Целью статьи является обоснование целесообразности мониторинга трудоустройства выпускников в системе высшего и профессионального образования и описание механизма его введения с учетом международного опыта.
Выяснено, что формирование базы данных о занятости и доходах выпускников в европейских и других странах мира с развитой экономикой может осуществляться тремя основными способами:
1) создание интегрированных баз данных на основе административных реестров плательщиков налогов и социальных взносов на национальном уровне (Республика Польша, Российская Федерация);
2) проведение специальных социологических опросов выпускников и работодателей относительно занятости и качества подготовки специалистов, уровня их доходов (Австралия, Соединенные Штаты Америки);
3) аналитическое исследование сайтов по поиску работы и других информационных ресурсов со сведениями о вакансиях работодателей и резюме тех, кто ищет работу.
Впервые обоснована целесообразность создания и использования в Украине государственной интегрированной базы данных о трудоустройстве выпускников учреждений высшего и профессионального образования как составляющей системы мониторинга качества образования на национальном уровне.
Определены информационные источники формирования интегрированной базы данных о профессиональном развитии выпускников, которыми являются административные данные Министерства образования и науки Украины (Единая государственная электронная база по вопросам образования), Пенсионного фонда (Реестр застрахованных лиц), Государственной фискальной службы и Государственной службы занятости.
Внедрение механизма мониторинга трудоустройства выпускников в Украине позволит повысить эффективность государственных и частных инвестиций в высшее образование по критерию трудоустройства и доходов выпускников.
Ключевые слова: высшее и профессиональное образование, мониторинг, трудоустройство выпускников, база данных, качество, эффективность, конкурентоспособность образования.
Постановка проблемы. Вследствие глобальной конкуренции за интеллектуальные ресурсы и структурные преобразования в экономике во второй половине XX века учреждения высшего и профессионально-технического образования (далее – ЗВО и ЗПТО) большинства европейских и других стран мира с развитой экономикой становятся особыми типами корпораций, а соответственно, объектами анализа и управления конкурентоспособностью на национальном и локальном уровнях.
Требуют переосмысления подходы к совершенствованию государственного и регионального управления конкурентоспособностью высшего и профессионального образования, рост ее роли в обеспечении целей устойчивого развития, с одной стороны, и экономической эффективности в условиях развития международной индустрии образования – с другой.
Наряду с ростом запросов рыночной экономики по инновационной активности ЗВО и их сотрудничества с бизнесом, усиление веса в объемах цитирования научных публикаций исследователей в рейтингах конкурентоспособности университетов, уровень трудоустройства ее выпускников остается главным индикатором качества и экономической эффективности национальных систем высшего образования.
Для оценки и анализа эффективности в трудоустройстве выпускников правительства стран мира с развитой экономикой, общественные организации и структуры бизнеса вводят соответствующие мониторинги трудоустройства выпускников.
Несмотря на интенсивность институциональных изменений в системе управления высшим образованием Украины, ее интеграцию в европейское пространство высшего образования и науки, в Украине отсутствует национальная система регулярного мониторинга трудоустройства выпускников. Отсутствие такого мониторинга обуславливает проблему качества доказательной базы принятия решений по повышению экономической эффективности государственных и частных инвестиций в высшее и профессиональное образование.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью модернизации инструментов информационно-аналитической поддержки процессов управления образованием в Украине.
В проекте новой модели финансирования высшего образования Украины, предложенной Министерством образования и науки Украины на общественное обсуждение в конце 2018 года, уровень трудоустройства выпускников ЗИО – один из главных качественных критериев обоснования объемов государственной финансовой поддержки университетов на подготовку специалистов.
Среди других важных аргументов в пользу актуальности изучения и адаптации международного опыта мониторинга занятости выпускников – необходимость «модернизации инструментария мониторинговых исследований реального трудоустройства выпускников высших и профессионально-технических учебных заведений», предусмотренного Планом мероприятий по внедрению Национальной рамки квалификаций на 2016-2020 годы.
