Созданный в 2009 году тремя украинскими программистами стартап Grammarly получил 200 млн. долл. инвестиций. Как он работает и почему стоит более 1 млрд. долл.
В октябре 2019 года стартап Grammarly, созданный тремя украинцами в Киеве, был оценен более чем в 1 млрд. долл. Это произошло после того, как он привлек 90 млн. долл. инвестиций. При этом Grammarly уже получал инвестиции на 110 млн. долл. в 2017 году. Таким образом, за последние два года инвесторы вложили 200 млн. долл. в онлайн-сервис, который помогает в написании текстов на английском языке.
Такие темпы и суммы привлечения капитала свидетельствуют о чрезвычайной эффективности бизнес-модели и технологий, которые создали основатели Grammarly.
ЭП связалась с основателем проекта Дмитрием Лидером, чтобы выяснить, как стартап потратит привлеченные 90 млн. долл., на что ушли ранее полученные 110 млн. долл., как повлияет на будущее компании миллиардная оценка, теряет ли стартап долю рынка под давлением Google и Facebook, и над чем он сейчас работает.
Кто, как и почему создал Grammarly
Стартап создали трое киевлян: Алексей Шевченко, Максим Литвин и Дмитрий Лидер. Все началось с идеи Шевченко и Литвина разработать онлайн-сервис, который бы проверял сочинения и рефераты студентов на плагиат.
В начале 2000-х годов соучредители учились в Международном христианском университете и видели, как студенты иногда используют чужие произведения и выдают за свои. Преподаватели часто об этом даже не догадывались. Стоит отметить, что преподавание в университете велось полностью на английском языке.
Так в 2004 году Шевченко и Литвин создали сервис MyDropbox, который проверял сочинения на плагиат. Он привлек внимание многих мировых университетов. В 2007 году сервисом на платной основе пользовались 800 учебных заведений и 2 млн. студентов. Все работы студентов обязательно «прогоняли» через MyDropbox.
В 2007 году технологию приобрела компания Blackboard, которая на то время была мировым лидером среди образовательных платформ. Согласно условиям соглашения Максим Литвин должен был два года проработать в компании и обеспечить интеграцию систем, а Алексей Шевченко не должен был в это время заниматься похожим по концепции бизнесом.
Одно из условий соглашения запрещало Шевченко и Литвину создавать аналогичный сервис в течение двух лет. Выждав этот срок, Шевченко, Литвин и Лидер в 2009 году основали Grammarly. Стартовым капиталом стали деньги от продажи MyDropbox.
Со временем они поняли, что процесс продаж университетам часто происходит слишком долго, и решили продавать продукт индивидуальным клиентам.
Их идеей было создание сервиса, который будет помогать общаться на английском языке эффективнее, где бы эта коммуникация не происходила — от профессиональной до повседневной переписки.
В течение следующих десяти лет стартап Grammarly постоянно расширял возможности своего онлайн-сервиса. Сейчас он работает на основе искусственного интеллекта и способен анализировать сложные аспекты языка и общения.
Как это работает
Grammarly использует ИИ для анализа текста на английском языке и предлагает изменения с целью устранения ошибок и улучшения качества. Советы сервиса сгруппированы в четыре категории: правильность (грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки), четкость (лаконичность и понятность), увлекательность (словарный запас и разнообразие), тон (формальность, вежливость, уверенность).
Инструмент предлагает интуитивно понятный интерфейс в реальном времени с помощью браузерного расширения, веб-редактора, надстройки для Microsoft Office, приложения для рабочего стола и мобильных клавиатур.
У текстовой бесплатной версии Grammarly нашел две ошибки в тексте новости. Украинский стартап Grammarly оценили в более чем 1 миллиард долларов, переведенный на английский язык с помощью онлайн-переводчика Google.
Качество исправленного текста ИИ Grammarly оценил 73-ю баллами из 100. Для сравнения: текст журналиста Business Insider о том, что в марте 2020 году Huawei представит свой флагман, Grammarly оценил 99-ю баллами.
На что стартап потратит 90 млн. долл.
Дмитрий Лидер говорит, что новый раунд инвестиций дает возможность заручиться поддержкой инвесторов и получить преимущества от их советов и связей. Также это позволяет продолжать развивать бренд и привлекать таланты, необходимые для ускорения развития продукта и увеличения количества пользователей сервиса.
