проекты, и не будет ли проблем с лицензированием топлива для ВВЭР-440?
ГП «НАЭК «Энергоатом», Государственная инспекция ядерного регулирования и экспертные организации имеют огромный опыт лицензирования новых типов ядерного топлива производства обоих поставщиков – компаний «ТВЭЛ» и Westinghouse.
Процесс лицензирования топлива для ВВЭР-440 будет выполнен в жестком соответствии с требованиями ядерного законодательства Украины. Он потребует совместных усилий украинских специалистов Westinghouse. Загрузка первой опытной партии нового ядерного топлива (в количестве не более 12 тепловыделительных сборок) в активную зону энергоблока №2 Ровненской АЭС запланирована на 2024 год.
Что касается освоения производства компонентов топливных сборок Westinghouse, сейчас выполняется квалификация производственных мощностей обособленного подразделения «Энергоатома» («Атомэнергомаш») для изготовления головок и хвостовиков тепловыделяющих сборок для ВВЭР-1000.
Во время подписания «Энергоатомом» контракта с Westinghouse о поставках ядерного топлива для реакторов типа ВВЭР-440 был также подписан Протокол о намерениях по развитию сотрудничества между Westinghouse и обособленным подразделением НАЭК «Энергоатом» – «Атомэнергомаш».
Договорились об изготовлении «Атомэнергомашем» компонентов топлива компании Westinghouse с рынком сбыта за пределами Украины, а также об увеличении номенклатуры компонентов топлива, которые сможет изготавливать «Атомэнергомаш».
Иногда в прессе можно прочитать, что Westinghouse впоследствии будет полностью обеспечивать ядерным топливом все энергоблоки украинских АЭС. Но ведь должно быть, по меньшей мере, два источника для балансирования интересов сторон. Какие планы у «Энергоатома»?
Сейчас топливо Westinghouse используется на 6 из 15 энергоблоков украинских АЭС, его эксплуатационные характеристики уже доказали свою надежность и безопасность. Впервые топливо Westinghouse было загружено в активную зону энергоблока №3 Южно-Украинской АЭС в 2005 году. Тогда это были шесть «пилотных» тепловыделительных сборок американского производства.
В 2010 году партия, загруженная в энергоблок №3, состояла уже из 42 кассет. А в 2018-м энергоблок №3 Южно-Украинской АЭС был полностью загружен топливом Westinghouse. Именно тогда Украина стала первой в мире страной, которая, эксплуатируя атомные энергоблоки советского дизайна, начала использовать топливо от другого производителя.
В наших реалиях диверсификация означает не просто предотвращение рисков, но и создание на украинском рынке ядерного топлива реальной конкуренции. Ведь со времени обретения независимости и вплоть до 2005 года на украинских АЭС использовали исключительно топливо российской компании «ТВЭЛ».
28 июня 2020 года активная зона энергоблока №2 Южно-Украинской АЭС была полностью загружена тепловыделяющими сборками Westinghouse. Таким образом, сейчас уже три энергоблока украинских АЭС (блоки №2 и №3 Южно-Украинской АЭС и блок №5 Запорожской АЭС) работают исключительно на этом топливе. И еще на трех энергоблоках (№1, №3, №4 Запорожской АЭС) одновременно загружены как топливные сборки компании «ТВЭЛ», так и сборки Westinghouse.
Как видите, речь идет о многолетней, пошаговой, кропотливой работе «Энергоатома» по диверсификации ядерного топлива. Именно по диверсификации, а не замене одного монополиста на другого.
Есть ли долги «Энергоатома» перед обоими поставщиками ядерного топлива Westinghouse и «Росатомом», а также за вывоз отработанного ядерного топлива перед россиянами?
На сегодня существует отставание от графиков выполнения контрактных обязательств по оплате поставок ядерного топлива обоих производителей, в том числе, за поставки ядерных материалов для изготовления ядерного топлива.
Кроме того, «Энергоатом» вынужден сокращать объемы отработанного ядерного топлива, вывоз с безусловным соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности. Это происходит из-за прямого следствия астрономической задолженности энергорынка перед компанией за фактически отпущенную электроэнергию. При этом атомные станции по состоянию на сегодня полностью обеспечены ядерным топливом для своевременного выполнения плановых перегрузок энергоблоков.
«Стоимость строительства двух реакторов Хмельницкой АЭС составляет 73 млрд. грн.»
Президент Зеленский издал указ, предусматривающий достройку блоков №3 и №4 на Хмельницкой АЭС. Когда можно ожидать, что правительство подаст в парламент соответствующий законопроект?
22 сентября 2020 года президент указом № 406 «О неотложных мерах по стабилизации ситуации в энергетической сфере и дальнейшему развитию ядерной энергетики» поручил правительству внести в двухмесячный срок на рассмотрение Верховной Рады законопроект о размещении, проектировании и строительстве энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС. Надеемся, что Кабмин сдержит определенный указом президента срок.
Сколько времени требуется для строительства этих блоков и какова стоимость проекта?
Предусмотрен срок завершения строительства по нынешнему графику – 2026 год, поэтому должны ориентироваться именно на эту дату. Сегодня мы уверены, что готовы уложиться в эти сроки. Стоимость проекта, рассчитанная специалистами «Энергоатома», профильных научно-технических и проектных организаций, составляет 73 млрд. грн. – эта сумма утверждена соответствующим постановлением правительства.
15 октября специалисты Skoda JS, института «Энергопроект» и «Энергоатома» провели рабочее совещание по подготовке к строительству энергоблоков ХАЭС. Каковы главные препятствия для реализации проекта?
Отныне онлайн-совещания между нашими и чешскими специалистами будут проходить еженедельно, причем чешская сторона уже привезла на рассмотрение украинских атомщиков свои методики и предложения. Я утвердил график работ по достройке энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС с определением четких дедлайнов для всех этапов.
Дата начала проекта напрямую зависит от того, насколько быстро парламент рассмотрит законопроект о размещении, проектировании и строительстве энергоблоков №3 и №4 ХАЭС.
Сейчас же специалисты «Энергоатома» и компании Skoda JS готовят сопроводительные документы осмотра оборудования на строительной площадке (который будет проводиться по методике чешской стороны), материалы к меморандуму о сотрудничестве со Skoda JS и межправительственному соглашению, которое позволит «Энергоатому» в частности получить кредит на строительство от Чешского экспортного банка.
Препятствий для реализации этого проекта в установленные сроки мы пока не видим, ведь имеем политическую волю высшего руководства государства и все, что необходимо для строительства.
Автор: Наталка Прудка
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.