Анализ последних исследований и публикаций. Обследования выпускников учреждений высшего и профессионального образования проводят в странах Африки, Азии, Америки, Европы обычно под общим названием «Исследование карьеры выпускников» (Graduate Tracer Studies; Follow-up study (graduates); Graduate career tracking; Graduate Outcomes Survey).
Один из методологов таких исследований, автор специального пособия по их организации Г. Шомбург (Harald Schomburg) отмечает, что главными задачами обследований занятости выпускников являются следующие:
1) повышение качества образовательных программ на основании результатов опроса;
2) оценка соответствия результатов деятельности ЗВО определенным целям;
3) обеспечение обоснованности выводов при аккредитации ЗВО;
4) информирование студентов, преподавателей, менеджеров ЗВО об отзывах выпускников.
Уровень трудоустройства выпускников ЗВО используют как критерий его эффективности и в распределении бюджетных ресурсов в моделях финансирования семи европейских стран.
Глобальный обзор занятости выпускников в разных странах мира предлагает Д. Маслен (Geoff Maslen), основываясь как на статистических данных об уровне безработицы среди молодежи, так и более глубокой аналитике риска неполной занятости выпускников с учетом их специальности.
В Украине нет практики мониторинга трудоустройства выпускников ЗВО как инструмента оценки и анализа конкурентоспособности не только соискателей образования, но и образовательных провайдеров. Исключением является проект «Переход молодежи от учебы к стабильной работе», который в 2013 и 2015 годах реализовывали в рамках международного исследования «School-to-work transition surveys» по инициативе и при финансовой поддержке Международной организации труда.
Однако в Украине подобные исследования не являются регулярными и репрезентативными по регионам страны.
Целью статьи является обоснование целесообразности мониторинга трудоустройства выпускников в системе высшего образования Украины и описание механизма ее введения с учетом опыта европейских и других стран мира.
Новизна предлагаемого материала заключается в систематизации методологических и организационных подходов к мониторингу трудоустройства выпускников в различных странах мира и характеристике механизма его проведения в Украине с учетом международного опыта.
Методы исследования. В исследовании использованы общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение – в обобщении и систематизации международного опыта мониторинга трудоустройства выпускников, а также системно-структурный и синергетический подходы в характеристике механизма формирования интегрированной информационно-аналитической базы данных о трудоустройстве выпускников учреждений высшего и профессионального образования в Украине.
Изложение основного материала. Мониторинг занятости выпускников является составляющей национальных систем управления образованием во многих странах мира. Правительство Австралии финансирует ежегодные опросы выпускников (Graduate Outcomes Survey (GOS)) и работодателей (Employer Satisfaction Survey (ESS)) для анализа в удовлетворении выпускников полученными специальностями, уровня их трудоустройства, оценки работодателями общих и профессиональных компетенций выпускников.
Результаты опросов по каждому ЗВО Австралии размещены на специальном сайте и позволяют не только менеджменту высшего образования, но и другим категориям стейкхолдеров определить целесообразность обучения или других форм сотрудничества с соответствующим ЗВО.
Последние опросы, проведенные в Австралии в 2018 году, указывают на эффективность инвестиций в высшее образование как с точки зрения роста занятости и доходов выпускников, так и по критерию роста уровня удовлетворения ими работодателей.
В Польше введена общенациональная система мониторинга экономической активности выпускников, которая основывается на административных данных интегрированной системы POL-on и Управления социального страхования.
Интегрированная база данных позволяет осуществить аналитические исследования для определения продолжительности поиска работы выпускниками; доли тех, кто продолжил обучение; уровня риска безработицы; доли выпускников, которые были зарегистрированы как безработные; уровня оплаты труда; бюджета активности выпускников (структура времени, потраченная на труд по найму, самозанятость, учеба, уход за ребенком, безработица и т. д.); характеристики рынка труда в зависимости от места жительства выпускника.
Национальная Ассоциация колледжей и работодателей США ежегодно организует опрос для оценки и анализа доходов выпускников колледжей и университетов. Результаты таких опросов доступны в расширенном формате только для ЗВО США — членов ассоциации, и в публичном доступе для всех пользователей – о доходах и уровне занятости выпускников по специальностям.