Стартап стал прибыльным на второй год существования, в 2011 году, и остается таким до сих пор. Ежедневно сервисом пользуются 20 млн. «юзеров». Среди корпоративных клиентов – 2 тыс. компаний.
Полученные в ходе первого раунда 110 млн. долл. стартап использовал, прежде всего, для расширения объема рекомендаций, углубления функционала сервиса и его охвата.
«Со времени первого раунда инвестиций мы увеличили количество пользователей более чем в три раза – сегодня это более 20 миллионов человек каждый день – и существенно расширили объем рекомендаций, которые предоставляет Grammarly», – отметил Лидер.
«Советы сервиса вышли далеко за пределы исправления грамматики и помогают улучшить четкость, увлекательность и тон письма, – рассказывает он. – Рекомендации Grammarly также помогают сделать текст более последовательным и лаконичным, разнообразить набор слов и улучшить инклюзивность языка.
Мы выпустили мобильные клавиатуры для iOS и Android и добавили в них функцию подбора синонимов, благодаря которой выбирать нужные слова теперь можно на ходу. В сентябре 2019 года мы представили детектор тона, который позволяет убедиться, что сообщение будет восприниматься именно так, как планировали авторы».
В Grammarly работают более 250 членов команды в офисах в Киеве, Сан-Франциско, Нью-Йорка и Ванкувера. В украинском офисе, который сейчас самый большой, работает свыше 140 человек. Стартап активно растет. Вскоре он откроет второй офис в Киеве площадью 1 300 кв. м, где в будущем смогут разместиться 130 человек.
Миллиардная оценка и возможность «экзота»
Лидер подтверждает, что Grammarly был оценен более чем в 1 млрд. долл. По его словам, такая оценка подкрепляет долгосрочные планы компании по развитию. Как известно, конечная цель основателей большинства успешных стартапов заключается в выгодном «экзоте», то есть выходе учредителей из бизнеса в обмен на приемлемую денежную сумму, предложенную великим игроком. В случае с Grammarly таким покупателем могут быть Facebook, Google или Apple.
Однако Лидер уверяет, что учредители не рассматривают продажу компании как цель ее деятельности. По его словам, большой редкостью и ценностью является возможность построить институт по развитию технологического продукта, который существенно и положительно влияет на качество коммуникации в мире и жизни людей.
Он отказался комментировать вопрос о том, сколько раз учредителям поступали предложения продать стартап и какие суммы предлагались.
Чем Facebook Grammarly отличается от сервисов правописания Google
Соучредитель стартапа Лидер говорит, что в начале пути Grammarly сосредоточился на формальном качестве текстов, орфографии, пунктуации и грамматике (сейчас это делают сервисы правописания Google и Facebook). Сейчас сервис Grammarly вышел за пределы таких исправлений, убеждает он.
«Кроме правильности текста, мы даем советы по его четкости, увлекательности и тону. Четкость высказываний не менее важная, чем грамотность, ведь даже грамматически правильное предложение может быть слишком сложным для восприятия.
Однообразие и повторы делают даже информативный текст скучным, поэтому мы советуем, как можно улучшить его увлекательность, например, разнообразить лексику или заменить повторяющиеся термины синонимами», – рассказывает Лидер.
«Определить тон в письме гораздо сложнее, чем в устной речи, ведь у вас нет невербальных подсказок. Правильно выбранный тон незаменимый для построения и поддержания отношений – и личных, и профессиональных.
Grammarly позволяет выбрать цель сообщения в начале его создания и показывает рекомендации в соответствии с ней. Благодаря детектору тона можно определить, как ваше сообщение, вероятно, будет воспринимать читатель», – говорит Лидер.
Украинский стартап пошел гораздо дальше, чем мировые интернет-гиганты в сфере помощи во время написания англоязычных текстов.
Над чем работает стартап
Сейчас команда Grammarly работает над достижением двух целей. Первая – расширить охват продукта, чтобы он был доступен везде, где может происходить письменная коммуникация на английском. Вторая – усовершенствовать его функционал, то есть увеличить объем рекомендаций, которые он предоставляет.
«Среди планов — развитие продукта для поддержки потребностей корпоративных клиентов. Мы понимаем, что письменное общение в профессиональной сфере является одним из сложнейших видов коммуникации. Мы стремимся помогать нашим клиентам, избегать недоразумений в рабочей среде», – заключает Лидер.
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.