Кроме упомянутых институтов, оценить риск безработицы на основе данных доказательной статистики о занятости и доходах выпускников позволяют отчеты аналитических центров США, в частности исследования Аналитического центра Burning Glass Technologies, осуществляемые при финансовой поддержке Страда института будущего труда (Strada Institute for the Future of Work).
Министерство образования и науки Российской Федерации выполняет мониторинг трудоустройства выпускников с помощью Федерального реестра документов об образовании. Данные Реестра ежегодно актуализируют для дальнейшего анализа по официальной занятости и доходов выпускников ЗВО на основании сведений Пенсионного фонда России и Службы занятости.
Показатели занятости выпускников учитывают в мониторинге эффективности ЗВО России, обосновании размеров их финансовой и иных видов государственной поддержки.
В то же время одной из проблем корректного использования административных данных о занятости и безработице выпускников российских университетов являются достаточно высокие объемы не задекларированной занятости и тот факт, что значительная доля выпускников с дипломом о высшем образовании не обращается в службы занятости из-за низкого, по их мнению, уровня предложений работы.
Как показывает опыт других стран, формирование базы данных о трудоустройстве и доходах выпускников может осуществляться тремя основными способами:
1) формирование интегрированных баз данных о трудоустройстве выпускников и их доходах на основе административных реестров плательщиков налогов и социальных взносов на национальном уровне (Республика Польша, Российская Федерация);
2) организация специальных социологических опросов выпускников и работодателей относительно занятости и качества подготовки специалистов, уровня их доходов на общенациональном, региональном, отраслевом или институциональном уровнях (Австралия, Соединенные Штаты Америки);
3) аналитические исследования сайтов по поиску работы и других информационных ресурсов в сети Интернет со сведениями о вакансиях работодателей и резюме тех, кто ищет работу.
Для формирования массива данных с объективными показателями трудоустройства выпускников ЗВО Украины на национальном уровне, считаем целесообразным создание и использование государственной электронной базы данных о трудоустройстве выпускников учреждений высшего и профессионального образования (ДЕБПВ). Как составляющей системы мониторинга качества образования и системы управления качеством на институциональном, региональном и национальном уровнях.
Инициатива создания государственной электронной базы данных о трудоустройстве выпускников учреждений высшего и профессионального образования соответствует:
1) Закону Украины «Об образовании» ст. 30. Прозрачность и информационная открытость учреждения образования; ст. 41. Система обеспечения качества образования; ст. 48. Мониторинг качества образования;
2) плана мероприятий по внедрению Национальной рамки квалификаций на 2016-2020 годы в части задания 5 «Модернизация инструментария для проведения мониторинговых исследований по реальному трудоустройству выпускников высших и профессионально-технических учебных заведений»;
3) среднесрочному плану приоритетных действий правительства Украины до 2020 года в части реализации таких целей:
— «эффективное управление» (совершенствование публичного управления, приоритетные действия — обнародование высококачественных наборов данных в форме открытых данных с учетом общественного интереса, лучших мировых практик и в соответствии с установленными требованиями по открытости и прозрачности деятельности);
— «развитие человеческого капитала», это приоритетные действия – модернизация профессионального образования. В частности создание благоприятных условий для качественной подготовки конкурентоспособных рабочих кадров, способных удовлетворить требования современного рынка труда региона.
А также обеспечение качества высшего образования, в частности создание открытого реестра высших учебных заведений, который будет давать возможность удобно просматривать и обрабатывать статистическую информацию о ЗВО и, таким образом, обеспечит доступ абитуриентов к информации о ЗВО и уровень профессионального развития их выпускников;
4) институциональным потребностям ЗВО и ЗПТО Украины в данных по трудоустройству выпускников как составляющей системы внутреннего обеспечения качества, для обоснования получения статуса «национальный» в соответствии с действующими критериями, определенными Кабинетом министров (постановление Кабинета министров Украины от 22.11.2017 № 912);
5) потребностям государственных и региональных органов управления образованием в данных о трудоустройстве выпускников для анализа эффективности расходов на образование и обоснование государственного и регионального заказа на подготовку специалистов и рабочих кадров;
6) европейским рекомендациям и стандартам высшего и профессионального образования, лучшим мировым практикам по вопросам качества образования и мониторинга трудоустройства выпускников.
Механизм создания ДЕБПВ предусматривает использование электронных баз данных Министерства образования и науки Украины (Единая государственная электронная база по вопросам образования), Пенсионного фонда (Реестр застрахованных лиц), Государственной фискальной службы и Государственной службы занятости для формирования интегрированной государственной базы данных о профессиональном развитии выпускников.
Механизм предусматривает принятие соответствующих нормативно-правовых актов на уровне Верховной рады Украины, Кабинета министров относительно использования баз данных о выпускниках ЗВО и ЗПТО. Которые находятся в распоряжении МОН Украины, управления Пенсионного фонда, Государственной фискальной службы Украины, Фонда социального страхования и Государственной службы занятости для определения и анализа статуса выпускников на рынке труда за исследуемый период.
Результатом реализации инициативы должно стать создание объективных наборов данных административного, статистического и аналитического характера о трудоустройстве выпускников ЗВО и ЗПТО Украины.
Данные могут быть размещены в публичном доступе на Национальном веб-портале. В статье «Мониторинг качества образования в Украине: профессиональное развитие выпускников ЗВО и ЗПТО». Считаем, что координатором работ по формированию и актуализации соответствующей интегрированной базы данных может выступать Государственное научное учреждение «Институт образовательной аналитики» Министерства образования и науки Украины.
Выводы. В условиях развития информационной экономики и ограниченных ресурсов бюджетного финансирования высшего и профессионального образования, конкуренции со стороны неформальных образовательных провайдеров мониторинг трудоустройства выпускников становится необходимой составляющей системы управления конкурентоспособностью образования, как на институциональном, так и на национальном уровнях.
По результатам изучения международного опыта выяснено, что формирование баз данных о трудоустройстве и доходах выпускников осуществляется тремя основными способами:
1) использование административных реестров налогоплательщиков и социальных взносов на национальном уровне;
2) проведение специальных социологических опросов выпускников и работодателей относительно занятости и качества подготовки специалистов, уровня их доходов на общенациональном, региональном, отраслевом или институциональном уровнях;
3) анализ сайтов по поиску работы и других информационных ресурсов в сети Интернет сведений о вакансиях работодателей и резюме тех, кто ищет работу.
Систематизированный в статье зарубежный опыт мониторинга трудоустройства выпускников позволил обосновать главные инструменты его адаптации в системе высшего образования Украины и создание с этой целью государственной интегрированной электронной базы данных трудоустройства выпускников учреждений высшего и профессионального образования.
Координатором работ по интеграции соответствующих административных баз данных Министерства образования и науки Украины, Пенсионного фонда, Государственной фискальной службы и Государственной службы занятости может быть Институт образовательной аналитики Министерства образования и науки Украины.
Основными направлениями практического использования базы данных являются следующие:
1) оценка качества высшего и профессионального образования в Украине как составляющей систем внешнего и внутреннего обеспечения качества образования, что предусмотрено законодательством Украины об образовании;
2) анализ спроса на выпускников на рынке труда в разрезе образовательных программ, специальностей/рабочих профессий или учреждений высшего и профессионального образования;
3) формирование государственного и регионального заказа на подготовку специалистов и рабочих кадров с учетом данных о трудоустройстве выпускников ЗВО и ЗПТО;
4) использование данных в построении национального рейтинга ЗВО Украины;
5) совершенствование перечня и содержания образовательных программ, профилей подготовки специалистов и рабочих кадров на институциональном, региональном и национальном уровне.
Авторы: А.С. Гринькевич, доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры, Львовский национальный университет имени Ивана Франко, E-mail: OGrynkevych@gmail.com
У.Я. Садовая, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры, руководитель Научно-исследовательского центра социальной и демографической политики и управления «ДЕМОС» Национального университета «Львовская политехника», E-mail: sadlu2004@gmail.com
А.А. Левицкая, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Государственное учреждение «Институт региональных исследований имени М.И. Долишнего НАН Украины», E-mail: o.levytska@gmail.com
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.